Исследовательская работа на тему «символ победы в великой отечественной войне — танк — 34»

Легкий танк Объект 934 Судья

Советский опытный десантируемый лёгкий плавающий танк. Разрабатывался на Волгоградском тракторном заводе. Серийно не производился.

В конце 1969 — начале 1970 годов, по указанию министра обороны СССР А. А. Гречко в план НИОКР на 1970—1973 годы была включена разработка лёгкого танка на замену танка ПТ-76.

Основные требования предъявляемые тематической карточкой, которая была 4 декабря 1969 года направлена заместителю министра оборонной промышленности СССР Ж. Я. Котину:

1. Боевая масса танка — не более 15 т;
2. Вооружение:

— нарезная 100-мм пушка Д-33;
— противотанковый ракетный комплекс 9К111 «Фагот»;
— пулемет калибра 12,7 мм для стрельбы по наземным и зенитным целям;
3. Защита:

а) броневая:

— от 23-мм бронебойного снаряда при курсовых углах ± 35°;
— от 12,7-мм бронебойной пули при курсовых углах ± 70°;
— от 7,62-мм бронебойной пули при всех курсовых углах;
б) противоатомная:

— коллективная автоматическая, с герметизацией обитаемого пространства, с созданием противодавления и фильтрацией нагнетаемого воздуха;
— кратность ослабления радиации — не менее чем у БМП-1;
4. Подвижность:

— максимальные скорости движения:

на суше — 70 км/ч; на плаву — 12 км/ч;
— запас хода по топливу на суше — 700 км.

Разработка велась на конкурсных началах силами ЧТЗ, ВгТЗ, ММЗ с участием ВНИИТрансмаша. Ко второму кварталу 1970 года планировалось предоставление аванпроекта. Однако в срок не уложился ни один из участников конкурса.

Первым свой проект 29 апреля 1971 года представил Челябинский тракторный завод. Проект носил индекс «Объект 788». В качестве базы была выбрана БМП-1.

21 мая 1971 года Волгоградский тракторный завод представил свой вариант. Проект имел два варианта:

Объект 934 — классическое размещение экипажа в корпусе; масса танка — 14,8 т;
Объект 934Б — размещение экипажа (в том числе механика-водителя) в башне-капсуле; масса танка — 14,6 т.

После рассмотрения аванпроектов был выбран Объект 934. Затем были установлены следующие сроки этапов разработки:

эскизный проект — 2 квартал 1972 года;
технический проект — 4 квартал 1972 года;
три образца для заводских испытаний — 2 квартал 1973 года;
три образца для полигонных испытаний — 4 квартал 1973 года;
представление предложений — 2 квартал 1974 года.

Из-за ряда принципиальных разногласий между ГАБТУ, ГРАУ, конструкторов, из-за смены генерального конструктора ОКР «Судья» (чьи взгляды коренным образом отличались от взглядов своего предшественника), из-за смены министра обороны СССР и многих других факторов, последовательно были сорваны все сроки этапов разработки. Проект был очень неоднозначен и каждый из участников ОКР «Судья» видел новый плавающий танк по-своему.

В результате последовательных переносов и сдвигов сроков разработки и предоставления опытных образцов на предварительные и государственные испытания, Объект 934 «Судья» потерял свою актуальность. К тому моменту, как были изготовлены три опытных образца уже активно велась разработка опытного Объекта 688 (впоследствии БМП-3).

21 февраля 1980 года на заседании ВТС МО генерал Ю. М. Потапов высказал мнение, что в связи с появлением «Объекта 688», имевшего столь мощное вооружение, тема «Судьи» потеряла свою актуальность. В результате чего, ОКР «Судья» была закрыта. Однако в документе Управления Начальника танковых войск на закрытие работ по Объекту 934, было записано, что результаты разработки разрешено использовать.

Танки ИС

Советские конструкторы постоянно совершенствовали свои боевые машины. Опыт боёв показал, что основная часть вражеских снарядов попадает в лобовую часть и в башню танков. Вот поэтому на новом тяжёлом танке, преемнике КВ, решили сделать лобовой бронелист и башню толще, броневые листы установить под большим углом (так их и пробить сложнее, и снаряды от них могут рикошетировать).

ИС-1

Новый танк был у́же, чем КВ. Его вес снизился за счёт того, что лобовой, кормовой, верхний и нижний бронелисты стали уже. Выигрыш в массе конструкторы направили на увеличение толщины брони лобовой детали корпуса и башни. 120-мм лобовой лист отлили так, что снаряды отскакивали от брони по касательной. Бортовую броню довели до 90 мм. Бронестойкость башни обтекаемой формы повысилась за счёт утолщения до 100 мм. Раньше танк не могли сделать уже: в узкий корпус не входила коробка передач с бортовыми редукторами. Но инженеры сделали малогабаритные механизмы поворота, а конструкторы уменьшили ширину бронекорпуса. На эту боевую машину поставили длинноствольное 122-мм орудие. Толстая броня, надёжный мотор и мощная пушка соединились в единое целое. Танк получил название ИС.

Подгонка огромной 122-мм пушки требовала времени. Поэтому с осени 1943 г. первые танки (ИС-1) выпускали с 85-мм пушками. Но уже в январе 1944 г. на фронт пошли ИС-2 со 122-мм орудием. На танке ИС не было стрелка-радиста. Но курсовой пулемёт, жёстко закреплённый на корпусе танка, остался. Стрелял из него механик-водитель, наводя пулемёт на цель поворотом всего танка. Ещё один пулемёт был спарен с пушкой, а третий располагался в кормовой части башни. Зенитный пулемёт установили на крыше башни.

Вооружение ИС-2 проверили при обстреле трофейной «Пантеры». 122-мм снаряд с дистанции 1500 м проломил лобовую броню, прошил корпус машины и «вынес» кормовой бронелист!

В конце войны на вооружение Красной армии начал поступать танк ИС-3. Его новая башня бронёй как бы обтекала внутренние механизмы. За счёт удачного компоновочного решения толщину брони в лобовой части довели до 230 мм (у ИС-2 – 160 мм). При этом масса башни не возросла! На ИС-3 в лобовой части корпуса бронелисты поставили так, что получилась конструкция в форме носика утюга (она получила прозвище «щучий нос»). В лобовых листах ИС-3 не было вырезов под смотровой люк механика-водителя, а значит, не было ослаблений в бронеплитах. Их снарядостойкость улучшилась.

Водитель ИС-3 забирался в свой отсек через верхний люк и наблюдал за местностью через перископические приборы, установленные на крыше бронекорпуса

Загадочная машина Гротте

Непосвященные в тонкости истории танков могут счесть название этого советского образца иностранным. В каком-то смысле это так.

Параллельно с Т-28 и Т-29 в СССР велись работы по осуществлению еще оного секретного проекта. Став коммунистом, немецкий конструктор Эдвард Гротте создавал в нашей стране свою машину, применяя необычные и даже революционные подходы. Некоторые его достижения в дальнейшем использовались советскими инженерами (сварные технологии, например), другие же его идеи не нашли продолжения (спиральные подвески катков и многоярусное размещение вооружений). Увы, танк немецкого инженера Гротте страдал излишней сложностью, был дорог в производстве и ненадежен.

20-е годы

Обвинять довоенных сторонников конницы в безграмотности и ретроградном мышлении долгое время считалось делом беспроигрышным. К таковым, безусловно, относили Буденного и Ворошилова, а к «прогрессистам» столь же схематично причисляли пострадавших от Сталина Тухачевского, Блюхера, Уборевича и даже Якира. На деле же и у сторонников «конной» теории, безусловно, были свои, причем вполне весомые аргументы. В начале 30-х годов бронетанковая техника была, мягко говоря, несовершенной. Броня противопульная, иначе машину с места маломощный карбюраторный автомобильный мотор и сдвинуть не мог. Вооружение также в большинстве случаев находилось на уровне прославленной «тачанки-ростовчанки». Возникала логистическая проблема доставки горюче-смазочных материалов, машина – не лошадь, ее травой не покормишь. И все же уже в двадцатые годы появились первые танки СССР. Фото этих образцов сегодня не впечатляют, да и технические характеристики тоже. В большинстве случаев они копировали зарубежные аналоги и ничем особым не выделялись.

Танк Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 «ТигÑ»

«ТигÑ» ÑоздавалÑÑ Ñ одной ÑелÑÑ â ÑмÑÑÑ Ð»Ñбого пÑоÑивника и обÑаÑиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ в паниÑеÑкое бегÑÑво. Сам ÐиÑÐ»ÐµÑ Ð»Ð¸Ñно ÑаÑпоÑÑдилÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÑÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñй Ñанк лобовÑм бÑонелиÑÑом ÑолÑиной в 100 миллимеÑÑов. РкоÑÐ¼Ñ Ð¸Â Ð±Ð¾ÑÑа «ТигÑа» закÑÑвала бÑÐ¾Ð½Ñ Ð²Â 80 миллимеÑÑов. ÐлавнÑм «козÑÑем» боевой маÑÐ¸Ð½Ñ ÑвлÑлоÑÑ Ð¾ÑÑжие â ÑÑо 88 мм пÑÑка KwK 36, ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð½Ð°Â Ð¾Ñнове «зениÑки». ÐÑÑка оÑлиÑалаÑÑ Ð¿Ð¾ÑледоваÑелÑноÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ð¹ и Ñакже ÑекоÑдной ÑкоÑоÑÑÑелÑноÑÑÑÑ. Ðаже в ÑÑловиÑÑ Ð±Ð¾Ñ KwK 36 за минÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð° «плÑнÑÑÑ» ÑнаÑÑдами аж 8 Ñаз.


Panzerkampfwagen VI Ausf. H1, «ТигÑ». ÐÑÑоÑник: wikipedia.org

ÐÑоме ÑÑого, «ТигÑ» ÑвлÑлÑÑ ÐµÑе одним из ÑамÑÑ Ð±ÑÑÑÑÑÑ Ñанков Ñого вÑемени. Рдвижение его пÑиводил «ÐайбаÑовÑкий» Ñиловой агÑÐµÐ³Ð°Ñ Ð½Ð°Â 700 л. Ñ. ÐÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐµÐ¼Ñ ÑоÑÑавлÑла 8-ÑÑÑпенÑаÑÐ°Ñ Ð³Ð¸Ð´ÑомеÑаниÑеÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ¾Ñобка пеÑедаÑ. Рпо ÑаÑÑе Ñанк мог ÑазогнаÑÑÑÑ Ð´Ð¾Â 45 км/Ñ.

ÐÑбопÑÑно, ÑÑо в ÑеÑниÑеÑкой памÑÑке, лежавÑей в каждом «ТигÑе», бÑла надпиÑÑ: «Танк ÑÑÐ¾Ð¸Ñ 800â000 ÑейÑÑмаÑок. ÐеÑеги его!». ÐеббелÑÑ ÑÑиÑал, ÑÑо ÑанкиÑÑÑ Ð±ÑдÑÑ Ð³Ð¾ÑдиÑÑÑ Ñем, ÑÑо им довеÑили ÑакÑÑ Ð´Ð¾ÑогÑÑ Ð¸Ð³ÑÑÑкÑ. Ðо на деле оÑÐµÐ½Ñ ÑаÑÑо бÑло инаÑе. СолдаÑÑ Ð¿Ð°Ð½Ð¸ÑеÑки боÑлиÑÑ, ÑÑо Ñ Ñанком Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑÑо-Ñо пÑоизойÑи.

ПТ-САУ

Этот тип техники начал использоваться в советской армии относительно поздно, примерно с 1942 года. Первым представителем стала СУ-76, одна из самых массовых в своем классе (изготовлено 14 292 штук). Эта самоходка очень полюбилась солдатам за свою подвижность, она везде успевала, чтобы прикрыть и поддержать пехотные части огнем и гусеницами.

СУ-122 применялась для ведения огня прямой наводкой, в основном для поддержки танков, уничтожая на своем пути все, что могло помешать наступлению.

СУ-85 и СУ-100 отличались не только калибром орудия, но и хорошей мобильностью, так как создавались на базе СТ Т-34. СУ-85 уверенно боролась со средними танками и даже с Тиграми, но только на расстоянии до 500 метров.

На появление в немецкой армии более бронированных машин, советские инженеры ответили созданием СУ-100. Именно эта ПТ-САУ сыграла ключевую роль в последней крупной оборонительной операции СССР в районе озера Балтон. Это была последняя попытка Германии развернуть масштабное танковое наступление в марте 1945 года, которое завершилось колоссальными потерями среди немецкой техники.

Также внесли свою лепту тяжелые ПТ-САУ:

  • СУ-152 на Курской Дуге эффективно истребляла новых немецких тяжей и артиллерию.
  • ИСУ-152 с успехом применялась во второй половине войны, усилив танковые части прорыва по всему фронту.
  • ИСУ-122 и ИСУ-122С активно использовались на завершающих этапах Второй Мировой войны, истребляя вражеские танки и беря на себя роль штурмового орудия. Именно эти модели стали наиболее эффективными «зверобоями», не оставляя шансов немецким Тиграм и Пантерам.

Постарались не сильно загрузить подробностями танкостроения, поэтому не акцентировали внимание на некоторых технических особенностях. Напоследок, хотели бы вернуться к теме WoT

Некоторые игроки остались недовольны, что прем танк 7 уровня, а новый стиль только на прокачиваемую «шестерку. Хотим обратить внимание, что игра — в первую очередь источник получения удовольствия. Если катать только на имбовых танках ради нагиба и цифр, то немного теряется основной смысл игры.

Читайте далее:

Как получить 3D-стиль «Кантемировец»?

Топ 4 фильма про танки

«Чертова дюжина» — единственная попытка в СССР объединить средний и тяжелый танк

Историческая атмосфера Второй мировой войны WOT 1.9.1.2

Три новых ветки танков в WoT в 2020 году

Почему в WoT дают 5 немецких прем танков накануне Дня Победы?

Описание конструкции танка Т-70

Схема общей компоновки предусматривала пять отделений: управления — в передней части корпуса, боевое — в средней части, трансмиссионное — в передней части корпуса справа по ходу, моторное — в средней части вдоль правого борта корпуса и кормовое. Экипаж танка состоял из двух человек размещавшихся: командир танка — в башне, механик-водитель — в носовой части корпуса у левого борта.

Броневая защита танка — противопульная, состоящая из броневых катаных листов толщиной 6, 10, 15, 25, 35 и 45 мм. Лобовые и кормовые листы корпуса и листы башни имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе корпуса находился люк механика-водителя, в броневой крышке которого устанавливался поворотный перископический смотровой прибор (на машинах первых выпусков в крышке люка была сделана смотровая щель с триплексом). Кроме того, внизу справа (по ходу танка) в лобовом листе располагался люк для доступа к агрегатам трансмиссии, закрывавшийся броневой крышкой на болтах, В нижнем лобовом листе имелся лючок для заводной рукоятки двигателей, закрывавшийся броневой крышкой.

Сварная гранёная башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса со смещением к левому борту и имела форму усечённой пирамиды. Лобовая часть башни имела литую качающуюся маску с амбразурами под установку пушки, пулемёта и прицела. В крыше башни был сделан входной люк командира танка. В броневой крышке люка был установлен перископический смотровой зеркальный прибор. Для флажковой сигнализации в крышке люка имелся специальный лючок, закрывавшийся броневой заслонкой. В бортах башни имелись отверстия для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками.

Вооружение танка состояло из одной 45-мм пушки 20К обр. 1938 г. и спаренного с ней 7.62-мм пулемёта ДТ (установлен слева от пушки). Боекомплект танка составлял 90 выстрелов для пушки и 945 патронов (15 дисков) для пулемёта. При стрельбе применялись прицелы: телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический — в качестве резервного.

Силовой агрегат танка ГАЗ-203 состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 — передний и ГАЗ 70-6005 — задний) суммарной мощностью 140 л.с.

Механическая трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения; четырёхступенчатой простой коробки передач автомобильного типа, обеспечивавшей четыре передачи переднего хода и одну передачу при движении назад; главной передачи с коническим редуктором; двух многодисковых сухих бортовых фрикционов с ленточными тормозами: двух простых однорядных бортовых редукторов.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного ведущего колеса цевочного зацепления переднего расположения; пяти опорных катков с резиновой ошиновкой; трёх поддерживающих роликов: одного, идентичного с опорными катками, направляющего колеса заднего расположения; мелкозвенчатая гусеница с ОМШ шириной 260мм. В системе подрессоривания применялись усиленная индивидуальная торсионная подвеска и ограничители хода балансиров пятых опорных катков. Роль ограничителей хода первых и третьих опорных катков играли поддерживающие катки.

Командирские танки были оборудованы радиостанцией 9Р или 12РТ и танковым переговорным устройством ТПУ-2Ф. На линейных танках устанавливалось светосигнальное устройство и танковое переговорное устройство ТПУ-2Ф.

Лёгкие танки

Основу танковых войск всех стран мира в 1920–1930 гг. составляли лёгкие танки (их вес не превышал 20 т). Вооружались они пушками калибра от 20 до 45 мм. В начале Второй мировой войны стало ясно, что их бронирование, мощь и вооружение уже не соответствуют времени. Танкостроители все силы направили Т-60 на создание тяжёлых и средних танков с противоснарядным бронированием. Однако лёгкие танки выпускали и применяли до конца Второй мировой войны. Но это были машины нового поколения с более мощным бронированием, отличной проходимостью, высокой скоростью и маневренностью. Так, советские лёгкие танки Т-60 образца 1941 г. и пришедшие им на смену в 1942 г. Т-70 были прикрыты 35- и 40-мм бронёй соответственно. Так, если довоенный БТ-7 весил почти 14 т, то Т-70, оснащённый 45-мм пушкой, был в полтора раза легче и на полметра ниже. Это давало ему преимущества на поле боя.

Танк Т-60

Танк Т-70

В начале войны советская промышленность не могла снабдить армию тяжёлыми и средними танками, потому в Красной армии преобладали лёгкие танки Т-60 и Т-70 (простые, оснащавшиеся автомобильными двигателями, они были легче в производстве). За два первых года войны было выпущено 14 тыс. таких танков (6 тыс. Т-60 и 8 тыс. Т-70). В начальный период войны, когда у немцев ещё не было тяжёлых танков и мощных противотанковых пушек, экипажи Т-60 и Т-70 оказывали пехотинцам существенную помощь и в обороне, и в наступлении. Лишь в 1943 г., когда в войска стали поступать средние танки, производство Т-70 прекратили, вместо них начали выпускать самоходную пушку СУ-76. Тем не менее Т-70 воевали до конца войны. Они были эффективным оружием в борьбе с германскими пулемётными огневыми точками.

  • Главные немецкие танки Второй мировой войны
  • Главные танки союзников СССР во Второй мировой войне
  • Чешские танки Второй мировой войны
  • Японские танки Второй мировой войны

Поделиться ссылкой

Танк ÐÐ-1

ÐеÑед Ñем как ÑÑолкнÑÑÑÑÑ Ñ немÑами, ÑÑжелÑй Ñанк пÑоÑел боевое кÑеÑение в войне Ñ Ñиннами. ÐонÑÑÑ Ð²ÐµÑом в 45 Ñонн бÑл непобедимÑм пÑоÑивником вплоÑÑ Ð´Ð¾Â Ñамого конÑа 1941 года. ÐаÑиÑа Ñанка пÑедÑÑавлÑла Ñобой 75 миллимеÑÑов ÑÑали. ÐобовÑе бÑонелиÑÑÑ Ð±Ñли ÑаÑÐ¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ñ Ñак ÑдаÑно, ÑÑо ÑнаÑÑдоÑÑойкоÑÑÑ Ð¿Ñиводила немÑев в ÑжаÑ. ÐÑе бÑ! ÐÐµÐ´Ñ Ð¸Ñ 37 мм пÑоÑивоÑанковÑе оÑÑÐ´Ð¸Ñ Ð½ÐµÂ Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð¸ пÑобиÑÑ ÐÐ-1 даже Ñ минималÑного ÑаÑÑÑоÑниÑ. ЧÑо же каÑаеÑÑÑ 50 мм оÑÑдий, Ñо ÑÑÑ Ð¿Ñедел â 500 меÑÑов. РÑовеÑÑкий Ñанк, оÑнаÑеннÑй длинноÑÑволÑнÑм 76 мм оÑÑдием Ф-34, мог подбиÑÑ Ð¿ÑоÑивника Ñ диÑÑанÑии поÑÑдка полÑÑоÑа киломеÑÑов.


ÐÐ-1. ÐÑÑоÑник: wikipedia.org

Ðо бÑли, к ÑожалениÑ, Ñ Ñанка и недоÑÑаÑки. ÐÐ»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¿Ñоблема заклÑÑалаÑÑ Ð²Â Â«ÑÑÑой» конÑÑÑÑкÑии, коÑоÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑпеÑно запÑÑÑили в пÑоизводÑÑво. ÐаÑÑоÑÑей «ÐÑиллеÑовой пÑÑой» ÐÐ-1 ÑÑала ÑÑанÑмиÑÑиÑ. Ðз-за болÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ð³ÑÑзок, ÑвÑзаннÑÑ Ñ веÑом боевой маÑинÑ, она ÑлиÑком ÑаÑÑо ломалаÑÑ. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ñи оÑÑÑÑплениÑÑ Ñанки пÑиÑодилоÑÑ Ð±ÑоÑаÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑниÑÑожаÑÑ. ÐоÑколÑÐºÑ ÑемонÑиÑоваÑÑ Ð¸Ñ в ÑÑловиÑÑ Ð±Ð¾ÐµÐ²ÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий бÑло неÑеалÑно.

ÐÑе же немÑам ÑдалоÑÑ ÑÑваÑÑ Ð½ÐµÑколÑко ÐÐ-1. Ðо в дело они иÑ не пÑÑÑили. ÐоÑÑоÑннÑе поломки и оÑÑÑÑÑÑвие нÑжнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑаÑÑей бÑÑÑÑо поÑÑавили кÑеÑÑ Ð½Ð°Â ÑÑоÑейнÑÑ Ð¼Ð°ÑинаÑ.

Т-34 – лучший танк столетия

К концу 1930-х гг. танкисты, казалось, знали, какие танки им нужны и как их использовать. Так было до появления Т-34 («тридцатьчетвёрка») – машины, перевернувшей представление о том, каким должен быть танк. Т-34 не был ни самым быстрым, ни самым мощным. Однако все качества, определяющие мощь боевой машины, в нём сочетались наилучшим образом. В Т-34 всё было особенное: подвижность не хуже, чем у лёгких танков, а противоснарядная броня и длинноствольная 76-мм пушка – как на тяжёлых танках.

В начале войны Т-34 расстреливали немецкие танки всех типов с предельных дистанций прямого выстрела

Непобедимый

Бронелисты корпуса и башни Т-34 имели большой наклон. Установка лобовых бронелистов под большим углом увеличила эффективность бронирования. Расположение брони под углом позволяет увеличить её толщину. Снаряды противотанковых пушек летят по настильной траектории (по прямой линии, над землёй). Если такой снаряд попадёт в наклонный металлический лист, то его путь в нём будет дольше, чем в вертикальном листе такой же толщины. Кроме того, снаряд может срикошетировать – отскочить от обтекаемого корпуса. Заднюю часть корпуса Т-34 занимало моторное отделение с дизельным двигателем В-2. Перед войной на танки ставили двигатели внутреннего сгорания, работавшие на бензине. Часто это были мощные авиационные двигатели, доработанные для установки на бронетехнику. Бензин огнеопасен, поэтому легко поджечь такой танк зажигательным снарядом или пулей. Дизельный танк труднее поразить в бою. Дизель «питается» соляркой, поджечь её труднее, чем бензин.

Германские пехотинцы, прошедшие всю Европу и умевшие эффективно бороться с французскими и английскими танками, впервые встретившись с Т-34, были в шоке

Основное оружие Т-34 – башенная 76-мм пушка. На первых танках ствол орудия едва выступал за пределы корпуса, но в 1941 г. на Т-34 стали монтировать длинноствольные орудия. Хотя эти пушки имели прежний калибр 76 мм, но за счёт большей начальной скорости (вот что значит длинный ствол) её снаряды пробивали более толстую броню. Конструкторы сделали Т-34 простым и технологичным. Это позволило даже в тяжёлом 1942 г. выпустить 12,5 тыс. «тридцатьчетвёрок».

Немецкий генерал Шнейдер писал: «Т-34 показал нашим привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности». Немцам Т-34 казались заколдованными, а броня – неуязвимой. Даже противотанковые пушки пробивали только бортовую броню Т-34, да и то – в упор, с расстояния не более 100 м.

За годы войны советская промышленность выпустила более 60 тыс. танков Т-34. Это абсолютный рекорд в истории мирового танкостроения

Новая «тридцатьчетвёрка»

Первые бои Великой Отечественной войны выявили у Т-34 несколько серьёзных недостатков. Командир танка одновременно оценивал обстановку на поле боя, искал цель и стрелял из пушки. Причём обзор у командира был не очень хорошим. В 1942 г. появились Т-34 с новыми шестигранными литыми башнями, оснащённые командирской башенкой. Все новые танки получали приёмо-передающие радиостанции. К началу 1943 г. противник ответил на появление новых Т-34 модернизацией «четвёрок» и созданием новых танков «Тигр» и «Пантера». К лету 1943 г. немцы имели тяжёлые танки, которые могли расстреливать Т-34 с большого расстояния.

 Для Т-34 срочно требовалась более мощная 85-мм пушка. Однако в старую башню новая пушка не влезала. Спроектировали новую башню, где нашлось место ещё и для наводчика. Командир стал заниматься только своим делом. После доводки фактически был создан новый бронекорпус. На фронте новые танки, получившие обозначение Т-34-85, появились осенью 1944 г. Маневренность этих боевых машин не пострадала.

Т-34-85 долгие годы состоял на вооружении армии Египта

Т-34-85 сражался в рядах вьетнамской народной армии в 1971 г.

Последнюю модернизацию «тридцатьчетвёрки» прошли уже после окончания войны. Корпус и ходовая часть Т-34-85 мало изменились по сравнению с первыми образцами легендарного танка. В 1950-е гг. на Т-34 стали устанавливать двигатели и опорные катки от новейших танков Т-54. День Победы не поставил точку в боевой биографии лучшего танка Второй мировой войны. Военная карьера легендарного советского танка Т-34 продолжилась в самых разных уголках земного шара, не завершилась она и по сей день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector