Военное время

Реальное обеспечение прав и свобод личности и их гарантированность

Этот признак правового государства является конституционным принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ 1993 года: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения.

Права человека — это суть правового государства, важнейший фактор в раз­витии общества в целом. Знаменитый софист Протагор (481-811 гг. до н. э.) вывел чрезвычайно важную для последую­щих эпох формулу: «Мера всех вещей — человек». Со време­нем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав челове­ка может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.

В первой трети XIX в. крупнейшим теоретиком правового государства называли немецкого философа И. Канта (1724-1804 гг.). Его отличает моральное обосно­вание права. Право по Канту не только формальное условие внешней свободы, но и форма его бытия. Порож­денные разумом правила поведения Кант называет императи­вом. Одна из редакций категорического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта, и в особеннос­ти Гегеля. Последний понимал эволюцию человечества как по­следовательное развитие свободы через преодоление произ­вола. Юриспруденции многих стран, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие нераз­рывные и в какой-то степени тождественные категории.

К числу иных важных признаков правового государства можно отнести:

— наличие развитого гражданского общества;

— создание институтов политической демократии, препятствующих сосре­доточению власти в руках одного лица или органа;

— верховен­ство и правовое действие конституционного закона, установле­ние в законе и проведение на деле суверенности государствен­ной власти;

— возвышение суда как одного из средств обеспече­ния правовой государственности;

— соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти и др.

Типы авторитарного политического режима

Выделяют следующие типы авторитарного политического режима:

  • партийный,
  • военный,
  • корпоративный,
  • национальный,
  • режим личной власти.

Партийный режим

Суть партийного режима состоит в монополизации власти какой-либо партией или политической группировкой, которая не обязательно может представлять интересы партии. Как правило, партийный тип авторитарного режима является результатом революции или навязывается извне или представляет собой результат эволюции власти.

Военный режим

Достаточно распространенным типом авторитарного режима является военный режим. Наиболее частым явлением он стал в послевоенное время, когда власть оказывалась в руках наиболее просвещенных военных. В современное время военные режимы устанавливаются после государственных переворотов, путчей.

Их отличительной чертой является подавление политических и гражданских свобод, широкое распространение коррупции и внутренняя нестабильность. Государственные ресурсы используются для подавления сопротивления и снижения социальной активности граждан, что обеспечивается угрозами, принуждением, нередко физическим насилием.

Национальный тип авторитарного режима

Национальный тип авторитарного режима складывается в результате того, что в рядах правящей элиты формируется доминирующая национальная  или этническая группа.

В странах, в которых сформировался данный тип авторитарного политического режима (Узбекистан, Казахстан, Туркменистан), прослеживается негласная политика вытеснения иных национальных групп. При этом могут применяться такие инструменты ее реализации, как политический террор.

Корпоративный режим

При корпоративном режиме власть сосредотачивается в руках бюрократической, олигархической группировки, которая совмещает власть и собственные личные интересы.

Экономической подоплекой такого режима является государственная система квот, проведение политики по регистрации предприятий, государственное предпринимательство, отсутствие контроля за деятельностью государственных служащих.

Режим личной власти

Режим личной власти является следствием идентификации власти с каким-либо гражданским лицом (например, Индия при И.Ганди, Румыния при Чаушеску). Такой лидер может проводить относительно самостоятельную политику, опираясь на собственную харизму, либо служить интересам своих сторонников.

Как правило, применяются довольно жесткие политические инструменты, однако в совокупности с личностным восприятием лидера, они приводят к законному закреплению власти за ним.

Что могут запретить на время действия военного положения?

Запретить (или ограничить) могут:

работу политических партий, а также общественных и религиозных объединений, чья агитация или деятельность подрывает оборону и безопасность РФ

деятельность иностранных организаций, в отношении которых получены достоверные сведения о том, что они подрывают оборону и безопасность РФ

проведение любых массовых мероприятий

выбор места временного пребывания или жительства

движение транспортных средств (если запрет не полный, то их будут досматривать)

нахождение на улицах в определённое время суток

продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ (а также устанавливается особый режим оборота лекарств и алкоголя)

выезд граждан за пределы территории Российской Федерации

На территории, где введено военное положение, не проводятся референдумы и выборы.

Телефонные переговоры, почтовые отправления и сообщения в интернете контролируются военной цензурой (для этого создаются специальные органы). Отдельному контролю подлежат транспортные объекты, типографии, вычислительные центры и СМИ.

Ещё в условиях военного положения государство может эвакуировать объекты хозяйственного, социального и культурного назначения, временно отселять жителей в безопасные районы и вводить особый режим въезда на территорию.

К формулировкам, которые используются в законе, возникает много вопросов — не очень ясно, каким транспортным средствам запретят движение, до какого именно часа нельзя будет находиться на улице и что такое, например, «особый режим оборота» лекарств. Уточнения обычно прописываются в подзаконных актах, а конкретные меры устанавливают министерства и федеральные службы на основе указов президента.

Кроме этого, введение военного положения обязывает граждан:

подчиняться требованиям органов власти, являться по вызову в военные комиссариаты и выполнять всё, что написано в предписаниях, повестках и распоряжениях

участвовать в работах для нужд обороны, ликвидировать последствия применения оружия, восстанавливать повреждённые объекты, бороться с пожарами и эпидемиями

предоставлять необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности (впоследствии государство компенсирует его стоимость)

Униформа[править]

Повязки на левое плечо с надписью «ТрО».

Бойцы воск территориальной обороны носят типичную для Вооружённых сил Украины камуфлированную униформу, как правило, «украинский пиксель обр. 2014 г.». Чтобы обозначить свою принадлежность к войскам теробороны, солдаты первое время носили на левом плече синюю повязку с надписью «ТрО» (сокр. от «территориальная оборона»). На параде в честь Дня Независимости 24 августа 2016 г. резервисты-тероборонвцы отличались нашивкой с трезубцем синего цвета, однако в последующем указе №606, который регламентировал новую униформу в ВСУ, данная нашивка была не закреплена и вопрос об официальном знаке различия войск территориальной обороны остался открытым.

Вопрос символики батальонов территориальной обороны актуализировался после учений «Северная крепость» (укр. «Північна фортеця»), которые проводились в 2018 г. в Черниговской области, и в которой принимали участие представители бригад территориальной обороны из разных областей Украины. Во время подготовки к учениям военнослужащие разработали специальную круглую нарукавную эмблему серого цвета с изображением крепости и жёлтого трезубца над ней. По кругу нашивки располагался девиз «Захистимо свій дім, захистимо Україну!» (с укр. «Защитим свой дом — защитим Украину»), первая часть которого располагалась сверху на синей полоске, а вторая часть — снизу на жёлтой. Данная нашивка понравилась солдатам, она быстро разошлась по разным бригадам территориальной обороны, а вскоре на её основе бригады стали делать собственные нашивки, заменяя изображение крепости с трезубцем герб своей области, в которой были сформированы, а также добавляя нумерацию и аббревиатура своих бригад, иногда — и название области.

Нашивка с учений «Северная крепость» (крайняя слева) и нашивки различных бригад территориальной обороны, созданных на её основе.

Несмотря на единый образец, нашивки разных бригад все равно довольно сильно отличались: одни помещали в центр нашивки только гербовые щиты области, другие — полные варианты своих областных гербов, а иногда и с добавлением вообще посторонних элементов (например, 118-я отдельная бригада территориальной обороны Черкасской области поместила на свою нашивку герб Черкасской области, наложенный на скрещенные сабли, булаву и перо — эмблему Черкасского областного военкомата, который и проводил формирование данной бригады). Также размещение нумерации, аббревиатуры и названия области различалось от области к области, а в некоторых название области и вовсе отсутствовало, что было более логично, т. к. информацию об этом несет областной герб. Встречались случаи, когда бригады территориальной обороны не использовали вышеописанный прототип, однако все-равно сохраняли круглую форму своих нашивок, как, например, в 113-й отдельной бригады территориальной обороны.

