Сверхмощная артиллерия: в российские войска поступила первая обновлённая сау «малка»
Содержание:
- У нас и за рубежом
- Машины на базе самоходной пушки
- Конструкция и технические решения
- История создания
- Орудие
- Дальность стрельбы и применяемые боеприпасы
- «Качественно новое состояние»
- История разработки самоходной артиллерийской установки «Пион»
- История создания
- Родом из семидесятых
- Преимущества и недостатки
- Историческая подоплека
У нас и за рубежом
После распада Советского Союза самоходная гаубица «Пион» оказалась по различным причинам на вооружении армий десятка стран. Среди них в первую очередь правопреемница СССР — Российская Федерация, обладающая 320 единицами, из которых большая часть находится на консервации, Узбекистан (48 шт.), Белоруссия (36), Азербайджан и Ангола (по 12), Польша (здесь восемь установок 2С7 «Пион», проданные в 1989 году Советским Союзом, уже сняты с вооружения) и еще несколько государств. Орудие для региональных конфликтов чаще всего представляется избыточно мощным. Это обуславливает ограниченность условий его использования. В боевой обстановке был пока только один случай, когда применялась, причем очень неудачно, гаубица «Пион». Фото захваченной у грузинской армии самоходной установки опубликовали в августе 2008 года практически все мировые средства массовой информации. Пять самоходок были поставлены Украиной, четыре из них оказались уничтоженными, одна попала в список трофеев Российской Армии.
Существует лишь небольшой перечень ситуаций, при которых может оправданно применяться гаубица «Пион». Характеристики этого орудия таковы, что для борьбы с точечными целями она малопригодна. Создавалось это средство ведения боя для доставки тактических ядерных боеприпасов. При использовании спецзарядов разлет относительно цели, измеряемый в десятках метров, большого значения не имеет. Поэтому военным специалистам следует учитывать возможности и характеристики, которыми обладает гаубица «Пион». На Украине орудий этого типа после распада СССР осталось около сотни. 23 года они спокойно простояли на складах в смазке. Конфликт на Юго-Востоке побудил руководство страны дать приказ о расконсервации нескольких единиц и приведении их в боеспособное состояние. Будет ли стрелять гаубица «Пион»? Фото погруженных на железнодорожные платформы тяжелых установок, по идее, должны внушить мысль о скорой победе… Но искренне надеемся, что до их применения дело не дойдет.
Машины на базе самоходной пушки
В 1969 году в тульском НИЭМИ по постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 27 мая 1969 года были начаты работы по созданию новой зенитно-ракетной системы С-300В фронтового звена. Исследования. проведённые в НИЭМИ совместно с ленинградским ВНИИ-100 показали, что подходящее по грузоподъёмности, внутренним габаритам и проходимости шасси, отсутствовало.
27 мая 1969 года начали создавать новую зенитно-ракетную систему С-300В.
Поэтому КБ-3 Ленинградского завода имени Кирова было выдано задание на разработку нового унифицированного гусеничного шасси. К разработке предъявлялись следующие требования:
- полная масса — не более 48 тонн, грузоподъёмность — 20 тонн;
- характеристики гаубицы Пион должны обеспечить работу оборудования и экипажа в условиях применения оружия массового поражения;
- высокая маневренность и проходимость.
Шасси проектировалось практически одновременно с самоходной установкой 2С7 и было с ней максимально унифицировано. К основным отличиям относится заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колёс гусеничного движителя. В результате проведённых работ, реактивная гаубица Пион 203 мм получила следующие модификации универсального шасси:
- «Объект 830» — для самоходной пусковой установки 9А83;
- «Объект 831» — для самоходной пусковой установки 9А82;
- «Объект 832» — для радиолокационной станции 9С15;
- «Объект 833» — в базовом исполнении: для многоканальной станции наведения ракет 9С32; в исполнении «833-01» — для радиолокационной станции 9С19;
- «Объект 834» — для командного пункта 9С457;
- «Объект 835» — для пуско-заряжающих установок 9А84 и 9А85.
Изготовление опытных образцов универсальных шасси производил Ленинградский завод имени Кирова. Серийное производство было передано на Липецкий тракторный завод.
В 1997 году по заказу Инженерных войск РФ была разработана быстроходная траншейная машина БТМ-4М «Тундра» для проделывания траншей и рытья в мёрзлом грунте.
После развала Советского Союза в России резко сократилось финансирование вооружённых сил, а военная техника практически перестала закупаться. В этих условиях на Кировском заводе была проведена программа конверсии военной техники, в рамках которой на базе САУ 2С7 были разработаны и начали производиться машины гражданского машиностроения. В 1994 году был разработан высокомобильный кран СГК-80, а через четыре года появился его модернизированный вариант — СГК-80Р.
1994
в этом году был разработан высокомобильный кран СГК-80
Краны обладали массой 65 тонн и обладали грузоподъёмностью до 80 тонн. По заказу Департамента безопасности движения и экологии МПС России в 2004 году были разработаны самоходные гусеничные машины СМ-100, предназначенные для ликвидации последствий сходов подвижного состава с рельсов, а также для проведения аварийно-спасательных работ после катастроф природного и техногенного характера.
Во второй половине 70-х годов САУ 2C7 «Пион» начали поступать в артиллерийские бригады особой мощности. К САУ 2C7 «Пион» проявили также интерес моряки, и в конце 70-х годов был разработан проект «Пион-М» с использованием баллистики и конструктивных элементов орудия 2А44.
По проекту вес корабельной артустановки достигал 70 т без боекомплекта, состоявшего из 75 выстрелов скорострельность — 1.5 выстрелов в минуту. что стало практическим пределом по тепловому режиму. «Пион-М» предполагалось установить на корабли проекта 956 типа «Современный», но руководство ВМФ принципиально было против орудий крупного калибра, и морской «Пион» остался на бумаге.
Конструкция и технические решения
В основном электровоз является вариантом электровоза 2ЭС10 с установленным тяговым оборудованием, предназначенным для работы на однофазном переменном токе номинальным напряжением 25 кВ. В более общем плане машина представляет собой отечественную базовую платформу электровоза 2ЭС6 разработки «Группы Синара» с интегрированным тяговым оборудованием производства Siemens.
Основные характеристики электровоза (в частности, тяговые характеристики) в основном соответствуют электровозу 2ЭС10. Существенным отличием является рекуперативное торможение вместо рекуперативно-реостатного на 2ЭС10.
На электровозе применена принципиально новая для отечественного электровозостроения конструкция крышевого оборудования, при которой высоковольтные шины на массивных изоляторах заменены более компактными высоковольтными кабелями.
Также из современных технических решений можно отметить:
- Применение микропроцессорной системы управления МПСУиД, включающей в себя функции регистрации параметров, диагностики с передачей данных по каналам технологической радиосвязи
- Оснащение модульной кабиной нового образца с улучшенными эргономическими и гигиеническими параметрами
- Снижение расхода электроэнергии за счёт применения светодиодного освещения
Предусмотрена возможность работы электровоза по системе многих единиц, а также автономная работа одной секции электровоза.
История создания
В таблице перечислены все важные события в истории САУ Пион (самоходная артиллерийская установка):
1967 год | Принятие постановления Совета министров СССР о создании новой самоходной пушки. По заданию новое орудие должно было с легкостью разрушать бетонные, железобетонные и земляные укрепления, уничтожать дальнобойную артиллерию, установки тактических ракет и другие средства доставки ядерных зарядов. Дальность стрельбы САУ Пион должна была составлять не менее 25 000 м |
8 июля 1970 года | Официальное утверждение начала работ по новой 203-мм САУ особой мощности постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 427-161. Головным разработчиком 2С7 был назначен Кировский завод, пушка 2А44 проектировалась в ОКБ-3 волгоградского завода «Баррикады» |
1973 год | Утверждены тактико-технические характеристики САУ Пион. Согласно заданию, самоходная пушка 2С7 должна была обеспечивать безрикошетную дальность стрельбы Пиона от 8,5 до 35 км осколочно-фугасным снарядом массой 110 кг, при этом должна была обеспечиваться возможность стрельбы ядерным выстрелом 3ВБ2, предназначенным для 203-мм гаубицы Б-4М. Скорость движения по шоссе должна была быть не менее 50 км/ч |
1973-1974 годы | Два опытных образца САУ 2С7 были изготовлены и направлены на испытания. Первый образец проходил ходовые испытания на полигоне Струги Красные. Второй образец проходил испытания стрельбой, однако выполнить требования по дальности стрельбы не смог. Проблема была решена подбором оптимального состава порохового заряда и типа выстрела |
1975 год | Военная техника Пион была принята на вооружение Советской армии |
1976 год | Самоходная артиллерийская установка стала выпускаться серийно и поступать в артиллерийские бригады особой мощности |
1977 год | Во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической физики для САУ 2С7 были разработаны и поступили на вооружение ядерные боеприпасы |
1979 год |
На базе пушки 2А44 был разработан проект корабельной артиллерийской установки под шифром «Пион-М». Теоретическая масса артиллерийской установки без боекомплекта составила 65—70 тонн. Боекомплект должен был составлять 75 выстрелов, а скорострельность до 1,5 выстрелов в минуту. Артиллерийскую установку «Пион-М» предполагалось устанавливать на корабли проекта 956 типа «Современный». Однако, из-за принципиального несогласия руководства ВМФ с использованием крупного калибра, дальше проекта работы по артиллерийской установке «Пион-М» не продвинулись 203,2-мм пушка 2А44 САУ Пион |
1980-е годы | Проведение модернизации САУ 2С7. Поэтому была открыта опытно-конструкторская работа под шифром «САУ Малка» (индекс ГРАУ — 2С7М). Прежде всего ставился вопрос о замене силовой установки, так как двигатель В-46-1 не обладал достаточной мощностью и надёжностью работы. Для «Малки» был разработан двигатель В-84Б, отличавшийся от используемого в танке Т-72 особенностями компоновки двигателя в моторно-трансмиссионном отделении. Благодаря новому двигателю САУ могла заправляться не только дизельным топливом, но также керосином и бензином. В результате модернизации изменились все характеристики миномета Пион |
Февраль 1985 года | САУ с новой силовой установкой и модернизированной ходовой частью подверглась испытаниям. По результатам модернизации ресурс мотопробега САУ был увеличен до 8000—10 000 км. Для приёма и отображения информации с машины старшего офицера батареи места наводчика и командира были оборудованы цифровыми индикаторами с автоматическим приёмом данных, что позволило сократить время перевода машины из походного в боевое положение и обратно.
Благодаря изменённой конструкции укладок возимый боекомплект был увеличен до 8 выстрелов. Новый механизм заряжания позволил осуществлять заряжание орудия при любых углах вертикальной наводки. Таким образом скорострельность была увеличена в 1,6 раза (до 2,5 выстрелов в минуту), а режим огня — в 1,25 раза. Для слежения за важными подсистемами в САУ была установлена аппаратура регламентного контроля, осуществлявшая непрерывный мониторинг узлов вооружения, двигателя, гидросистемы и энергоагрегатов |
1986 год | Началось серийное производство САУ 2С7М |
1990 год | В Советские войска была передана последняя партия из 66 машин 2С7М. На 1990 год стоимость одной самоходной артиллерийской установки 2С7 составляла 521 527 рублей. За 16 лет производства было выпущено более 500 единиц 2С7 различных модификаций |
Обстрел САУ Пион
Орудие
Под руководством главного конструктора Г. И. Сергеева КБ волгоградского завода «Баррикады» смогло создать уникальное орудие. Обычной мировой практикой выработана моноблочная конструкция главного узла любой пушки. Это означает, что ствол и казенная часть выполняются из одного куска металла, монолитно. Такая технология имеет свои плюсы, но у нее есть и существенный недостаток. Ствол орудия от стрельбы изнашивается, и в этом случае подлежит замене полностью, вместе с казенной частью. Гаубица «Пион», пушка которой может быть разобрана, сложнее в изготовлении, но проще в ремонте. Нарезную часть можно заменить даже в полевых условиях. Подобная конструкция была предложена еще в XIX веке инженером А. Колокольцевым с Обуховского завода, но тогда реализовать ее не удалось по техническим причинам, и вот идея талантливого русского изобретателя нашла свое воплощение.
Во всех остальных аспектах гаубица 203 мм «Пион» — это самое обычное орудие, правда, очень мощное. Качающаяся часть имеет зубчатую дугу для установки угла возвышения до 60°, предусмотрен угол доворота по азимуту 30 град., дульного тормоза нет (это тоже дает свои преимущества в виде малой волны высокого давления), затвор двухтактный поршневой. Но эти подробности интересны только специалистам.
Дальность стрельбы и применяемые боеприпасы
Номенклатура боеприпасов | |||||||
Индекс выстрела | Индекс снаряда | Индекс заряда | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, кг | Масса заряда, кг | Начальная скорость снаряда, м/с | Максимальная дальность стрельбы, км |
Бетонобойные | |||||||
3ВГ11 | |||||||
Кассетные | |||||||
3ВО15 | 3-О-14 | 4-з-2 | 110 | 24×0,23 | 43,2 | 30,4 | |
3ВО16 | 3-О-14 | 4-з-3 | 110 | 24×0,23 | 25 | 13 | |
Осколочно-фугасные | |||||||
3ВОФ34 | 3ОФ43 | 4-з-2 | 110 | 17,8 | 43,2 | 960 | 37,4 |
3ВОФ35 (активно-реактивный) | 3ОФ44 | 4-з-2 | 102 | 13,32 | 43,2 | 47,5 | |
3ВОФ42 | 3ОФ43 | 4-з-3 | 110 | 17,8 | 25 | 25,4 | |
Ядерные | |||||||
«Клещевина» | |||||||
«Саженец» | |||||||
«Перфоратор» | |||||||
Учебные | |||||||
Холостой | — | 4Х47 | — | — | 17,5 | — | — |
Дальность стрельбы САУ Пион зависит от используемого боеприпаса.
Двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки в 2С7 использовался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-46-1 жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 780 л.с. Дизельный двигатель В-46-1 был создан на базе двигателя В-46, устанавливаемого на танки Т-72.
Отличительными особенностями В-46-1 являлись небольшие компоновочные изменения связанные с его адаптацией под установку в моторно-трансмиссионное отделение САУ 2С7. Из основных отличий было изменённое местоположение вала отбора мощности.
Для облегчения запуска двигателя зимой есть система подогрева.
Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в моторно-трансмиссионном отделении установлена система подогрева, разработанная на базе аналогичной системы тяжёлого танка Т-10М. В ходе модернизации на САУ 2С7М силовая установка была заменена на многотопливный дизельный двигатель В-84Б мощностью 840 л.с. Трансмиссия механическая, с гидравлическим управлением и планетарным механизмом поворота.
Имеет семь передних и одну заднюю передачи. Крутящий момент двигателя передаётся через конический редуктор с передаточным числом 0,682 на две бортовые коробки передач.
Средства наблюдения и связи
Для наведения орудия место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом ПГ-1М для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП4М-99А для ведения огня по наблюдаемым целям.
Для наблюдения за местностью отделение управления оборудовано семью призменными перископическими приборами наблюдения ТНПО-160, ещё два прибора ТНПО-160 установлены в крышках люков отделения расчёта. Для работы в ночных условиях часть приборов ТНПО-160 может быть заменена приборами ночного видения ТВНЕ-4Б.
Оборудование для связи и наблюдения
Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123М. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи 1В116.
Ходовая часть гаубицы
Ходовая часть 2С7 выполнена на базе основного танка Т-80 и состоит из семи пар сдвоенных обрезиненных опорных и шести пар одинарных поддерживающих катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней — ведущие.
В боевом положении направляющие колёса опускаются на грунт для придания САУ большей устойчивости к нагрузкам при стрельбе. Опускание и поднятие осуществляется с помощью двух гидроцилиндров, закреплённых по осям колёс. Подвеска 2С7 — индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами.
Ходовая часть 2С7
Специальное оборудование
Подготовка позиции для стрельбы осуществлялась с помощью сошника в кормовой части САУ. Подъём и опускание сошника осуществлялись с помощью двух гидравлических домкратов. Дополнительно самоходная пушка 2С7 была оборудована дизельным генератором 9Р4-6У2 мощностью 24 л.с.
Дизельный генератор был предназначен для обеспечения работы основного насоса гидравлической системы САУ во время стоянки, когда двигатель машины был выключен.
«Качественно новое состояние»
По информации «Уралтрансмаша», ОКР по «Малке» затронули прежде всего оборудование машины. На гаубице установлены новые агрегаты энергообеспечения, коробка передач, аппаратура внутренней связи, радиостанция, аппаратура приёма и обработки данных, комплекс противоатомной защиты и приборы наблюдения.
Как отмечает разработчик, модернизация САО направлена на выполнение программы импортозамещения. В частности, перед «Уралтрансмашем» поставлена задача заменить системы наведения и комплекс защиты машины. Семизоров рассказал, что часть агрегатов, например коробка передач, производилась на Украине.
‘),
link: «https://russian.rt.com/russia/article/699097-pion-malka-artilleriya-modernizaciya»
},
events: {
onPlay: function(){
if (ga) {
ga(‘send’, ‘event’, ‘JWPLAYER-GA’, ‘CLICK PLAY’, location.href);
var playingVideoId = ‘js-mediaplayer-5df89df5ae5ac96c1f6ef290_2’; // id текущего плеера
pauseMedia(playingVideoId); //запускаем функцию остановки всех играющих плееров кроме этого Код функции ниже по коду
}
var ageRating = document.getElementsByClassName(‘cover__age-rating_video’);
ageRating && (ageRating.style = «opacity: 0; visibility: hidden»);
var coverLabel = document.getElementsByClassName(‘cover__label’);
coverLabel && (coverLabel.style = «display: none»);
},
onPause: function(){
if (ga) {
ga(‘send’, ‘event’, ‘JWPLAYER-GA’, ‘CLICK PAUSE’, location.href);
}
},
onComplete: function(){
if (ga) {
ga(‘send’, ‘event’, ‘JWPLAYER-GA’, ‘COMPLETE’, location.href);
}
}
}
});
function pauseMedia(playingMediaId) {
var players = document.querySelectorAll(‘.jwplayer, object’);
for (var i = 0, max = players.length; i
История разработки самоходной артиллерийской установки «Пион»
Выставочная артиллерийская установка «Пион»
История создания самоходной артиллерии «Пион» связана с развитием ядерных вооружений. К 1960-м годам стало ясно, что глобальный конфликт с применением ядерных бомб маловероятен. Такая война практически гарантированно уничтожила бы всех ее участников.
С учетом данного аспекта акцент в вооружениях противоборствующих держав переместился в сторону тактического оружия. Такие ядерные заряды должны были поражать исключительно военные объекты и инфраструктуру противника, исключая потери среди мирного населения.
В данном контексте перед артиллерией созрела новая задача — поражение средств доставки тактических ядерных вооружений противника. Сохранялась также необходимость уничтожения укрепленных позиций и стационарного вооружения.
Основным требованием, выдвинутым военными к новым САУ, стало поражение целей на расстоянии от 25 км. В 1969 году конструкторы Кировского завода предложили для этого 203-миллиметровую пушку. Одновременно с этим от Волгоградского завода «Баррикады» поступило предложение по созданию самоходки.
Помимо них, было предложено еще несколько проектов. К примеру, Ленинградская артиллерийская академия предложила сделать калибр пушки в 210 мм, рассчитав, что он будет самым оптимальным для новой установки. Но Волгоградский завод настоял на 203 мм, чтобы обеспечить преемственность пушек от орудий Б-4 и Б-4М.
Официально проект по созданию САУ Пион был утвержден 8 июля 1970 года. Основные работы над установкой велись на Кировском заводе, а «Баррикады» работали над пушкой. К 1973 году были сформированы требования к орудию: безрикошетная стрельба до 35 км, возможность применения ядерных снарядов 3ВБ2 и скорость по шоссе — от 50 км/ч.
К 1974 году собраны два опытных образца. На испытаниях возникли проблемы с дальностью поражения, но они вскоре были устранены иным типом выстрела и новым составом порохового заряда. Уже в следующем году САУ «Пион» приняты на вооружение, а в 1977 для них были разработаны ядерные боеприпасы.
К середине 1980-х годов был поднят вопрос о модернизации артиллерийской установки. Новая машина получила более мощный двигатель В-84Б, способный работать на дизеле, бензине и керосине. Отдельные изменения коснулись ходовой части, что увеличило ресурс службы до 8-10 тыс. км.
Места командира и наводчика оснастили дополнительными индикаторами, что позволило сократить время развертывания. Экипаж был сокращен с 7 до 6 человек, боекомплект увеличился до восьми снарядов. Новая самоходная артиллерийская установка 2С7М начала выпускаться в 1986 и получила название «Малка». В документах может обозначаться и как «Пион-М».
История создания
Во времена Хрущёва большая часть усилий была направлена на разработку ракетной техники и об артиллерии забыли до его смещения.
В 1967 году появился проект САУ, предназначенной для стрельбы ядерными тактическими боеприпасами. Эта машина с закрытой рубкой на базе объекта 434 оказалась не слишком удачной, но сама идея министерству обороны понравилась.
В последнем месяце этого же года начались работы по воплощению в металл новой артиллерийской установки, обладающей дистанцией стрельбы не менее 25 километров. Для унификации с предыдущими пушками выбрали калибр 203 миллиметра.
В качестве шасси рассматривалось несколько вариантов:
- основной боевой танк Т-64А;
- тяжёлый танк Т-10;
- новая ходовая часть на основе узлов уже существующих танков.
Во время стрельбы сила отката достигала 135 тс (тонна-сила), что поставило крест на существующих шасси и было выбрано создание специального.
8 июля 1970 года начались официальные работы по созданию «Пиона», завершившиеся испытаниями в 1973 году. На них выявились проблемы с дистанцией стрельбы, не дотягивающей до официальных требований. Это решили изменением состава порохового заряда.
В 1975 году САУ «Пион» приняли на вооружение армии СССР, а в 1977 году завершилось создание и принятие на вооружение ядерных боеприпасов для новинки.
Родом из семидесятых
«Тюльпан» был создан в стенах СКБ-172 (Пермь) и Уралтрансмаша (Свердловск) в 1971 году для замены в войсках 240-миллиметрового буксируемого миномёта М-240. Предшественник 2С4 отличался недостаточной мобильностью и сложностью в применении (расчёт составлял 11 человек).
Детище советских инженеров выполнено по оригинальной безбашенной схеме на шасси зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг». Орудие предназначается для уничтожения зданий, фортификационных сооружений, укреплённых объектов на линии фронта, живой силы и техники противника. Боевое крещение «Тюльпан» получил в Афганистане, эффективно поражая позиции моджахедов в горной местности.
Также по теме
Крупный калибр: что может дать «Армате» новая 152-миллиметровая пушка
Танк «Армата» может быть оснащён более крупной 152-миллиметровой пушкой. Об этом сообщили представители корпорации «Уралвагонзавод»,…
Экипаж машины состоит из пяти-шести человек, масса составляет 27,5 т, дальность стрельбы — 9,6—18 км (в зависимости от боеприпасов), боекомплект — 40 снарядов, скорострельность — один выстрел в минуту, мощность двигателя — 520 л/с. «Тюльпан» остаётся самым мощным миномётным комплексом в мире.
2С4 способен вести огонь фугасными (53-Ф-864) и активно-реактивными (3Ф2) артиллерийскими минами. Также в боекомплект миномёта входят корректируемый снаряд 3Ф5 «Смельчак», зажигательная мина ВЗ-5 «Сайда», нейтронные боеприпасы «Фата» и «Смола».
Преимуществом «Тюльпана», как и любого миномёта, является стрельба по навесной траектории. Она обеспечивает точечное поражение наиболее сложных для артиллерии и авиации целей. Один боеприпас 2С4 может обрушить пятиэтажное здание и позволяет уничтожать противника во время штурма городов, причём мину «Тюльпана» крайне проблематично перехватить средствами ПРО и радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Как полагает Кнутов, необходимость появления такого сверхмощного оружия была вызвана опытом городских боёв в Великую Отечественную войну, когда советским войскам требовалось поражать скрытые и хорошо укреплённые объекты. Однако сфера применения «Тюльпана» намного шире. По словам эксперта, 2С4 по-прежнему незаменим в локальных конфликтах.
- 240-миллиметровый миномёт 2С4 «Тюльпан» во время динамического показа современных и перспективных образцов вооружений в рамках IV Международного военно-технического форума «Армия-2018» в Кубинке
- РИА Новости
«Например, в Сирии и Ираке боевики активно используют подземную инфраструктуру. Она помогает перебрасывать живую силу и технику, устраивать неожиданные диверсии и атаки. На мой взгляд, «Тюльпаны» прекрасно справятся с задачами контртоннельной борьбы. Единственный существенный недостаток этой машины — это низкий темп стрельбы», — заявил Кнутов.
Преимущества и недостатки
По сравнению с отечественными и зарубежными аналогами, САУ «Пион» обладает следующими преимуществами:
- большая дальность стрельбы, что исключает ответный контрбатарейный огонь;
- отличная мобильность в развертывании и свертывании — установка может покинуть позицию еще до того, как выпущенный на максимальную дальность снаряд достигнет цели;
- хорошая проходимость и скорость — позволяют перебрасывать артиллерию в зависимости от ситуации.
Также выделяют и конструктивные преимущества. Экскаваторные сошки могут зарываться в землю до 800 мм, улучшая устойчивость установки. Отмечается разбираемый ствол орудия, что позволяет менять его быстро изнашиваемые части в прифронтовых мастерских.
Из недостатков выделяют малый угол наведения по азимуту с учетом сильной отдачи орудия. Также отмечают необходимость передвижения машины, если угол обстрела превышает 30 градусов.
Историческая подоплека
Первый советский атомный заряд был успешно испытан в 1949 году. Но мало обладать оружием массового поражения, для его применения нужны средства доставки. На тот момент единственным способом нанесения ядерного удара была авиационная бомбардировка, и у сталинского СССР в распоряжении находился лишь один тип самолета, способного нести многотонную страшную ношу на достаточно большое расстояние. Ту-4 скопировали с американского Б-29, ранее «отличившегося» ударами по Хиросиме и Нагасаки. Зато советские артиллерийские системы считались непревзойденными, и одной из первых была идея об их использовании для стрельбы атомными бомбами небольшой мощности. В дальнейшем, спустя два с лишним десятилетия, гаубица «Пион» стала реальным овеществлением этой конструкторской мысли, а тогда, в начале пятидесятых, ее пытались реализовать, но не очень успешно. Испытания самоходной пушки 2А3 и тяжелого миномета 2Б1 выявили ряд принципиальных пороков этих систем, обусловленных главным образом их громоздкостью и большим весом. В правление Н. С. Хрущева артиллерию вообще перестали считать современным видом оружия. Как выяснилось, преждевременно.