Верховный тайный совет

Создание СовеÑа

Указ об ÑÑÑеждении ÐеÑÑовного Ñайного ÑовеÑа издан в ÑевÑале 1726 г. Членами его бÑли назнаÑÐµÐ½Ñ Ð³ÐµÐ½ÐµÑал-ÑелÑдмаÑÑал ÑвеÑлейÑий кнÑÐ·Ñ ÐенÑиков, генеÑал-адмиÑал гÑÐ°Ñ ÐпÑакÑин, гоÑÑдаÑÑÑвеннÑй канÑÐ»ÐµÑ Ð³ÑÐ°Ñ Ðоловкин, гÑÐ°Ñ Ð¢Ð¾Ð»ÑÑой, кнÑÐ·Ñ ÐимиÑÑий ÐолиÑÑн и баÑон ÐÑÑеÑман. ЧеÑез меÑÑÑ Ð²Â ÑиÑло Ñленов ÐеÑÑовного Ñайного ÑовеÑа вклÑÑен бÑл и зÑÑÑ Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑаÑÑиÑÑ, геÑÑог ÐолÑÑинÑкий, на Ñадение коÑоÑого, как оÑиÑиалÑно заÑвлено импеÑаÑÑиÑей, мÑ вполне положиÑÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ¼.


ТайнÑй ÑовеÑ. (wikipedia.org)

ÐеÑÑовнÑй ÑайнÑй ÑовеÑ, главенÑÑвÑÑÑÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð²Â ÐºÐ¾ÑоÑом занÑл ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐÐ°Ð½Ð¸Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ñ ÐенÑÑиков, ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñинил Ñебе Ð¡ÐµÐ½Ð°Ñ Ð¸Â ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐ³Ð¸Ð¸. ÐÑавиÑелÑÑÑвÑÑÑий Ð¡ÐµÐ½Ð°Ñ Ð±Ñл пÑинижен до Ñакой ÑÑепени, ÑÑо ÑÐºÐ°Ð·Ñ ÑÑда поÑÑлалиÑÑ Ð½ÐµÂ ÑолÑко из СовеÑа, но и из пÑежде Ñавного ÐµÐ¼Ñ Ð¡Ð¸Ð½Ð¾Ð´Ð°. ÐаÑем Ñ СенаÑа оÑнÑли ÑиÑÑл «пÑавиÑелÑÑÑвÑÑÑий», заменив его на «вÑÑокоповеÑеннÑй», а поÑом пÑоÑÑо «вÑÑокий». ÐеÑÑовнÑй ÑайнÑй ÑÐ¾Ð²ÐµÑ ÐµÑе пÑи ÐенÑикове ÑÑаÑалÑÑ ÑпÑоÑиÑÑ Ð·Ð°Â Ñобой пÑавиÑелÑÑÑвеннÑÑ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ; миниÑÑÑÑ, как назÑвали Ñленов ÐеÑÑовного Ñайного ÑовеÑа, и ÑенаÑоÑÑ Ð¿ÑиÑÑгали импеÑаÑÑиÑе или ÑегламенÑам ÐеÑÑовного Ñайного ÑовеÑа. ÐоÑпÑеÑалоÑÑ Ð¸ÑполнÑÑÑ ÑказÑ, не подпиÑаннÑе импеÑаÑÑиÑей и СовеÑом.

Состав

Монарх может назначать всех тайных советников, но на практике он это делает по совету правительства. Текущий наследник Короны и консорт неизменно входят в Совет, как и три высших иерарха Церкви Англии — архиепископ Кентерберийский, архиепископ Йоркский и епископ Лондонский (англ.)русск.. Несколько главнейших судей — апелляционные лорды, судьи Апелляционного суда Англии и Уэльса (англ.)русск., судьи Апелляционного суда Северной Ирландии и Сессионного суда (англ.)русск. (высочайший суд в Шотландии) также являются членами Совета по должности. Основную часть тайных советников, однако, составляют политики. Премьер-министр, министры кабинета, некоторые главные министры вне кабинета, лидер оппозиции и главы крупных партий в палате общин, а также Первый министр Шотландии и члены её кабинета, имеют статус тайных советников.

Хотя Тайный совет — государственный орган Великобритании, официальные лица из других королевств Содружества также имеют членство в нём. Самый примечательный пример — Новая Зеландия, где премьер-министр, крупные политики, судьи верховного суда и апелляционного суда также являются членами Тайного совета.

Благодаря тому, что клятва при вступлении в Тайный совет включает в себя обязательство хранить содержание его заседаний в секрете, правительство Великобритании получает возможность обсуждать секретные сведения с лидерами оппозиции, ведущих парламентских партий и стран Содружества. Этой возможностью, как правило, пользуются в исключительных обстоятельствах, например, для обсуждения вопросов национальной безопасности.

Ограничений на количество членов совета не существует; в январе 2012 в нем числилось около 600 человек, а к июню 2015 их число возросло до 650. Однако не все члены Тайного совета приглашаются на все заседания; обычно список участников каждого из них определяется премьер-министром.

Членство длится до роспуска (dissolution) Тайного совета, который автоматически происходит через шесть месяцев после смерти монарха (до правления королевы Анны смерть монарха автоматически значила роспуск Совета). По принятому обычаю, однако, монарх заново назначает всех членов Совета после роспуска; так что на практике членство является пожизненным. По состоянию на 2019 год, наибольшим стажем членства в Тайном совете обладает принц Филипп, единственный, кого назначил еще отец правящей королевы.

Тайные советники имеют право на титул «весьма достопочтенный» (англ. The Right Honourable).

Монарх может удалить лицо из совета, и лица могут подать в отставку для избежания исключения. Последним сановником, добровольно покинувшим Совет, был Джонатан Эйткен, ушедший в 1997 после обвинений в клятвопреступлении. Он был одним из трёх в XX веке (двое других — Джон Профьюмо в 1963 году и Джон Стоунхаус в 1976 году). Последним изгнанным из Совета был Sir Edgar Speyer, 1st Baronet в 1921 за прогерманскую деятельность во время Первой мировой войны.

Функции

Монарх осуществляет исполнительную власть изданием Указов-в-Совете (англ.)русск. по рекомендации Тайного совета. Указы-в-Совете пишутся начерно Кабинетом и используются для простых правительственных постановлений. Также они используются для получения королевской санкции на законы, прошедшие через законодательные органы зависимых территорий. Назначения на должность в Кабинете также делаются Указами-в-Совете.

В отличие от Указов-в-Совете (англ.)русск. существуют ещё Указы Совета (англ.)русск., которые издаются членами Тайного совета без участия Суверена. Такие Указы издаются по отдельному разрешению актов парламента и обычно используются для управления общественными учреждениями.

Монарх издает королевские хартии (англ.)русск. по рекомендации Тайного совета. Хартии дают особый статус присоединяемым органам; например, дают местечкам статус города (city) и городского посёлка (Боро).

ÐондиÑии

Р1730 годÑ, по ÑмеÑÑи ÐеÑÑа II, из 8 Ñленов СовеÑа Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ñ ÑоÑÑавлÑли ÐолгоÑÑÐºÐ¾Ð²Ñ (кнÑзÑÑ ÐаÑилий ÐÑкиÑ, Ðван ÐлекÑеевиÑ, ÐаÑилий ÐладимиÑÐ¾Ð²Ð¸Ñ Ð¸Â ÐлекÑей ÐÑигоÑÑевиÑ), коÑоÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑживали бÑаÑÑÑ ÐолиÑÑÐ½Ñ (ÐмиÑÑий и ÐиÑаил ÐиÑайловиÑи). ÐмиÑÑием ÐолиÑÑнÑм бÑл ÑоÑÑавлен пÑÐ¾ÐµÐºÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÑиÑÑÑии. ÐÑоÑив планов ÐолгоÑÑковÑÑ, однако, вÑÑÑÑпила ÑаÑÑÑ ÑоÑÑийÑкого двоÑÑнÑÑва, а Ñакже ÑÐ»ÐµÐ½Ñ Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑа ÐÑÑеÑман и Ðоловкин. ÐÑоÑив планов ÐолгоÑÑковÑÑ, однако, вÑÑÑÑпила ÑаÑÑÑ ÑоÑÑийÑкого двоÑÑнÑÑва, а Ñакже ÐÑÑеÑман и Ðоловкин.

РкаÑеÑÑве ÑледÑÑÑей импеÑаÑÑиÑÑ Ð²ÐµÑÑовники избÑали младÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑ ÑаÑÑ ÐÐ½Ð½Ñ ÐоанновнÑ. Ðна 19 Ð»ÐµÑ Ð¶Ð¸Ð»Ð° в ÐÑÑлÑндии и ÑÂ Ð½ÐµÑ Ð½ÐµÂ Ð±Ñло ÑавоÑиÑов и паÑÑий в РоÑÑии. ÐÑÐµÑ ÑÑо ÑÑÑÑаивало. Ðни Ñакже ÑÑиÑали еÑ доÑÑаÑоÑно ÑпÑавлÑемой. ÐолÑзÑÑÑÑ ÑиÑÑаÑией, веÑÑовники ÑеÑили огÑаниÑиÑÑ ÑамодеÑжавнÑÑ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ, поÑÑебовав оÑ ÐÐ½Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿ÑеделÑннÑÑ ÑÑловий, Ñак назÑваемÑÑ Â«ÐондиÑий». СоглаÑно «ÐондиÑиÑм» ÑеалÑÐ½Ð°Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ Ð²Â Ð Ð¾ÑÑии пеÑеÑодила к ÐеÑÑÐ¾Ð²Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑÐ°Ð¹Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑовеÑÑ, а ÑÐ¾Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð½Ð°ÑÑа впеÑвÑе ÑводилаÑÑ ÐºÂ Ð¿ÑедÑÑавиÑелÑÑким ÑÑнкÑиÑм.