В связи с разработкой новых нашивок для разных регулярных формирований ВСУ, в 2019 г. стал вопрос о разработке единой системы нарукавных нашивок, которые были бы более эстетическими и лаконичными. Максим Хорошунов, например, предложил интересный проект, главным лейтмотивом которого являются зубчатый узор, напоминающий крепостные стены. Нашивки всех бригад территориальной обороны, согласно проекту, должны иметь окантовку в виде зубчатого узора, который будет свидетельствовать о принадлежности к Войскам территориальной обороны. На них не должны использоваться областные гербы, а только сочетания цветов из них, в крайнем случае — отдельные элементы. Также Хорошунов предлагал всем теробороновцам ввести беретный знак в виде ромба со сторонами зубчатой формы и с трезубцем, который официально был утвержден как эмблема ВСУ в 2017 г. В другом проекте Александра Прокоповыча предлагалось для каждой бригады ввести герб, который использовался бы на парадной униформе и боевом флаге, и эмблему, которая располагалась бы на нашивках, причем даже в камуфлированной расцветке. Данный проект также использовал лишь отдельные элементы гербов областей, часто значительно упрощенные, но, в отличии от предыдущего, не использовал гербовые сочетания цветов, предлагая использовать однотонные нашивки. Тем не менее, к существующим проектам не прислушались и в мае 2019 г. обязали все бригады территориальной обороны закупить круглые нашивки обр. 2018 г.

Принципы правового государства

Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Одна­ко, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями.

Современные подходы к пониманию правового госу­дарства можно свести к следующим основным принци­пам:

1. Демократизация общества;

2. Верховенство закона;

3. Правовая защищенность человека;

4. Разделение властей и установление правовых основ государственного строи­тельства.

Эти и другие принципы являются основополагающими идеями, определяющими модель правового государства.

Основу модели правового государст­ва составляет совокупность нескольких положений:

— признание человека высшей ценностью и целью госу­дарства, а не средством решения тех или иных государст­венных проблем;

— реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотноше­ниях с государством, обеспечение свободного развития личности: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека»;

— демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интере­сов меньшинства;

— верховенство и прямое действие конституции и закона во всех сферах общественной жизни. «Закон строг, но это закон»;

— внешний и внутренний суверенитет государства;

— соответствие внутреннего законодательства общепри­знанным принципам и нормам международного права (либо прямое действие международных норм);

— народ, его суверенная воля — единственный источ­ник государственной власти;

— сосредоточение всех государственно-властных полно­мочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;

— взаимная ответственность государства и личности;

— связанность государства правом, его статус как субъек­та права и равенство в этом качестве с другими субъектами, в первую очередь с гражданином;

— разделение властей в организации государственного управления;

— высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;

— наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора общества за деятельностью органов государственной власти всех уровней и за осуществлением законов;

— недопущение монополизма в политике и экономике;

— единство прав и обязанностей граждан;

— наличие развитого гражданского общества.

Правовым государством может быть признана только такая организация полити­ческой власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую за­щищенность своих граждан.

Общая суть термина

Военное положение – это введение специального режима правовых отношений в стране, которые предназначены для обеспечения сохранения жизнеспособности государства и защиты его граждан в определенных чрезвычайных условиях.

Чаще всего поводом для введения данной меры является внешняя агрессия или её угроза. Но в истории известна и масса случаев, когда при внутренних беспорядках вводился режим военного положения. Это объяснялось необходимостью защиты мирных жителей или обеспечением сохранения конституционного строя. Подобные прецеденты имели место как в США, так и во многих европейских государствах.

В большинстве современных стран за введение военного положения отвечает не армейское руководство, а глава государства. Но чаще всего с обязательным одобрением данного решения парламентом страны. В некоторых случаях законодательный орган берет инициативу введения особого режима на себя.

Зачастую условия военного положения предусматривают предоставление дополнительных полномочий центральной власти для обеспечения более оперативного руководства ситуацией, а также определенное сокращение перечня прав и свобод граждан.

Это наиболее типичные причины и следствия ввода военного положения, которые являются идентичными для большинства стран мира. Теперь же взглянем на условия введения и действия военного положения в отдельных государствах, узнаем, в чем состоят их нюансы, а также остановимся на конкретных исторических прецедентах.

Войска выходного дня

Поляки создают свои силы, аналогичные белорусским, заметно медленнее.

Также по теме


Переоценка прошлого: почему Польша снова требует от Германии выплаты репараций

Председатель правящей польской партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский в очередной раз заявил о намерении Польши…

В мае, принимая военную присягу у бойцов первых подразделений территориальной обороны, министр обороны республики Антони Мачеревич заявил, что к 2019 году численность войск территориальной обороны Польши должна достичь 53 тыс. человек, которые будут объединены в 17 бригад. При этом он заметил, что желающих служить в территориальной обороне достаточно.

«Думаю, что этот план удастся реализовать, — об этом говорит наплыв желающих. Отсев небольшой. Как мне докладывают, не более одной десятой желающих отсеивают по состоянию здоровья», — рассказал Мачеревич журналистам.

Польское военное ведомство предполагает, что военнослужащие территориальной обороны «будут взаимодействовать с оперативными войсками в случае угрозы безопасности государства, проводить самостоятельные боевые и спасательные действия в случае, например, стихийных бедствий, а также обязаны быть способными к осуществлению антикризисных и антитеррористических мер».

  • Недалеко от города Миньск-Мазовецки прошли учения по территориальной обороне, организованные польской ассоциацией стрелков Strzelec
  • Reuters

За полгода до этого директор Политического кабинета Министерства национальной обороны Польши Бартоломей Мищевич в ходе XXIV Международного салона оборонной промышленности в Кельцах рассказывал: «Территориальная оборона (ТО) будет пятым видом Вооружённых сил Польской Республики, а не добровольным формированием, как в случае с пожарной охраной. К выбору такой модели территориальной обороны нас подтолкнули источники потенциальной угрозы. Сегодня Польша формирует территориальную оборону по принципу гибридных боевых действий. Мы взаимодействуем с Национальной гвардией штата Иллинойс США».

Также по теме


На учениях НАТО в Польше отработали тактику противовоздушной обороны

Войска НАТО отработали приёмы и методы противовоздушной обороны на учениях «Дракон-17» в польском городе Устка. В манёврах принимают…

Тем не менее польская территориальная оборона — это не профессиональная армия, а скорее попытка перенять американский пример в виде Национальной гвардии, приспособленной для решения задач внутреннего характера (беспорядки в стране, стихийные бедствия и т. п.).

Сейчас созданы три бригады: Подляшская, Люблинская и Прикарпатская, в которые записались 8 тыс. человек. Из них 4,5 тыс. уже приступили к службе.

В дальнейшем каждая из бригад польской территориальной обороны будет насчитывать 3 тыс. человек.

Впрочем, понятие «служба» в данном случае достаточно условное.

С другой стороны, нужно признать: подготовке «территориальных» солдат в Польше уделяется больше времени, чем в Белоруссии, где «территориалов» призывают на сборы от силы раз в год. В Польше добровольцы получают по €116 в месяц от Министерства обороны и обязаны посвящать военной подготовке не менее месяца на протяжении года.

Черты авторитарного политического режима

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Для авторитарного режима характерны следующие черты:

  • власть элиты или главы государства не ограничена законом;
  • народ не принимает участия в управлении государством и не может контролировать деятельность правящей элиты или главы государства;
  • допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии находятся под запретом;
  • власть принимает активное участие только в тех сферах общественной жизни, которые тесно связаны с политикой. Экономика, наука, культура, частная жизнь контролю не подлежат;
  • устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;
  • репрессивные меры применяются только к открытым противникам строя.

Таким образом, авторитаризм является более мягким политическим режимом в сравнении с тоталитаризмом. Особенно явственно это прослеживается в отношении власти и общества. Эти отношения выстраиваются по более либеральному пути, упраздняется четко разработанная рабочая идеология. Тем не менее, по отношению к обществу власть использует методы, в больше степени основанные на принуждении, чем на убеждении.

Исторически за авторитарным режимом закрепился облик системы жесткого политического правления, которое постоянно использует принудительные и силовые методы регулирования основных социальных процессов. Поэтому основными политическими институтами в обществе выступают армия, полиция и иные спец.службы.

Таким образом, при авторитаризме блокируются всякие связи с обществом, утрачивается возможность использования поддержки населения для укрепления правящей элиты.

Следовательно, власть, которая, в-первую очередь, опирается на узкий круг правящего слоя,  не получает поддержки от населения и ее положение становится шатким.

В таких условиях авторитарный режим трансформируется в тоталитарный или демократический режим, в зависимости от того какими политическими инструментами она будет руководствоваться.

Основы и признаки правового государства

По мере развития человеческой цивилизации государство постепенно превра­щается из примитивного «варварского» принудительно-репрессивного образования в демо­кратическую и гуманную организацию политической власти, основанную на верховенстве права.

При этом право играет главенствующую роль лишь в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.

Развитая правовая система государства еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. В тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, однако многие законы противоречили праву. Уголовно-наказуемыми признава­лись административные и дисциплинарные проступки (прогул или опоздание на работу влекли за собой применение мер уголовной ответственности), а также деяния, в силу своей малозначительности лишь формально несущие признаки преступления (хищение одного-двух килограммов зерна — несколько лет лагерей).

В законах попирались справедливые и объективные правовые категории и принципы (например, осуществление правосудия только судом), общепризнанные моральные нормы (дети не отвечают за преступления своих родителей). Законодатель­ством СССР предусматривалась уголовная ответственность «членов семей изменников Роди­ны», для которых создавались спецлагеря, например, печально известный АЛЖИР (Акмоли­нский лагерь жен изменников Родины).

Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Представление о правовом государстве ассоцииру­ется с двумя основополагающими принципами: законодательный порядок в государстве и защищенность гражданина. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права. Как отмечал Л. Дюги, государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву.

Государство, поставленное под контроль права, — это и есть правовое государство, всеохва­тывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона означает, что ни один государственный орган, партийная или общественная организация, предприятие или должностное лицо, ни один гражданин не освобождаются от обязанностей подчи­няться закону, соблюдать и исполнять его. Это означает также, что все другие правовые акты, принимаемые различ­ными государственными органами, должны основываться на законе, не противоречить ему. В этом смысл высшей юри­дической силы закона в иерархии правовых актов.

Юридические, экономические, социальные последствия объявления о начале войны

Наступление военного времени, согласно законодательству всех стран, автоматически влечет за собой определенные последствия.

Юридические последствия

В соответствии с Федеральным Законом «Об обороне» в России состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооружённого нападения на Россию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров России. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Чрезвычайные меры, направленные на оборону страны, связанные с ограничением гражданских свобод предпринимаются всеми государствами. В годы Гражданской войны президент Авраам Линкольн временно отменил основополагающие гражданские права. То же самое сделал Вудро Вильсон после начала Первой мировой войны и Франклин Рузвельт в период Второй мировой войны.

Состояние войны влечет за собой ряд правовых последствий: прекращение дипломатических и иных отношений между воюющими государствами, прекращение международных договоров и др.

В военное время вступают в действие определенные уголовно-правовые акты, или части этих нормативных актов, ужесточающие ответственность за отдельные преступления. В то же время факт совершения преступления в военное время является квалифицирующим признаком отдельных составов воинских преступлений. Ужесточается дисциплинарная ответственность военнослужащих. Командир для прекращения нарушений дисциплины, либо в случае неповиновения получает дополнительные права вплоть до применения оружия.

Согласно ч. 3 ст. 331 УК России уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время, либо в боевой обстановке, определяется законодательством России военного времени.

В исключительно тяжелой обстановке возможны изменения в уголовном судопроизводстве, либо полная отмена отдельных его стадий. Так в осажденном Ленинграде во время блокады действовало Постановление органов местной власти, предписывающее органам охраны правопорядка расстреливать мародёров, грабителей и разбойников, задержанных на месте совершения преступления. Таким образом весь уголовный процесс ограничивался двумя стадиями — задержание и исполнение наказания, минуя предварительное расследование, судебное слушание, апелляционное и кассационное производства.

Экономические последствия

Экономические последствия военного времени характеризуются чрезмерными расходами государственного бюджета на оборонные нужды. Все ресурсы страны направляются на обеспечение потребностей армии. В оборот запускаются золотовалютные резервы, расходование которых для государства крайне нежелательно. Как правило, эти меры ведут к гиперинфляции. Транспорт, в том числе и железнодорожный в первую очередь выполняет военно-экономические заказы в ущерб коммерческим и пассажирским перевозкам.

Социальные последствия

Социальные последствия военного времени характеризуются, прежде всего, существенным ухудшением уровня жизни населения. Перевод экономики на выполнение военных нужд требует максимальной концентрации экономического потенциала в военном секторе. Это влечет за собой отток средств из социальной сферы. В условиях крайней необходимости, при отсутствии возможности обеспечить товарно-денежный оборот, продовольственная система может перейти на карточную основу со строгим дозированным отпуском продуктов на одного человека.

Основы правового государства

Принципиально важными предпосылками и условиями создания и упрочения правового государства являются следующие элементы, составляющие фундамент правового государства.

Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д.

Социальная основа правового государства предполагает: наличие граж­данского общества, свободных граждан, равных перед зако­ном, с широкими социальными правами. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека и их гарантированность.

Нравственную основу правового государства образуют об­щечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, ра­венства перед законом и свободы личности, ее чести и достоинства.

Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального разви­тия личности.

Итак, правовым может быть признано такое государство, функционирование которого основано на праве и основным на­правлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.

Цели и задачи

Целями создания сил территориальной обороны являются придание обороне всенародного характера; повышение возможности военной организации государства по защите суверенитета и территориальной целостности; созданий условий для устойчивого функционирования государственных органов и организаций, экономики, объектов инфраструктуры и жизнедеятельности населения при возникновении военной угрозы и в военное время.

Законом Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» определяется, что территориальная оборона Республики Казахстан является совокупностью мероприятий, осуществляемых Правительством Республики Казахстан в целях защиты населения, объектов и коммуникаций Республики Казахстан от действий противника, диверсионных актов или актов терроризма, а также введения и обеспечения режимов чрезвычайного или военного положения.

Общие задачи и система организации территориальной обороны определяются Верховным главнокомандующим ВС РК — президентом Республики Казахстан.

Для выполнения задач территориальной обороны местными исполнительными органами обеспечивается содержание территориальных войск. В целях введения и обеспечения режима чрезвычайного положения, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий осуществляется специальное развертывание территориальных войск. Для обеспечения территориальной обороны государственными органами и организациями независимо от формы собственности создаются специальные формирования.

В «Концепции интеграции системы территориальной обороны в общую систему обеспечения военной безопасности Республики Казахстан» предусматривается:

  • создание территориальных войск, как резервного компонента Вооруженных Сил Республики Казахстан;
  • организация специального развертывания территориальных войск при введении режима чрезвычайного положения, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий;
  • организация территориальной обороны в целях введения и обеспечения режимов чрезвычайного или военного положения;
  • организация охраны и обороны в период военного положения и в военное время государственных и военных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения силами специальных формирований, путем перевода частных охранных организаций на штаты военного времени.

Военной доктриной Республики Казахстан предусматривается, что:

Разделение властей

Одним из важных признаков демократического государства является разделениевластей. Разделение властей — это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возмож­ность злоупотребления властью.

Основателем концепции разделе­ния властей считают французского просветителя Ш.-Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, на начале разделения властей было основано государственное ус­тройство Римской республики.

Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой «системы сдержек и противовесов», когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимного контроля и ограничения друг друга. «Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга», — утверждал выдающийся французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье. Речь идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаи­мное ограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

Такой государст­венно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной влас­ти — законодательной, что характерно, например, для Англии.

По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная — организовывать их выпол­нение, а судебная — решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделениямежду федерацией и ее субъек­тами.

Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; матери­альной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector