Торпедное оружие

Миссия на БакуреПравить

В 4 ПБЯ, на следующий день после битвы при Эндоре повстанцами было перехвачено сообщение следующего содержания:

«БАКУРЕ УГРОЖАЕТ ВТОРЖЕНИЕ СО СТОРОНЫ ЧУЖЕЗЕМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПЯТЬ КРЕЙСЕРОВ, НЕСКОЛЬКО ДЮЖИН КОРАБЛЕЙ ПОДДЕРЖКИ И СВЫШЕ ТЫСЯЧИ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ. НЕИЗВЕСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. МЫ ПОТЕРЯЛИ ПОЛОВИНУ СВОИХ ВОЕННЫХ СИЛ И ВСЕ АВАНПОСТЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СИСТЕМЫ. СООБЩЕНИЯ ПО ГОЛОСЕТИ, ОТПРАВЛЕННЫЕ В ИМПЕРСКИЙ ЦЕНТР И НА ЗВЕЗДУ СМЕРТИ ДВА, ОСТАЛИСЬ БЕЗ ОТВЕТА. НАСТОЯТЕЛЬНО, ПОВТОРЯЮ, НАСТОЯТЕЛЬНО ПРОШУ ПРИСЛАТЬ ПОДКРЕПЛЕНИЕ».

Капитан Тесса Манчиско, первый и последнийй командир «Шквала»

Повстанцы понесли в бою серьёзные потери (до двадцати процентов личного состава и множество кораблей), но проигнорировать сигнал бедствия не могли. К тому же, оказав помощь Бакуре, они могли бы убедить бакуранцев присоединиться к Альянсу. В спешном порядке была сформирована эскадра под командованием Люка Скайуокера, флагманом которой стал «Шквал». Кроме него в состав эскадры входили пять кореллианских канонерок для огневой поддержки и «Тысячелетний сокол» в качестве боевого охранения. В связи с экстренным характером миссии «Шквал» был недоукомплектован истребителями: на его борту находилось 20 истребителей «X-wing» , 3 — «A-wing» и 4 — «B-wing». К счастью, 12 из 20 крестокрылов принадлежалиРазбойной эскадрилье под командованием Веджа Антиллеса, приданной эскадре. Заранее предполагалось, что истребители «B-wing», скорее всего, будут подбиты, так как после битвы при Эндоре не оставалось времени на их тщательный осмотр и ремонт. Тем не менее считалось, что их огневая мощь даст эскадре необходимую поддержку, пусть это даже будет всего лищь временный эффект.

Весь экипаж «Шквала» был награждён посмертно.

Торпеды Schwartzkopff

Торпеда Schwarzkopf с испанского крейсера Vizcaya

Торпеды Schwartzkopff были разработаны на базе торпед Whitehead в конце XIX века и выпускались на предприятии Eisengießerei und Maschinen-Fabrik von L. Schwartzkopff (рус. Литейные и машиностроительные заводы Шварцкопфа), позже Berliner Maschinenbau.
В 1866 Роберт Уайтхед разработал конструкцию торпеды. Предприятие, созданное Уайтхедом в Фиуме, стало местом встречи деловых партнеров и потенциальных клиентов. Одним из таких посетителей был Луи Виктор Роберт Шварцкопф, владелец немецкой фирмы Berliner Maschinenbau. В последнюю ночь визита Шварцкопфа на заводе исчез комплект чертежей торпед. Уайтхед был уверен, что Шварцкопф не причастен к этому делу. Тем не менее, несколько месяцев спустя, немецкая компания представила торпеду Schwartzkopff. Эта торпеда по внешнему виду полностью походила на торпеду Уайтхеда и даже имела гидростабилизированную маятниковую систему управления, которая считалась основным секретом торпед Уайтхеда. Технические подробности о первых торпедах Шварцкопфа были полностью засекречены.
Для немецких торпед, принятых на вооружение, изначально была введена унификация обозначений. Первое число после буквы означало округленный диаметр в сантиметрах, через дробь указывались две последние цифры года разработки, после чего шло буквенное обозначение дополнительных особенностей торпеды.
Первыми торпедами, получившими новое обозначение, стали С35/74 (опытный образец), С35/76 (на базе ) и С35/77 (на базе ). По сравнению с оригиналом, немецкие торпеды обладали большей скоростью за счет более точного изготовления деталей двигателей. Производство торпед продолжалось на заводе Berliner Maschinenbau и к 1878 году на вооружении Императорских военно-морских сил Германии стояло более 400 торпед.
С учетом опыта производства первых торпед была разработана торпеда С35/79. Следующие разработки, С35/84A (скорость 26,7 узла) и С35/84B(скорость 27,5 узла) оставались на вооружении вплоть до начала Первой мировой войны. Помимо поставок немецкому флоту, более 2000 торпед в 1888 году были проданы в Китай, Японию, Испанию, Швецию и даже в Великобританию.
Торпеды Schwartzkopff имели двигатель, работающий на сжатом до 90 атмосфер воздухе и хранились в незаряженном состоянии. Процесс приведения ее в боевое состояние и закачка воздуха занимали не более 7-8 минут, а дальность хода составляла 585 метров. В качестве взрывчатого вещества использовался пироксилин, приводимый в действие ударным взрывателем.
С 1891 года предприятия Schwartzkopff перешли на выпуск торпед только для продажи на экспорт, а торпеды для немецкого флота стали производится на предприятии Torpedo Werkstatte.

Основные технические характеристики ранних торпед Schwartzkopff

Сравнительная таблица ранних торпед Schwartzkopff
Модель Schwartzkopff С35/76, С35/77 Schwartzkopff С35/79 Schwartzkopff С35/84
Год принятия на вооружение 1877 1883 1885
Диаметр, мм 355 355 380
Длина, мм 4267 4672
Полная масса, кг 273 263,5 300 — 309
Масса боеголовки, кг 14 20 30
Двигатель на сжатом воздухе на сжатом воздухе на сжатом воздухе
Дальность хода, м 402 585 550
Скорость хода, узлов 17 21 26,7 — 27,5
Тип пуска надводный надводный надводный
Поступала на вооружение броненосцы типа Sachsen торпедные катера Fei Yingавизо типа Blitzкрейсера типа Bussardкрейсера типа IreneSMS Kaiserin AugustaАвизо типа MeteorБроненосец SMS Oldenburg (1884)крейсер SMS Seeadler (1878)Авизо типа WachtКрейсера типа Alfonso XIIкрейсера типа Isla_de_Luzonкрейсера типа Velascoброненосец Abdul Kadirкрейсер Hadevendighiarброненосец Hamidiehкрейсер Heibetnumaкрейсер Shadieh крейсер Tsi Yeun

Экспорт торпед Schwartzkopff

Одними из первых торпеды Schwartzkopff приняли на вооружение ВМС США. Первая партия из 12 торпед была закуплена в 1898 году.
Во время Первой китайско-японской войны (1894—1895), как китайские, так и японские военно-морские силы имели на вооружении торпеды Schwartzkopff. Китайский флот первым использовал торпеды во время битвы на реке Ялу, но ни одна из выпущенных торпед не попала в цель из за недостаточной готовности китайских моряков.
Пять месяцев спустя, во время битвы за Вейхайвей, японцы направили группу торпедных катеров с заданием атаковать китайский флот. Выпустив одиннадцать торпед, японцам удалось потопить три китайских военных корабля. Это было самое успешное применение торпед на тот момент времени.
Торпеды Schwartzkopff состояли на вооружение испанского флота во время испано-американской войны, а также поставлялись в Италию, Россию и Японию.

Конструкция реактивной торпеды

Конструкция торпеды уникальна как для своего времени, так и для современности и имеет свои отличительные черты. До сих пор нет подтвержденных данных о создании действительно конкурентоспособной торпеды в иных государствах с подобным принципом действия.

Конструкция торпеды в разрезе

Реактивный двигатель торпеды является главной отличительной особенностью данного изделия. Именно принцип действия на реактивной тяге позволяет развивать огромную скорость торпеды Шквал в 200 морских узлов, что делает торпеду неуязвимой для средств защиты противника, даже перспективных.

Устройство двигателя разделено на два — стартовый и маршевый.

Стартовый соответственно действует при старте и задает импульс по ускорению изделия в водной среде. Маршевый двигатель поддерживает заданную скорость в воде до достижения цели.

