Этот день в истории: 1054 год. 20 февраля умер киевский князь ярослав
Содержание:
Как произошел окончательный раскол христианской церкви в 1054 году
Апогей всего этого случился в 1054 году, когда в Ватикане пошли на решительные меры. Папа Лев Девятый отправил своих посланников в Константинополь, а причина это закрытие церквей латинского обряда, к чему призвал патриарх Михаил. Посланники оправдывали полноту власти папы над всей церковью поддельным документом.
Патриарх отверг притязание папы и направил своих посланников в Рим. Папа тогда хотел получить военную помощь от византийцев для борьбы с завоевателями. Неизвестно чем бы все закончилось, но папа умирает. После его смерти три легата приехав в Константинополь отдали грамоту об анафеме (отлучении) патриарха. Это и было 16 июля. Тот в ответ отлучил трех легатов через несколько дней и это уже был окончательный раскол.
Хотя некоторые историки говорят, что шансы на воссоединение еще были , но Первый крестовый поход усугубил раскол, хотя в начале две церкви наоборот сблизил. Впоследствии папа Пасхалий через несколько десятилетий попробует соединить церкви, но он потребовал признания его главенства, чего в Константинополе делать не захотели.
IX век
Основная статья: Фотиева схизма
В IX веке произошел раскол между константинопольской патриархией и папством, который длился с 863 по 867 год. Константинопольскую патриархию в это время возглавлял патриарх Фотий (858—867, 877—886), во главе Римской курии был Николай I (858—867). Считается, что хотя формальным поводом к расколу стал вопрос о законности избрания Фотия на патриарший престол, глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Восточной Римской империи. Также с течением времени усиливался личный конфликт между двумя иерархами.
ПОСТСКРИПТУМ
Дописывая последнюю двенадцатую статью, вижу, что мы почти совершили кругосветное путешествие, достигли мыса Финистерры, края земли и мира (как считали язычники), и теперь перед нами открываются уходящие далеко за горизонт синие воды Атлантики. Оглядываясь назад, на первую статью из цикла о боге древних мексиканцев Кетцалькоатле, я слышу свое сознание, требующее логического объяснения, каким образом в XI веке двух американских континентах наблюдался расцвет культур майя? Возможно ли такое? И как?
И намеки на ответ находятся сами собой.
Сначала две цитаты:
Дальше приведу снимок атлантических течений:
Как видим, холодное Канарское течение, переходящее в Северное пассатное, достигает островных Карибского бассейна, что, кстати, в прошлом веке доказал и небезызвестный путешественник Тур Хэйердал, проплыв на папирусной лодке «РА-2» через весь Атлантический океан от берегов Марокко до Барбадоса.
Напоследок, давайте сравним и два ритуальных отголоска с разных берегов Атлантики:
1. По мнению историков, еще язычники считали Финистерру концом земли и мира. По традиции, дошедшие до нее богомольцы, сжигают на берегу свою одежду и обувь.
2. По поводу исчезновения Кецалькоатля у индейцев имелось несколько разных преданий. По одномy из мифов ацтеков, Кецалькоатль yдалился на плоте из змей в восточнyю замоpскyю стpанy Тлилан-Тлапаллан, обещав чеpез некотоpое вpемя веpнyться из-за океана. Согласно другой легенде, Кецалькоатль упал на колени перед шумящим Атлантическим океаном, горько заплакал и бросился в пылающий костер. Его пепел поднялся в воздух и превратился в птицу (стаю птиц), а сердце повисло в небе и стало утренней звездой Венерой.Вот как это произошло по ацтекскому документу 1570 г. «Анналы Куаутитлана»:
Надеюсь, читатели понимают скрытый смысл симфолического «сжигания своих материальных одежд», по обе стороны океана… Что еще можно добавить? Быль или небыль, в любом случае, дело это далекого прошлого, а нам следует учиться жить Настоящим.
«В поисках… XI век. Кетцалькоатль, Кукулькан, Пернатый Змей» …
В следующей статье подведение итогов.
Подготовил: Дато Гомартели (Украина-Грузия)
Повод для раскола
Непосредственным поводом к церковному расколу стал конфликт первоиерархов двух столиц — Рима и Константинополя.
Римским первосвященником был Лев IX. Еще будучи немецким епископом, он долго отказывался от Римской кафедры и лишь по неотступным просьбам духовенства и самого императора Генриха III согласился принять папскую тиару. В один из дождливых осенних дней 1048 года, в грубой власянице — одежде кающихся, с босыми ногами и посыпанной пеплом головой, он вступил в Рим, чтобы занять Римский престол. Такое необычное поведение польстило гордости горожан. При торжествующих криках толпы его немедленно провозгласили папой. Лев IX был убежден в высокой значимости Римской кафедры для всего христианского мира. Он всеми силами старался восстановить ранее поколебавшееся папское влияние как на Западе, так и на Востоке. С этого времени начинается активный рост и церковного, и общественно-политического значения папства как института власти. Папа Лев добивался уважения к себе и своей кафедре не только путем радикальных реформ, но и активно выступая защитником всех притесненных и обидимых. Именно это и заставило папу искать политического союза с Византией.
В то время политическим врагом Рима были норманны, которые уже захватили Сицилию и теперь угрожали Италии. Император Генрих не мог предоставить папе необходимой военной поддержки, а отказываться от роли защитника Италии и Рима папа не хотел. Лев IX решил просить помощи у византийского императора и Константинопольского патриарха.
С 1043 года Константинопольским патриархом был Михаил Керулларий. Он происходил из знатного аристократического рода и занимал высокий пост при императоре. Но после неудавшегося дворцового переворота, когда группа заговорщиков попыталась возвести его на престол, Михаил был лишен имущества и насильно пострижен в монахи. Новый император Константин Мономах сделал гонимого своим ближайшим советником, а затем, с согласия клира и народа, Михаил занял и патриаршую кафедру. Отдавшись служению Церкви, новый патриарх сохранил черты властного и государственно-мыслящего человека, который не терпел умаления своего авторитета и авторитета Константинопольской кафедры.
В возникшей переписке между папой и патриархом, Лев IX настаивал на первенстве Римской кафедры. В своем письме он указывал Михаилу, что Константинопольская Церковь и даже весь Восток должны слушаться и почитать Римскую Церковь как мать. Этим положением папа оправдывал и обрядовые расхождения Римской Церкви с Церквами Востока. Михаил готов был примириться с любыми расхождениями, но в одном вопросе его позиция оставалась непримиримой: он не желал признавать Римскую кафедру выше Константинопольской. Согласиться на такое равенство римский епископ не хотел.
Начало правления
Летопись повествует о рождении Ярослава в 978 году, это означает, что умер он на 76-м году жизни. По другим версиям, князь появился на свет между 983 и 986 годами. Он был третьим сыном Владимира Святославовича от Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода. Отец посадил юного Ярослава на княжение в Ростов. С его именем связывают основание в 1010 году на берегу Волги города, который получил название Ярославль. В 1011 году отец выделяет сыну княжение в Новгороде.
В 1014 году Ярослав решил показать свой независимый характер и решил не платить ежегодный урок (дань) Киеву в размере 2000 гривен. Всё это вызвало гнев у Владимира, и он даже собирался вразумить сына походом на Новгород, но не успел, вскоре заболел и в июле 1015 года умер.
К власти в Киеве пришёл старший брат Ярослава Святополк, учинивший расправу над младшими братьями Борисом и Глебом, войдя в русскую историю под именем Окаянного. Ярослав включился в борьбу с Киевом. Осенью 1016 года встретились два войска. У Любеча на Днепре Ярослав разбил войско Святополка, который бежал в Польшу к своему тестю Болеславу Храброму. Ярослав вступил в Киев. Надо отметить, что Ярослава активно поддержали новгородцы, и этот союз продержался долгое время. Именно новгородцам Ярослав выдал «Древнейшую Правду», правовой кодекс преимущественно уголовных и процессуальных норм, явившийся ранней частью Русской правды. Правление Ярослава в Киеве в тот раз было недолгим.
Амбициозный польский князь Болеслав помог своему союзнику Святополку в августе 1018 года захватить Киев. Однако власть Святополку не досталась, Болеслав решил сам закрепиться в Киеве. Бесчинства поляков вскоре привели к тому, что восставшие горожане выбили их из города, и Святополк лишился всякой военной помощи. Весной 1019 года Ярослав при поддержке новгородцев собрал новое войско и вновь отправился на Киев. В битве на реке Альте Святополк был разбит, бежал и умер по дороге в Польшу.
С той поры Ярослав окончательно стал великим князем и в том же 1019 году женился на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа Шётконунга. Молодая жена в качестве подарка мужа по случаю бракосочетания получила Ладогу с прилегающими землями, после чего эти земли получили название Ингерманландии (земли Ингигерды).
МЕЖДУ СТРОК…
Далее мной приведен список событий, не укладывающийся в рамки разделов исследователькой работы. Он будет пополняться по мере нахождения новой информации. В нём выделю два пункта, о катарах и тамплиерах, которые, пожалуй, сгодятся на две объемные статьи, о первых я все-таки напишу, а о вторых — ордене тамплиеров — лучше почитать в книге Анастасии Новых «Сэнсэй-4», так как соврмеменные источники выглядят уж больно сомнительными, чтобы на них опираться. Также в список можно будет добавлять датируемые XI-XII в. постройки, храмы и церкви по всему миру. Присылайте!
- «Звезда», древнерусское – звезда (светить, сияние). Праславянское – gvezda (свет, блеск). В Древней Руси слово в значении «небесного тела» известно с XI века. С XVII! в. широко употребляется в поэтической речи, символизируя нечто прекрасное. Звездой также называют предмет или рисунок, чаще пятиконечный (Кремлевские звезды). Родственным являются: Польское – zwiazda (звезда). Производные: звездный, созвездие, вызвездить. (Этимологический словарь русского языка Семенова).
- О катарах (XII-XIII вв) будет написано позже.
- Об ордене тамплиеров (XII-XIV вв) — читайте развернутую информацию в книге А.Новых «Сэнсэй 4. Исконный Шамбалы».
- 1072 год (XI век). Предположительно в этом году русские князья, дети Ярослава Мудрого собрались вместе и установили новое законодательство — Русскую правду.
- Кафедральный собор Скары (швед. Skara domkyrka), Швеция — главная церковь епархии Скара, возведённая в XI в.
- Кафедральный собор Векшё, Векшё, Швеция — XII в.
- Самый большой остров Фарерского архипелага (Атлантический океан) называется Сандой. Здесь почти нет гор, зато имеются песчаные дюны и два живописных озера. В местном городке Скупун есть старинная церковь – уже шестая сакральная постройка на этом месте. Храмы возводились тут, начиная с XI века.
- В Адриатическом море, в Хорватии, на о.Млет на Большом озере находится остров Святой Марии (otočić Svete Marije). С XII века на острове существует старинный романский бенедиктский монастырь с церковью св. Марии.
- Глостерский собор, Глостер, Великобритания — XI век.
- Собор в Питерборо, Великобритания — XII в.
- Линкольнский собор Девы Марии, Линкольн, Англия — XII в.
- Собор cвятого Иакова, Иерусалим, Израиль — XII в.
- Собор Чефалу, Чефалу, Сицилия, Италия — XII в.
- Собор Святого Лаврентия, Альба, Италия — XII в.
- Кафедральный собор Вероны, Верона, Италия — XII в.
- Бергенский собор, Берген, Норвегия — XII в.
- Кафедральный собор Визеу, Визеу, Португалия — XII в.
- Собор Святой Девы Марии, Лимерик, Ирландия — XII в.
- Собор святого Патрика, Дублин, Ирландия — XII в.
- Ротонда св. Креста, Прага, Чехия — XI в….
Азия
- Аббасидский халифат — Аль-Каим Биамриллах, халиф ( — )
-
Армения —
- Карсское царство — Гагик, ( — )
- Сюникское царство — Григор I Ашотян, ( — )
- Ташир-Дзорагетское царство — Кюрике (Гурген) II, ( — )
- Восточно-Караханидское ханство — Сулеймен Арслан-хан, ( — )
- Газневидское государство — Фаррухзад, ( — )
- Грузинское царство — Баграт IV, ( — )
- Гуриды — Аббас ибн Шис, малик ( — )
-
Дайковьет —
- Ли Тхай Тонг, император ( — )
- Ли Тхань Тонг, император ( — )
- Дали — Дуань Силянь, король ( — )
- Западно-Караханидское ханство — Ибрахим ибн Наср, ( — )
- Западное Ся — Ицзун (Ли Лянцзо), ( — )
-
Индия —
- Венги (Восточные Чалукья) — Раджараджанарендра, ( — , — )
- Западные Чалукья — Сомешвара I, ( — )
- Калачури — Лакшмикарна, ( — )
- Камарупа — Дхарма Пала, махараджадхираджа ( — )
- Качари — Прабхакар, ( — )
- Кашмир (Лохара) — Ананта, царь ( — )
- Одиша (Орисса) — Удиотакесари, ( — )
- Пала — Наяпала, ( — )
- Парамара — Бходжа, ( — )
- Соланки — Бхимадева I, ( — )
- Хойсала — Винаядитья, ( — )
- Чандела — Деваварман, ( — )
- Чера — Рави Варман III, ( — )
-
Чола —
- Раджадхираджа I, махараджа ( — )
- Раджендрачоладэва II, махараджа ( — )
- Ядавы (Сеунадеша) — Бхиллама IV, ( — )
-
Индонезия —
- Джангала — Аланьюн Аес, ( — )
- Сунда — Дхармарджа, ( — )
-
Иран —
- Буиды — Ал-Малик ар-Рахим, ( — )
-
Раввадиды —
- Вахсудан Абу Мансур, ( — )
- Мамлан II, ( — )
-
Йемен —
- Наджахиды — Насир ад-Дин Наджах, ( — ок. )
- Сулайхиды — Али ибн Мухаммад ас-Сулайхи, ( — ок. )
- Китай (Империя Сун) — Жэнь-цзун (Чжао Чжэнь), ( — )
- Кхмерская империя (Камбуджадеша) — Удаядитьяварман II, ( — )
- Кахетия — Гагик, царь (ок. — )
- Корея (Корё) — Мунджон, ( — )
-
Лемро —
- Тюрия Раза, ( — )
- Поннака, ( — )
- Ляо — Син-цзун, ( — )
- Паган — Аноратха, ( — )
-
Сельджукская империя — Тогрул-бек, ( — 1063
Керманский султанат — Кавурд-бек, султан (1048 — 1073)
)
-
Тбилисский эмират —
- Мансур бен Джаффар, ( — )
- Абул-Хайя бен Джаффар, ( — )
- Тямпа — Джая Парамесвараварман I, ( — )
- Шеддадиды (Гянджинский эмират) — Абу-л-Асвар Шавур I, ( — )
- Ширван — Саллар ибн Язид, ширваншах ( — )
- Япония — Го-Рэйдзэй, ( — )
ПУТЬ МАРИИ, ИСПАНСКАЯ МЕККА, Сантьяго-де-Компостела
Ну вот и подходит к завершению наш исторический экскурс, цикл статей об удивительном XI веке, насыщенном яркими событиями и свершениями, на основе духовного возрождения человечества. Наши давние читатели наверняка помнят замечательную статью из цикла «Звезда. Золотое сечение» о самом популярном в мире пешеходном маршруте, паломническом пути христиан к испанскому городу Сантьяго-де-Компостелла, расположенному неподалеку от побережья Атлантического океана. В статье приводилось мнение о том, что называть этую «звёздную дорогу» именем святого Иакова целиком неправильно по причине искажения и подмены католической церковью подлинных исторических фактов. Еще она повествует о том, что к эмблеме раковины, украшающей церкви и здания, и сопровождающей точно маяки паломников по всему пути следования — Иаков не имел никакого отношения. Кто же тогда?
Мария… Мария… Мария!
Дорога проходит по территории Южной Франции, Окситании, Лангедока, это одна из опор Катар и заканчивается в Испании. (Скорей всего, тамплиеры в своё время контролировали этот паломнический путь).
Как видно из приведенного ниже (и далеко не полного, что удалось найти на скорую руку) списка, активное храмостроение наблюдалось в одиннадцатом-двенадцатом веках и в Испании:
- Сантьяго-де-Компостела. Сантьягский собор — 1080—1211 гг.
- Кафедральный собор Сент-Этьен в Тулузе, заложен в 1073 году,
- Романская базилика Сен-Сернен в Тулузе — 1080—1120 гг.
- Приходская церковь Sant Feliu de Beuda XI век,
- Авильский собор, Авила, Испания — XI век,
- Собор Апостола Петра, Вик — реконструкция XI век,
- Базилика Сан-Висенте (Basilica de San Vicente) XI век,
- Леонский собор, Леон — XI-XIII вв,
- Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар, Сарагоса — XII в,
- Аббатство святого Марциала — расцвет пришёлся на XI—XII века, когда оно стало важнейшим центром искусств в Аквитании и в западной Европе в целом,
- Церковь в Конке. Аббатство св. Фе — XI—XII вв.
- Романская церковь в Коста Брава — XII в,
- Кафедральный собор Саморы — XII в,
- Кафедральный собор Сантандера, Сантандер — реконструкция XII в,
- Кафедральный собор Таррагоны, Таррагона — реконструкция XII в,
- Монастырь Святой Марии (Monasterio de Santa María la Real de las Huelgas) — 1189 год,
- Капелла паломничества — Capilla del Espiritu Santo XII век,
- Бургос. Кафедральный собор Святой Девы Марии (Сatedral de Santa María) — 1221 год,
- Roncesvalles. Соборная церковь Санта Мария XIII век,
- Готическая церковь Iglesia de Santiago XIII век,
- Церковь Нотр-Дам-дю Бут дю Пон — XIII век,
- Кадисский собор, Кадис — XIII век,
- Картахенский собор, Картахена — XIII век,
- Кафедральный собор Санта-Мария, Пальма — XIII век,
- Кафедральный собор Святой Марии, Толедо — реконструкция XIII век,…
Сантьяго-де-Компостела. Сантьягский собор — 1080—1211 гг. (XI век)
Вы помните, в статье Игоря приводилось множество изображений с символическими раковинами Марии, направляющими верующих путников, они как паломнические указатели к Сантьяго-Де-Компостелла, точнее чуть дальше до мыса Финистерра, расположенного на берегу Атлантики. Завершая свою работу, мне очень хотелось бы продолжить публикацию Игоря и добавить фоторяд сегодняшних символических «ракушек-маячков».
Именно по этим маленьким указателям, проселочными пыльными испанскими дорогами и тропами, через холмы и овраги, веками шли и продолжают идти люди, желающие преобразиться. И что бы под этим не подразумевали нынче паломники, верю, люди эти по-прежнему искренне хотят становиться лучше, по наитию, как могут, совершают свою духовную работу, равно как и тысячу лет назад. Они чувствуют внутреннюю потребностью к изменению.
Вместе с ними идем и мы, и от этого на сердце радостно.
Паломники Сантьяго Де Компостелла
Паломники Сантьяго Де Компостелла
Паломники Сантьяго Де Компостелла
Паломники Сантьяго Де Компостелла
И пусть идём мы разными путями, но в одно место. Говорим разными языками, но об одном. Нередно наши ноги устали и боль в спине. Нередко нас мучает жажда, сомнения и непонимание окружающих, но мы продолжаем идти, с верой и легким сердцем, которое с каждым шагом становится невесомее.
Ибо путь к Богу — истинно путь Радости! И как приятно, когда он расширяется, когда на нём больше людей.
мыс Финистерра
Финистерра
мыс Финистерра
Завершить эту статью хотелось бы словами из «Сантьяго-де-Компостела — «Испанская Мекка». «Звезда. Золотое сечение. 4 часть»:
Храм возведён на месте древнего кельтского святилища. Кельтские камни, которые лежат у храма называют окаменевшими остатками лодки Девы Марии.
XIV век
В середине XIV века существованию Византии стали угрожать турки-османы. Император Иоанн V решил обратиться за помощью к христианским странам Европы, однако Папа дал понять, что помощь возможна только в случае объединения Церквей. В октябре 1369 года Иоанн отправился в Рим, где принял участие в богослужении в соборе Святого Петра и объявил себя католиком, принимающим папскую власть и признающим филиокве. Чтобы избежать волнений на родине, Иоанн перешел в католичество лично, не давая никаких обещаний от имени своих подданных. Тем не менее, Папа объявил, что византийский император теперь заслуживает поддержки, и призвал католические державы прийти к нему на помощь в борьбе против османов. Однако призыв Папы не имел результата: помощь оказана не была, и вскоре Иоанн стал вассалом османского эмира Мурада I.