Новый российский танк «армата» т-14

Содержание:

На пути к прорыву

Удачные решения советских конструкторов в середине 60-х годов позволили создать танки с плотной компоновкой. Боевые машины стали компактными, не слишком тяжёлыми, но при этом — неплохо защищёнными. С другой стороны, если снаряд противника всё-таки пробивал броню, за этим почти гарантированно следовало разрушение агрегатов танка или поражение танкистов. Особое беспокойство вызывала укладка боеприпасов, находящаяся прямо в боевом отделении.

К концу 80-х на вооружении армии СССР было три типа основных танков: Т-64, Т-72 и Т-80. Это шло вразрез с принципом унификации бронетанковых войск. Т-90, которым предполагалось заменить их, не был по-настоящему новаторским

В 80-е годы работы над перспективными танками шли на всех основных танковых заводах СССР. Конструкторы стремились повысить огневую мощь (в том числе за счёт увеличения калибра орудия), усилить бронезащиту и максимально автоматизировать машины. Кроме того, нужно было проработать вариант новой компоновки, поскольку классическая уже не вполне обеспечивала выживаемость танка и его экипажа на поле боя.

Перед советскими конструкторами стояла сложная задача: им нужно было разработать новаторское решение по разделению и защите экипажа, боевого отделения и боеукладки. Над этим трудились в Харькове, Нижнем Тагиле и Ленинграде. Проект нижнетагильских конструкторов «Уралвагонзавода», «Объект 187А», хоть и не был воплощён в металле, стал основой для программы опытно-конструкторских работ «Совершенствование-88». В 2000 году в её рамках был создан «Объект 195», предшественник танка Т-14, построенного на базе тяжёлой унифицированной гусеничной платформы «Армата».

В чём логика создания унифицированной платформы? Упрощается задача промышленности по выпуску запасных частей. Проще работать ремонтникам, легче обучать личный состав. Единая платформа позволяет получить большое количество машин, что уменьшает себестоимость каждой отдельной единицы

Техника на одной базе имеет примерно одинаковую скорость, что очень важно при движении подразделения на марше. Пример: танковый мостоукладчик, который по защите близок к основному танку, не должен отставать, на поле боя ему нужно появиться вместе с боевыми машинами

Историческая справка

Основная статья: История T14

Англо-американское сотрудничество в отношении обмена идеями в области танковой политики и выработки требований к танкам началась в июне 1940 г., когда в США прибыла Британская танковая миссия для выбора танков для армии. Первым результатом этого сотрудничества стал за­каз на средние танки М3 «Grant» — М3, модифицированный в соответствии с британскими требованиями. Генерал-майор Чарльз М. Вессон, начальник АТС в сентябре 1941 г. направил американскую миссию в Великобританию для того, чтобы из первых рук узнать о боевом применении танков, британскую оценку американского вооружения и их взгляды и требования к будущим танкам. Среди обсуждавшихся идей оказалась и мысль о машине с пушкой большего калибра и тяжелым бронированием, по­требность в котором в это время испытывали англичане в связи с опытом боев с германскими войсками в Западной пустыне. (Отчасти благодаря таким рассуждениям, отчасти из-за разочарования в первых модификациях пехотного танка «Churchill» британцы начали разработку более тяжелого танка A27L («Centaur») — А28, а видоизменения этого проекта вскоре привели к штурмовому танку А33 Excelsior как возможной замене «Churchill».

В сентябре 1941 года этот британский взгляд нашёл понимание у артиллерийско-технической службы США, которая тогда вела разработку тяжёлого танка M6 и защищала идею необходимости тяжелых танков для Армии США. В декабре 1941 г. АТС начала исследование тяжелого штурмового танка, который в общих чертах соответствовал британским требованиям и включал часть конструктивных решений, аналогичных Т1 (М6) и новому среднему танку М4, с намерением использовать по возможности узлы и агрегаты последнего. Танк должен был иметь 75-мм пушку М3 с возможностью замены ее британской 6-фунтовой (57-мм) пушкой и максимальную толщину брони 75-100 мм. Планировалось использовать танковый двигатель Ford с последующей заменой более мощным. Собранный танк Т14 имел трансмиссию, аналогичную М4 и стандартный танковый двигатель Ford. Однако передаточное число уменьшили для снижения максимальной скорости хода. Вооружение в целом повторяло танк М4, а подвеску и гусеницы взяли от танка М6.

В марте 1942 года в США прибыла новая Британская танковая миссия в основном для разрешения проблем поставок, но рассматривалась и возможность постройки в Америке для Великобритании штурмового танка американской разработки, получившего обозначение Т14. С артиллерийско-технической службой было достигнуто соглашение на 8500 машин и началась детальная проработка проекта. В 1943 году построили две опытные машины, но испытания показали необходимость доработки гусениц и подвески. В 1944 году один из прототипов направили в Великобританию для испытаний и доработок, но к тому времени приоритеты британской танковой политики изменились в пользу крейсерских танков с сильным вооружением, а в качестве тяжёлого пехотного танка сохранился доработанный «Churchill». Таким обра­зом, британский интерес к Т14 пропал, АТС в декабре 1944 года прекратила доработку проекта, и машина так и не достигла стадии производства.

Сравнение Арматы с другими танками

Сравнение характеристик с зарубежными аналогами

Сравнивая Т-14 с современными танками, западные эксперты сходятся на мнении, что «Армата» принадлежит к следующему поколению. Отмечается целый ряд преимуществ и разработок, которые впервые сочетаются в конструкции одной машины.

Так, АФАР-радар, способный рассчитать позицию выстрела по подлетающему снаряду, имеется и у израильского танка «Меркава». Однако последний не имеет способности отражать боеприпасы, а лобовая броня у него более слабая. С учетом расположения двигателя в передней части корпуса, пробитие лобовой защиты почти гарантированно выводит такую машину из строя.

Британские эксперты также высказывают опасения о способности собственных машин вступать в противостояние с «Арматой». Имеющийся на вооружении «Челленджер-2» не способен пробить броню Т-14, что требует его срочной замены.

Аналогичную оценку «Армате» выдвинуло и германское Министерство обороны. По его оценке, «Леопард-2» не способен пробить броню Т-14. На основе данного аспекта создан франко-германский концерн по совместной разработке нового современного танка.

Официальных заявлений от США не имеется, однако по оценкам экспертов и различных изданий новостей, американский «Абрамс» также уступает «Армате» по ряду параметров. Высказывается мнение о его модернизации и способности после нее первым обнаруживать противника, что повышает его шансы на выживание.

Старший брат «Арматы»

В «Объекте 195», предшественнике Т-14, конструкторы «Уралвагонзавода» реализовали два важнейших новшества: необитаемое боевое отделение и бронированную капсулу для экипажа. Новое, впрочем, оказалось слегка забытым старым — в пятидесятые годы в СССР уже пытались разнести вооружение и экипаж по отдельным модулям, правда, только в проекте. Подобные работы шли и в восьмидесятых.

Капсула «сто девяносто пятого» имела усиленную бронезащиту со всех сторон: с бортов, крыши, лба. От боевого отделения танкистов тоже отделяла броневая перегородка. К тому же конструкция боевого отделения была выполнена таким образом, чтобы ударная волна при подрыве уходила куда угодно, но не в сторону людей. Стопроцентной выживаемости это, конечно, не гарантировало, но шансов уцелеть у экипажа становилось в разы больше.

Необитаемое боевое отделение нового танка полностью автоматизировали. Внутри находился боекомплект и механизмы заряжания. Башня выполняла функцию орудийного лафета. Одновременно она служила дополнительной защитой от крышебойных боеприпасов — очевидно, что пробить такое препятствие гораздо труднее, чем одиночный лист брони. Внутрь боевого отделения танкисты должны были заходить только в случае кризисной ситуации, например при отказе механизмов.

Основным вооружением «сто девяносто пятого» была гладкоствольная 152-мм пушка 2А83, дававшая огромные возможности для поражения целей как оперёнными подкалиберными снарядами, так и управляемыми ракетами нового типа.

«Объект 195» прошёл государственные испытания в конце 2000-х, но в серию не пошёл. Причин было несколько. Во-первых, 152-мм пушка оказалась избыточно мощной, для её снаряда противников на тот момент не было и в ближайшей перспективе не предвиделось. Во-вторых, у «сто девяносто пятого» был маленький боекомплект — всего 24 выстрела. Для того чтобы бороться только с вражеской техникой, это допустимо. Но современный основной танк должен решать более широкий спектр задач, и может случиться, что слишком частая загрузка боеприпасов будет затруднительна или невозможна. Имелись нарекания и на броню «Объекта 195»: если лоб его был защищён очень хорошо, то крыша и борта не дотягивали до новых, возросших требований. Промышленность также оказалась не готова к выпуску нового танка.

Вскоре после окончания работ над «сто девяносто пятым» появился «Объект 148», он же Т-14. Именно этот танк сейчас называют «Арматой». Т-14 вобрал в себя всё лучшее, что было на «Объекте 195», однако на качественно новом технологическом уровне.

Система обнаружения и наведения

Основой системы разведки и наведения в танке Т-14 является радиолокационный комплекс, включающий РЛС с антенной в виде активной фазированной решетки (АФР). Ее можно считать составной частью КАЗ «Афганит». Подобные радары используются на боевых самолетах последнего поколения. Антенна размещена на башне и обеспечивает круговой обзор. Состоит она из четырех панелей. РЛС танка имеет возможность одновременно удерживать более 20 воздушных и 40 наземных целей. Дальность обнаружения составляет 100 км. Защита радара обеспечивается экраном, не пробиваемым пулями и осколками.

РЛС танка способна определять траекторию полета снаряда, а по ней точку расположения орудия или пусковой установки. Полученные координаты передаются на компьютер, что далее дает возможность обеспечить высокоточное подавление огневых точек противника. Достаточно эффективно производится обнаружение воздушных целей. Радар определяет координаты летательного аппарата и траекторию его полета, сигнал передается на ЗРК типа «Оса», «Сосна» или «Стрела», и даже «Панцирь С1».

Помимо указанной РЛС, на танке установлено два радара для обнаружения близких целей. Их основное отличие – сверхбыстрая реакция на обнаруженные объекты. Дополнительные радары нужны для борьбы с ПТУРами и БОПСами.

Система наведения включает панорамный прицел в пулеметной башне. Он обладает системой, работающей в инфракрасном (ИК) диапазоне и отличающейся высокой точностью и чувствительностью, с криогенным охлаждением. С ИК-камерой совмещена система, действующая в диапазоне видимого света. Кроме того, установлен дальномер на лазерной основе.

Вся пулеметная установка вместе с приборами наведения имеет возможность совершать полный оборот. Вращение оружия и прицела может осуществляться независимо или совместно.

Прицел и дальномер совмещены с радаром, а информация о целях поступает на монитор компьютера командира танка. Лазерный прицел позволяет удерживать цель даже после создания помех для РЛС танка со стороны РЭБ противника. Полученная информация о наземных и воздушных целях поступает на командное устройство единой системы управления тактического звена (ЕСУ Т3), способное выбрать необходимое вооружение для подавления цели. У наводчика имеется свой сенсорный экран, на котором он может уточнить координаты наведения орудия.

Кроме электронных систем наблюдения в танке предусмотрены оптические перископы. Ими могут пользоваться командир и механик-водитель. В темное время суток используются приборы ночного видения. Оптические приборы помогают ориентироваться при подавлении электроники противником.

Дополнительно танк Т-14 оснащен камерами обзора с высокой разрешающей способностью. Всего на башне размещено шесть камер, обеспечивающих круговой обзор. Приборы имеют независимое питание и устройства для автоматической очистки от грязи. Они работают независимо от электроники танка и позволяют обнаруживать цели при отключенной РЛС. При необходимости камеры подключаются к КАЗ. Приборы имеют SWIR систему, дающую возможность работы в коротковолновом ИК-диапазоне. Это обеспечивает контроль в условиях задымления и густого тумана.

Ходовая часть и двигатель Арматы

Новый средний танк Армата оснащен 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом А-85-3А (12Н360) мощностью 1500 лошадиных сил. Двигатель 12Н360 многотопливный, с непосредственным впрыском, разработан челябинским конструкторским бюро «Трансдизель» и производится на ЧТЗ (Челябинский тракторный завод).

У танка 7-катковая активная подвеска на лопастных амортизаторах с дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Новая активная подвеска нивелирует раскачивание танка во время движения, что позволяет в 2,2 раза сократить время захвата целей оптико-электронными средствами наведения, уменьшая время поражения цели типа «танк» в 1,45 раза!

Т-14 Армата оснащается танковой информационно-управляющей системой (ТИУС), которая контролирует все узлы и агрегаты, управляет бортовыми системами, ведёт диагностику неисправностей, что позволяет механику-водителю контролировать двигатель и ходовую часть не покидая бронекапсулу для осмотра и диагностики — необходимость ремонта определяет электроника.

В Т-14 изменена конструкция дополнительных топливных баков, они впервые для советских и российских танков стали несъёмными и утопленными за броню и противокумулятивный экран. При этом баки участвуют в дополнительной защите двигателя, принимая ударные деформации на себя. Выхлоп двигателей Арматы производится через трубы, идущие через дополнительные топливные баки, что с учетом высокой теплоемкости сотен литров топлива снижает видимость танка в ИК-диапазоне.

Хотя новый танк создается по всем стандартам российского танкостроения и его довольно часто сравнивают с «Черным орлом», модель является абсолютной новинкой, не имеющей аналогов

Важной отличительной особенностью можно назвать разработку высокого уровня безопасности экипажа, который будет размещаться в специальной бронекапсуле

Фото Арматы с Парада Победы 9 Мая 2015 года в Москве:

Корпус танка «Армата»

Особого внимания заслуживает корпус танка «Армата», который изобилует видеокамерами высокого разрешения, позволяющими экипажу контролировать окружающую обстановку. Камеры функционируют независимо от времени суток и погодных условий.

САЗ (система активной защиты)

Танк оборудован системой активной защиты под названием «Афганит», благодаря которой стало возможным противостояние снарядам и ракетам противника на расстоянии, не превышающем 20 м.

Проще говоря, данная система представляет собой противоракетную и противоснарядную оборону танка, защищающую боевую машину от наземных и воздушных ударов.

Главная цель САЗ – осуществлять перехват не только высокоскоростных кинетических ракет, но и ударных ядер, скорость подлета которых составляет 2 500 – 3 000 м/с.

Динамическая защита

Помимо активной защиты, танк «Армата» (вернее башня машины) оборудован тремя блоками динамической защиты, представляющими собой контейнеры с предустановленными элементами динамической защиты, разделенными слоями наполнителя.

Следует отметить, что блоки снаряжаются элементами такой защиты тогда, когда намечаются боевые действия.

Надгусеничные полки тоже имеют динамическую защиту в виде семи блоков.

С целью усиления и защиты на переднюю зону корпуса танка крепятся дополнительные съемные блоки динамической защиты.

Кормовая часть боевой машины защищена решетчатыми экранами, устанавливающимися на корме башни, а также на кормовой части корпуса.

Вес таких защитных устройств составляет порядка одной тонны, что существенно не влияет на характеристики подвижности танка.

Система управления огнем

Основная комплектация прицельного комплекса включает:

  • главный прицел наводчика, оснащенный лазерным дальномером и каналом управления, многоканальным визирным, а также тепловизионным каналами
  • прицелом-дублером
  • баллистическим вычислителем, помогающим узнать метео- и топоусловия местности
  • комбинированным прицелом командира с панорамным телевизионным, а также тепловизионным каналами и лазерным дальномером.

Увеличить кратность визирного канала можно до 12 раз.

Распознать цель типа «танк» при помощи визирного канала «Армата» можно на расстоянии до 5 000 м, тогда как через ТП (тепловизионный) канал расстояние составляет не меньше 3 500 м.

Дальномер «видит» на расстоянии 7 500 м.

Кроме того, танк «Армата» может осуществлять автоматическое сопровождение цели как с места наводчика, так и с места командира.

В таблице ниже предлагается сравнить три лидирующих по характеристикам танка в мире — «Леопард-2» А5 (Германия), M1А2 Abrams (США), Тип 90 (Япония) с российским танком Т-14 «Армата».

«Армата» Т-14 «Леопард-2» А5 M1А2 Abrams Тип 90
Максимальная скорость 90 км/ч 72 км/ч 66,8 км/ч 70 км/ч
Масса 50 т 59,7 т 62,1 т 50,2 т
Пушка 125 мм 120 мм 120 мм 120 мм

Цена

Цены на Т-14 в открытых источниках не публиковались. В начале 2015 года сообщалось, что заключен контракт на три года и согласована цена танка в мелкосерийном производстве. Заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев заявил, что эта цена слишком высока, и производитель должен работать над снижением стоимости. По словам представителей УВЗ цена изделия в крупносерийном производстве будет существенно ниже. Если сравнивать цену Т-14 с ценами современных моделей западных ОБТ, то можно предположить, что Т-14 будет дешевле почти в 2 раза: около 5 миллионов долларов (что немного дороже Т-90АМ).

Тактико-технические характеристики танка Т-14

Помимо того, что танк Т-14 обладает значительной боевой мощью, скорострельностью и точностью стрельбы, он способен выполнять сетецентрические задачи: разведка, целеуказание, дистанционное управление через единую систему управления. В боевых условиях машина получает оперативные данные онлайн и обеспечивает автоматическое определение баллистических параметров для управления огнем всего тактического звена.

Основные преимущества танка:

  • использование универсальной платформы;
  • размещение танкистов в бронированной капсуле, отдельно от отсека с боекомплектом;
  • возможность эксплуатации при необитаемой башне;
  • применение РЛС импульсно-допплеровского типа, надежно и быстро определяющей вектор скорости цели;
  • активная защита, способная защитить от боеприпасов различного типа.

Основные ТТХ танка:

  • масса в боевой комплектации – 48 т;
  • численность экипажа – 2-3 человека;
  • многослойная броня с комплексной защитой «Афганит» и динамической защитой «Малахит»;
  • мощность двигателя – 1600 л. с.;
  • скорость передвижения по шоссейной дороге – до 90 км/ч, по бездорожью – 70-75 км/ч;
  • ходовой запас (шоссе) – не менее 500 км;
  • дальность стрельбы – до 8 км;
  • возможность стрельбы в движении;
  • боекомплект – 45 снарядов.

На танке предусмотрена система для запуска и управления беспилотным летательным аппаратом «Птеродактиль», обладающая автономной РЛС и прицелом инфракрасного типа. В задачу беспилотника входят разведка и целеуказание.

Гусеничная платформа Армата — универсальный боевой трансформер

«Армата» является тяжелой гусеничной платформой, которая разработана предприятием «Уралвагонзавод» и может использоваться унифицировано в производстве различных типов современной тяжелой бронетехники. На основе этого уникального проекта планируется создание нескольких видов бронемашин, разработкой которых российские специалисты уже начали заниматься. Основными позициями являются:

  1. Т-14 (объект 148) — Основной боевой танк;
  2. БМП-Т Т-15 (индекс ГБТУ — объект 149) Боевая машина пехоты;
  3. БРЭМ-Т Т-16 (объект 152) — ремонтно-эвакуационная машина;
  4. БМО-2 — боевая машина огнемётчиков;
  5. TOС БМ-2 — тяжёлая огнемётная система;
  6. ТЗМ-2 — транспортно-заряжающая машина тяжелой огнеметной системы;
  7. 2С35 «Коалиция-СВ» — самоходная артиллерийская установка;
  8. УСМ-А1 — система минирования;
  9. УМЗ-А — минный заградитель (проект);
  10. МИМ-А — многоцелевая инженерная машина;
  11. МТ-А — мостоукладчик (проект);
  12. ПТС-А — плавающий транспортёр (проект).

Также универсальная танковая гусеничная платформа Армата может выступать основой при создании шасси для артиллерийских самоходных установок и разного рода специализированных инженерных машин. Впервые с «Арматой» широкая публика познакомилась на Параде Победы 9 Мая 2015 года

Участие нового танка Т-14 Армата привлекло внимание не только россиян, за новым танком следил огромное количество военных специалистов со всей планеты

Любопытно будет увидеть сравнение танка Армата с иностранными образцами, например Армата против Абрамса, Леопарда, Меркавы… кстати, вот ссылка на сравнение Т90 vs Абрамс.

Обновление: по заявлению руководителя «Уралвагонзавода» Олега Сиенко министерство обороны России согласовало стоимость и объемы заказа новых танков Т-14 Армата до 2035 года. Прежний объем поставок Армат в войска, утвержденный до 2020 года, будет скорректирован. По заявлению Сиенко первая партия танков Армата поступит в танковые части ВС РФ до 2018 года. Общая потребность сухопутных войск в новой боевой машине составляет 2000 — 2300 единиц.

Новый танк России: общие сведения

Танк «Армата» Т-14 станет настоящей изюминкой на праздновании 70-й годовщины победы над фашистской Германией. Так, в параде, который пройдет 9 мая на Красной площади, будет задействовано порядка двухсот единиц военной техники и 16 500 военнослужащих. Выпуск танков осуществляется ОАО «НПК «Уралвагонзавод».

Интересные факты! Министерство обороны России в апреле месяце приоткрыло завесу тайны и показало фотографии инновационного танка, только вот башню его покрыли тканью, поэтому можно было увидеть лишь его платформу. Сегодня увидеть танк «Армата» Т-14 можно на веб-сайте Министерства обороны РФ, где представлены и иные виды новой бронетехники. На генеральную репетицию танк прибыл полностью открытым.

Массовый выпуск нового российского танка

В ходе масштабной программы перевооружения уже к 2020 году планируется выпуск 2 300 танков Т-14, при этом начало эксплуатации этой машины намечено на 2016 год.

Благодаря такому количеству новых танков в российских сухопутных войсках будут заменены все устаревшие танки, которые остались еще с советских времен.

Но в чем же заключается особенность танка «Армата» Т-14?

Необитаемая башня

Основная особенность этой уникальной боевой машины – это необитаемая башня. Так, экипаж танка, состоящий из трех человек, располагается в обособленной капсуле, тогда как управление орудием осуществляется дистанционно.

Благодаря такой конструкции значительно увеличивается, во-первых, уровень безопасности самого экипажа, члены которого находятся в бронированной части машины; во-вторых, эффективность применения орудий.

Кроме того, новая необитаемая башня стала намного меньше, благодаря чему существенно уменьшился силуэт танка.

Дешево и просто

С начала 1970-х годов было построено более 25 тысяч танков Т-72 они стояли и стоят на вооружении в нескольких десятках стран. Т-90, созданный на его основе, выпускается с начала 1990-х годов. Уже построено более 2 тысяч этих танков разных модификаций. Конструкторам хорошо известны все недостатки обоих танков, с которыми они не прекращают бороться.

  • Россия перенесет приоритет на вооружение сухопутной армии
  • «Мы не бряцаем оружием»: какую армию будет строить Россия
  • Новейший российский танк на военном шоу в Жуковском

Так, в последней модификации Т-90 (соответственно, и Т-72), которая называется Т-90АМ, часть боекомплекта вынесена за пределы башни в специальный контейнер позади нее. Это было сделано по примеру некоторых танков западных стран. На нем установлено новое оборудование, причем многое (например, система активной защиты «Афганит») используется также на Т-14.

«Уралвагонзавод» проводит глубокую модернизацию и самого Т-72 до уровня «Б3», что примерно соответствует базовой модификации Т-90.

Виктор Мураховский считает, что говорить о полном прекращении программы закупок новой военной техники нельзя: речь идет об отсрочке выполнения этих программ на будущее.

Вместо этого правительство продолжит капремонт и модернизацию старой техники.

Участие в учениях

В 2020 «Армата» проходит государственные испытания

Танк «Армата» еще не принимал участия в масштабных учениях и боевых действиях. С 31 декабря 2020 он проходит государственные испытания. С учетом его стоимости первоначальные заказы Минобороны РФ на закупку были сокращены. Пока речь идет о сборке 132 машин, в число которых входят и БМП Т-15.

Несмотря на отсутствие учений с применением Т-14, ТТХ и конструктивные особенности «Арматы» формируют сегодня новые требования к танкам следующего поколения:

  • на пересеченной местности должна сохраняться хорошая скорость и точность мобильной стрельбы;
  • радар АФАР для обнаружения угроз становится обязательным атрибутом современной техники;
  • танк должен оборудоваться стелс-технологиями для снижения заметности, включая создание помех и динамическое изменение сигнатур;
  • прежние дымовые завесы не способны скрывать машину в инфракрасном и радиолокационном диапазоне, что требует создания новых непрозрачных мультиспектральных заслонов;
  • активная защита танка должна иметь возможность поражать управляемые ракеты и бронебойно-подкалиберные снаряды;
  • зенитный пулемет также устаревает, вместо него акцент смещается в пользу роботизированных установок, способных сбивать объекты с высокой скоростью движения;
  • в вооружение танка должны входить электромагнитные средства борьбы хотя бы против управляемых ракет;
  • лобовое бронирование танка должно соответствовать эквивалентной толщине в 1000 мм;
  • динамическая броня машины должна отражать атаки ручных гранатометов и тяжелые противотанковые ракеты с тандемными боеголовками;
  • чтобы значительно повредить танк уже недостаточно пробить его башню, требуется значительная ударная сила;
  • боеприпасы, рассчитанные на поражение экипажа осколками, становятся малоэффективными при наличии броневой капсулы.

В контексте подобных описаний и требований, выдвинутых разработкой и испытаниями Т-14 ожидается, что и другие государства активно начнут разрабатывать танки нового поколения. Останется ли «Армата» конкурентоспособной после появления аналогов в других странах — покажет время.


Автор статьи:

Парпурин Вадим

Конструкция Т-14

В танке предусмотрена классическая компоновка основных элементов, когда силовая установка (моторно-трансмиссионный отсек) размещена в задней, кормовой части машины. Спереди располагается отделение управления с местами для экипажа, приборами и устройствами для управления. Боевой отсек находится в центре. Здесь размещена башня, отсек с боекомплектом и устройство для автоматического заряжания.

Платформа, силовая установка и подвеска

Основой танка является гусеничная платформа-трансформер тяжелой категории «Армата». Эта разработка «Уралвагонзавода» может использоваться в других типах тяжелой бронетехники. Универсальность обеспечивается модульной конструкцией, когда элементы можно переносить в различные зоны, изменяя компоновку.

Силовая установка оснащена дизельным Х-образным двигателем типа А-85-3А (12Н360) производства ЧТЗ. Он имеет 12 цилиндров. Мощность может изменяться в диапазоне 1100-1600 л. с. Достигается удельная мощность 31 л. с. на каждую тонну массы. Важная особенность – быстрота замены двигателя, что необходимо в боевых условиях. Для такой операции достаточно 30 минут.

В танке Т-14 применена подвеска активного типа. Она базируется на семи катках, установленных на лопастных амортизирующих элементах. Амортизаторы снабжены дифференциальным поворотным механизмом с гидрообъемным усилителем. Специальные датчики позволяют выявлять неровности местности и подавать сигнал на вертикальное перемещение катков. Активный принцип подвески устраняет сильное раскачивание машины при перемещении по неровностям, что значительно ускоряет захват цели электронной наводящей системой. По сравнению с прежними танками время захвата цели сокращается в 2,3 раза, а время поражения уменьшается почти в 1,5 раза.