Также особенностью действия маршевого двигателя является использование забортной волы в качестве основного окислителя в сочетании с металлами — магнием, алюминием и литием. На обычных торпедах такой двигатель отсутствует и управление осуществляется посредством винтов в задней части торпеды;

Хвостовая часть торпеды Шквал с соплом двигателя

Принцип кавитации при ускорении достигается за счет использования реактивного двигателя и резкого набора большой скорости. В результате этого вокруг корпуса образуется пузырь из воздушной оболочки, что уменьшает трение воды и позволяет поддерживать высокую скорость (до 80 м/с). При этом имеется и кавитатор, который поддерживает заданную скорость, который производит наддув газов посредством газогенератора. Эти факторы объясняют, как движется торпеда с такой огромной скоростью.

Изображение принципа кавитации

Захват цели происходит по предварительно введенным координатам. Так как корабль или подводная лодка имеет достаточно крупные размеры, фиксация цели по данным координатам достаточно надежна и за счет огромной скорости цель не успеет кардинально изменить свои координаты.

Торпеда Шквал, характеристики которой заявлены с учетом сверхзвуковых скоростей в водной среде, имеет  оболочку из высокопрочной стали, способной выдержать огромное давление и нагрузку, при этом не разрушившись во время движения.

Изначально торпеда была как ядерный заряд в 150 Кт.

Такого заряда вполне хватит для уничтожения целой авианесущей группы противника вместе со всеми кораблями сопровождения. После выпуска достаточного количества экземпляров с ядерной частью торпеды стали оснащать обычной боевой тротиловой частью массой в210 кг.

Такого заряда хватит для поражения и практически гарантированного уничтожения любого корабля противника.

В отличие от ракеты торпеда поражает врага за счет действия в воде и наносит несравненно более высокий урон.

Что такое шквал

Шквал — это сильный порыв ветра. Шквалистый ветер за считанные секунды увеличивает свою скорость на 8 м/с и более.

В переводе с английского значение слова шквал (squal) – это «порыв».

Фактором его возникновения является столкновение теплой и прохладной масс воздуха, которое нередко возникает в тропических широтах. При этом холодный фронт служит фоном, а теплый воздух направляется вверх, остывает и образует дождевые облака, идущие длинной узкой полосой.

Перед наступлением шквала ветер дует слабо, затем существенно меняет силу и направление. В отличие от урагана или шторма шквал кратковременен. Его можно прогнозировать по образованию темных облаков. Для шквального облака характерна завеса дождя внутри. Оно проходит низко, стремительно изменяя конфигурацию.

Что такое снежный шквал

Темное облако нередко сопровождается выпадением снега или града. В этом случае природное явление носит название снежный шквал.

Чаще всего он возникает зимой или весной, когда стоит погода с неустойчивой температурой воздуха. Скорость потоков воздуха в эти периоды достигает 30 метров в секунду.

Что такое микрошквал

Микрошквал — нисходящий порыв воздуха. Отличается от шквала своей кратковременностью и направлением вниз.

Продолжительность микрошквала составляет не более пяти минут. Зона распространения – до 4 километров. Может наблюдаться в жаркую погоду во второй половине дня под кучевыми облаками.

Зарубежные аналоги

Длительное время аналоги российской гидрореактивной торпеды отсутствовали. Только в 2005г. германская компания представила изделие под наименованием «Барракуда». Как утверждают представители производителя — Diehl BGT Defence, новинка способна перемещаться с несколько большей скоростью благодаря усилению суперкавитации. «Барракуда» прошла ряд испытаний, но ее запуск в производство пока не состоялся.

Торпеда «Барракуда» германской компании Diehl BGT Defence

В мае 2014 командующий военно-морских сил Ирана заявил, что его род войск тоже обладает подводно-торпедным оружием, которое якобы движется со скоростью до 320 км/ч. Однако в дальнейшем никаких сведений, подтверждающих либо опровергающих это заявление, не поступало.

Известно также о наличии американской подводной ракеты HSUW (High-Speed Undersea Weapon), принцип действия которой основан на явлении суперкавитации. Но эта разработка пока существует исключительно в проекте. На вооружении готового аналога Шквала пока нет ни у одного иностранного ВМФ.


Автор статьи:

Небреха Александр

История

Разработан под руководством  академика АН УССР Г. В. Логвиновича — директора Института гидромеханики АН УССР.

29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР. Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт, впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения.

Высокая скорость движения (до 370 км/ч, в зависимости от плотности водной среды) торпеды была получена за счёт применения подводного реактивного двигателя, работающего на гидрореагирующем твёрдом топливе, которое обеспечивает большую тягу, и движение ракеты в кавитационной полости (паровом пузыре), что снижает сопротивление воды.

В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э». В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.

Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой «Барракуда», использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость. А в мае 2014 года командующий ВМС Ирана заявил, что Иран также имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/ч.

Зарубежные аналоги

Длительное время аналоги российской гидрореактивной торпеды отсутствовали. Только в 2005г. германская компания представила изделие под наименованием «Барракуда». Как утверждают представители производителя — Diehl BGT Defence, новинка способна перемещаться с несколько большей скоростью благодаря усилению суперкавитации. «Барракуда» прошла ряд испытаний, но ее запуск в производство пока не состоялся.

Торпеда «Барракуда» германской компании Diehl BGT Defence

В мае 2014 командующий военно-морских сил Ирана заявил, что его род войск тоже обладает подводно-торпедным оружием, которое якобы движется со скоростью до 320 км/ч. Однако в дальнейшем никаких сведений, подтверждающих либо опровергающих это заявление, не поступало.

Известно также о наличии американской подводной ракеты HSUW (High-Speed Undersea Weapon), принцип действия которой основан на явлении суперкавитации. Но эта разработка пока существует исключительно в проекте. На вооружении готового аналога Шквала пока нет ни у одного иностранного ВМФ.

Автор статьи:

Небреха Александр

История создания быстрых торпед

На самом деле подобная разработка существует уже давно, причем изначально быстрая торпеда была создана советскими военными учеными еще в 1970-х годах. Данный противолодочный подводный комплекс носит название «Шквал» и развивает скорость более 200 узлов.

Также разработкой аналогов занимался
Иран, комплекс этой страны называется «Hoot». Разрабатывались быстрые
торпеды и в Германии, однако их «Барракуда» так и не поступила в
производство. По последним данным разработкой в этой сфере занимается и США.

В чем же
особенность торпед типа «Шквал» и благодаря чему они развивают такое
ускорение?

Саму идею создания такого парового пузыря ученым подсказало известное физическое явление, порой возникающее в водном среде. Оно называется кавитация и связано с резким изменением давления под водой. Данный процесс сопровождается образованием пузырьков вакуума, которые затем схлопываются в потоке жидкости, создавая подобие гидравлических ударов.

Кавитация долгие годы считалась негативным явлением, поскольку с помощью нее противник нередко мог обнаружить подводную лодку. Ударные волны при вращении винта выдавали положение субмарины. Однако эффект кавитации оказался крайне полезным при разработке скоростной торпеды.

ХарактеристикиПравить

Схема «Шквала»

истребителейтурболазерапритягивающего луча

Основная функция крейсера сводилась к тому, чтобы транспортировать истребители на боевые позиции, а затем отойти на безопасное расстояние. В случае, если «Шквал» подвергался нападению со стороны более крупных кораблей, он мог рассчитывать только на истребители, которые перевозил, или же спасаться бегством. Тем большего уважения заслуживает мужество и воля к победе вирджиллианцев, сумевших изгнать имперцев из своей системы силами флотилии, состоявшей фактически из самоходных барж.

На борту «Шквала» находился экипаж в количестве 250 человек. Более половины из них были заняты техническим обслуживанием и ремонтом истребителей. Единственный астромеханический дроид, находившийся на мостике, помогал контролировать системы навигации и управления. Кроме того, ещё два дополнительных астромеханических дроида обеспечивали управление огнём турболазерных орудий.

Применение

Модель 84Р проекта РПК-6М «Водопад» оборудовали боевой частью иного типа, а именно ядерной глубинной бомбой. По неподтвержденным сведениям, мощность этого элемента достигала 200 килотонн в тротиловом эквиваленте. Активация такой начинки должна была происходить на глубине порядка 200 метров. Такая мощность гарантировала если не уничтожение, то существенное повреждение подводных лодок противника в радиусе нескольких километров.

Применение ракеты-торпеды «Водопад» включало в себя проведение нескольких этапов. Сначала команда субмарины при помощи указаний командования или имеющихся гидроакустических систем определяла место вражеской подлодки. Затем в систему наведения вводились соответствующие задания, после чего при помощи сжатого воздуха выполнялся пуск боеприпаса из торпедного аппарата. После выхода раскладывались рули решетчатого типа, активировался силовой агрегат на твердом топливе, который за несколько секунд выбрасывал торпеду из воды к намеченной цели.

История создания сверхзвуковой торпеды «Шквал»

История создания гиперзвукового подводного оружия началась во времена СССР и была вызвана несколькими факторами.

Советский флот не мог эффективно количественно соперничать с ВМФ США, поэтому требовалось создать компактный комплекс вооружения, который можно установить на большинство имеющихся надводных и подводных судов. Этот комплекс должен гарантированно поражать корабли противника на большой дистанции и в то же время быть недорогим в производстве. История создания торпеды включает несколько вех.

60 годы 20 века — начало опытных конструкторских работ по созданию комплекса торпеды с высоким поражающим эффектом и нестандартно высокой скоростью. По требованию Министерства обороны СССР новая торпеда должна быть недосягаема для средств защиты противника и поражать объекты врага на безопасном расстоянии.

Главный конструктор торпеды В.Г. Логвинович

Такой эффект должен быть достигнут за счет применения гиперзвуковой скорости, чего в морской среде добиться нелегко. Разработкой новой торпеды занялся НИИ № 24 и конструктор Г. В. Логвинович.

Сложность заключалась в новизне конструкции, так как до этого никто в мировой практике не пытался создать торпеду способную развить под водой скорости в сотни километров в час, советские торпеды были преимущественно парогазовыми и не обладали столь внушительной скоростью.

1965 год— первое ходовое испытание торпеды на озере Иссык-Куль и соответственно доведение торпеды до своих боевых характеристик. В качестве массового оружия уничтожения флота противника торпеда выглядит эффективнее, чем крылатая ракета, так как действуя в условиях водной среды может нанести существенный урон плавательному средству. Также торпеда несет больший боевой заряд и по существу единственная кто может эффективно поражать подводные лодки противника.

Когда проектировалась реактивная торпеда Шквал, конструкторы столкнулись с двумя основными требованиями — огромная скорость, которая должна быть достигнута за счет применения гиперзвука и универсальность торпеды для размещения, как на кораблях, так и подводных лодках. Для решения этих задач требовалось длительное время, чтобы доработать устройство торпеды Шквал, принятие ее на вооружение затянулось более чем на 10 лет.

1977 год — окончательное принятие на вооружение торпеды нового типа, получившей индекс ВА-111 «Шквал» — оружие на новых физических принципах. Принятие на вооружение ВМФ и дальнейшие испытания были продолжены и после 1977 года, и после распада Советского Союза. Боевая часть торпеды имеет массу в 210 кг и в первоначальном варианте несла ядерный заряд мощностью в 150 КТ. Только через год после принятия на вооружение принято решение об установке обычного заряда в боевую часть.

масса боевой части топеды

1992 год — создание варианта торпеды под индексом «Shkval-Э» как экспортной модификации. У данного варианта исполнения максимальная скорость была уменьшена по сравнению с отечественной за счет использования менее мощного реактивного двигателя. При этом в версии для зарубежных стран отсутствует возможность установки ядерной боевой части и поражения подводных целей.

Многие называют эту торпеду сверхзвуковой, однако данная характеристика не вполне объективна, так как под водой ракета-торпеда Шквал не развивает достаточной скорости для преодоления скорости звука, однако в сравнении со своими конкурентами ее скорость на несколько порядков выше.

Современные виды торпед

Торпеды современного мира представляют собой серьезное вооружение подводных лодок, надводных судов и морской авиации. Это мощный и управляющийся снаряд, который содержит ядерную боевую часть и порядка полу тонны взрывчатого вещества.

Если рассматривать советские военно-морскую оружейную промышленность, то на данный момент, в плане торпедных установок, мы отстаем от мировых стандартов примерно на 20-30 лет. Со времен “Шквала”, созданного в 1970-ых годах, Россия не сделала никаких крупных сдвигов вперед.

Одной из самых современных торпед России является боеголовка, оснащенная электрическим двигателем – ТЭ-2. Ее масса порядка 2500 кг, калибр – 533 мм, масса боевого заряда – 250 кг, длина – 8,3 метра, а скорость достигает 45 узлов при дальности действия порядка 25 км. Помимо этого, ТЭ-2 оснащена системой самостоятельного наведения, а срок ее хранения составляет 10 лет.