28 ÑнваÑÑ (8 ÑевÑалÑ) 1730 года Ðнна подпиÑала «ÐондиÑии», ÑоглаÑно коÑоÑÑм без ÐеÑÑовного Ñайного ÑовеÑа она не могла обÑÑвлÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ Ð¸Ð»Ð¸ заклÑÑаÑÑ Ð¼Ð¸Ñ, вводиÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе подаÑи и налоги, ÑаÑÑодоваÑÑ ÐºÐ°Ð·Ð½Ñ Ð¿Ð¾Â ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ ÑÑмоÑÑениÑ, пÑоизводиÑÑ Ð²Â ÑÐ¸Ð½Ñ Ð²ÑÑе полковника, жаловаÑÑ Ð²Ð¾ÑÑинÑ, без ÑÑда лиÑаÑÑ Ð´Ð²Ð¾ÑÑнина жизни и имÑÑеÑÑва, вÑÑÑпаÑÑ Ð²Â Ð±Ñак, назнаÑаÑÑ Ð½Ð°Ñледника пÑеÑÑола.


ÐоÑÑÑÐµÑ ÐÐ½Ð½Ñ ÐÐ¾Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð²Ð½Ñ Ð½Ð°Â ÑÑлке, 1732. (wikipedia.org)

ÐоÑÑба двÑÑ Ð¿Ð°ÑÑий по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÂ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑÑÑÑойÑÑÐ²Ñ Ð¿ÑодолжилаÑÑ. ÐеÑÑовники ÑÑÑемилиÑÑ ÑбедиÑÑ ÐÐ½Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑвеÑдиÑÑ Ð¸Ñ новÑе полномоÑиÑ. СÑоÑонники ÑамодеÑÐ¶Ð°Ð²Ð¸Ñ (Ð. Ð. ÐÑÑеÑман, ФеоÑан ÐÑокоповиÑ, Ð. Ð. ЯгÑжинÑкий, Ð. Ð. ÐанÑемиÑ) и ÑиÑокие кÑÑги двоÑÑнÑÑва желали пеÑеÑмоÑÑа подпиÑаннÑÑ Ð²Â ÐиÑаве «ÐондиÑий». ÐÑожение пÑоиÑÑодило пÑежде вÑего оÑ недоволÑÑÑва ÑÑилением Ñзкой гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ñленов СовеÑа.

Другие советы

Тайный совет — один из четырёх главных советов Суверена. Остальные:

  • судебный совет (англ. courts of law);
  • земский совет (Парламент);
  • великий совет (собрание всех пэров Королевства).

Эти советы все ещё существуют, но великий совет не собирался с 1640.

Также монарха консультируют несколько других тайных советов. Англия и Шотландия имели разные Тайные советы, но по Акту об объединении 1707 года их соединили. Ирландия имела отдельный Тайный совет и после Акта об объединении 1800 года, но он был упразднён в 1922 году, когда Южная Ирландия отделилась от Соединённого королевства; его преемником стал Тайный совет Северной Ирландии, который также прекратил работу после приостановки работы Парламента Северной Ирландии в 1972 году.

Канада имеет свой Тайный совет — Тайный совет Королевы для Канады — с 1867 года. Эквивалентный орган в некоторых Королевствах Содружества и Республиках Содружества называется исполнительный совет.

Ðнна Ðоанновна ÑвÑÑ ÐондиÑии. УпÑазднение СовеÑа

25 ÑевÑÐ°Ð»Ñ (7 маÑÑа) 1730 болÑÑÐ°Ñ Ð³ÑÑппа двоÑÑнÑÑва (по ÑазнÑм ÑведениÑм оÑ 150 до 800), в ÑиÑле коÑоÑÑÑ Ð±Ñло много гваÑдейÑÐºÐ¸Ñ Ð¾ÑиÑеÑов, ÑвилаÑÑ Ð²Ð¾Â Ð´Ð²Ð¾ÑÐµÑ Ð¸Â Ð¿Ð¾Ð´Ð°Ð»Ð° ÑелобиÑнÑÑ Ðнне Ðоанновне. РÑелобиÑной вÑÑажалаÑÑ Ð¿ÑоÑÑба импеÑаÑÑиÑе ÑовмеÑÑно Ñ двоÑÑнÑÑвом заново ÑаÑÑмоÑÑеÑÑ ÑоÑÐ¼Ñ Ð¿ÑавлениÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð±ÑÐ»Ð°Â Ð±Ñ Ñгодна вÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°ÑодÑ. Ðнна колебалаÑÑ, но еÑ ÑеÑÑÑа ÐкаÑеÑина Ðоанновна ÑеÑиÑелÑно заÑÑавила импеÑаÑÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð¿Ð¸ÑаÑÑ ÑелобиÑнÑÑ. ÐÑедÑÑавиÑели двоÑÑнÑÑва недолго ÑовеÑалиÑÑ Ð¸Â Ð²Â 4 ÑаÑа Ð´Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð°Ð»Ð¸ новÑÑ ÑелобиÑнÑÑ, в коÑоÑой пÑоÑили импеÑаÑÑиÑÑ Ð¿ÑинÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ðµ ÑамодеÑжавие, а пÑнкÑÑ Â«ÐондиÑий» ÑниÑÑожиÑÑ. Ðогда Ðнна ÑпÑоÑила одобÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÑаÑÑеÑÑннÑÑ Ð²ÐµÑÑовников на новÑе ÑÑловиÑ, Ñе лиÑÑ ÑоглаÑно кивнÑли головами. Ðак замеÑÐ°ÐµÑ ÑовÑеменник: «СÑаÑÑÑе иÑ, ÑÑо они Ñогда не двинÑлиÑÑ Ñ меÑÑа; еÑли б они показали ÑоÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ¹Ñее неодобÑение пÑиговоÑÑ ÑлÑÑеÑÑÑва, гваÑдейÑÑ Ð¿Ð¾Ð±ÑоÑÐ°Ð»Ð¸Â Ð±Ñ Ð¸Ñ за окно»


Ðнна Ðоанновна ÑазÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÐондиÑии. (wikipedia.org)

ÐпиÑаÑÑÑ Ð½Ð°Â Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑÐ¶ÐºÑ Ð³Ð²Ð°Ñдии, а Ñакже ÑÑеднего и мелкого двоÑÑнÑÑва, Ðнна пÑблиÑно ÑазоÑвала «ÐондиÑии» и ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¿Ð¸ÑÑмо об иÑ пÑинÑÑии. 1 (12) маÑÑа 1730 года наÑод вÑоÑиÑно пÑинÑÑ Ð¿ÑиÑÑÐ³Ñ Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑаÑÑиÑе Ðнне Ðоанновне на ÑÑловиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑамодеÑжавиÑ. ÐаниÑеÑÑом оÑ 4 (15) маÑÑа 1730 ÐеÑÑовнÑй ÑайнÑй ÑÐ¾Ð²ÐµÑ Ð±Ñл ÑпÑазднÑн.

Кондиции

Кондиции представляют собой акт, который можно рассматривать как документ конституционного содержания. Его предложили подписать Анне Иоанновне, когда она стала править Российской империей в 1730 г.

Кондиции разработали члены ВТС в начале 1730 г. Интересно то, что данный акт члены ВТС так и не опубликовали. Большая часть дворян могла лишь догадываться о его тексте (до того дня, когда кондиции зачитали в собрании чинов 13 февраля 1730 г.). Лишь после этого среди дворян Российской империи наметился раскол, который привел к возникновению программ оппозиции.

Кондиции, как свидетельствуют современники, являлись лишь предварительным документом, включающим в себя основные идеи радикального плана князя Голицына, который, впрочем, так и не был утвержден внутри ВТС. Не достигнув согласия, члены ВТС предложили дворянству разработать проект устройства Российской империи.

Анна Иоанновна разрывает кондиции

Было разработано 7 проектов, при этом в каждом из них власть императрицы серьезно ограничивалась. Наиболее популярный проект, поддержанный 364 дворянами, предполагал формирование «Вышнего правительства» из 21 человека и внедрение системы выборов в члены этого правительства палатой из 100 человек. Данный проект предусматривал роспуск ВТС, потому большая часть его членов не поддержала его.

Все это не привело к ограничению абсолютной власти императрицы. 8 марта 1730 г. императрица Анна Иоанновна публично разорвала кондиции, тем самым сохранив за собой абсолютную власть. Оппозиция ничего не могла этому противопоставить, так как гвардейцы, бывшие в окружении Анны Иоанновны, начали угрожать оппозиционерам смертью.

«Мнение не в указ»

В пользу важности Совета необходимо разобрать документ «Мнение не в указ», который является основой в работе данного органа и показывает его значимость в системе органов государственной власти и в стране. Согласно второму пункту «Мнения» Совет создан для помощи Императрице в её тяжком правлении, а это говорит о том, что Тайный совет максимально приближен к Государыне, а, значит, максимально приближен и к власти

Согласно второму пункту «Мнения» Совет создан для помощи Императрице в её тяжком правлении, а это говорит о том, что Тайный совет максимально приближен к Государыне, а, значит, максимально приближен и к власти.

Как был создан ВТС

Князь Александр Данилович Меншиков

Начало правления Екатерины I после кончины Петра I привело к необходимости создания государственного органа, который мог бы объяснять правительнице положение дел в империи и ее окружении, управлять политическим курсом страны. Сама правительница проявляла мало интереса ко всему этому.

Приказ о создании ВТС издали в начале 1726 г. В него вошли:

  • князь Александр Данилович Меншиков;
  • граф Федор Матвеевич Апраксин;
  • граф Гавриил Иванович Головкин;
  • граф Петр Андреевич Толстой;
  • князь Дмитрий Михайлович Голицын;
  • барон Андрей Иванович Остерман.

Спустя 30 дней в ВТС вошел зять Екатерины I, герцог Карл Голштинский. Екатерина I сама назначила его на государственную должность, и, разумеется, никто из действующих членов ВТС не стал с ней спорить.

История

Во времена правления нормандских монархов, советником монархической власти выступал т. н. королевский двор (royal court), состоявший из магнатов, духовников и высших должностных лиц. Этот орган давал советы по законодательству, администрации и правосудию. Позже развились различные органы с разными другими функциями. Например, Судебные палаты занялись правосудием, а парламент стал верховным законодательным советом. Однако Тайный совет оставался местом слушания законодательных прений, либо в первой инстанции, либо при апелляции. Более того, законы, принятые монархом не по предложению Парламента, а с подачи Совета, также имели законодательную силу.

Британские монархи часто использовали этот орган для обхода судов и парламента. Например, один из комитетов Совета (ставший позже Судом звёздной палаты) имел разрешение в XIV веке налагать любое наказание (кроме смертной казни), не стесняясь правилами относительно доказательств или улик. В правление Генриха VIII монарх мог по рекомендации Совета создавать закон просто высказыванием вслух. Законодательное главенство Парламента было восстановлено только после смерти Генриха VIII.

Хотя королевский совет сохранил законодательные и судебные функции, он стал в основном административным органом. Совет был большим — в 1553 более 40 членов — что затрудняло его действие в качестве совещательного органа. Поэтому монарх имел дело с меньшим комитетом, который позже развился в современный Кабинет Министров. Яков I (король Англии) и Карл I Стюарт попытались править как абсолютные монархи, что внесло вклад в уменьшение полномочий Совета.

В ходе английской гражданской войны Карл I был казнён, и монархия с Палатой лордов были отменены. Оставшаяся палата парламента, Палата общин, установила Государственный совет для исполнения закона и установления административных процедур. Сорок один член Совета избирались Палатой общин; орган возглавил Оливер Кромвель, de facto военный диктатор нации. В 1653 Кромвель стал лордом-протектором, и Госсовет сократился до 13-21 членов. В 1657 Палата общин дала Кромвелю ещё больше власти, некоторые из которых напомнили о полномочиях монархов. Совет стал известен как тайный Совет лорда-протектора; его члены стали назначаться лордом-протектором с одобрения Парламента.

В 1659 году, незадолго до восстановления монархии, совет лорда-протектора был упразднён. Карл II восстановил королевский Тайный Совет, но как и прежние монархи, стал опираться на меньшее число советников. При Георге I, даже не говорившем по-английски, этот орган получил ещё большую власть. С тех пор Совет в целом перестал быть важным органом, перенеся эту роль на комитеты.

Александр Данилович Меншиков

Крупнейший российский военный и политический деятель, ближайший сподвижник и одно из самых доверенных лиц императора Петра Великого. Меншиков находился рядом с Петром и в юности будущего императора, когда тот отрабатывал систему будущей армии в «потешных» полках, и во время решающих моментов петровских военных кампаний первой четверти восемнадцатого века. На исход многих из них Меншиков лично повлиял.

Успешная ратная служба способствовала головокружительной военной и государственной карьере Меншикова. Безропотно выполняя указы государя, Александр Данилович за несколько дней до основания Санкт-Петербурга уже значился его генерал-губернатором, став таким образом первым человеком, занимавшим эту должность.

За рвение в служении государю Меншиков получил военные чины генерала от кавалерии, а за участие в Полтавской битве, где под командованием Александра Даниловича была разбита и почти полностью пленена шведская армия, удостоился чина генерал-фельдмаршала.

В результате успешной службы быстро увеличивалось благосостояние и влияние Меншикова. Например, за разгром войск гетмана Мазепы государственному деятелю было пожаловано село Ивановское и близлежащие к нему деревушки.

По мнению историков, именно Меншиков фактически определял внутреннюю и внешнюю политику Российской империи после смерти Петра Великого. Пользуясь значительным влиянием в совете, Меншиков оставался «серым кардиналом» российского двора вплоть до своего низвержения и ссылки.

В. О. Ключевский о Верховном Тайном совете

Тайный совет может для домашних и внутренних дел в среду, а для чужестранных дел в пяток съезжаться, но когда случится много дел, то назначается чрезвычайный съезд. 2) Так как

Член Верховного Тайного совета Андрей Иванович Остерман

ее величество в Тайном совете президентство сама имеет и есть причина надеяться, что она персонально часто присутствовать будет, то этот Тайный совет не следует считать за особливую коллегию, потому что он служит только к облегчению ее величества в тяжком бремени правления, все дела скорее будут отправляться, и не один человек будет думать о приращении безопасности ее величества и государства; чтоб безопаснее высоким ее именем указы выходили, надобно писать в них так: вначале – “мы, божиею милостию и проч.”, в средине – “повелеваем и проч.” и на конце – “дан в нашем Тайном совете”. 3) Никаким указам прежде не выходить, пока они в Тайном совете совершенно не состоялись, протоколы не закреплены и ее величеству для всемилостивейшей апробации прочтены не будут, и потом могут они быть закреплены и разосланы действительным статским советником Степановым. 4) Рапорты, доношения или представления, которые могут приходить на решение в Верховный тайный совет, подписываются прямо на имя ее императорского величества с прибавкою: к поданию в Тайном совете. 5) Когда ее величество сама присутствовать изволит, то в ее всемилостивейшее соизволение о том предлагать, что заблагорассудит; когда же она присутствовать не изволит, то лучше каждому члену дать какой-нибудь департамент или повытье, о каких делах он предлагать имеет, дабы прежде довольно рассудить: а) потребное ли это дело; б) как его лучше решить, дабы тем легче было императорскому величеству принять свое решение. 6) В Тайном совете надобно два протокола держать: один – образом журнала, который подписывать не нужно; другой должен содержать резолюции и определения, и его члены закрепляют. 7) Тайному совету надобно иметь свою канцелярию и дела разделить, чтоб все порядочно было и без конфузии благовременно отправлено быть могло

Так как эта канцелярия должна служить образцом для других, то надобно, чтоб в ней не было столько ненужной переписки и штат ненужными служителями не отягощать; поэтому в учреждении канцелярии надобно поступать очень осторожно и все постановить с великим рассуждением, дабы и в содержании секретных дел безопаснее было. 8) Чужестранные министры остаются при коллегии Иностранных дел; но коллегия должна всегда о предложениях их доносить ее императорскому величеству в Тайном совете

9) Дела, подлежащие ведению Тайного совета, суть: а) чужестранные; б) все те, которые до ее императорского величества собственного высочайшего решения касаются

10) Сенат и прочие коллегии остаются при своих уставах; но дела особенной важности, о которых в уставе нет определений или которые подлежат собственному решению ее императорского величества, они должны с своим мнением передавать в Верховный тайный совет. 11) Первые три коллегии (Иностранная, Военная и Морская) под Сенатом быть не могут, как и без того Иностранная никогда от него не зависела

12) Апелляции на Сенат и на три коллегии к ее императорскому величеству должны быть позволены и рассматриваются в Верховном тайном совете; но если апелляция окажется неосновательною, то апеллировавший наказывается лишением жизни, чести и имения, чтоб ее величество и Тайный совет дерзкими апелляциями утруждаемы не были. 13) Так как Тайному совету принадлежит надзор над всеми коллегиями и прочими учреждениями, о чем еще разные полезные определения могут быть постановлены, то не надобно очень торопиться, потому что все это делается высочайшим ее императорского величества именем, дабы польза всей империи тем лучше могла быть получена и в народе наибольшее прославление находила и явна была. Так как сношения с Сенатом и другими коллегиями остановились затем, что не знают, как Сенат титуловать, ибо правительствующим уже писать невозможно, для того Сенату придать титул высокоповеренный или просто высокий Сенат. Синод пишет в Сенат указы о старых обыкновенных делах, о новых же доносит ее императорскому величеству в Тайном совете.

Клятва

Тайные советники при назначении произносят следующую клятву:

Поклянитесь всемогущим Богом быть истинным и верным Слугой для Её Величества Королевы в качестве одного из Её Величества Тайного совета. Вы не будете знать и понимать любого рода вещи, попытку, совершение или произнесение, против Личности Её Величества, Чести, Короны или Королевского Достоинства, но вы будете пресекать и противодействовать тем же вещам поскольку хватит вашей власти, и либо заставите её быть раскрытой Самой Её Величеству, или тому из Её Тайного Совета, кого она назначит. Вы будете полностью во всём, что происходит, обсуждается и оговаривается в Совете, верно и правдиво раскрывать свой Разум и Мнение, согласно с вашим Сердцем и Сознанием; и вы будете хранить в тайне все дела, совершённые и доверенные вам, или те в Совете, что должны держаться в секрете.
И если любые из указанных Договорённостей или Советов затронет кого-либо из Советников, вы не откроете этого ему, но будете молчать до момента, с согласия Её Величества или Совета, Публикации. Вы будете до последнего нести Веру и Верность Королевскому Величеству; и будете помогать и защищать все Юрисдикции, Верховенства, и Полномочия, данные Её Величеству и присоединённые Короне Актами Парламента, либо иными, от всех Иностранных Принцев, Лиц, Прелатов, Государств или Сил. И во всех делах, в общем, вы будете верными и правдивыми Служителями, должными Её Величеству. Да поможет вам Бог.

УÑиление влаÑÑи, ÑеÑÑÐ°Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐкаÑеÑинÑ

Ðо ÑеÑÑаменÑÑ (завеÑаниÑ) ÐкаÑеÑÐ¸Ð½Ñ I ÐеÑÑÐ¾Ð²Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑÐ°Ð¹Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑовеÑÑ Ð½Ð°Â Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð°Ð»Ð¾Ð»ÐµÑÑÑва ÐеÑÑа II пÑедоÑÑавлÑлаÑÑ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ, ÑÐ°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑи гоÑÑдаÑÑ, ÑолÑко в вопÑоÑе о поÑÑдке наÑÐ»ÐµÐ´Ð¸Ñ Ð¿ÑеÑÑола Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑ Ð½ÐµÂ Ð¼Ð¾Ð³ делаÑÑ Ð¿ÐµÑемен. Ðо на поÑледний пÑÐ½ÐºÑ ÑеÑÑаменÑа никÑо не поÑмоÑÑел, когда веÑÑовники, Ñо еÑÑÑ ÑÐ»ÐµÐ½Ñ ÐеÑÑовного Ñайного ÑовеÑа, избÑали на пÑеÑÑол ÐÐ½Ð½Ñ ÐоанновнÑ.


ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐÐ°Ð½Ð¸Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ñ ÐенÑÑиков. (wikipedia.org)

ÐÑи Ñоздании ÐеÑÑовнÑй ÑайнÑй ÑÐ¾Ð²ÐµÑ Ð²ÐºÐ»ÑÑал в ÑÐµÐ±Ñ Ð¿Ð¾ÑÑи иÑклÑÑиÑелÑно «пÑенÑов гнезда ÐеÑÑова», но еÑÑ Ð¿Ñи ÐкаÑеÑине I гÑаÑа ТолÑÑого вÑÑеÑнил ÐенÑÑиков; заÑем, пÑи ÐеÑÑе II Ñам ÐенÑÑиков оказалÑÑ Ð²Â Ð¾Ð¿Ð°Ð»Ðµ и попал в ÑÑÑлкÑ; гÑÐ°Ñ ÐпÑакÑин ÑмеÑ; геÑÑог ÐолÑÑинÑкий давно пеÑеÑÑал бÑваÑÑ Ð²Â Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑе; из пеÑвонаÑалÑнÑÑ Ñленов ÐеÑÑовного Ñайного ÑовеÑа оÑÑалиÑÑ ÑÑое â ÐолиÑÑн, Ðоловкин и ÐÑÑеÑман. Ðод влиÑнием ÐолгоÑÑÐºÐ¸Ñ ÑоÑÑав ÐеÑÑовного Ñайного ÑовеÑа изменилÑÑ: пÑеобладание пеÑеÑло в ÑÑки кнÑжеÑÐºÐ¸Ñ Ñамилий ÐолгоÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¸Â ÐолиÑÑнÑÑ.

Деятельность ВТС

Правительство подчинялось непосредственно ВТС. Поменялось и название. Если в прошлом Сенат называли «Правительствующим», то теперь его стало запрещено именовать иначе, как «Высоким». Роль Сената сделали настолько незначительной, что приказы ему отправлял не только ВТС, но и равный ему раньше Синод.

Указы любого уровня, если не были подписаны правительницей либо ВТС, не имели никакой юридической силы, их исполнение считалось незаконным. Таким образом, при реальная власть в государстве перешла к ВТС, а именно к князю Меншикову. Перед смертью императрица написала завещание, в котором наделила ВТС полномочиями, аналогичными власти императора

Важно, что эти полномочия ВТС мог иметь лишь до того, как Петр II станет совершеннолетним. Пункт в завещании о престолонаследии менять было запрещено

Однако именно его члены ВТС проигнорировали и возвели на трон Анну Иоанновну сразу после кончины Петра II в 1730 г.

Борьба за пересмотр «Кондиций»

Анна Иоанновна, въехав в Первопрестольную, отправилась в Успенский собор, где высшие государственные чины и войска присягнули государыне. Новая по форме присяга была лишена некоторых прежних выражений, означавших самодержавие, в ней не упоминалось и о правах, которыми наделили Верховный Тайный орган. Тем временем обострилась борьба двух партий – «верховников» и сторонников самодержавия. В рядах последней активную роль играли П. Ягужинский, А. Кантемир, Феофан Прокопович и А. Остерман. Их поддерживали широкие слои дворянства, которые желали пересмотра «Кондиций». Недовольство в первую очередь было обусловлено усилением узкого круга членов Тайного Совета. Кроме того, в кондициях большинство из представителей шляхетства, как в ту пору называлось дворянство, видели намерение установить в России олигархию и желание присвоения двумя фамилиями — Долгорукими и Голицыными — права избрания монарха и перемены формы управления государством.

Заседания

Заседания Тайного совета обычно происходят ежемесячно, когда монарх может присутствовать. Монарх приходит на заседание, но его место может быть занято двумя или более Государственными Советниками. Согласно Акту о регентстве 1937 года, Государственный советник может быть выбран из супруга монарха и четырёх лиц (старше 21 года), следующих в линии наследования.

На заседаниях Тайного совета лорд-председатель зачитывает список планируемых приказов (Orders), и монарх просто произносит: «Одобрено». Только несколько министров Короны приходят на эти заседания, которые редко длятся долго.

Полные заседания Тайного совета происходят, только когда монарх объявляет о своём браке или когда монарх умирает. В последнем случае Тайный совет вместе с духовными лордами, светскими лордами, а также лорд-мэром Лондона, Олдерменом Лондонского Сити и представителями Содружества объявляет о вступлении в должность нового монарха.

Изменение формы правления

С первого момента учреждения данной организации многие за рубежом предсказывали возможность попыток изменения формы правления на Руси. И они оказались правы. Когда скончался Петр II, а произошло это в ночь на 19 января 1730 года, несмотря на завещание Екатерины, ее потомки были отстранены от престола. Предлогом стали молодость и легкомыслие Елисаветы, младшей наследницы Петра, и малолетство их внука — сына Анны Петровны

Вопрос об избрании русского монарха был решен влиятельным голосом князя Голицына, который заявил, что следует обратить внимание на старшую линию петровского рода, а потому предложил кандидатуру Анны Иоанновны. Дочь Иоанна Алексеевича, уже девятнадцать лет живущая в Курляндии, устраивала всех, поскольку в России не имела фаворитов

Она казалась управляемой и послушной, без склонностей к деспотизму. Кроме того, подобное решение было обусловлено невосприятием Голицыным петровских реформ. К этой узко индивидуальной тенденции присоединялся и давно возникший замысел «верховников» об изменении формы правления, что, естественно, легче было сделать при правлении бездетной Анны.

Итоги и историческое значение

ВТС обеспечил Российской империи мирный период. Так, «верховники» смогли вывести страну из войны в Персии, при этом влияние турецкого государства там не усилилось. Благодаря искусству дипломатии ВТС уберег Российскую империю от вступления в войну с Данией из-за Шлезвига. Несмотря на все неудачи, благодаря ВТС страна смогла, что называется, «передохнуть».

Историческое значение ВТС заключается в том, что он предпринял, по факту, первую реальную попытку ограничить абсолютную власть монарха. Вероятно, все оппозиционерские движения, которые в будущем стали появляться в стране, не зародились бы, если бы не попытка ВТС склонить Анну Иоанновну к принятию условий кондиций. К сожалению или к счастью, но попытка оказалась неудачной.

↑ Итоги

После роспуска Тайного Совета судьбы бывших верховников складывались по-разному. Члена Совета Михаила Голицына отправили в отставку, после чего он вскоре умер. Его брат Дмитрий, автор «Кондиций» и трое князей Долгоруких по велению императрицы Анны были казнены. Василий Владимирович Долгорукий был арестован, а потом пребывал в заточении Соловецкого монастыря. Новая императрица — Елизавета Петровна – возвратила его из ссылки и даже назначила президентом Военной коллегии. Зато на верхушке власти при Анне Иоанновне остались Головкин с Остерманом, занимавшие важнейшие государственные должности. Остерман даже некоторое время (1840 – 41) фактически управлял страной. Но и он не избежал репрессий: императрица Елизавета в 1941 году отправила его в г. Берёзов (Тюменская обл.), где он и умер через шесть лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector