Зил-41047: лимузин для советского правительства
Содержание:
- Технические характеристики
- ЗИЛ-117 1971 г. История, характеристики, фотографии.
- ÐÑÑоÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑвлениÑ
- ÐÑпиÑÑ ÐÐÐ-41047 можно и ÑейÑаÑ
- Модификации
- История создания
- Плюсы и минусы
- ÐÑобенноÑÑи маÑинÑ
- ÐÐÐ-41047: лимÑзин, коÑоÑÑй ÑкÑклÑзивен во вÑем
- Конструкция ЗиЛ-117
- Применение машины
- Основные версии появления ЗиЛ-117
- Особенности внешнего вида
Технические характеристики
Итогом труда разработчиков ЗиЛ-41047 по техническим характеристикам явилась машина, признанная для своего класса самой протяженной и массивной в мире из всех производимых на то время серийных моделей. В традиционном варианте машина представляла собой 4-х дверный лимузин на 7 мест с колёсной базой 3880 миллиметров.
Габариты и вес
По длине советский ЗиЛ лимузин всего семь миллиметров уступил мировому рекордсмену за всю историю конструкций данного типа – американскому Cadillac Series 75, который выпускался в середине 1970-х годов. Габаритные параметры (длина, ширина, высота в миллиметрах) составили 6339х2086х1500 соответственно.
Вес снаряженной массы автомашины — 3335 килограммов. Максимально допустимый (полный) вес обычного образца (без бронекапсулы) составлял 3860 кг, при которой на переднюю ось приходилось до 1793 кг, на заднюю ось – 2067 кг. Вес же особо бронированных VIP-единиц обычно превышал 5 тонн.
Двигательная установка ЗиЛ-41047
Двигатель
Лимузин получил под капот проверенный почти десятилетием карбюраторный двигатель ЗиЛ-4104 V8 (V-образный, 8-цилиндровый, 16-клапанный), объем которого составлял 7,695 литров. Таким образом, камера сгорания каждого цилиндра была почти литрового объема, а показатель степени сжатия при этом равнялся 9,3. Материалом блока цилиндров служил алюминий.
Мощность такой силовой установки составила 315 лошадиных сил (232 кВт), что позволяло развивать обороты мотора до 4600 в минуту. Пиковый показатель крутящего момента равнялся 608 Н/м, что относилось к диапазону 2500-2700 об./мин.
Запитывание двигательной установки производилось от 4-х камерного карбюратора. Важным элементом модернизации по отношению к предшественникам стала бесконтактная система зажигания.
Трансмиссия и подвеска
В конструкции от прежних разработок сохранились трехступенчатая гидромеханическая трансмиссия и привод исключительно на задний мост.
Рессоры достигали полутораметровой длины. Они дополнительно прокладывались полимерными вставками между листами.
Особенность подобной конструкции позволяла «люксовому» авто отличаться повышенной плавностью хода. Кроме того, машина хорошо показывала себя на гравийном покрытии. Дорожные просветы при этом были достаточно небольшими: от 17 до 19,5 сантиметров.
КПП и тормоза
Трехскоростная автоматическая КПП относилась к планетарному типу. Коэффициент трансформации этого устройства имел значение 2,0. Механический стопор позволял эффективно удерживать машину при движении в гору.
Тормозная система относилась к дисковому типу и была двухконтурной. Причём любой из этих контуров мог независимо срабатывать на всех 4 колесах. Стояночный тормоз задействовался при помощи ножной педали.
Расход топлива на 100 км
Средний расчетный показатель расходования топлива на сотню километров пути составлял 22-23 литра. На долговременный выезд без дозаправок такое авто не рассчитывалось, поскольку вместимость бензобака ограничивалась 120 литрами топлива марки АИ-95.
Максимальная скорость
Машина при движении по шоссе была способна развить предельную для себя скорость 190-200 километров в час (для разных модификаций). Тяжелый лимузин при этом мог набрать разгон от 0 до 100 км/ч за 12-13 секунд.
ЗИЛ-117 1971 г. История, характеристики, фотографии.
ЗИЛ-117 был создан в 1971 году на базе правительственного
лимузина ЗИЛ-114 и имел такие же строгие и гармоничные
формы. Несмотря на сокращение длины и колёсной базы, силуэт машины
остался стремительным и элегантным, вполне соответствуя официозному
имиджу легковых ЗИЛ-ов. Внешне ЗИЛ-117 отличался также иным
оформлением передней части кузова.
Фотография ЗИЛ-114
ЗИЛ-117 — советский легковой автомобиль высшего
класса с кузовом седан и кабриолет ЗИЛ-117В. Преемник — ЗИЛ-41041
(1986—2000).
Фотография ЗИЛ-117
По своему статусу ЗИЛ-117 считался на одну ступеньку ниже
лимузинов ЗИЛ-114 и ЗИЛ-115 и полагался кандидатам в члены Политбюро
ЦК КПСС и членам Правительства СССР. В последние годы застоя 117-ми
ЗИЛами начали пользоваться и личные референты Брежнева, что было
сразу пресечено после прихода к власти Ю. В. Андропова.
Шасси ЗИЛ-117, как и ЗИЛ-114, базировалось на мощной раме, имеющей
высокую жёсткость на кручение. Подвеска колёс (передняя торсионная
с продольным расположением торсионов) была оснащена системой,
предотвращающей «клевки» при резком торможении, которая также
заметно уменьшала крены кузова в поворотах, и системой АБС.
ÐÑÑоÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑвлениÑ
ÐÐ°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ñ Ð¿ÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой глÑбокÑÑ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÑнизаÑÐ¸Ñ Ð¿ÑедÑÑавиÑелÑÑкого лимÑзина ÐÐÐ-114. ÐоÑвилаÑÑ Ð¾Ð½Ð° поÑле пÑиÑода к влаÑÑи ÐиÑаила ÐоÑбаÑева. Ðак и пÑедÑдÑÑие авÑо ÑеÑии, ÐÐÐ-41047 можно назÑваÑÑ ÑеÑийнÑм ÑолÑко оÑÐµÐ½Ñ ÑÑловно, поÑколÑÐºÑ Ð·Ð° вÑÑ Ð¸ÑÑоÑÐ¸Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¼Ð°Ñин вмеÑÑе Ñо вÑеми модиÑикаÑиÑми бÑло вÑпÑÑено около 300 ÑÑÑк. Ðо вÑемена СССРони не поÑÑÑпали в ÑвободнÑÑ Ð¿ÑодажÑ, и не могли бÑÑÑ ÐºÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ñ ÑаÑÑнÑм лиÑом ни за какие денÑги. ÐÑи авÑо пÑедназнаÑалиÑÑ ÑÑÑого Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑлÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²ÑÑÑего полиÑиÑеÑкого ÑÑководÑÑва ÑовеÑÑкого гоÑÑдаÑÑÑва. Также неÑколÑко Ñаз оно ÑÑановилоÑÑ ÑеннÑм подаÑком дÑÑжеÑÑвеннÑм лидеÑам дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑÑÑан.Â
УÑиÑÑÐ²Ð°Ñ ÑникалÑноÑÑÑ, немногоÑиÑленноÑÑÑ Ð¸ невеÑоÑÑнÑÑ ÑоÑкоÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ авÑо, на ÑегоднÑÑний Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð½Ð¾ ÑвлÑеÑÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко желаннÑм коллекÑионнÑм, но и одним из ÑамÑÑ ÑÑаÑÑÑнÑÑ Ð² миÑе.
ÐÑпиÑÑ ÐÐÐ-41047 можно и ÑейÑаÑ
- ÐÑ Ð¸ ÑепеÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑе пÑиобÑеÑÑи аÑÑенÑиÑнÑй, безÑкоÑизненно оÑÑеÑÑавÑиÑованнÑй ÑеÑÑо-авÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ ÐÐÐ-41047, пÑоизведÑннÑй еÑÑ Ð² СССР.Â
- Ðибо ÑÑаÑÑ Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°Ñелем абÑолÑÑно нового лимÑзина (2015 г.в).Â
- ÐÑоме Ñого, Ð²Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑе заказаÑÑ Ð¸Ð·Ð³Ð¾Ñовление оÑигиналÑного лимÑзина Ñ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´ÑалÑной оÑделкой Ñалона, кÑзовнÑÑ Ð´ÐµÑалей и комплекÑаÑией.Â
- ÐладелÑÑам лимÑзинов ÐÐÐ-41047 Ð¼Ñ Ð¿Ñедлагаем оÑигиналÑнÑе запÑаÑÑи к данной модели, а Ñакже  ÑаÑÑиÑнÑÑ ÑеÑÑавÑаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑеÑниÑеÑкое обÑлÑживание.
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Модификации
В большинстве случаев модифицированные версии ЗиЛ 41047 представляли собой специализированные автомобили кортежа, предназначенные для сопровождения «первых лиц». При этом внешнее сходство машин охраны и спецсвязи с VIP-лимузином служило фактором, дополнительно усиливающим его безопасность.
Модификации | Особенности | Годы выпуска | Число машин |
ЗиЛ-41041 | Автомобиль сопровождения с 5-местным кузовом «седан» с обрезанной до 3300 мм базой. За счет меньшей длины (5750 мм) и массы (3,2 т) повысились динамические данные | 1986-2000 | 26 |
ЗиЛ-41042 «Черный Доктор» | Транспортное средство медицинского назначения с кузовом «универсал». Кормовая дверь поднималась вверх. Масса – 3,9 т. Функциями реанимобиля не обладал, ограничиваясь транспортировкой для последующей госпитализации под наблюдением экипажа из 3 врачей. | 1986-2000 | 3 |
ЗиЛ-41049 «Дружба» | Автомашина специальной связи с оборудованием типа «Кавказ» | 2000 | 2 |
ЗиЛ-41052 | Модификация на основе специальной бронекапсулы | 1987-1999 | 14 |
ЗиЛ-41053 | Вариант, дополненный традиционным способом бронирования | 1993-1995 | 2 |
ЗиЛ-4107 | Автомашина спецсвязи с оборудованием типа «Диск» | 1988-1999 | Нет данных |
ЗиЛ-41071 | Автомашина спецсвязи с оборудованием типа «Депеша» | 1988-1999 | Нет данных |
ЗиЛ-41072 «Скорпион» | Автомашина выездной охраны специального назначения. Оснащена широкими подножками, длинными поручнями по краям корпуса и внутри него, а также большим люком на крыше, позволяющий вести круговой обстрел. Кормовое окно салона обладало способностью быстрого открывания. Оборудовались радиоэлектронными комплексами «Персей», «Пелена» | 1988-1999 | 8 |
ЗиЛ-410441 | Автомобиль для военных парадов с кузовом «кабриолет». Не был принят заказчиком (Министерством обороны РФ) | 2009 | 2 |
История создания
Задача разработки новой модели правительственного автомобиля СССР для специалистов завода имени Лихачева была обусловлена сразу несколькими важными соображениями, не имевшими отношения к технической стороне дела. Кроме необходимости поддержания сложившейся к этому времени традиции обновления модельного ряда раз за каждое десятилетие, возник дополнительный политический фактор.
Важнейший пост генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году занял новый молодой руководитель Михаил Горбачев, провозгласивший политику «перестройки» всего Советского Союза.
Значительно обновленное руководство СССР многократно повысило свою активность в плане поездок по стране, международных контактов. Таким образом, роль их представительских транспортных средств приобрела важную смысловую нагрузку как часть общего политического «имиджа», призванного символизировать новый курс развития страны.
В итоге новая модель в техническом плане полностью основывалась на предыдущей, хорошо себя зарекомендовавшей, – ЗиЛ-41045. Все основные изменения конструкции правительственной транспортной новинки сосредоточились исключительно на дизайнерских решениях, которые в будущем получат название «рестайлинг».
Внешний вид представительского лимузина получился весьма современным для своей эпохи
Обновление дизайна удачно придало внешнему виду новой модели элементы современности, сохранив общий внушительный «имперский» облик, а также великолепные динамические характеристики предшественников. Двигатель, КПП, трансмиссия, то есть практически вся ходовая часть были полностью унаследованы от предыдущей модели «зиловской» разработки, то же самое относилось к бронекапсуле и общей планировке салона.
Плюсы и минусы
К числу несомненных плюсов «последнего лимузина СССР» относятся:
- Современный для тех лет экстерьер;
- Высочайший стандарт защищенности;
- Отличная устойчивость на дороге;
- Сверхмощный двигатель;
- Гидроусилитель и наличие регулировки рулевой колонки;
- Качественная сборка и дорогая отделка;
- Многослойная покраска кузова;
- Отличная шумоизоляция;
- Эффективная климатическая установка;
- Вместительное багажное отделение.
Вместе с тем специалисты отмечают следующие недостатки:
- Крупные габариты;
- Большой расход топлива;
- Ограниченная емкость бензобака;
- Значительный рост стоимости из-за множества ручных операций при производстве;
- Неудобный трансмиссионный тоннель внутри салона.
Подводя итог можно констатировать, что автомашины серии ЗиЛ-41047 в качестве правительственных представительских авто оказались для своего времени на весьма достойном мировом уровне.
Автор статьи:
Роев Олег
ÐÑобенноÑÑи маÑинÑ
ÐÐÐ-41047 â ÑÑо одно из ÑÐµÑ ÑвоÑений, коÑоÑое Ñамим ÑакÑом Ñвоего ÑÑÑеÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÐ°Ð·Ð²ÐµÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¼Ð¸Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо в СССРÑоÑоÑо Ñмели делаÑÑ ÑолÑко военнÑÑ ÑеÑникÑ. ÐвÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑилÑÑ ÑдивиÑелÑнÑм по многим паÑамеÑÑам, о Ñем ÑвидеÑелÑÑÑвÑÐµÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ ÑÐ¾Ñ ÑакÑ, ÑÑо ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¶Ðµ поÑле ÑаÑпада СовеÑÑкого СоÑза амеÑиканÑÑ ÐºÑпили бÑониÑованнÑÑ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ñ ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑазобÑаÑÑÑÑ, как ÑовеÑÑким инженеÑам ÑдалоÑÑ ÑовмеÑÑиÑÑ Ð½ÐµÐ²ÐµÑоÑÑнÑй комÑоÑÑ, бÑоÑкÑÑ Ð²Ð½ÐµÑноÑÑÑ, моÑÑ Ð¸ ÑанÑаÑÑиÑеÑкÑÑ Ð·Ð°ÑиÑÑ Ð¾Ñ Ð»ÑбÑÑ ÑгÑоз.Â
ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑÑ Ð¿ÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð·Ð°Ð¸Ð½ÑеÑеÑованноÑÑи ÑпеÑиалиÑÑов из СШРдоÑÑаÑоÑно пÑивеÑÑи ÑолÑко некоÑоÑÑе ÑаÑакÑеÑиÑÑики авÑомобилÑ:
- ÑпоÑобноÑÑÑ Ð²ÑдеÑживаÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑÐ²Ñ Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð´Ð½Ð¸Ñа и кÑÑÑи;
- Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑленепÑобиваемоÑÑÑ Ñо ÑÑÑелкового оÑÑжиÑ, в Ñом ÑиÑле бÑонебойнÑми пÑлÑми калибÑа 7,62 Ñо ÑÑалÑнÑм ÑеÑдеÑником;
- невозможноÑÑÑ Ð¿ÐµÑевоÑоÑа маÑинÑ;
- 190 км/Ñ Ð¼Ð°ÐºÑималÑной ÑкоÑоÑÑи;
- Ñазгон до 100 км/Ñ â до 13 ÑекÑнд;
- ÑнаÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð°ÑÑа â ÑвÑÑе 4 Ñонн;
- обÑем 8-ÑилиндÑового двигаÑÐµÐ»Ñ â 7,68 л;
- ÑаÑÑод Ñоплива â 30-35 лиÑÑов пÑи ÑкоÑоÑÑи в 120 км/Ñ.
Â
Ðомимо пÑоÑего авÑо бÑло макÑималÑно комÑоÑÑнÑм. ÐÑоÑÑоÑнейÑий Ñалон вÑÑÑнÑÑ Ð¾ÑделÑвалÑÑ ÐºÐ¾Ð¶ÐµÐ¹ и деÑевом, обилие меÑÑа и мÑгкие кÑеÑла Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑÑ ÑегÑлиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»ÑÑÑ ÐºÐ¾Ð¼ÑоÑÑно ÑÑвÑÑвоваÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð¿Ñи езде на лÑбÑÑ Ð´Ð¾ÑогаÑ. ÐпеÑвÑе в Ð¡Ð¡Ð¡Ð Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ñ ÐÐÐ-41047 полÑÑила двÑÑзоналÑнÑй климаÑ-конÑÑолÑ. ÐÐ»Ñ ÑÑого в авÑомобиле ÑÑÑанавливалиÑÑ ÑÑÐ°Ð·Ñ 2 кондиÑионеÑа â оÑделÑно Ð´Ð»Ñ Ð¿ÐµÑÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ Ð¸ Ð·Ð°Ð´Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð°ÑÑажиÑов. ÐÑоме Ñого, Ñам бÑло вÑе оÑÑалÑное, ÑÑо должно пÑиÑÑÑÑÑвоваÑÑ Ð² пÑемиÑм-лимÑÐ·Ð¸Ð½Ð°Ñ 80-Ñ â ÑлекÑÑоподогÑев, кнопоÑное ÑпÑавление окнами и многое дÑÑгое.
ÐÑоизводилаÑÑ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ñ Ð² в 3-Ñ Ð²Ð°ÑианÑаÑ: лимÑзин, кабÑÐ¸Ð¾Ð»ÐµÑ Ð¸ Ñедан. ÐÑи ÑÑом ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ, ÑÑо пÑакÑиÑеÑки вÑе деÑали ÑÑого ÑдивиÑелÑного ÑаÑиÑеÑного авÑо бÑли изгоÑÐ¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð² СССР!
ÐÐÐ-41047: лимÑзин, коÑоÑÑй ÑкÑклÑзивен во вÑем
ÐкÑклÑзивнÑми авÑомобили ÑÑановÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ ÑамÑм ÑазнÑм пÑиÑинам: по ÑÑаÑÑÑÑ, Ñене, ÑаÑакÑеÑиÑÑикам, дизайнÑ, конÑÑÑÑкÑивнÑм оÑобенноÑÑÑм, ÑазмеÑÑ ÑеÑии и дÑÑгим аÑпекÑам. ÐкÑклÑзивнÑÑ Ð¿Ð¾ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð»Ð¸ неÑколÑким пÑизнакам маÑин ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑваÑаеÑ, но ÑолÑко ÑÑиÑаннÑе модели ÑникалÑÐ½Ñ Ð½Ðµ в Ñем-Ñо, а ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð²Ð¾ вÑем. Родна из Ð½Ð¸Ñ â легендаÑнÑй ÑовеÑÑкий лимÑзин ÐÐÐ-41047.
Конструкция ЗиЛ-117
Автомобиль ЗиЛ-117 — хорошая переработка «114-й». Многое схоже во внешнем оформлении, отделке салона и технических характеристиках.
Первое отличие салона — задний ряд придвинут к переднему для уменьшения длины. Несмотря на это, комфортность нахождения на пассажирских местах не ухудшилась. Такой шаг сэкономил полметра длины. Отделка интерьера сохранилась. Конструкторы планировали сделать кузов несущим, но из-за этого пришлось бы разрабатывать всё с нуля, устанавливать усиление каркаса. Это привело бы к повышению массы авто. Чтобы решить проблему, инженеры заменили периферийную раму на штампованно-сварную лестничного типа.
Колёсная база стала короче на 48 сантиметров. Укорачивание таких элементов, как кузов, карданный вал, трубопровод и проводка позволил сэкономить ещё полметра. Больше отличий в «железе», по сравнению со «старшим братом», нет.
Двигатель ЗиЛ-117 остался без изменений. Восьмицилиндровый мотор с V-образным расположением цилиндров. Он обладал внушительными характеристиками: 300 лошадиных сил, позволяющие разгоняться до 190 км/ч. Конструкцию силовой установки дополняли четырёхкамерный карбюратор, гидравлический толкатель клапанов и транзисторная система зажигания. Сохранилась двухскоростная автоматическая коробка передач с гидротрансформатором. В 1975 году её заменили на трёхступенчатую ГМП.
Подвеска изменений не потерпела. Она обеспечивает плавную и мягкую езду по асфальтированному и грунтовочному дорожному покрытию. Главной особенностью конструкции подвески является стабилизатор поперечной устойчивости и торсионы, выступающие в роли упрогого элемента. Шум в салоне понижен за счёт крепления подвески к раме — с помощью резиновых шарниров.
Тормозная система состоит из двух контуров. Каждый работает с парой колодок на колёсах, расположенных относительно друг друга по диагонали. Это сделано для повышения безопасности: в случае поломки одного из контуров в процессе движения, автомобиль мог уверенно тормозить. В устройстве задних тормозов присутствует ограничитель усилия. Вакуумный усилитель дополняет главный цилиндр тормозного механизма. В контурах передних и задних скоб присутствуют гидровакуумные усилители. Стояночный тормоз работает от нажатия педали. В его основе лежит механический привод. Он оказывает воздействие на тормозные барабаны задних колёс. Стояночный тормоз работает при неисправной гидравлике. При начале движения стояночный тормоз деактивировался автоматически.
Технические характеристики:
- Длина — 5,7 метров;
- Ширина — 1,5 метра;
- Высота — 3,3 метра;
- Колёсная база — 3,3 метра;
- Клиренс — 17 сантиметров;
- Вес — 3,2 тонны;
- Объём двигателя — 7 литров;
- Мощность — 300 лошадиных сил;
- КПП — автоматическая;
- Максимальная скорость — 190 км/ч;
- Расход топлива — 18 литров на 100 километров.
В салоне упразднили перегородку между передним и задними рядами. Кожей обшиты не только передние сиденья, но и задний диван. Подлокотников нет, поэтому средства связи и пульты дистанционного управления поместили в массивную конструкцию, располагающуюся между передними колёсами. Реализована раздельная система кондиционирования: для водительской и пассажирской зон.
Между задними дверьми теперь размещаются «сановные» пассажиры. При этом стёкла перед задними стойками сохранились. Задние стойки пришлось сделать прочнее, так как их количество снизилось с восьми до шести. Угол наклона у передней кромки задних стоек изменился, из-за чего изменилась форма задних дверей. Задние двери оснащены глухими форточками.
Колёсные арки и кромки задних крыльев получили новый декоративный элемент — хромированные молдинги. Основу дизайна от 114-й модели сохранили, так как он отвечал современным требованиям премиум-класса. Несмотря на уменьшение длины на полметра, внешний вид транспорта не испортился, а только заиграл новыми красками. От «лимузина» укороченная версия отличалась непринуждённостью и повседневностью, хотя выполняла такую же роль — транспортировка первых лиц государства. Для простых граждан «114-й» казался недосягаемым, а модель ЗиЛ-117 определялась как машина, на которой можно передвигаться ежедневно.
Применение машины
Основным заказчиком и эксплуатантом автомобилей выступал Гараж особого назначения (ГОН), обеспечивающий специализированным транспортом высшее руководство Советского Союза, а затем России. Вплоть до нынешнего времени ГОН является структурным подразделением Федеральной службы охраны РФ.
Правительственные лимузины задействовались для обеспечения безопасного передвижения высших должностных лиц страны, включая их работу при проведении официальных международных мероприятий. В частности, отечественными представительскими машинами перевозили лидеров большинства зарубежных государств, находящихся с визитами в СССР и России.
Завершающим экземпляром серийных ЗиЛов-41047, построенных заводом, стал президентский лимузин для официальных мероприятий под заказ администрации главы Казахстана Нурсултана Назарбаева. К 2009 году относится попытка возобновления штучной сборки автомашин. Невостребованный заказчиком экземпляр модификации 410441 («кабриолет») был продан четвёртому президенту Украины Виктору Януковичу для его личного гаража, из которого с 2014 года он перешел как экспонат в украинский «Музей коррупции» в Межигорье.
В советское время наделение кого-либо из представителей высшего партийно-государственного руководства автомашиной семейства ЗиЛ-4104 в качестве служебно-персонального транспортного средства носило чрезвычайно престижный характер, особо подчёркивая принадлежность этого лица к кругу носителей высшей власти. Но после распада СССР, для руководства получившей «независимость» России подобные соображения со временем полностью утратили актуальность. Тем не менее эксплуатацию ЗиЛ-41047 ГОН продолжал вплоть до 2008 года.
Следует отметить важную деталь: пробег каждого из правительственных транспортных средств имел чётко обозначенную границу — 100 тысяч километров. По достижении этого показателя, спидометры машины шли «под списание», сопровождавшееся их полной разукомплектацией. По этой причине авто подобного класса так мало сохранилось к настоящему времени.
ЗиЛ-41047 на улицах Москвы в российскую эпоху
Основные версии появления ЗиЛ-117
Существует три основные причины, по которым создали «укороченный» лимузин. Документального подтверждения нет ни у одной из трёх.
Следующий «миф» — личное недовольство габаритами представительского авто Л.И. Брежневым. В 1966 году на показе окончательных вариантов в Кремле генеральный секретарь выразил недовольство главному конструктору относительно размеров. Он считал, что габариты лишают шофёра удовольствия управлять машиной. Это пересекается со слухами о том, что Брежнев хотел получить быстрый автомобиль, которым мог управлять сам. Для удовлетворения потребности первого человека Союза могли бы собрать несколько индивидуальных экземпляров, не тратя средства на серийный выпуск.
Наиболее правдивой версией считается борьба в верхах политической власти. Кандидаты в члены Политбюро довольствовались устаревшими «Чайками», которые по внешнему виду и характеристикам уступали ЗиЛ-114. Так как во власти в то время обретали значимость внешние атрибуты, чиновники второго политического эшелона не хотели уступать первым лицам Союза. Поэтому на разработку поставили «117-й». Эта версия вызывает сомнения, так как делать государственные заказы такой величины члены в Политбюро не могли.
Особенности внешнего вида
Серийные машины представительского класса автозавод ЗиЛ производил по примеру кораблестроительной технологии, используя стапель вместо конвейерной сборки. Длительность такого процесса составляла около 5-6 месяцев, а в среднем за год завод выдавал не более полутора-двух десятков готовых экземпляров.
При изготовлении кузовных панелей широко применялись ручные операции: подгонка деталей производилась целевым назначением на конкретный экземпляр. Поскольку существовали различия, связанные с будущим применением заказанных автомобилей, они отличались комплектацией ряда узлов, качеством материалов отделки.
При покраске кузова применялась нитроэмаль тёмно-металлического оттенка. Она наносилась последовательно до 15 слоев подряд, а в промежутках между этими операциями каждый раз производилась полировка.
Водительское место автомобиля ЗиЛ-41047
Салон и корпус
По отношению к предшествующим моделям семейства ЗиЛ-4104, общее устройство салона принципиально не поменялось. У стандартной 7-местной версии лимузина средняя из трех конструктивно заложенных линий сидений являлась страпонтенами, убирающимися в специальную перегородку между двумя отсеками салона.
Оба сиденья в переднем ряду были обиты натуральной кожей, а два кресла «главных пассажиров» обивались наиболее качественным велюром. Для облицовки внутренней поверхности дверей, оконных рамок и некоторых других частей интерьера применялись элементы из ценных пород древесины, как правило, из карельской березы.
Отсек для «главных пассажиров» лимузина
Микроклимат внутри салона обеспечивался раздельными установками кондиционирования для первого и VIP-отсеков. Подлокотники служили высокопоставленным пассажирам как место размещения средств управления электроподъемниками для внешних стекол и перегородки, разделяющей пространства двух отсеков. Также с задних сидений можно было управлять аудиосистемой или кондиционером. Отдельные ниши в задней части кузова предназначались для размещения абонентских устройств спецсвязи.
Внешняя часть кузова претерпела существенное обновление дизайна. Прежде всего, это коснулось оптики. Сдвоенные фары с традиционных круглых сменились более современным «квадратным» исполнением. Передние поворотники сменили прежнее расположение, став продолжениями фарных пар на углах, а сигнальные фонари на кормовой части также изменили свой вид.
Кроме того, дизайнеры ЗиЛа сделали более экспрессивной облицовку радиатора. Зеркала заднего обзора были встроены в новое обрамление. Они крепились не на дверной плоскости, а непосредственно к кузову. Привычные для прежних десятилетий форточки у боковых стекол были ликвидированы.
Бронирование
Особую броневую защиту семейства ЗиЛ-4104 начали применять с 1983 года под модель 41045. Курганский машиностроительный завод, специализирующийся на выпуске боевых машин пехоты, изготовил за несколько лет 20 специальных бронекапсул, на основе которых затем сооружались представительские бронелимузины. Такая версия имела наименование ЗиЛ-4105.
Вес подобных конструкций при этом заметно возрос, составив более 5,5 тонн. Но испытания ЗиЛ-4105 показали, что его броневая защита спокойно отражает бронебойные пули, выстреливаемые из 7,62-миллиметрового автомата и снайперской винтовки Драгунова. Бронекапсула оказалась непробиваемой для гранат, даже когда их взрывали непосредственно у бензобака.
Такая возможность достигалась за счет применения самой качественной из отечественных марок броневой стали, по праву считавшейся лучшей в мире. При этом толщина бронирования была относительно невелика: варьировалась в пределах 4-10 миллиметров.
За исключением нескольких испытательных образцов, бронированные автомобили на базе ЗиЛ-41045 обозначались как ЗиЛ-41051, а с 1987 года на шасси ЗиЛ-41047 стали выпускать бронелимузины ЗиЛ-41052. При этом у шести экземпляров новых сборок применялись бронекапсулы с машин предыдущего поколения, у которых пробег достиг предельно допустимого значения.
В 1990-е годы три стандартных ЗиЛ-41047 ради эксперимента попытались бронировать по западной технологии с применением кевлара и углепластика. Этот заказ выполняла германская компания Trasco Bremen, оставив одну из машин как испытательный образец на своем полигоне. Два готовых экземпляра пришлось снова доработать ЗиЛу, так как ходовая часть перестала соответствовать увеличенной массе автомобиля. Полученным таким способом двум бронелимузинам дали наименование ЗиЛ-41053.
Бронированная модификация ЗиЛ-41052