Культура древней руси. христианская культура и языческие традици
Содержание:
Архитектура
Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем.
Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»).
Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России.
В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польсколитовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.
Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.
Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.
В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.
Особенности развития русской культуры IX—XVII вв.
Это время господства средневековой культуры. Для нее, во-первых, характерна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений.
Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ-земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что многократно повторялось; следование образцам.
В-третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские рационалистические (от лат. ratio — разум) представления присутствуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народной, бытовой культуре.
В-четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.
Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западноевропейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры. Наконец, общими были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.
К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли. Значительная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн. Например, когда в 1382 г. ордынцы осаждали Москву, ее жители снесли книги в кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания. Когда же Тохтамыш обманом ворвался в Кремль, то эти несметные книжные богатства сгорели. Гибли книги и в последующие века. В огне пожара 1812г. погиб единственный список «Слова о полку Игореве». Большое число памятников культуры было уничтожено фашистами в годы Великой Отечественной войны. Многие памятники культуры погибли и в результате действий властей, громивших их по «идейным» соображениям.
Для возрождения памятников старины многое сделали реставраторы. Например, иконописное творчество Андрея Рублева стало по-настоящему известно только в XX в., когда выдающийся искусствовед И. Э. Грабарь начал расчистку его икон от олифы и поздних наслоений. Отреставрированные черные доски «засветились», как много столетий назад.
Живопись
См. также: Русская иконопись
Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре Софийского собора, XI век
После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.
Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, добавившие в сложившуюся иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их создатели мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Христа Вседержителя в центральном куполе. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти.
Ещё одним уникальным памятником светской живописи Древней Руси являются росписи стен двух башен Киевской Софии. На них изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы, что несколько отличает их от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии — два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого.
В XII—XIII веках в живописи отдельных культурных центров стали проявляться местные особенности. Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. С XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает более полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов. В станковой живописи новгородские черты были выражены слабее.
Фреска в нише северной стены церкви Бориса и Глеба в Кидекше
Во Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода сохранились фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон. Основываясь на этом материале, исследователи считают возможным говорить о постепенном становлении Владимиро-суздальской школы живописи. Лучше всего сохранилась фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда. Она создана двумя мастерами — греком и русским. К Владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII — начала XIII веков. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь», датируемая серединой XII века, стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери», которая имеет византийское происхождение.
Культура Древней Руси и феномен двоеверия
Культура Древней Руси развивалась на протяжении веков как языческая. Религиозные верования славян формировали специфическое мировоззрение, особое отношение к природе и обществу. Так, славяне-язычники, считая себя частью природы, перед стихийными силами которой равны все, не понимали, почему один человек должен занимать более высокое положение, чем другой. Поэтому при формировании раннефеодального Древнерусского государства язычество было вытеснено христианством, которое смогло идеологически обосновать бурные перемены в обществе, консолидировать его. Правда, в 980 г. Владимир попытался реформировать традиционное язычество, учредив культ его верховного бога – Перуна, но и реформа не сделала эту веру опорой княжеской власти и регулятором общественных отношений.
После принятия христианства развитие культуры стало идти по иному руслу. Ведь крещение Руси означало не только то, что стали распространяться грамотность, церковное зодчество, иконопись и т.д. Новая вера меняла мировоззрение людей, формировала новые ценности, новый взгляд на жизнь. Одновременно с этим язычество не исчезло в один момент, оно в какой-то степени ушло на второй план, в тень, продолжая оказывать существенное воздействие на развитие древнерусской (теперь уже христианской) культуры. Итогом такого влияния языческих верований на христианство стало так называемое двоеверие, когда христианские и языческие обряды и традиции шли бок о бок. Будучи примерными христианами, в бытовых ситуациях жители Руси часто продолжали придерживаться языческих традиций и обрядов.
Рассмотрим в качестве примера ситуацию с именами людей. В пору язычества человеку давалось имя, которое хранили в тайне, и оно известно было лишь близким родственникам, а чужие знали человека по прозвищу. Считалось, что колдун может навести порчу на человека, узнав его подлинное имя. Прозвище же не позволяло идентифицировать его обладателя, и сил зла можно было не опасаться
Для большей же гарантии безопасности прозвище могло быть отталкивающим, уничижительным, чтобы злодеи не обратили внимание на столь малозначительную личность. Именно поэтому младший, любимый сын в сказках – Дурак
После принятия христианства человеку также давали два имени – церковное и языческое, к которому часто добавлялось еще и прозвище. Например, Владимир Красное Солнышко был в крещении Василием, Ярослав Мудрый – Георгием. ПВЛ так свидетельствует о данной практике:
Двоеверие проявлялось также и в том, что некоторые христианские святые в народном представлении отождествлялись с языческими божествами. Таковы:
- Илья Пророк, весьма похожий на Перуна (а тот, в свою очередь, на скандинавского Тора);
- Власий, аналогичный «скотьему богу» славян Велесу и др.
Христианство также признало некоторые языческие праздники и обычаи, например, Масленицу, Святки, поминовение усопших, весьма похожее на языческую тризну, причем молодая русская церковь сама узаконивала их, чтобы психологически облегчить переход бывших язычников к христианству.
Рис. 1. Семён Кожин. Масленица. Проводы зимы
Так аскетическая византийская церковная культура наполнялось новым содержанием. Зачастую многие духовные сочинения древнерусских авторов содержат светские, мирские рассуждения, а «Слово о полку Игореве» вообще пронизано языческими мотивами, хотя относится к концу XII в.
А одним из любимых образов русской культуры стал образ Бориса и Глеба – людей, пошедших на смерть ради блага других.
Рис. 2. Борис и Глеб. Икона из Савво-Вишерского монастыря, XIII — начало XIV века.Автор фото: Testus
Культура Древней Руси 9-12 вв.
Русская культура сложилась на основе культуры славянских племен и находилась в постоянном контакте с культурами Византии, стран Европы и Азии. Толчком в ее развитии стало введение единой общерусской письменности. Она пришла на Русь из Болгарии вместе с принятием христианства. Одновременно с азбукой была перенесена система знаков препинания и умения изготовлять необходимые для письменности материалы: пергамент из кожи животных, краски, чернила. Первоначально на Руси появились два алфавита- глаголица и кириллица, но вскоре из них сохранилась лишь кириллица, знаки которой были более удобны точнее соответствовали звукам древнерусского языка. Письменность привела к интенсивному развитию литературы.
Первоначально центрами книжности были преимущественно Киев и Новгород. Главное место среди литературных жанров занимали летописи, на основе которых была основана «повесть временных лет» — первый общерусский летописный свод. Высокого уровня достигла в 11 в. Церковная литература. Прежде всего это «Слово о законе и благодати»( середина 11в.) митрополита Иллариона. В нем соединились элементы церковной торжественной проповеди с политической речью. В тоже время были составлены и произведения Владимира Мономаха, автора «Поучения», он открыто обращается к своим потомкам и дает им назидательные, нравоучительные общегосударственного значения советы.
В 12 в. Основными литературными центрами становятся крупные русские города- Владимир, Суздаль, Смоленск. В них составляются летописи и пишутся литературные произведения: повести светского и духовного содержания сборники житий, произведения различных жанров. Самым замечательным памятником русской литературы12 в. «Слово о полку Игореве». Высокое развитие культуры отразилось в памятниках архитектуры: в это время было начато строительство крестовокупольных храмов во Владимире (Успенский собор), в Киеве (храм Софии), в Суздале (церковь Покрова на Нерли).
Русские мастера не только пользовались заимствованными образцами, прежде всего византийских зодчих, но и создали собственный тип простого небольшого храма с одним куполом. Церкви подобного типа возведены в разных местах Руси: в Новгороде, Суздале, Ярославле, Рязани. В Пскове складываются школы иконописцев. Впервые на Руси храмы украшаются мозаиками, фресками. Впервые изображение героев традиционной церковной живописи начинают приближаться к портретам обыкновенных людей.
Принятия Русью православия в формировании культуры и ментальности русского народа.
Причины, которые обусловили принятие Русью христианства: язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли; мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси; Требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения; монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси; появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.
Влияние христианства на судьбу страны: церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва). Принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами.
Церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения. Принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианства.
Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки. Христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения. Христианское духовенство было грамотным. При церквах собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы. Жизнь
Живопись и скульптура
Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке.
Фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т. п. сохранились в Софии Киевской. Мозаика — изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты — специального стекловидного материала. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской.
Необходимым украшением храмов были иконы (от греч. eikōn — изображение, образ). Иконы того времени, как правило, являлись принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру. Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI—XII вв. Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галерее). Художнику великолепно удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой женщины-матери: радость материнства, нежное любование своим ребенком и одновременно предчувствие мук, ожидающих ее дитя. Владимирская Божия Матерь — одно из совершеннейших произведений мирового искусства.
Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Нам известны имена русских иконописцев XI в. — Алимпий, Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой.
Монументальная скульптура языческих времен не получила значительного развития, так как православная церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах и языческой вере. Зато широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении стен храмов. Отдельные деревянные скульптурные изображения святых носили случайный характер и преследовались православной церковью. (Первые светские скульптурные памятники в России воздвигнуты лишь в XVIII в.)
Если развитие экономики, социально-политическая борьба позволяют судить об общем ходе исторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает результат этого процесса. В этом плане взлет русской культуры в период раздробленности, когда на базе культуры Древней Руси складываются местные художественные школы, — яркое свидетельство движения Руси по восходящей линии.
Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, общность исторических корней.
Русская культура 2-ой половины 14-15 веков
Во второй половине 14 века начинается новый подъем в русской культуре. Ослабленные после многих лет монголо-татарского ига и феодальной раздробленности, князья, наконец, начинают объединяться, что приводит к усилению государства и становится толчком к новому развитию культуры.
Последствия монголо-татарского ига для культуры
- Было почти полностью потеряно деревянное зодчество, развитие каменного зодчества приостановилось;
- Исчезли многие ремесла;
- Были утеряны многие технологии в разных сферах культуры и жизни;
- В упадок пришло летописание, живопись, прикладное искусство и литература.
Однако несмотря на нашествие, русская культура не переняла традиции монголо-татар и сохранила свою самобытность.
Центры культуры
Раздробленность и нашествия монгол привело к увяданию небольших культурных центров, однако все большее количество ремесленников и других мастеров находило пристанище в крупных княжествах. Так, центрами возрождения культуры стали Новгородская и Псковская земли, которым удалось сохранить старое наследие Киевской Руси.
Крупные княжества обладали большой силой, которая позволяла оказывать все большее сопротивление монгольским захватчикам. В результате, с усилением борьбы, стали появляться памятники культуры, которые стали отражением этой борьбы. Кроме того, намечается объединение земель, что также способствует развитию ремёсел и искусств.
Идея единства Руси и борьбы с захватчиками становится основной в культуре этого периода.
Со 2-ой половины 14 века начинается активная борьба с захватчиками, важным центром в этой борьбе становится Москва. Объединение князей вокруг Москвы также приводит к тому, что город становится и культурным центром.
Зодчество
Каменное зодчество, которое прекратило своё развитие на время нашествия начинает возрождаться. Начинается активное строительство храмов. Первым городом, который решился на восстановление после монголо-татарского ига стала Тверь, где был построен храм Спаса-Преображения. Следом за Тверью начали возрождаться и другие города.
Письменность
Стремление к единению и победе над захватчиками привело к тому, что стала активно развиваться литература и письменность. Во многих княжествах стали составляться различные документы, записи и свидетельства, повествующие об этапах борьбы с монголо-татарами. Начали появляться многочисленные книги о походах, путешествиях, битвах, а также летописи событий.
Особое развитие получил жанр «хождений» — описание путешествий. Самыми яркими примерами этого жанра можно назвать книгу купца Афанасия Никитина – «Хождение за три моря» о путешествии в Индию.
Живопись
Вслед за началом строительства храмов, начинает активно развиваться живопись. Появляется собственная школа иконописи, активно используются фрески. Среди знаменитых мастеров того времени – Феофан Грек и Андрей Рублёв. Их кисти принадлежат многочисленные фрески, иконы и росписи самых прославленных соборов Руси.
К концу 15 века культура Руси находится в небывалом подъёме, активно развиваются все сферы искусства, создаются великие культурные памятники. Культура Руси окончательно оправилась от монголо-татарского нашествия и встала на путь развития и самоопределения.