§ 47. патриотизм и верность воинскому долгу

Ответственность за неисполнение

ФЗ установлена ответственность военнослужащих при нарушении прав иных лиц либо неисполнении ими обязанностей:

  • Ответственность дисциплинарная. Устанавливает ее дисциплинарный устав. Наступает за проступки, ведущие к нарушению дисциплины, не согласующиеся с соблюдением воинской чести.
  • Ответственность административная. Определяется теми же нормативными и законодательными актами, которые распространяются на всех граждан Российской Федерации. Однако имеются определённые исключения, так, к военнослужащим неприменима часть мер «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
  • Ответственность гражданско-правовая. Возникает вследствие нанесения военнослужащим организациям либо отдельным гражданам ущерба. К этому виду относится и материальная ответственность, которая предполагает возмещение причинённого ущерба.
  • Ответственность уголовная. Военнослужащие несут ее на общих основаниях, с наличием определённых специфических, специальных особенностей.

Оказание помощи военнослужащему, получившему ранение — одна из обязанностей во время службы в армии

Государственная программа

В девяностые годы прошлого века начался сложный период в развитии нашей страны, когда на патриотическое воспитание молодёжи общество внимания не обращало, роль его была самая незначительная. И это немедленно отразилось на духовном и нравственном аспектах развития подрастающего поколения. Факт оказался не просто негативным, это сказалось и на всех последующих призывных кампаниях — участились случаи уклонения от службы, а среди тех, кто «откосить» не смог, мало кто с желанием и как полагается исполнял воинский долг. Однако была вскоре принята Правительством Российской Федерации специальная государственная программа, посвящённая патриотическому воспитанию граждан. Так у общеобразовательных учреждений появилась реальная возможность активизировать деятельность в этом направлении.

Конечно, даже принятие такой программы полностью всю проблему патриотического воспитания не снимет. Во-первых, начинаться оно должно гораздо раньше и не в школах, а в семьях. Мудрый философ Монтескье написал совершенную правду относительно лучшего метода привития детям любви к Отечеству. Если есть такая любовь у отцов, она непременно перейдёт к детям. Пример — лучшее пособие, самый действенный метод. Начинается такое воспитание с проявлений, далёких от воинских. Будущий солдат прочувствует выполнение воинского долга на примерах обязанностей духовных, материальных, родительских. Родные, учителя, а впоследствии и офицерский состав будут просто продолжать начатое в раннем детстве, и тогда служба пройдёт безболезненно и с хорошей отдачей. Вот именно поэтому учителя и воспитатели должны быть патриотами своей Родины истинно, до глубины души. Так возродится держава.

Вчера

Герои-панфиловцы — всего двадцать восемь человек, среди которых один офицер, вооружённые бутылками с горючей смесью, гранатами и несколькими противотанковыми ружьями. На флангах нет никого. Можно же было разбежаться. Или сдаться. Или зажать уши ладонями, закрыть глаза и упасть на дно окопа — и умереть. Но нет, ничего подобного не случилось, солдаты просто отбивали танковые атаки — одну за другой. Первая атака — двадцать танков, вторая — тридцать. Панфиловцы сумели половину сжечь.

Как угодно можно вести подсчёты — ну не могли они выиграть, никак не могли, ведь на одного бойца пришлось по два танка. Но они выиграли. И почему — понятно. Они всей своей душой чувствовали, что такое присяга. Они занимались простой работой, то есть исполнением воинского долга. И они любили свою землю, свою столицу, свою Родину. Если эти три составляющие присутствуют в военных людях — их не победить. И те, кто видит в Великой Отечественной только ошибки, кровь и муки, не отмечая таланта, воли, умения воевать, презрения к собственной смерти, — они уже побеждены.

Настоящие мужчины

Шестеро бандитов напали на группу отдыхающих в лесу. На пикнике этом недалеко от родного села находился в кругу семьи молодой человек — младший лейтенант Магомед Нурбагандов. Ночью бандиты вытащили всех из палатки и, узнав, что один из отдыхающих — милиционер, затолкали его в багажник автомобиля, увезли и расстреляли. Всё это действо боевики ИГ снимали на видео, которое, отредактировав, выложили на своих каналах в Интернет. Но потом бандитов поймали и уничтожили. И у одного из них обнаружили телефон, где видео было без ремарок. Тогда все люди в России узнали, что настоящие мужчины и сегодня не перевелись, что не пустые слова для них: воинский долг. Оказывается, бандиты приказывали Нурбагандову передать на камеру своим сослуживцам, чтобы те бросали работу и уходили в ИГ. Магомед сказал под дулами автоматов: «Работайте, братья! А больше ничего не скажу.» И это — подвиг.

И совсем недавний случай. Была атакована террористами воинская часть в Чечне, видимо, бандитам понадобилось оружие. Вылазку они совершили глубокой ночью и пытались проникнуть на территорию артиллерийского полка. Воспользовавшись опустившимся на землю густым туманом, они незаметно продвигались к своей цели, но войсковой наряд их всё-таки засёк. И тут же вступил с бандитами в неравный бой. Бойцы не допустили проникновения боевиков на военный объект. Шестеро погибли, но каждый из них погиб при исполнении воинского долга, не отступив ни на шаг. Они спасли не только жизни своих товарищей, но и защитили мирное население, среди которого при таких вероломных нападениях всегда бывают многочисленные жертвы.

Воспитание

Самой благодатной порой для того, чтобы прививать чувство патриотизма, а с ним и воинского долга, считаются детство и юность. Если начать воспитание вовремя, должные чувства обязательно проявятся, и не просто слова будут на слуху гражданина, но понятия эти станут для него священными. Когда выкорчеваны корни исторической памяти, тогда прерываются связи между поколениями, отрицаются традиции, игнорируется менталитет народа, его история, подвиги, слава, доблесть. Нет преемственности — нет условий для того, чтобы патриотические чувства возрастали. Тогда очень тяжело будет формировать воинский долг военнослужащих.

Что же мешает патриотическому воспитанию в наши дни? Почему все идеи национального единства, добра, любви к Родине, семье и народу в целом подменились культами зла, силы, секса, вседозволенности? Почему во главе жизненных прерогатив стоят ложные символы престижности положения в обществе?

Как прививать молодым людям такие установки, чтобы они могли с честью выполнить воинский долг? В первую очередь это должны делать родители, во вторую — образовательные учреждения и, конечно, государство в целом. А в Вооружённых Силах — их командный состав. Развивать патриотизм нужно обязательно, а начинать его необходимо в детском возрасте, не прекращая этот процесс среди юношества. Привязанность к Родине не должна быть чисто теоретической, поскольку само слово «Родина» содержит в себе определение «родной». В России эти чувства всегда были на уровне менталитета, они носили особый нравственный, философский, иногда религиозный или мистический смысл.

Национальный характер

Наш национальный характер — важнейшее обстоятельство, которое оказывает влияние на развитие военного патриотизма. Это родилось не сейчас и даже не при советской власти. Главные черты национального характера, формирующие суть воинского долга, не слишком многочисленны, но каждая из них имеет основополагающее значение. Преданность Отечеству должна быть беспредельной, до полной готовности совершенно сознательно отдать за него жизнь. Воинская присяга всегда имела авторитет непререкаемый и исполнялась при абсолютно любых условиях. Понятия воинского долга и воинской чести всегда были одинаково высоки у солдат и офицерства. В бою нормой поведения были стойкость и упорство, готовность к подвигу. Не было солдата или матроса, недостаточно преданного своему полку или кораблю, знамени, традициям.

Воинские ритуалы всегда соблюдались, а награды и честь мундира вызывали уважение. Попавшие в плен российские солдаты всегда отличались героическим поведением. Всегда помогали братским народам. Русские офицеры не переставали быть лучшими примерами для своих солдат. И более всего ценилось и ценится среди однополчан именно мастерство, а потому всегда растёт стремление как можно лучше овладеть своей воинской профессией. Это касается и рядовых, и полководцев, каждый на своём месте исполнял воинский долг.

Например, Суворов более шестидесяти раз давал сражения неприятелю и ни разу не проиграл. Такого полного набора замечательных качеств не имеет ни одна армия мира. Патриотизм не материален, но влияние его исключительно велико. Его невозможно высчитать, измерить, взвесить. Но всегда в самые критические моменты именно благодаря патриотизму русская армия побеждала.

Армейские будни

Если воинская часть учебная, через 4-6 месяцев многих ребят из молодого пополнения ожидает дислокация в действующие воинские подразделения. В другом случае новобранцы остаются служить на месте принятия присяги до демобилизации.

Независимо от подразделения, изо дня в день солдаты срочной службы живут по определенному расписанию, утвержденному командиром воинской части.

По такому режиму военнослужащие живут на протяжении всего года срочной службы. Исключением из правил являются праздники (Новый год, День части, День защитника Отечества, День Победы). Жизнь солдат полностью подчиняется требованиям и правилам, прописанным в Уставах ВС, основой которых является строгая дисциплина.

Обязанности военнослужащих классифицируются на три группы:

  • Общие. Установлены Законами (Конституцией и ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и Уставами.
  • Должностные. Определены инструкциям, приказам, приложениями к приказам, Уставами.
  • Специальные. Исполняются при несении службы в определенных условиях (боевое и гарнизонное дежурство, наряды по роте, кухне и т. д.).

Права и свободы, конституционно гарантированные гражданам РФ, на период прохождения срочной службы значительно сокращаются. В неполный перечень общих обязанностей входит:

  • сохранять верность Церемониальной клятве (присяге) и основному Закону Государства (Конституции);
  • знать требования Уставов и иных нормативно-правовых документов;
  • добросовестно выполнять обязанности и правила дисциплины, исполнять приказы и распоряжения командиров и начальников;
  • овладевать знаниями, умениями и навыками военной специальности, техникой и вооружением;
  • соблюдать правила личной гигиены, ношения обмундирования, всегда иметь опрятный внешний вид;
  • проявлять стойкость перед трудностями и лишениями;
  • бдительно хранить секретную информацию;
  • укреплять боевое товарищество, уважительно относиться к военачальникам;
  • достойно вести себя вне расположения воинской части.

Солдат обязан развивать в себе одно из ключевых качеств воина – самодисциплину.

Армия вчера и сегодня

С момента создания в любом государстве армия — важнейший инструмент и главное орудие в международной политике. В Российской империи со времени Петра Великого значительная роль в жизни общества отдана была офицерству. Воинский долг является фундаментальным элементом, духовным составляющим воспитательного процесса, который начинает формироваться в самом раннем детстве.

По наставлению графа Воронцова (1859), офицерство должно долг свой знать и звания важность чувствовать. Солдат приходит в армию из мирной, чаще крестьянской, жизни, и потому редко понимает, для чего он здесь нужен, и не знает своего предназначения в деле, которое ему приходится выполнять

И только соответственное воспитание в рядах армии помогает ему получить патриотическое восприятие мира, разбудить историческую память, вспомнить славу собственного Отечества. В армии воинский долг необходим, только сообразуясь с ним, общая идея объединяет и ведёт к победе.

Если солдат будет выполнять свои обязанности не из долга, а из страха или по любой другой причине, нельзя будет положиться на такую армию. Каждый из этих рядов — слуга своего Отечества, и верность воинскому долгу — священная обязанность перед Родиной. Это касается не только солдат, но и каждого гражданина. К сожалению, в наше время российское общество относится к исполнению такого долга очень неоднородно, слишком разительными оказались перемены в нашей многострадальной стране. Многие стараются от армии «откосить». И в этой ситуации человек, помимо неминуемой уголовной, несёт ещё более тяжкую ответственность: на его плечах будущее Отечества. Но верность воинскому долгу для многих сегодня — просто слова, за которыми не стоит ничего.

ОБЖ

§ 30. Основные понятия о воинской обязанности

«Воинская обязанность — это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооружённых Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны» (Ожегов С. И. Словарь русского языка).

В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооружённые Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан. Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность предусматривает:

  • воинский учёт;

  • обязательную подготовку к военной службе;

  • призыв на военную службу;

  • прохождение военной службы по призыву;

  • пребывание в запасе;

  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Рис. Российские танкисты на учениях

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативными правовыми актами и предусматривает:

  • призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

  • прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

  • военное обучение в период военного положения и в военное время.

Мобилизация — комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооружённых Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение — особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Военное время — период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооружённых конфликтов, направленных против нашего государства, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных её местностях военное положение, отдаёт приказ о ведении военных действий.

Рис. Воинская часть проходит торжественным маршем

Выводы

  1. Несение службы в рядах Вооружённых Сил — почётная обязанность граждан Российской Федерации.

  2. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации.

  3. Воинская обязанность в период военного положения и в военное время определяется Федеральным законом «Об обороне».

Вопросы

  1. С какой целью устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации?

  2. Какие мероприятия составляют содержание воинской обязанности граждан?

  3. Какие мероприятия определяют содержание воинской обязанности в период мобилизации и в военное время?

  4. Какое должностное лицо в Российской Федерации может объявить общую мобилизацию и ввести на территории страны военное положение?

Задания

  1. Сформулируйте для себя понятие, что представляет воинская обязанность.

  2. Запомните основные составляющие воинской обязанности и обоснуйте для себя их значение.

Дополнительный материал к § 30

Именной Указ Петра I «О сборе рекрут с людей разного звания и всеобщем вооружении в случае нужды» (1707 г.)

Три тысячи человек собрать из Московских жилых людей Боярских и из деловых и из Подмосковных крестьян молодых и добрых. А которые собраны с городов и деревень дальних, распустить, а добрых зачесть, и быть им только на Москве, а никуда не посылать; а жить им по старым местам, и для того сделать по улицам Съезжие дворы.

Рис. Пётр Великий — создатель русской регулярной армии

Приказных чинов людей обложить по приказам, а городовых по городам по препорции доходов их; ямщикам с Московских с трёх вытей, а с городовых с четырёх вытей человек, со всем, что драгуну принадлежит… С монастырских и Архирейских на своей же плате 80 или 100 человек (а буде возможно и больше) собрать.

Кроме пеших, ещё 200 человек собрать конных, а со скольких дворов или инаким образом, о том разверстать с совету, а собранных зачесть в указанное число, только худых и зело старых выкинуть; также чтоб отнюдь из крестьян не было, но все из дворовых, под казнью.

Перечень основных обязанностей

Так каковы основные обязанности военнослужащего? Конкретный перечень общих обязанностей установлен Указом Президента РФ за № 1495 от 10. 11. 2007 г. Его название – «Об утверждении общевоинских Уставов в ВС РФ». Из его содержания и приложений к Указу следует, что военнослужащий свою деятельность соотносит с положениями Конституции РФ, Федеральных Законов, Уставов, иных правовых актов.

При этом защита суверенитета России, отражение нападения, обеспечение территориальной целостности, выполнение функций, возложенных на военнослужащего международными обязательствами РФ – основа воинского долга, который обязывает военнослужащего:

  • быть всегда верным военной присяге, мужественно защищать Отечество, беззаветно служить народу страны;
  • мастерство в военном деле постоянно совершенствовать, поддерживать вверенные вооружение, технику военную в сохранности, в готовности к использованию по назначению, сберегать имущество;
  • быть дисциплинированным, бдительным, секретные сведения строго хранить;
  • славой вооружённых сил страны и собственной частью дорожить, как и честью своего подразделения, быть верным войсковому товариществу, гордо и достойно осуществлять несение звания защитника Отечества;
  • при выполнении своего долга проявлять храбрость, быть честным, в бою защищать командира, проявлять разумную инициативу, беречь боевое Знамя;
  • быть патриотом, проявлять патриотизм, способствовать сохранению и укреплению дружбы между народами, предотвращать конфликты на религиозной и национальной основе;
  • уважать достоинство, честь товарищей, оказывать им помощь, вызволять из опасности, от недостойных поступков удерживать;
  • командирам, старшим по службе оказывать содействие в поддержании порядка, дисциплины;
  • быть образцом в соблюдении правил воинской вежливости, в ношении формы одежды, знаков различия;
  • при установлении фактов, могущих оказать влияние на исполнение военнослужащим обязанностей, а также о замечаниях в его адрес в обязательном порядке осуществлять доклад своему командиру.

Лица, нарушившие порядок взаимоотношений между военнослужащими либо совершившие в отношении них оскорбления, насильственные действия, привлекаются к ответственности дисциплинарной, а в случае выявления в их поведении признаков преступления – к ответственности уголовной.

Среди видов обязаннностей, какие выполняют военнослужащие, это знание и соблюдение правил безопасности службы. О здоровье должен заботиться, постоянно закаливать свой организм посредством физической подготовки. От вредных привычек воздерживаться.

Для решения служебных вопросов военнослужащий обращается к непосредственному начальнику, только при наличии разрешения от него – к вышестоящему руководству. Такой же порядок предусмотрен и для решения личных вопросов. Лишь при острой необходимости допускается обращение к вышестоящему командиру.

Общие обязанности военнослужащих устанавливают, что они должны иметь представление о нормах международного гуманитарного права. Обращаться с ранеными, заболевшими, потерпевшими кораблекрушение, священнослужителями, медицинскими сотрудниками, гражданскими в районе, где ведутся боевые действия, с попавшими в плен, в соответствии с положениями международных норм.

В случае нахождения в условиях боевых действий вдали от части (в окружении) военнослужащий обязан оказывать врагу сопротивление, избегать пленения. В бою воинский долг должен выполнить с честью. В случае нахождения в беспомощном состоянии при пленении впоследствии обязан изыскивать возможности для освобождения для последующего прибытия в распоряжение своего подразделения, помогать в этом товарищам.

Если военнослужащий оказался пленённым, то при допросах он может информировать противника о своих установочных данных (сообщать Ф.И.О., звание, данные о рождении, личный номер). При этом не должен сообщать врагу секретные сведения, сохранять свою честь, вести себя достойно, проявлять мужество, стойкость.

Оказавшимся вместе с другими в плену оказывать помощь, не допускать перехода на сторону противника, а также вовлечения в действия, наносящие вред вооружённым силам России, Отечеству. Военнослужащий, попавший в плен или ставший заложником, а также при интернировании в нейтральное государство остаётся военнослужащим с сохранением соответствующего статуса. Его командиры обязаны реализовать все имеющиеся меры по его освобождению.

Хост

Наверное, нет человека в нашей стране, который не посмотрел бы фильм Бондарчука «9 рота». Это не такой уж далёкий 1988 год, Афганистан, высота 3234 м, охраняющая доступ к дороге на Хост. Моджахеды очень хотят прорваться. Укрепившуюся на высоте девятую роту (треть её состава в тот момент принимала бой) сначала обстреливают из всех видов артиллерийского оружия, в том числе и реактивными снарядами, гранатомётами, миномётами. Используя горную местность, противник подобрался почти вплотную к позициям наших десантников и с наступлением темноты начал наступление с двух сторон. Однако десант атаку отбил. Во время первого боя геройски погиб Вячеслав Александров, младший сержант, пулемётчик, оружие которого было выведено из строя. Атака следовала за атакой, всякий раз прикрываясь массированным артобстрелом.

Моджахеды с потерями не считались, и погибало их каждую минуту много. С двадцати часов до трёх ночи советский десант выдержал двенадцать таких атак. Боеприпасы почти закончились, но разведывательный взвод соседнего третьего десантного батальона доставил патроны, и эта небольшая группа встала рядом с уцелевшими десантниками девятой роты в последней и решительной контратаке. Моджахеды отступили. Погибли шестеро десантников. Двое стали героями Советского Союза — посмертно: это рядовой Александр Мельников и младший сержант Вячеслав Александров. Это было начало войны нашей страны с международным терроризмом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector