«щуки» и «летающие танки»: оружие красной армии перед началом великой отечественной войны

Знаменитые танкисты

Эмиль Зейбольд

О немецком танковом асе Эмиле Зейбольде практически ничего неизвестно. Информация крайне скудна и противоречива, однако кое какие подробности о нём всё же можно узнать, предварительно перерыв немалое количество источников и литературы. Среди других результативных немецких танкистов Эмиль Зейбольд выделяется прежде всего тем, что ему удалось подбить большое количество советских танков, воюя на трофейной «тридцатьчетверке». Надо сказать, что для немецких танковых асов подобное было редкостью. Несмотря на то, что летом 1941 года Красная Армия при отступлении оставила противнику тысячи танков, Вермахт просто не мог их использовать из-за слишком сильных повреждений или же по причине отсутствия запасных частей для необходимого постоянного обслуживания

Тем не менее Зейбольду довелось повоевать на захваченной трофейной технике. Немецкие источники заявляют, что за свою боевую карьеру Эмиль Зейбольд подбил свыше шестидесяти советских танков. Называется даже точная цифра — 69 боевых машин. Часть из них была подбита Зейбольдом в должности командира среднего танка «PzIV», а часть уже на трофейном советском танке «Т-34». Командиром «тридцатьчетверки» Зейбольд стал весной 1943 года. Как уже говорилось, информации о точном количестве подбитых танков и достижениях немецкого танкиста практически нет. Однако известно, что часть, сформированная из трофейных «Т-34», в которой и служил Зейбольд, находилась в составе моторизованной элитной дивизии СС «Дас Райх» .

Стоит отметить, что к середине 1943 года советский танк «Т-34» старого образца, вооруженный 76-мм пушкой, уже плохо подходил для открытого столкновения с немецкими танками — модернизированные «PzIV» с усиленной броней и более мощным, чем в 1941 году орудием, были ему ещё по зубам, но вот тяжелые немецкие танки «Тигр» или средние «Пантеры» были почти неуязвимы для огня в лоб с дальних дистанций. Несмотря на то, что у советской армии в 1943 году ещё не было тяжелых танков «ИС», немцы никогда не использовали «Т-34» для открытого боя с танками противника, ведь слабое для 43-года бронирование «тридцатьчетверки» делало её крайне уязвимой для огня противотанковых орудий, самоходок, да и танков с советской стороны.

Именно поэтому трофейные «Т-34» использовались для стрельбы с места из предварительно подготовленных засад. Огонь велся на средней и ближней дистанции для гарантированного поражения бронетехники врага. Именно таким образом и действовал на «тридцатьчетверках» гауптшарфюрер Зейбольд, используя все сильные стороны этой машины. Всё советские танки «Т-34», поступавшие на вооружение элитной дивизии «Дас Райх» были оснащены немецким оборудованием, более совершенными средствами связи и оптики, что ещё более усиливало боевую ценность и так неплохого танка. К сожалению трудно оценить правдивость оценки в 69 побед, приписываемых Эмилю Зейбольду немецкой пропагандой, ибо кроме нескольких довольно скудных источников проверить информацию нигде практически невозможно.

Несмотря ни на что, немецкому танкисту всё же удалось вписать своё имя в историю. Слава Зейбольда в своё время была не меньшей, чем у знаменитого Михаэля Виттмана. Он также являлся обладателем практически всех почетных военных наград гитлеровского рейха, в том числе рыцарского и золотого креста, что являлось показателем немалых военных успехов. В 1944 году Эмиль Зейбольд получил тяжёлое ранение на советско-германском фронте, но после него ему удалось выжить. Война закончилась и Зейбольд стал одним из счастливчиков, которым не суждено было сгинуть на фронте в последние дни войны, когда гитлеровские каратели пытались бросить на фронт против советских войск первого подвернувшегося под руку человека. Немецкий танковый ас Эмиль Зейбольд прожил долгую жизнь и скончался в сентябре 1990 года в итальянском городке Диано Марино.

СЛЕДУЮЩИЙ ТАНКИСТ=>

К СПИСКУ

Panzerkampfwagen I

Подписание Версальского договора, которое имело место по окончании Первой мировой войны, поставило Германию в определенные рамки. Это соглашение строго регламентировало все вооружение Германии, включая военные силы и бронетехнику. Строгие условия договора привели лишь к тому, что в скором времени Германия занялась разработкой, а затем и производством новой военной техники секретно.

После разработки и проведения всех необходимых испытаний тестовой модели этот легкий немецкий танк был запущен в производство. По официальным данным, с 1934 по 1936 год было создано порядка 1100 экземпляров. После того как первые образцы были переданы в войска, оказалось, что танк не способен развивать достаточно высокую скорость. После этого на его базе были созданы две модификации: Pzkpfw I Ausf.A и PzKpfw I Ausf.B. После незначительных изменений корпуса, ходовой и двигателя танк уже представлял серьезную опасность для вражеской бронетехники.

Боевое крещение PzKpfw I состоялось в Испании во время Гражданской войны 1936 – 1939 годов. Во время первых же боев стало понятно, что немецкий танк едва ли сможет сражаться против советского Т-26. Несмотря на то что орудие PzKpfw I достаточно мощное, оно не может пробить Т-26 с больших дистанций, в то время как для советской машины это не было проблемой.

Поскольку технические характеристики этой комплектации оставляли желать лучшего, большая часть экземпляров была потеряна на полях сражений. На протяжении почти всей Второй мировой танки находились на вооружении вермахта, хотя на них и лежали второстепенные задачи.

КВ-13 — машина, опередившая время лет на сто

Трудно в это поверить, но уже с начала 1942 года в Челябинске пытались создать бронетехнику с дизель-электрическими силовыми установками, своеобразные тепловозы на гусеницах.

Взрыв редкой российской авиабомбы показали на видео

Сам проект КВ-13 был оригинальным во всех отношениях. По массе он должен был соответствовать среднему танку, а по бронезащите — тяжелому. Практически это удалось реализовать уже после войны — в танке Т-54. Первый прототип КВ-13 изготовили весной 1942 года, дальше шла его доработка и даже кардинальная переработка.

В июне 1944 года вышел приказ Государственного комитета обороны и Наркомата танковой промышленности, который положил начало практическим работам по созданию танка с электромеханической трансмиссией. Начались работы над «Объектом 253». Базой служил танк КВ-13.

Электротрансмиссия, как ожидалось, должна была обеспечить более высокую подвижность боевой машины, улучшить ее приемистость и управляемость.

Основой силовой установки «Объекта 253» стал дизельный двигатель В-12У мощностью 700 л.с. Он соединялся с главным генератором ДК-305А. В состав электрических систем перспективного танка вошел еще один генератор, СГ-1А. Задачей этого трехфазного генератора была выработка тока для питания вентиляторов охлаждения дизеля и тяговых электродвигателей, а также для питания агрегата подзарядки аккумуляторов. Для питания цепей возбуждения генераторов СГ-1А и ДК-305А, а также для энергоснабжения иных агрегатов танк получил два генератора постоянного тока Г-73.

Военная хитрость: как 375 красноармейцев разбили более 4 тыс. басмачей

Для передвижения «Объекта 253» использовались тяговые электродвигатели ДК-302А и ДК-302Б мощностью по 164 кВт, передающие крутящий момент на ведущие колеса через бортовые редукторы. Мощность двигателей предлагалось менять путем регулирования силы тока в обмотке возбуждения главного генератора.

Конструкторские идеи представлялись вполне реализуемыми. Увы, элементная база и общий технологический уровень отечественной промышленности того времени были далеко не на самом высоком уровне. Электрическая трансмиссия получилась работоспособной, но слишком большой по габаритам и тяжелой. Так, общая масса всех агрегатов электротрансмиссии достигла 3850 кг, в то время как чисто механическая трансмиссия танка ИС-2 весила 980 кг. А общая масса «Объекта 253» дошла до 54 тонн.

Было ясно, что «электрический танк» до серии не дойдет. Но поражает скорость реализации совершенно прорывных идей. Разработка «Объекта 253» началась в июне 1944 года, а строительство опытного танка завершилось в уже ноябре того же года. Танк-прототип прошел около 10 км и остановился из-за поломки электрооборудования. Остановка стала вечной. Не спасло проект даже то, что «электрическому танку» дали имя ИС-6.

Российские танки были и остались лучшими в мире

К идее танков с электромеханической силовой установкой конструкторы возвращались на протяжении всей второй половины ХХ века. Ничего не получилось. Вполне возможно, лишь танки четвертого поколения в середине XXI века станут действительно электрическими.

А символом танкостроителей Кировского завода стал тяжелый ИС-2 — настоящий танк Победы в Великой Отечественной. Разработал его, увы, мало кому известный инженер Николай Федорович Шашмурин. Он не искал славы, всегда был в тени официально великих танковых конструкторов — Котина и Духова. Но именно Шашмурин был той рабочей лошадкой, благодаря усилиям которой появились действительно лучшие тяжелые танки Советского Союза.

Боевое применение

Первой серьезной кампанией, в которой принял участие Pz.IV, стала война против Польши. Ранние модификации танка имели слабое бронирование и становились легкой добычей польских артиллеристов. Во время этого конфликта немцы потеряли 76 единиц Pz.IV, 19 из которых – безвозвратно.

В боевых действиях против Франции противниками «четверок» были не только противотанковые орудия, но и танки. Достойно показали себя французские Somua S35 и английские «Матильды».

В немецкой армии танковая классификация происходила на основе калибра орудия, поэтому Pz.IV считался тяжелым танком. Однако с началом войны на Восточном фронте немцы увидели, что такое настоящий тяжелый танк. СССР имел подавляющее преимущество и в количестве боевых машин: в начале войны в западных округах находилось более 500 танков КВ. Короткоствольная пушка Pz.IV не могла причинить этим исполинам никакого вреда даже на ближних дистанциях.

Надо отметить, что германское командование очень быстро сделало выводы и начало модификацию «четверок». Уже в начале 1942 года на Восточном фронте начали появляться модификации Pz.IV с длинным орудием. Также была увеличена броневая защита машины. Все это дало возможность немецким танкистам бороться с Т-34 и КВ на равных. Учитывая лучшую эргономику немецких машин, отличные прицельные приспособления, Pz.IV стал весьма опасным соперником.

После установки на Т-IV длинноствольного орудия (48 калибров) ее боевые характеристики возросли еще больше. После этого немецкий танк мог поражать как советские, так и американские машины, не входя в зону досягаемости их орудий.

Следует отметить быстроту, с которой в конструкцию Pz.IV вносились изменения. Если брать советскую «тридцатьчетверку», то многие ее недостатки было вскрыты еще на этапе заводских испытаний. Для руководства СССР понадобилось несколько лет войны и огромные потери, чтобы приступить к модернизации Т-34.

Немецкий танк Т-IV можно назвать весьма сбалансированной и универсальной машиной. У более поздних тяжелых немецких машин наблюдается явный перекос в сторону защищенности. «Четверку» можно назвать уникальной машиной с точки зрения резерва для модернизации, заложенного в ней.

Нельзя сказать, что Pz.IV был идеальным танком. У него были недостатки, главными из которых можно назвать недостаточную мощность двигателя и устаревшую подвеску. Силовая установка явно не соответствовала массе поздних моделей. Использование жесткой рессорной подвески уменьшало маневренность машины и ее проходимость. Установка длинной пушки значительно увеличивала боевые характеристики танка, но она создавала дополнительную нагрузку на передние катки танка, что привело к его значительному раскачиванию машины.

Не слишком удачным решением стало и оснащение Pz.IV противокумулятивными экранами. Кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны только увеличивали массу машины, ее габариты и ухудшали обзор экипажу. Также весьма дорогостоящей идеей была окраска танков циммеритом – специальной противомагнитной краской против магнитных мин.

Однако самым большим просчетом немецкого руководства многие историки считают начало производства тяжелых танков «Пантера» и «Тигр». Практически всю войну Германия была ограничена в ресурсах. «Тигр» был действительно отличным танком: мощным, удобным, обладающим смертоносным орудием. Но и очень дорогим. Кроме того, и «Тигр», и «Пантера» так и смогли до конца войны избавиться от многих «детских» болезней, которые присущи любой новой технике.

«Дедушка» советского танкостроения Т-18

С чего-то нужно было начинать. Точкой отсчета можно считать Т-18, ставший первым серийно выпускавшимся советским танком. Его производили в 1928-1931 годах, построили 9 сотен экземпляров. Потомками этого «дедушки» советского танкостроения можно считать все танки СССР и России. Базой для его создания послужил все тот же Рено-17. Работа конструкторов осложнялась необходимость «изобретать велосипед», поскольку не все детали и узлы сохранились после Гражданской войны. Танк был легким, вооружение состояло из одного пулемета. Вплоть до конфликта на озере Хасан он оставался на службе, а главная ценность этой машины в том, что она положила начало советской танкостроительной школе.

Легкий танк Т-70

Слабость Т-60 была видна с самого начал разработки, поэтому уже осенью 1941 года в конструкторском бюро Горьковского автозавода был разработан более мощный танк Т-70. Вместо 20-мм пушки, установленной на Т-60, Т-70 приобрел орудие калибром 45 мм. Было увеличено лобовое борирование (45 мм. против 35 мм. Т-70), увеличена длина танка.

Соответственно выросла и масса машины, которая теперь составляла 9,2 тонны (Т-60 имел массу в 6,4 тонны). Как и в танке Т-60, экипаж составлял 2 человека.  Т-70 был принят на вооружение в январе 1942 года, а первое боевое применение танков состоялось на Юго-Западном фронте в ходе Второй битвы ха Харьков, закончившейся поражением наших войск.

Наибольшее количество этих машин было задействовано в битве на Курской дуге. Так, части Центрального фронта накануне сражения насчитывали 1653 танка, 369 из них являлись Т-60. Курская битва показала нецелесообразность применения легких танков в открытом бою.

К весне 1944-го Т-70 практически исчезли из танковых частей. В дальнейшем они использовались в качестве командирских машин в самоходно-артиллерийских дивизионах. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях. На базе танка была изготовлена самая массовая самоходная установка СУ-76. Всего же с марта 1942-го по осень 1943 было изготовлено 8226 машин. Таким образом, Т-70 стал вторым танком по количеству выпущенных машин после знаменитого Т-34.

Первые советские танки

«Русский Рено»

Первым советским танком собственной постройки был так называемый танк «Русский Рено», фактически не лицензионная копия французского танка FT-17, несколько образцов которых было захвачено красногвардейцами в боях за Одессу. Производство «Русского Рено» было организовано методом «обратной сборки» — сперва FT-17 разобрали до винтика, изучили, а затем стали собирать свои собственные танки.

Первый «Русский Рено» был собран в 1920 г., всего же было построено 15 машин. Не один из них не участвовал в боевых действиях и к началу 1930-х г.г. не числился в действующей армии.

«Русский Рено» — танк в стиле революции 1917 года: было ваше — стало наше.

Легкий танк Т-18 или МС-1

Первый танк не только полностью спроектированный в СССР, но и выпущенный довольно большой партией в 960 экземпляров. В производство танка Т-18 (или «танк малый сопровождения — 1», МС-1) пошел в 1927 году и производился до 1931 г. Вооруженный 37-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом, Т-18 по всем характеристикам был ничуть не лучше и не хуже западных образцов. Таким образом, можно сказать, что с началом его производства, СССР ликвидировал десятилетнее отставание от запада в производстве танков.

В основном использовался как учебная боевая машина, хотя некоторые из Т-18 дожили аж до 1941 г. и успели принять участие в Великой Отечественной войне… правда в качестве несамоходных огневых точек — ДОТ.

Малый танк сопровождения Т-18 — влияние FT-17 все ещё чувствуется, однако, машина уже целиком советская

Легкий танк Т-19

Танк Т-18 был далеко не так хорош, как хотелось бы его создателям,поэтому сразу же после запуска его в серийное производство, были начаты работы над Т-19, представлявшем собой не «доработанную версию» Т-18, а совершенно новую машину. Надо сказать, что для своего времени машина получилась очень передовой — и химическая атака ей была не страшна, и съемные понтоны для формирования рек предусмотрены… но только стоило все это добро совершенно неподъемных для ещё только восстанавливающегося СССР денег, да и в производстве было сложновато. В итоге, место Т-19 занял английский «Виккерс 6 тонн», а точнее его советская модификация — Т-26.

Не окажись под рукой уже готового «Виккерса», возможно основу танковых сил СССР составляли бы танки Т-19

Средний танк Т-24

В 1931 году СССР «выкатил» и свой первый средний танк Т-24. Т-24 имел не 1, а 2 башни стоящие одна на другой и весьма грозное вооружение: 45-мм пушку и 3 пулемета. Конструктивно танк представлял собой увеличенный в размерах Т-18, однако значительно возросшая масса заставила создать для танка и новую ходовую часть.

Хотя в серийное производство Т-24 и не пошел (изготовлено 20 танков Т-24), на его шасси в дальнейшем производились отличные гусеничные артиллерийские тягачи «Коминтерн» и «Ворошиловец», а советские конструкторы успешно решили ряд сложных технических проблем.

Советский танк Т-24 — последняя чисто советская разработка перед длинной чередой западных заимствований

Танкетка Т-27

Одновременно с танком Т-18 в СССР было принято решение строить и легкие танкетки с пулеметным вооружением, в бою сопровождающие и прикрывающие танки. Сначала на шасси Т-16 (так обозначали прототипы Т-18) советские конструкторы пытались соорудить что-то свое, но в итоге предпочтение отдали лицензионному выпуску английской танкетки «Карден-Лойд» Мк VI.

Правда, в базовом виде английская танкетка командование не устраивала, поэтому была существенно переработана (увеличен и усилен корпус, изменена ходовая часть и т.д.) и в итоге вообще мало напоминала оригинальную конструкцию и носила собственный индекс: танкетка Т-27. К началу войны в войсках почти не встречалась и считалась устаревшей.

Т-27. Трудно поверить, но в недрах этих броне-ящичков на гусеницах умещались два взрослых человека

Танк ÐС-2

Ð¢Ð°Ð½ÐºÐ¾Ð²Ð°Ñ ÑволÑÑÐ¸Ñ ÑазвивалаÑÑ ÑÑÑемиÑелÑно. ÐÑоÑивники поÑÑоÑнно вÑводили на «Ñинг» вÑе более ÑÑовеÑÑенÑÑвованнÑÑ Ð±Ð¾Ð¹Ñов. ÐС-2 ÑÑал доÑÑойнÑм оÑвеÑом СССР. ТÑжелÑй Ñанк пÑоÑÑва оÑнаÑалÑÑ 122 мм гаÑбиÑей. ÐÑли ÑнаÑÑд из ÑÑого оÑÑÐ´Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð´Ð°Ð» в здание, Ñо оÑ него, по ÑÑÑи, оÑÑавалиÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ ÑÑинÑ.

ÐÑоме гаÑбиÑÑ, в аÑÑенале ÐС-2 ÑиÑлилÑÑ 12,7 мм пÑÐ»ÐµÐ¼ÐµÑ ÐШÐ, ÑаÑположеннÑй на баÑне. ÐÑли, вÑпÑÑеннÑе из ÑÑого оÑÑжиÑ, пÑобивали даже ÑамÑÑ ÑолÑÑÑÑ ÐºÐ¸ÑпиÑнÑÑ ÐºÐ»Ð°Ð´ÐºÑ. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ñ вÑагов пÑакÑиÑеÑки не бÑло ÑанÑов ÑпÑÑÑаÑÑÑÑ Ð¾Ñ гÑозного меÑаллиÑеÑкого монÑÑÑа. ÐÑÑгое важное доÑÑоинÑÑво Ñанка â ÑÑо его бÑониÑование. Ðно доÑÑигало 120 мм.


ÐС-2, 1943. ÐÑÑоÑник: wikipedia.org

Ðе обоÑлоÑÑ, конеÑно, и без минÑÑов. Ðлавное â ÑопливнÑе баки в оÑделении ÑпÑавлениÑ. ÐÑли пÑоÑивник ÑмÑдÑÑлÑÑ Ð¿ÑобиÑÑ Ð±ÑонÑ, Ñо Ñ Ñкипажа ÑовеÑÑкого Ñанка пÑакÑиÑеÑки не бÑло ÑанÑов ÑпаÑÑиÑÑ. Ð¥Ñже вÑего пÑиÑодилоÑÑ Ð¼ÐµÑаникÑ-водиÑелÑ. ÐÐµÐ´Ñ Ñ него не бÑло ÑобÑÑвенного лÑка.

Советские фильмы про танкистов

На войне как на войне (1968)

Советский военный фильм про танкистов Великой Отечественной войны снят режиссером В. Трегубовичем по одноименному произведению В. Курочкина. Действие происходит в период освобождения Украины. В качестве командира экипажа самоходки назначают вчерашнего выпускника училища Малешкина. Более опытные, старшие подчиненные поначалу не воспринимают парня всерьез. После первого сражения Малешкин завоевывает авторитет.

В главных роляхМихаил Кононов, Олег Борисов, Федор ОдиноковСтранаСССРРейтингКинопоиск – 8.2, IMDb – 8.0Возрастные ограничения12+

Освобождение: Огненная дуга (1968)

В подборку лучших входит первый фильм масштабной исторической киноэпопеи Ю. Озерова про танковое сражение, произошедшее летом 1943 года на подступах к Курску. Наряду с многочисленными батальными сценами в фильме детально описаны личные судьбы героев, сражавшихся на фронте, трудившихся в тылу, деятельность разведок и штабов.

В главных роляхМихаил Ульянов, Николай Олялин, Лариса ГолубкинаСтранаСССР, Польша, Югославия, Германия (ГДР), ИталияРейтингКинопоиск – 8.2, IMDb – 7.3Возрастные ограничения12+

Жаворонок (1964)

Советский художественный фильм про танки, основанный на реальных событиях, номинировался на Каннский кинофестиваль. В глубоком тылу фашисты испытывают новый танк. Для улучшения боевых характеристик немцы используют в качестве движущейся мишени советскую боевую машину с экипажем из военнопленных. Солдаты решаются на побег и пробуют вырваться из кольца под непрекращающимся обстрелом.

В главных роляхВячеслав Гуренков, Геннадий Юхтин, Валерий ПогорельцевСтранаСССРРейтингКинопоиск – 7.7, IMDb – 7.1Возрастные ограничения12+

Главный конструктор (1980)

В топ фильмов про танки входит картина В. Семакова, рассказывающая историю создания знаменитого Т-34. Картина снята по повести Я. Резника «Сотворение брони». Зимой 1940-го молодой конструктор Кошкин становится начальником конструкторского бюро одного из военных заводов. Команда КБ под его руководством создает 2 демонстрационные машины, но в Москве их вычеркивают из заявки на показ. Тогда Кошкин отправляется в столицу своим ходом.

В главных роляхБорис Невзоров, Юрий Каюров, Николай ПеньковСтранаСССРРейтингКинопоиск – 7.3, IMDb – 7.1Возрастные ограничения12+

Танк «Клим Ворошилов-2» (1990)

Кино про танкистов времен Великой Отечественной войны 1941-1945-х снято по одноименному произведению Валерия Золотухи. В начале военных действий случайные люди находят брошенный тяжелый танк. Новый экипаж восстанавливает боевую машину. Командир решает догнать отступающие части Красной Армии, чтобы продолжить воевать. Но внезапно экипаж меняет решение, остается защищать городок.

Не пропустите: Лучшие фильмы о войне, которые стоит посмотреть

В главных роляхМихаил Никитин, Вадим Гордон, Сергей ДрейденСтранаСССРРейтингКинопоиск – 7.0, IMDb – 7.3Возрастные ограничения6+

Экипаж машины боевой (1983)

Действие фильма происходит летом 1943 года, в один из недолгих периодов затишья на фронте. Командир подбитого танка Меньшов тяжело ранен, но после выздоровления вновь отправляется на передовую. Несмотря на приказ командования не вступать в бой, беречь силы, Меньшов решает уничтожить танк, подбивший его машину.

В главных роляхВладимир Вихров, Леонид Яновский, Сергей МаковецкийСтранаСССРРейтингКинопоиск – 6.8, IMDb – 5.9Возрастные ограничения12+

Комбаты (1983)

В следующем фильме из нашей подборки трое друзей – Седов, Лихачев, Зверко – готовятся к танковым боям. Во время учения майор Седов направляет свои танки через болото, чтобы первым выполнить задачу. Но он жестоко поплатился за дерзкое решение. Одна из боевых машин переворачивается, оказывается в болоте

Его товарищ Лихачев проявляет осторожность, идет в обход опасного места

В главных роляхЕвгений Меньшов, Тимофей Спивак, Александр НемченкоСтранаСССРРейтингКинопоиск – 6.8Возрастные ограничения12+

От идеи к созданию

Далеко не все знают, что впервые идея машины на гусеничном ходу появилась в России, ещё в 1878 году. В мае 1915 года начались испытания бронированной машины Пороховщикова под названием Вездеход. Говоря откровенно, на танк она была похожа мало. Несмотря на броню и вращающуюся башню с пулемётом, машина приводилась в движение одной широкой гусеницей, а управлялась колёсами по бокам. Проходимость оказалась великолепной.

В этом же году начались испытания крайне необычного советского танка конструкции Лебеденко. Он смахивал на гигантский орудийный лафет с огромными колёсами, приводившими его в движение. Конструктор считал, что танк с лёгкостью преодолеет траншеи, ямы, деревья и прочие препятствия, однако, этого не произошло. Гигант застрял прямо на испытаниях, после чего стоял много лет, дожидаясь отправки на металлолом.

КВ-8 стал огнеметным

Параллельно с работами над КВ-7 шла доводка огнеметного танка КВ-8, работы над которым начались еще до начала войны — с весны 1941 года. В качестве огнемета планировалось установить систему «АТО-41». Дальность огнеметания стандартной смесью из мазута и керосина составляла 60-70 метров, а вязкой смесью — до 110 метров. Оружие могло стрелять как одиночными выстрелами, так и очередями по 4-5 залпов каждые 3 секунды, разовый расход смеси составлял примерно 10 литров.

«Катюша»: Главные секреты легендарного оружия Победы

Однако система «АТО-41» не влезала в башню КВ-1 — мешали габариты 76-мм пушки Ф-32. Решено было заменить ее на более компактную 45-мм пушку. Чтобы скрыть от противника слабость нового орудия на пушку надевался декоративный кожух-труба, что создавало видимость пушки калибра 76-мм.

В результате на КВ-8 удалось разместить огнемет «АТО-41», в боекомплект которого входили 107 запальных патронов и 5 резервуаров с горючей смесью — 2 в башне, 1 в боевом отделении и 2 в отсеке трансмиссии. Общий объем баков составлял 960 литров. Обслуживать машину должен был экипаж из четырех человек.

В 1942 году появилась значительно усовершенствованная модель огнемета — «АТО-42». Ее стали устанавливать также на более совершенную и более скоростную модификацию — КВ-1С. Огнеметные танки поступили на вооружение.

Всего за годы войны было выпущено 102 танка КВ-8 и 25 танков КВ-8С. Эти машины неплохо показали себя в различных боях. В том числе, в битве за Сталинград. Огнеметные танки не стали массовыми, но свой вклад в общую Победу внесли. К тому же, подобных боевых машин, созданных на базе тяжелых танков, на тот момент не имела ни одна армия.

Дизайн прототипа «Круппа»

Первоначально предполагалось, что немецкий танк Т-4, технические характеристики которого были определены в 1934 году ваффенамтом, будет выполнять функции «сопровождающего транспортного средства», чтобы скрыть его истинную роль, запрещенную условиями Версальского договора.

Участие в разработке концепции принимал Хайнц Гудериан. Эта новая модель должна была стать танком поддержки пехоты и размещаться в арьергарде танковых дивизий. Планировалось, что на уровне батальона одна такая машина должна приходиться на каждые три Panzer III. В отличие от Т-3, оснащенного вариантом стандартной 37-мм пушки Pak 36 с хорошими противотанковыми характеристиками, короткий ствол гаубицы Panzer IV мог быть использован против всех видов укреплений, блокгаузов, дотов, противотанковых пушек и артиллерийских позиций.

Вначале лимит веса боевой машины составлял 24 тонны. Компании MAN, Krupp и Rheinmetall-Borsig создали три прототипа, и Krupp получил главный контракт. Подвеска сперва была совершенно новой, с шестью чередующимися колесами. Позже армия потребовала установить стержневые рессоры, обеспечивавшие лучшее вертикальное отклонение. По сравнению с предыдущей системой, это делало ход более плавным, но необходимость в новом танке остановила дальнейшие разработки. Krupp вернулся к более традиционной системе с четырьмя сдвоенными колесными тележками и листовыми рессорами, облегчающими обслуживание. Планировался экипаж из пяти человек – трое находилось в башне (командир, заряжающий и наводчик), а водитель с радистом – в корпусе. Боевое отделение было относительно просторным, с улучшенной звукоизоляцией заднего моторного отсека. Немецкий танк Т-4 внутри (фото в материале это иллюстрируют) оснащался системой бортовой связи и радио.

Хотя это не очень заметно, но корпус Panzer IV асимметричный, башня смещена на 6,5 см влево, а двигатель – на 15 см вправо. Это было сделано для того, чтобы непосредственно соединить кольцо башни с трансмиссией для более быстрого ее поворачивания. Ящики с боеприпасами вследствие этого располагались справа.

Прототип, разработанный и построенный в 1936 году на заводе Krupp AG в Магдебурге, был обозначен Управлением вооружений сухопутных сил как Versuchskraftfahrzeug 622. Тем не менее в новой довоенной номенклатуре он быстро стал известен как Pz.Kpfw.IV (Sd.Kfz. 161).

Танк имел бензиновый двигатель Maybach HL108TR мощностью 250 л. с., и коробку SGR 75 c пятью передними и одной задней передачами. Максимальная скорость на испытаниях на ровной поверхности составляла 31 км/ч.

75-мм пушка – низкоскоростная Kampfwagenkanone (KwK) 37 L/24. Это орудие предназначалось для стрельбы фугасными снарядами по бетонным укреплениям. Тем не менее некоторую противотанковую способность обеспечивал бронебойный снаряд ​​Panzergranate, скорость которого достигала 440 м/с. Он мог пробить 43-мм лист стали на расстоянии 700 м. Два пулемета МГ-34 завершали вооружение, один соосный и другой в передней части машины.

В первой партии танков типа A толщина брони корпуса не превышала 15 мм и башни – 20 мм. Хотя это и была закаленная сталь, такая защита могла противостоять только легкому огнестрельному оружию, легкой артиллерии и осколкам гранатометов.

Колесно-гусеничная концепция

Середина 30-х годов ознаменовалась расцветом колесно-гусеничной концепции. Суть ее сводилась вкратце к тому, что в грядущих наступательных операциях приоритетным фактором успеха будет скорость, а достигать ее смогут машины, двигающиеся по европейским шоссе подобно автомобилям. Но до хороших дорог еще нужно добраться, преодолев хроническое российское бездорожье. Гусеницы могли понадобиться и для того, чтобы пересечь укрепрайоны, траншеи и рвы. Недооценивать противника не следовало, он обязательно применил бы все известные способы защиты.

Так возникла идея о гибридной ходовой части, предусматривающей возможность начальный этап наступления проводить на гусеницах, затем их сбрасывать, а далее развивать успех, используя фактически колесные танки. СССР готовился к наступательной быстротечной войне на чужой территории, сопровождаемой незначительными потерями, при поддержке восставшего пролетариата освобождаемых стран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector