Вашингтонский военно-морской договор от 1922 года

ССГ-конфедерация


Предполагаемая территория ССГ

В Викитеке есть полный текст Договора о Союзе суверенных государств (опубл. 27 ноября 1991 года)

5 сентября V съезд народных депутатов СССР, приняв «Декларацию прав и свобод человека», объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, подготовки и подписания Договора о Союзе Суверенных Государств.

6 сентября Государственный Совет СССР признал выход трёх прибалтийских республик (Латвии, Литвы и Эстонии) из Союза ССР.

Осенью рабочей группой новоогарёвского процесса был разработан новый проект Договора — о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации независимых государств («конфедеративного государства»).

14 ноября предварительное согласие на заключение 9 декабря[источник не указан 513 дней] договора о создании ССГ дали только семь республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).

К началу декабря референдумы о независимости прошли во всех республиках кроме Белоруссии и Казахстана (который также провёл его, но позже, уже после заключения соглашения о СНГ). В том числе 1 декабря состоялся референдум о независимости на Украине, участники которого (включая Крым) поддержали Акт провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года. Борис Ельцин сразу же сделал заявление о признании независимости Украины, а днями позже после встречи с Горбачёвым для обсуждения перспектив ССГ заявил, что «без Украины союзный договор теряет всякий смысл». Также, как Ельцин признавался президенту США Бушу, Россия не согласилась на новый союз ввиду того, что в нём из семи республик только две были бы «славянскими», а остальные «мусульманскими».

8 декабря, за день до предполагавшегося подписания договора о создании ССГ, главы трёх государств — основателей СССР (Республики Беларусь, России и Украины) на встрече в Беловежской пуще, «отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом», заключили Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств — межправительственной и межпарламентской организации, не имеющей статуса государства. Позднее к СНГ присоединились другие союзные республики.

В декабре 1992 года Съезд народных депутатов Российской Федерации обратился к парламентам государств — бывших республик Союза ССР и к Межпарламентской ассамблее государств — участников СНГ с предложением рассмотреть вопрос «о создании конфедерации или иной формы сближения независимых государств Европы и Азии — бывших республик Союза ССР, народы которых выражают стремление к единению», но это предложение не нашло поддержки.

Многостороннего согласия по предложенному позднее (в марте 1994 года) проекту создания аналогичного конфедеративного союза (Евразийский Союз) также не было достигнуто. Только два государства вступили в Союз России и Белоруссии.

Влияние Договора на кораблестроительные программы

Самые большие сокращения своих линейных флотов осуществили США и Великобритания.

Великобритания, согласно «договору пяти держав», отправила на слом 20 старых дредноутов, общим водоизмещением 408 000 т, и 4 строившихся линкора, суммарным тоннажем 180 000 т. Фактически 4 строившихся английских линкора существовали только на бумаге, ибо работы на них только начинались. При этом, Великобритания выторговала для себя право построить два новых линкора, проект которых учитывал бы опыт Ютландского боя. ВМС Австралии, как часть военного флота Британской Империи, был вынужден отказаться от линейного крейсера Australia.

США отправили на слом 15 старых линейных кораблей (227 740 т) и 11 строящихся (465 800 т). Из четырех строящихся линкоров типа Colorado (Colorado, West Virgina, Maryland и Washington) три вошли в состав флота, а Washington был затоплен в результате экспериментов генерала Митчелла. Все шесть строящихся линкоров типа Montana (Indiana, Iowa, Massachusetts, Montana, North Carolina, South Dakota) пошли на слом в 1922 г. Из шести линейных крейсеров типа Saratoga (Saratoga, Lexington, Constellation, Constitution, Ranger и United States) два были достроены в качестве авианосцев (Saratoga и Lexington), остальные пошли на слом. До октября 1937 года США не заложили ни одного нового линкора (перерыв в кораблестроительных программах почти 20 лет).

Япония достроила линкор Kaga и линейный крейсер Akagi в качестве авианосцев. Особое исключение было сделано для линкора Mutsu, строительство которого частично велось на пожертвования японцев – его было разрешено оставить.

Временные рамки действия договора и его соблюдение

Срок действия Вашингтонского договора оговаривался до 31 декабря 1936 года. В случае, если ни одна из сторон не проявляла желания выйти из него, действие соглашения автоматически продлевалось на два года. Любая из договаривавшихся сторон могла выйти из Договора, уведомив остальных его участников за два года до этого. В течение года после такого уведомления остальные участники соглашения должны были встретиться на конференции.

В связи с техническим прогрессом и возможностью появления новых средств и видов морских вооружений, стороны договорились встретиться на очередной конференции по военно-морским вооружениям спустя восемь лет после подписания данного договора.
29 декабря 1934 года японское правительство дало официальное уведомление, что оно намерено прекратить действие договора. Его положения оставались в силе до конца 1936 года, после чего он утратил силу. Адмирал Исороку Ямамото был противником денонсации Вашингтонского договора Японией.

Предыстория и значение

Как отмечал Г. Киссинджер, подписание Рапалльского договора было неизбежно, потому что западные союзники предопределили это событие, «подвергнув остракизму две крупнейшие европейские державы посредством создания пояса малых, враждебных друг другу государств, а также посредством расчленения как Германии, так и Советского Союза».

Переговоры об урегулировании имевшихся спорных вопросов начались ещё до Генуи, в том числе в Берлине в январе — феврале 1922 года и в ходе встречи Г. В. Чичерина с канцлером К. Виртом и министром иностранных дел В. Ратенау во время остановки советской делегации в Берлине на пути в Геную.

Рапалльский договор означал окончание международной дипломатической изоляции РСФСР. Для России это был первый полномасштабный договор и признание де-юре как государства, а для Германии первый равноправный договор после Версаля.

Благодаря соглашению Красная Армия получала возможность использовать технические достижения германской военной промышленности и изучать современные организационные методы германского генштаба. Рейхсвер получил возможность готовить группы лётчиков, танкистов и специалистов по химическому оружию, а также обучать своих офицеров обращению с новым оружием, изготовление и владение которым было запрещено Германии.

Военное сотрудничество

Контакты между Красной Армией и рейхсвером были налажены уже зимой 1920—1921 годов и оставались в тайне до 1926 года.

Первые соглашения по военному сотрудничеству были заключены в конце ноября 1922 года между фирмой «Юнкерс» и советским правительством: они предусматривали производство металлических самолётов и моторов, а также устройство транзитного сообщения Швеция — Персия и организацию аэрофотосъёмки (всего при участии немцев к концу 1925 года на заводе в Филях было построено 170 самолётов). 14 мая 1923 года в Москве состоялось подписание договора о строительстве химического завода по производству отравляющих веществ (акционерное общество «Берсоль»). После подписания в июле 1923 года договора о реконструкции военных заводов и поставках артиллерийских снарядов рейхсверу фирма «Крупп» помогла советской стороне наладить производство гранат и снарядов.

Весной 1925 года в Липецке была организована авиационная школа. В результате договорённостей, достигнутых в ходе визита заместителя Председателя РВС СССР И. С. Уншлихта в Берлин, в 1926 году были заключены договоры о создании двух аэрохимических станций (полигонов) — под Москвой (Подосинки) и в Саратовской области под Вольском (объект «Томка» у ж/д станции Причернавская) — и танковой школы в Казани.

Договоры с фирмой Юнкерс были расторгнуты в 1926—1927 годах, так как она не исполнила взятые на себя обязательства по поставке металлических самолётов и строительству заводов.
Договор о совместной постройке ипритного завода также был расторгнут в 1927 году, так как оборудование не соответствовало условиям договора и методы изготовления иприта были признаны устаревшими и негодными. Военные объекты на территории СССР функционировали с весны 1925 года по осень 1933 года (то есть до момента прихода Гитлера к власти)

Основные условия договора

Вашингтонский договор ограничил рост военно-морских вооружений на качественном и количественном уровне, а также регламентировал очередность утилизации крупных боевых кораблей, выходящих за рамки суммарно разрешенного для каждой страны тоннажа.

Под понятием «водоизмещение корабля» договорились считать стандартное водоизмещение в английских тоннах. На этом настояли представители Великобритании, мотивируя тем, что кораблям Ее Величества из-за большого района предполагаемого плавания приходится иметь на борту повышенный запас топлива и воды – т.е. переменных грузов.

Статья IV «договора пяти держав» зафиксировала суммарный тоннаж линейных флотов государств-участников соглашения на следующем уровне: Великобритания — 525 000 т, США — 525 000 т, Япония — 315 000 т, Франция и Италия — по 175 000 т. Срок службы линейного корабля определили в 20 лет. Таким образом, постепенная замена самых старых линкоров должна была начаться в 1931 г. и завершиться к 1941 г. Статья ограничивала предельное водоизмещение линкора в 35 000 т, предельный калибр орудий в 406 мм. Таким образом, исходя из установленных пределов договаривающиеся стороны предполагали, что к 1941 г. США и Англия будут иметь по 15 линкоров, водоизмещением по 35 000 т каждый, а Япония — 9. В строительстве крупных боевых кораблей класса линкор был объявлен десятилетний перерыв.

Количество авианосцев ограничено не было, однако было оговорено, что только два авианосца в каждой стране могут иметь водоизмещение больше 27 000 т, но не превышать 33 000 т. Калибр орудий авианосца ограничивался 203 мм, чтобы нельзя было, разместив на линкоре небольшое количество самолетов, назвать его авианосцем.

Ограничения тоннажа
Страна Крупные боевые корабли Авианосцы
 Великобритания 525000 (533000) 135000 (137000)
 США 525000 (533000) 135000 (137000)
 Япония 315000 (320000) 81000 (82000)
 Франция 175000 (178000) 60000 (61000)
 Италия 175000 (178000) 60000 (61000)

(в скобках – данные пересчитанные на метрические тонны, 1 английская (длинная) тонна = 1,016 метрической тонны)

Статья XIX договора была посвящена территориям, береговым укреплениям и военно-морским базам, которые было решено оставить «как есть», закрепив в качестве статуса кво существующее положение. Строительство новых ВМБ было разрешено на территории основной части суши государства, но не на малых островах. При этом США могли строить базы на Аляске или Гавайях, но не на Алеутских островах. Японии было запрещено иметь базы на Формозе (Тайвань), Великобритании – в Гонконге.

Статьи XI и XII договора ограничивали максимальное стандартное водоизмещение крейсеров в 10 000 тонн, а калибр орудий корабля класса «крейсер» в 203 мм. При этом, ограничений на количественный состав крейсеров во флотах всех наций наложено не было.
Флоты государств-доминионов Британской Империи рассматривались как часть ВМС Великобритании и подлежали приведению к соответствию соглашения.

ССГ-федерация (Союз Советских Суверенных Республик)


Красным и оранжевым обозначены республики, которые были готовы войти в состав Союза Суверенных Государств (ССГ); чёрным — государства, отказавшиеся подписать новый союзный договор.

В Викитеке есть полный текст Договора о Союзе суверенных государств (опубл. 27 июня 1991 года)

В Викитеке есть полный текст Договора о Союзе суверенных государств (опубл. 15 августа 1991 года)

На основе концепции референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках т. н. новоогарёвского процесса весной — летом был разработан проект по заключению нового союза — Союза Советских Суверенных Республик (СССР, Союз ССР, Союз Суверенных Государств) как мягкой, децентрализованной федерации.

Проект договора о создании Союза был дважды парафирован (предварительно подписан) — 23 апреля и 17 июня 1991 года. Окончательная редакция «Договора о Союзе суверенных государств» была опубликована в газете «Правда» 15 августа. В той же газете 3 августа 1991 года было опубликовано выступление Президента СССР Горбачёва по телевидению, в котором отмечалось, что «союзный договор открыт к подписанию» с 20 августа 1991 года. В новом Договоре указывалось: «Государства, образующие Союз, обладают всей полнотой политической власти, самостоятельно определяют своё национально-государственное устройство, систему органов власти и управления, они могут делегировать часть своих полномочий другим государствам — участникам Договора…». Более того, в 2-м разделе 23-й статьи нового Договора говорилось: «Настоящий договор… вступает в силу с момента подписания… полномочными делегациями. Для государств, его подписавших, с той же даты считается утратившим силу Договор об образовании СССР 1922 года».

27 июня Верховный Совет Украинской ССР принимает постановление о переносе обсуждения проекта Союзного договора на сентябрь этого же года. Согласно данному постановлению cледовало рассмотреть до 1 сентября 1991 г. представленный проект Договора о ССГ относительно его соответствия положениям и принципам Декларации о государственном суверенитете Украины и Закону об экономической самостоятельности УССР. Кабинет Министров Украины и Академия наук республики должны были подготовить к этому сроку экономические подсчеты и правовые выводы относительно вхождения Украины в Союз на условиях, определяемых проектом Союзного договора. Рабочая группа ВС Украинской ССР должна была к 15 сентября 1991 г. обобщить представленные документы и предложения, высказанные народными депутатами.

5 июля Верховный Совет РСФСР принимает постановление, согласно которому заключение Договора о Союзе Суверенных Государств является возможным с учетом внесенных Верховным Советом РСФСР изменений и дополнений. В соответствии с ними государственная делегация республики получила поручение следовать в процессе завершающейся совместной работы над текстом Договора таким принципиальным положениям, как формирование союзный бюджет из фиксированных взносов республик, входящих в Союз; распространение юрисдикции РСФСР на все предприятия, находящиеся на ее территории, включая и оборонные предприятия; осуществление совместно с Союзом и союзными республиками единого таможеннго дела, при котором размеры таможенных пошлин и тарифов согласовываются Союзом с союзными республиками; прописание в тексте Договора механизмов, обеспечивающих принятия Конституции Союза не позднее, чем через шесть месяцев после заключения Договора или cформирования Верховного Совета Союза. Конституция Союза должна была вступать в силу после одобрения всеми государствами, которые образуют Союз.

Членами нового союза должны были стать девять из пятнадцати союзных республик СССР: как заявил М. С. Горбачёв в телевизионном обращении 3 августа 1991 года, 20 августа новый союзный договор должны были подписать Казахская ССР, РСФСР и Узбекская ССР, а через некоторое время и представители других республик, для которых предполагался следующий порядок: 3 сентября — Белорусская ССР, 17 сентября — Азербайджанская ССР и Таджикская ССР, 1 октября — Туркменская ССР и Киргизская ССР, октябрь (предположительно 22-е число) — Украинская ССР, союзная делегация (возможно, Армения и Молдова). Татарстан согласился подписать договор только непосредственно и самостоятельно, наравне с другими бывшими союзными республиками СССР.

В названиях

  • Сыктывкарский государственный университет имени 50-летия СССР
  • Удмуртский государственный университет имени 50-летия СССР
  • Волжский автомобильный завод имени 50-летия СССР
  • Комбинат плащевых тканей имени 50-летия СССР (г. Балашов, Саратовская область)
  • Донской горно-обогатительный комбинат имени 50-летия СССР
  • Кустанайский педагогический институт имени 50-летия СССР
  • НПО «Востокмашзавод» имени 50-летия СССР
  • Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат детской литературы имени 50-летия СССР
  • 95-я отдельная Ленинградская Краснознамённая бригада связи имени 50-летия образования СССР
  • 339-я отдельная бригада строящихся, учебных и ремонтирующихся подводных лодок имени 50-летия СССР Северного флота
  • ПО «Красный котельщик» имени 60-летия Союза ССР
  • Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат имени 60-летия Союза ССР
  • Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков имени 60-летия СССР
  • 60-я ракетная Таманская ордена Октябрьской Революции, Краснознамённая дивизия имени 60-летия СССР (Светлый (Татищево-5))
  • 62-я ракетная Ужурская Краснознамённая дивизия имени 60-летия СССР (Солнечный (Ужур-4))
  • 810-я отдельная гвардейская ордена Жукова бригада морской пехоты имени 60-летия образования СССР
  • Проспект 60 лет СССР (г. Липецк)
  • пл. 50-летия СССР (г. Севастополь)

Основные положения и подписание

Договор предусматривал немедленное восстановление в полном объёме дипломатических отношений между РСФСР и Германией. Стороны взаимно отказывались от претензий на возмещение военных расходов и невоенных убытков и договаривались о порядке урегулирования разногласий между собой. Германия признавала национализацию германской государственной и частной собственности в РСФСР и отказывалась от претензий, вытекающих «из мероприятий РСФСР или её органов по отношению к германским гражданам или к их частным правам при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств». Размер национализированного в Советской России германского акционерного капитала был оценен в служебной записке Г. В. Чичерина от 2 марта 1922 года в 378 миллионов рублей.

Обе стороны признали принцип наибольшего благоприятствования в качестве основы их правовых и экономических отношений, обязывались содействовать развитию их торгово-экономических связей. Германское правительство заявляло о своей готовности оказать немецким фирмам помощь в деле развития деловых связей с советскими организациями.

Текст договора не содержит секретных военных соглашений, но в Статье 5 говорится, что немецкое правительство объявляет о своей готовности поддерживать деятельность частных компаний в Советском Союзе. Такая практика позволила избежать компрометации немецкого правительства, хотя расходы покрывались напрямую военным министерством.

Со стороны России (РСФСР) подписан Георгием Чичериным.
Со стороны Германии (Веймарская республика) — Вальтером Ратенау.
Договор был заключён без указания срока. Постановления договора вступали в силу немедленно. Лишь пункт «б» ст. 1 об урегулировании публичных и частноправовых отношений и ст. 4 о наибольшем благоприятствовании вступали в силу с момента ратификации. 16 мая 1922 года постановлением ВЦИК, Рапалльский договор был ратифицирован. 29 мая 1922 года, правительство Германии поставило договор на обсуждение в рейхстаге и 4 июля 1922 года он был ратифицирован. Обмен ратификационными грамотами был произведен в Берлине 31 января 1923 года.

По соглашению, подписанному 5 ноября 1922 года в Берлине, он был распространен на союзные советские республики — БССР, УССР и ЗСФСР.
Договор подписали их полномочные представители: Владимир Аусем (УССР), Николай Крестинский (БССР и ЗСФСР) и директор МИД Германии барон Аго фон Мальцан. Ратифицировано: БССР 1 декабря 1922 года, ССР Грузии 12 февраля 1922 года, УССР 14 декабря 1922 года, ССР Азербайджана и ССР Армении 12 января 1923 года.
Обмен ратификационными грамотами произведен в Берлине 26 октября 1923 года.

Россия и Германия развили политику Рапалло в Берлинском договоре от 24 апреля 1926 года.

ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.

Там, в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны.

Здесь, в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.

Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о национальности путем совмещения свободного развития народов с системой эксплуатации человека человеком оказались бесплодными. Наоборот, клубок национальных противоречий все более запутывается, угрожая самому существованию капитализма. Буржуазия оказалась бессильной наладить сотрудничество народов.

Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов. Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить нападения империалистов всего мира, внутренних и внешних. Только благодаря этим обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству.

Но годы войны не прошли бесследно. Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик.

С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.

Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.

Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспевание, и свободу национального развития народов.

Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и единодушно принявших решение об образовании «Союза Советских Социалистических Республик», служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство является достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Заявляя обо всем этом перед всем миром и торжественно провозглашая незыблемость основ Советской власти, нашедших свое выражение в конституциях уполномочивших нас социалистических советских республик, мы, делегаты этих республик, на основании данных нам полномочий, постановляем подписать договор об образовании «Союза Советских Социалистических Республик».

30 декабря 1922 года.

Итоги соглашения

Вашингтонская конференция разрядила напряженность в Восточной Азии и способствовала улучшению англо-американских отношений. Самым примечательным в «договоре пяти держав» было не то, как много, а как мало он изменил. Он просто констатировал тот порядок на морях, который начал складываться уже между 1890 и 1906 годами. С превращением США и Японии в великие морские державы каждая из них стала доминирующей в прилегающих морях. «Договор пяти держав» определил минимальный приемлемый для всех уровень военных флотов, приостановил гонку морских вооружений и в таком виде он вполне устраивал Великобританию.

Британские военно-морские силы сохранили небольшой качественный перевес над американскими по линкорам и линейным крейсерам и решающее превосходство по легким боевым кораблям и морской авиации. Таким образом, из всех трех ведущих морских держав Англия продолжала оставаться сильнейшей, вполне способной отстоять свои позиции.

Вашингтонский военно-морской договор, не наложив ограничений на суммарный тоннаж крейсеров, вызвал «крейсерскую» гонку вооружений. Так, до Вашингтонской конференции на верфях ведущих морских держав строились 25 крейсеров (10 американских, 9 японских, 6 английских). После конференции были заложены или запланированы к строительству не менее 49 новых крейсеров (15 — в Великобритании, 12 — в Японии, 9 — во Франции, 8 — в США и 5 — в Италии) и 36 из них были тяжелыми крейсерами, водоизмещением 10 000 т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector