Бортовой самописец: где находится, как выглядит, зачем нужен?

Назначение и принцип действия

Устройство аварийного бортового самописца.

Бортовой самописец является частью системы объективного контроля воздушного судна, которая собирает сведения о состоянии материальной части (давление топлива на входе в двигатель, давление в гидросистемах, обороты двигателей, температура газов за турбиной и т. д.), о действиях экипажа (степень отклонения органов управления, уборка и выпуск взлётно-посадочной механизации, нажатия на боевую кнопку), навигационные (скорость и высоту полёта, курс, прохождение приводных маяков) и другие данные.

Обычно на воздушное судно устанавливаются два бортовых самописца: речевой, записывающий переговоры экипажа, и параметрический, фиксирующий параметры полёта. Кроме того, многие современные авиалайнеры имеют два комплекта самописцев: эксплуатационный (не имеющий защитного корпуса и предназначенный для контроля работы систем и экипажа после полёта) и аварийный (в прочном герметичном корпусе). Запись информации может производиться на оптические (фотоплёнка) либо магнитные (металлическая проволока или магнитная лента) носители; в последнее время широко применяется флеш-память.

Эксплуатационный регистратор

Эксплуатационный регистратор (англ. quick access recorder, в лётном жаргоне — «ябедник») не защищён и применяется при повседневной эксплуатации воздушного судна. Наземный персонал производит считывание информации с эксплуатационных накопителей системы объективного контроля после каждого полёта. Считанная информация расшифровывается и анализируется с целью определить, не производил ли экипаж на протяжении полёта недопустимых действий или эволюций — не был ли превышен максимальный крен или тангаж, разрешённый производителем; не была ли превышена перегрузка на посадке, не превышено ли установленное время работы на форсажных или взлётных режимах и т. д. Эти данные также позволяют следить за выработкой ресурса летательного аппарата и своевременно производить регламентные работы, тем самым позволяя снизить частоту отказов и повысить надёжность авиационной техники и безопасность полётов.

Аварийный регистратор

Аварийный регистратор полётных данных системы МСРП-12-96

В отличие от эксплуатационных регистраторов, аварийные самописцы надёжно защищены: так, по требованиям современного стандарта TSO-C124 они должны обеспечивать сохранность данных после 30 минут полного охвата огнём, при пребывании на глубине 6000 м в течение месяца, и при воздействии ударных перегрузок в 3400 g в течение 6 мс и статических перегрузок свыше 2 т на протяжении 5 минут. Самописцы предыдущих поколений с магнитными носителями могли выдерживать ударную перегрузку в 1000 g и сохранять информацию при полном охвате огнём в течение 15 минут.

Для облегчения поиска самописцев в них встраивают радиомаяки и гидроакустические «пингеры», автоматически включающиеся в случае аварии (последние облегчают поиск самописцев под водой).

Нередко в средствах массовой информации аварийные бортовые самописцы называют «чёрными ящиками». Однако на самом деле корпуса таких самописцев обычно имеют форму шара или цилиндра, поскольку оболочки такой формы лучше сопротивляются внешнему давлению, и окрашиваются в яркий оранжевый или красный цвет для облегчения их обнаружения среди обломков на месте авиационного происшествия.

Реалия рынка: время беспроводной связи пока не пришло

В последнее время беспроводные устройства все чаще применяются в промышленности. Хотя они могут быть использованы далеко не во всех задачах, производители средств управления постоянно расширяют область применения беспроводных технологий. Согласно опросу, 66% респондентов не используют самописцы с беспроводной связью. По словам остальных респондентов, они «кое-где применяли беспроводные технологии», но далеко не везде. Даже среди работавших с беспроводными самописцами респондентов основная часть использовала их менее чем в 1% задач.

По словам Дэна Стэка, президента Telatemp Corp., распространение беспроводных технологий происходит медленно и не особо гладко. «Беспроводная связь — это определенно развивающаяся область, — отмечает он, — но она пока не вышла на наш рынок». Беспроводные технологии в первую очередь внедряются компаниями, которые имеют соответствующие средства и инфраструктуру, которым необходима централизованная регистрация и обработка данных. Большие первичные расходы на модернизацию инфраструктуры — одно из главных препятствий на пути интеграции беспроводной связи. Однако могут возникнуть проблемы с дальнейшим обслуживанием, технической поддержкой и совместимостью. «Многие крупные организации сочли невыгодным создание больших сетей для задач мониторинга вместо имеющегося набора электронных или бумажных ленточных самописцев», — объясняет Стэк.