Ходовая часть включает автоматическую коробку передач с возможностью перехода на ручное переключение скоростей. Предусмотрено по восемь передач в переднем и заднем направлении (всего 16 передач). Запас хода обеспечивается вместительными топливными баками усовершенствованной конструкции. Они спрятаны под броню и имеют экран от кумулятивного поражения, при этом сами прикрывают двигатель, усиливая его защищенность. Выхлопные трубы расположены так, что выводимые газы нарушают видимость танка в инфракрасном спектре.

Платформа снабжена электронной системой информации и контроля. Она сигнализирует о появлении неполадок в двигателе и ходовых узлах, необходимости проведения ремонта, проводит диагностику нарушений.

Стелс-средства

В войсках все чаще применяются способы маскировки, способные сделать военную технику невидимой для радаров противника и визуального наблюдения, т.е. стелс-технологии. В танке Т-14 используются следующие стелс-средства:

специальное теплоизоляционное покрытие корпуса изнутри; маскирующая система распределения выхлопных газов; особая форма башни и платформы, включающая такое расположение плоских граней, которое снижает радиозаметность за счет рассеянного отражения; специальная покраска корпуса снаружи, при этом краска обладает способностью к радиопоглощению и защите от разогрева под действием солнечных лучей, чтоискажает магнитное и тепловое поля, наводящиеся на танке.

Специальная система, установленная на танке Т-14, способна серьезно нарушить возможность его идентификации радарами противника. Она искажает образующиеся поля. Самонаводящиеся приборы ПТУРов запрограммированы на определенный образ танка, а потому при искажении сигнала ракета теряет цель. Искажающиеся сигналы передаются в радио- и ИК-диапазоне, а также обеспечиваются тепловыми источниками. Маскирующая система совмещена с КАЗ «Афганит». Для ее срабатывания используются сигналы от АФР-антенн. Постановка помех обеспечивается во все стороны, в т. ч. вверх для затруднения наблюдения воздушных разведчиков.

Двигатель, трансмиссия, ходовая часть

Танк Армата получил Х-образный дизельный двигатель мощностью до 1500 л.с., управляемый электроникой. В данный момент мощность составляет 1200 л.с., поскольку признана оптимальной. Выхлоп выведен по бокам МТО, газы смешиваются с забортным воздухом для уменьшения заметности. Электроника отвечает и за реверсивную коробку передач, обладающую 8 ступенями переднего хода и таким же количеством заднего, вместе с механизмом поворота, однако остаётся возможность полностью механического управления.

Ходовая состоит из 7 обрезиненных опорных катков, благодаря её удлинению и мощности двигателя, Т-14 имеет отличный потенциал для дальнейшей модернизации, сейчас говорят о том, что запас по весу составляет 15 тонн. По бокам расположены экраны со встроенной защитой, а МТО прикрыт противокумулятивными решётками.

Двигатель вместе с трансмиссией объеденены в один модуль, благодаря чему в полевых условиях силовой блок меняется за несколько часов.

Конструкция

Армата создавался как танк нового поколения, поэтому сохранил мало сходств с предшественниками. Прежде всего он обзавёлся бронекапсулой, объединяющей экипаж из 3 человек в одном помещении. Этот отсек отделён от боекомплекта и топливных баков, благодаря чему люди в нём хорошо защищены от возможных возгораний и легко могут общаться друг с другом.

Обитаемое помещение стало значительно просторнее и комфортнее. Танк рассчитан на суточное нахождение и работу экипажа внутри. Это достигается значительно улучшенной эргономикой и комфортными креслами. Например, механик-водитель получил штурвал вместо привычных рычагов, педали газа и тормоза, ручку управления автоматической коробкой передач. Есть регулировка положения штурвала.

Рабочие места оснащены мониторами, на которые выводится изображения с наружных камер. Даже наведение и стрельба производятся подобно компьютерной игре или симулятору и требуют от наводчика совместить прицел на дисплее с целью с помощью джойстика.

Корпус и башня

Т-14 Армата должен стать отлично защищённым ОБТ, поскольку не только имеет новую компоновку и производится с использованием новой броневой стали, но и обладает 4 системами защиты.

Первая ступень начинается с окраски и внешнего покрытия танка, созданных по стелс-технологии. Благодаря этому снижается видимость танка для радаров и систем наведения.

Дальше в действие вступают активные средства, КАЗ Афганит, уничтожающий вражеские ПТУР на подлёте с помощью своих зарядов и способный распылять дымометаллическое облако при облучении танка лазером. Также имеется система борьбы с минами с электромагнитными взрывателями.

Традиционно для современных ОБТ есть встроенная динамическая броня, но конструкторы пошли дальше и прикрыли не только ВЛД, башню и борта. НЛД Арматы, крыша и люки также защищены ей, благодаря чему серьёзно повышаются шансы против существующих и перспективных крышебойных боеприпасов.

Технические характеристики танка «Армата» Т-14

Но на необитаемой башне новшества танка «Армата» Т-14 не заканчиваются.

Пушка

Гладкоствольная 125-милиметровая пушка производит огонь не только обычными снарядами, но и управляемыми ракетами.

Боекомплект пушки составляет 45 снарядов, при этом автомат заряжания – 32 снаряда. Скорострельность танка – 10 -12 выстрелов в минуту.

Боекомплект расположен в особом модуле, что значительно увеличивает «живучесть» танка. А все благодаря тому, что исключается возможность детонации боезапасов при попадании в корпус машины снаряда.

Важно! «Армата» может стрелять следующими видами снарядов:

  • осколочно-фугасными
  • ракетами «земля-воздух»
  • бронебойно-подкалиберными
  • ракетами «земля-земля»
  • кумулятивными.

Пулемет

Танк «Армата» оснащен спаренным (с двумя стволами) 7,62милиметровым пулеметом, расположенным снаружи башни (боекомплект пулемета – 1000 патронов, при этом такое же количество патронов хранится в лентах на корме башни).

Танк оборудован дополнительной установкой с 12,7-милиметровым пулеметом под названием «Корд», который устанавливается вместе с командирской панорамой (боекомплект пулемета – 300 патронов в самой ленте, и еще столько же патронов хранится в ящике ЗИП непосредственно на корме башни).

Электронные системы

Танк оснащен электронными системами, осуществляющими сбор и анализ тактических данных из различных источников. Наличие новой электроники позволяет значительно сократить время между обнаружением цели и непосредственным ее поражением.

На танке «Армата» уменьшено так называемое «время реакции» с 5 – 6 секунд до 3 – 4 секунд, как у немецких и американских машин.

Улучшена и такая характеристика как дальность поражения цели, которая у «Арматы» составляет более 3,5 км. Для сравнения: у устаревших российских танков данный параметр не превышал отметки в 2,5 км, тогда как у современных американских и немецких машин он равен 3 – 3,5 км.

Платформа

Интересный факт! Согласно конструкторской задумке, платформа «Арматы» может использоваться для иных боевых машин, например, для боевой машины пехоты либо самоходной артиллерийской установки. Это поможет сократить расходы по изготовлению перечисленных видов боевых машин, а также упростит техническое их обслуживание и ремонт.

Платформа танка представлена в двух вариантах:

  • шасси с передним размещением моторно-трансмиссионного отделения (или ПМТО)
  • шасси с задним размещением моторно-трансмиссионного отделения (или ЗМТО).

Броня

Броня танка может выдержать попадание противотанковых ракет, тогда как активная защита помогает перехватывать снаряды непосредственно на подлете к танку. Стойкость брони – более 900 мм.

Силовая установка

Данная часть танка «Армата» – это мощный дизельный двигатель на 1500 л.с.

Моторесурс танка (количество часов, которое двигатель может проработать без ремонта) составляет 2 000 часов.

Масса установки – около 5 тонн.

Дополнительное оборудование «Армата» Т-14

Среди дополнительных систем танка «Армата» Т-14 можно отметить следующие:

  • кондиционер
  • радар самолетного типа, который может фиксировать динамические и аэродинамические цели
  • система ночного видения
  • новая броня, позволяющая уменьшить на 15% толщину корпуса, что никак не отразится на защитных характеристиках машины
  • защита от оружия так называемого массового поражения
  • ИУС шасси (или «цифровой борт»), с помощью которого можно будет реализовывать запуск, управление, а также диагностирование и регулировку машины
  • семикатковая подвеска, которая управляется при помощи лопастных амортизаторов;
  • 12-ступенчатая автоматическая коробка передач (возможно ручное переключение)
  • цифровые системы управления, упрощающие и ускоряющие работу танка.

Отметим, что танк «Армата», масса которого составляет порядка 50 тонн, оборудован мощным дизельным двигателем. Машина в состоянии развить скорость 80 – 90 км/ч.

Вооружение

Танк Т-14 оснащен современным вооружением, позволяющим поражать цели на земле и в воздухе. Для повышения эффективности стрельбы используется система управления огнем. Она обеспечивает точное определение координат цели, ее захват и сопровождение в автоматическом режиме, наведение вооружения, корректировку баллистических параметров стрельбы. Информацию снимают датчики, установленные на крыше танка. К ним относятся: приемники ГЛОНАСС и навигационные приборы; гироскоп угловой ориентации; датчики параметров ветра, температуры и влажности внешней среды, а также колебаний ствола при разогреве во время стрельбы.

Орудие

Основным орудием считается гладкоствольная пушка калибром 125 мм типа 2А82-1М. Стрельба производится дистанционно, заряжание – автоматическое. Дальность стрельбы составляет 7-8 км. Скорострельность – 11-12 выстрелов в минуту. Ресурс пушки увеличен за счет специального легирования внутреннего канала ствола. Автоматическое зарядное устройство позволяет увеличить длину снарядов до 100 см. Если сравнивать с аналогичными орудиями западных стран, то пушка танка Т-14 имеет повышенную ствольную энергию и более высокую точность стрельбы (в среднем на 18-20%).

Достаточно легко танк переоснащается на пушку типа 2А83 калибра 152 мм. Это существенно повышает бронебойные способности, но при этом уменьшается боекомплект. В то же время эксперты считают, что калибр 125 мм вполне достаточен.

Видео: выстрел из танка Т-14 «Армата» — кадры из боевого отделения

https://youtube.com/watch?v=TQLG0bOy7SY

Боеприпасы

Пушка 2А82-1М может стрелять штатными снарядами, а также подкалиберными боеприпасами длиной до 1 м. Специально для бронетехники, в т. ч. для танка Т-14, разработаны усовершенствованные снаряды:

  • неуправляемые снаряды БПС «Вакуум-1» длиной 90 см;
  • снаряды «Тельник» с дистанционным подрывом в любой момент полета;
  • управляемый ракетный снаряд УРС 3УБК21 «Спринтер».
  • Кроме того, данное орудие способно стрелять через свой ствол ракетами типа «Рефлекс-М».

Широкие возможности использования современных высокоэффективных боеприпасов открывает орудие калибром 152 мм. Штатными считаются неуправляемые снаряды типа «Грифель» с бронебойными способностями. Можно стрелять управляемыми снарядами типа «Краснополь», предназначенными для САУ.

Учеными-оружейниками разработаны специальные управляемые снаряды, ТТХ которых пока закрыты. Эти активно-реактивные боеприпасы способны стрелять на расстояние свыше 30 км, способны обходить средства защиты и электронного противодействия противника. Особой бронебойностью отличаются последние разработки Госкорпорации «Росатом» с использованием обедненного урана. Среди новых разработок – осколочно-фугасные боеприпасы для поражения живой силы. В 2017 году заявлено о начале изготовления «интеллектуальных» снарядов, способных подрывать заряд над противником в нужном месте.

Установка пушки 152 мм позволяет стрелять ракетами, предназначенными для ПТРК «Корнет» (ракета 9М133ФМ-3). Дальность ее поражения составляет 10 км, а бронебойность превышает 140 см. Ракета может поражать воздушные цели (вертолеты и самолеты, летящие со скоростью до 900 км/ч на высоте до 9 км).

Пулемётное вооружение

На танке Т-14 установлено и пулеметное вооружение. Прежде всего, это зенитный пулемет типа «Корд» (калибр 12,7 мм). Он размещен в индивидуальной башне с роботизированными механизмами, получающими сигналы от танковых радаров и тепловизоров. Управляется пулемет дистанционно. Он поражает воздушные цели на расстоянии до 1,5 км, даже при высокой скорости их перемещения. Зенитная установка имеет связь с системой активной зашиты танка, что дает возможность поражать реактивные снаряды.

Второй пулемет типа ПКТМ спарен с орудием. Его задачей является поражение живой силы противника. Калибр составляет 7,62 мм.

Новая платформа

Главным отличием танка Т-14 на платформе «Армата» является то, что его экипаж заключен в особо прочную бронекапсулу в боевом отделении в корпусе танка. Его башня необитаема и управляется дистанционно.

Это позволило улучшить условия работы экипажа, а также теоретически повысило его выживаемость в бою. По оценкам экспертов, в танках Т-80, а также Т-90 и Т-72 экипаж сидит буквально окруженный боекомплектом, рискуя жизнью: при внутреннем возгорании заряды могут загореться. В Т-14 экипаж размещается отдельно.

  • Физик вместо лирика: что известно о человеке, который сменит Рогозина
  • От «Арматы» до «Ярса»: сенсации парада в Москве
  • Скоро ли в войсках увидят «Курганец» и «Армату»?

Среди других достоинств новой платформы — современная цифровая система управления огнем, радары и тепловизионные приборы, система активной защиты «Афганит», а также блоки динамической защиты, разработанные для противостояния современным противотанковым кумулятивным боеприпасам.

Image caption

Т-90АМ — последняя инкарнация Т-72, уже совершенно не похожая на прототип

«Армата» — это название платформы, то есть основы для целого семейства машин. С 2015 года на выставках и парадах демонстрируются две из них: основной боевой танк Т-14 и тяжелая боевая машина пехоты Т-15.

Кроме того, в это семейство обычно включают самоходную артиллерийскую установку 2С35 «Коалиция-СВ», однако это связано скорее с тем, что ее впервые показали на одном параде с Т-14 и Т-15.

Путин, Кадыров, танк «Армата»: кому нужны патриотические эмодзи?

Ранее в конце декабря 2017 года главком сухопутных войск Олег Салюков заявил, что до 2020 года в армию поступят 100 танков Т-14 для опытной эксплуатации. А в сентябре 2015 года в эфире «Эха Москвы» гендиректор «Уралвагонзавода», который разрабатывает и производит эти танки, Олег Сиенко сказал, что при массовом производстве его цена составит около 250 миллионов рублей (4 млн долларов).

Под «массовым производством» Сиенко тогда подразумевал 2300 танков. Сколько танков Т-14 закупит оборонное ведомство в нынешней ситуации, неизвестно.

Image caption

Тяжелая платформа «Бумеранг» также показалась куратору ВПК слишком дорогой

Как рассказал Би-би-си военный эксперт, специалист по бронетехнике Виктор Мураховский, смена риторики связана с сокращением финансирования программы перевооружения сухопутных войск в рамках госпрограммы вооружений. По его словам, это касается не только Т-14, но и тяжелой колесной платформы «Бумеранг», БМП «Курганец» и истребителя пятого поколения Т-50.

Госпрограмма вооружений до 2020 года принималась в 2011 году, когда будущее российской экономики виделось властям более оптимистичным, чем сейчас.

«Темпы роста экономики абсолютно не соответствуют тем планам. Соответственно и средства на закупку вооружений сократились», — объяснил эксперт.

Дорога, которую нужно пройти

Танк Т-14 — один из многих видов техники, которые планируется строить на базе универсальной платформы «Армата». В планах — производство танковых мостоукладчиков, боевых машин огнемётчиков, минных заградителей-разградителей, инженерной техники и т. д.

Уже сейчас на основе «Арматы» созданы три образца: тяжёлая БМП-15 (боевая машина пехоты), БРЭМ (боевая ремонтно-эвакуационная машина) и собственно танк Т-14. Каждая разновидность техники из перечисленных существует в опытной партии, которую покажут 9 мая на параде в Москве. Затем техника отправится на доработку, опытно-войсковую эксплуатацию и государственные испытания.

Путь танка Т-14 на крупносерийный конвейер ещё далёк от завершения. Сейчас это пусть и перспективный, но всё-таки «ребёнок», наверняка страдающий многими «детскими болезнями». Он будет развиваться, совершенствоваться и улучшаться, прежде чем ему присвоят звание основного боевого танка. У Т-14 очень большой потенциал для модернизации. Можно улучшать вооружение, ставить более совершенную электронную начинку, можно усиливать броню. По оценкам конструкторов срок его «жизни» в армии — как минимум 50 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector