Не только католики

Введение юлианского календаря

Юлианский календарь был введён эдиктом Юлия Цезаря и основывался на современном ему римском календаре. Римский календарь состоял из двенадцати месяцев общей суммой 355 дней. Так как это на 10 с небольшим дней меньше, чем длина года, в каждом втором году между VII и VI днями до мартовских календ (между 23 и 24 февраля) вставлялся дополнительный месяц Мерцедоний). Решение о вставке дополнительного месяца принималось понтификом. В период смуты это происходило нерегулярно, кроме того, понтифик порой принимал решения по политическим мотивам, желая удлинить или укоротить правление тех или иных консулов (два консула избирались на год и правили от января до января следующего года).

На момент прихода к власти Цезаря календарные даты заметно отличались от ожидаемых времён года. В 46 году до н. э. Цезарь провёл календарную реформу, целью которой было восстановить синхронизацию календаря с временами года и избежать подобных проблем в будущем. Цезарь реформировал календарь, изменив длину месяцев так, чтобы в сумме они составили 365 дней. Раз в четыре года после 23 февраля должен быть вставлен дополнительный день. Плиний пишет, что эта реформа была разработана с помощью александрийского астронома Созигена. Календарь начал действовать с 1 января 45 года до н. э.

Чтобы восстановить соответствие календаря временам года, Цезарь вставил 67 дополнительных дней между ноябрём и декабрём, разделив их на два месяца (Intercalaris Prior и Intercalaris Posterior). Вместе с Mensis Intercalaris 46 год до н. э. длился 445 дней.

Цезарь переименовал месяц квинтилис (Quintilis) в свою честь, дав ему имя Iulius (июль). Впоследствии несколько императоров называли месяцы своими именами, но, помимо июля, лишь август, названный в честь преемника Цезаря, остался до сих пор.

Почему так произошло?

События, повлиявшие на это, случились в 20-е годы прошлого века. Они связаны с деятельностью митрополита Мелетия (Метаксакиса), который в короткий срок успел побывать Предстоятелем трех Автокефальных Церквей и провел ряд реформ, попытавшись изменить основы православной экклесиологии.

Известный своими модернистскими взглядами и открытым общением с представителями западных Церквей, реформатор Метаксакис за нарушение канонов в декабре 1921 года был низвергнут Синодом Элладской Церкви.

Но решение Синода было отменено, и митрополит Мелетий в январе 1922 года стал Константинопольским Патриархом.

В июне 1923 года в Стамбуле Метаксакис созвал так называемый «Всеправославный конгресс», на котором и было принято решение об изменении календаря Православной Церкви. Это было сделано вопреки постановлениям Великих Соборов 1583, 1587 и 1593 годов и привело к трагическим последствиям.

Впрочем, всеправославным конгресс можно назвать лишь условно. На нем присутствовали представители лишь трех Поместных Церквей: Греции, Румынии и Сербии. Антиохийская, Иерусалимская и Александрийская Патриархии от участия отказались. Русская Православная Церковь в это время переживала не лучшие времена, в самом разгаре был раскол. Других Православных Поместных Церквей к тому моменту еще не существовало.

Переход на новый календарь произошел в первую очередь в Греции и вызвал не только раскол внутри Церкви, разделив верующих на старостильников и новостильников, но даже привел к кровопролитию: недовольные решением собора верующие разгромили резиденцию Константинопольского Патриарха. А самого Мелетия вынудили не только отречься от патриаршества, но и покинуть Стамбул.

Почему католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные 7 января

Различается не дата празднования, а используемый календарь. Прихожане, отмечающие Рождество по старому стилю – 25 декабря, используют современный григорианский календарь. Другие также вспоминают о Рождении Сына божьего 25 декабря, но по Юлианскому стилю, и начиная с 20 века, дата стала приходиться именно на 7 января.

Так было не всегда и число снова может поменяться, потому что разница между календарями постепенно растет, так как является изменяемой величиной. Юлианский календарь, разработанный группой астрономов, и используемый Юлием Цезарем включает 365 дней. Отчет начинается с первого января, при этом в високосном году, наступающем каждые 4 года – 366 дней. Но, этот календарь был неточным, потому что за 128 лет, собирается лишний день.

В 1582 году произошли изменения, и календарь сменили более точным – Григорианским, названным в честь папы Григория. Согласно указу в 1582 году, после 4 октября сразу наступило 15 октября. Отказ от Юлианского календаря сперва затронул католические, а потом протестантские страны.

В России Григорианский календарь ввели много позже, уже во времена советской власти. Но, из 15 автокефальных церквей по старому стилю существуют 4, а именно: Сербская, русская, Грузинская и Иерусалимская и Афонский монастырь. Оставшиеся 10 церквей работают по новоюлианскому календарю, сохраняющему свою актуальность вплоть до 2800 года.

После этого ошибка с шагом в сутки, будет увеличиваться, и в 22 веке потомки будут справлять Рождество Христово не 7, а 8 числа, хотя сама дата остается неизменной. По мнению церкви, принявших Григорианский календарь, единственно верное и оправданное решение – оставшиеся 4 церкви и Афонский монастырь переходят на этот стиль.

Символы Рождества Христова

Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда — сочиво и кутья. Слово «сочельник» как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.

Основным символом самого Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особое место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно.

Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары — золото, ладан и смирна.

Еще один важный символ Рождества — Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это — та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина». Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды — это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил «новую звезду от Иакова», поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом.

Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.

Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп — это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп «приехал» в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие.

Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить «наполовину язычников» или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога. Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным».

***

В те времена в праздниках Рождества принимали участие не только певчие церковного хора, но и прихожане. На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось «Вертепным действом», а в Западной Украине просто «Вертеп».

В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов. Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома.

Католики и протестанты также делают адвент-календари. Адвент — это четыре недели до рождества. Для детей в таких календарях оставляют небольшие подарки.

Поздравления с Рождеством

Поздравьте своих близких старинными рождественскими открытками.

Даты Рождества Христова:

Рождество Христово в 2020 году — 7 января

Рождество Христово в 2021 году — 7 января

Рождество Христово в 2022 году — 7 января

О Рождестве Христовом на Правмире:

О Рождестве Христовом: история праздника

  • Прот. Андрей Ткачев. В приближении Рождества
  • Епископ Александр (Милеант) Для чего Христос пришел в мир? Рождество Христово
  • Протодиакон Андрей Кураев Дары Рождества
  • Рождественский сочельник и Рождество Христово. Ответы на вопросы
  • Архимандрит Ианнуарий (Ивлев) Полнота времени
  • Пророчества о Рождестве Христовом
  • Рождество Христово. Таинство рождественской звезды
  • Прот. Александр Шмеман Преодоление язычества

Календарь Рождества

  • Все ли равно, когда праздновать Рождество? Реформа календаря и пасхалии: история и современность
  • Рождество: почему мы празднуем его не как все люди?

Песнопения и служба Рождества Христова

  • Николай Иванович Державин: Традиции Рождества. Богослужение Рождества Христова и Патриаршая Литургия Рождества Христова
  • Ирмосы Рождества: история и перевод
  • «Предпразднуем, людие, Христово Рождество…»
  • Службы Рождества Христова

Рождественские колядки и песни

  • Сербские песни к Рождеству Христову
  • Коляда и колядки: О чем поют колядки на Рождество
  • Рождественские колядки
  • Поздравления с Рождеством Христовым

Рождественский вертеп

  • Рождественский вертеп. История его появления в России
  • Рождественский вертеп
  • Давайте устроим вертеп!

Видео

Фильм «Рождество» о Рождестве Христовом

Рождество в семье: традиции и обычаи

  • Домашняя радость церковного праздника
  • Рождественский пост и Рождество в нашей семье. Матушка Светлана Радаева
  • Апология рождественской елки
  • Подарки на Рождество

Икона Рождества

  • Иеромонах Амвросий (Тимрот) 9 икон Рождества
  • Обновился мир. Рождество

Проповеди

  • Свт. Василия Великий Гомилия на Святое Рождество Христово
  • свт. Иоанн Златоуст Слово на святое Рождество Христово
  • Свт. Лев Великий Слово II на Рождество Христово, Слово III на Рождество Христово, Слово IV на Рождество Христово, Слово V на Рождество Христово, Слово седьмое на Рождество Христово, Слово восьмое на Рождество Господне, Слово девятое на Рождество Христово, Слово десятое на Рождество Христово
  • Св. Прав. Иоанн Кронштадский: Где же мир на земле, возвещенный Ангелами?
  • Митрополит Сурожский Антоний Бога, явившегося в Вифлеемских яслях, человек придумать не мог  и Чем мы отзовемся на любовь Божию?
  • Свщмч Сергий Мечев Мир или меч?
  • Свщмч. Григорий Лебедев.
  • Протоиерей Алексий Уминский: Господь принес нам богатство любви
  • Начаток язычников. Размышления над Рождественским Евангелием
  • Протоиерей Сергий Правдолюбов Готовися, Вифлееме! и Рождество Христово: Господи, Ты пришел к нам и все для нас сделал!

Викторины

Рождество Христово — ВИКТОРИНА

Очерки и рассказы

  • Игумен Петр (Мещеринов): И сейчас Христу нет места в мире сем
  • Священник Александр Овчаренко: Как мы празднуем Рождество
  • Рождество в 20-е годы
  • Рождество в Гулаге. «Праздновать величайшее событие человечества в лагере было чрезвычайно опасно»
  • Рождество на Соловках
  • Протоиерей Александр Авдюгин Гость
  • Рождественское чудо. Святочный рассказ
  • Рождественская история «Посмотри в окно»
  • Зверь. Святочный рассказ

Стихи о Рождестве

  • Рождественские стихи
  • Под сенью Рождества. Волхвы русской поэзии
  • Рождественская звезда
  • Олеся Николаева. Рождество

Рождество в искусстве

  • Рождество в христианском искусстве
  • Рождественская история Земекиса: Время, деньги и Рождество
  • Открытки к Рождеству Христову
  • Старинные рождественские открытки

Рецепты к Рождеству

Рождественское печенье: пошаговые рецепты, фото, видео

Рождество Христово в мире

  • Протоиерей Игорь Пчелинцев: Ёлочка из Хайфы
  • Православное Рождество в Японии
  • Египет: Антитаранные ворота на Рождество
  • Рождество Христово в стране выходных
  • Зимняя Пасха
  • Кораблик вместо ёлки, свинина вместо гуся… Рождество в Греции (+видео)

Святки

  • Рождество Христово и Святки
  • Святочные гадания, гадания на Рождество. Как на святках не утерять святость?

О Вифлееме

Исраэль Шамир Народы Вифлеема

Фильмы о Рождестве:

Что дарят на рождество в Америке

Рождество – это праздник подарков, которые дарят родственникам, знакомым и друзьям.. Для почтовых служб эти дни выдаются самыми сложными и загруженными.

По данным Почтовой службы Америки, ежегодно, в период с конца ноября и до конца декабря, доставляется примерно 450-470 миллионов писем, бандеролей и посылок.

На рождество в подарок можно получить что угодно. Среднестатистический американец тратит около 900 долларов на подарки к Рождеству и Новому году.

Но все же в США уделяют огромное значение не содержанию подарочной коробки, а внешнему виду – оберточной упаковке. Это почти что символ рождества. Но, к сожалению, последствия праздника – около 4 млн. тонн мусора в виде упаковок и пакетов из под подарков.

Юлианский календарь на Руси

На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.

Летоисчисление, использующее византийское начало года, называется сентябрьским стилем. Летоисчисление, в котором год начинается в марте следующего года (то есть, на полгода позже византийского начала года), называется мартовским стилем. Летоисчисление же, использующее мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века на Руси преобладал мартовский стиль, а в XII—XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский стиль. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.

Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые стили летоисчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.

Историческая справка.

Юлианский календарь был впервые введён в 45 г. до н.э. по инициативе Гая Юлия Цезаря (в честь которого и был назван) на основе многолетних расчётов александрийских астрономов (Египет).

Это наш традиционный «светский» календарь. По нему год делится на 365 дней с небольшим остатком, который раз в 4 года выливается в високосный год с дополнительным днём 29 февраля.

Но в процессе многовекового использования путём астрономических расчетов, европейские математики выяснили, что високосного года недостаточно для полного закрытия календарного цикла. За каждые 128 лет по этой схеме сверху накапливается дополнительный день, ранее никак не учитывавшийся.

По этой причине по решению Папы Римского Григория XIII в 1582 г. в юлианский календарь была добавлена правка: специальным эдиктом за 4 октября того года сразу шло 15. 11-ти дневная компенсация должна была исправить закрывшуюся неточность.

Но так как в результате Великой Схизмы (раскола 1054 г.) единая христианская церковь разделилась на два лагеря, «перевод часов» папы Григория XIII приняла только западная часть (католичество и нарождающееся протестантство), а восточная (православие) название реформу «ересью и хулой» и до сих пор продолжают пользоваться неизменным староюлианским календарем.

Со временем временной разрыв между двумя календарными метрическими системами только увеличивается. В 20 и 21 веке он составляет уже 14 дней.

Отсюда и двухнедельная разница между празднованием рождества по новоюлианскому календарю на Западе и традиционному в России.

Занимательные факты:

  • Несмотря на принятый внутри православной церкви староюлианский календарь (старый стиль), официально летоисчисление в стране ведется по григорианской модели (новый стиль).
  • Переход на Западное время в России состоялся в 1700 году по указу царя-реформатора Петра Великого;
  • Из-за петровской календарной реформы в России появился уникальный праздник «Старый Новый год». Это такое же новогодние торжество, но по «старому стилю». Оно ежегодно празднуется 14 января.
  • Точный день рождения Христа в современном летоисчислении неизвестен: календари «стартуют» от года его появления на свет, который обозначен нулевым. Поэтому историками религий выдвигается теория, что конкретная дата 25 декабря в качестве «дня рождения Спасителя» была назначена путём прений между выдающимися богословами на Великом Вселенском соборе 325 г, который определил обрядность и догматику единого христианства. По теории эта дата была выбрана для удобства, так как на 25 декабря в Римской империи приходился весьма почитаемый праздник Сатурна, на который народ «уже привык» присутствовать и участвовать в торжественных богослужениях, был щедр в пожертвованиях и «легок на подъём».

Адвент

Несмотря на то, что суть Рождества у христиан западного и восточного обряда схожа, традиции его празднования немного отличаются. И эти отличия не только в дате.

Празднованию Рождества Христова в их литургическом календаре предшествует особенный период – Адвент. Он начинается всегда за четыре воскресенья до Рождества. То есть в этом году отсчет стартовал 2 декабря.

Ранее в этот период католики и некоторые протестанты придерживались строгого поста, однако современные правила его не предписывают — Адвент считается временем, которое дается человеку не для ограничения пищи, а для усиленного покаяния.

Церковь рекомендует использовать его для таинства исповеди, размышлений о приходе Христа на землю не только в Рождестве, но и во Втором Пришествии.

Богослужения каждого из четырех воскресений Адвента имеют определенную тематику: первое посвящено пришествию Христа в конце времен; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвертое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.

Также в этим периодом связано несколько других традиций.

Рождественский венок

Наверняка вы уже видели что-то подобное в супермаркетах. Это типичное украшение в форме венка из веток сосны, ели или пихты, которое чаще всего закрепляют вертикально на стенах и дверях домов, устанавливают на стол или подоконник.

Фото из открытых источников

На таком венке размещали традиционно четыре свечи, первая из них зажигалась в первое из четырех воскресений Адвента, вторая – во второе, и т. д. Прибавление света в венке символизировало возрастающее ожидание рождения Христа, но потом к этому добавились дополнительные значения, обусловленные круглой формой, символикой венка, зеленью ели, цветом свечей и декоративных лент.

Сегодня рождественский венок с четырьмя свечами ассоциируется с земным шаром и четырьмя сторонами света, круг символизирует вечную жизнь, которую дарует Воскресение, зелень — цвет жизни, а свечи — свет, который осветит мир в Рождество.

Рождественский календарь

Вторым незаменимым атрибутом в период Адвента является рождественский календарь — специальный календарь, который, по сути, как и рождественский венок, указывает время, остающееся до праздника Рождества.

Чаще всего такие календари делаются как открытки или картонные домики с открывающимися окошками, где в каждой ячейке лежит конфета, записка с пожеланиями, выдержка из Писания или маленькие подарочки. Содержимое атрибута зависит больше от конкретной семьи и того, для кого предназначен календарь.

Фото из открытых источников

Состоит рождественский календарь из 24 дней, отсчитывая время с 1 по 24 декабря, когда празднуется Рождество по григорианскому календарю.

Рождественская ель

В период Адвента христиане западного обряда также устанавливают в домах рождественскую ель, которую наряжают детскими поделками в форме фонариков и сердечек или же покупными игрушками. На ее макушке устанавливают звезду, как напоминание о Вифлеемской звезде.

Чаще всего такие деревья размещаются в центре гостиной, идеально – не очень далеко от камина, на котором развешивают большие носки, число которых равноценно числу членов семьи.

Фото из открытых источников

Позже именно в них, также как и под елку, должен положить свои подарки Санта-Клаус, который является прототипом Святого Николая или Деда Мороза, приносящего детям подарки.

Ясли Христовы

Еще одной традицией в период Адвента является установление яслей или так называемого вертепа. Они нужны для того, чтобы в день самого праздника в кругу семьи или друзей можно было восстановить события Рождества Христова.

Фото из открытых источников

Считается, что при разыгрывании сцены появления на свет Сына Божьего тот Вифлеем входит в дома и церкви и становится ближе и понятнее в сегодняшнем дне.

Подарки и украшения

Общепринятой традиции по украшению дома к Рождеству у православных – нет. Но в Украине одним из главных рождественских украшений является дидух — сноп из колосьев овса, пшеницы, ржи и льна, оставшихся после покоса. Он стоит в течение недели в углу под иконами.

Рождественские подарки у православных также не предусмотрены – обмениваются ими или в Новый год, или на День святого Николая. 

А вот у католиков немного иная традиция. Во-первых, дом к Рождеству украшается тщательно – яслями, фигурками младенца Иисуса и Девы Марии и соломой. Обязательно к 24 декабря уже стоит нарядная елка, а где-то под потолком – омела. Также на столе — хвойный венок со свечами.

Во-вторых, именно в рождественскую ночь Санта Клаус, прообразом которого выступает святой Николай, приносит подарки и складывает их в специально подготовленные носки. 

Григорий против Юлиана

Иисус Христос, согласно Евангелию, родился в иудейском городе Вифлеем во времена правления императора Августа. В тот момент на небе засияла Вифлеемская звезда. 

Традиция изготавливать и украшать новогоднюю елку Вифлеемской звездой пришла с тех давних времен. Но отмечать это событие как праздник стали значительно позже. Первое упоминание о празднике Рождества Христова датируется IV веком. 

В восточных и западных церквях до IV века Рождество Христово, которое соединялось с праздником Крещения, праздновали 6 января и именовали его Богоявлением.

Разница в датах празднования возникла после проведения римско-католической церковью в 1582 году календарной реформы, которая не была признана православной церковью.

Многие католические церкви, но далеко не все, перешли на Григорианский календарь, в котором Рождество выпадает на 25 декабря. А многие православные остались «верны» Юлианскому календарю, где датой рождения Христа является 7 января.

Поэтому 25 декабря нельзя называть «католическим», как и 7 января — «православным». Но мы решили рассказать читателям о различиях в традициях празднования этого дня.

Структура юлианского календаря

В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 суток, что больше продолжительности тропического года (средняя продолжительность — 365 дней 5 часов 48 минут 45,19 секунды) на 11 минут и 15 секунд.

365,25=365+,25=365+14{\displaystyle 365,25=365+0,25=365+{\frac {1}{4}}}

В юлианском календаре годы бывают високосные и невисокосные; первым днём года может быть любой из семи дней недели с понедельника по воскресенье. В совокупности это даёт 2 × 7 = 14 вариантов календаря.

Юлианский календарь на 2020 год
Январь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Февраль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29
Март

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Апрель

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
Май

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Июнь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Июль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Август

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Сентябрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
Октябрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Ноябрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Декабрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Счёт дней в римском и юлианском календаре

Римский календарь основывался на обратном счёте от одного из трех дней месяца — календ (первый день месяца), нон (примерно четверть месяца) или ид (середина месяца). В марте, мае, июле и октябре иды приходились на 15-й день месяца, а ноны — на 7-й день, в остальные месяцы — на 13-й и 5-й день соответственно. Дата отсчитывалась обратным включительным счетом от ближайших календ, ид, или нон; так первый день апреля назывался апрельскими календами, последний день марта — днем перед апрельскими календами (Pridie Kal Apriles), предпоследний день марта — третьим днем до апрельских календ, и т. д.. Такое обозначение дат долгое время сохранялось и в юлианском календаре.

Начиная со средних веков начала распространяться более привычная нам система последовательного счета, в которой все числа месяца нумеруются от первого до последнего. На сегодняшний день такая система используется повсеместно, римская система дат практически полностью вышла из употребления.

Рождественский ужин

Вечером 6 января, в Сочельник, хозяйки ставят на праздничный стол 12 постных блюд, которые символизируют 12 апостолов. Главным блюдом является кутья, которую варят из цельных зерен риса или пшеницы. В нее добавляют мед, орехи, изюм, курагу, мак. Традиционные рождественские блюда – запеченная рыба, овощные салаты, рагу, соления, голубцы с грибами, пироги с овощными и сладкими начинками, растягаи, кулебяки, пирожки. Главный напиток на праздничном столе – узвар или компот из сухофруктов и шиповника.

Люди, которые придерживались сорокадневного поста, начинают разговение утром 7 января. На столах появляется изобилие мясных блюд: запеченный гусь или курица, домашние колбасы, котлеты, заливное. Гостям наливают вино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector