Российские танки и бронетехника
Содержание:
Танки на вооружении России: Т-64
Данная модель была спроектирована еще в 1960 г., ее серийное производство началось с 1963-го, а на вооружение она была принята в 1967-м. В конструкции этой машины использовалась улучшенная версия традиционной компоновочной схемы башенной техники с задним расположением моторного отсека и раздельным размещением членов экипажа. На эти танки устанавливалась нарезная 100-миллиметровая пушка с боекомплектом из 50 снарядов. Примялись монолитная дифференцированная броня, двухтактный дизельный силовой агрегат, механическая трансмиссия. Лобовые элементы башни и кузова способны выдержать прямое попадание 100-миллиметрового бронебойного снаряда с дистанции в один километр. Как видите, данные танки на вооружении России находятся 47 лет, а это уже срок. В свое время Т-60 был отличным представителем танкового семейства и мог составить конкуренцию машинам, стоящим на вооружении блока НАТО, однако время идет, и технический парк требует модернизации, причем неотложной.
Формирования
Экипаж танка Т-26.
Представлены основные формирования танковых войск.
Название подразделения, части, соединения, объединения | В составе | Постоянное или временное |
---|---|---|
Экипаж (Отделение) | Танкового взвода | Постоянное |
Танковый взвод (тв) | Танковой роты | Постоянное |
Танковая рота (тр) | Танкового батальона | Постоянное |
Танковый батальон (тб) | Танкового полка | Постоянное |
Танковый полк (тп) | Танковой бригады | Постоянное |
Танковая бригада (тбр) | Танковой дивизии | Постоянное |
Танковая дивизия (тд) | Танкового корпуса | Постоянное |
Танковый корпус (тк) | Танковой армии | Постоянное |
Танковая армия (ТА) | Танковых войск | Постоянное |
Танковые войска (ТВ) | Сухопутных войск | Постоянное |
История
Танковые войска зародились перед, и получили опыт боевого применения в годы Первой мировой войны, в ряде вооружённых сил государств были представлены главным образом подразделениями и частями. Первое подразделение вооружённое боевыми бронированными машинами с которого начинается история нового рода войск (механизированных, броневых, танковых и т. п.) было создано в России 19 августа 1914 года.
Официальной же датой рождения танков принято считать 15 сентября 1916 года — в этот день впервые во время Первой мировой войны 1914—1918 гг. англичане применили в бою «Сухопутные броненосцы» — танки (32 машины Mark I) в бою в районе реки Сомма.
Чтобы доставить эти машины к полю боя незаметно, их спрятали в деревянные ящики, на которых сделали надпись «Tank», что в переводе с английского означает «бак», «резервуар». Слово «танк» прижилось и приобрело новое значение в России для боевой машины, а в английском языке применяется с уточнением — «боевой танк» (battle tank). А слово танк применяется гораздо шире, например в отношении бака автомобиля (Англия), ёмкостей в танкере (Россия) и так далее.
Первым создателем танка в классическом его виде, который и дошёл до наших дней, был Луи Рено, создавший самый массовый танк Первой мировой войны Renault FT-17 в декабре 1916 года.
Новый вид техники был восторженно принят в армиях участвовавших в войне и породил массу последователей. Русские офицеры, получая великолепное образование, как правило в артиллерийских, инженерных или морских военно-учебных заведениях, получали все знания инженеров-конструкторов, а прирождённый талант приводил к появлению новых изобретений, в том числе и в новом направлении военной мысли — бронетехнике.
Во время Первой мировой войны Российская империя, будучи союзником стран Антанты, показывала на военно-технических выставках и конференциях достижения русских военных изобретателей, в том числе и новое оружие — русские «вездеходы» и «трактора» (Ф. А. Блинова, Менделеева, Пороховщикова).
Вот как пишет об одном из русских проектов танков очевидец событий генерал-лейтенант А. В. Шварц в газете русской эмиграции «Россия» о первых опытах по штурму крепостей в 1914 году:
По оценке доктора военных наук Н. К. Шишкина, существует тенденция роста и удельного веса танков в составе общевойсковых группировок войск, участвующих в локальных войнах и вооружённых конфликтах. Например, в арабо-израильских войнах 1967 года участвовало 3 тыс. танков, в 1973 года — 6,7 тыс., в зоне Персидского залива («Буря в пустыне») — уже более 9 тыс. и т. д. По мнению учёного, в обозримом будущем альтернативы танкам не предвидится.
Новые варианты боевой машины марки «Т»
Время не стояло на месте, как и развития техники. После легендарного танка Т-34, который практически стал залогом успешных наступательных операций во время Второй мировой войны, конструкторское бюро в Нижнем Тагиле получила пособия заданием, сконструировать модернизированную модель самого мощного и популярного танка.
Уже не было надобности создавать тяжёлые Танки для городских боев. Красной армии нужны были средние танки, которые могли бы быстро двигаться по разным препятствием и не уступают по своей мощи и силе танкам противника, которые в свою очередь также активно развивали военную технику. Таким образом мир увидел танк Т-54. Он на долгое время оставался на вооружении в Красной армии и являлся основной боевой машиной. Позже на основании Т-54 была создана новая модель, которая получила название Т-55. Основной особенностью этой боевой машины была возможность преодолевать большие расстояния А также проезжать через водные преграды любой глубины.
Легендарный средний танк Т-34
Даже для современных машин боевой танк Т-55, который со временем был Ещё более модернизированная и улучшен, является достаточно Грозным противником. Боевая масса составляла приблизительно 37 тонн, что давало возможность этой техники быстро двигаться и выполнять свои боевые задачи на широких участках фронта, а также работать на местности с достаточно сложным рельефом. В экипаже, как и раньше состояла в четверо человек. Башня была защищена броней, толщина которой составляла 200 мм. На вооружение стояла нарезная пушка калибром 100 мм а также два пулемета. Всё комплект худели 43 снаряда а также 3500 патронов для пулеметов.
Танки Т-54 и Т-55 принимали участие во многих военных конфликтах, учитывая также и конфликты, состоявшиеся в наше время. Они справлялись со своими задачами достаточно эффективно. Эти боевые машины успешно применялись как орудия поддержки пехоты в войне в Афганистане а также в ирано-иракской войне. Подобная техника очень часто шла на экспорт и применялась разными странами для вооружения своих армий. По подсчетам экспертов всего в Советском Союзе была выпущена более чем 50000 единиц танков Т-55 и Т-54.
Позже были также с конструированием и изготовлены новые виды подобного вооружения. Например танк Т-62 стал более эффективным, мощным и более современным, он применяется и в настоящее время.
КВ-13 — машина, опередившая время лет на сто
Трудно в это поверить, но уже с начала 1942 года в Челябинске пытались создать бронетехнику с дизель-электрическими силовыми установками, своеобразные тепловозы на гусеницах.
Взрыв редкой российской авиабомбы показали на видео
Сам проект КВ-13 был оригинальным во всех отношениях. По массе он должен был соответствовать среднему танку, а по бронезащите — тяжелому. Практически это удалось реализовать уже после войны — в танке Т-54. Первый прототип КВ-13 изготовили весной 1942 года, дальше шла его доработка и даже кардинальная переработка.
В июне 1944 года вышел приказ Государственного комитета обороны и Наркомата танковой промышленности, который положил начало практическим работам по созданию танка с электромеханической трансмиссией. Начались работы над «Объектом 253». Базой служил танк КВ-13.
Электротрансмиссия, как ожидалось, должна была обеспечить более высокую подвижность боевой машины, улучшить ее приемистость и управляемость.
Основой силовой установки «Объекта 253» стал дизельный двигатель В-12У мощностью 700 л.с. Он соединялся с главным генератором ДК-305А. В состав электрических систем перспективного танка вошел еще один генератор, СГ-1А. Задачей этого трехфазного генератора была выработка тока для питания вентиляторов охлаждения дизеля и тяговых электродвигателей, а также для питания агрегата подзарядки аккумуляторов. Для питания цепей возбуждения генераторов СГ-1А и ДК-305А, а также для энергоснабжения иных агрегатов танк получил два генератора постоянного тока Г-73.
Военная хитрость: как 375 красноармейцев разбили более 4 тыс. басмачей
Для передвижения «Объекта 253» использовались тяговые электродвигатели ДК-302А и ДК-302Б мощностью по 164 кВт, передающие крутящий момент на ведущие колеса через бортовые редукторы. Мощность двигателей предлагалось менять путем регулирования силы тока в обмотке возбуждения главного генератора.
Конструкторские идеи представлялись вполне реализуемыми. Увы, элементная база и общий технологический уровень отечественной промышленности того времени были далеко не на самом высоком уровне. Электрическая трансмиссия получилась работоспособной, но слишком большой по габаритам и тяжелой. Так, общая масса всех агрегатов электротрансмиссии достигла 3850 кг, в то время как чисто механическая трансмиссия танка ИС-2 весила 980 кг. А общая масса «Объекта 253» дошла до 54 тонн.
Было ясно, что «электрический танк» до серии не дойдет. Но поражает скорость реализации совершенно прорывных идей. Разработка «Объекта 253» началась в июне 1944 года, а строительство опытного танка завершилось в уже ноябре того же года. Танк-прототип прошел около 10 км и остановился из-за поломки электрооборудования. Остановка стала вечной. Не спасло проект даже то, что «электрическому танку» дали имя ИС-6.
Российские танки были и остались лучшими в мире
К идее танков с электромеханической силовой установкой конструкторы возвращались на протяжении всей второй половины ХХ века. Ничего не получилось. Вполне возможно, лишь танки четвертого поколения в середине XXI века станут действительно электрическими.
А символом танкостроителей Кировского завода стал тяжелый ИС-2 — настоящий танк Победы в Великой Отечественной. Разработал его, увы, мало кому известный инженер Николай Федорович Шашмурин. Он не искал славы, всегда был в тени официально великих танковых конструкторов — Котина и Духова. Но именно Шашмурин был той рабочей лошадкой, благодаря усилиям которой появились действительно лучшие тяжелые танки Советского Союза.
Тяжелые танки категории «ИС»
Одним из первых тяжёлых танков после Второй мировой войны стала машина под названием «ИС». Конструкторы и разработчики не стали долго думать над названием этой боевой машины и назвали ее в честь вождя советского народа Иосифа Сталина.
Тяжелый танк «ИС-2»
Для того, чтобы эффективно и быстро окончить Вторую Мировую войну нужны были массированные и тяжёлые танки, которые хорошо бы справлялись со своими боевыми задачами в границах города, так как военное руководство Советского Союза знало, что последние оплоты защиты фашистов будут находиться именно в больших немецких городах, например в Берлине.
Какой танк мощнее на ваше усмотрение?
«ИС»»Т»
Нужно отметить, что танки класса «ИС» уже разрабатывались и использовались во время Второй мировой войны. Иосиф Сталин лично просматривал проект и чертежи будущего танка. Он утвердил, что его вес должен составлять 46 тонн. Но во время разработки этот вес значительно был увеличен и поэтому разработка велась в строжайшей секретности для того, чтобы преждевременно не злить руководство.
В танке ИС-4 по сравнению с его предыдущей версией, была значительно утолщена броня, а также увеличен калибр орудия. Экипаж размещался совершенно по-новому. Нужно отметить, что эти танки хорошо показали себя во время проведения наступательных операций во Второй мировой войне. Несмотря на свой вес и массивность, они были достаточно хорошо подвижными и маневрировали по улицам городов, которые освобождала Красная армия.
После 1944 года конструкторские бюро и военные эксперты решили изобрести еще более новый танк. На основании всех своих ранее изготовленных орудий и боевых машин, конструкторы решили создать танк, который воплотит в себе весь опыт военных кампаний, в которых использовалась подобная техника. Таким образом мир увидел танк ИС-7.
Танк «ИС-7» в музее
Его проектирование началось сразу после войны в 1945 году летом. В крайне сжатые сроки были разработаны чертежи, а также схемы производства подобного танка и уже 9 сентября 1945 года этот проект был утвержден. Особенностью этой машины стали большие углы наклона броневых листов, которые придавали технике большей безопасности. Танк стал более устойчив к попаданиям снарядов противника, а также более быстрым на поле боя.
Образование танковых войск
Танковые войска Российской Федерации основаны в результате разделения ВС СССР между бывшими союзными республиками, который последовал в начале 1992 года, после Распада СССР в конце 1991 года (см. ОВС СНГ).
К моменту Распада СССР — Танковые войска СССР обладали значительной численностью. В результате гонки вооружения к началу 1960-х годов только на западном направлении было развернуто 8 танковых армий (из них 4 — в ГСВГ). На вооружение поступали танки новых серий: Т-64 (1967), Т-72 (1973), Т-80 (1976), ставшие основными танками Советской Армии. Они имели различную комплектацию по типу двигателей и других важных узлов, что осложняло подготовку специалистов для них и применение их в составе одних частей.
Согласно информации Министерства обороны СССР, на 1 января 1990 года в строю имелось 63 900 танков, 76 520 боевых машин пехоты и бронетранспортёров. В период 1955—1991 гг. советские танковые войска были сильнейшими в мире.
В соответствии с договором об обычных вооружённых силах в Европе от 19 ноября 1990 года Советский Союз обязался сократить обычные вооружения на Европейской территории до уровня 13 300 танков (имелось 20 694), 20 000 бронированных машин (имелось 29 348), 13 700 артиллерийских орудий. Договор окончательно поставил крест на возможности советского танкового броска, ознаменовав завершение эпохи великого танкового противостояния.
К моменту распада СССР на территории РСФСР находилось развёрнутыми 5 танковых дивизий:
- 1-я танковая Инстербургская Краснознамённая дивизия (г. Калининград, Корнево, Мамоново);
- 4-я гвардейская танковая Кантемировская ордена Ленина, Краснознамённая дивизия имени Ю. В. Андропова (г. Наро-Фоминск);
- 5-я гвардейская танковая Будапештская Краснознамённая Донская казачья дивизия (г. Кяхта);
- 21-я гвардейская танковая Витебская ордена Ленина, Краснознамённая, ордена Суворова дивизия (г. Белогорск, Екатеринославка);
- 40-я гвардейская танковая Померанская Краснознамённая, ордена Суворова дивизия (г. Советск);
не считая учебных, кадрированных и запасных..
Также отошли к Вооружённым силам России часть танковых соединений из состава ЗГВ и ЦГВ, находившиеся на территории стран Организации Варшавского Договора на момент Распада СССР, а также 39-й армии дислоцированной в Монголии:
Т-72Б3 68-го гвардейского танкового полка 150-й мотострелковой дивизии.
- ЗГВ
- 9-я танковая Бобруйско-Берлинская Краснознамённая, ордена Суворова дивизия;
- 10-я гвардейская танковая Уральско-Львовская ордена Октябрьской революции Краснознамённая, орденов Суворова и Кутузова добровольческая дивизия имени Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского;
- 12-я гвардейская танковая Уманская ордена Ленина Краснознамённая, ордена Суворова дивизия;
- 16-я гвардейская танковая Уманская ордена Ленина, Краснознамённая, ордена Суворова дивизия;
- 47-я гвардейская танковая Нижнеднепровская Краснознамённая, ордена Богдана Хмельницкого дивизия;
- 90-я гвардейская танковая Львовская ордена Ленина, Краснознамённая, ордена Суворова дивизия;
- ЦГВ
- 15-я гвардейская танковая Мозырская Краснознамённая, ордена Суворова дивизия;
- 31-я танковая Висленская Краснознамённая, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия;
- 39-я армия
- 2-я гвардейская танковая Тацинская Краснознамённая ордена Суворова дивизия;
- 51-я танковая дивизия.
Модернизация и механизация боевой техники в СССР
Центральный комитет партии в 1929 году принял специальное постановление, согласно которому в ближайшее время советская армия должна быть модернизирована и перевооружена. Чиновники требовали от конструкторов, а также руководителей Красной армии, чтобы в ближайшее время на вооружение поступили новые образцы танков, артиллерийских установок, а также самолетов.
Легкий танк Т-26
Кроме того, для руководителей армии ставились конкретные цели на ближайшие несколько лет. Красная армия должна превышать по своей численности любую армию в мире. Также на вооружении должны стоять новые виды самолетов, артиллерии и танков, которые должны быть разработаны и доставлены в армию. Чиновники планировали, что военные конструкторы в пятилетку смогут изготовить больше чем 1000 новых образцов танков.
Какой танк лучше?
Т-34Т-100
Нужно сказать, что на то время Советский Союз значительно отставал в своём развитии танкостроения от таких стран, как Великобритания, Франция и Германия. Например, в то время советский танковый полк полностью состоял из трофейных машины, которые были захвачены в разнообразных сражениях.
Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Для разработки и постройки танков была учреждена специальная организация. На то время главное конструкторское бюро уже предоставило один из первых советских танков Т-17.
Также был представлен проект танка Т-16, который являлся очень легким и на поле боя должен был передвигаться и обороняться с прикрытием пехоты. Также был представлен более тяжелый и совершенный танк Т-12. Именно он стал первым танком, который выпускал Харьковский завод, он в будущем будет производить большую часть советских танков, включая и легендарный Т-34.
Танк Т-12
В 1930 годах Т-16 модернизировали и он являлся основной боевой машиной Красной армии. Для своего времени он был достаточно маневренным, а также имел хорошее вооружение и броню. При поддержке пехоты этот танк на фронте имел возможность быстро маневрировать, а также проводить молниеносные атаки по менее подвижным танкам и машинам противника. Но, несмотря на свои положительные качества, эта машина была далеко не идеальной и имела сразу несколько больших минусов.
Например, башня танка, как и пулемёт были направлены в сторону друг друга, таким образом, что одновременно вести огонь с двух орудий не представлялось возможным. Поэтому уже в 1930 году этой танк опять модернизировали, в то время на него поставили абсолютно новую башню, которую разработали уже в СССР, а не по аналогу французского образца. В 1931 году этот танк был снят с вооружения советской армии. всего его выпустили в количестве 900 машин.
Застой
Казалось, что танки СССР захватят лидерство в мире, но этого не произошло. Первая мировая война прошла без отечественных машин, в Гражданской войне использовались зарубежные. В 1918 году наступило чёткое осознание необходимости разработки и производства отечественных танков. Захваченные французские Reno-FT, показанные на параде в Москве, скопировали на заводе Красное Сормово, создав первый образец 31 августа 1920 года под названием Танк М.
В 1925 году началось производство МС-1, отличавшегося низкой ценой и скопированного с Fiat-3000. Также разрабатывались другие модели. Выше ценой, сложнее в производстве, но не имевшие весомых преимуществ.
Началось порочное время подражания, когда за основу советских танков брались зарубежные образцы. Vickers Mk превратился в Т-26, Carden Loyd Mk VI в Т-27, Vickers Medium Mark III в Т-28, Independent в Т-35.
Серия быстроходных БТ создалась на базе танка Кристи. Они обладали великолепной подвижностью за счёт возможности колёсного хода, но были крайне ненадёжны.
Первые в мире
На свет появился Т-54, позже ставший Т-55 – самым массовым послевоенным танком, стоявшим на вооружении более чем у 30 стран.
В 1964 году выпустили Т-64, ставший родоначальником современных ОБТ и первым в мире танком с многослойной композитной бронёй. Механизм заряжания обеспечивал потрясающую скорострельность и очень плотную компоновку, сделавшую силуэт предельно низким.
1974 год подарил миру Т-72 – второй по массовости современный танк после Т-55, стоящий на вооружении до сих пор.
В 1976 году создали Т-80 – первый в мире серийный ОБТ с газотурбинной силовой установкой, обладающий великолепной подвижностью и хорошей бронёй.
Также постоянно появлялись проекты и экспериментальные машины, идеи которых актуальны и в наше время. Например, харьковский Боксер, он же Молот, получивший необитаемую башню со 152 мм пушкой.
Танки СССР за время своего развития получили ярко выраженные черты, позволяющие выделить их среди техники всех других стран. Максимальная технологичность и простота, резко дифференцированное бронирование, низкий силуэт, высокая подвижность, автомат заряжания и возможность стрельбы управляемыми ракетами через ствол основного орудия.
Challenger 2, Великобритания
Challenger 2 в отличие от остальных современных боевых машин укомплектован нарезным орудием диаметром 120 мм. Внутренняя нарезка позволяет эффективно поражать объекты на расстоянии свыше 5 километров. Challenger 2 — рекордсмен по дальности ведения танковых боев.
Этот танк является самым защищенным в мире. Особое бронирование, в основе которого — засекреченная броня Dorchester, состоящая из сплава стали, кевлара, керамики. Подобное соединение снижает мощность ударов от попадающих снарядов. Он способен эффективно противостоять оружию прямого наведения. Однако надежная броня значительно утяжелила . Challenger. В сочетании с двигателем относительно небольшой мощности это сделало танк медленным и неповоротливым.
Встроенная информационная система ведения боя и компьютерное управление огнем помогают в сложных условиях.
Эти танки отлично проявили себя в Иракской войне (2003 год). В битве за Басру бронетанковая бригада участвовала в наступлении на город. Позднее боевые машины вступили в бой с иракскими танками. Это было крупнейшее танковое сражение со времен Второй мировой войны — англичане смогли уничтожить 15 вражеских машин, не лишившись при это ни одного своего танка.
Горе-реформаторы
В принятой МО программе перевооружения было детально расписано, сколько бронетехники необходимо модернизировать, сколько новых танков следует изготовить. Правда, так и не ясно было, какие модели нужно выпускать: Т-90А или Т-95? В результате на решение грузинского конфликта отправили прошедшие через две чеченские войны потрепанные Т-72Б, а также прозванные «музейными» Т-62. Танковые войска в этой операции показали себя с наилучшей стороны, вследствие чего южная группировка получила на вооружение основной танк России — Т-90А. Наверное, для того, чтобы остудить воинствующего Саакашвили.
После описанных выше событий в стране начинается очередная реформа армии. В результате танковые войска России были низведены до уровня батальонов и немногочисленных бригад. Горе-реформаторы отказались от приобретения Т-90А, были полностью прекращены разработки нового боевого модуля «Бурлак». И, что самое главное, перспективный самый современный танк России — Т-95, — так и не сойдя с конвейера, был отправлен в утиль. Однако руководство страны вовремя одумалось, был снят с должности министр обороны и назначен новый. Результатом таких перемен стал новый серьезный проект в танкостроении – разработка новой платформы «Армата» на базе Т-95 и «Объекта 640» («Черный Орел»). «Армата» будет универсальной платформой для бронетехники нового поколения: САУ, танков, машин пехоты и поддержки, а также ремонтно-эвакуационной техники. Эта установка не имеет аналогов в мире, здесь собраны все инновационные разработки российских КБ.