Что такое дисциплина
Содержание:
- Как стать дисциплинированным
- GuruTest
- Внешняя дисциплина в Советском Союзе
- Дисциплина
- Дополнительные составляющие компоненты У. Д.
- Задачи и цели учебной дисциплины
- Воспитание как способ приучения к порядку
- Виды дисциплины.
- ЧÑо делаÑÑ, еÑли ÑÑ Ð·Ð°ÑоÑмозил?
- Вариант 2
- Псевдооблегчение жизни
- Внешняя дисциплина
- Чтение стихотворения
- Мотивация. «Хочу»
- Учебная и научная дисциплины
- Зачем нужна дисциплина
Как стать дисциплинированным
Чтобы развить в себе самодисциплину, необходимо взять на себя обязательства, на которых следует основываться в дальнейшем. Человек, ставший морально сильнее, сможет вдохновлять и себя, и остальных на новые достижения. Чтобы развить в себе дисциплину, специалисты рекомендуют записывать поставленные цели и планы на бумагу, при этом устанавливать определенные временные рамки для них. Периодически следует ввести отчётность, чтобы прослеживать успехи, а также видеть, над чем ещё стоит поработать, чтобы достигнуть желаемого.
Чтобы развить в себе самодисциплину, придётся отказаться от пустых развлечений, сконцентрировать все внимание на поставленной цели и осознанности дела. Однако часто этому мешает чрезмерная импульсивность и отвлечение
По мере нарастания усталости у человека может также пропасть желание развивать в себе дисциплину. Интернет, телевизор, вредная еда, социальные сети, постоянный обмен сообщениями в мессенджерах не по делу — тоже враги, мешающие саморазвитию. Действенные методы повышения дисциплины:
Спорт. Тренировка способна не только сформировать красивое тело и укрепить общее самочувствие. Физические упражнения также помогают развить силу воли. А именно волевые люди достигают поставленных целей.
Режим дня и питание. Нормальный сон способен привести в норму психическое и физическое состояние организма. Правильный рацион и режим питания зарядят человека порцией энергии, делая его более бодрым и готовым свернуть горы на своём пути.
План. Если отсутствуют четко поставленные цели и пути по их достижению, то нельзя сформировать дисциплину. Поэтому необходимо планировать свою жизнь на некоторое время вперёд.
Работа над собой. Всегда довольно тяжело работать над чем-то, если постоянно отвлекаться и витать в облаках
Поэтому весьма важно сконцентрировать внимание и развить в себе усидчивость.
Мотивация. Это важный момент в развитии дисциплины. Каждый должен знать, зачем он выполняет те или иные действия, ради какой цели
Каждый должен знать, зачем он выполняет те или иные действия, ради какой цели.
GuruTest
Многие люди замечают, что им не хватает силы воли и дисциплинированности, чтобы воплотить в жизни свои мечты. Нередко от этого страдает и основанная деятельность. Используйте советы психологов, которые помогут вам побороть лень, мешающую благополучию.
Дисциплина является одной из составляющих успеха и благополучной жизни. Люди, соблюдающие простые жизненные правила и принципы, добиваются всего, что планировали, гораздо быстрее. Так почему бы не начать путь к счастью с воспитания в себе дисциплины.
Каждое утро думайте о своих мечтах и целях
Тренировка дисциплины — это не военная муштра, поэтому научитесь расслабляться и получать от жизни удовольствие. Многие люди не имеют должной мотивации, которая приведет их к успеху. Это происходит и из-за того, что они не могут четко представить свои цели и мечты. Психологи советуют после пробуждения несколько минут мечтать с закрытыми глазами. Представляйте себе свой успех, почувствуйте момент радости и эйфории от того, что ваши мечты стали реальностью. Мощный заряд позитивных эмоций позволит вам отбросить лень и активно приступить к выполнению своих обязанностей. Помните о том, что дисциплину сложно соблюдать длишь в том случае, если вы не испытываете позитивных эмоций. Поэтому больше улыбок и приподнятого настроения, и успех обязательно к вам придет.
Пишите расписание
Для того, чтобы путь к мечте был как можно короче, используйте свое время по назначению. Отводите под активную работу определенное количество времени. Для того, чтобы не упустить значимых мелочей, составляйте распорядок дня. Записывайте все, что вам предстоит сделать, и тогда вы сможете научиться дисциплине в разы быстрее. Разграничьте свободный досуг, отведя ему определенное количество времени. Мотивируйте себя отдыхом, и тогда вы сможете продуктивно работать, зная, что у вас будет возможность передохнуть. Так вы сможете не прерываться на незначительные дела, и все положенное время активно работать над своими проектами или мечтами.
Придумайте себе вознаграждение
Любая победа должна быть оценена по достоинству, поэтому не забывайте хвалить себя и делиться успехами с близкими людьми. Похвала станет для вас отличной мотивацией для продолжения работы, и, как ни странно, будет вас дисциплинировать. Одобрение со стороны дает стимул для того, чтобы добиваться большего. Добиваться успехов не так сложно, как начать заниматься действительно важными делами. Именно поэтому психологи рекомендуют использовать общественное одобрение. Именно оно заставляет покорять новые вершины и не останавливаться на достигнутом. Вы буквально заставляете свой мозг работать в нужном направлении, забывая о том, что когда-то были ленивы и недисциплинированны.
Те, кто считает дисциплину нудным обучением, в корне неправ. Для того, чтобы успех стал вашим вторым именем, делайте работу, которая доставляет вам удовольствие. Не боитесь расширять собственные границы и менять профессии. Развиваясь, вы делаете себе огромное одолжение, которое в будущем обернется уверенностью и благополучной жизнью. Желаем вам успехов во всех начинаниях, и не забывайте нажимать на кнопки и
04.03.2018 00:22
Внешняя дисциплина в Советском Союзе
Так исторически сложилось, что страх
дисциплинарных взысканий лежит в основе европейской цивилизации. Человек
совершает множество действий, исходя из этого принципа. Многие могут
это отрицать и говорить, что делают так потому, что желают, но в таком
случае, речь идет о другом виде дисциплинированности – внутреннем
контроле.
Внешняя дисциплина не всегда лояльна к отдельно взятому человеку.
Советское общество было более дисциплинированное, чем современное. Это
проявлялось во всем. В школе все ученики должны были носить школьную
форму, и за несоблюдение этого ученика могли просто не допустить к
занятию (рис. 2).
Все были членами детских, но в то же время политических организаций:
октябрята, пионеры, комсомольцы, и все должны были соблюдать требования,
предъявляемые данными организациями (рис. 3).
Отдельно взятому человеку было тяжело – нельзя было носить длинные
волосы или одеваться в одежду, которая не соответствовала рамкам
установленных стандартов.
Тогда на помощь человеку приходила внутренняя дисциплина. Он сам
устанавливал рамки своего поведения, чтобы не выпадать из общего
порядка, вместе с тем сохраняя свое внутреннее достоинство.
Дисциплина
Дисциплина не нуждается во вдохновении. Это всего лишь привычка делать то, что нужно, и тогда, когда это действительно нужно. Невзирая на эмоции, чувства, отсутствие мотивации и т.д.
Более того, когда дисциплина становится устойчивой привычкой, чувства и эмоции, вдохновение и мотивация начинают подчиняться дисциплине. Вы не знали? Свои чувства и эмоции можно легко воспитать и подчинить дисциплине! Ведь это всего лишь рефлексы, которые можно изменить и выработать.
Дисциплина, в отличие от мотивации, не возникает вдруг при просмотре мотивационного видео или после чтения мотивационной книги. Дисциплина – это постоянная работа, умственное и физическое напряжение, привязанные к жесткому графику. Но если её натренировать (как мышцу), препятствия на пути к цели как бы исчезают. Мотивация убирает кажущиеся, придуманные препятствия, дисциплина же легко преодолевает препятствия реальные. К тому же если пользоваться дисциплиной ежедневно, то она в какой-то момент перестаёт требовать усилий. То есть становится привычкой.
Почему мало кто любит дисциплину? Да потому что это довольно трудно. Зато даёт гарантированный результат в любой области. Дисциплину не любят настолько, что вокруг неё возникло множество невежественных мифов.
Дополнительные составляющие компоненты У. Д.
Помимо вышеперечисленных «трех китов», каждый академический предмет состоит из его языка, истории, фактов, теории, практического приложения и методов учебной дисциплины.
Язык У. Д. очень важен для ее освоения, поскольку он применяется и в научных дисциплинах (разница между этими понятиями — в пятом пункте). Так называется специфическая терминология данной отрасли. Ее составляющими являются не только специализированные термины, но и различные символы (чаще всего греческого или латинского происхождения), условные обозначения и сокращения, математический аппарат и подобное. В общем, все то, что используется в данной сфере помимо обычного языка.
Изучая историю У. Д., можно проследить, как она достигла современного уровня. Причем хронология ошибок или заблуждений иногда бывает не менее информативной и поучительной, нежели повествование о достижениях.
Ощутимая часть в учебном материале дисциплины отводится фактам. Информация о них приобретается с помощью наблюдения или экспериментальным путем
Важность фактического материала состоит в том, что они выступают в роли практических примеров, которые иллюстрируют теоретические данные. Именно они служат свидетельством важности существования данной дисциплины
Теоретическая база У. Д. основывается на утверждениях (постулатах). С их помощью происходит формирование модели действительности, которой присуще упрощение объективной реальности. Данный метод дает возможность теоретическим путем формулировать законы, отображающие связи между явлениями.
Свой выход в практику теории находят благодаря решению определенных задач на основе заданных алгоритмов.
Важная роль среди компонентов У. Д. принадлежит ее методам. Они делятся на две категории:
- Направленные на изучение непосредственно самого предмета как учебной дисциплины (дидактические).
- Нацеленные на развитие связанной с ней науки. Последние необходимы для получения экспериментальных данных, построения доказательств или отрицания теорий, решения практических задач.
Задачи и цели учебной дисциплины
В общем, каждая У.Д. направлена на обучение новым знаниям, а также формирование у учащихся определенных практических навыков реализации полученной информации. То есть у любой учебной дисциплины – задачи и цели – это свод требований к результатам ее освоения.
При этом каждая отдельно взятая У. Д. имеет собственные цели и задачи, исходящие из ее специфики.
Например, при изучении дисциплины под названием «Всемирная история» перед учащимися ставятся такие задачи:
- рассмотреть основные этапы развития государств;
- сопоставить их социальные, экономические, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь.
Если же речь идет об изучении хронологии конкретной страны, то все вышеперечисленные задачи дополняются сравнением исторических процессов происходящих в ней, с теми событиями, что имели место в этот же период за ее пределами.
Что касается целей изучения У. Д. «Всемирная история», то они таковы:
- Усвоение приобретенной систематизированной информации об истории человеческой цивилизации.
- Стимулирование развития учащимися способностей осознавать историческую обусловленность явлений в мире, определять собственную позицию по отношению к прошлому и современной окружающей реальности и соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
- Овладение умениями/навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
- Формирование способности рассматривать события/явления с точки зрения их исторической обусловленности. А также сопоставлять различные версии и оценки событий и деятельности выдающихся личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Если же рассматривается история родной страны, то все перечисленные цели будут адаптированы к ее хронологии. Кроме того, добавится еще одна — воспитание гражданского самосознания и активной позиции, национальной идентичности.
Воспитание как способ приучения к порядку
Воспитание начинается с ознакомления с требованиями к конкретному человеку. В детском саду — режим дня. В школе — образовательный процесс. В зрелом возрасте — в трудовом коллективе. Если пропустить один из этапов, можно нарушить общий порядок социализации человека.
Первый опыт дисциплины — послушание старшим по возрасту, знание места для каждой вещи, соблюдение режима дня, умение слышать требования и выполнять поручения. Как все эти действия напоминают правила трудового распорядка во взрослом коллективе! Поэтому истина очень проста — без привития навыка к порядку в детстве сложно соблюдать дисциплину и принять эти правила в более зрелом возрасте.
Соблюдать трудовую дисциплину в школе означает выполнять требования к учащимся по форме, внешнему виду, поведению на уроках и во внеурочное время, к выполнению домашних заданий.
В систему школьного воспитания входят требования к освоению учебной дисциплины. В случае соответствия этим требованиям — объему и качеству знания по результатам освоения курса школьник получает сертификат, удостоверяющий соответствие интеллектуального уровня выпускника стандартам обучения.
Виды дисциплины.
Поскольку человек — существо биосоциальное, то ему необходимо входить в определенные сообщества. Это могут быть дружеские или рабочие коллективы, а также партийные, религиозные и прочие организации. В связи с этим, принято говорить о различных видах дисциплины:
- Государственная – основанная на гражданских взаимоотношениях;
- Трудовая – имеет место в рабочих коллективах;
- Технологическая – необходима в производственных процессах;
- Финансовая – устанавливается во время финансовых взаимоотношений;
- Воинская – обязательна для военнослужащих;
- Договорная – возникает при договорных правоотношениях;
- Самодисциплина – устанавливается по отношению к самому себе.
Если говорить именно о государственной дисциплине, то стоит отметить, что она тесно связана с правопорядком и законностью. Первый обеспечивает устойчивое развитие социального механизма. Законность устанавливает нормы правопорядка.
Существенную роль в формировании общественного мнения играют традиции, обычаи, мораль и право. В отдельных случаях они могут взаимно исключаться, но, чаще всего, дополняют друг друга.
ЧÑо делаÑÑ, еÑли ÑÑ Ð·Ð°ÑоÑмозил?
ÐÑваеÑ, ÑÑо ÑÑ Ñже наÑал движение, но в какой-Ñо моменÑ, неважно по какой пÑиÑине, оÑÑановилÑÑ. ЧÑо-Ñо поÑло не Ñак, не полÑÑилоÑÑ. Рв ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод Ñебе не ÑоÑеÑÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ заглÑдÑваÑÑ Ð² ежедневник Ñ ÑобÑÑвеннÑми планами. Ð¢Ñ Ð½Ð°ÑодиÑÑ Ð»ÑбÑе пÑиÑинÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑо оÑложиÑÑ, вплоÑÑ Ð´Ð¾ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÑÑ Ð¸ ниÑего не ÑеÑаÑÑ.
ÐÐ»Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑлÑÑаев Ñ Ð´Ð°Ð¼ пÑоÑÑÑÑ ÑекомендаÑиÑ. Ðогда ÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑÑ, ÑÑо Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ñакой ÑÑÑÐ¿Ð¾Ñ Ð¿ÑоизоÑÑл, пеÑвое ÑÑо Ñебе нÑжно ÑделаÑÑ â пÑоÑÑо пÑизнаÑÑ ÑÑо. Ðе нÑжно ÑÑого избегаÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ как-Ñо ÑÐµÐ±Ñ Ð¾ÑÑждаÑÑ. Ðак ÑолÑко ÑÑ Ð¿Ñизнал, ÑÑо облажалÑÑ, оÑкÑÑвай ежедневник, ÑмоÑÑи, где оÑÑановилÑÑ Ð¸ вÑбеÑи один из пÑнкÑов. Ðа ÑледÑÑÑий Ð´ÐµÐ½Ñ ÑÑ ÑеÑаеÑÑ ÑолÑко Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð°ÑÑ Ð¸ болÑÑе ниÑего. ÐÑли вÑе полÑÑилоÑÑ, на вÑоÑой Ð´ÐµÐ½Ñ Ð²ÑбиÑаеÑÑ Ñже две задаÑи и Ñак далее. Ðока не веÑнÑÑÑÑÑ Ð² желаемÑй Ñежим. Â
Вариант 2
Что же такое — дисциплина? Понимание этого слова начинается уже с раннего детского возраста
И не важно, что ребенок воспитывался в семье дома или посещал детский сад. Дисциплина подразумевает правильное воспитание, порядок в действиях и мыслях
В переводе с латинского языка слово также означает строгость, выдержанность, порядок. Воспитатели, родители с рождения стараются привить ребенку нормы морали и поведения среди окружающих людей.
Официальное определение дисциплины – это правила поведения личности, соответствующие принятым нормам и требованиям общества, в котором живет человек.
Во взрослой жизни понятие «дисциплина» многообразно. В зависимости от сферы деятельности человека выделяют несколько видов дисциплины. Примеры — государственная, воинская, трудовая, финансовая дисциплина и другие. То есть, это свод правил, которые обязан выполнять человек, чтобы никому не навредить, уметь достойно жить и работать, быть полезным обществу.
О понятии «воинская дисциплина» следует сказать отдельно. Здесь подразумевается безукоризненное, строгое подчинение военачальнику, иначе последует справедливое наказание или дисциплинарное взыскание. Нарушение дисциплины в армии чревато серьезными катастрофическими последствиями. Предательство, убийство, война — вот неполный список дисциплинарных нарушений.
Соблюдая дисциплину, каждый человек живет правильно, исполняет распорядок общежития. А любое отступление от правил выносится на людской суд в виде общественного порицания и даже карается законом.
Еще дисциплина может рассматриваться как предмет изучения науки в области образования. В школе преподаватели чаще говорят о предметах изучения — математике, физике, химии и прочих науках. А в высших учебных заведениях студенты изучают дисциплины.
В общественной жизни, в психологии выделяется термин «самодисциплина» или внутренняя организация своих мыслей и действий. Каждый индивидуум самостоятельно определяет для себя правила поведения в различных жизненных ситуациях, не нарушая общепринятые моральные нормы и устои.
Как показывает практика, дисциплинированному человеку в жизни, карьере удается достичь больше, чем неорганизованному «разгильдяю». Организованность и дисциплина помогают и в делах, и в отношениях. А это главное человеческое правило — жить в согласии с собой и окружающими.
И еще: если хочешь добиться чего-то в карьере, и особенно в бизнесе, то дисциплина на первом месте. Деньги и власть любят дисциплину и порядок.
Псевдооблегчение жизни
Побудительный мотив нарушений дисциплины – стремление уклониться от трудностей, обойти их, избежать напряжения.
- Тяжело, допустим, человеку рано вставать, – он позволил себе понежиться подольше в постели.
- Показалось, что устал, — бросил работу, ушел отдыхать.
- Надоело соблюдать режим — стал делать что и когда хочется…
Да, это не те случаи, когда нарушение дисциплины, пренебрежение правилами и инструкциями оборачиваются производственной травмой, аварией, автомобильной катастрофой, наносят прямой ущерб здоровью. Ситуации, вроде бы, безобидные. Но и они, если проследить всю цепь событий, оказывают ущербный вред на качество жизни.
Опаздывая куда-то, не выполняя к положенному сроку дела и обязательства, нарушая установленные правила и инструкции, человек неизбежно создает неудобства для других и трудности для производства в целом.
Внешняя дисциплина
В своей повседневной жизни человек подчиняется
множеству законов и принципов. Они могут быть морально-нравственные или
фиксированные законодательством государства, в котором люди проживают.
Все эти правила (законы), обязательны для исполнения, потому каждый
человек их соблюдает, понимая, что находится под контролем. В некоторой
степени это чувство страха, за то, что после невыполнения каких- то
правил может последовать наказание. Это может быть заинтересованность.
Если человек исполняет такие правила, он может получить какое-то
вознаграждение (эмоциональное или материальное).
Возможности человека
Возможности человека до конца не изучены. Иногда эти возможности
потрясают. Особенно если они показывают впечатляющие стороны характера
или воли человека. Примеров таких огромное количество. Советский летчик
Алексей Петрович Маресьев (рис. 1), который, потеряв обе ноги, не просто
смог опять ходить, но доказал врачебной комиссии, что способен летать. И
после этого летал на боевом истребителе и продолжал воевать.
Выдающийся российский писатель Солженицын Александр Исаевич своей
волей и внутренней дисциплиной смог победить раковую опухоль. Иногда
люди сталкиваются с такими проявлениями человеческих возможностей,
которые трудно даже представить. Обладая способностью к внутренней
самоорганизации, человек может преодолевать все те вещи, которые
заложены в нем природой. Другие же существа так и живут с потенциально
заложенными в них природой возможностями, но никак не проявляют себя.
Человек, внутренне себя самоорганизовав, проявив волевые качества, может
преодолеть природу.
Чтение стихотворения
Сегодня к нам на урок я пригласила ученицу 2 класса «Г» Афанасьеву Екатерину, которая, несмотря на свой юный возраст, уже прекрасно знает, для чего нужна дисциплина.
«Чтобы всем жилось прекрасно,
Не страдал народ невинный
И исчезла прочь опасность —
Соблюдайте дисциплину!
Будь учеником прилежным,
Не шали и не ругайся,
Стань ты для страны надеждой
И учить других старайся.
Не опаздывай на службу,
Это так нехорошо,
Дорожи всегда ты дружбой,
Той, которую нашел.
Относись к своей работе
Ты с серьезностью всегда,
Ничего плохого вроде,
А потом глядишь: беда!
Знай, там, где есть дисциплина,
Будет точно ждать успех,
Наша жизнь — это путь длинный,
Уважай себя и всех».
Мотивация. «Хочу»
Мотивация – «ключ зажигания» для человека и то, что помогает довести до логического конца начатое. В основе почти любого наших действий находится именно она и служит для продвижения и сохранения их направленности. Можно смело говорить, что действие не родится без мотивации.
Мотивация – это важный фактор для выживания. Почему? Она побуждает нас заниматься поисками ресурсов (пищи и воды), удовлетворять инстинкт размножения (создание семьи и рождение детей), приобретать или брать в аренду жилище (удовлетворять потребность в безопасности). Все приведенные примеры можно считать базовыми мотивами, не зависящими от культуры, и присущими всем без исключения людям. Без достаточного уровня мотивации нельзя эффективно обучаться новым навыкам и заниматься любимым делом.
Рассматривать мотивацию как нечто цельное нельзя, потому что она различается по ряду признаков.
По направленности:
- Внешняя. Не связана с сутью конкретной деятельности, а обусловлена внешними обстоятельствами.
«Я разрешу тебе посмотреть мультфильм в течение часа, если ты выучишь это стихотворение».
- Внутренняя. Связана с сутью конкретной деятельности, а не внешними обстоятельствами.
«Очень хочу прочитать эту книгу, поэтому выделю сегодня вечером час на чтение».
По эмоциональной окрашенности:
- Положительная мотивация – основывается на получении удовольствия.
«Если я буду ответственно заниматься английским, то через полгода смогу сносно на нем общаться с носителями языка».
- Отрицательная мотивация – основывается на избегании боли.
«Если я не буду ответственно заниматься английским, то не смогу пройти собеседование в посольстве и не поеду в США этим летом».
По степени устойчивости
- Устойчивая мотивация. Основана на нуждах человека и не требует дополнительного подкрепления.
«Я хочу кушать, поэтому пойду и сварю сейчас себе пельменей».
- Неустойчивая мотивация. Требует дополнительного подкрепления.
«Очень хочу печенье, поэтому если кто-то из домашних пойдет вечером в магазин, попрошу их мне купить».
Конечно же, в разговоре про мотивацию нельзя не сказать о знаменитой пирамиде Абрахама Маслоу, которую ученый описал в своей книге в 1954 году. Он объединил все человеческие потребности в семь групп:
- Физиологические (биологические): еда, сон, сексуальное влечение.
- Потребности в безопасности: ощущение защищенности, избавление от неудач и страхов.
- Потребности в принадлежности и любви: быть принятым в обществе, ощущать себя любимым.
- Потребности в уважении: достижение успеха, профессионализм и компетенция, общественное признание.
- Познавательные потребности: знания, навыки и исследования.
- Эстетические потребности: стремление к порядку и завершенности.
- Потребности в самоактуализации: поиск и нахождение себя в этом мире.
Маслоу считал, что удовлетворение потребностей более высокого порядка должно идти после удовлетворения потребностей более низкого. Согласитесь, очень проблематично заниматься саморазвитием, когда не на что купить себе еду и / или негде жить.
Как бы нам ни говорили о том, что себя нужно постоянно мотивировать, существует некий уровень мотивации для каждого человека в определенной ситуации – так называемый оптимум. Экспериментально установлено, что есть определенная граница, за которой увеличение мотивации даст в итоге ухудшение результатов. Этот феномен описывается законом Йеркса-Додсона.
Он утверждает, что оптимальные результаты достигаются при среднем уровне мотивации. Если уровень мотивации чрезмерно высок, это автоматически влечет повышенное напряжение и вовлеченность в процесс, а значит, в деятельности рано или поздно проявятся волнения, тревожность, стресс и т.д. Достаточно вспомнить о профессиональном выгорании, которое наступает у излишне рьяных работников, не уделяющих достаточного внимания полноценному сну и отдыху.
Сказанное выше означает, что человек должен постоянно поддерживать в себе мотивацию, находя золотую середину между тотальной ленью и опасной гиперактивностью:
- Мотивация поддерживает усилия и упорство в решении жизненных задач.
- Она же поддерживает в человеке энтузиазм.
- Улучшает познавательные способности.
- Положительно влияет на общую производительность человека.
Книги о мотивации
По сути вопроса написано огромное количество литературы. Мы приведем лишь пять интересных книг:
- Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей».
- Тони Роббинс «Разбуди в себе исполина».
- Дэн Вальдшмидт «Будь лучшей версией себя».
- Айан Рэнд «Атлант расправил плечи».
- Джо Кехо «Подсознание может все».
Отдельно стоит упомянуть фундаментальную работу Абрахама Маслоу «Мотивация и личность».
Учебная и научная дисциплины
Узнав ответ на основной вопрос «учебная дисциплина – это что такое?», стоит более внимательно рассмотреть связь изучаемого термина с таким понятием, как «научная дисциплина» (Н. Д.).
Так именуется основная форма организации определенной науки. Она объединяет на предметно-содержательной основе различные области научных знаний, а также сообщество ученых, занятых их производством, анализом и передачей обществу.
В сферу интересов Н.Д. также входят механизмы эволюции определенной научной отрасли как практической профессии.
Главное отличие между научной и учебной дисциплиной – в том, что первая из них ориентирована на ученых-исследователей, а вторая – на обучающихся (школьников, студентов).
При этом цель науки — выработка и систематизация объективных теоретических и апробированных на практике знаний. В свою очередь, У. Д. направлена на обучение этой информации школьников/студентов при помощи разнообразных методических приемов.
Несмотря на разную направленность, данные понятия тесно связаны между собою и часто пересекаются. Хотя на первый взгляд кажется, что Н. Д. первична, а У. Д. — вторична, на протяжении всей истории они постоянно переплетались и дополняли друг друга.
В качестве примера связи между рассматриваемыми явлениями можно привести знакомый всем школьникам раздел математики — геометрию. Она одновременно является и наукой, и учебной дисциплиной.
Как научная дисциплина геометрия занимается изучением пространственных структур и отношений, а также их обобщением.
На основе добытых учеными знаний в этой сфере был создан академический предмет — геометрия. Он призван развивать логическое, образное мышление у учащихся, формировать у них пространственные представления, а также развивать умения и навыки, необходимые для практической деятельности в будущем.
При этом часть людей, изучавших геометрию, в будущем становятся учеными, которые могут сделать новые открытия в этой сфере.
Зачем нужна дисциплина
Дисциплина всегда нужна именно для достижения целей и задач, которые поставила организация, сообщество или просто отдельный человек. Недисциплинированный человек всегда неэффективен и проигрывает в любом деле тому, кто организован. Ведь без дисциплины нет порядка и последовательности в действиях.
Дисциплина помогает устранять все преграды на пути к успеху, среди которых слабости, усталость, сопротивления людей, неблагоприятные условия и другое. По сути, дисциплина структурно состоит из:
- Самоконтроль. Это слежение за своими действиями и в итоге устранение внутренних преград вроде пассивности и других негативных эмоций и процессов в собственном сознании. Благодаря этому можно двигаться вперед несмотря ни на что, убирая внутренние противоречия;
- Терпение. Часто на пути к цели может быть очень тяжело и будут возникать различные преграды. Необходимо быть терпеливым при выполнении задач;
- Своевременность – выполнение поставленных задач и целей точно в срок без оттягивания решений и действий на потом.
Регулярной тренировкой и самовоспитанием формируется крепкая дисциплина и сила воли.