Основной боевой танк merkava (израиль)

Вооружение

Изначально установили американскую 105 миллиметровую М68, являющуюся лицензионным вариантом английской L7A1, но сразу предусмотрели в конструкции башни установку орудия большего калибра. Боекомплект составляет 62 снаряда, но всегда может быть увеличен за счёт боевого отделения.

Начиная с модификации Мк.3, танк начали оснащать 120 миллиметровым орудием MG251 израильского производства.

Вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемёта и двух дополнительных съёмных пулемётов FN MAG на крыше башни. Общий боекомплект составляет 2000 патронов. Опционально на маску орудия может устанавливаться 12,7-мм пулемёт М2НВ.

Для постановки дымовых завес предусмотрен миномёт, который позволяет вести стрельбу находясь под прикрытием брони начиная с Мк.2.

Система управления огнём Матадор находится на высоком уровне и обновляется с каждой модификацией. Однако точность и скорострельность находятся на довольно посредственном уровне. Это связано как с компоновкой, так и требованиями израильских военных.

Как и во всех современных ОБТ, наведение на цель осуществляется с помощью прицельных приборов. Проблема в том, что расположенный спереди двигатель струями горячего воздуха сильно снижает возможности этих приборов, создавая постоянное тепловое поле вокруг танка. Отчасти это решается тактикой стрельбы из заранее подготовленных позиций и с остывшим двигателем, но далеко не всегда это применимо на практике.

Более того, из-за компоновки передняя часть Меркавы сильно перетяжелена, что создаёт при стрельбе сильные продольные колебания, значительно снижая точность повторного выстрела и вынуждая снижать скорострельность в несколько раз из-за пауз между выстрелами.

Но всё это израильские военные не считают критичным, из-за тактики и применения корректируемых боеприпасов, которые позволяют практически со 100% точностью поражать первым выстрелом цели.

Description[edit]

The Merkava is an ancient heavy battle tank design that started its service life with the Terran Alliance when the Mk. I first deployed in ; after the formation of the Terran Hegemony in the early twenty-fourth century, the Merkava Mk. II became a key component of the Hegemony Armed Forces armored units from its introduction in . The Merkava, produced by Leopard Armor of Terra, was deployed as a front line battle tank throughout the Age of War. The tank gained a kind of symbolic status during its service in the Terran Hegemony and had seen multiple revisions of its basic design over the course of the three centuries it was in service, with the last version produced by the Hegemony — the Mk VIII — finally ending production after being declared obsolete by the end of the Reunification War in . By the time it was declared obsolete the Mk. VIII had been in service for over a century, having first been added to the HAF inventory in .

Perhaps the most important part the Merkava played in history was serving as the opposing force for the first BattleMech, the Mackie’s live-fire combat trial. Four remote-controlled Merkava Mk VIs were destroyed in such a fashion as to shock the observers, sealing the BattleMech’s rise to the position of king of the battlefield.

Применение на практике

В бою «Меркава» дебютировала в 1982 году, во время войны в Ливане. В начале июня две сотни этих танков приняли участие в операции «Мир в Галилее». Правда, первый запланированный бой, в котором они должны были противостоять новым сирийским Т-72, так и не состоялся. В интернете много красочных рассказов о побоищах, учинённых «семьдесятдвойками» израильским машинам, но на самом деле «Меркавы» просто не успели прибыть на позиции — сирийским Т-72 в том бою противостояли лёгкие небронированные джипы с противотанковыми управляемыми ракетами TOW из сводной дивизии «Коах Йоси».

По иронии судьбы первым претендентом на уничтожение «Меркавы» стал израильский же «Магах» («Паттон»). 9 июня одна из «Меркав» 198-го батальона была подбита сирийцами в районе деревни Аин-А-Тина, а затем по ошибке обстреляна танками другого израильского батальона. Вообще, в этой операции именно на долю «дружественного огня» пришлась изрядная часть потерянных «Меркав». К примеру, 10–11 июня израильские вертолёты дважды обстреливали свои танки — было повреждено пять машин, погибли двое членов экипажа.

Самое масштабное на сегодняшний день применение «Меркав» произошло в 2006 году, в ходе Второй Ливанской войны. В наступлении на территории, контролируемые организацией «Хезболла», участвовало около 400 машин, включая новейшие «Меркавы-4». Согласно израильским источникам, по танкам было выпущено более тысячи ракет и снарядов, в том числе из новых противотанковых систем «Корнет». 45 танков получили в общей сложности 51 попадание, при этом броня оказалась пробита примерно в половине случаев. Безвозвратно израильтяне потеряли три танка, погибло 25 членов экипажа (в этой статистике не учтены потери на минах и фугасах).

Бои 2006 года в очередной раз наглядно показали, что неуязвимых танков не бывает — вопрос лишь в том, сколько сил требуется затратить на их уничтожение. И даже самые лучшие машины, использованные неправильно, будут неизбежно нести большие потери. Таким негативным примером стал бой у пересохшей реки Салуки. Израильское наступление по этому маршруту задержалось на двое суток. За это время «Хезболла» сумела подготовить в районе сильную противотанковую оборону, а израильская разведка вскрыть эти приготовления не смогла. И хотя для атаки были выделены новейшие «Меркавы-4», от потерь это не уберегло. Танки расстреливали с нескольких направлений, три из 24 машин атакующей колонны получили пробития, погибло 7 танкистов. Хотя, учитывая обстоятельства боя — лихая танковая атака без должной разведки и поддержки, — можно констатировать, что потери сравнительно невелики: на песчаных склонах Салуки могла остаться вся колонна бронетехники.

Конструкторам «Меркавы» в самом деле удалось добиться поставленных задач: обеспечить новому танку максимальную живучесть, и в особенности обезопасить находящихся в нём людей. Как однажды сказал его создатель Исраэль Таль: «В бою победит тот танк, чей экипаж лучше!» Боевой путь «Меркав» наглядно свидетельствует, что с расстановкой приоритетов у создателей этой машины всё было в порядке: ключевой «модуль» танка — опытный экипаж — ценился превыше всего.

Weapons and Equipment[edit]

All of the Merkava’s main weaponry is mounted in its turret. The tank’s long-range weaponry includes a 15-tube Long Range Missile Launcher with 16 volleys of fire. The tank’s main gun is a Class 5 Autocannon, which was given 20 rounds to feed it. For short-range defense, it has a single 4-tubed Short Range Missile Launcher with 25 reloads. Finally, for anti-infantry work, the tank sports paired machine guns, one mounted on the turret, while the other is located in the front of the tank. One hundred rounds are placed with the rest of the ammunition in the main body of the tank.

The VIII variant mounts a 300 Rated Fusion Engine (w/10 heat sinks), giving the tank the respective speed of 64 kph for its time period. Protecting the tank’s hull is 10 tons of standard armor which is evenly spread out around the tank, with an added few tons on the turret.

Конструкция

Главный конструктор, Исраэль Таль, возглавлял бронетанковую бригаду во время Суэцкого кризиса и дивизию во время Шестидневной войны, поэтому он, как никто другой, знал об особенностях ведения боя и существенно повлиял на бронетанковую доктрину Израиля.

Согласно ей, большинство боевых действий должно было вестись с предварительно подготовленных оборонительных позиций в условиях естественных укрытий из-за перепадов высоты. Таким образом, часто лишь башня будет уязвима для вражеского огня. Поэтому, при разработке Меркавы, фронтальный силуэт её башни уменьшили насколько возможно, а боевое отделение перенесли как можно больше в корпус.

Второй решаемой задачей была максимальная защита экипажа. И здесь машина выделяется опять. Её компоновка не похожа на другие современные ОБТ, поскольку двигатель, трансмиссия и топливный бак перенесены вперед, разделены между собой бронеперегородкой и отделены ещё одной бронеперегородкой от экипажа, который, таким образом, защищён не только лобовой бронёй.

Кроме того, боевое отделение в корпусе максимально увеличено и имеет дверь сзади, таким образом, ОБТ Меркава может транспортировать 6 десантников, 4 носилок с раненными или дополнительные боеприпасы, что является уникальной особенностью.

О пушке

Для «Mk-4» предусмотрена 120-миллиметровая гладкоствольная пушка. За счет ее способности выдерживать высокое давление, стало возможным производить стрельбу мощными осколочно-фугасными снарядами. Применяя такие боеприпасы, командир экипажа в зависимости от боевой задачи может запрограммировать уже зарядную пушку. Орудие оснащено интегральным теплоизоляционным кожухом, что положительно отразилось на эффективности огня. Кроме того, данный кожух предотвращает изнашивание пушки.

Танк оборудован пулеметом, калибра 7,62 мм и новым 60-миллиметровым минометом. За бронированной перегородкой в ОБТ отведено место для специального полуавтомата, отвечающего за заряжание орудия. В автомате имеется электрический барабан, рассчитанный на 10 снарядов. Они передаются танкисту автоматически. Остальные 38 содержатся в специальном защитном контейнере

Такие меры предосторожности конструкторами были предприняты с целью предотвратить детонацию снарядов внутри «Mk-4». Благодаря специальной управленческой системе предусмотрена возможность выполнять автосопровождение цели

Система представлена усовершенствованными телевизионным и тепловизионным каналами. Для наводчика и командира экипажа предусмотрено использование независимых стабилизационных прицелов.

Тактико-технические характеристики танка Меркава 4M

Экипаж, чел: 4Годы эксплуатации: с 1974Количество выпущенных, шт.: 1970 (всех модификаций)

Вес Меркава-4

— 70 тонн

Размеры Меркава-4

— Длина корпуса, мм: 7450- Длина с пушкой вперёд, мм: 9040- Ширина корпуса, мм: 3720- Высота, мм: 2660- Клиренс, мм: 530 (с дополнительным бронированием днища — 430)

Броня Меркава-4

— Тип брони: стальная литая, разнесённая модульная четвёртого поколения, противоснарядно-противокумулятивная- Активная защита: «Трофи»- Динамическая защита: нет

Вооружение Меркава-4

— Калибр и марка пушки: 120-мм MG253- Тип пушки: гладкоствольная пушка — пусковая установка ПТУР «Лахат»- Длина ствола, калибров: 50,92- Боекомплект пушки: 48- Прицелы: наводчика дневной/ночной (тепловизионный) с автосопровождением цели, командира панорамный дневной/ночной (тепловизионный) с автосопровождением цели; есть резервные оптические и ИК-прицелы- Пулемёты: 2 × 7,62-мм FN MAG, на некоторых также 1 × 12,7-мм M2HB- Другое вооружение: 60-мм миномёт

Двигатель Меркава-4

— Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный водяного охлаждения с турбонаддувом- Мощность двигателя, л. с: 1500

Скорость Меркава-4

— Скорость по шоссе, км/ч: ~60- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40

— Запас хода по шоссе, км: 500- Удельная мощность, л. с./т: 21,4- Тип подвески: индивидуальная на вертикальных пружинах- Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,12

— Преодолеваемый подъём, град: 30°- Преодолеваемая стенка, м: 1,2- Преодолеваемый ров, м: 3,0- Преодолеваемый брод, м: 1,4

Конструкция танка Merkava

Корпус танка сварной, изготовлен из литых и катаных броневых деталей. Верхняя лобовая деталь расположена под большим углом наклона. Ее правая сторона несколько выше, чем левая, что связано с размещением здесь двигателя. Лобовая броня многослойная, за ее первым слоем находится пространство, заполненное дизельным топливом, затем идет еще один слой брони. Верхняя кромка лобовой детали корпуса размещена выше уровня погона башни и защищает стык между корпусом и башней, который обычно является уязвимым местом. Для повышения защиты от противотанковых мин днищу корпуса придана своеобразная арочная форма. На бортах корпуса установлены противокумулятивные экраны.

В кормовой части корпуса расположена двухстворчатая дверь, верхняя створка открывается вверх, нижняя — вниз. Через эту дверь загружаются боеприпасы или раненный член экипажа другого танка, кроме того, она может использоваться для аварийного выхода.

Башня — литая со сварными лобовыми деталями, имеет небольшое поперечное сечение, заостренную от бортов к носовой части клиновидную форму и развитую кормовую нишу. В башне размещены три члена экипажа.Командир и наводчик располагаются справа от пушки, а заряжающий — справа.

В боекомплект танка входят выстрелы с четырьмя типами снарядов: бронебойный подкалиберный, кумулятивный, бронебойно-фугасный и дымовой. Шесть выстрелов уложены в боевом отделении ниже башенного погона, а остальные — в кормовой части корпуса. 12 выстрелов хранятся в контейнерах из огнестойкого материала, рассчитанных на два выстрела каждый, а 44 — в контейнерах на четыре выстрела. При необходимости, боекомплект может быть увеличен до 85 или 90 выстрелов (pf счет размещения в «десантном» отделении.

Merkava имеет по шесть опорных катков диаметром 790 мм на борт (катки взаимозаменяемы с танком Centurion) с ведущими колесами переднего расположения, направляющими заднего, а также с четырьмя поддерживающими роликами. Каждый каток снабжен пружинной подвеской, два передних катка имеют гидравлические амортизаторы.

Танк оснащен системой коллективной защиты, имеющей фильтровентиляционную установку и систему автоматического пожаротушения.

Танк «Меркава» Mk 2

О двигателе и трансмиссии

Как утверждают специалисты, в 4-й модели «Меркавы» используется силовая установка, характеристики которой существенно отличаются от двигателей ранних израильских ОБТ. Показатель мощности мотора в «Mk-4» не менее 1500 л. с. Сам агрегат обладает улучшенными массово-габаритными показателями и топливной эффективностью. Усовершенствования коснулись системы, осуществляющей турбонаддув. По мнению специалистов, масляное и жидкостное охлаждение поршней в «Меркава-4» происходит интенсивнее. Система питания оборудована топливными индивидуальными насосами. Подачу топлива в танке можно регулировать.

Внедрив в ОБТ более усовершенствованный масляный поддон и дополнительный плоский масляный бак, израильским конструкторам удалось достичь нормального функционирования двигателя при любом крене боевой машины. Управление силовой установкой в «Меркава-4» компьютеризировано – вся необходимая информация выводится у водителя на мониторе.

Для 4-й модели предусмотрена пятискоростная автоматическая гидромеханическая трансмиссия, использующая гидрообъемный поворотный механизм. Изготавливается она немецкой фирмой «Ренк».

Бронезащита

Сама по себе защита танка необычна и выделяется на фоне других. Отличия в уже упоминавшейся компоновке, при которой двигатель с трансмиссией выступают дополнительной бронёй, а большая высота способствует большему количеству попаданий. Корпус и башня литые, имеют сильный наклон, а верхний броневой лист может сниматься и имеет специальный выступ, закрывающий собой стык башни и корпуса.

По бортам корпуса расположены экраны, защищающие ходовую часть.

Башня Меркавы, как уже упоминалось, имеет небольшую фронтальную проекцию, что обеспечивается клинообразной формой, которая к тому же увеличивает шансы рикошета. Её конструкция оригинальна, поскольку защита состоит из двух слоёв разнесённой брони, между стенками которой находятся патронные коробки для пулемётов. Бои в Ливане показали, что этого недостаточно, поэтому следующие модификации получили дополнительную броню.

Интересной особенностью являются фары, которые спрятаны в корпусе под прикрытием брони и открываются во время использования.

С каждой модификацией бронезащита Меркавы растёт в большую сторону. Например, появляются дополнительные экраны и модульная броня.

О компоновке

По мнению специалистов, в компоновке данной модели израильского танка имеются принципиальные отличия от аналогичных боевых машин, производимых в США и Европе.

Передняя часть «Меркавы-4» стала местом для управленческого отделения, центральная – боевого отсека, а задняя – моторно-трансмиссионной секции. Стремясь обеспечить членам экипажа дополнительную защиту, израильские конструкторы разместили двигатель спереди танка. Подобное конструкторское решение было вынужденной мерой, так как зачастую большая часть снарядов попадает именно в лобовую часть танка, и эту зону ОБТ следовало надежно укрепить.

История создания

Разработка танка «Меркава» началась в 1970 году после того, как англичане отказались продать израильтянам «Чифтен Mk 1». Подобный демарш оказался полной неожиданностью для руководства страны, было принято решение о создании собственной боевой машины.

Руководил разработчиками не инженер, а профессиональный танкист Исраэль Таль, который прошел всю Вторую мировую войну, стоял у истоков создания ЦАХАЛа и принимал участие во всех арабо-израильских войнах. Для мирового танкостроения это довольно необычная ситуация. Таля считают отцом-основателем израильских бронетанковых войск.

Проведя анализ Шестидневной войны и Синайской кампании, Таль пришел к выводу, что все существующие на тот момент основные боевые танки (ОБТ) не слишком подходят для израильской армии. Нужна была новая машина, характеристики которой наиболее бы соответствовали характеру театра военных действий и израильской оборонной доктрине.

При создании нового танка основной упор делался на его огневую мощь, маневренность и, главное, на защищенность экипажа. Даже после поражения машины танкисты должны были остаться в живых

Еще одной важной особенностью Израиля, которая во многом обусловила облик и характеристики «Меркавы», является компактность этой страны. Дело в том, что габариты и массу танков в наибольшей степени задают стандарты железнодорожных перевозок

Израиль создавал боевую машину для защиты собственной территории, где для перевозок вполне можно использовать автомобильные платформы. Конструкторы имели менее жесткие ограничения по массе и габаритам разрабатываемой машины, поэтому сегодня «Меркава» — один из самых тяжелых танков.

«Меркава» не подходит для использования в условиях морозов, тропической влажности или российского бездорожья. Но она прекрасно приспособлена для гор и пустынь Ближнего Востока. Подобная узкая специализация практически свела на нет экспортный потенциал танка, но ведь израильтяне и создавали его для защиты своей страны.

Тактика действий израильских бронетанковых войск предполагает стрельбу с хорошо подготовленных позиций на склонах высот. При подобном использовании весьма уязвимой является башня танка, поэтому разработчики постарались уменьшить ее фронтальную проекцию, а большую часть боевого отделения разместить в корпусе.

Первый макет «Меркавы» был готов уже в 1971 году. В начале 1979 года первые серийные машины «Меркава Mk.1» поступили на вооружение. Было произведено 250 единиц этой модификации. С тех пор было создано четыре поколения боевой машины и в каждой из них конструкторы реализовывали революционные для современного танкостроения идеи.

Модификации танка Merkava

«Меркава» Mk 1 (Merkava Siman 1) — первый серийный вариант. Выпускался с 1979 по 1983 год. Изготовлено около 330 единиц.

«Меркава» Mk 1В — частичная модернизация уже построенных Mk 1 до уровня Mk 2. На корзину на корме башни укреплен противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; в передней части башни установлены дымовые гранатометы; На башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался на ее правом борту снаружи, на корме корпуса нет корзин для имущества, выполняющих роль противокумулятивных экранов.

«Меркава» Mk 2 (Merkava Siman 2) — вторая серийная модель. Имеет дополнительное бронирование лобовой и бортовой проекции башни, лобовой проекции корпуса, 60-мм миномет установлен внутри башни слева (можно вести огонь без выхода из танка), стальные фальшборта, защищающие подвеску и борта от кумулятивных снарядов и поджатые мощными пружинами, для того чтобы они не подскакивали во время движения по пересеченной местности, открывая при этом борта танка. Кроме того, танк оснащен СУО Matador Mk 2, состоящей из комплекса приборов наблюдения, двухплоскостного стабилизатора с электрогидравлическим приводом, электронного баллистического вычислителя и лазерного прицел-дальномера на иттриево-алюминиевом гранате. Дизельный двигатель мощностью 900 л. с. остался прежний, но установлена более эффективная трансмиссия производства израильской фирмы Ashot Ashkelon, что дает увеличение дальности хода на четверть. Боевая масса танка — 61 т. В 1983 — 1989 годах изготовлено около 600 единиц.

«Меркава» Mk 2В — усовершенствованная модель с более современной СУО (с тепловизором) и усиленным бронированием крыши башни.

«Меркава» Mk 2B «Дор Далет» («Меркава» Mk 2D) — модернизация для ранее изготовленных «Меркава» Mk 2В. Дополнительное бронирование корпуса и башни так называемой «броней 4-го поколения». Внешнее отличие — характерные модули брони на бортах башни, сильно отличающиеся от аналогичных модулей на Merkava Mk 3 Dor Dalet, также имеющего броню 4-го поколения (скошены вниз, в то время как у Мк 3 — расставлены в сторону параллельно корпусу). Кроме того, танк имеет хорошо заметные дополнительные бронелисты на бортах корпуса, над бортовыми экранами, и также на левой стороне лобовой части корпуса над местом механика-водителя.

Танк «Меркава» Mk 3

«Меркава» Mk 3 — защищённость танка повышена за счёт применения модульной броневой защиты корпуса и башни, передние и боковые поверхности танка защищены модулями «специальной брони», крепящихся к корпусу и башне болтами. В кормовом бронелисте установлены бронированные топливные баки вместо отсеков фильтровентиляционной установки (перенесена на корму башни) и аккумуляторных батарей (перенесены в надгусеничные ниши-спонсоны). Также на танк установлена система обнаружения лазерного излучения LWS-2, новая 120-мм гладкоствольной пушка MG251, новая СУО «Матадор-3». Масса танка 65 тонн. Экипаж 4 и десант 6 человек.

«Меркава» Mk 4 — новый двигатель GD883  (американский) мощностью 1500 л. с. с автоматической трансмиссией, модернизированная ходовая часть. Изменилась конфигурация броневых модулей башни, бронирование крыши, орудие оснащено маской. Люк заряжающего убрали, убрали также решётки забора воздуха на нишах, клиренс сократили до 430 мм. Водитель получил видеокамеру заднего обзора, прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд». Вес снаряженной «Меркавы» 4-го поколения перевалил за 70 тонн, делая, таким образом, эту машину самым тяжелым основным боевым танком в мире на сегодняшний день. При этом, учитывая габариты машины, её защищенность, хотя и остается чрезвычайно высокой, уступает почти на четверть более легким российским танкам типа Т-90.

Эпилог

Как видно из статьи, танк Меркава создавался сугубо под требования израильской армии, поэтому имеет ярко выраженные сильные и слабые стороны. Он не рассчитывался на дальние транспортировки, поэтому большой вес и габариты практически ни на что не влияют. Невозможность точной стрельбы с минимальными паузами как и стрельбы с хода постепенно исправляется новыми СУО и корректируемыми боеприпасами, к тому же современные технологии вполне позволяют исправить повышенное тепловое поле перед приборами наблюдения. Неспособность танка двигаться после пробития лобовой брони с лихвой компенсируется защитой экипажа, который хоть и превращается в простую пехоту после поражения танка, но выживает, и это главное в задумке Меркавы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector