Плавающий танк
Содержание:
Подвижность
На танке используется 4-тактный дизель жидкостного охлаждения В-6, представляющий собой, по существу, один ряд (половину) широко распространенного V-образного танкового двигателя В-2. Максимальные мощность 176 кВт (240 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 1800 оборотов в мин, крутящий момент (при 1200 об./мин) 115 кгс•м. В зависимости от времени года применяется летнее, зимнее или арктическое дизельное топливо. Общая вместимость топливных баков 250 л, что обеспечивает запас хода по шоссе 240 — 260 км. Система охлаждения двигателя эжекционная, двигатель оборудован механизмом защиты от попадания в него воды. Для облегчения пуска двигателя в холодное время используется форсуночный подогреватель. На машинах выпуска после 1960 г. двигатели снабжены обогреваемым картером.
Механическая трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач с постоянным зацеплением шестерен (практически заимствованной у танка Т-34), бортовых фрикционов, редукторов отбора мощности на водометы и бортовых редукторов. Приводы управления движением машины механические.
Подвеска танка индивидуальная торсионная. На передних и задних узлах подвески используются гидравлические амортизаторы поршневого типа двустороннего действия. На каждом борту танка расположено по 6 однорядных опорных катков. Передние необрезиненные направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц, также как и опорные катки, с целью повышения плавучести машины выполнены пустотелыми. У ведущих колес зубчатые венцы являются несъемными.
Для движения на плаву танк снабжен двумя реактивными водометами. Забор воды насосами водометов производится из-под днища танка через два окна, закрытые решетками. Выброс воды при движении вперед осуществляется через два кормовых окна, при движении назад — через два окна, находящихся на бортах танка в кормовой части, при этом кормовые окна закрываются специальными заслонками. Конструкция трансмиссии допускает одновременную работу гусеничного движителя и водометов, что обеспечивает хорошую проходимость танка по болотам.
Размещение механика-водителя на продольной оси машины, основание его люка, выступающее над верхним лобовым листом, и сидение, регулируемое по высоте, удалению от органов управления и угловому положению спинки, обеспечивают ему благоприятные условия вождения машины как с открытым, так и с закрытым люком. Для наблюдения за дорогой он использует три призменных прибора ТПН, перископический прибор ТПН-370 или ПЕР-17 (при движении на плаву) и бинокулярный перископический прибор ночного видения ТВН-2Б. При вождении танка по заданному курсу в условиях затрудненного ориентирования водитель пользуется курсоуказателем, установленным в отделении управления, состоящим из гирополукомпаса ГПК-59 и преобразователя ПАГ-1Ф.
Максимально возможная унификация
Согласно совместному постановлению Совета министров СССР и ЦК КПСС от 15 августа 1949 года Министерство транспортного машиностроения (МТрМ), Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) и конструктор Ж.Я. Котин обязаны были спроектировать и изготовить один опытный образец бронетранспортёра, получившего шифр «Объект 750». Технический проект требовалось представить на утверждение уже к середине ноября 1949 года, а заводские испытания предполагалось провести к 25 июня 1950 года.
Уже 2 ноября 1949 года технический проект, разработанный ЧКЗ совместно с ВНИИ-100, был представлен в министерстве, а 19 ноября документ отправили в Совет министров.
БТР-50П 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии в учебной атаке. Хорошо видна установка пулемёта СГМБ
После успешного прохождения танком ПТ-76 государственных испытаний появилась полная уверенность, что бронетранспортёр будет таким же удачным, как и его собрат с пушкой. По требованиям задания, танк и БТР на его базе должны были обладать максимально возможной унификацией. «Объект 750» должен был обеспечивать перевозку 20 десантников в полном боевом снаряжении или 2000 кг груза.
В качестве нагрузки БТР предполагалось перевозить по суше и на плаву вооружение (пушки калибром до 85 мм, безоткатные орудия, миномёты), боеприпасы к нему, орудийный расчёт или автомобиль ГАЗ-67Б (ГАЗ-69) и семь человек. Самым сложным оказалось создание погрузочного устройства, которое предлагалось в двух вариантах: крановая установка с электроприводом и лебёдка с приводом от двигателя для погрузки техники по откидным аппарелям.
В апреле 1950 года изготовили первый опытный образец «Объекта 750», после чего начались заводские испытания. За неполные три месяца машина успешно прошла 1500 км. Поскольку результаты испытаний были положительными, для государственных испытаний решили строить сразу два образца, которые были готовы с некоторой задержкой — не в июле, а в августе.
В исполнение распоряжения Совета министров СССР и приказа военного министра от 15 августа 1950 года комиссия в составе председателя генерал-полковника танковых войск П.П. Полубоярова, заместителей председателя генерал-лейтенанта инженерно-технической службы Ж.Я. Котина и инженер-полковника М.П. Коноплева, членов комиссии от Главного бронетанкового управления (ГБТУ) инженер-полковника Г.В. Шпотера и инженер-подполковника М.Г. Редькина, членов комиссии от МТрМ инженер-полковника П.К. Ворошилова и инженера А.С. Окунева провела испытания двух гусеничных плавающих БТР производства ЧКЗ. Испытания проводились с 4 по 27 сентября 1950 года в районе города Бровары Киевской области по программе, утверждённой заместителем министра обороны маршалом В.Д. Соколовским и министром транспортного машиностроения Ю.Е. Максарёвым.
Описание конструкции
Вооружение
Боеприпасы пушки Д-56Т | |||||||||
Марка выстрела | Тип снаряда | Марка снаряда | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, г | Марка взрывателя | Дульная скорость, м/с | Дальность прямого выстрела по цели с H = 2м | Год принятия на вооружение |
Бронебойные снаряды | |||||||||
УБР-354 | бронебойный остроголовый с баллистическим наконечником, трассирующий | БР-354 | МД-10 | 655 | 780 | ||||
УБР-354А | бронебойный тупоголовый с локализаторами и баллистическим наконечником, трассирующий | БР-350А | 9,12 | 6,30 | 155 | МД-7 | 662 | 780 | |
УБР-354Б | бронебойный тупоголовый с баллистическим наконечником, трассирующий | БР-350Б | 9,12 | 6,50 | 119 / 65 | МД-8 | 655 | 780 | |
УБР-354П | бронебойный подкалиберный катушечного типа, трассирующий | БР-354П | 6,30 | 3,02 | — | — | 950 | 940 | |
УБ-354Н | бронебойный подкалиберный обтекаемой формы, трассирующий | БР-354Н | 6,00 | 3,02 | — | — | 950 | 1050 | |
УБП-353М | кумулятивный, трассирующий | БП-350М | 5,47 | 3,94 | 490 | БМ | |||
УБК-354 /УБК-354М | кумулятивный оперённый, трассирующий | БК-354 /БК-354М | 7,00 | 740 | ГПВ-1или ГКН | ||||
Осколочно-фугасные снаряды | |||||||||
УОФ-354М | стальная осколочно-фугасная граната | ОФ-350 | 8,82 | 6,20 | 710 | МГ-1 или КТМ-1-У или КТМЗ-1-У | 680 | 820 | |
УО-354АМ | осколочная граната сталистого чугуна | О-350А | 8,83 | 6,21 | 540 | МГ-Н или КТМ-1-У |
Таблица бронепробиваемости для Д-56Т | ||||||
Снаряд \ Расстояние, м | 100 | 300 | 500 | 1000 | 1500 | 2000 |
БР-350Б | ||||||
(угол встречи 90°) | 80 | 75 | 70 | 60 | 50 | 45 |
(угол встречи 60°) | 65 | 60 | 55 | 50 | 45 | 35 |
БР-354 | ||||||
(угол встречи 90°) | 95 | 80 | 70 | 60 | ||
(угол встречи 60°) | 75 | 76 | 55 | 45 | ||
БР-354П | ||||||
(угол встречи 90°) | 120 | 105 | 90 | 60 | — | |
(угол встречи 60°) | 95 | 85 | 75 | 50 | ||
БР-354Н | ||||||
(угол встречи 90°) | 125 | 110 | 90 | 75 | ||
(угол встречи 60°) | 100 | 90 | 75 | 65 | ||
БП-350М | ||||||
(угол встречи 90°) | ||||||
(угол встречи 60°) | 70—75 на любой дистанции | |||||
Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным. |
Средства наблюдения и связи
В небоевых условиях командир ПТ-76 может вести наблюдение за местностью, стоя в открытом люке. В бою, помимо прицела, командир имеет три перископических смотровых прибора, размещённых во вращающейся командирской башенке. Приборы установлены плотной группой и обеспечивают обзор лишь сравнительно узкого сектора. Основным из них на танках ранних выпусков являлся бинокулярный командирский ТПКУ, на ПТ-76 поздних выпусков и ПТ-76Б сменённый незначительно отличавшимся ТПКУ-2. Оба прибора имеют увеличение 5× и поле зрения 7,5° по горизонту, позволяя осуществлять наблюдение на дальности до 3000 метров и снабжены координатной сеткой для целеуказания и корректировки огня, а также дальномерной шкалой для определения дальности до цели известной высоты — 2,7 м («танк»). По бокам от него размещены два призменных перископических прибора ТНП однократного увеличения.
Заряжающий для обзора местности в бою имеет лишь один поворотный перископический прибор МК-4 однократного увеличения, размещённый в крыше башни перед люком. Механик-водитель на марше ведёт наблюдение через открытый люк, в бою же для обзора местности ему служат три прибора ТНП, расположенных веером перед люком и обеспечивающие обзор лобового сектора. Для наблюдения на плаву при поднятом волноотражательном щитке на танках ранних выпусков используются перископические приборы ПЕР-17 или ПЕР-17А, позднее заменённые на ТНП-370. Для вождения танка ночью ПТ-76 поздних выпусков и ПТ-76Б оборудованы бинокулярным прибором ночного видения ТВН-2Б, устанавливающимся на место центрального ТНП. ТВН-2Б представляет собой электронно-оптический прибор, работающий за счёт подсветки фарой ФГ-100, или, на ПТ-76Б, ФГ-125 с инфракрасным светофильтром, обеспечивая механику-водителю дальность видения 50—60 м и поле зрения в 30° при однократном увеличении.
Ходовая часть ПТ-76
Машины на базе ПТ-76
БТР-50
АСУ-85
Пусковая установка 2П16 с ракетой 3Р9 ракетного комплекса 2К6 «Луна» в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга
Тип 63
В середине 1970-х годов на базе ПТ-76 в Китае начато производство танков Тип 60 и Тип 63. Башня была заменена на полусферическую, и в ней было установлено 85-мм орудие китайского производства. Экипаж состоит из 4 человек.
БТР-50
Плавающий бронетранспортёр. Имеет высокую вместимость — 20 десантников. Также способен перевозить на крыше (в том числе на плаву) до 2 тонн груза, как то миномёт или 85-мм орудие, причём с него на плаву можно вести огонь.
Гусеничный самоходный паром ГСП
Гусеничный самоходный паром ГСП создан в 1955 году с использованием узлов и агрегатов ПТ-76 и предназначен для переправы танков и самоходных артиллерийских установок через водные преграды.
Объект 280
Советская опытная боевая машина РСЗО М-14. Создана в конструкторском бюро Ленинградского Кировского завода. Серийно не производилась.
Объект 914
Советская опытная боевая машина пехоты. Разработана в г. Волгограде в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ). Серийно не производилась.
СУ-76И в игре
Исследование и прокачка
Эта машина является премиум техникой и не требует прокачки дополнительных модулей, она имеет «Элитный» статус, приносит больше кредитов и опыта за каждый бой, а также обладает рядом других преимуществ.
Боевая эффективность
С помощью мощного 76-мм орудия с отличной бронепробиваемостью и высоким уроном самоходка способна как прокладывать путь союзникам в наступлении, так и удерживать ключевые направления на карте. Максимальная скорость машины составляет 50 км/ч. Это позволяет быстро менять позицию или своевременно вернуться на защиту базы в случае угрозы захвата. У СУ-76И неплохое лобовое бронирование, которое надёжно защищает от мелкокалиберных пушек, однако лишний раз подставляться под вражеский огонь не стоит: запас прочности невелик. Противников выше уровнем лучше всего выманивать на открытую местность и расстреливать из засады, в остальных случаях наиболее эффективна стрельба со второй линии.
Так-же довольно эффективна стрельба фугасными снарядами. Хоть урон фугасного снаряда не настолько велик, по сравнению с «фугасницами» одноклассников и составляет всего 156 урона, но против подавляющего большинства танков 2 и 3 уровня пробиваемость фугаса позволяет наносить полный урон.
- Достоинства:
- отличное орудие;
- хорошая маскировка;
- неплохая броня;
- высокая максимальная скорость;
- льготный уровень боев.
- Недостатки:
- слабый обзор;
- низкая точность;
- посредственная скорость полета снаряда;
- недостаточные УВН и УГН;
- посредственная динамика;
- плохая проходимость;
- малая дальность связи.
Экипаж
- Боевое братство увеличит характеристики танка.
- Маскировка повысит незаметность машины.
- Комбинация Орлиный глаз + Радиоперехват даст прибавку к обзору в 5%.
- Комбинация Плавный поворот башни + Плавный ход позволит меньше терять время на сведение при движении и повороте башни.
- Шестое чувство поможет определить, обнаружен ли танк или нет.
- Снайпер повысит убойную силу пушки.
- Король бездорожья повысит подвижность по слабым грунтам.
- Изобретатель повысит дальность связи.
Оборудование, снаряжение и боекомплект
ББ60
БП30
ОФ8
- Оборудование
- Досылатель немного ускорит перезарядку.
- Стереотруба даст приличный бонус к обзору в стоячем положении.
- Улучшенная вентиляция даст небольшой бонус к характеристикам танка.
- Снаряжение
Снаряжение стандартное — Ремкомплект, Аптечка, Огнетушитель.
- Боекомплект
Основные снаряды — бронебойные. Подкалиберные стоит заряжать для встреч с бронированными противниками. Осколочно-фугасные снаряды пригодятся для сбития захвата базы или добивания противников с малым запасом прочности.
Оценка СУ-76И
Воин — в топе ПТ-САУ представляет серьёзную угрозу.
Медаль Колобанова — за отличное орудие и неплохое бронирование, что при осторожном стиле игры позволяет победить нескольких соперников.
Коса cмерти — за большой разовый урон орудия.
Бронебойщик — за пробивное орудие.
История изменений
-
Основная статья: История изменений СУ-76И
История изменений
- 04 ноября 2014 года (без привязки к обновлению или празднику) СУ-76И была добавлена в продажу через премиум магазин за 5,2$.
- 06 ноября 2014 года советская премиум ПТ-САУ СУ-76И была снята с продажи в Премиум магазине. Собрав статистику боёв по данной машине, разработчики пришли к выводу, что она не подходит для массовой продажи. У тех игроков, кто приобрёл СУ-76И, она сохранится в ангаре.
- Обновление 0.9.17
Танк переработан в новом визуальном качестве.
- Обновление 1.9
- Боезапас изменён с 98 до 170 снарядов.
- Стоимость ремонта уменьшена на 44%.
- Прочность изменена с 160 до 285 единиц.
Операторы
ПТ-76Б в парке «Патриот».
- Ангола Ангола — 10 ПТ-76, по состоянию на 2016 год 68 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1975 году.
- Бенин Бенин — 18 ПТ-76, боеспособность которых находится под вопросом, по состоянию на 2016 год
- Вьетнам Вьетнам — 300 ПТ-76, по состоянию на 2016 год
- Гана Гана — 15 ПТ-76, по состоянию на 2016 год
- Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго — 10 ПТ-76, по состоянию на 2016 год
- Замбия Замбия — 30 ПТ-76, по состоянию на 2016 год, 50 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1984 году
-
Индонезия Индонезия:
- Национальная армия Индонезии — 15 ПТ-76, по состоянию на 2016 год
- Морская пехота Индонезии — 55 ПТ-76, боеспособность которых находится под вопросом, по состоянию на 2016 год
- КНДР КНДР — 560 ПТ-76, по состоянию на 2016 год
- Куба Куба — некоторое количество ПТ-76, по состоянию на 2016 год. 60 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1973 год.
- Лаос Лаос — 10 ПТ-76, по состоянию на 2016 год, 30 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1962 год.
- Мадагаскар Мадагаскар — 12 ПТ-76, по состоянию на 2016 год
- Никарагуа Никарагуа — 10 ПТ-76 на хранении, по состоянию на 2016 год. 22 единицы ПТ-76 поставлены из СССР в 1984 году.
- Пакистан Пакистан — 32-50 ПТ-76, по состоянию на 2017 год
- Республика Конго Республика Конго — 3 ПТ-76, поставлены из СССР в 1972 году, по состоянию на 2016 год
- Сирия Сирия — до 80 ПТ-76, по состоянию на 2016 год
- Уганда Уганда — не менее 20 ПТ-76, по состоянию на 2016 год, 50 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1975 год
Бывшие операторы
- Афганистан Афганистан — 50 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1960 год. Сняты с вооружения
- Белоруссия Белоруссия — 8 ПТ-76, по состоянию на 1995 год, сняты с вооружения
- Болгария Болгария — 250 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1964 год.
- Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина — 2 ПТ-76, по состоянию на 2010 год
- Венгрия Венгрия — 100 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1960 год, сняты с вооружения
- Гвинея Гвинея — 15 ПТ-76, по состоянию на 2010 год, 20 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1977 году
- Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау — 15 ПТ-76, по состоянию на 2010 год, 20 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1978 году
- Германия Германия — сняты с вооружения
- ГДР ГДР — 170 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1960 год, перешли к ФРГ
- Египет Египет — 250 единиц ПТ-76 поставлено из СССР. 50 единиц в 1966 году, ещё 200 единиц в период с по 1972 год, сняты с вооружения
- Израиль Израиль — трофейные египетские танки
- Индия Индия — 100 ПТ-76, постепенно снимающихся с вооружения, по состоянию на 2007 год, 178 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1965 год
- Ирак Ирак — 100 ПТ-76, по состоянию на 2002 год, 245 единиц ПТ-76 поставлено из СССР. 45 единиц в период с по 1970 год, ещё 200 единиц в 1984 году. Сняты с вооружения.
- Камбоджа Камбоджа — 20 единиц ПТ-76 поставлено из СССР. 10 в 1983 году, ещё 10 в 1989 году.
- КНР КНР — 250 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1960 год.
- Мали Мали — некоторое количество, по состоянию на 2013 год.
- Мозамбик Мозамбик — сняты с вооружения
- Польша Польша — 300 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1958 год, сняты с вооружения
- Россия Россия — 150 ПТ-76, по состоянию на 2010 год, сняты с вооружения
- Сербия и Черногория Сербия и Черногория — 100 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1963 году
- Словения Словения — сняты с вооружения
- СССР СССР — перешли после распада к России
- Украина Украина — 5 ПТ-76, по состоянию на 1995 год, сняты с вооружения
- Хорватия Хорватия — сняты с вооружения
- Югославия Югославия — В 1963г получила 100 ПТ-76 перешли к образовавшимся после распада государствам.
- Финляндия Финляндия — 15 ПТ-76, по состоянию на 1990 год, поставлены из СССР в 1961 году
Подводные Танки Вермахта
Немцы хотели научить свои танки не только плавать, но и нырять. В том же 1940 году в рамках подготовки к «Морскому льву», 168 танков Pz III модификаций F, G, H, а также некоторые командирские были переоборудованы в так называемые Tauchpanzer III («ныряющий танк»), танки, оборудованные оборудованием для подводного вождения танка (ОПВТ). Предполагалось доставить танки баржами к побережью Великобритании, опустить их на дно Ла-Манша, откуда они уже своим ходом достигнут заветного берега и вступят в бой. Для этого закрывались воздухозаборники, выхлопная труба снабжалась клапаном, а все щели уплотнялись специальными резиновыми накладками. Воздух в танк поступал через шнорхель – специальная трубка с поплавком. Радиоантенна оставалась над водой. Для навигации под водой имелся гидрокомпас. Танк мог ехать по дну на глубинах до 15 м, причем перед погружением необходимо было провести разведку дна. Во время погружения заряжающий был обязан следить за содержанием окиси углерода в воздухе внутри танка. В случае превышения концентрации СО в боевом отделении экипаж должен был покинуть машину через люки и всплыть, предварительно затопив машину, дабы уравнять давление внутри и снаружи. С июля 1940 четыре отделения проходили усиленную подготовку на этих машинах на острове Зильт. С отказом от высадки в Великобритании было принято решение использовать эти танки для преодоления рек по дну в ходе предстоящей войны с СССР. На заводе в Миловицах в Чехии танки переоборудовали для форсирования рек, установив неподвижный шнорхель на крышу командирской башенки. В октябре 1940 года три из четырех подготовленных отделений вошли в состав 18-го танкового полка 18-й танковой дивизии, и еще одно в 6-й танковый полк 3-й танковой дивизии. В день нападения на СССР в 4 часа 45 минут машины 18-й танковой дивизии форсировали по дну реку Западный Буг неподалеку от Бреста. Этот момент показан в киноэпопее «Освобождение». По информации взятого в плен американцами 1 декабря 1944 в Саарбрюккене немецкого танкиста, «ныряющие» Pz III применялись также при форсировании Днепра. В том месте Днепр был 3 км шириной и 10-15 метров в глубину. Два танка увязли в грязи и временно вышли из строя.
Tauchpanzer III на испытаниях
По тому же образцу были переделаны 42 танка Pz IV (Tauchpanzer IV). Вместе с «ныряющими» Pz III они принимали участие в форсировании Западного Буга. В дальнейшем все «ныряющие» танки, как правило, использовались как обычные или же в целях исследования технологий форсирования водных преград по дну.
Исходя из успешного, но не массового применения танков, оборудованных ОПВТ, было принято решение устанавливать его на все серийные танки Германии. Танки становились все тяжелее, соответственно сокращалось число выдерживавших их мостов. Однако к моменту создания первого серийного танка Pz V «Пантера» ОПВТ для него готово не было, хотя и без него танк мог преодолевать броды глубиной до 1,9м . Командование разрешило поставить первые 50 танков без ОПВТ, пока соответствующее оборудование создавалось. Двигательное отделение герметизировалось фланцем, забор воздуха производился через телескопическую трубу. Однако вскоре выяснилось, что труба имеет протечки, а стандартный 16-тонный саперный мост вполне мог выдержать «Пантеру» и с июля 1943 года в целях удешевления эти танки стали производить без ОПВТ.
Еще более тяжелые Pz VI «Тигр» также были оборудованы ОПВТ. Воздух поступал через шнорхель, расположенный на корме танка справа, все щели герметизировались резиновыми прокладками, а перед входом в воду демонтировались радиаторы охлаждения, а радиаторные отсеки заливались водой. С таким оборудованием были выпущены первые 495 из общих 1355 машин. Двигатель и так был не в состоянии эффективно тянуть массу танка, а ОПВТ лишь ухудшало ситуацию. Многие экипажи сами демонтировали это оборудование в полевых условиях. Танк “Тигр” с оборудованием для подводного вождения
Ссылки
- Ресурсы World of Tanks
- Танковедение
- Тема на официальном форуме
- Записи боев на СУ-76М
- В сети Интернет
- СУ-76 // Википедия
- СУ-76 // Сайт Военный Альбом
- Бронетехника — СУ-76 // Энциклопедия бронетехники РККА
- И.Кошкин «Шамраев Владимир Николаевич» // Энциклопедия бронетехники РККА
- Рем Уланов, командир САУ СУ-76, 999 сап // Я ПОМНЮ
- Востров Владимир Борисович, командир САУ СУ-76, 1433 сап // Я ПОМНЮ
- Сокольский Виктор Лазаревич, командир батареи СУ-76, 1902 сап // Я ПОМНЮ
- Поляков Юрий Николаевич, командир СУ-76, 1888 сап // Я ПОМНЮ
Техника СССР
Лёгкие танки | I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45 • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III БТ-7 артиллерийский • III Т-116 • III БТ-5 • III Т-127 • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2 • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432 • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ |
Средние танки | III Т-29 • IV А-32 • IV Т-28Э с Ф-30 • IV Т-28 • V Матильда IV • V Т-34 экранированный • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М • VI Т-34-85 Rudy • VI М4-А2 Шерман Лозы • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VII Т-44-122 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец • VIII Т-44-100 (Б) • VIII Т-44-100 (К) • VIII Т-44-100 (Р) • VIII Т-44-100 (У) • VIII СТГ • VIII СТГ Гвардеец • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907 • X Т-22 ср. • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А |
Тяжёлые танки | V Черчилль III • V КВ-220-2 • V КВ-220-2 Бета-Тест • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р) • VI КВ-85 • VI Объект 244 • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122 • VII ИС-2М • VII ИС-2 экранированный • VII ИС-2 • VIII ИС-3 • VIII ИС-6 • VIII ИС-6 Ч • VIII КВ-5 • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730) • VIII ИС-3 с МЗ • VIII КВ-4 Креславского • VIII Объект 252У Защитник • VIII Объект 252У • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260 • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний • X СТ-II |
ПТ-САУ | II АТ-1 • III СУ-76И • IV СУ-85А • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И • VI СУ-100 • VI СУ-100Y • VII ИСУ-122С • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44 • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130 • VIII Т-103 • VIII СУ-130ПМ • VIII ИСУ-152К • VIII СУ-101 • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4 |
САУ | II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261 |
Противотанковые САУ
Техника СССР | II АТ-1 • III СУ-76И • IV СУ-85А • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И • VI СУ-100 • VI СУ-100Y • VII ИСУ-122С • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44 • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130 • VIII Т-103 • VIII СУ-130ПМ • VIII ИСУ-152К • VIII СУ-101 • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4 |
Техника Германии | II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25 • VII Krupp-Steyr Waffenträger • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105 • VIII Rheinmetall Skorpion G • VIII Rheinmetall Skorpion • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100 |
Техника США | II T3 HMC • III T56 GMC • IV M8A1 • IV T40 • V M10 Wolverine • V T67 • VI T78 • VI M18 Hellcat • VI M36 Jackson • VII M56 Scorpion • VII T28 Concept • VII Super Hellcat • VII T25/2 • VII T25 AT • VIII TS-5 • VIII T28 • VIII T28 Prototype • IX T30 • IX T95 • X T110E3 • X T110E4 |
Техника Франции | II Renault FT AC • III FCM 36 Pak 40 • III Renault UE 57 • IV Somua SAu 40 • V M10 RBFM • V S35 CA • VI ARL V39 • VII AMX AC mle. 46 • VIII AMX AC mle. 48 • VIII AMX Canon d’assaut 105 • IX AMX 50 Foch • X AMX 50 Foch (155) • X AMX 50 Foch B |
Техника Великобритании | II Universal Carrier 2-pdr • IV Valentine AT • IV Alecto • V Archer • V AT 2 • VI Churchill Gun Carrier • VI Achilles • VI AT 8 • VI Excalibur • VII Challenger • VII AT 15A • VII AT 7 • VIII AT 15 • VIII Charioteer • VIII Turtle Mk. I • IX Tortoise • IX FV4004 Conway • X FV215b (183) • X FV4005 Stage II • X FV217 Badger |
Техника Китая | II T-26G FT • III M3G FT • IV SU-76G FT • V 60G FT • VI WZ-131G FT • VII T-34-2G FT • VIII WZ-111-1G FT • VIII WZ-120-1G FT • IX WZ-111G FT • X WZ-113G FT |
Техника Швеции | II Pvlvv fm/42 • III Ikv 72 • IV Sav m/43 • V Ikv 103 • VI Ikv 65 Alt II • VII Ikv 90 Typ B • VIII UDES 03 • VIII Strv S1 • IX Strv 103-0 • X Strv 103B |
Участие в других военных конфликтах
Среди наиболее известных противостояний с участием рассматриваемой машины можно отметить следующие вооруженные конфликты:
- Война между Индией и Пакистаном в 1971 году. За четырнадцать дней боев было уничтожено и повреждено 13 танков ПТ-76, а пакистанцы потеряли все свои тяжелые машины. Это был один из весомых вкладов в победу.
- Война 1967 года (шестидневная) между Египтом и Израилем. У египтян в арсенале было 29 рассматриваемых машин. Однако они были использованы не по назначению. В результате две единицы уничтожены, 7 – брошено. Трофейные модели израильцы переработали и установили на них американское вооружение.
- Война судного дня в 1973 г. В ней ПТ-76 участвовали как со стороны Египта, так и со стороны Израиля.
- Кроме того, машины принимали участие в югославских войнах и противостоянии в Чечне.
Модификации
Со временем стало ясно, что современная война будет вестись в условиях применения ядерного оружия. Это накладывало отпечаток на конструкцию всех боевых машин, которые должны были обеспечивать действия войск с учётом соответствующих поражающих факторов. Естественно, бронетранспортёр с брезентовой крышей военных не устраивал, поэтому Главное командование сухопутных войск поручил проработать вариант, более устойчивый к действиям в условиях радиоактивного заражения местности.
Первый опытный БТР-50ПК
БТР-50П имел кратность ослабления излучения радиоактивно-заражённой местности 3,5, а защиты от проникающего излучения не имел вовсе. Поэтому в 1957 году был создан «Объект 750ПК», отличавшийся от своего предшественника бронированной крышей с двумя люками для десанта. Экипаж теперь был защищён от гранат, пуль и осколков, прилетающих сверху, что оказалось большой проблемой во время уличных боев в ходе венгерских событий 1956 года.
БТР-50ПУ на государственных испытаниях в НИИ-38
На базе БТР-50П были созданы различные модификации. БТР-50ПА оснащался 14,5-мм пулемётом КПВТ на турели. В 1955 году появились зенитные установки ЗТПУ-2 с двумя пулемётами КПВТ (масса 13,6 тонны, экипаж пять человек) и ЗТПУ-4 с четырьмя такими пулемётами. В 1958 году на базе БТР-50ПК был создан пункт управления командира соединения БТР-50ПУ, он же «Объект 750К».
На Волгоградском тракторном заводе в 1958 году начали выпускать КШМ собственной разработки — БТР-50ПН или «Объект 905». В дальнейшем на базе БТР-50П создали машину технической помощи МТП-2 и систему дистанционного разминирования УР-67. Поляки начали лицензионный выпуск БТР-50П под названием TOPAS и даже модернизировали его в TOPAS-2AP, поставив сверху башню собственной разработки со спаркой пулемётов КПВТ и ПКТ.
БТР-50П, рисунок из руководства по материальной части и эксплуатации
Как и танк ПТ-76, бронетранспортёр БТР-50П стал очень удачной и надёжной машиной, однако он не был так широко распространён, как менее удачный БТР-60, который долгое время оставался основным бронетранспортёром Советской армии. Основными причинами этого стали большая масса, более высокая стоимость и меньший ресурс БТР-50П по сравнению со своим колёсным собратом и конкурентом. Всего же было выпущено около 5000 БТР-50П различных модификаций.