Алекс Никлеску, старший инженер по автоматизации в компании DST Controls, занимающейся системным интегрированием, имеет аналогичную точку зрения: «Самописцы с беспроводной связью не являются общераспространенными. Мы успешно реализовали несколько проектов с использованием беспроводных технологий, в которых данные поступали с переносного оборудования. Однако это были ситуации, когда проложенный кабель затруднял бы перемещение оборудования».

Согласно последнему опросу, расходы на самописцы в следующем году увеличатся, 27% респондентов сообщают об увеличении расходов в будущем, 55% — о сохранении прежнего уровня расходов, а 18% планируют тратить меньше.

Самописцы и регистраторы данных все чаще используются в системах с беспроводной связью

Специалистам по системам управления, планирующим увеличить расходы на самописцы в следующем году, следует учитывать многие особенности

На что необходимо обращать внимание? Алекс Никлеску выделяет следующие критерии выбора:

Длительность работы — важная характеристика для большей части заказчиков, особенно если записанные данные предназначены для хранения.
Надежность конструкции — чем устойчивее конструкция к физическим воздействиям, тем меньше будет время простоя из-за неисправностей.
Доступность старых данных — электронные устройства хранения не должны быстро морально устаревать. Бумажные носители (с чернильным или термическим нанесением) должны храниться в месте, исключающем их повреждение или уничтожение. Этот критерий зачастую является наиболее важным.
Простой обмен данными — техническому и управляющему персоналу часто требуются текущие данные из производственного цеха

Самописец, предоставляющий доступ к своим данным с других компьютеров, позволяет экономить время и рабочие ресурсы.
Удобное представление данных — насколько хорошо представлены данные? Хорошо ли видны графики и индикаторы? Легко ли читаются специальные обозначения (ручные отметки, единицы измерения, временные метки)?
Поддерживаемые типы ввода — возможность подключения каналов и шин различных типов может быть важным критерием выбора.
Дополнительная функциональность — сигнал тревоги, возможность построения нескольких графиков на одних осях и расчета отклонений — дополнительные особенности, которые стоит принять во внимание.
Цена часто обсуждаема, ее следует принимать во внимание после учета всех необходимых свойств.

Самописцы используются для регистрации параметров процесса, обычно температуры (88%) и давления (68%)

Четыре основных параметра

К параметрам технологических процессов, представляющим особый интерес для инженеров систем управления, относятся температура, давление, Дик Джонсон расход, уровень и различные аналитические величины (концентрация ионов водорода, окислительно-восстановительный потенциал и др.). Измерение этих величин необходимо для контроля и качественного управления процессом, а также для обеспечения соответствия технологическим условиям. Согласно проведенному опросу, при помощи самописцев чаще всего регистрируются температура, давление и расход. Самописцы используются преимущественно в периодических и непрерывных технологических процессах. Для значительной доли респондентов главным параметром является энергопотребление, которое лишь немного уступает по распространенности температуре, давлению и расходу.

Измерение электрических характеристик широко распространено в технологических процессах и серийном производстве. Некоторое число респондентов указало в качестве параметра относительную влажность. Интересно, что концентрацию ионов водорода (pH), важный аналитический параметр для связанных с водой процессов, указал меньшее доля респондентов (см. соответствующую диаграмму).

Какими бывают бортовые самописцы?

Все устройства регистрации делятся на две большие группы:

  • самописцы;
  • магнитофоны.

Первый тип используется для накопления данных об основных параметрах полета и работы систем самолета, а второй – для записи переговоров пилотов. Обычно речевой самописец фиксирует последние два часа событий, новая информация просто стирает предыдущую. Он располагается либо непосредственно в кабине, либо около нее. Большая длительность записи не требуется, так как основной интерес при расследовании вызывает период непосредственно перед катастрофой.

Согласно другой классификации, устройства регистрации бывают:

  • аварийные;
  • эксплуатационные;
  • испытательные.

Наиболее известен из вышеперечисленных, конечно же, аварийный БУР. С помощью информации, записанной на нем, расследуются аварии, катастрофы, нештатные ситуации. Основная особенность подобных устройств – высокая степень защищенности, что позволяет им «пережить» катастрофу.

Эксплуатационные системы такой защиты не имеют, но зато они фиксируют гораздо больше параметров, чем аварийные. Их число может доходить до 2 тысяч. С помощью этих устройств производится повседневный контроль работы авиатехники. Самописцы данного типа обычно разрушаются во время серьезных аварий.

Самописцы также отличаются по принципу фиксации информации. Ранние модели устройств использовали для этой цели специальную бумагу или фотопленку. Затем в качестве носителя информации стали применять магнитные ленты или металлическую проволоку. В последние годы их заменила флеш-память, что, несомненно, стало настоящим прорывом в данной области. Следует отметить, что регистраторы с магнитными носителями уже повсеместно сняты с производства. Но они до сих пор используются на летательных аппаратах старых моделей.

Устройство бортового самописца

Принцип устройства регистратора зависит от назначения и способа записи информации. Различают оптические, магнитные, механические и электронные запоминающие устройства. Механический и оптический способы записи являются устаревшими, в настоящее время они не используются даже на старых моделях летательных аппаратов.

Электронные системы записи представляют собой скопление микросхем памяти и контроллера, что очень напоминает SSD-накопитель в обычном ноутбуке. Самописцы с устройством электронного типа устанавливаются на все современные летательные аппараты и составляют большую часть из всех используемых регистраторов. На старых моделях еще применяется способ магнитной записи при помощи ленты или проволоки. Последняя является более надежным вариантом.

Внешне бортовой самописец защищен металлической оболочкой из сплавов титана или легированного железа. Эксплуатационные и испытательные регистраторы используются без дополнительного покрытия. Внешний вид устройств будет зависеть от того, к каким типам относятся бортовые самописцы. Фото позволяют подробно изучить каждый вид отдельно.

Сохранность регистраторов обусловлена еще и тем, где находятся бортовые самописцы. По данным статистики, меньше всего в авариях воздушного пространства страдает хвостовая часть самолета. Именно этой причиной объясняется расположение бортовых самописцев в самолете в хвосте фюзеляжа.

Совершенствование технологий

Изобретение возникло более 50 лет назад. Появились ли за это время аналоги, способные заменить бортовые самописцы? Нет, пока что это самый надежный и информативный метод фиксировать необходимые характеристики летательного аппарата. Разрабатываются отдельные механизмы работы регистраторов, но общий принцип остается прежним.

Устройства запоминания активно совершенствуются, развиваются электронные носители информации. Планируется создание видеозаписей отдельных отсеков самолета, что позволит более тщательно контролировать ситуацию и оценивать результаты.

Ученые рассматривают варианты создания отстреливаемых и плавучих самописцев. Для этого необходимо снабдить устройство датчиками, которые будут способны фиксировать столкновение летательного аппарата с препятствием. Поступившие сигналы бедствия запустят механизм катапультации из опасного места.

Интересна и идея трансляции записей в режиме онлайн на удаленный сервер. Это сократит время дешифровки, позволит быстрее реагировать на экстренные события и иметь полный доступ к информации в режиме реального времени.

Бортовые самописцы – одно из важнейших изобретений послевоенной техники. Полученные данные с регистраторов разрушенных самолетов помогают изучить основные механизмы катастроф и минимизировать процент происшествий. В случаях нападения на авиалайнер бортовой самописец может подтвердить догадки криминалистов о теракте или боевой операции в воздушном пространстве.

Как выглядит черный ящик самолета?

Действительно, «черный ящик» окрашен в ярко оранжевый цвет. Это в какой-то степени облегчает задачу по его поиску среди обломков самолета. Внутри ящика находится электронная начинка, а так же модуль памяти – который и является главным элементом (он хранит в себе всю информацию).

Около 10 лет назад, модуль памяти был громоздким. Причиной тому — особенности записи данных. В то время запись производили на перфоленты, магнитную пленку и даже на специальную магнитную проволоку. Оптимальной формой корпуса для таких записей являлся цилиндр.
В наши дни, принцип записи идентичен принципу работы самой обыкновенной флешки. На смену цилиндрической форме пришел параллелепипед. Представьте флешку, хранящуюся не в кармане брюк, а в бронированном ящике, и все станет понятно.

Ну, раз это флешка, разумеется, ее можно подключить к компьютеру. Давайте посмотрим, что там записано. А записан на ней один из тысячи полетов (вы ведь поняли, что записывают абсолютно все полеты?). Ну, так вот, на экране компьютера в специальной программе выводятся различные графики. Самый верхний – это высота, чуть ниже – график параметров работы двигателей, еще ниже – запись разговора пилотов, и много чего еще.

Так как ящик, который мы рассматриваем, не был в авиакатастрофе, то компьютер без особого труда считал всю информацию. Но что будет, если этот ящик хорошенько «тряхануть»?
Нет, разбивать самолет ради эксперимента мы не будем, но испытание на прочность все, же устроим.

В этом эксперименте нам будет помогать Валерий. Он мастер спорта по классическому ралли времен СССР. Мы прицепим ящик с помощи троса к автомобилю Валерия, а он постарается хорошенько разогнаться и выполнить маневр, при котором ящик со всей силы ударится о металлический ковш снегоуборочной машины. Поехали!

Черный ящик самолета фото

Автомобиль разгоняется до 100 км\час, и «летит» прямо на снегоуборочную машину. Уверенный поворот руля вправо, а затем влево, и наш ящик ударяется о металлическую преграду, и отлетает от нее на пару метров. Удар был настолько сильный, что на металлическом ковше осталась вмятина! Визуально ящик не пострадал, если не учитывать потертости. Теперь снова попробуем подключить самописец к компьютеру. И что мы видим? Никаких изменений, все работает, как и прежде! Все данные сохранились, даже после такого жесткого испытания.

Эксперимент продолжается. На этот раз мы отправимся на крышу дома, высота которого порядка 100 метров, и сбросим ящик вниз. Недолгий полет, и вот ящик слегка отскакивает от твердого асфальта. На удивление крепкий прибор! После столкновения, на асфальте осталась ямка, а у самописца лишь слегка погнулся шлейф для соединения с компьютером. Теперь считывать данные будет сложнее. К простому компьютеру этот ящик уже не подключить, и его направляют к специалистам. Для мастеров своего дела испорченный шлейф – типичная ситуация. Автоматизированный станок извлекает из самописца карты памяти, которые вручную вставляют в считывающее устройство.

А теперь представьте, что случается с черным ящиком во время катастрофы. Одна из колоссальных разрушительных сил – это огонь и высокая температура. И вот тогда ящик меняет свой оранжевый цвет на черный. По международным нормам, бортовой самописец должен выдерживать открытое пламя и температуру в 1000 градусов не менее часа. За счет чего можно добиться такой огнестойкости? Весь секрет в порошке, которым заполнено все пространство самописца.

Для наглядности, проведем еще один эксперимент. Возьмем обыкновенное куриное яйцо, поместим его в контейнер, и заполним все пространство тем же порошком, что находится в черном ящике. Теперь отправляем контейнер в печь на открытый огонь. Температура 1100 градусов (кстати, это температура горения авиационного керосина). Через 20 минут достаем наш контейнер. И что вы думаете, стало с яйцом? Ничего! Оно осталось сырым.

Главный принцип черного ящика – «Любой ценой сохранить записанные данные!». Если случилась катастрофа, специалисты с помощью этих данных восстановят каждый момент полета. Таким образом, будет ясно, что стало причиной сбоя работы авиа судна, а так же выяснят, правильно ли действовал экипаж в данной ситуации. В любом случае, будут сделаны выводы, которые помогут в будущем избежать подобных катастроф, и сохранят тысячи жизни.

С экранов телевизоров, когда происходит очередная авиакатастрофа, мы часто слышим о поисках черного ящика. Вы никогда не задумывались, а почему он так называется? Парадокс состоит в том, что это совсем и не ящик, и вовсе он не черный… На самом деле этот прибор называется бортовым самописцем.

Описание и особенности конструкции черных ящиков

Главная задача любого авиационного бортового самописца – остаться невредимым после крушения и передать информацию, которая храниться внутри него. Это и определяет основные конструкционные особенности этих приборов.

Черный ящик на самом деле не черный, а ярко-красный или оранжевый. Так его проще найти среди обломков. Да и выглядит он по-другому: обычно ботовые самописцы делают сферической или цилиндрической формы. Это дает больше шансов на сохранность ценного и хрупкого содержимого устройства.

Устройство черного ящика

Конструкция БУРа обеспечивает защиту не только от удара, но и от высокой температуры – после крушения авиационное топливо гарантировано загорается. Кроме того, черному ящику не страшна вода – ведь многие аварии происходят над водной поверхностью. На этот случай бортовые самописцы дополнительно оснащаются особым маяком, который начинает работать после контакта с жидкостью. Он излучает сигналы на специальной частоте – 37,5 кГц.

Для изготовления корпуса черного ящика обычно используется титан или высокопрочная сталь. Сохранность устройства обеспечивается не только надежностью материала, из которого его изготавливают, но и самим расположением БУРа. Обычно он устанавливается в местах самолета, по статистике наименее страдающих при авариях – в хвосте или в киле.

За последние десятилетия «начинка» бортовых самописцев поменялась кардинально. На первых регистраторах использовались чернила, которые наносились на бумажную ленту. На отечественных бароспидографах К2-713 и К2-717 данные фиксировались путем царапания по специальной бумаге, а на самописце К3-63 для этой цели применялась фотопленка. Существовал также оптический метод записи, на его основе работали регистраторы САРПП-12, САРПП-24 и К12-22. Самописцы, устроенные подобным образом, были сложны, могли сохранять весьма ограниченный объем данных и не отличались надежностью.

В следующем поколении самописцев использовались магнитные носители: лента или металлическая проволока. Это значительно повысило качество фиксации данных и увеличило их объем.

Современные БУРы используют твердотельные накопители. Они очень надежны, потому что вообще не имеют движущихся частей. Грубо говоря, современный черный ящик – это большая и очень вместительная «флешка», помещенная в особо прочный корпус. Еще можно добавить, что для подобных устройств используют специальные микросхемы, способные выдерживать серьезные нагрузки. С каждым годом flash-память становится более дешевой и совершенной, что позволяет сохранять все больше информации.

Записывающее устройство регистратора

Бортовые самописцы обычно оснащаются радиомаяками, что значительно облегчает их поиск, особенно если трагедия случилась в труднодоступной местности, например, в горах или в джунглях. Для автономной работы маяков внутри корпуса помещается аккумулятор.

Информация,записывающаяся на БУР, не шифруется. Идея заключается в том, чтобы данные мог прочитать любой, кому в руки попадет устройство. И когда в СМИ говорят о расшифровке черного ящика, то обычно имеют в виду, данные просто считывают и обрабатывают. Правда, в некоторых случаях носитель приходится физически восстанавливать: несмотря на огромную прочность, самописцы нередко страдают в авиакатастрофах.

ЭÑо инÑеÑеÑно

  1. ÐÐ»Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð¸Ñи даннÑÑ Ð² пеÑвÑÑ ÑеÑнÑÑ ÑÑÐ¸ÐºÐ°Ñ Ð¸ÑполÑзовали ленÑÑ Ð¸Ð· ÑÑали, коÑоÑÐ°Ñ Ð±Ñла помеÑена в пÑоÑнÑй коÑпÑÑ. ÐапиÑÑ Ð²ÐµÐ»Ð°ÑÑ Ð¿Ñи иÑполÑзовании ÑÑгÑнного оÑÑÑиÑ. ÐбÑем инÑоÑмаÑии бÑл огÑаниÑен, Ñак как ÑолÑга поÑÑилаÑÑ Ð¸ иÑполÑзовалаÑÑ ÑолÑко один Ñаз.
  2. ÐагниÑнÑе ленÑÑ ÑÑали пÑименÑÑÑ Ñ 1965 года. СнаÑала на Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð¸ÑÑвали ÑолÑко звÑк, а поÑом ÑÑали иÑполÑзоваÑÑ Ð¸ Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð¸Ñи даннÑÑ.
  3. ÐикÑоÑÑÐµÐ¼Ñ ÑÑали ноÑиÑелем инÑоÑмаÑии ÑолÑко в девÑноÑÑÑе годÑ.
  4. Ðа 40 Ð»ÐµÑ Ð±Ñло ÑÑÑановлено ÑеÑнÑÑ ÑÑиков без малого на 100 000 ÑамолеÑаÑ, ÑÑоимоÑÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ ÑоÑÑавлÑÐµÑ 10â20 ÑÑÑ. доллаÑов.
  5. ÐÑодолжиÑелÑноÑÑÑ ÑлÑÐ¶Ð±Ñ ÑамопиÑÑев ÑвелиÑилаÑÑ Ð¿Ð¾Ñле Ð²Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° Ð½Ð¸Ñ ÑеÑÑиÑикаÑии.

Назначение и развитие регистратора

Рассмотрим подробнее эволюцию этой системы и узнаем, как выглядит черный ящик в самолете, какого цвета делают кожух, определим форму механизма. Прототипы самописцев предполагали запись чернилами на бумажном носителе с периодической сменой листов. Регулировку замены бумаги осуществляли при помощи таймера.

Бортовой регистратор, записывающий информацию на магнитную ленту

Позже инженеры разработали аппаратуру, которая фиксировала данные на пленке, что увеличивало надежность сохранности информации. Осциллографы с фотопленкой сменили магнитофоны с записью сведений на проволоку из стали, а затем – на магнитную ленту. Современные аппараты оснащены микросхемами, по аналогии с тривиальным компьютером.

Устройство кожуха

Отдельное внимание конструкторы уделяют параметрам прочности корпуса аппаратуры. Нынешние стандарты предполагают выполнение оболочки, которая защищает тонкий механизм, из устойчивых к ударам материалов, способных выдержать колоссальное давление

Здесь роль играет и форма, и окраска кожуха – ведь яркий оттенок облегчает поиски аппарата.

Бортовые самописцы окрашивают в яркие оттенки красного и оранжевого

Наиболее выигрышная форма, которая не деформируется при механическом воздействии в 3 000 g – пустотелый шар или цилиндр со сферическими торцами. Именно так и выглядят современные самописцы. Что касается цвета, здесь разработчики предпочли окрашивание в ярко-красные или оранжевые тона.

Как видите, параметры корпуса такого прибора поражают сопротивляемостью к внешним механическим воздействиям и негативным явлениям. Подобный скрупулезный подход к конструкции – результат полувековой модернизации аппарата с целью повышения характеристик прочности. Однако столь надежный кожух – оболочка основного механизма, об устройстве которого мы и поговорим ниже.

https://youtube.com/watch?v=cQaF6ZitfKM

Конструкция самописца

Пришло время выяснить, как устроен черный ящик самолета изнутри. Сегодня в авиации используют приборы двух последних поколений: несколько устаревшие магнитофоны с записью на магнитной ленте и современные флеш-накопители. SSD-плата закрепляется на амортизирующем механизме, чтобы избежать повреждения электроники на момент падения или взрыва самолета.

Конструкция современного бортового регистратора

По аналогичной схеме инженеры устанавливают и магнитофонный самописец. Кроме того, внутренности механизма оснащены радиомаяком. Это устройство позволяет уменьшить время на поиск прибора после аварии. Маячки работают от аккумулятора, который запускается лишь на момент удара. До этого времени батареи копят энергию, чтобы аккумулировать ее впоследствии.

Кроме того, техника покажет параметры расхода и остатка топлива, давления воздуха, число оборотов силовых установок, ход штурвала, барометрическую высоту перелета. Само собой, аппаратура фиксирует все переговоры в кабине экипажа. Благодаря столь подробным сведениям авиаэксперты определяют причины аварий с высочайшей точностью – ведь становится ясно, что видел пилот.

Какие параметры регистрируются?

Самописцы постоянно совершенствуются. Первые черные ящики считывали лишь 5 параметров: скорость, время, вертикальное ускорение, высоту и курс. Они фиксировались стилусом на одноразовую металлическую фольгу. Последняя фаза эволюции регистраторов относится к 90-м годам, когда в эксплуатацию ввели твердотельные носители. Современные самописцы способны фиксировать до 256 параметров. Вот некоторые из них:

  • Остаток топлива.
  • Мгновенный расход горючего.
  • Скорость тангажа.
  • Давление воздуха.
  • Угол крена.
  • Напряжение сети.
  • Положение рукоятки управления мотора.
  • Боковая перегрузка.
  • Отклонение элерон-интроцепторов.
  • Отклонение закрылков.
  • Отклонение штурвала.
  • Отклонение стабилизатора.
  • Отклонение элеронов.
  • Ход траверсы управления по тангажу, курсу и крену.
  • Ход штурвала.
  • Обороты двигателя.
  • Число оборотов двигателей.
  • Вертикальные и боковые перегрузки.
  • Истинная высота.
  • Барометрическая высота.
  • Скорость полёта и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector