Колесные танки: техника, так никогда и не вступившая в бой

Cколько колес у танка? — Из Одессы…

— Хм, ну давай посчитаем, что тут сложного, — почесав затылок, ответил я

-Ну вот танк, шесть с одной стороны, шесть с другой, значит 12

-Ответ неправильный,- ответил сын.

— Почему сынок, — как бы оправдываясь спросил я.— У меня же цвет волос не белый. Вот тут надо разобраться и залезть под танк, чтобы не было сомнений. Ну вот же, их 12

— Нет, — слышу в ответ.Блин, ну в чем подвох (привык уже к их школьным шуткам с приколами)

— А вот папа почему. Вот у этого танка 10 опорных катков и четыре шестерни, из них две ведущие. Вот так то.

— Видишь ?

— Посчитал ?

Вывод: склейка модели танка ребенку пошла на пользу.

— А эту штуку, папа отложим на следующий урок, — сказал сын.

Вот такая поучительная история.

Почему советская техника — «убийцы» колесных ЛТ

Только этим танкам по силам законтрить неуловимых колесников и обуздать их токсичность в рандоме.

Приветствуем, танкисты! С вами Wotpack и сегодня мы решили затронуть тему, которая снова бурно обсуждается в связи с началом «Линии Фронта».  За вчерашний день мы проанализировали лайфхаки и лучшие советы, как взять генерала на ЛФ и заметили такой момент, что большинство игроков, которые первыми достигли этого звания имеют в своем распоряжении премиумного Panhard EBR 75 FL 10.

А теперь посмотрим на ситуацию в рандоме. Многие игроки вообще недовольны появлением колесников, некоторые даже бросили играть после ввода их в игру. Особенно надоедать они начинают с 8 уровня, из-за своей высокой скорости и фугасов, бронепробитие которых равняется калибру орудия. А превосходная стабилизация орудия позволяет метко стрелять на ходу.

Примечательно, что даже проходимость по грунтам у них лучше, чем у гусеничных ЛТ.

Французские колесные ЛТ с 8 по 10 уровень почти не имеют конкурентов в популярности, при этом несмотря на большое количество играющих они сохраняют за собой лидирующие позиции по среднему урону за бой и проценту побед. За счет высокого пробоя осколочно-фугасных снарядов их прозвали «охотниками за ЛТ».

Но, не все им по зубам. Советские «крепкие орешки» не то просто пробить фугасом и уехать безнаказанным. В рандоме мы можем наблюдать три типа дуэлей:

  • EBR 75 FL 10 VS ЛТ-432;
  • Panhard EBR 90 VS Т-54 облегченный;
  • Panhard EBR 105 VS Т-100 ЛТ.

При этом не редки случаи, когда в одной команде есть колесник, а во второй нет. Дело в том, что балансировщик не распознает их как отдельных класс, поэтому одна из команд уже вначале боя в заведомо проигрышной ситуации, если колесному ЛТ противостоит, например «американец» или «немец».

Но все фишки колесников, которые дают преимущество над одноклассниками не срабатывают в случае с перечисленными советскими легкими танками.

Вот почему:

  • у них отличная динамика и маневренность, поэтому с активным светом они справляются превосходно, а закрутить их у колесников не получится;
  • стабилизация орудия хоть и похуже, но она все-таки отличная! Позволяет метко попадать в движении + снаряды имеют высокую скорость полета, что только способствует нанесению урона по быстро движущимся целям;
  • самое главное, что сводит на нет бронепробитие колесных фугасов — советское бронирование. В лобовой проекции ему не страшны бронебойные и фугасные снаряды.

В бою советские ЛТ контрят французских колесников, потому что те их не могут пробить в лоб, а зайти в корму или со стороны борта не получится, потому что юркие разведчики СССР обладают хорошей скоростью поворота шасси.  В динамике они уступают колесникам, если те включат скоростной режим, но все же смогут упорно преследовать свою цель, пока не загонят, потому что адекватные лтводы на колесах будут стараться всячески избегать дуэли 1 на 1.

За «французами» преимущество в незаметности, но «советы» от них не сильно отстают + у них выше радиус обзора. ЛТ СССР наиболее универсальные и не по зубам колесным имбам, поэтому если кто и сможет дать им достойный отпор в рандоме, так только они.

Читайте далее:

Глобальный нерф колесной техники

Топ 3 ЛТ 8 уровня в WoT

Топ 10 танков для взятия Генерала на Линии Фронта

Какие прем танки покупать, чтобы побеждать? 8 уровень

Какие танки качать, чтобы побеждать? 8 уровень

Русский дух

Идея колес-барабанов в те годы встречалась достаточно часто. Например, инженер Подольский в октябре 1915 года предложил машину на шестиметровых катках, приводимую в движение не силовым агрегатом, а ротой солдат. Для обстрела противника на бортах странных «катков» должны были располагаться башенки с пулеметами.

Были и другие интересные попытки. Например, в 1916 году в Технический комитет ГВТУ (Главного военно-технического управления) поступил проект 50-тонной машины на десяти высоких колесах, из которых шесть были ведущими, а четыре — поворотными. Корпус должен был иметь защиту из 9-мм брони, а сама она — двухъярусную компоновку: внизу двигатели и трансмиссия, вверху шесть пушек и шесть пулеметов.

В апреле 1917 года инженер-механик Навроцкий предложил 192-тонную машину «Улучшенная черепаха», причем опять в форме трицикла, только в отличие от американского и германского — развернутого на 180°. САУ Навроцкого имела приводной каток диаметром 6,5 м спереди и два задних, тоже с приводом, диаметром по 2,5 м. Внутри переднего катка по проекту размещались два двигателя по 150 л.с. и механизмы трансмиссии, а в выступающих сбоку спонсонах — две 203-мм гаубицы и два пулемета. Передний каток соединялся «блиндированными коридорами» с задней площадкой, где устанавливались два 152-мм орудия, четыре 102-мм и восемь 7,62-мм пулеметов. Бронирование составляло 20−30 мм, экипаж — 20 человек.

Конечно, о серийной постройке подобных монстров (а порой и об изготовлении опытного образца) речи не шло. Даже те системы, которые были изготовлены в единственном экземпляре, показали себя на испытаниях крайне плохо. Ни о каких впечатляющих характеристиках, приписываемых им инженерами, речи не шло. Поэтому уже к концу 1910-х идея танка на сверхбольших колесах умерла, так, по сути, и не родившись.

Статья «Большому танку – большие колеса» опубликована в журнале «Популярная механика»
(№8, Август 2013).

Колёсный танк — это… Что такое Колёсный танк?

«Колёсный танк» — неофициальный термин, употребляемый по отношению к ряду современных тяжёлых пушечных бронеавтомобилей (иногда классифицируемых также как колёсные истребители танков), основные характеристики которых близки к таковым у современных лёгких или, в случае с огневой мощью, даже основных боевых танков.

По сравнению с лёгкими танками такие бронеавтомобили обладают повышенной скоростью передвижения и меньшим воздействием на дорожное полотно при сравнимой проходимости на пересечённой местности (что обеспечивает специализированная многоосная полноприводная ходовая часть с системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах), а также сравнимыми огневой мощью и возможностью манёвра огнем (машины оснащаются танковыми орудиями в полноповоротных башенных установках). Вместе с тем, колёсная ходовая часть существенно ограничивает массу бронеавтомобиля, при которой он будет сохранять приемлемую подвижность — в результате чего «колёсные танки» имеют бронирование, защищающее лишь от пуль, осколков и снарядов малокалиберных орудий, что существенно ограничивает область их применения и делает в принципе неспособными составить полноценную альтернативу основным боевым танкам.

История

Хотя идея создания лёгкого и высокомобильного «колёсного танка» — бронеавтомобиля, по своей огневой мощи и проходимости не уступавшего бы танку традиционной конструкции — появилась значительно раньше, полноценно реализовать её удалось лишь во второй половине XX века. Первой серийной машиной такого типа принято считать французский бронеавтомобиль AMX-10RC, созданный в начале 1970-х годов.

Гусеничная лента — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гу́сеничная ле́нта, «гу́сеница» — замкнутая сплошная лента или цепь из шарнирно-соединённых звеньев (траков), применяемая в гусеничном движителе. На внутренней поверхности гусеницы имеются впадины или выступы, с которыми взаимодействуют ведущие колёса, опорные и поддерживающие катки машины. Внешняя поверхность гусеницы снабжена выступами («грунтозацепами»), которые обеспечивают сцепление с грунтом. Для увеличения сцепления гусеницы на грунтах с низкой несущей способностью используются дополнительные съёмные «шпоры».

Гусеницы могут быть металлическими, резино-металлическими и резиновыми. На тяжёлых транспортных средствах наибольшее распространение получили металлические гусеницы с разборными или неразборными звеньями. Для повышения износостойкости и срока службы гусениц их звенья, а также соединительные элементы (пальцы, втулки) изготовляют из специальной высокомарганцовистой стали и подвергают термической обработке, а также используют резино-металлические шарниры, шарниры с игольчатым подшипником и др.

На снегоходах и лёгких вездеходах применяют преимущественно резино-металлические или резиновые гусеницы.

Понятия и определения

В первую очередь обозначим общие понятия и дадим определения.

Под ходовой частью понимают совокупность имеющихся на боевой машине движителей c системой подрессоривания. Иногда вместо ходовой части применяют термин шасси.

Средний танк Т-44 с гусеничным движителем
БТР-80 с колесным движителем
САУ на базе полугусеничного БТР М2 с колесно-гусеничным движителем
Боевые аэросани

Движитель — совокупность агрегатов ходовой части, непосредственно взаимодействующих с окружающей средой для создания внешнего тягового усилия, движущего боевую машину. Современные основные боевые танки имеют только сухопутный движитель. Легкие танки, БМП и другие боевые машины кроме сухопутного могут иметь и водоходный движитель. Сухопутный движитель, кроме основной задачи по обеспечению движения машины, используется для передачи на грунт веса боевой машины.

В качестве сухопутных на боевых машинах могут использоваться гусеничный, колесный, колесно-гусеничный, лыжно-гусеничный, аэросанный движители, а так же комбинации этих движителей. Так, например, современные танки и БМП имеют гусеничный движитель; БТР — колесный (БТР-152, БТР-70, БТР-80) или гусеничный (БТР-50, американский М113); бронеавтомобили — колесный; колесно-гусеничный движитель ранее использовался на некоторых БТР (германские Sd Kfz 250, Sd Kfz 251, американский М2); боевые аэросани использовались во время Великой Отечественной войны в северных районах СССР. Примером комбинации двух движителей, гусеничного и колесного, могут служить танки в основном 20-30-х годов — колесно-гусеничные танки Кристи и их наследники БТ, танк Скофилда, танки фирмы Виккерс и другие.

Следует сразу обратить внимание на некоторую неоднозначность применения терминологии. Под колесно-гусеничными, как правило, подразумеваются танки, которые имели два движителя — колесный и гусеничный, использовавшихся независимо друг от друга (например, танк БТ мог двигаться с использованием или колесного или гусеничного хода)

В то же время, машины с колесно-гусеничным движителем (обычно управляемые колеса впереди, гусеницы сзади) называют полугусеничными. Иными словами, полугусеничные машины имеют колесно-гусеничный движитель, колесно-гусеничные — колесный и гусеничный попеременно (возможны варианты, например: колесный и колесно-гусеничный).

На современных танках применяются гусеничные движители, они по сравнению с другими имеют высокие показатели проходимости и быстроходности по пересеченной местности, надежны в эксплуатации, меньше уязвимы на поле боя, удобны в обслуживании и замене отдельных узлов.

Гусеничный движитель — движитель, в котором тяговое усилие создается за счет перематывания гусеничных лент состоящих из отдельных звеньев — траков. Гусеничный движитель состоит в общем случае из ведущего колеса, опорных катков, направляющего колеса (ленивца), поддерживающих катков (роликов) и гусеничной ленты. В некоторых устаревших источниках опорные катки называются поддерживающими.


Движители. Рисунок С.Буркатовского

Системой подрессоривания или подвеской танка называется совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих корпус машины с осями опорных катков. Система подрессоривания состоит из узлов подвески. Узлом подвески называется совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих ось одного катка с корпусом или нескольких взаимосвязанных катков, соединенных с корпусом через единый упругий элемент. Каждый узел подвески в общем случае включает упругий элемент (рессору), амортизатор (демпфер) и балансир. В старых источниках балансир индивидуальной подвески иногда именуется кривошипом.


Узел независимой подвески. Рисунок С.Буркатовского

Статический ход катка — перемещение опорного катка по вертикали из положения полностью разгруженного упругого элемента (например, при поднятии танка краном) в положение его нагружения под действием веса танка (после опускания на грунт) на ровной горизонтальной площадке.

Динамический ход катка — перемещение опорного катка по вертикали от статического положения до упора в ограничитель хода катка.

Полный ход катка — перемещение опорного катка по вертикали из положения полностью разгруженного опорного элемента до упора в ограничитель хода катка, определяется как сумма статического и динамического ходов катка.

Так как в настоящей работе основной задачей ставится рассказать про ходовую часть в основном танков, то в дальнейшем под ходовой частью будем подразумевать ходовую часть с гусеничным движителем, если иное особо не оговорено.

Советы по игре

Чтобы вам было легче освоить колёсную технику, мы подготовили несколько полезных советов, которые позволят вам играть более эффективно.

  • Одна из отличительных черт колёсных машин — их рекордная скорость (до 95 км/ч), недоступная другим танкам в игре. Благодаря таким высоким скоростям, колёсные танки могут преодолевать большие расстояния за короткое время, неожиданно прорываться к противнику и служить активными разведчиками.
  • Многие колёсные танки могут передвигаться задним ходом с такой же скоростью, как и передним. И даже те машины, у которых нет такой возможности, двигаются назад довольно быстро.
  • Если у вашей машины повреждены несколько колёс (одно или два), она продолжит движение, хоть и не так быстро, как раньше. Если одно или два из восьми колёс были повреждены на ходу, лучше продолжать движение. Хотя машина и не будет быстро терять скорость, но если замедлится, то не сможет быстро разогнаться до починки колёс.
  • Колёсные машины не могут разворачиваться на месте, как другие танки. Если перед вами препятствие, вы не можете просто повернуться на месте. Сначала вам придётся отъехать назад, а затем поехать вперёд и повернуть, чтобы обойти препятствие.
  • Чтобы переключаться между режимами движения, используйте клавишу X (по умолчанию). Переключать режимы можно как стоя на месте, так и на ходу.
  • Скорость и манёвренность колёсной техники позволят совершать зрелищные прыжки. При приземлении на ходовую (колёса) машины она получает существенно меньше урона в сравнении с гусеничной техникой.
  • Высокие показатели незаметности позволят скрытно подобраться к противнику, ближе, чем на других машинах. А благодаря хорошей стабилизации орудия и захвату цели вы сможете эффективно вести огонь на ходу без необходимости точно целиться.
  • Показатели пробития фугасом равны калибру орудия, что является уникальной чертой колёсных танков, — не стоит игнорировать такую возможность в борьбе с легкобронированными противниками.

Мы стараемся настроить характеристики колёсных машин так, чтобы они были максимально комфортными для вас и эффективными на поле боя. Играйте, используйте новые тактики и побеждайте!

Испытайте колёсную технику в бою и делитесь впечатлениями!   

Мечты Пороховщикова

Что касается России, здесь проектов машин на больших колесах и помимо прославленного танка Лебеденко хватало с избытком. Например, в августе 1915 года инженер Александр Александрович Пороховщиков (известный также проектами своих «танков» «Вездеход» и «Вездеход-2») предложил проект «Земного броненосца» в двух вариантах — полевом и крепостном.

Бронирование первого рассчитывалось на защиту от огня полевой артиллерии, второго — от огня крепостной. Машина по эскизному проекту выглядела просто кошмарно. В варианте «Полевого броненосца» стальная мостовая ферма длиной 35 м (!) и шириной 3 м опиралась на десять ведущих бронированных барабанов-катков диаметром 2,3 м. Внутри каждого барабана должно было находиться силовое отделение с бензиновым двигателем 160−200 л.с., сцеплением, коробкой передач, генератором, вентилятором, топливным баком и инструментом, а на его наружной стороне — амбразуры для двух пулеметов и бомбомета! Таким образом, в 20 «барабанах» находилось бы 40 пулеметов и 20 бомбометов, то есть огневая мощь этого «танка» предполагалась прямо-таки исключительной. Но Пороховщикову этого показалось мало, и он предусмотрел установку двух броневых башен в передней и задней частях фермы. Каждая из них несла тяжелое орудие калибра 4−6 дм (101,6−152,4 мм) и спаренное с ним орудие меньшего калибра. В центральной части возвышалась бронированная рубка с рабочими местами для командира броненосца, артиллерийского офицера и его помощника, старшего механика, телеграфиста, а на крыше рубки монтировался прожектор. Экипаж «Полевого броненосца» составлял по проекту 72 человека.


Интересную четырехколесную боевую машину Tritton Trench Crosser с паровым двигателем предложили Уильям Фостер и Уильям Триттон. Два ее ведущих колеса располагались на одной оси, а перед ними — два поддерживающих одно за другим. Предназначался шушпанцер для преодоления окопов, но оказался слишком неустойчивым и заваливался на бок.

Толщина брони на машине Пороховщикова была как на хорошем крейсере — 101,6 мм. Предполагавшаяся скорость могла достигать 21 км/ч, при этом (как утверждал конструктор) «броненосец» благодаря длине базы смог бы преодолевать препятствия шириной до 11 м. Интересно, что такой важный вопрос, как поворот машины, изобретателем продуман не был. В принципе, ничего сложного тут нет — достаточно согласованно тормозить колеса-барабаны одного борта, и тогда машина поворачивала бы как танк (правда, при этом нагрузка на ферменную конструкцию броненосца была бы непомерно велика). Для переброски «броненосца» по железной дороге Пороховщиков предложил ставить его на железнодорожный ход, хотя подробного инженерного решения этого вопроса представлено не было. В принципе, если бы инженер предложил сделать свой танк чуть поменьше, конструкцию можно было бы обсуждать, но в существовавшем виде предложение выглядело явно утопически даже на уровне идеи.

«Крепостной броненосец» отличался от «Полевого» бронированием и наличием вместо двух бронебашен палубы, на которой под защитой брони размещалось бы до 500 человек десанта, — получалось подобие средневековой штурмовой машины. Вердикт военных специалистов был предсказуем: 13 августа 1915 года на заседании Технического комитета ГВТУ было отмечено, что «даже без детальных расчетов можно уверенно сказать, что предложение неосуществимо. Было бы целесообразно для пользования в боевой обстановке распределять вооружение броненосца на отдельные подвижные звенья, не связанные в одну жесткую систему».


Наряду с «Царь-танком» рассматривался и еще ряд дорогостоящих и бесперспективных проектов колесных танков-гигантов, которые в большинстве своем были отвергнуты еще на стадии проектирования. Один из самых амбициозных — это «Земной броненосец» конструкции Александра Пороховщикова (1915), 35-метровый вездеход с отдельным двигателем, двумя пулеметами и бомбометом в каждом из полых катков.

К концу 1915 года Пороховщиков представил доработанный проект «Земного броненосца», состоявшего теперь из шарнирно соединенных звеньев — бронеплощадок, «могущих отклоняться друг от друга по всем направлениям». Бронеплощадки были двух вариантов — с броневыми орудийными башнями и с рубками для десанта. Каждая площадка состояла из двух комплектов барабанов и каркаса с бронированием. Но шарнирный вездеход был Пороховщикову явно не по силам, в конструкции хватало недоработок. Нереализуемый проект никто детально рассматривать не стал. Удивительно то, что предлагал его не какой-нибудь студент, а инженер с законченным техническим образованием, который просто не мог не понимать, сколь безумна его конструкция.

Колесо против гусеницы

Колёсный танк — тяжёлый пушечный бронеавтомобиль. Это достаточно редкое явление в армиях мира. Как правило, сухопутные войска располагают только обычными гусеничными танками или колёсной бронетехникой, которая не оснащена крупнокалиберными орудиями.

Колёсные танки стоят на вооружении США, Китая, Франции, Италии, Швейцарии, Японии, ЮАР. Основная задача этих машин — истреблять танки противника и прикрывать пехоту на поле боя. Большое преимущество колёсные танки имеют в условиях равнинной местности и развитой дорожной инфраструктуры.

Также по теме


Танковый прорыв: как проходит модернизация основных боевых машин российской армии

В 2018 году в российскую армию начнут поступать модернизированные версии основных танков — Т-90М и Т-80БВМ. Обновление танкового парка…

По сравнению с гусеничным аналогом колёсная машина более манёвренная и мобильная. Её вес не превышает 20 тонн (против 40—55 тонн у танка), а скорость хода по шоссе составляет около 90—120 км/ч (против 45—55 км/ч).

Гусеничные танки, как правило, доставляет на поле боя железнодорожный состав. Колёсные машины, в свою очередь, могут перемещаться на сотни километров по обычному автомобильному шоссе, не повреждая асфальтовое покрытие.

В то же время применение колёсной бронетехники существенно ограничено условиями местности. На бездорожье, на горных и лесисто-болотистых участках гусеничные машины обладают неоспоримыми преимуществами. Кроме того, гусеничный танк значительно превосходит колёсный аналог по защищённости.

  • Итальянский истребитель танков Centauro

Над созданием колёсного танка в Минобороны задумались ещё при Анатолии Сердюкове. Весной — летом 2012 года на подмосковном полигоне Алабино проходили испытания итальянской машины Centauro.

Колёсный танк с Аппенинского полуострова не выдержал проверку по проходимости, устойчивости и огневой мощи. Как сообщали СМИ, Минобороны не собиралось закупать Centauro. Испытания были нужны, чтобы оценить недостатки и преимущества такой техники.

Основное применение танка во Второй мировой войне

Большинством специалистов признано, что танк Т-34 оказал существенное влияние на исход многих сражений

Важно отметить, что Т-34 за военный период был серьёзно  усовершенствован, и танки 1945 года заметно отличался от тех же машин, действовавших в 1941 году. Но определяющим фактором для конечных итогов сражений на разных этапах Великой Отечественной войны в наибольшей степени являлась тактика применения танковых сил

В начальный период войны Т-34 представляли собой почти «неуязвимые» для противника танки, в прямых столкновениях с которыми немецкие войска несли самые ощутимые потери. На этом этапе в противостоянии с германскими Т-III и Т-IV Т-34 имел серьезное преимущество в дистанции огневого боя: они могли поражать противника на дальности до километра, рискуя получить ответный поражающий удар с расстояния не более 300 метров.

Тем не менее, преимущество советских боевых машин в подавляющем большинстве случаев немцам удавалось свести на нет. Прежде всего это достигалось массированием применения своих бронетанковых сил на главных направлениях. Концентрированные удары вермахта легко взламывали оборону советских войск, а в сочетании с манёвром это приводило к стремительным прорывам вглубь обороны и к потере управления частями РККА, что обеспечивало немцам общий успех.

Такому итогу способствовала постоянная поддержка немецких ударных танковых сил самоходной артиллерией. После первых же столкновений с советскими танками Т-34 и KB состав боевых групп танковых дивизий оперативно укрепили батареями 88-миллиметровых зенитных орудий, приспособленных для противотанковой борьбы. Кроме того, танковые части вермахта тесно и эффективно взаимодействовали со своими военно-воздушными силами.

Следует отметить, что к началу войны для танков Т-34 было реально подготовлено не более 150 экипажей. Стараясь сберечь моторесурс новейших танков, экипажи для них обучали на устаревших типах машин БТ-7 и Т-26. О том, сколько потерь Т-34 имел причиной неумелые действия экипажа, можно только догадываться.

Танк Т-34 во время Висло-Одерской наступательной операции

Советские войска ничуть не хуже немцев владели умением наносить удар концентрированным бронетанковым «кулаком». Но обеспечить достаточную массированность своих ударов у них, после тяжелейших потерь начальных месяцев войны, получалось не всегда. Вплоть до Сталинградской битвы прорывы советских танковых бригад, корпусов и даже армий в большинстве случаев заканчивались окружением прорвавшихся войск и большими потерями, поскольку нужной степени поддержки мобильной артиллерией и авиацией обеспечить не удавалось.

Даже в середине войны ошибки советского командного состава часто приводили к неверной тактике применения танков Т-34, делая эффективность использования этих машин в целом невысокой и несопоставимой с понесёнными потерями. По мнению специалистов, большое количество потерянных Т-34 в первые два с лишним года войны объясняются в основном не недостатками самой машины, а неграмотным применением танковых сил командирами РККА.

Лишь в отдельный период (1943 год) немцы смогли в заметной степени обеспечить себе качественное превосходство своих новейших танков перед Т-34. Но такая ситуация продлилась сравнительно недолго. Советские танки после переоснащения их 85-миллиметровыми пушками смогли вернуть себе преимущество в противостоянии с равными по классу противниками, а также опереться на эффективную поддержку САУ и собственных тяжёлых танков.

На завершающих этапах Второй мировой войны мобильность советских Т-34 начала использоваться в полной мере. В ходе глубоких прорывов как немецкой, так и позднее японской обороны именно эти танки сокрушали тылы и коммуникации противника. За счёт достаточного запаса хода и высокой мобильности они могли, уклоняясь от вражеских контрударов, упреждать занятие противником резервных рубежей обороны. Самым ярким примером подобного рода служит Висло-Одерская операция,  в которой танковые армии 1-го Белорусского фронта преодолели 11 хорошо подготовленных немцами оборонительных рубежей и укреплённых районов.


Автор статьи:

Роев Олег

Тем временем за океаном

Впрочем, британскую историю можно считать еще вполне благоразумной, потому что тогда же в США существовал — правда, только на бумаге — проект огромного колесного танка, получившего название Holt 150 ton Field Monitor («150-тонный полевой монитор Холта»). Как и в случае с предыдущей машиной, в движение его должны были приводить сразу два паровых двигателя, работающих каждый на оба колеса, для чего у обоих агрегатов (как и на многих современных машинах повышенной проходимости) была отдельная коробка передач. При этом управляемыми были только передние колеса, а два задних поворачиваться не могли. Диаметр всех колес составлял 6 м, что по идее должно было обеспечить «полевому монитору» достаточно хорошую проходимость.

Но если знаменитый российский «Царь-танк» производил впечатление своими колесами 9-метровой высоты, то американский — своим вооружением. По замыслу конструкторов на нем должны были стоять сразу два 152-мм морских орудия, которые обычно ставились на крейсеры! Вспомогательным вооружением служила целая батарея из десяти пулеметов «Кольт» образца 1895 года, из которых четыре спаренных располагались в двух башнях, а остальные шесть должны были вести огонь через амбразуры в корпусе.

Оружие
Артиллерия против цитадели: как штурмовали немцев


В 1916 году немцы из Hansa-Lloyd разработали трехколесный боевой танк Treffas-Wagen. 18-тонная машина имела два металлических колеса-барабана с рельефными грунтозацепами и бочкообразный рулевой каток под корпусом. 3,3-метровые колеса позволяли давить заграждения из колючей проволоки, а вооружен «ваген» был 20-мм автоматической пушкой и парой пулеметов. Машину испытали в начале 1918 года, но результаты оказались неважными, поэтому осенью ее разобрали на металл.

Экипаж этого монстра состоял из 20 человек — даже больше, чем на знаменитом германском танке А7V. При этом толщина брони его была относительно невелика — всего 6−18 мм, поэтому она не смогла бы сопротивляться ударам германской 77-мм полевой пушки, а значит, и смысла в этой машине не было почти никакого. Слишком велика была и масса — 150 т, поэтому неудивительно, что данная разработка так и не покинула чертежной доски. В истории мирового танкостроения оказался только лишь один колесный танк-гигант — построенный в России «Царь-танк». Да и в любом случае американский «150-тонный полевой монитор» на целых три метра не дотягивал по диаметру колес до своего российского собрата.

Чуть позже американские разработчики из компании Holt предложили еще одну концепцию колесного монстра — Steam Wheeled Tank. Машина даже была построена, причем не в начале войны, а уже в феврале 1918 года, когда инженерам стало ясно: гусеничные машины по проходимости превосходят колесные. Внешне «танк» имел вид трехколесного детского велосипеда: ведущие колеса располагались спереди, а рулевой каток, да еще и с «хвостом» для преодоления окопов противника, — сзади. Испытания «Парового колесного танка» — такое название получил этот странный механизм у американских военных — проходили с марта по май 1918 года на Абердинском полигоне в Мэриленде. Выяснилось, что проходимость у него даже хуже, чем у танков на шасси от трактора «Холт», а вооружен он был так же — одной 75-мм горной гаубицей в передней стенке корпуса и двумя пулеметами по углам, чтобы стрелять поверх колес сразу в обе стороны. Диаметр колес составлял 2,4 м при ширине 90 см, то есть они не были чрезмерно велики (отсюда и не слишком высокая проходимость). Толщина брони составляла от 5,8 до 16 мм, длина машины — 6,77 м при ширине 3,07 и высоте 3, что автоматически превращало танк в хорошую мишень.


В 1916 году американцы разработали тяжелый колесный танк Holt 150 ton Field Monitor для боевых действий на открытых пространствах Мексики. Он нес огромное количество вооружения (две морские 152,4-мм пушки и десять 7,62-мм пулеметов Colt-Browning M1895) и весьма значительный экипаж, включавший шесть артиллеристов, десять пулеметчиков, двух техников, командира и водителя, итого 20 человек. Генерал Джон Першинг лично отверг проект, указав на то, что его медлительность будет сдерживать кавалерию.

Средние танки СССР

Т-34

Выпущено Масса т Экипаж Вооружение Скорость км/ч Двигатель

Броня , мм

башня лоб борт корма крыша

днище

Т-34 , 1940 33 805 26,8 4 76,2мм 3 Л-11 1 x 7,62мм ДТ 55 / 25 В-2-34 2500 л.с. 45 45 45 40 16-20

16

Т-34 , 1941-42 28,5 76,2мм 5 Ф-34 2 x 7,62мм ДТ 52 45 20

20

Т-34 , 1942 76,2мм 5 Ф-34 2 x 7,62мм ДТ 52 / 25 75

60

Т-34 , 1943-44 30,9 76,2мм Ф-34 2 x 7,62мм ДТ 45 45

45

Т-34-57 , 1941,43

57мм 7 ЗИС-42 x 7,62мм ДТ

ОТ-34 , 1943 1 170

ATO-41 76,2мм Ф-34 1 x 7,62мм ДТ

Т-34-85 , 1944 300+ 4 85мм Д-5 7 2 x 7,62мм ДТ

52-90

Т-34-85 , 1944-47 22 278(44-45) 32 5

85мм 8С-53 или ЗИС-С-53 2 x 7,62мм ДТ

ОТ-34-85 , 1944-45 331

ATO-42 85мм С-53 или ЗИС-С-53 1 x 7,62мм ДТ

2 — 638 танков в 1941 были выпущеы с двигателем М-17Т.3 — в 1938-39гг выпущено 746 пушек Л-11 для Т-34 и КВ-1 *.5 — в 1941г выпущено 133 пушки ЗИС-4, в 1943г — 170 пушек ЗИС-4М.6 — всего выпущено 38 580 пушек Ф-34 *.7 — в 1943-44гг выпущено 543 пушки Д-5Т для Т-34, ИС-1 и КВ-85.8 — в 1944-45гг выпущено 11 518 пушек С-53.8 — в 1944-45гг выпущено 14 265 пушек ЗИС-С-53 для Т-34-85 и Т-44.

* — башни Т-34-76 ставились также на бронепоезда и бронекатера.

средний танк Т-34/85

фотогалерея Т-34/76 фотогалерея Т-34/85
выпуск Т-34
1940 = 112
1941 = 2996
1942 = 12527
1943 = 15821
1944 = 14648
1945 = 12551
1946 = 2707

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector