Сð°ð¼ñð¹ ð¼ð°ññð¾ð²ñð¹ ð±ñð¾ð½ðµð°ð²ñð¾ð¼ð¾ð±ð¸ð»ñ ðñð°ñð½ð¾ð¹ ðñð¼ð¸ð¸
Содержание:
Конструкция ГАЗ-64
Если говорить о конструкции автомобиля, то создатели ГАЗ-64 талантливо и максимально эффективно использовали готовые узлы и детали действующего
производства. В большей части «донором» нового автомобиля стал ГАЗ-61.
От ГАЗ-61 были использованы только агрегаты шасси, уже отработанные в производстве: передний ведущий и задний мосты (оба с переделками), раздаточная
коробка, КПП (в основе своей ГАЗ-АА с незначительными изменениями), укороченные карданные валы, передние рессоры (на ГАЗ-64 применены как задние), рулевой
механизм, тормоза (кроме их привода), диски колес.
Переделанный двигатель от ГАЗ-ММ был размещен необычно высоко, что позволило увеличить клиренс в средней части. По сравнению с ГАЗ-61 база была укорочена
на 755мм, что позволило отказаться от промежуточного карданного вала. Правда, это увеличило стояночный угол переднего (и единственного) карданного шарнира
до 5,34 градуса, но он оставался в допустимых пределах и не вызывал отрицательных последствий (например, крутильных колебаний и вибраций). Передний
открытый карданный вал получил солидные шарниры на игольчатых подшипниках ГАЗ-51 типа «Кливленд» (вместо ЗиС-101 на ГАЗ-61), только еще осваиваемые
заводом.
Кузов — открытый, четырёхместный (передние сиденья — раздельные). Ещё двое бойцов могли сесть на полках задних крыльев. Там же размещалось стрелковое
оружие, боеприпасы (вплоть до 45-мм снарядов) и специальное оборудование (рация). Для беспрепятственного и быстрого выхода кузов был бездверным.
Брезентовый тент простейшей формы без боковин придерживался одной дугой. Ветровое вертикальное стекло (чтобы не отражать солнечные блики вверх) в жёсткой
трубчатой рамке откидывалось вперёд и фиксировалось в горизонтальном положении. Все поверхности кузова имели плоские очертания либо гнутые в одной
плоскости формы, что делало его простым в изготовлении. Торцы стальных кузовных панелей окантовывались трубами. Все стыки соединялись точечной сваркой,
изредка дуговой. В оформлении передка машины использовались элементы ГАЗ-АА: верхняя часть кожуха радиатора с эмблемой, крышки капота, основной бензобак на
43 литра перед ветровым стеклом, щиток приборов.
ГАЗ-64
ГАЗ-64
Все электрооборудование и приборы применялись действующего производства — от ГАЗ-М1 и ГАЗ-ММ. Их количество было сокращено до предела. В частности,
отсутствовал масломанометр, хотя и очень условный на двигателях типа ГАЗ-М (давление в системе — всего 0,2-0,4 кгс/см2), но все же позволяющий как-то его
контролировать. Более дорогостоящего термометра воды не имел и М-1. На ГАЗ-64 он был бы тоже не лишним ввиду наличия принципиально другой, к тому же очень,
мощной системы охлаждения, которую нередко надо было утеплять. Зато была введена штепсельная розетка переносной лампы, ранее применявшаяся только на
армейской технике.
Специально для ГАЗ-64 на ЯШЗ были разработаны шины с грунтозацепами типа «расчлененная елка» размером 6,50-16″. Они ставились впоследствии на все вездеходы
ГАЗ до 1958 года. Однако, из-за их хронической нехватки, а также на опытных образцах ГАЗ-64, довольно часто использовали шины 7,00-16″ от ГАЗ-М1 с
шоссейным рисунком, по наружному диаметру практически не отличавшиеся от «вездеходных», но с ограниченной проходимостью.
Благодаря таким конструкционным решениям очень быстро удалось наладить серийную сборку и первые машины сошли с конвейера уже в конце августа. Всего, до
конца 1941 года, было выпущено 600 автомобилей.
ГАЗ-64 вызвал к себе интерес в войсках. Подобной машины на вооружении Красной армии еще не было. Она нашла свое применение, как легкий многоцелевой
грузовик и быстроходный арт. Тягач, способный при любых погодных условиях уверенно буксировать 45 мм. орудие. Кроме того, как предполагалось, ГАЗ-64
использовался в качестве штабной и командирской машины.
ГАЗ-64
Литература
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1941–1945. — М.: «Экспринт», 2005. — Т. 2. — 448 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-074-3.
- Холявский Г. Л. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортёры. — Мн.: Харвест, 2004. — 656 c.: ил. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-1765-9.
- Прочко Е. Модификация с лыжно-гусеничным движителем Неждановского // Бронеавтомобиль БА-64/Амфибия ГАЗ-011 / А. Гусев. — М.: Цейхгауз, 2008. — С. 32—35. — 56 с. — (Бронетанковый фонд). — ISBN 5-9771-0015-9.
История создания броневика БА-64
17 июля 1941 года руководство горьковского автомобильного завода поручило конструкторскому бюро начать проектировать новый легковой бронеавтомобиль. Руководителем назначили В.А. Грачёва. Конструкторы планировали перенести БА-20 на новое шасси. От идеи отказались, так как бронезащита старого транспорта не соответствовала современным требованиям. Новый проект разрабатывали с оглядкой на предвоенные опытные образцы, а также на чертежи трофейного германского броневика.
Первоначальное наименование — 64-Б. Руководство поставило задачу разработать короткий автомобиль, чтобы длина корпуса минимально выступала за пределы рамы. Это привело к сжатию внутреннего оснащения. Лёгкую машину с высокой проходимостью планировали использовать во многих как защитных, так и наступательных операциях. Инновацией в разработке стало введение резкой дифференциации бронезащиты.
Первый прототип собрали в начале января 1942 года. В этот же день техника провела свой первый заезд. По ходу него обнаружили единственный недостаток — низкую прочность подвески. В течение следующих суток изъян устранили, после чего продемонстрировали готовый образец военному руководству.
Испытания транспорта длились до середины февраля. Ушло много времени на доработку подвески, так как при каждом испытании она выходила из строя. 17 февраля прошла генеральная демонстрация в Москве, на которой технике присвоили окончательное название — БА-64. 14 марта вышло постановление о принятии бронемашины на вооружение.
КСП-76
В 1944 году новое шасси от ГАЗ-68 использовали для создания самоходной установки. Передвижная пушка получила название КСП-76 и разрабатывалась лично В. А. Грачёвым.
КСП-76 представляла собой открытый корпус из толстой брони, внутри которого размещались водитель, стрелок и заряжающий. В качестве основного калибра использовалась пушка ЗИС-3 со скоростью стрельбы – 15 выстрелов в минуту. Дальность поражения – 13 300 м., максимальный боекомплект – 54 снаряда.
Двигатель на самоходку также поставили от ГАЗ-68, но мощности не хватало, и его форсировали до 85 л.с. Колесную базу увеличили до 3 200 мм, а высоту, наоборот уменьшили до 1 550 мм – это позволило повысить устойчивость и одновременно уменьшить площадь поражения. Лобовая броня толщиной в 16 мм выдерживала прямое попадание из орудия крупного калибра.
Первые испытания КСП-76 прошли 17 декабря 1944 года на полигоне в Гороховце. Машина отработала на ура – проходимость была на высоте, а огневая мощь почти не уступала легким танкам и БТРам. Однако командование посчитало, что самоходке недостает маневренности и точности при стрельбе на ходу. Поэтому в серию КСП-76 так и не попала.
Сегодня несколько опытных образцов орудия можно увидеть в музеях страны.
Фото БА-64
Отреставрированный бронеавтомобиль БА-64
Похожее
БМП К-17 Бумеранг ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
БРДМ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-1 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Бронеавтомобиль Тигр ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМПТ «Терминатор» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 Тайфун-К ТТХ, Видео, Фото
БТР-4 «Буцефал» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-82А ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
БМД-4М «Бахча-У» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-40 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-60 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП Б-11 Курганец-25 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Тягач МТ-ЛБ ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-152 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-90 Росток, Бережок, Бахча-У ТТХ, Видео, Фото
БМП Т-15 Армата ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
БРДМ-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль Урал-63095 Тайфун-У ТТХ, Видео, Фото
КамАЗ-43269 Выстрел (БПМ-97) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Бронетранспортер БТР-Д ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» подвижные разведывательные пункты
Бронеавтомобиль ВПК-3927 Волк. Броня. Двигатель. Вес. Размеры
Бронеавтомобиль T-98 Комбат ТТХ, Видео, Фото, Скорость
Плавающий транспортер ПТС-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
БРДМ-3 — бронированная разведывательно-дозорная машина
БМД-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Украинский БТР-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
15Ц56М «Тайфун-М» противодиверсионная машина
БРМ-3К «Рысь» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП М2 «Брэдли» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-МД «Ракушка» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль БА-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль БА-10 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Р-149БМР «Кушетка-Б» — командно-штабная машина
Бронетранспортер БТР-Т ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР Б-10 Курганец-25 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Бронеавтомобиль Дозор-Б ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМО-Т — тяжелая машина огнеметчиков
Тягач ВТ-55А ТТХ, Фото, Скорость, Броня
УРАЛ-532362 «Лавина-Ураган» — водометный спецавтомобиль
Бронеавтомобиль БА-20 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль БА-11 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
РХМ-7 «Берлога» машина радиационной и химической разведки войск РХБЗ
БРЭМ-Л «Беглянка» ремонтно-эвакуационная машина
БРЭМ-К — бронированная ремонтно-эвакуационная машина
Танковый мостоукладчик МТУ-90М ТТХ, Видео, Фото, Скорость
БММ-Д «Травматизм» бронированная медицинская машина ВДВ
СПМ — специальная гусеничная пожарная машина
БММ-80 «Симфония» бронированная медицинская машина
АЗМ — аэротранспортабельная землеройная машина
УР-07М «Пересортировка» установка разминирования
БТР Намер ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БРЭМ-80У — ремонтно-эвакуационная машина
КДХР-1Н «Даль» — комплекс дистанционной химической разведки
РМ-Г «Десна» — ремонтная гусеничная машина
«Мгебров-Рено» — бронеавтомобиль царской армии
Бронеавтомобиль БА-30 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль ПБ-4 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
You have no rights to post comments
Тактико-технические характеристики БА-64
Компоновочная схема: классическаяЭкипаж, чел.: 2Производитель: Горьковский автомобильный заводГоды производства: 1942—1945Годы эксплуатации: 1942 — 1950-еКоличество выпущенных, шт.: 9110
Вес БА-64
— 2,36 тонн
Размеры БА-64
— Длина корпуса, мм: 3660- Ширина корпуса, мм: 1530- Высота, мм: 1900- База, мм: 2100- Колея, мм: 1240- Клиренс, мм: 210
Броня БА-64
— Тип брони: стальная катаная- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 12 / 40°- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 6 / 84°- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 9 / 30—52°- Борт корпуса (верх), мм/град.: 6—9 / 30°- Борт корпуса (низ), мм/град.: 6—7 / 30°- Корма корпуса (верх), мм/град.: 9 / 30°- Корма корпуса (низ), мм/град.: 6 / 35°- Днище, мм: 4- Крыша корпуса, мм: 6- Лоб башни, мм/град.: 9 / 30°- Борт башни, мм/град.: 9 / 30°- Корма башни, мм/град.: 9 / 30°- Крыша башни, мм: открытая
Вооружение БА-64
— Прицелы: диоптрический- Пулемёты: 1 × 7,62-мм ДТ-29
Двигатель БА-64
— Тип двигателя: рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения- Мощность двигателя, л. с.: 50
Скорость БА-64
— Скорость по шоссе, км/ч: 80- Запас хода по шоссе, км: 560- Удельная мощность, л. с./т: 21,2
— Колёсная формула: 4 × 4- Тип подвески: на листовых рессорах и гидравлических амортизаторах- Преодолеваемый подъём, град.: 36- Преодолеваемая стенка, м: 0,25- Преодолеваемый ров, м: 0,35- Преодолеваемый брод, м: 0,9
Описание конструкции
Общая компоновка машины была идентична базовой. Не претерпели изменения броневой корпус, состав вооружения, силовая установка и трансмиссия. Основным отличием БА-64-З от базовой машины являлась полностью новая ходовая часть.
Ходовая часть
Ходовая часть машины — лыжно-гусеничная, с управляемым передним мостом с лыжами и ведущим гусеничным движителем конструкции С. С. Неждановского. Для установки движителя с серийной машины демонтировались раздаточная коробка, карданные валы, задний и передний ведущие мосты, передние рессоры, амортизаторы, тормозная система, запасное колесо и крылья.
Новый передний поворотный мост с одной поперечной рессорой и распорной вилкой от грузового автомобиля ГАЗ-АА крепился на двух дополнительных поперечинах, установленных на раме бронеавтомобиля. На цапфы поворотных кулаков переднего моста были навешены две съёмные лыжи от полугусеничного автомобиля ГАЗ-60.
Задний ведущий мост был заимствован от автомобиля ГАЗ-АА и подвергнут доработке: был переделан привод от открытого карданного вала с шарнирами на игольчатых подшипниках (по типу ГАЗ-64) и установлены новые рессорные подушки.
Гусеничный движитель, применительно к одному борту, состоял из специальной коробчатого сечения несущей лыжи шириной 375 мм, шарнирно (через опоры с подшипниками) прикреплённой к ступице ведущего моста, а также из укреплённого на тормозном барабане верхнего ведущего колеса с одиннадцатью зубцами и четырёх сдвоенных опорных катков, установленных по бокам несущей части лыжи; крайние опорные катки выполняли также функцию направляющих колёс и были оснащены механизмами натяжения. Гусеничные ленты машины — двойные, крупнозвенчатые, оснащённые поперечными пластинами шириной 57 мм, выполненными из полосовой рессорной стали и расположенными вертикально в виде лопаток с шагом 196 мм. Гусеницы огибали лыжи снизу по опорным каткам.
Оригинальная конструкция гусеничного движителя обеспечивала крайне высокую проходимость и надёжность движения на снежной целине за счёт постоянного уплотнения несущими лыжами верхнего слоя снега, отталкиваемого лопатками гусениц.
Бронеавтомобиль БА-64З
Пытаясь решить проблему передвижения грузовиков по рыхлому и глубокому снегу, зимой 1942 года была предложена модель грузового снегохода ГАЗ-СХ, построенного на базе грузовика ГАЗ-АА. Снегоход представлял собой обычный грузовик, поставленный вместо колес на оригинальный движитель, разработанный еще до войны русским изобретателем С. С. Неждановским. Вместо задних колес применялся движитель гусеничного типа, а передние колеса заменялись парой широких лыж.
Очень быстро возникла идея поставить на подобное шасси и БА-64. Работы начались с переменным успехом уже с июля 1943 года. Первую машину, получившую обозначение БА-64З (буква «З» — зимний), собрали в январе 1944 года. На машине отсутствовал тормоз, раздаточная коробка, передний привод, карданные валы, амортизаторы, запасное колесо. Размеры новой машины увеличились: длина — до 4560 мм, ширина — до 2280 мм, высота — до 2020 мм. Полная масса возросла до 2980 кг.
9 января 1944 года состоялись первые испытания, закончившиеся неудачно: бронеавтомобиль застрял. Его удалось вытащить грузовиком ГАЗ-62. 13 января испытания продолжили, теперь уже с полевым орудием на буксире. Машина двигалась хорошо, но попав в кювет, вывернула передние лыжи. С 30 января по 10 февраля 1944 года провели полномасштабные испытания.
Машина зарекомендовала себя хорошо, не было ни одного случая потери подвижности. Средняя скорость по холмистой снежной целине была 7,6 км/ч, по накатанной дороге — 16 км/ч. Максимальную расчетную скорость — 28 км/ч — достичь не удалось из-за малой мощности двигателя. На не заснеженной поверхности броневик передвигался с большим трудом, а преодолеть не заснеженный подъем не мог совершенно. Гусеницы часто соскакивали, расход топлива был очень большой: от 1.2 до полутора литров на 1 км в зависимости от местности.
Испытания вскрыли и еще один недостаток — весьма посредственную управляемость. Это особенно сказывалось на лесистых территориях: иногда приходилось даже спиливать деревья, мешавшие проезду. Ввиду столь серьезных недостатков, от БА-64З отказались, хотя сам принцип Неждановского был признан перспективным и еще несколько лет на его основе пытались построить снегоходы.
Параметр | БА-64 | БА-64Б |
---|---|---|
Экипаж | 2 | 2 |
Масса | 2360 | 2425 |
Длина, м | 3,66 | 3,66 |
Ширина, м | 1,53 | 1,69 |
Высота, м | 1,9 | 1,85 |
Бронирование, мм | 4-15 | 6-15 |
Вооружение | 1×7.62 мм ДТ | 1×7.62 мм ДТ |
Боезапас | 1260 патронов | 1260 патронов |
Двигатель | «ГАЗ-64» 4-цилиндровый, 50 л.с. | «ГАЗ-64» 4-цилиндровый, 54 л.с. |
Топливо, л. | 90 | 90 |
Запас хода, км | 540 | 560 |
Макс. скорость, км/ч | 80 | 80 |
Литература по теме:
‘, CAPTION, ‘ГАЗ-67’, BELOW, RIGHT, CSSCLASS, TEXTFONTCLASS, ‘fontPhocaClass’, FGCLASS, ‘fgPhocaClass’, BGCLASS, ‘bgPhocaClass’, CAPTIONFONTCLASS,’capfontPhocaClass’, CLOSEFONTCLASS, ‘capfontclosePhocaClass’);» onmouseout=»return nd();»>
ГАЗ-67
‘, CAPTION, ‘Шасси ГАЗ-64’, BELOW, RIGHT, CSSCLASS, TEXTFONTCLASS, ‘fontPhocaClass’, FGCLASS, ‘fgPhocaClass’, BGCLASS, ‘bgPhocaClass’, CAPTIONFONTCLASS,’capfontPhocaClass’, CLOSEFONTCLASS, ‘capfontclosePhocaClass’);» onmouseout=»return nd();»>
Шасси ГАЗ-64
История создания БА
Машина разрабатывалась на Горьковском автозаводе. Она оснащалась шасси, позаимствованным у ГАЗ-64, на которое установили легкий корпус, рассчитанный на водителя и командира-стрелка. Кабину конструкторы сделали из листовой стали толщиной от 5 до 15 мм, этого было достаточно, чтобы выдержать прямое попадание из крупнокалиберного орудия и сохранить экипаж в безопасности.
В качестве вооружения на БА-64 использовали пулемет ДТ-29 калибра 7,62 мм с начальной скоростью снаряда – 840 м/с и темпом стрельбы – 600 пуль в минуту. Точность поражения на расстоянии в 1 500 м обеспечивал стандартный диоптрический прицел с фиксированными дистанциями. Орудие крепилось на небольшой башне, которая поворачивалась на 180 градусов, обеспечивая обстрел со всех сторон.
Боекомплект броневика состоял из 20-ти барабанных магазинов по 63 патрона каждый, для ближнего боя предназначались 6 осколочных гранат Ф-1 и личное оружие экипажа в виде скорострельных пистолетов-пулеметов.
Силовым агрегатом для бронемашины служил четырехтактный двигатель ГАЗ-ММ с жидкостным охлаждением. Карбюратор и 4 цилиндра, расположенных в ряд, усовершенствовали с таким расчетом, чтобы они могли работать на низкосортном топливе. В 1942 году двигатель форсировали до 54 л.с.
Трансмиссия легкого броневика состояла из однодискового сухого сцепления, четырехступенчатой КПП (4+1) и одноступенчатой раздаточной коробки с возможностью отключения переднего привода. Передний мост стоял на четвертьэллиптических рессорах и гидравлических стойках, задний – на полуэллиптических пластинах и гидравлических амортизаторах. Сзади располагался поперечный стабилизатор. Тормоза были колодочными механическими, а шины – пуленепробиваемыми.
1 of 2
ÐÑонеавÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ ÐÐ-64Ð: иÑпÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Â ÑкÑплÑаÑаÑиÑ
ÐÑпÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Â ÑкÑплÑаÑаÑÐ¸Ñ Ð²ÑÑвили ÑÑд недоÑÑаÑков бÑонеавÑомобилÑ. Ðаиболее знаÑиÑелÑнÑм ÑвлÑлиÑÑ Ð¾Ð¿ÑокидÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±Ñоневика пÑи повоÑоÑаÑ, ÑÑо повлекло Ñоздание новой модиÑикаÑии Ñ более ÑиÑокой колеей. ÐÑонеавÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑил более моÑнÑй двигаÑÐµÐ»Ñ Ð¼Ð¾ÑноÑÑÑÑ 54 л. Ñ. ÐовÑй бÑонеавÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑил обознаÑение ÐÐ-64Ð. РконÑе Ð¼Ð°Ñ 1943 г. бÑло пÑинÑÑо ÑеÑение о запÑÑке ÐÐ-64Рв пÑоизводÑÑво и в ÐоÑÑком должен бÑл наÑаÑÑÑÑ Ð²ÑпÑÑк модеÑнизиÑованного бÑонеавÑомобилÑ. Ðо в иÑне 1943 г. немеÑÐºÐ°Ñ Ð°Ð²Ð¸Ð°ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÑгла ÐоÑÑковÑкий авÑозавод ÑеÑии маÑÑиÑованнÑÑ Ð±Ð¾Ð¼Ð±Ð°ÑдиÑовок, в ÑезÑлÑÑаÑе коÑоÑÑÑ Ð¿ÑедпÑиÑÑÐ¸Ñ Ð±Ñл нанеÑен ÑеÑÑезнÑй ÑÑон.
ÐÐ-64 на пеÑепÑаве ÑеÑез ÐдеÑ. (warbook.ru)
ÐÑе ÑÑо оÑÑазилаÑÑ Ð½Ð°Â Ð¿ÑоизводÑÑве новой бÑонемаÑинÑ, вÑпÑÑк коÑоÑой ÑдалоÑÑ Ð½Ð°Ð»Ð°Ð´Ð¸ÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ð²Â Ð°Ð²Ð³ÑÑÑе 1943 г. ÐÑоизводÑÑво ÐÐ-64 пÑодолжалоÑÑ Ð´Ð¾Â 1946 г. ÐÑего бÑло вÑпÑÑено 3903 ÐÐ-64 и 5160 ÐÐ-64Ð. Таким обÑазом, ÐÐ-64 и его модиÑикаÑии ÑÑал ÑамÑм маÑÑовÑм ÑовеÑÑким бÑонеавÑомобилем и одновÑеменно поÑледним â в далÑнейÑем намеÑилÑÑ Ð¿ÐµÑеÑод к ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±ÑонеÑÑанÑпоÑÑеÑов.
Ðомимо маÑÑово вÑпÑÑкавÑиÑÑÑ ÐÐ-64 и ÐÐ-64Ð, ÑÑÑеÑÑвовал ÑÑд опÑÑнÑÑ Ð¼Ð¾Ð´Ð¸ÑикаÑий. ÐÑла пÑедпÑинÑÑа попÑÑка ÑÑилиÑÑ Ð²Ð¾Ð¾ÑÑжение бÑонеавÑомобилÑ, ÑÑÑановив вмеÑÑо ÐТ-29 12,7 мм. кÑÑпнокалибеÑнÑй пÑÐ»ÐµÐ¼ÐµÑ ÐШÐ. ÐÐ¾Â Ð´Ð»Ñ ÑÑого ÑеÑÑезнÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ð¹ поÑÑебовала баÑнÑ, кÑоме Ñого, военнÑÑ Ð½ÐµÂ ÑÑÑÑаивала неболÑÑÐ°Ñ ÐµÐ¼ÐºÐ¾ÑÑÑ Ð¼Ð°Ð³Ð°Ð·Ð¸Ð½Ð° на 30 паÑÑонов, а пеÑеÑабоÑаÑÑ Ð±ÑонеавÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð´ ÐШРÑ ленÑоÑнÑм пиÑанием на ÐоÑÑковÑком авÑозаводе, ÑоÑлавÑиÑÑ Ð½Ð°Â Ð·Ð°Ð³ÑÑженноÑÑÑ, оÑказалиÑÑ. РÑезÑлÑÑаÑе ÐÐ-64 Ñ кÑÑпнокалибеÑнÑм пÑлемеÑом Ñак и оÑÑалÑÑ Ð²Â ÐµÐ´Ð¸Ð½ÑÑвенном ÑкземплÑÑе.
ÐÑÑгим ваÑианÑом бÑла попÑÑка в 1944 г. пеÑевооÑÑжиÑÑ Ð±ÑонеавÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ Ð¿ÑлемеÑом ÐоÑÑнова, но в ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾ÑÑÑÑÑÑÐ²Ð¸Ñ Ñ данного обÑазÑа плеÑевого ÑпоÑа ÑÑа Ð¸Ð´ÐµÑ Ñакже не полÑÑила ÑазвиÑиÑ. ÐÑедпÑинималаÑÑ Ð¿Ð¾Ð¿ÑÑка пÑевÑаÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐ-64 в бÑонеÑÑанÑпоÑÑеÑ, ÑпоÑобнÑй оÑÑÑеÑÑвлÑÑÑ ÑÑанÑпоÑÑиÑÐ¾Ð²ÐºÑ Ð¿ÑÑи бойÑов. ÐекоÑоÑÑе маÑина во ÑÑонÑовÑÑ ÑÑловиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑали импÑовизиÑованное вооÑÑжение â еÑÑÑ Ð¿ÑимеÑÑ Ð¾ÑнаÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐ-64 пÑоÑивоÑанковÑм ÑÑжÑем
Эксплуатация и боевое применение
СССР
Первые БА-64 начали поступать в войска в мае 1942 года и уже летом того же года они приняли участие в боевых действиях на Брянском и Воронежском фронтах. Основными недостатками БА-64 в бою являлись его недостаточная огневая мощь, а также затруднительность эвакуации из подбитой и загоревшейся машины, что могло стоить жизни экипажу. Вместе с тем, подвижный, маневренный и обладавший сравнительно высокой проходимостью бронеавтомобиль хорошо проявил себя в разведывательных рейдах, десантных операциях и даже при сопровождении и огневой поддержке пехоты. Особенно эффективными БА-64 оказались при штурме городов, благодаря большому углу возвышения оружия, позволявшему вести огонь по верхним этажам зданий в уличных боях, что для большинства других образцов бронетехники было недоступно. В этой роли они широко использовались в наступательных операциях завершающего периода войны, вплоть до взятия Берлина.
Благодаря тем же достоинствам БА-64 также использовался для отражения атак вражеской авиации на марше. Хотя вероятность сбить вражеский самолёт огнём из ДТ была очень невелика, но его защитное действие не подлежало сомнению — враг лишался свободы манёвра на малых высотах, где атака с воздуха наземных целей путём обстрела из бортовых пушек и пулемётов наиболее смертоносна. Поэтому зенитный огонь из БА-64 по вражеским самолётам способствовал значительному уменьшению потерь среди охраняемых им войск.
К концу Великой Отечественной войны в войсках оставалось 3314 бронеавтомобилей всех типов, в подавляющем большинстве — БА-64 обеих модификаций. После окончания войны уцелевшие БА-64 были вскоре списаны, служба БА-64Б в Советской Армии также оказалась сравнительно недолгой. В основном они использовались как учебно-боевые, по меньшей мере до 1953 года. Порой БА-64 использовались также для оперативной связи или, после установки мощной радиостанции, в роли передвижных командных пунктов. В роли учебных машин, использовавшихся для подготовки экипажей колёсных бронетранспортёров БТР-40 и БТР-152, БА-64 применялись ещё до середины 1950-х годов.
Другие страны
Польским войскам за годы войны был передан 81 БА-64, из которых к 16 июня 1945 года в строю оставалось 53 машины, все — модификации БА-64Б. В послевоенной польской армии БА-64 входили в состав танковых полков штата 5/25, имевших по одному бронеавтомобилю в составе штабного взвода. Также, часть БА-64 была сведена во взводы из трёх машин, приданные 1-й, 3-й, 8-й, 9-й и 14-й пехотным дивизиям, ведшим борьбу с силами УПА в южной и восточной Польше, но в феврале 1948 года эти взводы были расформированы. После реорганизации вооружённых сил в начале 1950-х годов, БА-64 использовались, прежде всего, в составе разведывательных батальонов дивизий, включавших по 5 бронеавтомобилей этого типа. В конце 1940-х годов, после сокращения численности вооружённых сил, большая часть польских БА-64 была снята с вооружения, но в 1951—1952 годах у СССР были приобретены ещё 55 БА-64Б, и на 31 декабря 1954 года в Народной армии Польши числилось 97 бронеавтомобилей этого типа.
Чехословацкий армейский корпус в 1943 году получил 10 БА-64Б, из которых была сформирована одна рота бронеавтомобилей. В незначительных количествах БА-64 применялись в годы войны и германскими войсками, как вермахтом, так и СС, в основном в полицейских и охранных частях. После войны некоторое количество БА-64 было передано ГДР, где они использовались в основном как полицейские машины.
БА-64-З (зимний) — фото экспериментального полугусеничного снегохода
Модификации
— БА-64 — первоначальная модель бронеавтомобиля с вращающейся башней с турельной установкой ДДТ на шасси ГАЗ-64.
— БА-64Б — модернизированный вариант бронеавтомобиля на шасси ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б.
— БАШ-646 — штабной вариант бронеавтомобиля с различными вариантами бронекорпуса.
— БА-64Д (Д — обозначение для ДШК) — модификация с 12,7-миллиметровым крупнокалиберным пулемётом ДШК. Иногда обозначается как БА-64К или БА-64ДШК.
— БА-64Е — бронетранспортёр для шестерых пехотинцев.
— БА-64В и БА-64Г (иногда называемые БА-64ЖД) — два варианта бронедрезины на базе БА-64, производства, соответственно, Выксунского металлургического завода и ГАЗа.
— БА-643 (иногда называемый БА-64СХ) — экспериментальный полугусеничный снегоход на базе БА-64.
БА-б4Г — с обычным шасси, но с реверсом и четырьмя роликами с ребордами