Новый госсовет: зачем он нужен путину?

Структура

Пост председателя Госсовета занимает президент РФ. Секретарем Госсовета с 2012 года является помощник президента РФ Игорь Левитин (не входит в состав совещательного органа).

В настоящее время в составе Госсовета — 100 человек, все они работают на общественных началах. Информационно-аналитическое и организационное обеспечение его деятельности осуществляет специальное управление Администрации президента РФ.

Решением оперативных занимается президиум Государственного совета, состоящий из восьми человек (по одному представителю от каждого федерального округа). Персональный состав президиума, который подлежит ротации один раз в полгода, определяет президент РФ.

Состав президиума (в соответствии с распоряжением главы государства от 22 ноября 2017 года):

  • Вячеслав Битаров, глава Республики Северная Осетия — Алания
  • Александр Евстифеев, глава Республики Марий Эл
  • Василий Голубев, губернатор Ростовская области
  • Наталья Жданова, губернатор Забайкальского края
  • Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа
  • Александр Левинталь, президент Еврейской автономной области
  • Андрей Никитин, глава Новгородская область
  • Евгений Савченко, губернатор Белгородской области

Зачем это нужно

Нет никаких оснований создавать из консультативного органа что-то более серьезное в рамках нынешней политической модели, считает политтехнолог Аббас Галлямов. «У нас нет вакуума, который нужно было бы заполнять, все можно решить, перераспределив полномочия внутри существующих органов. Предположительно, Путин сам собирается занять это место — других причин формировать такой орган нет», — говорит эксперт.

Самым разумным для Путина, считает Галлямов, было бы занять существующую позицию — например, спикера Госдумы: она избирается населением, у такого варианта есть задаток легитимности.

«Занимая пост лидера «Единой России» и пост лидера Госдумы, Путин мог бы оставаться главным политиком и сохранить свои политические рычаги — а преемникам на посту президента и премьера поручить технические рычаги. Почему он этого не сделал и хочет неизбираемый орган ? Потому что он боится идти на выборы. Он не хочет низких рейтингов. Он хочет зависеть от преемника, а не от избирателя», — рассуждает Галлямов.

Есть и другие мнения о том, зачем нужен новый конституционный орган и почему бы Путину, например, перестав быть президентом, не стать в будущем главой Совбеза?

«Думаю, Госсовет удобнее тем, что в нем, в отличие от Совбеза, можно организовать прямой контакт с ключевыми игроками: приглашать корпорации, госбанкиров, министров, депутатов — да кого угодно. Путин получит инструмент, который он сможет применять комфортно. Для него важен статус, чтобы он мог заниматься тем, что он любит. Ему бы хотелось сохранить причастность к внешней политике», — говорит политолог Татьяна Становая.

Формирование Госсовета — это новое полномочие для президента, поэтому в этой части можно говорить о расширении президентских полномочий, говорит старший партнер Pen&Paper, бывший сенатор Константин Добрынин.

«Сейчас это лишь совещательный орган при главе государства, а теперь он будет определять основные направления внутренней и внешней политики и приоритетные направления социально-экономического государства. Из кого этот орган будет состоять — не определено. Поэтому есть серьезная опасность, что он превратится в надпарламентский орган, по аналогии с тем, чем Госсовет был в Российской империи в начале ХХ века», — говорит Добрынин.

Госсовет — это площадка, на которой Путин солировал все эти годы, говорит политтехнолог Аббас Галлямов.

Негласный комитет

Император окружил себя молодыми людьми, призванными помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801—1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа». «Негласный комитет», функционировавший до 9 ноября 1803 года, за два с половиной года рассмотрел вопросы осуществления сенатской и министерской реформы, деятельности «Непременного совета», крестьянский вопрос, коронационные проекты 1801 года, «Всемилостивейшую жалованную грамоту» и ряд внешнеполитических мероприятий.

Состав и структура

Председателем Госсовета являлся сам Александр I или назначенный им член совета. Членом законосовещательного органа мог стать любой человек, вне зависимости от сословия, возраста, занимаемой должности или образования. При этом большинство мест в учреждении принадлежало министрам и дворянам.

Членов совета мог назначить или уволить только император. В первый год работы Госсовет насчитывал 35 человек, в конце XIX века – 60, в начале XX века – 90.

Законосовещательный орган состоял из:

  • Общего собрания;
  • Государственной канцелярии;
  • 4 департаментов (законов, гражданских и духовных дел, военных дел, государственной экономики);
  • Постоянных комиссий (составления законов, принятия решений).

В разное время в нем функционировали временные совещания, комиссии, комитеты и прочее.

Все дела поступали в совет через госканцелярию. Если дело входило в компетенцию этого органа, то оно готовилось к рассмотрению в соответствующем департаменте. Госсовет рассматривал следующие вопросы:

  • Новые законы, изменения к ним или законопроекты;
  • Вопросы государственного управления, требующие внесения изменений, отмены или разъяснения;
  • Вопросы внутренней и внешней политики Российской империи в чрезвычайной ситуации;
  • Государственный бюджет;
  • Отчеты госконтроля по исполнению бюджета и прочее.

После вопрос выносился на общее собрание. Окончательное решение совет принимал большинством голосов. Император мог одобрить мнение и меньшей части госоргана, если был с ним солидарен. Были случаи, когда Александр I поддержал решение всего 1 члена совета.

Пройди тест

Реформа в области образования

В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внёсшее новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ. Уровни системы образования: в крупнейших городах — университет, в каждом губернском городе — гимназия, в уездах — училища, в церковных приходах — одноклассные училища. Всей системой образования ведало Главное управление училищ.

В рамках реформы территория империи была разделена на шесть учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах. Основаны новые университеты — Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был также преобразован в 1819 году в университет. В Ярославле на частные средства открылось в 1803 году Демидовское высших наук училище.

Первый в России Университетский устав (1804) предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

Указ «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники» от 6 августа 1809 г. предусматривал, что условием производства в чин коллежского асессора (VIII класс), наряду с выслугой и одобрением начальства, должно быть обучение в одном из отечественных университетов или сдача там специального экзамена. Для производства в статские советники (V класс) обязательными условиями были названы: десятилетняя выслуга «с ревностию и усердием»; не менее чем двухгодичное пребывание в одной из поименованных должностей (советника, прокурора, правителя канцелярии или начальника определенной штатом экспедиции); одобрение начальства; успешное обучение в университете или сдача соответствующего экзамена, подтвержденные аттестатом. М. А. Дмитриев вспоминал об этом указе так:

Учиться основательно и узнавать положительные предметы, нужные для просвещения, начали мы собственно только с указа 1809 года от 6 августа, и обязаны этим императору Александру… Как все удивились, что по этому указу требуется для дворянских детей знание языка латинского! Само слово «студент», звучало не по-дворянски! Будем благодарны правительству и его принудительным мерам: без них мы никогда бы не образовались.

Во второй половине правления Александра продолжалось основание привилегированных средних учебных заведений — лицеев: в 1811 году — Царскосельский, в 1817 году — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский.

В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения, которое занялось «закручиванием гаек» и клерикизацией учебных заведений. В 1820 году в университеты направлена инструкция о «правильной» организации учебного процесса. В 1821 году началась проверка выполнения инструкции 1820 года, проводившаяся Магницким и Руничем очень жёстко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.

В 1804 году в России появился первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Свёртывание реформ

За первые десять лет пребывания на троне Александр вполне вошёл во вкус самодержавного правления и охладел к преобразованиям. Ему казалось, что стоит «расшевелить» общество, как России будут обеспечены революционные волнения, подобные тем, что периодически вспыхивали в Европе. Охранительные взгляды императора подпитывались внушениями консерваторов, которые объединились перед лицом грядущих реформ. Так, Н. М. Карамзин в аналитической записке 1811 года увещевал императора:

Одна из главнейших причин неудовольствия россиян на нынешнее правление есть излишняя любовь его к преобразованиям, потрясающим Империю, благотворность коих остаётся сомнительной.

После нашествия французов на Россию императором и вовсе овладевают религиозно-мистические настроения. Он сводит знакомство с баронессой Криденер, считавшей всякий земной прогресс иллюзорным, и с Юнг-Штиллингом, автором сочинений с характерными названиями «Сцены из царства духов», «Теория познания духов», «Приключения по смерти», где Французскую революцию олицетворяет «зверь из бездны», а трёхцветная французская кокарда трактуется как «знамение зверя».

В 1812 году Сперанский потерял расположение императора, и на систематическом реформировании абсолютистской империи был поставлен крест. В целом, преобразования Александра, постоянно колебавшегося между консервативно-реакционным (Аракчеев) и либерально-реформаторским (Сперанский) лагерями, носили непоследовательный, межеумочный и поверхностный характер, затронув главным образом верхушку государственного управления и наименование отдельных ведомств. Существенных изменений в социально-экономическое и политическое устройство страны они не внесли.

Пробуксовывание старых и свёртывание новых реформ вызывало разочарование прогрессивной части русского общества, вдохнувшей во время заграничных походов 1813-15 гг. свободный воздух Европы. Офицеры выплёскивали своё недовольство на тайных собраниях, строя проекты более радикальных преобразований. Так родилось движение декабристов.

Председатели Государственного Совета[править | править код]

В 1810—1906 годахправить | править код

  1. Граф Николай Петрович Румянцев (1810—1812)
  2. Князь Николай Иванович Салтыков (1812—1816)
  3. Светлейший князь Пётр Васильевич Лопухин (1816—1827)
  4. Князь Виктор Павлович Кочубей (1827—1834)
  5. Граф Николай Николаевич Новосильцев (1834—1838)
  6. Князь Илларион Васильевич Васильчиков (1838—1847)
  7. Граф Василий Васильевич Левашов (1847—1848)
  8. Светлейший князь Александр Иванович Чернышёв (1848—1856)
  9. Князь Алексей Фёдорович Орлов (1856—1861)
  10. Граф Дмитрий Николаевич Блудов (1862—1864)
  11. Князь Павел Павлович Гагарин (1864—1865)
  12. Великий князь Константин Николаевич (1865—1881)
  13. Великий князь Михаил Николаевич (1881—1905)
  14. Граф Дмитрий Мартынович Сольский (1905—1906)

В 1906—1917 годахправить | править код

  1. Эдуард Васильевич Фриш (1906—1907)
  2. Михаил Григорьевич Акимов (1907—1914)
  3. Иван Яковлевич Голубев ( 1914—1915)
  4. Анатолий Николаевич Куломзин (1915—1916)
  5. Иван Григорьевич Щегловитов (1917)

Помещения Государственного совета[править | править код]

Мариинский дворец на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга

Государственный совет как высший законосовещательный орган Российской империи долгое время располагался непосредственно в Зимнем дворце, в котором было отведено 6 комнат надворной анфилады вдоль Тёмного коридора в западном ризалите, с 1828 года — в помещениях первого этажа здания Большого Эрмитажа, где до сих пор сохранила своё название Советская лестница. После взрыва в Зимнем дворце 5 (17) февраля  года при неудачном покушении на императора Александра II, государственный секретарь Е. А. Перетц писал специальную записку об обеспечении безопасности помещений Госсовета или его переводе в другое здание.

В 1885 году Государственный совет был перемещён в Мариинский дворец, где и находился вплоть до 1917 года. После преобразования Госсовета в 1906 году и значительного увеличения числа его членов, помещения Мариинского дворца были перестроены, в частности, расширен зал заседаний. Работы были закончены к 15 (28) октября  года, а до той поры обновлённый Совет заседал в помещении Петербургского Дворянского собрания, специально снимаемом для этой цели.

Основные задачи и порядок работы

Основные задачи и порядок работы Государственного совета определяются положением о Государственном совете Российской Федерации, утверждённым указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1602 в последней редакции.

Основные задачи

Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту Российской Федерации;
обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, и внесение соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
содействие Президенту Российской Федерации при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение;
обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;
обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета;
обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации;
обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, имеющих важное государственное значение.

Порядок работы

Заседания Государственного совета проводятся регулярно, как правило, не реже трех раз в год. По решению председателя Государственного совета могут проводиться внеочередные заседания Государственного совета.

  • Заседание Государственного совета является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа членов Государственного совета.
  • Заседания Государственного совета проводятся, как правило, в Московском Кремле.
  • Решения Государственного совета принимаются на его заседании путем обсуждения. По решению председателя Государственного совета голосование может проводиться по любому вопросу повестки дня. Председатель Государственного совета вправе также устанавливать порядок принятия решений по вопросам, имеющим особое государственное значение, путем достижения консенсуса.
  • Решения Государственного совета оформляются протоколом, который подписывает секретарь Государственного совета.
  • При необходимости решения Государственного совета оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента Российской Федерации.
  • В случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конституционного закона или федерального закона проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Президента Российской Федерации.

Создание

В 1801 году на престол взошел Александр I. Он был намерен провести ряд реформ государственно-политического устройства России. В 1806 году император познакомился с графом Михаилом Сперанским, который и возглавил его реформаторскую деятельность.

В 1809 году Сперанским по указу Александра I был подготовлен план государственного преобразования. Он предусматривал разделение власти в Российской империи на законодательную, исполнительную и судебную. При этом абсолютная власть монарха оставалась неприкосновенной. Согласно плану Сперанского, координацией законодательной власти должен заниматься Государственный совет.

01 января 1810 года император издал манифест «Образование Государственного совета». Ранее действующий Неприметный совет был упразднен, и его заменил Госсовет.

Государственный Совет не издавал законы, а являлся совещательным учреждением при разработке законов. У него было несколько ключевых задач:

  • Централизовать поток законодательной инициативы;
  • Обеспечить единообразие в применении и толковании правовых норм;
  • Не допускать противоречий в различных нормативно-правовых актах.

Создание

Орган с консультативно-совещательными задачами, непродолжительное время существовал при президенте РСФСР в 1991 году. Он был создан 19 июля 1991 года как Государственный совет при президенте РСФСР и под его (президента РСФСР) руководством включал государственного секретаря РСФСР, государственных советников РСФСР, ряд министров и председателей государственных комитетов. 6 ноября 1991 года он был упразднён Указом Президента РСФСР 1991 г. № 172, который был частично отменен Указом Президента РФ от 4 февраля 1993 года № 180. В частности, был отменен пункт 11, где говорилось об отмене указа от от 19 июля 1991 г. № 12 о создании Госсовета, но его деятельность была возобновлена лишь после Указа Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602, подтвердившего существование Госсовета, без указания в названии, что является органом при президенте.

Государственный Совет СССР — в 1991 году высший[источник не указан 1653 дня] орган государственной власти СССР.
Создан на основании закона СССР от 5 сентября 1991 г. № 2392-I «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период».
Согласно этому закону Государственный совет СССР образован на межреспубликанской основе для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик.
Состав — президент СССР и высшие должностные лица союзных республик.
Решения Государственного Совета СССР носили обязательный характер.

В дальнейшем проекты создания Госсовета разрабатывались Сергеем Шахраем () и Анатолием Чубайсом (—). Идея создания Госсовета вновь оказалась востребованной в 2000 году после того, как 19 мая Президент Владимир Путин внес в Государственную Думу проект закона о новом порядке формирования Совета Федерации.

В процессе обсуждения законопроекта в обеих палатах парламента члены Совета Федерации обратились к президенту с просьбой о создании Государственного совета — органа, который мог бы взять на себя часть работы, связанной с проблемами регионов России. 26 июля 2000 года был принят Закон о порядке формирования Совета Федерации. 27 июля 2000 года В. В. Путин подписал распоряжение, в котором одобрил предложение высших должностных лиц субъектов Федерации о создании Госсовета России.

Государственный совет России образован 1 сентября 2000 года в соответствии с указом Президента Российской Федерации В. В. Путина. Указом утверждено положение о Госсовете России. В соответствии с положением Госсовет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Госсовет в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями президента.

Первое заседание состоялось 22 ноября 2000 года. Повестка дня заседания — «О стратегии развития государства на период до 2010 года». Открывая заседание, глава государства заявил, что Госсовет должен стать политическим органом стратегического назначения, и это является кардинальным отличием этой структуры от других государственных органов.

Программа преобразований Сперанского

В конце 1808 года Александр I, не удовлетворённый результатами деятельности Негласного комитета, поручил Михаилу Сперанскому, талантливому выходцу из низов, разработать план государственного преобразования России. В октябре 1809 года проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору. Его цель состояла в том, чтобы модернизировать и европеизировать государственное управление, путём введения буржуазных норм и форм «в целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя».

Сперанский предполагал разделить население России на три сословия:

  1. дворянство имеет гражданские и политические права;
  2. «среднее состояние» имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде) — купцы, мещане, государственные крестьяне.
  3. «народ рабочий» имеет общие гражданские права (гражданская свобода личности): это помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги.

Проектом Сперанского впервые в России предполагалось реализовать разделение властей на законодательную (Государственный совет, губернские, окружные, волостные думы), исполнительную (министерства и учреждения губернские, окружные, волостные) и судебную (Сенат, губернские и окружные суды).

Выборы в представительный орган предполагались четырёхступенные с избирательным имущественным цензом для избирателей. Доступ к выборам должны были получить землевладельцы (помещики) и верхи городской буржуазии.

При императоре создаётся представительный орган — Государственный совет, или дума. При этом император сохраняет всю полноту власти: сессии император мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы. Госдума рассматривалась как представительный орган при императоре. Императору же принадлежало право назначения министров и сенаторов.

Проект Сперанского встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, и Александр I не решился его реализовать. Правда, Государственный совет (в урезанном виде) был всё-таки учреждён по плану Сперанского 1 января 1810 года. В течение последующих двух лет (12 июля 1810 года и 25 июня 1811 года) были преобразованы министерства (см. выше).

К началу 1811 года был подготовлен проект преобразования Сената, а в июне он был внесён на рассмотрение в Государственный совет. Было предложено преобразовать Сенат в два учреждения:

  1. Сенат правительствующий сосредотачивал в себе правительственные дела и комитет министров — министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления.
  2. Сенат судебный распадался на четыре местных отделения в соответствии с главными судебными округами империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.

Особенностью судебного Сената была двойственность его состава: одни сенаторы назначались от короны, другие выбирались дворянством. Государственный совет новый проект представительства резко раскритиковал, хотя большинство проголосовало «за». К тому времени и сам Сперанский разочаровался в проекте и советовал его не принимать.

Таким образом, из трёх отраслей высшего управления — законодательной, исполнительной и судебной — были преобразованы только две; третьей (то есть судебной) реформа не коснулась. Что касается губернского управления, то для этой сферы не было разработано даже проекта реформ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector