Государственный совет рф: зачем путин вносит госсовет в конституцию?
Содержание:
- Иерархия судов в России
- Что делают федеральные агентства?
- Преференции и льготы для судейского корпуса в России
- Функции Центробанка — что он делает и зачем нужен?
- Зачем все это Путину? Эксперты о новом Госсовете
- Кому принадлежит ЦБ? Кому подчиняется Центробанк РФ?
- Инфляция или экономический рост?
- Чем занимаются федеральные службы?
- Ключевая ставка Центробанка России
- Основные функции и курс Центробанка России
- Каковы задачи Центробанка России
- Как происходит реализация судебных решений?
- Инструменты ЦБ
Иерархия судов в России
Сведения об иерархии находятся в 118 статьей Конституции РФ. Обеспечивается единство судебной системы, так как каждый отвечает перед следующей инстанцией. Высшим органом судебной власти считается Конституционный суд РФ. Стоит рассмотреть подробнее, как устроена эта ветвь власти сегодня.
Таблица 1. Общая схема судебной системы в стране
Наименование суда | Дополнительная информация |
---|---|
Конституционный | Рассматривает вопросы о соответствии законов и законопроектов существующим нормам права, чтобы не возникало коллизий. |
Общей юрисдикции | Рассматривают уголовные, гражданские, административные и некоторые военные дела. |
Арбитражные | Занимаются делами в предпринимательской или экономической сфере. |
Дисциплинарные | Рассмотрение апелляции по решению Высшей квалификационной коллегии судей. |
Это основные органы судебной власти, однако существует иерархия внутри каждой системы. Также существуют федеральные и региональные судьи. К региональным относятся мировые. У них нет возможности карьерного роста. Заняв эту должность, они работают до 70 лет, после чего уходят в отставку (если не решат подать прошение об отставке раньше). Однако существует возможность перевестись на должность федерального судьи. На федеральном уровне иерархия происходит следующим образом:
- Первая инстанция. Сюда обращаются, если граждане не согласны с решениями мировых судей. Также граждане могут подать иск в представительство первой инстанции напрямую, если дело не относится к мировым судам. Например, стоимость иска более 100 000 рублей или предусмотренный срок наказания более 3 лет тюремного заключения.
- Вторая инстанция. Обычно они занимаются рассмотрением апелляционных решений. Рассматривают гражданские, уголовные и административные дела.
- Третья инстанция или первая кассация. Сюда обращаются при нарушении прав интеллектуальной собственности, а также при рассмотрении апелляций по делам судов второй инстанции.
- Четвертая инстанция или вторая кассация занимается уголовными, гражданскими, административными и военными преступлениями ВС РФ.
- Высшая инстанция, которая считается последней.
Представители Конституционного суда
Если граждан или юридических лиц не устраивает решение высших судебных органов в пределах России, то необходимо обращаться в международные инстанции, например, в Гааге при нарушении прав человека. Однако их решения не считаются обязательными для исполнения на территории России. Это нормальная практика, когда вынесенное решение не имеет юридической силы за пределами России.
Высший Арбитражный и Верховный Суд отвечают за рассмотрение экономических дел и гражданских, уголовных и административных соответственно. Военный трибунал существует отдельно, однако ряд военных преступлений также могут рассматривать представители Верховного суда и подшефных ему инстанций.
Еще существуют отделения Конституционных судов в субъектах РФ. Они необходимы для оперативной проверки региональных правовых актов на соответствие КРФ, другим региональным и федеральным правовым нормам.
Что делают федеральные агентства?
10991
Федеральное агентство – орган исполнительной власти, выполняющий функции по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг.
Функциями по управлению государственным имуществом включают в себя как исполнение обычных функций собственника государственных предприятий, так и управление их акциями.
Оказание государственных услуг – есть ни что иное, как предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или за плату услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и т.д.
При этом стоит заметить, что федеральное агентство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, если об этом праве не сказано прямо в законе. Это означает, что федеральная служба издает как правило распоряжения – индивидуальные, не нормативные акты, а приказы и постановления – нормативные акты – только если имеет на то установленное законом право.
Типичными полномочиями федеральных агентств являются:
управление организациями и учреждениями при Президента РФ (Управление делами Президента),
управление госимуществом (Росимущество),
создание, управление и содержание государственных резервов (Росрезерв),
создание, развитие, использование систем связи, оказание услуг связи (Россвязь),
комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий (Роспечать),
управление государственным транспортом и обеспечение безопасности на нем, транспортное администрирование, обеспечение безопасного плавания судов (Росжелдор, Росавтодор, Росречморфлот, Росрыболовство),
учет, управление дорожным хозяйством, в том числе федеральными трассами, морскими портами (Росавтодор, Росречморфлот),
аэронавигации, использованию воздушного пространства, обеспечения авиационной безопасности и защиты прав пассажиров (Росавиация),
управление хозяйственной деятельностью российской академии наук (ФАНО),
установление государственных стандартов и обеспечение единства измерений (Росстандарт),
оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, организацию деятельности службы крови, по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов (федеральное медико-биологическое агентство);
предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; эксплуатация и обеспечение безопасности водохранилищ, гидротехнических сооружений, ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Российского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования (Росводресурсы);
геологоразведка, ведение реестра месторождений полезных ископаемых, выдача разрешений на их добычу и разработку (Роснедра);
инвентаризация, использование, охрана и защита лесов (Рослесхоз).
Федеральные агентства выполняют и не типичные для них функции:
контроль и надзор в области рыболовства (Росрыболовство),
и надзор и контроль за лесными отношениями (Рослесхоз)
обустройство государственной границы (Росграница),
организация мобилизационной подготовки и проведение мобилизации в России (Главное управление специальных программ Президента РФ).
Возглавляет федеральное агентство руководитель, имеющий штат заместителей. Структуру агентства составляют управления, центральный аппарат. Агентству могут быть приданы научно-технические центры, при нем могут функционировать экспертные и общественные советы, консультирующие агентство в вопросах его деятельности. Региональная структура агентства представлена департаментами по федеральным округам и региональными управлениями в отдельных муниципальных образованиях.
назад
вперёд
Преференции и льготы для судейского корпуса в России
Существуют различные преференции и льготы для судей в России, часть из которых сохраняется и после отставки. Однако это актуально, если уход с работы произошел при достижении 70 лет.
- Неприкосновенность судей представляет собой невозможность возбудить против них головные дела. Сначала требуется приостановить их полномочия. Также запрещено досматривать их жилище, накладывать на них административные штрафы и так далее. У судей есть соответствующее удостоверение, которое необходимо предоставить, если возникает проблема с законом (например, при попадании в ДТП). Тогда существует особый порядок наложения наказания. Однако в большинстве случаев ответственные сотрудники решают оставить гражданина без наказания на основании неприкосновенности.
- Получение ряда материальных преференций. Речь идет о квартальных и ежегодных премиях, размер которых зависит от ранга в судебной системе. Минимальная надбавка составляет 30% от оклада, максимальная 200% от оклада. Также у судей есть полис ДМС, страховка имущества и жизни. Есть возможность проходить санаторно-курортное лечение в ведомственных санаториях.
- Возможность работать до 70 лет при отсутствии правонарушений. То есть, судьи несменяемы. Получив должность, их будут автоматически назначать снова и снова после истечения срока их полномочий.
- Предоставление пожизненной пенсии в размере 80% от среднемесячного дохода, если выслуга лет составляет более 20 лет. Также могут оформить пенсионные выплаты члены семьи после смерти судьи. Тогда надо обращаться к сотрудникам ПФР для получений выплат по потере кормильца.
Это основные льготы и преференции, которые действуют по отношению к российским судьям. Размер оклада зависит от выслуги лет и того, в какой инстанции работает гражданин.
Судья вышел в отставку при достижении максимального возраста
Таким образом, судьи подчиняются только Конституции и другим правовым актам. Их назначают представители законодательной власти. Они же продлевают полномочия судей по представлению членов коллегии. Таким образом, получив желаемую должность один раз, практически невозможно потерять ее, если соответствовать установленным требованиям. Легче получить должность во время работы в суде. Но из-за несменяемости специалистов вакансии появляются достаточно редко. Как результат, нужно отработать сотрудником суда более 10 лет (а зарплаты около 20 000 рублей). Тогда будут известны личностные и профессиональные качества специалиста, благодаря чему будет проще получить желаемую работу.
Функции Центробанка — что он делает и зачем нужен?
Цели и функции Банка России определены Федеральным законом от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Согласно этому закону, перед Центральным банком поставлены пять целей:
-
Защита и обеспечение устойчивости рубля
-
Развитие и укрепление банковской системы РФ
-
Обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы
-
Развитие финансового рынка РФ
-
Обеспечение стабильности финансового рынка РФ
Основные задачи Центробанка состоят в следующем:
-
ЦБ осуществляет эмиссию национальной валюты. Именно поэтому на каждой купюре написано «билет Банка России».
-
Поддерживает стабильность национальной валюты.
-
Надзирает за деятельность кредитно-финансовых учреждений — банков, страховых компаний, микрофинансовых организаций, ломбардов, коллекторских агентств и т.п. В частности, ЦБ может выдавать и отбирать у них лицензии.
-
Предоставляет кредиты коммерческим банкам.
-
Выпускает и погашает государственные ценные бумаги.
-
Управляет счетами правительства, выполняет зарубежные финансовые операции.
-
Управляет золотовалютными резервами.
-
Осуществляет валютный контроль и регулирование.
Reuters
Зачем все это Путину? Эксперты о новом Госсовете
Высказываясь о том, во что выльется добавление нового госоргана в Конституцию, эксперты видят в нем один из двух вариантов продолжения политической карьеры Путина. Политолог Константин Калачев замечает, что, согласно новым поправкам, президент формирует и руководит Совбезом, но не обязан возглавлять Госсовет — таким образом, управлять Госсоветом сможет и бывший президент, который заблаговременно сформирует состав новой структуры.
Многие видят в происходящем определенное повторение казахстанского сценария, где правивший на протяжении 27 лет Нурсултан Назарбаев ушел с поста президента, но сохранил за собой посты главы Совета безопасности Казахстана и председателя правящей партии «Нур Отан».
«Чем менее жестко регламентированы полномочия Госсовета, тем лучше. Впоследствии при помощи федерального закона ему можно будет придать какие угодно полномочия, — считает профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов. — Тот совет, который создавался при президенте в составе губернаторов, — сейчас его можно будет заполнить какими угодно людьми, помимо губернаторов, и доверить им какие угодно полномочия, в том числе неограниченные, как это было сделано в Казахстане с Советом безопасности».
Нурсултан Назарбаев. Фото — Википедия
Другим вариантом продолжения карьеры Путина видится место спикера в Госдуме и главы партии «Единая Россия». Одни эксперты полагают, что это позволит поднять авторитет правящей партии и дать Путину возможность неграниченно долго влиять на политическую жизнь страны — ведь, согласно поправкам, роль парламента также увеличивается. Другие не считают это реальной возможностью. Алексей Макаркин, замдиректора Центра политических технологий, говорит: «Президент вряд ли готовит для себя место председателя Госдумы. Я не могу представить, чтобы Путин приходил на заседания парламента и давал слово Владимиру Жириновскому, а потом заслушивал выступления депутатов».
С другой стороны, эксперты считают, должность главы такого неясного органа как Госсовет может в дальнейшем привести к напряженности, так как новый президент навряд ли захочет терпеть рядом с собой настолько существенный фактор влияния.
Кому принадлежит ЦБ? Кому подчиняется Центробанк РФ?
Фактически, Банк России — государственная структура, но юридически он не считается государственным органом, а сотрудники ЦБ не являются госслужащими.
Уставной капитал и все имущество Центробанка относятся к федеральной собственности, то есть принадлежат Российской Федерации. Однако золотовалютными резервами и своим имуществом Центробанк распоряжается самостоятельно. Центробанк не отвечает по обязательствам государства, равно как и государство — по обязательствам Банка России, если они специально не приняли на себя соответствующих обязательств.
ЦБ не является органом государственной власти, какими являются например Правительство РФ или Федеральное Собрание. Центробанк работает во взаимодействии с правительством РФ, но напрямую не подчиняется ни правительству, ни президенту, ни парламенту. Банк России не зависит от федеральных или местных органов власти. ЦБ обладает и финансовой независимостью — свои расходы он покрывает за счет собственных доходов.
Это не значит, что ЦБ никак не связан с государственными органами. Банк России подотчетен Госдуме. Дума назначает и освобождает от должности председателя ЦБ по представлению президента России.
Reuters
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина отмечает, что реальная независимость Банка России — «большое завоевание нашей страны». «Но он не является, безусловно, органом, который принимает произвольные решения вне зависимости от того, что происходит в экономике, от того, какой экономический рост и так далее, — подчеркивала Набиуллина в интервью Владимиру Познеру в декабре 2014 года. — Центральный банк подотчетен парламенту, поэтому я это восприняла как данное. И я на себе… не чувствую пока никакого политического давления».
Инфляция или экономический рост?
Центробанку часто приходится решать довольно сложную задачу, выбирая между контролем над ростом цен и экономическим ростом. Важным инструментом здесь является ключевая ставка, которая сегодня находится на уровне 6%.
Если Центробанк снижает ключевую ставку, то деньги для банков становятся более дешевыми. Соответственно, они снижают ставки по своим кредитам. Заемщики начинают охотно брать деньги в долг и впрыскивать в экономику дополнительные средства. Все это самым положительным образом сказывается на экономическом росте страны.
Но со временем дополнительные денежные вливания могут разогнать инфляцию. Чтобы не допустить этого, регулятору необходимо повышать ставку. Дорогие деньги приведут к тому, что кредиты станут дороже, а население предпочтет копить и откладывать средства на депозитах, поскольку ставки по вкладам тоже увеличатся. Инфляция успокоится, но из-за низкой потребительской активности населения экономический рост опять начнет показывать скромные темпы.
Чем занимаются федеральные службы?
9990
Федеральные службы – один из видов федеральных органов исполнительной власти страны. Они осуществляют надзор и контроль за исполнением федерального законодательства и оказывают государственные услуги. Среди их полномочий есть и те, что не выходят за рамки обоих функций.
Функции по надзору и контролю складываются из трех полномочий федеральных служб: по осуществлению действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; по лицензированию отдельных видов деятельности; по регистрации актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов — распоряжений.
При этом стоит заметить, что федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, если об этом праве не сказано прямо в законе, а федеральная служба по надзору – еще и управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Это означает, что федеральная служба издает как правило распоряжения – индивидуальные, не нормативные акты, а приказы и постановления – нормативные акты – только если имеет на то установленное законом право.
В пример типичных полномочий федеральных служб можно привести:
надзор и контроль за исполнением трудового законодательства (Роструд — Государственная инспекция труда),
санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор),
сбор и предоставление государственной статистики (Росстат),
сбор и обеспечение уплаты налогов и сборов (ФНС),
лицензирование медицинской деятельности (Росздравнадзор),
контроль за прессой и блокировка экстремистских материалов (Роскомнадзор),
регистрация авторских и смежных прав на произведения, изобретения (Роспатент),
регистрация прав и контроль операций с недвижимостью (Росреестр),
контроль за оборотом наркотиков (ФСКН), алкоголя (Росалкогольрегулирование),
выдача паспортов, миграционных карт, регистрация граждан (ФМС),
тарифное регулирование (Федеральная служба по тарифам),
таможенный контроль и декларирование (ФТС),
контроль за безопасностью на атомных станциях, объектах, использующих и хранящих ядерное топливо, опасных производствах, за состоянием очистных сооружений (Ростехнадзор).
К нетипичным для служб функциям относят:
принудительное исполнение судебных решений, обеспечение порядка на судебных заседаниях (Федеральная служба судебных приставов),
исполнение наказаний (ФСИН),
внешнюю разведку (СВР),
контрразведку, расследование преступлений и борьбу с тероризмом (ФСБ),
охрану первых лиц государства (ФСО),
государственную связь (Государственная фельдъегерская служба).
Возглавляет федеральную службу Руководитель, у которого есть штат заместителей. В её структуре как правила находятся межрегиональные и территориальные управления и отделы. Головной офис службы включает в себя 10-20 узкоспециализированных управлений, обслуживает их центральный аппарат службы. Службе могут быть приданы подведомственные организации – научные и научно-технические центры, при центральном аппарате и управлениях могут существовать экспертные или общественные советы, научно-технические советы, призванные помогать федеральной службе в принятии решений, давать заключения на проекты нормативных актов и консультировать её по тем или иным вопросам.
Деятельность и полномочия службы регламентируют федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Как правило, в Постановлении Правительства о соответствующей службе аккумулированы все её полномочия и обязанности, структура федеральной службы описана в Положении о соответствующем органе государственной власти, а правила оказания услуг – в административных регламентах по оказанию тех или иных государственных услуг.
назад
вперёд
Ключевая ставка Центробанка России
Ключевая ставка Центробанка России представляет уровень процентной ставки, по которому Центробанк предлагает коммерческим банкам недельные кредиты для восстановления ликвидности. Уровень этой ставки во много определяет процентные ставки по привлекаемым депозитам и кредитам, влияет на итоговый размер инфляции и стоимость банковских ресурсов. Повышение ключевой ставки идет во время кризиса для снижения интереса со стороны спекулятивного капитала. Примером станет решение Центробанка увеличить ставку сразу на 6,5 процентных пункта 16 декабря 2014 года на фоне серьезного падения российского рубля и экономических проблем, связанных с внешними шоками из-за санкций, резкого снижения цен на нефть.
Основные функции и курс Центробанка России
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие функции и курс Центробанка России:
- проведение согласованной монетарной политики с правительством;
- эмиссия;
- выступление в качестве кредитора последней инстанции, создание для отечественных банков системы их рефинансирования;
- определение правил функционирования банковской сферы, проведения расчетов и контроль за их соблюдением;
- контроль за работой банковского сектора, включая выдачу, приостановка и отзыв специальных лицензий на работу банка;
- обслуживание расчетных счетов бюджета на всех уровнях (за исключением отдельных случаев, которые оговорены законодательством);
- контроль за пенсионными фондами, некредитными финорганизациями;
- регистрация выпускаемых ценных бумаг АО, а также надзор за соблюдением последними соответствующего законодательства;
- управление накопленными резервами;
- установление и публикация официальных курсов для совершения расчетов с контрагентами из других стран;
- определение порядка проведения различных расчетов с международными финансовыми институтами и организациями, иными государствами, физическими и юридическими лицами;
- разработка и утверждение стандартов ведения бухучета для финансового сектора;
- учет инвестиций, направляемых в Россию и обратную сторону;
- контроль за фондовым рынком и предупреждение манипуляций на нем, получения прибыли с помощью инсайдерской информации.
Каковы задачи Центробанка России
Следуя из целей, на Центробанке РФ лежит несколько задач:
- Он должен быть эмиссионным центром РФ, то есть обладать монопольным правом выпуска денег (что подтверждает ст. 75 Конституции РФ);
- Он должен являться правительственным банком, то есть выполнять правительственные расчетные операции, предоставлять ему кредиты, поддерживать экономические программы государства. А также Центробанк РФ должен хранить золотовалютные резервы (ЗВР) страны;
- Он должен быть главным расчетным центром государства, то есть быть посредником при безналичных расчетах между другими банками РФ;
- Он должен быть «банком для банков», а значит, работать не с посторонними клиентами, а главным образом с банками РФ. Взаимодействие их характеризуется тем, что Центробанк РФ хранит резервы других банков (в установленном законом размере), осуществлять контроль над деятельностью других банков на территории страны выдавать им кредиты;
- Он должен заниматься регулированием экономики кредитно-денежными методами. Центробанк РФ может выдавать правительству кредиты на погашение дефицита в государственном бюджете, однако не может финансировать кредиты для погашения дефицитов внебюджетных государственных фондов и бюджетов российских субъектов.
Получение прибыли не относится к главной цели Центробанка РФ.
Как происходит реализация судебных решений?
Кому подчиняются судебные приставы района? Своему непосредственному начальнику. Он выполняет распоряжения краевого или областного руководства ФССП. Когда в службу поступает документация из суда для принудительного исполнения по вынесенному решению, у приставов начинается работа в рамках их полномочий:
- сотрудники исполнительной структуры обязаны по долгу службы организовать своевременное, полное и правильное выполнение требований;
- предоставить каждой стороне в исполнительном производстве материалы для ознакомления с постановлением, дать возможность выписать важные для них моменты, снять копию с документов;
- рассмотреть поданные заявления с различными ходатайствами от участников, вынести свое решение, разъяснить, кому подчиняются судебные приставы города, в каком порядке происходит обжалование постановлений в данной сфере;
- получить и обработать персональную информацию, если она необходима для производства;
- объявить розыск лиц, указанных в исполнительной документации в рамках своих правомочий и в соответствии с законодательными установками;
- осуществить розыскную деятельность по судебным актам, когда этого требует федеральный исполнительный орган при осуществлении функций нормативно-правового регулирования, чтобы обеспечить установленный порядок в судебной деятельности для исполнения правовых решений.
В данном случае описаны обязанности общего порядка, которые выполняют приставы-исполнители.
Инструменты ЦБ
Чтобы исполнять свои функции, Центробанк может использовать целый ряд мер. По сути, все они направлены на увеличение или уменьшение денежной массы, повышение или снижение ставок по кредитам.
реклама на Anews.com
-
Денежная эмиссия. Если ЦБ печатает больше денег, они становятся дешевле. Растет деловая активность, но одновременно ускоряется инфляция.
-
Операции на открытом рынке. ЦБ может продавать или покупать ценные бумаги, иностранную валюту — таким образом, он либо выпускает дополнительные деньги на рынок, либо изымает деньги с рынка.
-
Изменение нормы обязательных резервов. Коммерческие банки не могут раздать все имеющиеся деньги клиентам в качестве кредитов — они обязаны держать часть средств в резерве на счетах ЦБ. Какую именно часть — определяет Центробанк. Таким образом, ЦБ помогает или мешает им выдавать больше кредитов.
-
Регулирование ключевой ставки. ЦБ повышает или снижает цену кратковременных кредитов, то есть делает деньги дешевле или дороже, стимулируя или охлаждая деловую активность.