В 2015 году российский флот получил в свое распоряжение торпеду под названием “Физик”. Данная боеголовка оснащена тепловым двигателем, работающем на однокомпонентном топливе. К одной из ее разновидностей относится торпеда под названием “Кит”. Эту установку российский флот принял на вооружение в 90-ых годах. Торпеду прозвали “убийцей авианосцев”, потому что ее боевая часть имела просто поразительную мощность. При калибре 650 мм, масса боевого заряда была порядка 765 кг тротила. А дальность действия достигала 50-70 км при 35 узлах скорости. Сам же “Физик” обладает несколько меньшими боевыми характеристиками и его снимут с производства, когда миру продемонстрируют его модифицированную версию – “Футляр”.

По некоторым данным торпеда “Футляр” должна поступить на вооружение уже в 2018 году. Все ее боевые характеристики не раскрываются, но известно, что дальность ее действия составит примерно 60 км при скорости в 65 узлов. Боеголовка будет оснащена тепловым пропульсивным двигателем – системой ТПС-53.

В это же время, самая современная американская торпеда Mark-48 развивает скорость до 54 узлов при дальности действия 50 км. Данная торпеда оснащена системой многократной атаки, если она потеряла цель. Mark-48 подвергался модификации с 1972 уже семь раз, и на сегодняшний момент, он превосходит торпеду “Физик”, но проигрывает торпеде “Футляр”.

Немного уступают по своим характеристика торпеды Германии – DM2A4ER, и Италии – Black Shark. При длине порядка 6 метров, они развивают скорость до 55 узлов при дальности действия до 65 км. Масса их составляет 1363 кг, а масса боевого заряда – 250-300 кг.

Проектирование

Постановлением СМ СССР 1960 г начато проектирование торпеды НИИ-24 (ныне — ОАО ГНПП «Регион»). Проект торпеды утвержден в 1963 г.

Советские ученые и конструкторы создают совершенно новый вид вооружения высокоскоростные кавитирующие подводные ракеты.

Использование новых технологий при создании высокоскоростной подводной ракеты стали возможны благодаря фундаментальным исследованиям отечественных ученых в области:

движения тел при развитой кавитации;

взаимодействия каверны и реактивных струй разного типа;

устойчивости движения при кавитации.

Модель кавитации в каверне (фото слева). Кавитация водяной струи (фото справа). Эксперимент в ГДТ.

Кавитация (от лат. cavita — пустота) — процесс парообразования и последующей конденсации пузырьков пара в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами, образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром самой жидкости, в которой возникает.

Исследования по кавитации в Советском Союзе ведутся в отделение гидродинамики ЦАГИ. Научным руководителем работ данного исследования был Логвинович Георгий Владимирович. Итогом исследования стала возможность производства подобных высокоскоростных подводных ракет.

После серии модификаций, по истечении 13 лет в ноябре 1976 г. Постановлением Совмина СССР комплекс ВА-111 «Шквал» с реактивной торпедой М-5 был принят на вооружение ВМФ СССР.

История создания

Иллюстрация из книги Джованни де ла Фонтана

итал.Giovanni de la FontanaBellicorum instrumentorum liber, cum figuris et fictitys litoris conscriptusрус.«Иллюстрированная и зашифрованная книга инструментов войны» или иначе «Книга о военных принадлежностях»

Следующим событием, предопределившем появление торпеды, стало доказательство Дэвидом Бушнеллом (англ. David Bushnell) возможности горения пороха под водой. Позже Бушнелл попытался создать первую морскую мину, оснащенную изобретенным им же часовым взрывным механизмом, но попытка ее боевого применения (как и изобретенной Бушнеллом подводной лодки «Черепаха») оказалась безуспешной.
Очередной шаг по пути к созданию торпед был сделан Робертом Фултоном(англ. Robert Fulton), создателем одного из первых пароходов. В 1797 году он предложил англичанам использовать дрейфующие мины, оснащенные часовым взрывным механизмом и впервые использовал слово торпе́до для описания устройства, которое должно было взрываться под днищем и таким образом уничтожать вражеские корабли. Это слово было использовано из за способности электрических скатов(лат. torpedo narke) оставаться незамеченными, а затем стремительным броском парализовать свою жертву.

Шестовая мина

заградительной миной

Новым этапом стало появление буксируемых мин. Такие мины существовали как в оборонительном, так и в наступательном вариантах. Оборонительная мина Гарвея (англ. Harvey) буксировалась с помощью длинного троса на расстоянии примерно 100-150 метров от корабля вне кильватерной струи и имела дистанционный взрыватель, который приводился в действие при попытке противника протаранить защищаемый корабль. Наступательный вариант, мина-крылатка Макарова также буксировалась на тросе, но при приближении вражеского корабля буксир шел курсом прямо на противника, в последний момент резко уходил в сторону и отпускал трос, мина же продолжала двигаться по инерции и взрывалась при столкновении с кораблем противника.

рус.Giovanni Biagio Luppisангл.coastsaverРоберту Уайтхедуангл.Robert WhiteheadStabilimeno Technico Fiumano
Торпеда Уайтхеда

Уайтхеду удалось решить две проблемы, стоявшие на пути его предшественников. Первая проблема заключалась в простом и надежном двигателе, который сделал бы торпеду автономной. Уайтхед решил установить на свое изобретение пневматический двигатель, работающий на сжатом воздухе и приводящий во вращение винт, установленный в кормовой части. Второй проблемой была заметность торпеды, движущейся по воде. Уайтхед решил сделать торпеду таким образом, чтобы она двигалась на небольшой глубине, но на протяжении длительного времени ему не удавалось добиться стабильности глубины погружения. Торпеды либо всплывали, либо уходили на большую глубину, либо вообще двигались волнами. Решить эту проблему Уайтхеду удалось с помощью простого и эффективного механизма — гидростатического маятника, который управлял рулями глубины. реагируя на дифферент торпеды, механизм отклонял рули глубины в нужную сторону, но при этом не позволял торпеде совершать волнообразные движения. Точность выдерживания глубины была вполне достаточной и составляла ±0,6 м.

Откуда берутся шквалы

Шквалы — грозное и крайне опасное явление природы, несмотря на его кратковременный характер (хотя в отдельных случаях они продолжаются до часа и более).

Шквалы образуются, как правило, при активном вторжении холодных воздушных масс в теплые. Холодные потоки вытесняют теплый воздух, в результате чего он стремительно поднимается, формируя кучево-грозовое облако, в центральной и задней частях которого наблюдается нисходящее движение, когда ливневые осадки увлекают воздух за собой. В результате под облаком образуется вихревая циркуляция воздуха, в которую вовлекаются воздушные массы из прилежащих районов. При этом ветер резко усиливается и нередко меняет свое направление.

Механизм образования шквала

Чем больше разница температур между встретившимися массами холодного и теплого воздуха, а временами она может достигать 10-15 °С, тем сильнее будет шквал. Следует учесть также и то, что скорость движения воздушных масс в вихре накладывается на скорость движения самого фронта и порой достигает ураганных значений — 50-80 м/с. При этом нередко начинаются ливень, мокрый снег и даже град. Следом идет сильное похолодание.

Шквалы возникают в любое время года, но наиболее часты они летом, когда поверхность земли или воды сильно прогревается.

Ширина шквала, как правило, составляет всего несколько километров (в редких случаях — до 50 км), продолжительность в каждой точке пути — от нескольких минут до получаса. Длина пути шквала обычно 20-200 км. Если осадки после его возникновения отсутствуют, а почва сухая, то нередко начинается пыльная буря.

Различают следующие виды шквалов:

  • белый, возникающий при взаимодействии разнотемпературных воздушных потоков;
  • черный, который всегда сопровождается пасмурной погодой;
  • сухой, при котором осадки не достигают земли из-за сухости воздуха;
  • грозовой, сопровождающийся резкими атаками ветра перед грозой или при ее разряде;
  • дождевой с мощным ливнем;
  • пыльный и другие разновидности шквалов.

При мощной конвекции воздушных масс в летний период могут развиваться не только шквалы, но и грозы, причем даже в относительно сухом воздухе.

Шквал — реальная угроза судам даже в XXI в

Шквальные облака, а они образуются в большинстве случаев, выглядят весьма характерно. Они черные, с опускающимися вниз рваными «когтистыми» краями. В глубине облака заметна белая завеса дождя. Перемещается оно низко над поверхностью земли, причем нижний край облака непрерывно меняет форму.

Шквальные бури срывают крыши и разрушают отдельные дома, ломают деревья, а на море могут перевернуть и затопить корабль. К примеру, белые шквалы в Тихом океане налетают стремительно, безо всяких видимых признаков, и подготовиться к их атаке, к сожалению, невозможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector