Танк алтай
Содержание:
Турецкий ВПК: основные возможности
Политика турецких властей последних лет заключается в максимальной поддержке национальной оборонной промышленности. Предпочтение отдается созданию собственных прототипов или лицензионному производству иностранной техники. Турция стремится создавать свои образцы танков, бронетранспортеров, боевых самолетов, военной электроники и ракетных систем.
В настоящее время турецкая авиационная промышленность в состоянии обеспечить техническое обслуживание, ремонт и модернизацию всех видов летательных аппаратов, которые используются военными ведомствами страны. В Турции налажено сборочное производство американских самолетов F-16 и их модернизация. Несколько турецких компаний занимаются разработкой и производством беспилотных летательных аппаратов различных модификаций.
Турецкий авиапром развивается за счет привлечения иностранных технологий (в основном партнеров по блоку НАТО) и создания совместных проектов.
Бронетанковая промышленность Турции развивается в основном за счет привлечения иностранных инвестиций. В стране налажен выпуск нескольких видов современных колесных и гусеничных бронированных машин («Акреп», «Кобра», «Кайя», «Абра»), производится большое количество видов автомобильной техники для нужд армии, полным ходом ведутся работы над созданием основного танка «Алтай».
Судостроительная промышленность страны позволяет строить и ремонтировать суда водоизмещением до 50 тысяч тонн в год. При этом используются до 50% материалов и комплектующих собственного производства. Наиболее сложные узлы и механизмы (корабельные турбины, электроника, навигационное оборудование) турки все еще закупают в США, Германии, Франции, но стремятся максимально использовать собственные мощности. В судостроительной отрасли наиболее тесным является сотрудничество с Германией.
Турция практически полностью обеспечивает себя стрелковым и артиллерийским оружием и боеприпасами. На турецких заводах производится широкая номенклатура стрелкового оружия, в том числе: пистолеты, пистолеты-пулеметы (МР5/А2, A3, А4, А5 и МР5-К), автоматические винтовки (НК33Е/А2 и A3, G3A3 и G3A4), снайперские винтовки, подствольные и противотанковые гранатометы. Налажено производство минометов, автоматических пушек для бронетехники, систем залпового огня.
Турецкая промышленность успешно осваивает ракетные технологии. Есть собственное производство различных видов ракет, в том числе управляемых противотанковых, ракетно-артиллерийских комплексов, авиационных ракет класса «воздух-поверхность». В стране налажено производство ракетных двигателей, топлива, собственными силами производится ремонт и модернизация ракетных систем. В настоящее время турецкие компании работают над созданием крылатой ракеты большой дальности и несколькими новыми видами противотанковых ракет.
Турецкая радиоэлектронная промышленность освоила производство новейших систем связи, РЭБ, радиолокационных станций, систем управления огнем. Выпускаются лазерные дальномеры, миноискатели, навигационное оборудование.
Модернизация танка Leopard
Турецкая компания Aselsan разработала собственную версию модернизации основного боевого танка Leopard 2A4. На модернизированном танке, который получил обозначение Leopard 2NG (Next Generation), компания будет отрабатывать и ряд технологий, которые впоследствии будут использованы на турецком основном боевом танке Altay.
Видео:
Согласно видеопрезентации Aselsan танк Leopard 2A4 получил новые электронные, механические и гидравлические системы. В числе нововведений — дублированная система управления огнем, система инерциальной навигации, дублированная система перископов, внешний дистанционно управляемый боевой модуль, система стабилизации, а также дополнительное противоминное и баллистическое бронирование.
История создания и производства
Танк был назван в честь генерала армии Фахреттина Алтая (англ.)русск. (1880—1974), который командовал 5-м кавалерийским корпусом во время войны за независимость Турции 1919—1923 годов.
В марте 2007 года между Секретариатом оборонной промышленности (SSM) Министерства обороны Турции и турецкой компанией Otokar было подписано соглашение о создании первого турецкого танка Altay. Контракт был подписан по итогам тендера, в котором участвовала также немецкая компания KMW.
В свою очередь, Otokar заключила соглашение в июле 2008 года с южнокорейской компанией Hyundai Rotem о совместной разработке нового танка и в создании новой боевой машины широко использовался опыт, накопленный корейцами при создании собственного танка «K2 Чёрная пантера». Стоимость данного соглашения составила $500 млн. По данным турецкой стороны, «Алтай» на 60 % заимствовал технологии, использованные в K2. Тем не менее разработка проходила в рамках «Проекта производства современного танка с использованием национальных источников».
Первый образец танка был представлен общественности 11 мая 2011 года на выставке вооружений IDEF-2011, которая проходила в Стамбуле.
На первом этапе проекта было запланировано построить и испытать четыре опытных образца, первый из которых должен был приступить к испытаниям в 2015 году, после испытаний ожидалось получение заказа на серийное производство первой партии в количестве 250 единиц. 18 октября 2012 года в сети появились фото, свидетельствовавшее о начале испытаний танка. По словам Реджепа Эрдогана, Otokar опережал график создания танка на два года, и испытания танка планировались уже в 2013 году.
В марте 2015 года был заключён контракт между компаниями Tümosan и SSM (Savunma Sanayii Mustesarligi) стоимостью 190 млн евро на создание для «Алтай» дизельного двигателя мощностью от 1500 до 1800 л.с. с иностранной технической помощью. В октябре 2015 года в качестве помощника по созданию двигателя была выбрана австрийская компания AVL List GmbH, которая должна была передать все технологии и права на созданный двигатель компании Tümosan, но в конце 2016 года AVL List GmbH получила запрет на это от австрийского правительства, после принятой резолюции[чьей?] по введению эмбарго на поставки оружия и военных технологий в Турцию. Таким образом соглашение о сотрудничестве между Tümosan и AVL List GmbH было расторгнуто в январе 2017 года, и как следствие, — 24 февраля договор между Tümosan и SSM на создание и серийное производство двигателя был расторгнут. На первые 250 серийных танков, как и на прототипах будут установлены немецкие двигатели компании MTU.
Серийное производство данных боевых машин намечено на конец 2020 года, а поставки на вооружение ВС Турции начнутся в 2022 году. Ожидается, что ВС Турции получат до 1000 танков четырьмя партиями: 40 в версии Altay T1; 210 в версии Altay T2; и оставшиеся двумя партиями в версии Altay T3.
Общее описание армии
Состояние и направления развития вооруженных сил Турции определяются внешнеполитической обстановкой, которая сложилась сегодня в ближневосточном регионе. Назвать ее простой не поворачивается язык. Ситуация, которая сейчас наблюдается на Ближнем Востоке, несет множество серьезных вызовов и угроз безопасности турецкому государству.
Прежде всего, это широкомасштабный кровавый конфликт, который полыхает в Сирии, высокая вероятность создания независимого Курдского государства на территориях Сирии и Ирака, активная террористическая деятельность РПК (Рабочей партии Курдистана), замороженный конфликт с Грецией вокруг Кипра и островов в Эгейском море.
В такой ситуации любая страна вкладывала бы серьезные средства в систему собственной безопасности, основой которой являются вооруженные силы.
Следует сказать несколько слов и о политической роли, которую выполняет турецкая армия. Основа современных вооруженных сил Турции (как и многого другого) была заложена в 20-е годы прошлого столетия Кемалем Ататюрком – видным политиком, государственным деятелем и реформатором, который, по сути, является основателем современного турецкого государства. Армейские элиты всегда имели серьезное влияние в политической жизни страны, многими они воспринимаются как противовес исламистским силам, гарантией светского развития Турции.
Численность населения Турции составляет почти 81 млн человек, ВВП страны — 1508 млрд долларов, а на военные нужды было выделено 22,4 млрд. На протяжении последних нескольких лет расходы Турции на армию составляли 2-2,3% ВВП в год. Однако как заявляют иностранные военные эксперты, турецкие расходы на оборону являются лишь частично открытыми.
Так как Турция обладает весьма многочисленными вооруженными силами, то только небольшая часть государственных средств уходит на производство (закупку) или модернизацию оружия и боевой техники. Львиная доля армейского бюджета (более 55%) уходит на заработную плату военнослужащих, различные социальные гарантии и пенсии. Еще 22% тратится на текущие расходы (питание, амуниция, топливо), и только оставшаяся часть расходуется на обновление материальной базы.
Заимствованные решения
Altay — первый турецкий танк. Его назвали в честь генерала Фахреттина Алтая (1880—1974), одного из лидеров Кемалистской революции, в ходе которой Турция отстояла свою независимость.
Также по теме
Стратегический приоритет: почему Анкара отказывается покупать военную технику на Западе
Министерство обороны Турции определилось с планом закупок на 2017—2021 годы. Ведомство сделает акцент на приобретении боевых машин…
Разработкой Altay с 2007 года занимается Otokar Otomotiv ve Savunma Sanayi. Полноразмерный макет машины был впервые продемонстрирован в Стамбуле в 2011 году на международной выставке IDEF. Уже через год было собрано два прототипа. В проект Altay Турция уже вложила около $500 млн.
Машина массой 60 т продемонстрировала на испытаниях хорошую подвижность и огневые показатели. Танк вооружён 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой и пулемётом калибра 12,7 мм и оснащён панорамным прицелом и тепловизионным оборудованием.
На турецкий танк установили композитную броню модульного типа и средства динамической защиты. Однако он лишён новейших комплексов активной защиты (перехват боеприпасов противника). Ещё один недостаток машины — относительно невысокий уровень автоматизации управления. Например, в Altay предусмотрена ручная система заряжания.
Эксперты сходятся во мнении, что Анкара скопировала до 60% технологических решений, применяемых в зарубежных машинах. Так, башня, корпус, пушка и ходовая часть Altay очень напоминают конструкцию южнокорейского танка K2 Black Panther и немецкого Leopard.
- Проверка огневых качеств Altay на полигоне
Версию о заимствовании подтверждает и то, что в проекте участвует южнокорейская компания Hyundai Rotem. Кроме того, в 2004 году Минобороны Турции объявило тендер на поставку крупной партии зарубежных танков с условием передачи Анкаре всей технической документации. Заявки подали США (M1 Abrams), Германия (Leopard 2) и Украина (Т-84).
В перспективе Altay должен обновить устаревающий танковый парк страны. Сегодня основными боевыми машинами Вооружённых сил Турции служат модернизированные американские танки M48 и M60, немецкие Leopard 1 и Leopard 2. Главное препятствие для быстрого перевооружения — высокая цена Altay — $5,5 млн (стоимость российского Т-90 — $2 млн, Т-14 «Армата» — около $4 млн).
К выпуску танка готовы
«Председатель Совета правления компании Otokar Али Коч, комментируя деятельность оборонной промышленности и серийное производство танка «Алтай», сказал, что компания сосредоточится на производстве оборонной промышленности на внутренние и зарубежные заказы на 2015 года, тем не менее, в ускоренном темпе будут продолжены и работы по экспорту», — пишет издание.
«Мы готовы к серийному производству танков Altay. Нам поручено это задание, и мы готовы приложить все усилия и весь свой опыт во имя нашей страны», — сказал Али Коч. Он отметил интерес к проекту со стороны союзных Турции стран и выразил уверенность, что Altay в долгосрочной перспективе имеет хороший экспортный потенциал.
В общей сложности Турция планирует закупить 1000 танков «Алтай», а производство разделят на четыре этапа, каждый из которых предполагает поставку 250 машин.
Что известно о характеристиках танка «Алтай»
Часто пишут, что «Алтай» является упрощенным аналогом корейского танка. Так, у турецкого танка осталось ручное заряжание. На «Алтае» установлено орудие, которое является аналогом немецкого 120-мм L-55, длина ствола — 55 калибров. Также установлены пулеметы — 7,62-мм и 12,7-мм. Максимальная скорость — 70 км/ч, запас хода — 500 км. Боевая масса — от 55 до 65 тонн.
Спойлер: ТТХ танка в 2011 году
Танк «Altay» — предварительные тактико-технические характеристики, опубликованные еще 2011 году
Вес | 60 тонн |
Длина | 7735 мм |
Ширина | 3972 мм |
Высота | 2640 мм |
Вооружение | |
Гладкоствольная пушка | 120-мм |
Пулемет | 12,7-мм |
Боекомплект | 57 +10 |
Двигатель | дизельный, 1 500 л.с. |
Скорость | 70 км/час |
Запас хода | 500 км |
Также, в 2011 году отмечалось: масса Altay составит 60 тонн. Танк будет вооружен 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой, дистанционно управляемым модулем вооружения со стабилизацией и пулеметом калибра 12,7 миллиметра. О бронировании перспективного танка ничего известно не было. Танк Алтай сможет развивать скорость до 70 километров в час. По предварительной оценке, стоимость нового турецкого танка составит около 5,5 миллиона долларов.
Спойлер: ТТХ танка в 2011 году
Нажмите на изображение для увеличения |
Характеристики танка
Данные танка «Алтай», возможно, 2015 года.
Недостатки «Алтая» будут те же, что и у западных танков
Сайт привел мнение военного эксперта, полковника запаса Виктора Мураховского о том, что некорректно сравнивать турецкий танк Altay с новейшим российским ОБТ Т-14 на платформе «Армата».
«Смешно сравнивать Altay с ‘Арматой’. Это турецкий проект, который начинался с десяток лет назад. Он выполнен в традиционной компоновке. Главный замысел был в том, чтобы создать машину, соответствующую по характеристикам немецкому танку ‘Леопард’, который находится на вооружении в армии Турции. Судя по всему, по массе танка в 60 тонн, по его габаритам, а также ручному заряжанию, необходим заряжающий, недостатки будут те же, что и у основных танков западных стран. Большая масса, большие габариты, человеческий фактор негативно влияют при длительных боевых действиях. Размещение боекомплекта и топлива практически в одном объеме с экипажем, что резко снижает живучесть. И прочие недостатки классической компоновки», — сказал военный эксперт.
- — Турция раскрыла некоторые характеристики ОБТ «Алтай»;
- — Разработка танка «Алтай» идет по плану;
- — Турция сбила российский самолет: выйдет ли ситуация из–под контроля?;
- — Китайский танк VT-4 vs Т-14 «Армата».
Вперед > |
---|
Стимул для развития
В беседе с RT кандидат военных наук Сергей Суворов заявил, что создание собственного двигателя для Altay будет серьёзным вызовом для турецкой оборонной промышленности. По его мнению, разработка силовой установки может стать препятствием для серийного производства танка.
По словам Суворова, в ходе работ по созданию опытных образцов Otokar с большой вероятностью заимствовал технологические решения Южной Кореи, Германии, США и Украины.
«Это абсолютно нормальная практика. История танкостроения говорит нам, что на создание полностью оригинального образца уходит как минимум 20 лет. Altay будет обязательно доведён до ума. У турецкой оборонки очень сильная государственная поддержка. В этом проекте ярко проявляется политическая воля Анкары», — пояснил Суворов.
Собеседник RT полагает, что Altay будет находиться примерно на одном технологическом уровне с российским Т-90С «Владимир» 2000 года разработки. При этом реальные потребности турецкой армии в новейшей машине, по оценке Суворова, ограничиваются 200 единицами.
Эксперт считает, что проект Altay преследует две цели — оснастить вооружённые силы собственным современным танком и предоставить национальной оборонной промышленности дополнительный стимул для развития.
«Туркам не требуется армада таких танков, как Altay. Возможности Altay будут избыточны для войн, которые ведёт сейчас Анкара. Здесь переплелись скорее политические и экономические причины. Турция хочет обрести технологическую независимость от зарубежных стран и в идеале занять лидерские позиции по экспорту вооружения», — резюмировал Суворов.
- Американские танки M60 турецкой армии
- Reuters