Эхо далёкого «шторма»: когда россия получит новый авианосец
Содержание:
- Почему дальше не развивается концепция «Кузнецова»?
- А что там с «Лидером»?
- Крейсер или аэродром
- Так каким он будет: крейсером или плавучим аэродромом?
- Сколько стоит?
- С прицелом на будущее
- Неатомные особенности
- Что остаётся?
- Конструкция и технические характеристики будущего флагмана
- Основные постулаты современной стратегии ВМФ
- Как с этим дела обстояли в СССР?
- Какой?
- Проект «Шторм»
- Грани головоломки
- Какие корабли сейчас стоят на вооружении ВМФ РФ
- А для чего нам вообще новые авианосцы?
- «Шо, опять?»
- Основное вооружение
- Каким должен быть новый авианесущий крейсер?
Почему дальше не развивается концепция «Кузнецова»?
Во-первых, дело не столько в самом корабле, сколько в полном отсутствии необходимой для него инфраструктуры. Так, международный опыт однозначно показывает, что авианосец в море – одна огромная мишень для подлодок и надводных кораблей противника. Чтобы не потерять столь ценное судно в первом же походе, его отправляют действовать не в одиночку, а в составе АУГ, то есть авианосной ударной группировки.
Вот в этом-то и загвоздка… У нас есть корабли для формирования такого рода команды, но за всю историю единственного отечественного авианосца учений по их боевому взаимодействию в составе единой группы не проводилось ни разу. Так что реального опыта использования АУГ у нас просто нет, а потому российский авианосец «Шторм» должен в этом плане стать настоящим «первопроходцем», на котором все эти идеи будут проверяться на практике.
Во-вторых, есть большая проблема со специализированными самолетами ДРЛО и РЭБ. Когда они появятся (и появятся ли) и в каком количестве, неизвестно. Также специалисты предупреждают, что нашему флоту срочно требуются самолеты противолодочной обороны. Да, у нас есть легендарные вертолеты Ка-29/32, но для некоторых задач эффективнее все же самолеты.
А что там с «Лидером»?
С учётом отсутствия возможностей создания флота на украинских газовых турбинах и немецких дизелях, на что можно было надеяться ещё лет пять назад, сейчас выбора не осталось. Ориентироваться нужно на отечественного производителя, и тогда остаётся единственный вариант — атомная силовая установка. Последние успехи создателей атомных двигателей для ледокольного флота радуют, но создавать авианосец без обкатки на каком-нибудь демонстраторе технологий было бы очень поспешно.
Это понятно и высшему военно-морскому руководству. Идея создания эсминца проекта 23560 «Лидер» с ядерной силовой установкой как будущего демонстратора технологий витает в воздухе уже очень давно.
Впервые о существовании планов по разработке перспективного эскадренного миноносца для Военно-морского флота России сообщило агентство ИТАР-ТАСС 19 июня 2009 года со ссылкой на «источник, близкий к управлению военного ведомства, отвечающему за поставку кораблей, морского вооружения и военной техники».
С тех пор новости о его разработке вновь поднимаются практически ежегодно, однако воз движется совсем не быстро. Как стало известно в июне 2016 года, технический проект перспективного эсминца не завершен, а только начат: по данным годового отчёта АО «Северное ПКБ», готовность технического проекта к концу 2016 года должна была составить всего пять процентов.
Зато на выставке «Армия-2015» был показан макет «Лидера», с тех пор украшающий все новости о нём (других иллюстраций нет, если не считать ошибочно демонстрирующиеся рисунки эсминца проекта 21956). Правда, макет представило не АО «Северное ПКБ», проектирующее его, а Крыловский ГНЦ, так что в итоге «Лидер» может выглядеть по-другому
Также стало известно, что проектирование перспективного эсминца «Лидер» включено в проект госпрограммы вооружений на 2018–2025 годы, строительство корабля планируется начать в 2025 году. Судя по тактическо-техническим данным, «Лидер» будет очень крупным эсминцем.
То есть «Лидер» — это очень серьёзная и сложная разработка, сроки которой могут ещё не раз сдвинуться. А мы помним, что пока этот эсминец не пройдёт ходовые испытания, строительство авианосца скорее всего не будет даже начато. Поэтому раньше 2025 года, можно не ждать даже начального этапа строительства. А сама постройка, судя по современным проектам американцев и англичан, займёт не меньше восьми-десяти лет.
Крейсер или аэродром
Последняя фраза специалиста о том, что на корабле будет размещено «ракетное и радиоэлектронное вооружение» — одна из самых интересных в определении облика будущего корабля. Дело в том, что в советском, а теперь и российском кораблестроении так до сих пор не определились с тем, к какому классу отнести отечественные авианосцы.
Так, единственный оставшийся у России тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» уже одним своим названием говорит, что он не авианосец, а прежде всего «тяжелый авианесущий». То есть крейсер с дополнительным авиационным вооружением. Которое для него вспомогательное, а не основное вооружение. И это при том, что на вооружении корабля находятся 48 истребителей Су-27К (Су-33) и штурмовиков Су-25К, 12 вертолетов Ка-27.
Макет перспективного авианосца России
Под взлетной палубой крейсера, это главное отличие от аналогичных западных кораблей, размешены 12 пусковых установок сверхзвуковых ударных крылатых ракет большой дальности «Гранит», способных нести ядерные боеголовки. Также на крейсере имеется четыре комплекса противовоздушной обороны ближней зоны «Кинжал» — всего 192 ракеты, 8 установок ракетно-артиллерийского комплекса ПВО «Кортик» и 6 скорострельных (до 1000 выстрелов в минуту) шестиствольных артиллерийских автоматов АК-630. Подобного набора вооружений нет ни на одном корабле мира. Именно из-за этой разноплановости в вооружении «Кузнецов» не считается «чистокровным» авианосцем в том понимании, как это видят в США.
Тем не менее, по оценкам военных экспертов, именно такая компоновка крейсерского вооружения делает «Адмирал Кузнецов» наиболее универсальным морским оружием. В отличие, например, от подводных лодок с крылатыми ракетами большой дальности, такой крейсер одинаково пригоден для участия как во всеобщей ядерной или безъядерной войне, а также в любых локальных конфликтах. Именно в последних наиболее эффективно использовать подобных корабли.
Это ярко продемонстрировали США в ходе операций в Персидском заливе и у берегов Югославии, когда основные ударные силы ВВС НАТО были представлены корабельным авиационными соединениями, практически неуязвимыми для наземных сил противника. Однако, как отмечают специалисты, разноплановость вооружений сейчас не так важна, как узкая специализация кораблей.
«Авианосец никогда не будет в море один, — сообщил бывший замглавкома ВМФ Владимир Касатонов, его всегда будут охранять корабли сопровождения. Именно на них ляжет задача по отражению воздушного нападения или противодействие подводным лодкам противника, так что авианосец должен быть именно аэродромом, а не крейсером».
Так каким он будет: крейсером или плавучим аэродромом?
И снова возвращаясь к теме многострадального «Кузнецова». Он, по сути, представляет собой именно концепцию авианесущего крейсера, но никак не авианосца в классическом понимании этого термина. Судите сами: мощное зенитное, ракетное и противолодочное вооружение, авиакрыло и противолодочные вертолеты… Создается обманчивое впечатление, что этот монстр может действовать как отдельная боевая единица, но это не так.
Проще говоря, авианосцы проекта 23000э (к ним относится и «Шторм») должны быть именно мобильными плавучими аэродромами, за оборону которых отвечают специализированные корабли. Примечательно, что в СССР это понимали, и защищать авианосцы должны были ТАКР. Но затем, из-за провальной экономической ситуации, полноценные АУГ так и не были созданы.
Конечно, никто не говорит, что судно будет вообще лишено средств защиты, но делать из него аналог «авианесущего ударного крейсера» все же не стоит, так как назначение у корабля абсолютно другое.
Сколько стоит?
Современные авианосцы стоят попросту неприличных денег. Недавно вышедший в море британский Queen Elizabeth стоит восемь миллиардов долларов за пару. При этом нужно учесть, что британцы сильно сэкономили на проектировании. Так на флоте делали испокон веков, создавая систершипы (несколько кораблей по одному проекту), уменьшая огромные расходы на проектирование.
У американцев и того круче: на проектирование и постройку трёх авианосцев типа Gerald R. Ford предполагается потратить 42 миллиарда долларов. То есть 14 миллиардов долларов за одну штуку (опять-таки помним про экономию на проектировании). Пожалуй, это самый дорогой и современный авианосец в мире. К нему есть много вопросов, начиная с электромагнитных катапульт, однако современность решений, заложенных в нём, оспаривать вряд ли кто станет.
Общий бюджет Российской армии за 2016 год составил 3,14 триллиона рублей, или 45 миллиардов долларов по нынешнему курсу. Достаточно сравнить эту сумму, выделяемую на всю армию — от космоса до стройбата, — со стоимостью одного современного авианосца, чтобы впасть в отчаяние и загрустить.
Да, скорее всего, у нас получится дешевле и, возможно, более, чем в два раза. Но всё равно, для нынешнего российского бюджета сумма выглядит жутковатой. А случись ещё какой кризис, и авианосец так и останется недостроенным на стапелях. В общем, с какой стороны ни глянь, решение построить один авианосец вызывает ну очень много вопросов. Иногда даже кажется, может, проще угнать ночью английский…
Более того, сам по себе авианосец ничего не стоит без остальных кораблей авианосной ударной группы. К нему «в нагрузку» для обеспечения эффективности нужно будет построить ещё несколько эсминцев, противолодочных кораблей и даже судов обеспечения. Без этого новенький и блестящий авианосец может утопить в десятки раз более дешевая подводная лодка. Всё это делает стоимость создания и владения подобным оружием «дороже, чем чугунный мост». И опять же требует времени и параллельной постройки. То есть недостаточно просто выдать денег на один авианосец, к нему придётся строить, строить и строить.
С прицелом на будущее
Первое, что бросается в глаза — это практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба будущего авианосца. Вместо массивной, ее еще называют островной надстройки, — вышки управления. Это не только экономит место на палубе, но и по логике должно снизить радиозаметность корабля в море. Сама палуба также имеет отличия: на ней два трамплина — большой и поменьше, и, соответственно — два направления взлета.
Схема перспективного авианосца России
А еще — закрепленные на корме и в носовой части авианосца самолеты и вертолеты — как минимум, пяти разных типов. Их явно больше, чем можно увидеть на палубе единственного стоящего на вооружении нашего ВМФ авианесущего крейсера «Адмирала Кузнецова» или переоборудованного для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья».
Даже беглый взгляд на модели самолетов дает представление, какие именно машины планируется разместить на авианосце. Это палубные истребители Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (АВАКС), предположительно, Як-44Э и противолодочные вертолеты Ка-32.
Разработанный в Крыловском научном центре концепт нового многофункционального авианосца, по словам руководителя авторской группы Валентина Белоненко, предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов. А сам корпус корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снизилось на 20 процентов. Уже одно это — существенная экономия энергетики, возможность увеличения скорости и автономности. На таком авианосце, дал понять Валентин Белоненко, возможен взлет самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм.
Для самолетов предусмотрены не только трамплины, но и катапульта. А под взлетной палубой и в оптимизированных надстройках — новейшие комбинированные энергоустановки, эффективное ракетное и радиоэлектронное вооружение.
Неатомные особенности
В разговоре с RT научный руководитель центра Павел Половинкин отметил, что на сегодня идёт поиск оригинальных решений, которые при минимальном объёме и водоизмещении позволяют получить полноценный авианесущий корабль. Добиться этого удалось с помощью конструкции корпуса по типу полукатамарана.
- Сренд ФГУП «Крыловский государственный научный центр» на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге
«С помощью оригинальных решений, испытаний корпуса, расчётов оценки боевой эффективности мы добьёмся того, что это будет полноценный авианосец. Основной характеристикой авианосца является состав летательных аппаратов. Там будут представлены все типы летательных аппаратов — от разведки и РЭБ до бомбардировщиков и штурмовиков», — рассказал Половинкин.
Согласно проекту, это позволит авианосцу нести до 24 тяжёлых истребителей Су-33 или лёгких истребителей МиГ-29К, четыре самолёта РЛДН и 12 многоцелевых вертолётов Ка-27. Новые решения в плане конструкции обводов корпуса, а также увеличения площади палубы позволят выполнить параллельное размещение стартовых позиций для самолётов.
Другой отличительной особенностью этого авианосца стала газотурбинная энергетическая установка мощностью 80 МВт. Это обеспечит кораблю полное электродвижение, по аналогии со строящимися авианосцами ВМС Великобритании класса Queen Elizabeth. Длительность автономного плавания российского многоцелевого авианосца составит 45 суток.
По словам Павла Половинкина, авианосец с газотурбинной установкой в этом плане ничем не уступает атомным аналогам. Кроме того, использование ГЭУ позволит минимизировать возможный риск при разрушении атомной установки.
Также по теме
На замену «Мистралям»: к 2030 году Россия получит три авианесущих корабля
ВМФ России получит отечественную замену французским «Мистралям». К 2025 году планируется закончить строительство двух универсальных…
«Во всём мире появляется высокоточное оружие с высокой пробивной способностью, которое может поразить любую цель и пройти любую преграду. По мере распространения гиперзвукового оружия безопасность авианосцев с атомными установками будет под большим вопросом», — отметил научный руководитель центра.
При этом Половинкин подчеркнул, что на данный момент атомная энергетика является лучшим способом обеспечить автономность тяжёлых боевых кораблей.
«Но надо идти в ногу со временем. Раз появилось такое оружие, мы должны оценить, можем ли мы ему противодействовать и защищаться от него. Нужно разработать альтернативные варианты», — отметил он.
Атомная силовая установка позволяет авианосцам не заходить в порты и повышает автономность, напомнил в беседе с RT Виктор Литовкин.
«Она может работать несколько лет без дополнительного обслуживания, а газотурбинная требует всё время пополнения топливом. Кроме того, атомная установка мощнее, чем газотурбинная», — подчеркнул эксперт.
Что остаётся?
Никто не будет спорить, что развивать флот надо. Однако в нынешней ситуации затянутых поясов это чертовски сложная проблема, во многом напоминающая работу над тришкиным кафтаном. Откуда денег ни возьми, сразу видны прорехи. У страны просто нет средств и возможностей создавать авианосцы как горячие пирожки, что пекут в Поднебесной. Там строят уже второй.
Пока же у нас остаётся «Адмирал Кузнецов», и, если мы не хотим прийти к ситуации постройки авианосца с абсолютно не имеющей опыта командой, России придётся чинить его, скрепя сердце выделять деньги на модернизацию и в это же время готовить средства для создания нового. Простого решения в этой ситуации нет.
Откровенно жаль, что Россия не успела приобрести два вертолётоносца типа «Мистраль» до ухудшения внешнеполитической обстановки. Сейчас они по-прежнему стоят на повестке дня, разработка УДК «Прибой» ведётся с 2015 года и в данный момент находится на завершающей стадии. Их тоже нужно строить, решать возникающие проблемы и ждать. Раньше 2035 года, шансов, что у нас появится второй авианосец, просто нет.
Пока же мы будем ждать завершения проектирования и надеяться на своевременное начало постройки «Лидера». В свободное время военному руководству придётся ответить себе на возникающие вопросы, определиться с требованиями и затянуть потуже бюджетные пояса. Других вариантов на горизонте нет.
Конструкция и технические характеристики будущего флагмана
Разработкой АВМ (многоцелевого авианосца) занимался Крыловский государственный научно-исследовательский центр, первая модель была продемонстрирована в 2013 году. Широкой публике макет был представлен в 2015. Разработка велась под шифром «Логово».
«Шторм», характеристики
Согласно основным параметрам проекта, длина судна будет около 330 метров, ширина — 40, осадка в пределах 11-ти. Водоизмещение в пределах 100 тысяч тонн. Для присвоения ледового класса потребуется соответствующее оснащение и приспособление используемых систем для функционирования в условиях полярных широт.
Силовой установкой станет комбинированный ядерный реактор, однако, изначальный проект создавался под обычные двигатели. В первом случае, скорее всего будут использованы реакторы РИТМ-200, которые предполагается испытать на ледоколе «Арктика». Мощность силовой установки оценивается в 200 тысяч лошадиных сил.
Заметным отличием от классической компоновки авианесущих кораблей является отсутствие массивной вышки. Вместо нее будет создано два отдельных островка, занимающих в разы меньшую площадь на палубе.
Первый продемонстрированный макет
В палубных надстройках новейшего российского авианосца будет размещаться:
- командный мостик;
- посты наблюдения;
- средства связи;
- радиоэлектронные системы.
На полетной палубе будет подготовлено 4 стартовые позиции, в оснащение войдут 2 рампы в качестве трамплина, 4 электромагнитные катапульты. Для посадки задействуется аэрофинишер, он будет только один.
Основные постулаты современной стратегии ВМФ
Конечно, армия дает такую возможность, но переброска необходимо числа войск – дело очень сложное и чертовски дорогое, сопряженное с многочисленными и далеко не всегда благожелательными переговорами с правительствами тех стран, по территории которых будет пролегать маршрут. Авианосцы позволяют игнорировать практически все эти проблемы.
В руководстве отечественного ВМФ на проблему тяжелых авианесущих кораблей есть две диаметрально противоположных точки зрения: «Да, еще как нужны!», и «Нет, для чего нам эти пожиратели денег?». Словом, до единства мнений нам пока что очень далеко, но все же проект 23000 «Шторм» уже существует. Кроме того, на фоне истории со злосчастными «Мистралями», когда первые лица оборонного ведомства во всеуслышание заявляли о «создании новых авианосцев взамен французских судов», это уже вопрос престижа.
Как с этим дела обстояли в СССР?
Увы, но так же
То есть неважно. Проблемам тяжелых кораблей с авиационной группой правительство Союза практически не занималось
Во многом объясняется это подковерными интригами. После Великой Отечественной о героических подвигах подводников и моряков Севморфлота практически забыли. «На коне» оказались генералы, практически полностью оттянувшие на себя все государственное финансирование. Опять-таки, свою роль сыграл вездесущий Никита Сергеевич Хрущев.
Едва не убив всю отечественную ствольную артиллерию в угоду ракетам, он практически «утопил» всю программу перевооружения флота. Более того, даже сами разговоры о строительстве авианосцев он воспринимал в штыки, так как считал их «оружием мирового империализма».
Увы, но нет. Опыт эксплуатации этого судна однозначно свидетельствует, что у него слишком много недостатков. Более того, «Кузнецов» точно не подходит на роль авианосца, так как физически им не является. Это тяжелый авианесущий крейсер. Сегодня ВМФ РФ нуждается, скорее, в плавучих аэродромах, с помощью которых можно быстро перебрасывать авиакрыло в требуемую точку.
Какой?
В настоящее время если не выполнено проектирование, то даже говорить о будущем облике российского авианосца преждевременно. Вчера было озвучено, что проектирование займёт ближайшие восемь лет, до 2025 года. А чего спешить, всё равно сначала надо дождаться «Лидера».
В настоящее время везде, иллюстрируя возможный облик авианосца, ходит фотография макета проекта перспективного российского многоцелевого тяжёлого авианосца 23000 «Шторм», разработанного тем же самым Крыловским ГНЦ. Выглядит он, конечно, очень круто, но, во-первых, далеко не факт, что разработку поручат «крыловцам», а во-вторых, не факт, что командование даст техническое задание именно на многоцелевой авианосец.
Вполне возможно, что, посчитав деньги на проектирование и создание, аппетиты придётся поумерить и ограничиться лёгким авианосцем. И вот тут мы подходим к одному из самых сложных и неприятных вопросов в условиях современной обстановки.
Проект «Шторм»
На сегодня в составе ВМФ России есть только один авианосец — тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», введённый в эксплуатацию в 1991 году. Он проходит модернизацию и вернётся к активной службе в 2021 году.
При этом «Адмирал Кузнецов» превосходит американские авианосцы одного с ним возраста — корабли класса Nimitz.
- Авианосец ВМС США класса Nimitz
- Reuters
Эти авианосцы практически не способны отражать вражеские нападения, за исключением очень ограниченных воздушных действий, и требуют внушительной эскадры сопровождения, состоящей из эсминцев, крейсеров и подводных лодок. «Кузнецов» же оснащён зенитными и ракетными комплексами, которые могут отражать любые нападения с воздуха.
Авиационная группа «Шторма» составит до 90 летательных аппаратов: палубных истребителей, самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и вертолётов.
Также по теме
«Ставка на универсальность»: какими возможностями будет обладать российский вертолёт нового поколения для ВМФ
Отечественные специалисты завершили эскизно-техническое проектирование перспективного морского вертолёта Ка-65 «Минога». Об этом…
Авианосец проекта «Шторм» будет предназначен для выполнения различных задач в дальней океанской зоне. Собственное вооружение и бортовая авиационная группа позволят наносить удары по наземным и морским целям противника, и, как и «Адмирал Кузнецов», он сможет самостоятельно обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО.
Подобные проекты будут введены в строй не раньше 2030 года, считает Виктор Литовкин. При этом он отметил, что для сопровождения российских авианосцев потребуются новые эскадры, эсминцы, фрегаты и крейсера.
Также, по мнению военного обозревателя Виктора Баранца, России потребуются и соответствующие береговые структуры.
«Думаю, российский авианосец, который ни в чём не будет уступать американскому, построят, когда в стране будут береговые структуры под громадный корабль», — сказал эксперт в беседе с RT.
При этом он отметил, что, в отличие от США, для которых авианосцы являются оружием агрессии, России не нужно большое количество таких кораблей, поскольку ВМФ России выполняет задачи по защите и обороне страны.
«У США сегодня в строю 12 авианосцев, пока в России есть только один авианесущий крейсер, который сейчас находится в ремонтном состоянии и не может выполнять боевые задачи. России в принципе не нужно такое количество авианосцев, поскольку она не собирается проводить операции по всему миру и влиять на какие-то страны», — отметил эксперт.
Грани головоломки
Советник генерального директора Крыловского центра доктор технических наук Валерий Половинкин считает, что концептуальное проектирование кораблей — не просто способ избежать лишних трат из-за неверного выбора, организационных и технических ошибок при создании дорогостоящих систем. Это самый надежный путь к избранной цели и гарантия, что в какой-то момент разработчики не окажутся в тупике или на обочине. Отработка корабля будущего, даже в макете, дает возможность без существенных инвестиций в проект точно следовать общемировым тенденциям при создании аналогичных кораблей в мире. Оперативно вносить в проект пожелание военных.
Например, сейчас перспективный авианосец рассматривается в двух версиях: с атомной энергетической установкой и неатомной. Если у него будет атомная энергетическая установка, тогда водоизмещение корабля составит 80-85 тыс. тонн. Если он будет неатомный, то 55-65 тысяч тонн. От этого фактора зависит количество самолетов, которые можно разместить на корабле.
По проектировочным нормам, на одну тысячу тонн водоизмещения может быть размещен один летательный аппарат. Исходя из этого, если водоизмещение составит 65 тысяч тонн, то на корабле сможет базироваться 50-55 самолетов, если 85 тысяч — порядка 70 разных летательных аппаратов. Из этого можно сделать еще один вывод — в неатомном исполнении корабль, скорее всего, будет предназначен для экспорта. В атомном — для российского флота. Судить об этом можно по той программе обновления Военно-морского флота, которая реализуется в рамках госпрограммы вооружения.
Например, было принято решение о ремонте и глубокой модернизации тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 типа «Орлан». Таких кораблей у нас четыре: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» «Адмирал Ушаков» и «Петр Великий». В свое время эти корабли специально создавались под задачи охраны и сопровождения авианесущих крейсеров. Набор стоящего на них вооружения позволяет им вести боевые действия как против надводных, подводных, так и воздушных целей. А атомная энергетическая установка существенно расширяет возможности крейсеров по выполнению автономных походов.
Для этих кораблей в СССР специально строился атомный авианосец «Ульяновск», к сожалению, закончить его строительство до развала государства не успели, и гигант был порезан на «иголки» прямо на судостроительной верфи в Николаеве на Украине. Впрочем, решение о необходимости ремонта и модернизации «Орланов» говорит о том, что идея атомного авианосного флота в России не забыта.
Головной крейсер 1144 проекта «Адмирал Нахимов» уже стоит в судоремонтном заводе в Северодвинске в ожидании начала работ. По планам, в 2018 году там же окажется и самый молодой из «Орланов» — крейсер «Петр Великий». Вполне возможно, что к этому моменту будет принято решение и о начале строительства нового авианосца.
В Северодвинске возводится плавучий док, способный обеспечить постройку кораблей водоизмещением более 100 тысяч тонн: танкеров, сухогрузов и собственно авианосцев. На док планируется потратить около $500 млн. бюджетных средств.
«В этом году планируется доукомплектовать морскую авиацию самолетами МиГ-29К, — говорит начальник Морской авиации ВМФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин. — В итоге мы получим более 20 самолетов МиГ-29К, которые станут основой формирования новой авиационной воинской части в составе Северного флота. В полном объеме начнет функционировать полигон «НИТКА» в Ейске». Все это говорит, что флот готов к приходу новых авианосцев.
Какие корабли сейчас стоят на вооружении ВМФ РФ
«Адмирал Кузнецов», хоть и многофункциональный, способен отражать массированные воздушные атаки, не имеет оснащения для борьбы с кораблями. Опционально эта возможность есть, но фактически противокорабельные ракеты с борта уходили только на испытаниях 1994 года. Ожидается переоснащение данным средством в ближайшую модернизацию.
Процесс строительства авианосца «Адмирал Кузнецов»
После сирийского конфликта начались слухи о скором списании ТАВКР, но информация явно преувеличена. Потенциал у машины все еще огромный и она успешно справляется с возложенными задачами. Кроме того, даже в сравнении с американским флотом, российский авианесущий крейсер не так стар и находится в удовлетворительном техническом состоянии.
А для чего нам вообще новые авианосцы?
Во-первых, это важный элемент престижа для страны с такими размерами. Во-вторых, текущая геополитическая ситуация такова, что хотя два-три авианосца нам точно не помешают. Наличие у берегов той же Сирии подобного судна с обученными летчиками авиакрыла – сильный аргумент в спорах с многими противниками. Доказано американцами. Многие отчего-то продолжают считать, что авианосец имеет на борту 20-30 самолетов… Те времена давно прошли.
Тяжелый крейсер того класса, к которому принадлежит будущий авианосец «Шторм», имеет не менее 70 ударных самолетов. Согласитесь, аргумент весомый. Тем более что у нас в Сирии общая численность авиационной группировки и того меньше, но задачи она способна решать весьма серьезные.
Кроме того, авианесущее судно значительно менее уязвимо в отношении атак, нежели чем сухопутная база. Конечно, это справедливо только в отношении борьбы с различными нелегальными группировками, но ведь большего от авианосцев и требовать глупо! Если речь идет о глобальной войне, куда полезнее подводный флот, а для решения более глобальных задач без сухопутного базирования все равно не обойтись…
«Шо, опять?»
Впору снова задавать сакраментальный вопрос волка из мультфильма «Жил-был пёс». Опять руководство российской армией заявляет о постройке нового российского авианосца. Происходит это с завидной регулярностью, однако, как несложно заметить, до сих пор воз и ныне там. Каждый раз, когда тема нового российского авианосца поднимается вновь, вместе с ней стоит поднимать и весь ворох вопросов, связанный с этим решением. Если на него посмотреть внимательно, то может оказаться, что откладывание постройки в долгий ящик — не такая плохая стратегия, на самом деле.
Стоит понимать, что постройка авианосца, даже лёгкого, в ситуации современной России дело, требующее как минимум пары десятилетий, и, возможно, проще не делать громких заявлений, даже по случаю праздника, а потихоньку заниматься разработкой и надеяться на то, что в будущем ситуация станет чуть лучше.
Основное вооружение
Авианосцы американцев не способны самостоятельно отражать масштабные атаки с воздуха и воды. Разработка России, по аналогии с «Адмиралом Кузнецовым», должна справляться с нападениями противника собственными силами, в том числе за счет средств палубной авиации.
Группа на борту включит в пределах 70-90 единиц, среди них:
- многоцелевые истребители Су-57;
- Су-33М;
- Су-35К;
- МиГ-29К;
- МиГ-29КУБ;
- самолеты радиолокационного обнаружения на большой дистанции;
- противолодочные/многоцелевые Ка-27;
- Ка-25;
- Ка-28;
- Ка-29;
- Ка-31;
- Ка-52К.
ПРО корабля предполагается оснастить 4 зенитно-ракетными комплексами с вертикальным пуском ракет. Возможно он будет укомплектован корабельными вариантами ЗРК С-500. Эта система сможет бороться с аэродинамическими и баллистическими целями, передвигающимися на скорости до 7 км/с на дистанции до 800 км.
Для борьбы с торпедами будут использованы 2 противоторпедные установки.
Комплекс электроники будет использовать радиолокационные станции с активной фазированной антенной решеткой, множество датчиков.
Общий вид авианосца
Суммарный боезапас оценивается в 3000 единиц крылатых ракет и авиационных бомб.
Экипаж — 4000 человек.
Каким должен быть новый авианесущий крейсер?
В общем-то, теми же самыми соображениями руководствовались и те специалисты, которые впервые выдвинули проект «Шторма». Во-первых, это должен быть самый большой авианосец в истории советского и российского флота. Водоизмещение – не менее 100 000 тонн, общая длина – в пределах 350 метров. Сообщается, что максимальная скорость должна достигать 30 узлов, но…
В этой связи между конструкторами и специалистами из ВМФ опять начались трения по поводу используемой силовой установки. Кто-то продолжает настаивать на котлотурбинном варианте, в то время как прочие судостроители говорят о крайней необходимости монтажа атомного реактора.
Впрочем, есть и вполне адекватный компромиссный вариант: основной двигатель – атомный реактор, дизель – на роли вспомогательного движка, при помощи которого корабль сможет дотянуть до ближайшего порта при возникновении каких-то проблем.