Санкт-петербургский военно-морской институт

Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе (1926)[ | код]

Нагрудный знак,ВС СССР, за окончание военно-учебного заведения — высших военных училищ и военных институтов

7 января 1926 года по ходатайству личного состава училища, ему было присвоено имя Михаила Васильевича Фрунзе. Тогда же было введено звание «курсант». Новым штатом предусматривалось обучение 825 курсантов. Программа обучения делилась на 4 курса.

22 сентября 1935 года в СССР были введены персональные воинские звания для командного состава РККА и РККФ. В июне 1936 года в училище состоялся первый выпуск лейтенантов.

13 октября 1936 года училище было награждено Почётным Революционным Красным знаменем, и получило наименование Краснознамённого. Было сформировано четыре отдела: штурманский, артиллерийский, минно-торпедный и гидрографический. В 1937—1939 гг. создавались военно-морские училища в Баку, Севастополе и Владивостоке. Туда уехали многие курсанты, преподаватели и командиры ВМУ имени М. В. Фрунзе.

10 июня 1939 года училище было награждено орденом Ленина. В 1939 году училище было преобразовано в Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. Авторитет училища постоянно рос. В 1940 году на 300 вакантных мест было получено 3900 заявлений от желающих поступить. В 1939 году училище закончило 625 лейтенантов, в 1940—404.

Начало Великой отечественной войны совпало с периодом практики у курсантов. 25 июня 1941 года состоялся досрочный выпуск офицеров. Лейтенантами стали 198 курсантов. Второй в 1941 году досрочный выпуск состоялся 31 октября. Курсанты 1 и 2 курсов в июле-августе 1941 года принимали участие в боях в составе 1-й отдельной бригады морской пехоты.

В конце июля 1941 года также было принято решение об эвакуации училища в Астрахань, где оно должно было разместиться на базе Астраханского института рыбной промышленности. Эвакуация завершилась 10 января 1942 года.

Последний выпуск военного времени состоялся 7 мая 1944 года.

Летом того же года училище вернулось в Ленинград. По окончании войны курсанты ВВМУ имени М. В. Фрунзе участвовали в параде Победы на Красной площади.

52 выпускникам училища во время войны было присвоено звание Героя Советского Союза.

Первый послевоенный выпуск состоялся в апреле 1947 года.

29 января 1951 года ВВМУ имени М. В. Фрунзе указом Президиума Верховного Совета СССР было награждено орденом Ушакова I степени. В 1955 году совету училища предоставили право принимать к защите диссертационные работы. Позднее были созданы специализированные учёные советы по присуждению учёных степеней доктора и кандидата наук.

В 1959—1962 годах училище перешло на командно-инженерный профиль подготовки кадров. Была внедрена факультетская система, срок обучения увеличен до 5 лет. Летом 1962 года состоялся первый выпуск специалистов командно-инженерного профиля. Также впервые вместо 6 государственных экзаменов, выпускники защищали дипломные работы.

В 1959—1971 годах в училище работал факультет политсостава, готовивший офицеров с высшим военно-политическим образованием и квалификацией корабельного штурмана. В 1967 году на базе этого факультета было создано Киевское высшее военно-морское политическое училище.

В 1967 году Ракетно-артиллерийский факультет был переведён в Калининград, где на его основе был создан филиал ВВМУ имени М. В. Фрунзе, впоследствии преобразованный в Калининградское ВВМУ — ныне Балтийский военно-морской институт имени Ф. Ф. Ушакова.

В 1998 году в связи с реорганизацией военных учебных заведений ВВМУ имени М. В. Фрунзе было объединено с ВВМУПП имени Ленинского комсомола и переименовано в Санкт-Петербургский военно-морской институт.

Какими бывают морские профессии

Морская профессия не означает только службу в море. Существует множество специальностей в этой отрасли. Условно их можно разделить на: моряков и судостроителей. Рассмотрим некоторые из этих специальностей. 

Для тех, кто хочет ходить по морю: 

  1. Капитан корабля. Это начальник всего судна. Он отвечает за весь палубный состав команды. Прокладывает маршрут и командует погрузкой и разгрузкой корабля. Зарплата его составляет от 460 000 рублей в месяц, а капитаны на суднах с опасным грузом получают еще больше. 
  2. Старший механик. Это начальник машинного отделения, ему подчиняются все машинисты, механики и рядовой состав. Он отвечает за бесперебойную работу судна и его техническое обслуживание. Зарплата старшего механика начинается от 300  000 рублей в зависимости от сложности судна и дальности плаванья.  
  3. Помощник капитана является заместителем капитана в его отсутствие. Он должен знать навигацию и маршруты, уметь правильно организовывать команду. В зависимости от общего числа команды, объема судна и перевозимых грузов у капитана может быть несколько помощников, занимающихся разными видами деятельности: Старший помощник, первый помощник, второй помощник и так далее. Зарплата помощника капитана зависит от его ранга и составляет примерно 200 000 рублей. 
  4. Помощник старшего механика. По аналогии с капитаном, это заместитель старшего механика. Он должен уметь все то же, что и старший механик, но его зона ответственности уже. Средняя зарплата помощника старшего механика – 200 000 рублей. 
  5. Боцман относится к палубной команде. Он начальник всех матросов, составляет график вахтовых смен и контролирует их работу. Средняя зарплата боцмана 100  000 рублей. 
  6. Матрос – это младший сотрудник палубной команды. Он швартует судна, выполняет поручения боцмана и помощников капитана. Зарплата матроса дальнего плавания начинается от 60  000 рублей. 
  7. Моторист – это младший сотрудник машинного отделения, он следит за работой механизмов судна, выполняет профилактические работы. Средняя зарплата механика аналогична дохожу матроса. 

Конечно, на борту судна существует много специальностей в зависимости от вида корабля: это могут быть рыболовецкие суда, круизные теплоходы, судна для бурения нефтяных скважин и многие другие. Помимо обычного судовождения, существуют еще профессии моряков-подводников. Их работа связана с повышенным риском, ведь подлодки работают от ядерных реакторов, а это радиация. Да и в случае аварии необходимо будет бросить все силы на устранение неисправности, ведь с подводной лодки никуда не деться.  

Для тех, кто не представляет себе долгую разлуку с домом, существуют морские специальности в области кораблестроения:  

Инженер-судостроитель – это специалист, который проектирует строительство судов. Работа очень ответственная, он обязан учитывать множество факторов.  Средняя зарплата инженера-судостроителя 75  000 рублей. 

Электрорадиомонтажник судовой занимается установкой, ремонтом и настройкой радиоаппаратуры на судне

В этом деле очень важна точность, ведь коммутационное электрооборудование чрезвычайно важно для навигации корабля. Средняя зарплата – 45  000 рублей. 

Слесарь-механик судовой осуществляет ремонт механических неисправностей судна во время нахождения его в доке

Средняя зарплата слесаря-механика – 75  000 рублей. 

Судостроитель. Исходя из названия понятно, что это человек, которые строит суда. Профессия достаточно сложная, потому что в кораблях очень много деталей из разных материалов. Средняя зарплата судостроителя – 100  000 рублей. 

Это всего лишь несколько специальностей, которые вы можете освоить в морских вузах или колледжах. Список профессий велик, и каждый сможет выбрать профессию себе по душе. В основном, в море идут работать мужчины, но женщинам там тоже найдется место, коки на кораблях получают от 1000$ в месяц. Также чаще стали встречаться женщины среди помощников капитана.  

Капитан корабля – это почти ТОП-менеджер, только сильнее, выше, быстрее

ÐÑоÑилакÑика коÑонавиÑÑÑа

ÐапÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовки:

ÐакалавÑиаÑ:

26.03.02 — ÐоÑаблеÑÑÑоение, океаноÑеÑника и ÑиÑÑемоÑеÑника обÑекÑов моÑÑкой инÑÑаÑÑÑÑкÑÑÑÑ

СпеÑиалиÑеÑ:

  • 26.05.01 — ÐÑоекÑиÑование и поÑÑÑойка коÑаблей, ÑÑдов и обÑекÑов океаноÑеÑники (ÑпеÑиалиÑеÑ)
  • 26.05.05 — СÑдовождение (ÑпеÑиалиÑеÑ)
  • 26.05.06 — ЭкÑплÑаÑаÑÐ¸Ñ ÑÑдовÑÑ ÑнеÑгеÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑановок (ÑпеÑиалиÑеÑ)
  • 26.05.07 — ЭкÑплÑаÑаÑÐ¸Ñ ÑÑдового ÑлекÑÑообоÑÑÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÑедÑÑв авÑомаÑики (ÑпеÑиалиÑеÑ)

Курсы командного состава флота (1918)

15 сентября 1918 года специальным приказом было объявлено о создании в Петрограде Курсов командного состава флота на 300 слушателей. Открытие курсов состоялось 10 октября в здании бывшего Морского училища. Слушателей набирали из матросов-специалистов, которых планировалось подготовить к исполнению офицерских обязанностей всего за 4 месяца. В 1919 году Курсы реорганизовали в Училище командного состава флота со сроком обучения три с половиной года. Училище включало военно-морской и технический отделы. Военно-морской отдел готовил штурманов, артиллеристов и минёров, технический отдел — механиков, электромехаников и радиотелеграфистов. Таким образом, впервые был реализован принцип подготовки специалистов на первичные офицерские должности. Правилами поступления разрешалось зачислять в училище не только матросов, но и гражданскую молодёжь.

В октябре 1919 года отряд слушателей впервые выступил на фронт. За проявленный отрядом героизм, училищу было вручено Красное знамя, которое и сейчас хранится в его музее.

8 июля 1920 года было утверждено Положение о приёме в училище, которое установило возраст поступающих из числа гражданской молодёжи — 18 лет, из числа военных моряков — 26 лет. Для поступления требовалось среднее образование и сдача вступительных экзаменов.

18 июня 1922 года состоялся первый выпуск училища — его окончило 82 человека. В том же году подготовка по специальностям «инженер-механик» и «инженер-электрик» была переведена в создаваемое Военно-морское инженерное училище (ныне — Военный (политехнический) институт Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова).

Осенью того же года Училище командного состава флота преобразовали в Военно-морское училище. Установка предусматривала подготовку командира для военно-морской службы без разделения по специальностям. Полученные знания могли обеспечить продвижение по службе до командира корабля 2 ранга. В дальнейшем офицер мог совершенствовать свои знания на курсах совершенствования командного состава (впоследствии Высшие специальные офицерские классы ВМФ), а также в Военно-морской академии. В 1922 году состоялось первое полноценное плавание слушателей на боевых кораблях. В 1924 году учебный корабль «Комсомолец» и крейсер «Аврора» со курсантами на борту совершили первый дальний поход по маршруту Кронштадт — Берген — Мурманск — Архангельск — Тронхейм — Кронштадт, общей продолжительностью 47 суток.

Морская Академия (1715)

Основная статья: Академия морской гвардии

В 1715 году в Санкт-Петербурге на базе старших мореходных классов Навигацкой школы создаётся Морская академия (Академия морской гвардии). Навигацкая школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии.
Морская академия была рассчитана на 300 учеников и организационно делилась на 6 отделений по 50 человек. Во главе академии стоял директор, отделениями командовали офицеры из гвардейских полков. Помимо отделений в Академии имелся отдельный класс геодезистов численностью 30 человек. В 1716 году было учреждено воинское звание «гардемарин». Это звание заменило звание «навигатор», в качестве переходного от ученика Морской академии к чину мичмана (учреждён в 1713 г.). По экзамену мичманы производились в первый офицерский чин унтер-лейтенанта. В 1732 году первым офицерским чином на флоте стал чин мичмана, сохранивший это значение до 1917 года с перерывом в 1751—1758 гг.

С 1723 года в гардемаринскую роту (200 чел.) зачисляли прошедших теоретический курс. Летом гардемарины распределялись по кораблям и уходили в практическое плавание, а зимой продолжали теоретическое обучение. Срок пребывания в чине гардемарина зависел от способностей и наличия свободных офицерских должностей, а также старшинства в списке роты. Вместо положенных семи лет, некоторые становились офицерами через три-четыре года, а другие служили в чине гардемарина до двадцати лет. В 1744 году в отставку «по болезни и старости» был отправлен 54-летний гардемарин, прослуживший в этом чине тридцать лет. В 1717—1752 гг. из Академии было выпущено более 750 человек.

Навигацкая школа (1701)

Основная статья: Школа математических и навигацких наук

Рисунки из статьи «Морской корпус» («Военная энциклопедия», 1914)

14 () января  года Указом Петра I была основана Школа математических и навигацких наук. Целью создания этого учебного заведения было обеспечение комплектования создающегося российского флота отечественными кадрами. С июня 1701 года Школа располагалась в Москве в Сухаревой башне поблизости от Кремля. Готовила она специалистов не только для флота, но и для армии и гражданской службы.

Школа делилась на классы — в первых двух обучали неграмотных русскому языку и началу счёта. После этого большинство выходцев из бедных слоёв населения отправляли служить писарями или учиться на мастеров адмиралтейства. Наиболее способные из них, а также юноши дворянского происхождения, переводились в следующие классы, высшими из которых являлись мореходные (плоской и меркаторской навигации), морской астрономии). Кроме того, ученики изучали ведение шканечного журнала, счисление пути корабля, фехтование. Изучение велось последовательно и завершалось сдачей экзамена. Наиболее способные и старательные могли закончить полный курс школы за 4 года, а нерадивые учились и до 13 лет.

Первоначально школа находилась в ведении Оружейной палаты, с 1706 года она была передана в Воинский морской приказ, а с 1712 года — в Воинскую морского флота канцелярию. Преподаватели школы были независимы друг от друга и подчинялись только генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину.

Первый выпуск Школы состоялся в 1705 году. Её окончили 64 человека. Выпускники Школы получали право на производство в офицеры после длительного плавания на кораблях и соответствующего экзамена. Многие стажировались на английском и голландском флотах.

Эту школу возглавлял потомок шотландских королей, российский граф, генерал-фельдмаршал и герой Полтавы Яков Вилимович Брюс.

ÐÑоÑилакÑика коÑонавиÑÑÑа

ÐапÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовки:

ÐакалавÑиаÑ:

26.03.02 — ÐоÑаблеÑÑÑоение, океаноÑеÑника и ÑиÑÑемоÑеÑника обÑекÑов моÑÑкой инÑÑаÑÑÑÑкÑÑÑÑ

СпеÑиалиÑеÑ:

  • 26.05.01 — ÐÑоекÑиÑование и поÑÑÑойка коÑаблей, ÑÑдов и обÑекÑов океаноÑеÑники (ÑпеÑиалиÑеÑ)
  • 26.05.05 — СÑдовождение (ÑпеÑиалиÑеÑ)
  • 26.05.06 — ЭкÑплÑаÑаÑÐ¸Ñ ÑÑдовÑÑ ÑнеÑгеÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑановок (ÑпеÑиалиÑеÑ)
  • 26.05.07 — ЭкÑплÑаÑаÑÐ¸Ñ ÑÑдового ÑлекÑÑообоÑÑÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÑедÑÑв авÑомаÑики (ÑпеÑиалиÑеÑ)

Навигацкая школа (1701)[ | код]

Основная статья: Школа математических и навигацких наук

Рисунки из статьи «Морской корпус» («Военная энциклопедия», 1914)

14 () января  года Указом Петра I была основана Школа математических и навигацких наук. Целью создания этого учебного заведения было обеспечение комплектования создающегося российского флота отечественными кадрами. С июня 1701 года Школа располагалась в Москве в Сухаревой башне поблизости от Кремля. Готовила она специалистов не только для флота, но и для армии и гражданской службы.

Школа делилась на классы — в первых двух обучали неграмотных русскому языку и началу счёта. После этого большинство выходцев из бедных слоёв населения отправляли служить писарями или учиться на мастеров адмиралтейства. Наиболее способные из них, а также юноши дворянского происхождения, переводились в следующие классы, высшими из которых являлись мореходные (плоской и меркаторской навигации), морской астрономии). Кроме того, ученики изучали ведение шканечного журнала, счисление пути корабля, фехтование. Изучение велось последовательно и завершалось сдачей экзамена. Наиболее способные и старательные могли закончить полный курс школы за 4 года, а нерадивые учились и до 13 лет.

Первоначально школа находилась в ведении Оружейной палаты, с 1706 года она была передана в Воинский морской приказ, а с 1712 года — в Воинскую морского флота канцелярию. Преподаватели школы были независимы друг от друга и подчинялись только генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину.

Первый выпуск Школы состоялся в 1705 году. Её окончили 64 человека. Выпускники Школы получали право на производство в офицеры после длительного плавания на кораблях и соответствующего экзамена. Многие стажировались на английском и голландском флотах.

Эту школу возглавлял потомок шотландских королей, российский граф, генерал-фельдмаршал и герой Полтавы Яков Вилимович Брюс.

Факультеты, направления, специальности

Выбрав морской вуз и специализацию, после прохождения конкурсного отбора претендент становится студентом одного из факультетов. Это могут быть:

  • морской институт (в ДВФУ, СевГУ, КамчатГУ);
  • факультет морского приборостроения (СПбГМТУ);
  • институт морских технологий, энергетики и транспорта (в АГТУ);
  • факультет кораблестроения и океанотехники;
  • институт военного образования;
  • факультет корабельной энергетики и автоматики.

Исходя из сферы интересов, абитуриент может выбрать одну из следующих специальностей:

  1. 17.03.01 «Корабельное вооружение» и 17.05.03 «Проектирование, производство и испытание корабельного вооружения и информационных управляющих систем» – подходящие направления для тех, кто тяготеет к армейской среде.
  2. 26.03.01 «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства» – комплексное направление, предполагающее не только техническое обслуживание, но и работу с навигационными системами корабля.
  3. Специальность для потенциальных судостроителей и ремонтников – 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры».
  4. Подходящие направления для абитуриентов, интересующихся разработкой макетов и конструированием, – 26.05.01 «Проектирование и постройка кораблей, судов и объектов океанотехники» и 26.05.02 «Проектирование, изготовление и ремонт энергетических установок и систем автоматизации кораблей и судов».
  5. 26.05.05 «Судовождение» – это профессия капитана корабля в чистом виде.
  6. 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок» и 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» подходят для людей математического склада ума. Освоив направление, выпускники приобретут профессию электромеханика.

Весь набор специальностей не представлен ни в одном вузе. Распределение направлений по высшим морским учебным заведениям приведено в таблице.

Вуз Код специальности
АГТУ 26.03.01, 26.03.02, 26.05.06, 26.05.07
ДВФУ 26.03.02, 26.05.06, 26.05.07
КамчатГУ 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07
СевГУ 26.03.01, 26.03.02, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07
КНИТУ 26.03.02
САФУ (Севмашвтуз) 26.03.02
СПбГМТУ 17.03.01, 17.05.03, 26.03.02, 26.05.01, 26.05.02
РГГМУ 17.03.01
КГТУ 26.03.02, 26.05.06, 26.05.07
НГТУ 26.03.02
СГУВТ 26.03.01, 26.03.02, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07
БГАРФ 26.03.01, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07
МГТУ 26.03.02, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07
ВГУВТ 26.03.01, 26.03.02, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07
ГМУ 26.03.01, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07

Таблица 2. Специальности в морских университетах России

Обучение ведется в очном, очно-заочном и полностью заочном формате. Срок освоения программы зависит от направления и уровня подготовки. Стать бакалавром можно за 4 года, а специалистом – за 5 лет. Время учебы по специальности «судовождение» чуть больше обычного (5,5 лет при очном и 6,5 лет при заочном формате).

Высшее морское образование можно получить на уровне бакалавриата, специалитета и магистратуры. Студенты изучают комплекс профильных дисциплин (проектирование, САПР и технологию судостроения, конструкцию корпуса, теорию корабля, гидромеханику и др.). Второкурсники, показывающие хорошие результаты в учебе, часто привлекаются к научным исследованиям и получают гранты. Нередко выполняются работы по договорам с ведущими предприятиями отрасли.

Морской шляхетный кадетский корпус (1752)

15 декабря 1752 года Навигацкая школа и гардемаринская рота были упразднены, а Морская академия преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус. Название подчёркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения. Штат корпуса предусматривал обучение 360 человек, которые в строевом отношении делились на три роты по 120 человек, а в учебном — на три класса.

Гардемаринами стали называть учеников старшего класса корпуса. Состав роты был смешанный — в каждую входили три учебные группы — гардемаринская (1 класса) и кадетские (2 и 3 класса). В 1762 году для кадетов ввели единую форму одежды, однотипное вооружение и снаряжение. Новым штатом в помощь директору назначался капитан 1 ранга, фактически — его заместитель по строевой части, которому подчинялись старшие офицеры — командиры рот. В каждой роте было по 4 офицера.

Деятельностью преподавателей руководил профессор. В Корпусе изучалось 28 наук, в том числе: арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра, механика, навигация, география, артиллерия, фортификация, история, политика, риторика, на выбор — французский, английский или немецкий языки, тактическое маневрирование (морские эволюции), морская практика, такелажное дело, фехтование, танцы.

Перевод из класса в класс, а также производство гардемаринов в офицеры, осуществлялись только на вакантные места. До 1762 года выпускники Корпуса были обязаны служить пожизненно. 18 февраля 1762 года манифестом Петра III «О вольности дворянской» каждый дворянин получил право служить по своему усмотрению и выйти в отставку. Этот порядок сохранялся до 1917 года. В 1762—1802 гг. Корпус возглавлял И. Л. Голенищев-Кутузов. По его инициативе в 1764 году ввели должность старшего инспектора классов, который отвечал за организацию учебного процесса. В 1769 году была основана библиотека Морского корпуса, которая пополнялась оригинальными и переводными книгами и учебниками.

Быстрый рост флота вызвал расширение Морского корпуса, штат которого в 1783 году расширили до 600 человек, а в 1791 году в нём фактически обучалось около тысячи человек. С 1753 по 1802 гг. Корпусом было выпущено 3036 офицеров.

Начальники училища

  • 1916—1918 — генерал-лейтенант Александр Михайлович Бригер
  • 1919 — А. А. Костин
  • 1919—1920 — Б. Б. Жерве
  • 1920—1922 — Н. И. Паттон
  • 1922 — Воин Петрович Римский-Корсаков
  • 1922—1924 — Евгений Францевич Винтер
  • 1924—1926 — Николай Александрович Бологов
  • 1926—1930 — Юрий Федорович Ралль
  • 1930—1934 — командир РККФ Алексей Николаевич Татаринов
  • 1934—1939 — комдив Георгий Андреевич Буриченков
  • 1939 — флагман 2 ранга Петр Семенович Броневицкий
  • 1939—1941 — контр-адмирал Семен Спиридонович Рамишвили
  • 1941—1942 — капитан 1 ранга Б. М. Жуков
  • 1942 — капитан 1 ранга Борис Николаевич Апостоли
  • 1942—1944 — капитан 1 ранга Константин Давидович Сухиашвили
  • 1944—1947 — контр-адмирал Владимир Юльевич Рыбалтовский
  • 1947—1951 — контр-адмирал Константин Матвеевич Кузнецов
  • 1951—1952 — контр-адмирал Александр Герасимович Ванифатьев
  • 1952—1954 — контр-адмирал Г. А. Коновалов
  • 1954—1959 — вице-адмирал Валентин Лукич Богденко
  • 1959—1967 — вице-адмирал Александр Герасимович Ванифатьев
  • 1967—1974 — вице-адмирал Виктор Алексеевич Хренов
  • 1974—1979 — вице-адмирал Виталий Васильевич Платонов
  • 1980—1988 — вице-адмирал Николай Константинович Фёдоров
  • 1988—1993 — контр-адмирал Александр Сергеевич Ковальчук
  • 1993—1999 — контр-адмирал Борис Александрович Попов
  • 1999—2002 — контр-адмирал Николай Алексеевич Скок
  • 2002—2006 — контр-адмирал Олег Дмитриевич Демьянченко
  • 2006—2012 — контр-адмирал Юрий Прокопьевич Ерёмин
  • 2012—2014 — контр-адмирал Николай Венедиктович Марьясов
  • 2014 по 2018 — контр-адмирал Владимир Николаевич Соколов

2018 по н/в — контр-адмирал Щербицкий Александр Вадимович

Морской кадетский корпус (1802)

Основная статья: Морской кадетский корпус

В 1802 году из названия исключили слово «шляхетный», но принцип комплектования Корпуса не изменился. Директором корпуса стал контр-адмирал П. К. Карцев, ветерана войн с Турцией и Швецией. Наиболее способные гардемарины отправлялись волонтёрами на английский и французский флоты. В 1812 году Морской корпус произвёл два выпуска, флот пополнился 134 мичманами, многие из которых приняли участие в войне с наполеоновской Францией. В 1817 году штат корпуса предусматривал обучение 700 кадетов и гардемаринов, расходы на его содержание составляли более 460 тыс. руб. в год.

10 января 1817 года в Морской кадетский корпус было влито Училище корабельной архитектуры, которое готовило специалистов для кораблестроения. В 1827 году оно было преобразовано в кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа. В 1828 году кондукторские роты стали самостоятельным подразделением и были переведены в здание Главного Адмиралтейства.

В 1826 году корпус под воздействием Николая I приравняли к экипажу, аналогичному армейскому батальону. Капитан 1 ранга стал именоваться командиром экипажа. Батальон включал гардемаринскую, три кадетские и резервную роты. В кадетских обучались мальчики от 10 до 16 лет, в гардемаринской — юноши 16—18 лет. Роту возглавлял капитан-лейтенант, отделения — лейтенанты и мичмана. В обучении на первый план, как и в армии того времени, вышла строевая подготовка. Дисциплина поддерживалась строгими наказаниями. В таких сложных условиях положительную роль сыграла деятельность адмирала И. Ф. Крузенштерна, бывшего сначала инспектором классов, а затем и директором Корпуса (1827—1842 гг.). При нём в Корпусе были созданы музей и обсерватория. 28 января 1827 года при корпусе был открыт Офицерский класс для совершенствования образования офицеров. Тем не менее, уровень обучения офицеров неуклонно падал, что стало одной из причин поражения в Крымской войне.

В 1855 году преобразования на флоте возглавил генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич. В 1861 году при его участии были установлены новые правила приёма в Морской корпус. Впервые были введены конкурсные экзамены и «пробные» плавания. В корпус принимались юноши от 14 до 17 лет, кроме дворян право на поступление имели также дети «почётных граждан», заслуженных армейских и флотских офицеров, гражданских чиновников. Телесные наказания были отменены, основной упор сделали на стремление выработать дисциплину, основанную на сознательном отношении к делу.

Морской корпус (1906)

С 1906 года в корпусе был проведён ряд преобразований, основанных на реализации опыта русско-японской войны. Увеличили число воспитанников, а гардемаринов специальных классов приравняли к юнкерам военных училищ. Выпускники корпуса производились в корабельные гардемарины, а после годичного плавания получали чин мичмана. Главным предметом в специальных классах стала тактика. Курс военно-морской истории преобразовали в историю военно-морского искусства. Совершенствовалась материальная база. В 1912 году были проведены первые соревнования между кадетами — они включали в себя гимнастику, фехтование, стрельбу из винтовки и револьвера, плавание, гонки под парусом.

Список вузов

Морские вузы есть во многих регионах страны. В общей сложности их более 40. Не так много, как учебных заведений, занимающихся подготовкой юристов и экономистов. Этому есть вполне объективные причины – меньшая привлекательность профессии для абитуриентов и сложная техническая база, которой должен быть оснащен университет для нормальной организации процесса обучения.

Список, представленный в таблице, отображает территориальный разброс учреждений с количеством бюджетных мест на текущий набор и стоимостью платного обучения.

Город Название морского вуза Количество бюджетных мест Стоимость 1 курса, руб.
Архангельск АГТУ – Архангельский государственный технический университет 62 170 000
Владивосток ДВФУ – Дальневосточный федеральный университет 67* 270 000
Петропавловск-Камчатский КамчатГТУ – Камчатский государственный университет 50 305 000
Севастополь СевГУ – Севастопольский государственный университет 141 162 000 / 256 000 **
Казань КНИТУ – Казанский национальный исследовательский технологический университет им. А. Н. Туполева 15 190 239
Северодвинск САФУ (Севмашвтуз) – Институт судостроения и морской арктической техники (филиал Северного Арктического федерального университета им. Ломоносова) 75 239 850
Санкт-Петербург СПбГМТУ – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет 550 236 200
Санкт-Петербург РГГМУ – Российский государственный гидрометеорологический университет 40 239 000
Калининград КГТУ – Калининградский государственный технический университет 45 182 200 / 126 300 / 126 300 ***
Нижний Новгород НГТУ – Нижегородский государственный технический университет им. Алексеева 66 187 950
Новосибирск СГУВТ – Сибирский государственный университет водного транспорта 332 127 000 / 261 000****
Калининград БГАРФ – Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота 260 174 700
Мурманск МГТУ – Мурманский государственный технический университет 9 262 000
Нижний Новгород ВГУВТ – Волжский государственный университет водного транспорта 32 165 000 / 300 000 ****
Новороссийск ГМУ – Государственный морской университет им. адмирала Ф. Ф. Ушакова 90 185 000 / 176 900 ****

* 40 бюджетных мест выделяется по квоте от Министерства обороны, обучение в этом случае осуществляется на базе военного учебного центра ДВФУ.

** 162 000 – стоимость обучения по направлению 26.03.02, остальные специальности – 256 000 рублей.

*** 182 200 – для специальности 26.03.02, остальные (26.05.06 и 26.05.07) – 126 300.

**** Минимум – это год обучения управлению водным транспортом и кораблестроению, остальные специальности (26.05.05, 26.05.06, 26.05.07) дороже.

Большинство вузов проводит внушительный набор на бюджетные места. Это связано с высокой востребованностью специалистов этой отрасли в экономике.

Учитывая серьезные расценки на платное обучение, многие морские институты России предоставляют скидки. В частности, в АГТУ базовая цена может быть снижена для абитуриентов, имеющих высокие баллы ЕГЭ (на 30 % тем, у кого более 200 баллов по трем предметам, 25 % – поступающим с результатами в диапазоне 170–199 и 20% – набравшим на экзаменах от 130 до 169 баллов).

Многие морские вузы России имеют филиалы в других городах. К примеру, можно освоить профессию моряка в отделениях ВГУВТ в Перми или Астрахани. Абитуриенты, проживающие в Якутске или Омске, могут поступить в филиал СГУВТ, открытый в этих регионах. Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова, расположенный в Ростове-на-Дону, – структурное подразделение университета им. Ушакова.

Морская Академия (1715)

Основная статья: Академия морской гвардии

В 1715 году в Санкт-Петербурге на базе старших мореходных классов Навигацкой школы создаётся Морская академия (Академия морской гвардии). Навигацкая школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии.
Морская академия была рассчитана на 300 учеников и организационно делилась на 6 отделений по 50 человек. Во главе академии стоял директор, отделениями командовали офицеры из гвардейских полков. Помимо отделений в Академии имелся отдельный класс геодезистов численностью 30 человек. В 1716 году было учреждено воинское звание «гардемарин». Это звание заменило звание «навигатор», в качестве переходного от ученика Морской академии к чину мичмана (учреждён в 1713 г.). По экзамену мичманы производились в первый офицерский чин унтер-лейтенанта. В 1732 году первым офицерским чином на флоте стал чин мичмана, сохранивший это значение до 1917 года с перерывом в 1751—1758 гг.

С 1723 года в гардемаринскую роту (200 чел.) зачисляли прошедших теоретический курс. Летом гардемарины распределялись по кораблям и уходили в практическое плавание, а зимой продолжали теоретическое обучение. Срок пребывания в чине гардемарина зависел от способностей и наличия свободных офицерских должностей, а также старшинства в списке роты. Вместо положенных семи лет, некоторые становились офицерами через три-четыре года, а другие служили в чине гардемарина до двадцати лет. В 1744 году в отставку «по болезни и старости» был отправлен 54-летний гардемарин, прослуживший в этом чине тридцать лет. В 1717—1752 гг. из Академии было выпущено более 750 человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector