Основной боевой танк т-72

Оценка проекта

Т-72Б3 обр.2011:
В совокупности, из новшеств наличествует только прицел «Сосна-У» и современные цифровые системы связи, а также модернизированный под новые снаряды автомат заряжания (АЗ) и модернизированная пушка 2А46М-5, новый ЦБВ с датчиком погоды, всё остальное 30-летней давности от базовой модели.

Нет приёмников ГЛОНАСС для определения экипажем местоположения танка.
Вместо новых двигателей В-92С2 (1000 л. с.), стоят моторы В-84-1 мощностью 840 л. с. после капитального ремонта. По информации ГАБТУ, установка старых двигателей в танки произошла из-за позднего заключения контракта с «Уралвагонзаводом».
Вместо современной динамической защиты «Реликт», стоит старый «Контакт-5».

Танк Т-72М1, предназначенный для Алжира по той же цене, оснащён гораздо лучше. В российском варианте модернизации электроника сильно отстаёт от современных танков.

Т-72Б3 обр.2014:

Т-72Б3 обр.2016:

Примечания

  1. Фёдоров В. С., Богатырёв О. М., Пономарёв П. В. Дизель В-84М (В-84, В-84-1), Техническое описание. — М.: Воениздат, 1991. — 5256 экз.
  2. The Military Balance 2016. — P. 209.
  3. The Military Balance 2019. — P. 197.
  4. The Military Balance 2019. — P. 201.
  5. . Белновости (22 ноября 2018). Дата обращения 26 марта 2019.
  6. . Regnum (14 августа 2017). Дата обращения 15 ноября 2017.
  7. ↑ (март 2017)..
  8.  (англ.). bellingcat (28 May 2015). Дата обращения 29 января 2020.
  9. Joseph Trevithick.  (англ.). The National Interest (7 June 2016). Дата обращения 29 января 2020.
  10. Пресс-служба Западного военного округа. . mil.ru (9 февраля 2017). Дата обращения 2 марта 2017.

Достоинства и недостатки

Страны-операторы Т-72 и его модификаций, красным отмечены бывшие эксплуатанты

Основное преимущество Т-72 — его универсальность. Оптимальное сочетание ключевых показателей сделало танк одним из самых массовых по производству, особенно среди ранних моделей. До сих пор модернизированные версии остаются востребованными.

Другое преимущество танка — хороший ресурс модернизации. Первоначальная конструкция оказалась не только удачной для практического применения, но и позволила совершенствовать машину, разрабатывая многочисленные модификации.

Однако не обошлось и без недостатков. Одним из первых устранили монолитное бронирование башни, заменив его на комбинирование. Однако остались проблемы с компоновкой и тесном размещении экипажа.

Данный аспект осложняется наличием топливных баков и боекомплекта рядом с экипажем. В случае подрыва машины покинуть ее довольно сложно, особенно при возникновении пожара или ранении. Это негативно сказывается и на экипаже, нередко из-за паники покидались еще пригодные для боя и ремонта танки.

Обращают внимание и на высокую стоимость модернизации, особенно в отношении радиоэлектронного оборудования. Данный аспект ставит под сомнение дальнейшее применение Т-72 и его модификаций для современных методов ведения боя

Несмотря на это использование таких машин в массовых сражениях остается актуальным.

https://youtube.com/watch?v=va8Uj_Z4bDg

Модернизация 2016 года

По данным заказа № 31603190542 Уралвагонзавода в реестре закупок, Омсктрансмаш должен выполнить модернизацию Т-72Б до уровня Т-72Б3. По условиям соглашения, завершение модернизации запланировано до конца 2016 года. Цена ремонта — ₽2 525 984 345,88 (78,9 млн за танк). Модернизация танка включает установку:

  • прицелов «Сосна-У» и 1А40-4;
  • автомата сопровождения целей;
  • радиостанции Р-168-25У-2 и комплекса программно-аппаратного АВСКУ;
  • пушки типа 2А46М-5-01;
  • зенитного пулемета 6П50 «Корд»;
  • двигателя В-92С2Ф (1130 л. с.) с системами, обеспечивающими его работу;
  • дисплейного комплекса механика-водителя и телевизионной камеры заднего обзора;
  • гусеничных лент с косыми грунтозацепами и ведущих колес с улучшенной очищаемостью;
  • бортовых экранов корпуса с интегрированными модулями динамической защиты типа «Реликт» и решетчатых экранов проекции МТО корпуса;

Комплектование одиночного ЗИП танка комплекта:

  • дополнительных модулей динамической защиты в «мягком» корпусе, повышающих стойкость бортовой проекции корпуса к противотанковым кумулятивным средствам, с возможностью их снаряжения и навески в условиях эксплуатации;
  • модулей динамической защиты и решетчатых экранов башни, повышающих её стойкость к противотанковым кумулятивным средствам и устанавливаемых вместо ящиков ЗИП башни в зависимости от характера поставленной задачи.

Также:

  • доработку АЗ, обеспечивающего использование с изделиями С-1 и С-2;
  • доработку танков в части обеспечения противоминной стойкости, на которых указанное мероприятие не выполнено;
  • изменения конструкции танков с учетом модификации изделий и годов их выпуска, не оговоренных в контракте, не допускаются, за исключением случаев прекращения производства и невозможности восстановления штатных комплектующих изделий.

2019: специалистами «Уралвагонзавода» проведена модернизация танков Т-72Б3, с них убраны французские тепловизоры и заменены на российские образцы.

Боевое применение

Впервые танк применили при боевых действиях в 1982 году в Ливане, в долине Бекаа. Две сирийские танковые бригады попали в окружение и было принято решение отправить им на помощь элитную бригаду, оснащённую новыми Т-72. Они успешно уничтожили несколько израильских М60, практически не понеся потерь, прорвав тем самым окружение.

В Ираке советские машины проявили себя ещё лучше, практически без достойного сопротивления уничтожая Чифтены и Скорпионы, а всего за 8 лет войны, было потеряно 60 танков.

А вот во время вторжения в Кувейт, где советским ОБТ противостояли американские Абрамс М1А1 новой модификации, оснащённые 120 миллиметровой немецкой пушкой, было потеряно до 250 Т-72. Более того, известен случай, когда увязший в грязи Абрамс был атакован 3 Т-72, уничтожил их, и был отбуксирован на базу, после чего вновь вступил в строй.

Такое соотношение потерь можно объяснить отсутствием современных снарядов, способных справиться с бронёй Абрамса, у Ирака.

В Грузии, Чечне и Осетии Т-72 опять понесли большие потери, причём в Осетии обе стороны конфликта были вооружены ими, но Россия потеряла 2 танка, а Грузия 18, что доказывает то, что все эти потери произошли лишь из-за плохой подготовки экипажей и неправильного командования.

Действительно, во время штурма Грозного, танки применялись без прикрытия стрелков в городских условиях и уничтожались выстрелами в борта и корму, при этом случаи пробития лобовой брони неизвестны.

Были отмечены надёжность на марше в горных условиях и способность выдерживать многочисленные попадания без заметных повреждений.

Описание

Модернизация Т-72Б до уровня Т-72Б3 стоит 52 000 000 рублей в ценах 2013 года, из которых 30 млн руб. уходит на капитальный ремонт танка, оставшаяся сумма тратится на приобретение новых приборов, выбранных заказчиком.

Объём отделения управления — 2 м³, боевого отделения — 5,9 м³, моторно-трансмиссионного отделения — 3,1 м³; итого забронированный объём 11 м³.

Средства наблюдения и связи

Прицел «Сосна-У»

На танк установлен многоканальный прицел ПНМ «Сосна-У», разработанный белорусским предприятием ОАО «Пеленг» и выпускающийся вологодским АО «ВОМЗ», в состав которого входит автомат сопровождения цели (АСЦ) и тепловизионный канал с камерой Thales Catherine. В СУО оставлен прицел ТПД-К1 комплекса 1А40 с танка Т-72Б. Прицел командира танка — ТКН-3МК, представляющий собой модернизацию советского прицела ТКН-3 с системой «Дубль» и ЭОП 2-го поколения. Механик водитель получил ночной бинокулярный прибор наблюдения ТВН-5.

Система связи состоит из радиостанции УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук». В её состав включены 2 приемопередатчика. Обеспечивает открытую, маскированную или засекреченную радиосвязь. Производится Рязанским радиозаводом с 2005 года.

Ходовая и двигатель

Гусеничные траки, традиционные для семейства Т-72, заменены на новые с параллельным шарниром для улучшения эксплуатационных характеристик и увеличения ресурса. В танк устанавливаются прошедшие капитальный ремонт четырёхтактные V-образные 12-цилиндровые многотопливные дизельные двигатели с жидкостным охлаждением В-84-1 мощностью 840 л. с., обеспечивающие удельную мощность в 18,88 л. с./т..

В 2017 году на модернизированные Научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод» танки Т-72Б3 начали устанавливать двигатель В-92С2Ф в паре с автоматизированной коробкой переключения передач, позволившей существенно повысить скорость заднего хода..

Вооружение

Орудие представляет собой 125-мм гладкоствольную пушку 2А46М-5 с улучшенной баллистикой и ресурсом. Благодаря модернизации АЗ, появилась возможность использовать новые «удлиненные» бронебойные подкалиберные снаряды типа «Свинец-1/2». Установлен метеодатчик и современный баллистический вычислитель, усовершенствован стабилизатор вооружения, введён автомат сопровождения цели (АСЦ), вследствие чего точность ведения огня значительно выросла по сравнению с базовой моделью. Зенитная пулемётная установка открытого типа осталась без изменений.

Внешние видеофайлы

Модификации и машины на базе

  • Объект 781 — советская опытная боевая машина поддержки танков.
  • Объект 782 — советская опытная боевая машина поддержки танков.
  • Объект 187 — советский опытный танк.
  • Т-72БК (Объект 184К) — командирский вариант танка Т-72Б 1987 года. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
  • Т-72С (Т-72М1М) — экспортный вариант.
  • Т-72Б обр. 1989 (называемый ошибочно Т-72БМ) — модернизация 1989 года с ВДЗ «Контакт-5».
  • Т-72БА (Объект 184А и Объект 184А1) — российский вариант модернизации 1998 года.
  • Т-72Б1 (Объект 184-1) — вариант с ночным прицелом ТПН-3-49 «Кристалл-ПА» вместо 1К13. И без некоторых элементов .
  • Т-72Б2 (Объект 184М) — российский опытный вариант с прицелом «Сосна», пушкой 2А46М-5, «Реликт», двигателем В-92С2 мощностью 1000 л. с.
  • Т-72Б3 — модернизированная версия Т-72; начал поставляться в РА в 2012 г. На танке установлена ВДЗ «Контакт-5», двигатель В-84-1 мощностью 840 л. с., многоканальный прицел наводчика «Сосна-У», включающий в себя визирный, тепловизионный, дальномерный каналы, а также канал управления ракетой, датчик ветра, радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук» и комплекс защиты от оружия массового поражения. Доработан автомат заряжания пушки под новые боеприпасы и усовершенствована ходовая часть, получившая гусеничные ленты с параллельным шарниром.
  • Т-72Б3 обр. 2014 — модификация Т-72Б3 2014 года для Танкового биатлона. Отличается наличием панорамного тепловизионного прибора командира, увеличенной мощностью двигателя (1130 л.с.), автоматом переключения передач и системой управления движения с речевым информатором критических режимов работы узлов.
  • Т-72Б3 обр. 2016 — модификация Т-72Б3 обр. 2011 года с противокумулятивными решётчатыми экранами, комплексом модульной динамической защиты «Реликт», пушкой 2А46М-5-01, двигателем В-92С2Ф, автоматизированной коробкой передач, цифровым дисплеем, телевизионной камерой заднего обзора, стабилизатором вооружения 2Э58. С 2018 года планируется установка комплекса активной защиты «Арена-М». Механик водитель получил ночной бинокулярный прибор наблюдения ТВН-5. Боевая масса 46 т. Впервые была представлена общественности на военном параде на Красной площади 9 мая 2017 года.

Что такое Т-72Б3, чем он отличается от Т-72 и его модификаций?

Каким образом получить 70% современного оружия и 100% современной армии? Именно такая задача стоит перед Россией. А касательно конкретного вопроса о танках, то дело обстоит следующим образом. Было принято сделать ремонт всех танков Т-72 (Т-72Б, Т-72Б1 и Т-72Б2) с одновременной модернизацией. В итоге получается полное восстановление усталого металла с установкой нового и современного оборудования. Могут быть и сюрпризы, модернизация официально продлена до 2016 года, это засекреченная боевая машина только для России.

В отличие от Т-72 Т-72Б3 имеет другую форму динамической защиты башни, новую пушку, встроенную защиту ВДЗ, более мощный двигатель, новый тепловизор, улучшенную радиосвязь. Кардинально изменилась система управления огнём, широко применяется программное обеспечение. Танк в состоянии вести эффективные боевые действия в современных условиях в любую погоду и в любое время суток. На переподготовку срочников требуется 1 -3 мес.

Какого качества будет исполнение «капитального ремонта»?

Работу поручено ОАО «ОмскТрансмашу». Капитальный ремонт будет произведён там, откуда впервые узнали о газотурбинном двигателе, встроенной динамической защите ВДЗ, комплексе активной защиты КАЗ «Арена» и прорезиненных гусеницах (применяются и в семействе Т-90). У предприятия с 1958-го года собственное конструкторское бюро и большие производственные мощности с 1896 г. А главное есть амбиции и традиции, свои танки Т-80 и «Чёрный орёл». Омские сибиряки в танкостроении с весны 1942 г., когда в Омск был эвакуирован «Завод им. Ворошилова» для производства Т-34.

Ремонт

Вначале осмотр и проверка на отсутствие взрывчатых веществ и мойка. Первый этап – разборка, от корпуса отделяются башня и шасси, затем разбираются и моются все детали танка (примерно 20 000 шт.). Основная часть узлов и деталей списываются и ставятся новые согласно модернизации.

Корпус погружается на 20 мин. в антикоррозийный раствор на 2,5 м. и изнутри простукивается молотком (по звуку определяются места для ремонта). Сразу на сварных стыках может появиться течь (как результат коррозии), тогда будут проведены сварочные работы. Операция повторяется, пока все дефекты не устранятся. Корпус уже из чистого металла проходит отдельную приёмку. Устанавливаются новые торсионы и бортовые коробки передач, обтягиваются катки гусеницами. После выполнения всех видов работ, получив новую комплектацию, вес танка составляет 46 т.

Экскурс в историю создания танка

Танк Т-72

Перевооружение танковых соединений СССР началось практически сразу после войны. В 1946-47 годах развернуто производство Т-54. В начале 60-х их начали менять на Т-64 и его модификации. Однако новые исследования в области бронирования, вооружений и сборки двигателей быстро сделали новые машины устаревшими.

Именно в данный период наметилось изменение классификации. Новые разработки позволили объединить быстроходность, защиту и мощное орудие. Соответственно средний танк стал основным боевым, став основой танковых соединений.

В данном контексте в 1967 началась разработка Т-72, его основной задачей ставилась замена Т-64А. Последние использовались в качестве испытаний новых двигателей В-45 с эжекционным и вентиляторным охлаждением. Также велись исследования по созданию автомата заряжания пушки на 22 выстрела.

Разработки над машиной на этом не закончились. Танк получил признание не только в СССР и России, но и во множестве других государств. На его основе разработано множество модификаций, включая модернизированные версии. Последние до сих пор остаются на вооружении разных армий.

Основные узлы

  • Защищённость. На корпус устанавливается ВДЗ «Контакт-5», на башне она установлена под углом, чтобы не реагировать на пули, а защищать от противотанковых средств. Это защищает Т-72 в 2 раза лучше от кумулятивных снарядов, а от подкалиберных в 1,5. По опыту иракцев, даже пустые металлические конструкции эффективно применялись на Т-72 против английских и американских 120 мм танковых орудий.
  • Силовая установка. На Т-72Б3 устанавливается турбодвигатель повышенной мощности – модернизированный В-84, он даёт хорошую скорость, ускорение и тяговое усилие. Состоит из 12-ти цилиндров. С охлаждением жидкости в алюминиевом радиаторе с сердцевиной пластинчато-ленточного типа (модернизация), что защищает двигатель увеличенной мощности от перегрева и весь танк от вражеских тепловизоров. Обвес двигателя термодымовой аппаратурой, инжекционной системой происходит при монтаже, устанавливается муфту масляные и водяные отводы и подводы. После установки в силовое отделение отлаживается его работа. 
  • Ходовая. Всё та же надёжная ходовая, не слетающие гусеницы улучшены параллельными шарнирами. Что увеличивает срок их службы. Ходовая у танка получилась очень плавной. По грунту машина достигает скорости до 65 км/ч. В комплектацию входят две семиступенчатых коробки передач и мультипликатор «Гитара» (трансмиссия) – устройство передачи крутящего момента от двигателя коробке. С повышением скоростей управлять танком становится легче. Протестировав работу ходовой части в полевых условиях, танк возвращается в цех.
  • Системы связи. Радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук» с дальностью 20 км., возможностью шифрования и запасных частот УКВ. Спутниковая связь отсутствует.

Модификации танка Т-72

  • Т-72 «Урал» («объект 172М») — первый серийный вариант танка, производился с 1974 по 1975 год.
  • Т-72 «Урал-1» («объект 172М1») — модернизированный вариант Т-72, с улучшенной бронезащитой корпуса и защитой башни. Также изменено размещение ИК-осветителя ночного прицела, и теплозащитный кожух ствола пушки. Серийно производился с 1975 по 1979 год, с 1977 года оснащен литой башней с комбинированной броневой защитой.
  • Т-72К «Урал-К» (1973 г.) — командирский вариант с дополнительной радиостанцией Р-130М, навигационной аппаратурой ТНА-3, зарядным устройством АБ-1. Боекомплект пушки уменьшен до 31 выстрела.
  • Т-72 (экспортный, 1975 г.) — отличается конструкцией броневой зашиты лобовой части башни и комплектацией боеприпасов.
  • Т-72А («объект 172А») — оснащен лазерным прицелом-дальномером ТПД-К1, ночным прицелом ТПН-3-49 с ИК-осветителем Л-4, системой управления огнем 1А40, сплошными бортовыми противокумулятивными экранами, пушкой 2А46, увеличенным боекомплектом, системой запуска дымовых гранат 902А «Туча», системой защиты от напалма «Сода», системой дорожной сигнализации, ночным прибором механика-водителя ТВНЕ-4Б, увеличенным динамическим ходом опорных катков, двигателем В-46-6.
    Башня — литая, с комбинированной броневой защитой с наполнителем из новых неметаллических материалов. Серийное производство с 1979 по 1985 год.

    • С 1980 г. — усиленное бронирование лобовой части корпуса за счет приварки 30-мм бронелиста и перераспределения толщины комбинированной брони;
    • С 1981 г. — пушка 2А46М, имевшая быстроразъемное соединение ствола с казенником;
    • С 1984 г. — стабилизатор вооружения 2Э42-2, двигатель В-84.

Основной боевой танк Т-72Б

  • Т-72АК — командирский вариант. Отличался от базовой машины наличием дополнительных средств связи, танковой навигационной аппаратуры, устройств, обеспечивавших их работу и уменьшенным до 36 выстрелов боекомплектом.
  • Т-72М (1980 г.) — экспортный вариант танка Т-72А. Отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.
  • Т-72М1 (1982 г.) — модернизированный вариант танка Т-72М. Дополнительный 16-мм броневой лист на верхней лобовой детали корпуса.
  • Т-72АВ (1985 г.) — Т-72А с навесной динамической защитой, состоящей из 227 контейнеров (61 — на корпусе, 70 — на башне и 96 — на бортовых экранах).
  • Т-72Б (объект 184, 1985 г.) — комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь» и системы управления огнем 1В40-1 (лазерный прицел-дальномер ТПД-KI, баллистический вычислитель, прицел-прибор наведения 1К13-49, стабилизатор 2Э42-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения), пушка 2А46М. Навесная динамическая зашита «Контакт» из 227 контейнеров, расположенных несколько иначе, чем на Т-72АВ. Верхняя лобовая деталь корпуса усилена 20-мм бронелистом. Антирадиационные подбой и надбой, система пуска дымовых гранат 902Б «Туча», система защиты от напалма «Сода» и быстродействующее ППО 3 ЭЦ13 «Иней». Двигатель В-84-1 мощностью 840 л.с. Комплекс средств связи «Абзац» (УКВ-радиостан- ция Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель). Боевая масса 42,5 т. Серийное производство с 1985 года.
  • Т-72Б1 (объект 184-1, 1985 г.) — Т-72 Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.
  • Т-72БК — командирский вариант. Радиостанция Р-130М, навигационная аппаратура ТНА-4, агрегат автономного питания АБ-1.
    Основной танк Т-72БА на учениях (слева) и на параде в Екатеринбурге 9 мая 2009 года (внизу)
  •  (1988 г.) — Т-72Б с встроенной динамической защитой.
  • Т-72С (1987г.) — экспортный вариант танка Т-72Б. Бронирование корпуса и башни на уровне Т-72М1, 155 контейнеров динамической защиты, другая комплектация боеприпасов к пушке.

Основной боевой танк Т-72Б3

Т-72БА (объект 184А, 2000 г.) — модернизированный вариант танка Т-72Б, с системой управления огнем 1А40-1М, КУВ «Свирь», перископическим пассивно-активным ночным прицелом 1К13-49, прибором наблюдения командира ТКН-ЗМК, ПИВ механика-водителя ТВН-5, инфракрасным лазерным прожектором ПЛ-1, стабилизатором вооружения 2Э42-2 «Жасмин», пушкой 2А46М-5, встроенной динамической защитой «Кон- такт-В2, двигателем В-84МС (с 2003 г. — В-92С2 мощностью 1000 л.с.), усиленными бортовыми коробками передач, модернизированной ходовой частью, унифицированной с ходовой частью танка Т-90.
С 2005 г. — переоснащен системой управления огнем 1А40-М2. Модернизация осуществлялась на Уралвагонзаводе, в ходе капитального ремонта танков.

• Справочник бронетехники • Танки того же периода • Танки России •

Модификации Т-72

Т-72 выпускался во множестве модификаций, причем не только в СССР, но и в других странах. Стоит отдельно упомянуть только некоторые из них.

Советские модификации

В СССР был создан целый ряд опытных модификаций этого танка, в основном с другими орудиями и различным дополнительным оборудованием. Большинство их них так и остались опытными танками, и на вооружение приняты не были. Однако было и несколько серийных модификаций:

  • Т-72К – командирский вариант с дополнительной навигационной аппаратурой, радиостанцией и автономными питанием;
  • Т-72А – основная модернизация после 1979 с лазерным прицелом и другими технологическими нововведениями;
  • Т-72АК – командирский Т-72А;
  • Т-72М – вариант Т-72А на экспорт с броневой башней, системой коллективной защиты и особой комплектацией боеприпасов;
  • Т-72Б – модернизированный Т-72А с комплексом управляемого вооружения, динамической защитой «Контакт», двигателем В-84;
  • Т-72БА – вариант Т-72Б с несколькими серьезными модификациями, ставший результатом капитального ремонта нескольких Т-72;
  • Т-72Б2 «Рогатка» — более точный танк с силовой защитой и множеством камер для дополнительной точности наведения.
  • Т-72Б3 — модернизация танка, направленная на повышение его боевых качеств и приближение к уровню Т-90

Иностранные модификации

  • Т-72АГ – украинский экспортный вариант танка;
  • Т-72-120 – украинская модернизация,  экспортировавшаяся в страны НАТО;
  • Т-72KZ — казахстанско-израильская модернизация;
  • Т-72KZ «Шыгыз» — совместная модернизация Казахстана, Украины и Израиля, впервые выпущенная в 2012 году;
  • Т-72 Т 21 – совместная словацко-французская модификация с французской башней Т 21;

Также несколько модернизаций было выпущено в Израиле и ряде других стран.

Применение в бою

Т-72 активно применялся во многих вооруженных конфликтах, например в:

  • Ирано-иракской войне;
  • Ливанской войне;
  • Чадско-ливийском конфликте;
  • Миротворческой миссии на Шри-Ланке и миротворческой операции ООН в Сомали;
  • Войне в заливе;
  • Чеченских войнах;
  • Гражданской войне в Таджикистане;
  • Иракской войне;
  • Войне в Южной Осетии;
  • С 2014 и до сих пор Т-72 участвуют в вооруженном конфликте на востоке Украины.

Память о танке

Т-72 пока достаточно активно применяется в современных конфликтах, так что на памятниках он представлен мало. Его можно увидеть на постаменте в Нижнем Тагиле, в месте производства, а также в целом ряде музеев по всему миру:

  • В Танковом музее Бовингтона;
  • В музее в Кубинке;
  • В музее истории Т-34;
  • В музее Израильских танковых войск;
  • В Техническом музее в Тольятти;
  • В Техническом музее Вадима Задорожного;
  • В танковом музее Верхней Пышмы;
  • В немецком танковом музее.

Танку Т-72 посвящена целая серия игр, которые танк и называются «Т-72» и являются танковыми симуляторами.

Примечания

  1. ↑ канд. техн. наук С.А. Алёхин, канд. техн. наук А.В. Грицюк, И.А. Краюшкин, Е.Н. Овчаров. Современные дизельные двигатели разработки КП «Харьковское конструкторское бюро по двигателестроению» // «Двигатели внутреннего сгорания», № 1, 2006. стр.4-8
  2. Ihor Fedyk. Armor for sale. New export-market strategy for Ukrainian tanks. // «Defense Express», № 2, April — June 2014. pages 14-17
  3. В. В. Вакуленко, В. А. Зарянов, Ю. Г. Горожанин, Р. В. Жменько, В. А. Кузьминский, И. Д. Чучмарь. Методы повышения характеристик подвижности танка Т-72 при его модернизации // «Механіка та машинобудування», № 2, 2009. стр.168-173
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector