Формирование древнерусской народности и государства

Введение новой веры

Миссию внедрения нового вероисповедания взял на себя Владимир. Однако поклонников язычества на Руси было немало. Борьба с ними велась на протяжении многих лет. Еще до принятия христианства были предприняты и попытки обновления языческой религии. Владимир Святославович, например, в 980 году одобрил существование группы богов во главе с Перуном. Нужна была идея, единая для всего государства. А центр его должен был непременно находиться в Киеве.

Язычество, все же, изжило себя. А потому, Владимир, после длительных раздумий, избрал православие. В выборе он руководствовался, прежде всего, практическими интересами.

РадимиÑи â ÑвободолÑбивое племÑ

ÐавеÑное, ÑамÑе загадоÑнÑе и обделÑннÑе вниманием племена воÑÑоÑнÑÑ ÑлавÑн. РадимиÑи пÑоживали в баÑÑейне Ñеки ÐнепÑ, оÑÐµÐ½Ñ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¾ к полÑнам и бÑдÑÑÐµÐ¼Ñ ÑенÑÑÑ ÐиевÑкой РÑÑи, однако оÑÐµÐ½Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾ ÑоÑÑанÑли ÑÐ²Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ·Ð°Ð²Ð¸ÑимоÑÑÑ Ð¾Ñ Ð ÑÑиковиÑей. ЭÑÐ¾Ñ ÑÐ°ÐºÑ Ð²ÑглÑÐ´Ð¸Ñ ÑÑÑаннÑм, поÑколÑÐºÑ Ð²Â Ð»ÐµÑопиÑÑÑ Ð¾Ð±Â ÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð»ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð°Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑаÑÑо оÑзÑваÑÑÑÑ Ð»Ð¸Ð±Ð¾ наÑмеÑливо, либо ÑвÑÑока, и многие иÑÑледоваÑели идÑÑ Ð½Ð°Â Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð²ÑÑказÑваний.

ÐенÑина из племени ÑадимиÑей. РеконÑÑÑÑкÑиÑ. (urokirus.com)

Ðполне веÑоÑÑно, ÑÑо ÑадимиÑи Ñак же, как и ÑевеÑÑне, плаÑили Ð´Ð°Ð½Ñ ÑазаÑам, а заÑем, поÑле Ð·Ð°Ð²Ð¾ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ðиева Ðлегом, подÑинилиÑÑ Ð¿ÑиÑедÑÐµÐ¼Ñ Ñ ÑевеÑа кнÑзÑ. ÐмеÑÑе Ñ ним ÑÑи воÑÑоÑнÑе ÑлавÑне ÑÑаÑÑвовали в поÑÐ¾Ð´Ð°Ñ Ð½Ð°Â ÐонÑÑанÑинополÑ. Ðднако ÑпÑÑÑÑ ÑÑолеÑие, поÑÑвÑÑвовав ÑлабоÑÑÑ ÑенÑÑалÑной влаÑÑи во вÑÐµÐ¼Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ð¾ÑÑобнÑÑ Ð²Ð¾Ð¹Ð½, оÑделилиÑÑ Ð¾Ñ ÐиевÑкой РÑÑи.

ÐодавлÑÑÑ Ð½ÐµÐ»Ð¾ÑлÑнÑÑ ÑадимиÑей оÑпÑавилÑÑ Ð²Ð¾ÐµÐ²Ð¾Ð´Ð° ÐладимиÑа СвÑÑоÑлавиÑа ÐолÑий ХвоÑÑ. ÐойÑка киевлÑн и ÑадимиÑей вÑÑÑеÑилиÑÑ Ð½Ð°Â Ñеке ÐиÑанÑ, и воÑÑÑавÑие поÑеÑпели поÑажение. ÐоÑÑепенное поглоÑение Ð²Ð½Ð¾Ð²Ñ Ð¿ÑиÑоединÑннÑÑ Ð¿Ð»ÐµÐ¼Ñн пÑодолжилоÑÑ, и в 11 â 12 Ð²ÐµÐºÐ°Ñ Ð¾Ð½Ð¸ ÑÑали ÑаÑÑÑÑ Ð¡Ð¼Ð¾Ð»ÐµÐ½Ñкого и ЧеÑниговÑкого кнÑжеÑÑв.

***

ÐÑ поговоÑили лиÑÑ Ð¾Â ÑамÑÑ Ð·Ð½Ð°ÑиÑелÑнÑÑ Ð²Ð¾ÑÑоÑноÑлавÑнÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð»ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð°Ñ Ð¸Â ÑоÑÐ·Ð°Ñ Ð¿Ð»ÐµÐ¼Ñн, ÑоÑÑавивÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ñ ÐÑевнеÑÑÑÑкого гоÑÑдаÑÑÑва. Ðо не ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð±ÑваÑÑ, ÑÑо бÑли еÑÑ Ð¸Â Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ мелкие обÑединениÑ: полоÑане, дÑеговиÑи, ÑивеÑÑÑ, ÑлиÑи â Ð¸Ð¼Ñ Ð¸Ð¼Â Ð»ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½. Рпомимо ниÑ â и неÑлавÑнÑкие племена, Ñоже оказавÑие болÑÑое влиÑние на ÑоÑмиÑование единой ÐиевÑкой РÑÑи. С ÑамÑÑ Ð¿ÐµÑвÑÑ Ð´Ð½ÐµÐ¹ Ñвоего ÑÑÑеÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑжава РÑÑиковиÑей бÑла полиÑÑниÑеÑким гоÑÑдаÑÑÑвом, и каждое Ð¿Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑÑавило Ñвой Ñлед в иÑÑоÑии ÐÑевнеÑÑÑÑкого гоÑÑдаÑÑÑва.

История концепции[править | править вики-текст]

«Синопсис,
или Краткое описание о начале русского
народа» (1674)

В Новое
время,
идея о единстве восточных славян в
древнерусскую эпоху восходит к
позднелетописным источникам и историческим
сочинениям XVII
века .
О ней говорится в Густынской
летописи ,
а в Киевском
синопсисе,
авторство которого приписывают
архимандриту Киево-Печерской
лавры Иннокентию
Гизелю,
подробно изложена концепция про древнее
единство «русских народов». Она
предопределила взгляды большинства
историков XVIII и XIX
веков на
всех восточных славян как на
представителей триединого
русского народа .
В российской историографии XIX века время
от времени возникали споры относительно
«первородства» и преимущества на
наследие Древнерусского государства,
которые отдельные представители
малороссов (Маркович, Максимович)
или великороссов (Погодин)
приписывали именно своей ветви. Эти
противоречия пытался сгладить Александр
Пресняков,
в 1907 году утверждавший что у украинцев,
русских и белорусов равные права на
наследие Древней Руси .
Параллельно с российскими историками
и Русской православной церковью, идея
древнерусского единства поддерживалась
и филологами, показавшими существование
единого древнерусского языка, который
распался впоследствии на несколько
родственных языков. Наиболее влиятельные
труды по этому вопросу принадлежат Александру
Востокову, Измаилу
Срезневскому, Алексею
Соболевскому, Алексею
Шахматову .

В
противовес данной концепции Михаил
Грушевский ввёл
в обиход тезис об отдельности этногенезов украинцев
и русских. Этот взгляд стал доминирующим
в историографии украинской
диаспоры и
получил некоторое распространение в
современной украинской науке.

В
своём современном виде, концепция
возникла в советской историографии 1930-х годов.
Белорусы, русские и украинцы были
определены как три разных народа, однако
Киевская Русь и дальше рассматривалась
как «общая колыбель» восточнославянских
народов, которые образовались в XIV-XV
веках. Борис
Греков выдвинул
предположение об этническом единстве
восточных славян в предшествующую
разделению эпоху. Теоретическое и
фактическое наполнение оно обрело
в 1940-е годы
благодаря трудам украинца М.Петровского,
россиян А.Удальцова и Владимира
Мавродина.
Именно Мавродину принадлежит авторство
термина «древнерусская народность».
Впервые он был употреблён в 1945 году в
монографии «Образование Древнерусского
государства». .

Проблематика
древнерусской народности пережила
масштабную дискуссию в начале 1950-х
гг. .
Она была обоснована Сергеем
Токаревым,
в её разработке также приняли участие
археологи Пётр
Третьяков и Борис
Рыбаков .
Существенная роль в оформлении и
дальнейшем развитии концепции признаётся
за советским историком и историографом,
специалистом по эпохе феодализма Львом
Черепниным .
Тщательному анализу она была подвергнута
также Петром
Толочко,
подтвердившим существование единой
древнерусской народности .

В 2011 году
происхождение трёх восточнославянских
народов от единой древнерусской
народности было признано в совместном
коммюнике историками из трёх государств
на «круглом столе» в Киеве,
посвящённом 1150-летию Древнерусского
государства .

Как формировалась древнерусская народность? Развитие феодальных отношений происходит в процессе преобразования племенных союзов в княжества, то есть отдельные государственные объединения. С этого процесса начинается история древнерусского государства и формирование древнерусской народности — процессы взаимосвязанные.

Что предшествовало основанию Киевской Руси? Какие факторы способствовали формированию древнерусской народности?

Понятие древнерусской народности

Этим понятием обычно обозначают восточнославянский этнос, сформировавшийся в результате объединения и слияния 12 племен восточных славян. Этнос сформировался в результате политического объединения этих племен вокруг Киева в X-XIII вв. (государство Киевская Русь). Народность как общность просуществовала до эпохи монгольского ига, а далее раскололась, дав начало трем близким славянским народам: русским, белорусам и украинцам.

Идея понятия (но еще не термин и не определение) появились в поздних летописях и ранних исторических сочинениях XVII века, главным образом созданных православными авторами на землях Речи Посполитой. Для этих писателей идея восточнославянского единства была идеей единства православия и его защиты от влияния и агрессии католической церкви.

В XIX веке историки не сомневались в существовании такой общности. Официальная историография поддерживала такую теорию, поскольку она объясняла права российских императоров на все восточнославянские земли. Однако в зависимости от школы, к которой принадлежал историк, возникали трения по вопросу «первородства», то есть определения, какая из «новых» наций (русские, белорусы или украинцы) являются подлинными наследниками древнерусской народности. К примеру, М.А. Максимович (основатель Киевского университета) признавал такое право за украинцами (не будучи националистом или революционером), а М.И. Погодин настаивал на исключительных правах русской нации.

Народы на территории России в период античности

Первые люди вида Homo sapiens появились в отдельных областях Средней Азии и Причерноморья порядка 30 тыс. лет назад. В тот период северные и центральные части территории были непригодны для жизни из-за ледников. Поэтому самые первые народы и древнейшие государства на территории России возникали в южных и западных регионах как наиболее благоприятных для жизни и хозяйства. По мере увеличения населения, развития материального производства и становления первобытнообщинного строя в Средней Азии, Закавказье и Причерноморье образовывались все новые рабовладельческие государства. При этом развивались они автономно и независимо друг от друга. Объединяющей чертой можно назвать разве что набеги одних и тех же варваров. С центральными и западными областями в европейской части нынешней страны эти государства и вовсе контактов не имели, так как налаживанию путей препятствовали горные массивы и пустыни.

Одним из наиболее заметных государств того времени можно назвать Урарту, которое существовало в Закавказье в IX в. до н. э. Оно было образовано на берегу озера Ван, территория которого сейчас принадлежит Турции, однако уже к середине VII в. его владения распространились до верховьев Тигра и Евфрата. Если говорить об этническом составе, то народы и древнейшие государства на территории России в Причерноморье и Закавказье преимущественно были представлены армянскими племенами. Урарту достигло значительного расцвета в VIII в. до н. э., но к VI в. из-за нашествий скифов оно перестало существовать. Позднее те же племена основали Армянское царство. Примерно в этот же период параллельно развиваются абхазские и грузинские семьи, которые образовывают Колхидское царство. В северной части Закавказья возникает Иберия – грузинское царство.

Сближение племен

Восточнославянские племена проживали на территории, которая была подчинена единой власти. Если не считать постоянные междоусобицы, которые происходили и на последнем этапе развития Киевской Руси. Но взаимовыгодные отношения привели к зарождению общих традиций и обычаев.

Древнерусская народность – определение, которое подразумевает не только общность экономической жизни, языка, культуры и территории. Это понятие означает общность, состоящую из основных, но непримиримых классов – феодалов и крестьян.

Формирование древнерусской народности представляло собой процесс длительный. Особенности в культуре и языке людей, населяющих разные области государства, сохранились. Различия не стерлись, несмотря на сближение. Позднее это послужило основой для формирования русской, украинской и белорусской народностей.

Понятие «древнерусская народность» не утрачивает своей актуальности, потому как эта общность является единым корнем братских народов. Жители России, Украины и Белоруссии пронесли через столетия понимание близости культуры, языка. Историческое значение древнерусской народности велико, независимо от современной политической и экономической ситуации. Для того чтобы удостовериться в этом, стоит рассмотреть составляющие этой общности, а именно: язык, обычаи, культура.

Первые стоянки Русской равнины

Считается, что люди обжили Русскую равнину в верхнем палеолите. К этому периоду относится стоянка древнего человека — Сунгирь под Владимиром. Возраст стоянки — около 25 тысяч лет. Это было сезонное охотничье стойбище, которым пользовались, как полагают ученые, на протяжении двух-трех тысяч лет. Сегодня этот памятник находится под охраной ЮНЕСКО.

В поселении археологи обнаружили захоронение двух мальчиков — 12 и 14 лет. Здесь также нашли кость взрослого человека, наполненную охрой. Исследователи выяснили, что кость принадлежала прапрадедушке похороненных подростков и имела особое значение в погребении: мальчиков, скорее всего, принесли в жертву в честь культа плодородия.

В могилах были копья и дротики из бивня мамонта, а также диски, символизирующие солнце. Одежда детей была вышита бусинами из бивня мамонта — ученые нашли их около 10 тысяч штук. Наряды напоминали костюмы нынешних северных народов, а после реконструкции их внешнего облика стало ясно, что сунгирские люди могли быть предками современных североевропейцев.

V. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ

«Славянские племена, занявшие обширные территории Восточной Европы, переживают процесс консолидации и в 8-9 вв. образуют древнерусскую (или восточнославянскую) народность. Общие черты в современных русском, белорусском и украинском языках показывают, что все они выделились из одного общерусского языка. На древнерусском (восточнославянском) языке написаны такие памятники, как «Повесть временных лет», древнейший свод законов — «Русская Правда», поэтическое произведение «Слово о полку Игореве», многочисленные грамоты и др.

Начало сложение общерусского языка определяется лингвистами — как 8-9 вв.

Сознание единства Русской Земли сохранялось как в эпоху Киевской Руси, так и в период феодальной раздробленности. Понятие «Русская Земля» охватывало все восточнославянские области от Ладоги на севере до Черного моря на юге и от Буга на Западе до Волго-Окского междуречья включительно на востоке.

Вместе с тем имелось еще узкое понятие Русь, соответствующее среднему Поднепровью (Киевская, Черниговская и Северская земли), сохранившееся от эпохи 6-7 вв., когда в Среднем Поднепровье существовал племенной союз под главенством одного из славянских племен — русов. Население Русского племенного союза в 9-10 вв. послужило ядром для образования древнерусской народности, в которую вошли славянские племена Восточной Европы и часть ославяненных финских племен.

Каковы же предпосылки образования восточнославянской народности?

Широкое расселение славян на территории Восточной Европы приходится, в основном, на 6- 8 вв. Это был еще праславянский период, и расселявшиеся славяне были едины в языковом отношении. Миграция происходила не из одного региона, а из разных диалектных областей праславянского ареала. Следовательно, всякие предположения о «русской прародине» или о зачатках восточнославянской народности внутри праславянского мира ничем не оправданы. Древнерусская народность сформировалась на обширных пространствах и имела в своей основе славянское население, объединенное не на этнодиалектной, а на территориальной почве.

Ведущая роль в сложении этой народности, по-видимому, принадлежит древнерусскому государству. Ведь недаром начало формирования древнерусской народности по времени совпадает с процессом складывания русского государства. Совпадает и территория древнерусского государства с ареалом восточнославянской народности.

Русской землей или Русью, стали называть территорию древнерусского раннефеодального государства. Термином Русь пользуется ПВЛ и зарубежные страны Европы и Азии. О Руси упоминают византийские и западноевропейские источники.

Сложение древнерусской государственности и народности сопровождалось бурным развитием культуры и экономики. Строительство древнерусских городов, подъем ремесленного производства, развитие торговых связей благоприятствовали консолидации славянства Восточной Европы в единую народность.

В формировании древнерусского языка и народности существенная роль принадлежала распространению христианства и письменности. Очень скоро понятия «русский» и «христианин» начали отождествляться. Церковь играла многостороннюю роль в истории Руси.

В результате складывается единая материальная и духовная культура, что проявляется почти во всем- от женских украшений до архитектуры. (22, с.271-273)

«Когда в результате Калкской битвы и нашествия орд Батыя были потеряны не только единство Русской земли, но и независимость разрозненных русских княжеств, сознание единства всей Русской земли стало еще острее ощущаться в литературе. Бессознательным выражением русского единства стал единый на всей территории Русской земли русский язык, а сознательным — вся русская литература. «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского», цикл рязанских повестей и особенно русские летописи напоминали о былом историческом единстве Русской земли и тем самым как бы призывали вновь обрести это единство и независимость.» (9 а, стр.140)

Примечания[ | код]

  1. Некоторые специалисты считают, что русины не являются этнографической группой украинцев, и выделяют их в четвёртый восточнославянский этнос.
  2. Темушев С. Н. Рецензия на книгу Н. Н. Юсовой «Давньоруська народність»: зародження і становлення концепції в радянській історичній науці (1930-ті — перша половина 1940-х рр.). 2-е вид., перероб. і доп. Київ, 2006.
  3. Толочко П. П. Древнерусская народность: воображаемая или реальная. — СПб.: Алетейя, 2005
  4. Юсова Н. М. Генезис концепції давньоруської народності в історичній науці СРСР (1930-ті — перша половина 1940-х рр.). — Вінниця, 2005. — С.237-238, 290.
  5. Кучин Ю. С. Этнические образования славян Восточной Европы IX—XII вв. в отечественной историографии (середина ХХ — начало ХХI в.). М.: Издательский Дом «Городец», 2017. — С. 201.
  6. Казаченко А. И. Древнерусская народность — общая этническая база русского, украинского и белорусского народов // Советская этнография. — 1954. — № 2. — С. 18.
  7. Франклин С., Шепард Д. Начало Руси: 750—1200. — СПб., 2000. — С. 528.
  8. Bouchard M. The Medieval Nation of Rus’: The Religious Underpinnings of the Russian Nation // Ab Imperio. — 2001. — № 3. — С. 97—122.
  9. Кучин Ю. С. Этнические образования славян Восточной Европы IX—XII вв. в отечественной историографии (середина ХХ — начало ХХI в.). М.: Издательский Дом «Городец», 2017. — С. 238.
  10. Московская Русь | Беляев Леонид Андреевич ISBN 5-85050-600-4
  11. Леонид Беляев — Московская Русь: от Средневековья к Новому времени ISBN 5-17-028244-3, 5-271-10976-3
  12. В. Л. ЯНИН, А. А. ЗАЛИЗНЯК, А. А. ГИППИУС Новгородские грамоты на бересте. ИЗ РАСКОПОК 2001–2014 гг. ISBN 978-5-94457-237-0
  13. Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV веках: пути политического развития. — СПб.: Наука, 2016
  14. Дворниченко А. Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия — М. : Весь мир, 2010
  15. 3агарульскі Э. М. Заходняя Русь IX—XIII стст. — Мн., 1998. — С. 218.
  16. Древненовгородский диалект ISBN: 5-94457-165-9
  17. Иловайский Д. – История России. В 5 томах. Том 1. Становление Руси ISBN: 978-5-8291-1831-0
  18. Древняя Русь в средневековом мире (энциклопедия) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C_%D0%B2_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5_(%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F)
  19. Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель. / Вопросы истории. 1991, № 2—3.
  20. Древняя Русь в средневековом мире (энциклопедия) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C_%D0%B2_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5_(%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F)
  21. Седов В. В. Древнерусская народность: Историко-археологическое исследование. — М., 1999.
  22. Русская культура с древнейших времен до наших дней. Альбом-монография. — М.: Белый город, 2004; 2006; 2005; 2010. ISBN: 978-5-7793-2056-6
  23. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D1%81_%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D1%85_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD
  24. Тихомиров М. Н. Значение Древней Руси в развитии русского, украинского и белорусского народов // ВИ. 1954. № 6. С. 19-23.
  25. Древнерусская народность. Воображаемая или реальная?. — 2005. — 276 с. — ISBN 5-89239-783-6.
  26. Петриков, П. Т. Очерки новейшей историографии Беларуси: (1990-е — начало 2000-х годов). Белорусская наука, 2007. С. 91
  27. Фроянов И. Я. Князь как общинный чиновник // Родина. 2002
  28. В. Л. ЯНИН, А. А. ЗАЛИЗНЯК, А. А. ГИППИУС Новгородские грамоты на бересте. ИЗ РАСКОПОК 2001–2014 гг. ISBN 978-5-94457-237-0
  29. Штыхаў Г. В. Крывічы. — Мн.: 1992. — 101—104.Штыхаў Г. В. Да праблемы старажытнарускай народнасці // Гісторыя Беларусі: У 6 т. — Т. 1: Старажытная Беларусь. — Мн., 2000. — С. 326—328.

1.5 Феодальные отношения и классовая борьба. Политические события

Феодалы сосредоточивали в своих руках богатство и власть, эксплуатировали зависимых крестьян и городских ремесленников. Феодализм
обусловил образование сложной системы вассальных отношений, известных вам из истории средних веков. Киевский великий князь остался верховным владельцем всех земель и олицетворял государственную власть. У него в зависимости находились местные князья, бояре, дружинники, городские богачи, духовенство, владевшие землями, промыслами, ремесленными заведениями. Они поддерживали государство, охранявшее их интересы.

Крестьян-смердов, владевших небольшими наделами земли, феодалы облагали данью (мех, мед, воск, зерно и т.д.), заставляли работать в имениях и обрабатывать их земли. Городская беднота платила князьям обременительные налоги, отбывала повинности, а позднее содержала церкви и монастыри. Самой жестокой эксплуатации подвергались не имевшие земли челядь и холопы.

Усиление феодальной эксплуатации привело к обострению классовой борьбы.
Древнерусская летопись сообщает о восстании древлян города. Искоростеня и окрестных сел в 945
г. против князя Игоря,
который сияюй, с военной дружиной собирал у них непомерную дань, называвшуюся тогда «полюдьем». Восставшие древляне сказали: «Как повадится волк за овцами, так перенесет всю отару, если его не убьют; так и здесь, если не убьем его, то он всех (нас погубит». Так и сделали: убили князя и уничтожили его воинов-дружинников. Только на следующий год жене Игоря княгине Ольге удалось подавить восстание. Она жестоко расправилась с его участниками. Но ей все, же пришлось установить норму дани, порядок и места (погосты) ее сбора.

Киевской Руси приходилось вести постоянную борьбу против разбойничьих нападений норманских племен Скандинавии — варягов с севера, орд Хозарского каганата с востока и отрядов печенегов из степей Северного Причерноморья. Эти нападения несли разрушения и смерть. Русские люди мужественно отражали вторжения врагов, укрепляли города и села крепостями, а также осуществляли походы своего войска во вражеские станы.

Не всегда мирно складывались взаимоотношения Киевской Руси и средневекового государства Византии. Византия часто поддерживала вражеские нападения на Русь, пыталась подорвать ее могущество, византийские императоры и сами желали подчинить русские земли и завладеть их богатствами. В ответ на враждебные действия византийских императоров в 911 г. древнерусский князь Олег с большим войском подошел к столице Византии Царьграду (Константинополю) и взял его в осаду. Византийцы вынуждены были заключить с русскими представителями договор, по условиям которого купцы Руси могли свободно торговать в Византии. По случаю такой победы Олег прибил свой щит на ворота Царьграда. Однако и позднее, во времена князя Игоря, происходили войны между Киевской Русью и Византией.

Сыну Игоря и Ольги киевскому князю Святославу,
храброму воину и полководцу, удалось подчинить Волжскую Болгарию и Хозарский каганат, нанести чувствительное поражение печенегам. Войско Святослава затем перешло Дунай и освободило Болгарию от византийского господства. Но крупные силы византийцев окружили его в городе Доростоле (теперь Силистрия в Болгарии). Там русичи настолько храбро оборонялись, что смогли выйти из окружения. Византийцы при этом понесли значительные потери. Возвращаясь в Киев, Святослав и его воины погибли у днепровских порогов в битве с преобладающими силами печенегов. Это произошло в 972 г.

1.2 Киевская Русь

Киев сыграл важную роль в истории Русской земли как политический центр большого раннефеодального государства — Киевской Руси, которое в первой половине IX в. объединяло несколько бывших племенных союзов — княжеств восточных славян. А в 882 г. князь Олег, владевший Словенским княжеством с центром в Новгороде, осуществил ряд военных походов, в результате которых присоединил к своим владениям земли союза племен кривичей с их главным городом Смоленском. В том же году Олегу удалось победить военную дружину Полянского князя Аскольда и овладеть Киевом.

В древнерусской летописи записано: «И осел Олег, княжа в Киеве, и сказал Олег: „Пусть это (Киев) будет матерью городам русским“. Позднее Олег присоединил к Киевской Руси племенные союзы древлян, северян, радимичей, уличей и тиверцев, освободив их от уплаты дани хозарскому кагану (князю). Объединительная политика князя Олега получила поддержку среди названных племенных союзов и способствовала укреплению сил молодого славянского государства.

Таким образом, с самого начала своего существования восточнославянское государство Киевская Русь объединяло под своей властью почти все восточнославянские племена, названные в летописи. Она стала одним из самых могучих государств средневековой Европы.

Киевская Русь образовалась как раннефеодальное государство. Однако наряду с феодальными отношениями в общественной жизни славян русов хранилось немало пережитков первобытнообщинного строя: повинности крестьян ограничивались уплатой дани; существовал обычай кровной мести за убитых родственников; для решения важных вопросов население собиралось на общее собрание — вече; для защиты границ Руси созывалось еще народное ополчение.

Укрепление древнерусского государства ускоряло отмирание остатков первобытнообщинного строя в общественной жизни славян русов и способствовало развитию феодальных отношений. Опираясь на постоянно вооруженные отряды преданных воинов — дружины, князь в решении вопросов государственной жизни не считался с вече, а созывал совет бояр — богатых феодалов. Им же принадлежала и вся судебная власть: суд стал княжеским. Князь и бояре захватывали общинные земли и угодья, силой заставляли крестьян-смердов не только платить дань, но и отрабатывать определенные дни в их хозяйствах. Кроме того, крестьяне должны были по приказу князя принимать участие в военных походах для завоевания новых земель и отпора нашествия кочевников.

Таким образом, раннефеодальное государство Киевская Русь в руках князей и бояр стало могучим орудием, обеспечивающим феодалам право на земельную собственность, эксплуатацию крестьян-смердов, ремесленников, помогало защищать страну от нападений врагов и завоевывать новые территории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector