Какую обувь носили в древней руси?
Содержание:
- Особенности материала
- История
- Слава русскому лаптю
- Типы и модели специализированной обуви
- Одежда изготавливалась на ткацком станке
- В словаре Фасмера Макса
- На заре человечества
- Модный костюм… весом в 15 килограмм
- Сапоги в стихах[править]
- Деревянная обувь
- Валенки-валенки, не подшиты и подшитые
- Фальшивые рукава и вышивка золотом
- Даже в морозы, вероятно, носили лапти
- Современная обувь
- Плащ и власть
- Виды
- Что собой представляет модель
- История появления армейских берцев
- Ближний Восток
- В словаре Даля
Особенности материала
Для изготовления хромовых сапог используется специальная кожа, которая дополнительно обрабатывается химическими составами – особыми соединениями в виде хромовых квасцов. Вещество традиционно используется при изготовлении обувной продукции. Кроме того, материал подвергается дублению, которое может быть однованным или двойным – в результате подобной обработки получаются пластичные и прочные изделия. Помимо прочего, они выглядят эффектно и стильно. Традиционно такая обувь ценится намного выше, чем кирзовая или яловая.
Для производства хромовых сапог используются 3 вида кожи, их особенности отражены в таблице.
Наименование | Способ изготовления | Особенности |
Выросток | Изготавливается из шкуры теленка, который уже приступил к растительному вскармливанию | Материал выделяется крупным рисунком, а также более высокой жесткостью основы |
Опоек | Это шкуры телят-сосунков – наиболее распространенный материал | Очень надежные, гибкие сапоги |
Полукожник | Производится из шкуры годовалых бычков | Материал отличается особой прочностью |
Для изготовления верха чаще всего применяется гладкая натуральная лицевая сторона. В результате внешняя поверхность хромовых сапог получается такой же ровной и отшлифованной, хотя часто встречаются также искусственно нарезная и покрытая масляным лаком основы.
Хромовая кожаВыростокОпоекПолукожник
История
Получили распространение на Руси и Ближнем Востоке от кочевников, для которых мягкие сапоги были удобной обувью для верховой езды. На Руси первое время считались обувью для богатых (простолюдины обыкновенно носили поршни или лапти), в последующем получили распространение твёрдые юфтевые сапоги.
Сафьяновые сапоги упоминаются в русских былинах. В русских летописях, повествующих о X веке, сапоги противопоставляются лаптям как знак принадлежности аристократии.
Популярность сапог среди знати несколько снизилась после того, как Пётр I ограничил ношение традиционной русской одежды.
Сапоги шили из юфти, с пришивным голенищем или цельные — вытяжные. Чаще всего с прямым срезом голенища. Особым шиком считались складки на голенищах (тогда это называлось сапоги «с моршыной»). Складки имели правильную круглую форму. Для этого в кожу вшивалась кольцом круглая верёвка. На голенище помещалось 5 — 6 таких колец. Морщин должно было быть не менее пяти. Также изготовлялись сапоги «со скрипом» — между подошвой и стелькой делали подкладку из сухой бересты или насыпали туда сахарный песок.
Носки имели круглую или удлинённую форму. Сапоги с острыми носами в России назывались остроги. Каблуки делались разнообразных фасонов: низкие, высокие, «в рюмку» (то есть обрезанные сзади).
Сапоги, закрывающие колени, получили название ботфортов и были популярны в эпоху барокко. До середины XX века сапоги в России были мужской и женской обувью. Известный генерал А. А. Брусилов писал: «… к 1917 году … чуть ли не всё население России ходило в солдатских сапогах…». Женщины носили коты — укороченные сапожки, отороченные сверху красным сукном или сафьяном.
В вооружённых силах являлись элементом формы одежды военнослужащих. В Советской Армии ВС Союза ССР военнослужащие носили хромовые, юфтевые (яловые) и кирзовые сапоги.
В Полковом учреждении Суворова говорилось (до середины XIX века при изготовлении обуви для правой и левой ноги обычно использовались одна и та же обувная колодка, обувь потому можно было носить на любой ноге):
В настоящее время опять всё большую популярность приобретают резиновые сапоги.
В эпоху инквизиции испанским сапогом называли орудие пытки.
Сапог использовали также для разжигания потухшего самовара, одевая его голенищем вместо трубы и действуя им как «мехом» для нагнетания воздуха в топку.
Слава русскому лаптю
Это незамысловатое изделие представляло собой плетёный тапочек. Обувь эта считалась классической во всех смыслах. Её носили как мужчины, так и женщины, дети. Благодаря такой популярности существовало множество вариантов лаптей, которые отличались своим плетением и сырьём.
Большим спросом пользовалась береста лиственных деревьев – это липа, дуб, берёз, вяз. А в особом почёте была лыковая обувка, всё потому, что отличалась она своей прочностью. Лапоть плели согласно определённой технике из тонких полосочек, их могло быть разное количество, примерно около 12 штук.
На мой взгляд, примечательно то, что по лаптям можно было определить какой национальности человек находится перед вами. Секрет заключался в том, что обувь плелась по разным технологиям, русские отдавали предпочтение «косой решётке», белорусы и украинцы начинали работу с носка и вели до задней части. Плетение могло быть настолько искусным, что от него нельзя было оторвать глаз.
Носились лапти не на босую ногу, на онучи. Они напоминали по внешнему виду современные портянки. Чтобы обувь крепко держалась на ноге её фиксировали специальными шнурками или кожаными ремешками.
Не смотря на то, что обувь пользовалась таким спросом, изготавливать её мог далеко не каждый. Имелись мастера, которые славились в этом деле. Начиналось всё с того, что нужно было запастись качественным сырьём. Казалось бы, что лаптей на всю Русь нужно было бы столько, что для этого пришлось бы вырубить половину леса. Но наши предки относились к природе уважительно, поэтому само дерево никак не страдало, с него просто снимали несколько слоёв коры, необходимых для изделия.
Такая обувь была экологически чистой, удобной, лёгкой, она давала ногам дышать и не растирала их до мозолей. А если лапти снашивались, то их легко можно было заменить на новые.
Типы и модели специализированной обуви
Все высокие ботинки подобного типа можно разделить на следующие категории:
- Военные модели. К ним относятся армейские уставные берцы и прочие разновидности, созданные специально для военных. Они отличаются надёжностью и носкостью. К сожалению, российские уставные берцы, входящие в армейскую военную форму, значительно уступают лучшим (да и стандартным тоже) зарубежным образцам;Парадные модели. Как правило, это ботинки, весьма далёкие от традиционной военной формы. Они очень популярны среди панков, готов, и байкеров. Подошва берцев таких моделей может быть толще стандартной в 2-3 раза, а шнуровка очень высокая;Тактическая и туристическая обувь. В отличие от уставной обуви, в этой группе встречается множество различных моделей.
Кроме того, всю обувь этого типа можно разделить по следующим признакам:
- Берцы демисезонные. В эту группу попадают и непромокаемые. Именно такие модели первыми попали на вооружение армии России;Берцы летние. Часто делаются не из кожи, чтобы нога в них не прела. Это облегчённые берцы, которые не обладают всеми преимуществами обуви такого типа, так как их износостойкость невысокая;Берцы зимние. Изготавливаются из кожи, утепляются натуральным или искусственным мехом. Часто бывают непромокаемыми, так как пропитываются водонепроницаемыми составами.
Кроме того, бывают ортопедические, офицерские, женские модели.
Одежда изготавливалась на ткацком станке
Специалисты предполагают, что легкая одежда Киевской Руси в массе своей была белого цвета, так как с доисторических времен славяне изготавливали предметы гардероба из льна и конопли, которые давали белое волокно (или сероватое, при недостаточной отбелке). Уже в 6-9 веках племена Северной Руси знали, что такое ткацкий станок вертикального типа, а на юге нашли предметы, относящиеся к 9-10 векам, которые свидетельствовали о возможных работах на горизонтальном ткацком станке.
Помимо льняных и конопляных тканей, славяне активно использовали и шерстяные, остатки которых находили в восточнославянских курганах. Кроме того, из-за климатических особенностей огромной популярностью пользовалась меховая одежда. Портные того времени уже обладали умением сшивать между собой несколько шкур для получения вещи большого размера. На «шубы» чаще всего шли шкуры волков, медведей, баранов, а отделка (подкладка) выполнялась из соболя, выдры, бобра, белки, горностая, куницы. Конечно, в дорогих мехах ходили только представители знати. На Руси умели обрабатывать и кожи различных животных (дубление растительными элементами и др.), поэтому мужская одежда на Руси включала в себя поясные ремни, рукавицы и кожаную обувь (для некоторых представителей населения). Славяне чаще носили кожаные изделия из кож коров или коз, чем из лошадиных шкур.
В словаре Фасмера Макса
сапо́грод. п. -а́, диал. сопо́г, сабо́г, забо́г, др.-русск. сапогъ (Новгор. I летоп., часто, Срезн. III, 261 и сл.), ст.-слав. сапогъ ὑπόδημα (Остром., Ассем., Мар., Зогр.). Обычно сближается с сопе́ль, сопе́ть (см.), чеш. sороuсh «дымоход, отверстие в печи», слвц. sорuсh – то же (Соболевский, РФВ 65, 409 и сл.). В таком случае развитие знач. было бы сл.: «трубка духового инструмента» > «трубка» > «голенище»; см. Преобр. II, 251. Происхождение франц. sаbоt «деревянный башмак» из того же источника, вопреки Соболевскому (там же), исключено. Из русск. происходят лит. sopãgas, zopãgas, лтш. zābags, zàbaks; см. М.–Э. 4, 694; Брюкнер, FW 189 Неприемлемы прежние этимологии русск. слова из фин.-угорск. и тюрк., вопреки Коршу (AfslPh 9, 494); см. Миккола, Berühr. 160; Мi. ТЕl., Доп. I, 19. Следует отделять эти формы от чо́бот. Из слав. *sароgъ заимств. фин. sаараs (с вторичным – s), эст. sааbаs, карельск. šоарроа (*sаарраgа-); см. Сетэлэ, YÄН 61 и сл.; Оянсуу, FUF 11, 150; Neuphil. Мitteil. 9, 131; Миккола, там же; ÄВ 37; Фасмер, RS 6, 185 и сл.; Кипарский, RЕS 24, 39. Ср. вост.-монг. sаb «башмак», манчж. sabu – то же (Руднев, Материалы 118; Зап. Вост Отд. 21, 9).••(Очевидно, заимств. из прабулг. *sаВаG- / *saBuG-, др.-тюрк. (печен., кыпч.) *sараɣ-, *sарuɣ- «обувь с голенищем» тюрк. sар «рукоятка, стебель»; см. Вахрос, Наименования обуви, 1959, стр. 168; впрочем, возможно ир. происхождение; см. Трубачев, «Этимология. 1965» М., 1967, стр. 40; иначе см. Львов, «Этимология. 1967», М., 1969, стр. 188–189, с литер. – Т.)
На заре человечества
Выделившись из животного мира, человек стал приспосабливаться к новым условиям своего существования. Чтобы согреться в период похолодания, древние люди начинают использовать шкуры животных для согревания. В этот самый момент, примерно 35 тысяч лет назад появляется подобие обуви.
Самая древняя обувь, как и сегодня, служила для тепловой и механической защиты ног
Антропологи, исследуя останки человека, жившего в период палеолита, обратили внимание, что в то время произошло изменение строения стопы человека. Такие деформации ученые связали с постоянным ношением обуви
В 2008 году армянские археологи при раскопках в Армении нашли мягкие туфли с заостренными концами, возраст которых 5.5 тысяч лет. На сегодня это самая древняя обувь, обнаруженная археологами.
Находка сохранилась благодаря особому сухому и прохладному климату внутри пещеры, где тысячи лет пролежала находка.
Модный костюм… весом в 15 килограмм
Поверх рубахи надевался сарафан из яркой ткани с вертикальной вышитой полосой посредине, который держался на узких лямках и часто подвязывался под грудью. Верхняя женская одежда на Руси 16 века была представлена «душегреей» из ярких тканей, которая также держалась на плечах на лямках. Во времена Московской Руси дамы продолжали носить старинные элементы одежды – поневу, передник, запону и др. Представительницы же богатых семей надевали «летник», часто с бобровым воротником-ожерельем, телогрею из меха. Из головных уборов популярностью пользовалась «кика» — обтянутый тканью обруч и кокошник, в зимнее время – колпак с отделкой. Одежды боярынь почти всегда были неприталенными, сшитыми из дорогих тканей с многочисленными вышивками, и их вес мог доходить до 15 килограмм. В таком одеянии дама представляла собой статичную, степенную, отчасти монументальную фигуру, что соответствовало моде и нормам поведения того времени.
Одежда 17 века в России в общем и целом была похожа на одежду предыдущих веков, но появились и некоторые новые конструктивные элементы. К их числу можно отнести вхождение в моду широкого рукава, присборенного на запястье у женских рубах, широкое распространение шушунов – сарафанов, к которым сзади пришивались два фальшивых длинных рукава. Историки отмечают, что с 17 века пришла мода на оформление полосой подола сарафана и ее исчезновение с переднего полотнища. Иностранная мода Русь в этот период касалась мало, популярностью пользовались только новые ткани и отдельные элементы, вроде польского кафтана. Стоит отметить, что русское общество активно противостояло внедрению Петром Первым в начале 18 века «немецкой» моды, так как предлагаемые наряды, прически и образ жизни не соответствовали многовековому укладу и тенденциям в русской одежде.
Сапоги в стихах[править]
Не торговал мой дед блинами, |
|
— Александр Пушкин, «Моя родословная», 1830 |
Чтоб зарычав на кровного врага,Восставшие, как некий зверь стоокийОтмстили б мрачно, жутко и жестоко. |
|
— Евгений Кропивницкий, «Восставшие», 1940 |
Дед кипит: |
|
— Александр Твардовский, «Василий Тёркин. Два солдата» |
Дремлет, скорчившись, пехота, |
|
— Александр Твардовский, «Василий Тёркин. Переправа» |
Он ее и не видел в платьях, |
|
— Константин Симонов, «Сын» |
Спросонок тупо все ругая, |
|
— Евгений Евтушенко, «Сапоги», 1954 |
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: |
|
— Булат Окуджава |
Веку убийстваПришлись ко двору,А я забилсяВ мою конуру. |
|
— Иван Елагин, «Веку убийства…», 1977 |
Деревянная обувь
В XV-XVII веках в Голландии и на севере Франции большое распространение получила своеобразная деревянная обувь. Они имели практическое значение в заболоченной местности, так как не давали ногам промокнуть. Крепились они к ноге железным обручем, а называли их «клоги».
В конце XVI века появилась целая гильдия сапожников, которые специализировались на производстве деревянных башмаков. Их изготавливали из пород дерева, которые не давали трещин. Хорошо подходили ива, тополь, клен.
Из материковой Европы деревянные башмаки попали и в Англию. В основном их носили крестьяне, а вот в праздничные дни меняли деревянную обувь на кожаные сапоги и башмаки.
В XVIII веке в моду входит, так называемая, бальная обувь, легкие женские туфельки на небольшом каблучке, а также мужские туфли с небольшой шнуровкой. Такая обувь, в основном женская, была роскошно украшена бантами, драгоценностями, подвязками.
А вот Эпоха Просвещения ознаменовалась тем, что вместо непрактичной тканевой обуви, в моду входят удобные кожаные ботинки на небольшом каблуке. Такую обувь с удовольствием носили и мужчины, и женщины.
Если говорить об эволюции производства, то мануфактуры сапожников постепенно преобразовывались в большие фабрики по массовому выпуску повседневной обуви.
Валенки-валенки, не подшиты и подшитые
Согласитесь, в лаптях удобно ходить в тёплую погоду, но для снежной русской зимы эта обувь не годится. Правда лапти утепляли, «подковыривали», вплетали в изделие сыромятную кожу или верёвки, тогда их можно было носить под шерстяные чулки и зимой.
Но вероятно было холодно, поэтому пришлось народу изобретать иной вариант, рассчитанный на мороз и снег, но который бы при этом был доступен каждому жителю. И такой вариант был найдет — валенки. Сразу стоит оговориться, что эту обувь иногда носили всей семьёй по-очереди, то есть была одна пара или две пары на всех членов семьи, включая и детей.
Валенок — это тот же сапог, только свалянный из шерсти. Рассказывать более подробно об этой обуви скорее всего нет необходимости, поскольку её в некоторых регионах используют и сейчас.
Именно с валенком у иностранцев ассоциируется русский человек. А вот то, что мало кому известно, так это универсальность обуви. Мы привыкли использовать валенки в холод, но оказывается их можно носить и в жару, получается так, что в любую погоду ногам в них комфортно и тепло.
Имела эта обувь и свою моду. Так в деревне ценились высокие валенки, поскольку в них было удобнее ходить по сугробам. Уже позднее в городах использовалась укороченная модель, потому что в высокой не было необходимости.
А ещё валенки вышивали. Красивые узоры делали обувь праздничной. По ним можно было определить, насколько состоятелен человек, поэтому девушки стремились искать себе жениха в валенках. Это могло обещать им дальнейшую безбедную жизнь.
Фальшивые рукава и вышивка золотом
Приблизительно в этот период появляются нефункциональные элементы в одежде знати. К ним можно отнести каркасные многослойные воротники и откидные рукава, которые, например на охабне, завязывались на спине, подчеркивая то, что владелец одежды не занимается тяжелым трудом. Богатые люди могли носить на себе несколько слоев одежды даже в жаркое время года. При этом предметы гардероба часто были полностью застегнуты на застежки. Последнее обусловило то, что на одежде было много элементов ювелирного уровня, в том числе украшение жемчугом, драгоценными камнями, вышивка золотой и серебряной проволокой, пуговицы из золота, серебра, эмали и драгоценных камней.
Были в русском гардеробе того времени и предметы, которые могли подчеркивать те или иные свойства фигуры. К ним можно отнести поясную сумку-кошелек («калита»), которую воины носили на талии при стройной фигуре, а бояре — на линии бедер со значительным напуском одежды, так как полнота в этой среде ценилась очень высоко, как признак сытой жизни.
Как выглядела детская одежда периода Московской Руси – неизвестно. Скорее всего, она была опять же упрощенной копией взрослых моделей. А вот образцы дамской моды того времени вдохновили многих художников на создание живописных шедевров (Коровин, Репин, Суриков). В основе всего гардероба опять же лежала рубаха, расширенная книзу за счет клиньев (ширина могла доходить внизу до 6 метров!). Ее шили из хлопковых или шелковых тканей (простые люди — опять же из льна) и собирали по горловине.
Даже в морозы, вероятно, носили лапти
Во что была обута Древняя Русь? Одежда из природных материалов у большей части населения здесь в холодное время года дополнялась… лаптями и обмотками на ноги, которые являются древнейшим видом обуви (летом, скорее всего, ходили босыми). Специальные крючки для плетения лаптей археологи находят еще на неолитических стоянках, поэтому с большой вероятностью эти модели носили и славяне, и праславяне. Лапти изготавливались, как предполагается, из коры различных пород деревьев и были весьма неизносостойкими. В более поздний период было установлено, что зимой мужик снашивал лапти за десять дней, а в летнюю страду – меньше, чем за неделю. Тем не менее в такой обувке маршировала даже Красная армия в 30-х годах 20-го века, и заготовкой лаптей в военных целях занималась специальная комиссия – «Чекволап».
Современная обувь
Мир постоянно развивается, что естественно коснулось и обувного производства. Происходит постоянное усовершенствование не только ее производства, но и моделей, фасонов, стелек и колодок.
Появляется понятие эксклюзивной обуви, которая изготавливается только под заказ. Модные дизайнеры все больше обращаются к традициям прошлого, используя в своих моделях конструкции Античности и Средневековья.
Как видим, обувь в своем эволюционном развитии прошла длительный и сложный путь. Менялись форма и фасоны, появлялись новые модели. Некоторые виды остались в далеком прошлом, а многие, преобразовавшись, используются и сейчас.
Как и много веков назад до сих пор в моде практичные сандалии, модницы всего мира предпочитают туфли или сапоги на высокой платформе со всевозможными украшениями, а войлочная обувь согревает в лютые морозы.
Старинная обувь широко представлена в экспозициях исторических музеев, а в современном мире все больше появляется обществ, которые занимаются реконструкцией древности, в том числе и пошива обуви.
Автор статьи: Валерий Скиба
Плащ и власть
Долгое время обязательным предметом русского гардероба, особенно княжеского, был плащ. Он был безрукавным, накидывался на плечи, а около шеи скалывался фибулой. Носили плащи и смерды. Отличие состояло в качестве ткани да в том, что простолюдины не использовали фибулы. Первая из известных разновидностей плаща – вотола, из ткани растительного происхождения. Носить вотолу могли и землепашцы, и князья. А вот мятль — это уже признак высокого происхождения. За порчу этого плаща во время драки даже полагался штраф. Спустя несколько веков мятли можно было чаще увидеть на монахах, чем на городских модниках. А вот корзно летописцы упоминают, только когда хотят подчеркнуть княжеское достоинство его обладателя. Скорее всего, такой плащ не имели права носить даже самые приближенные бояре. Известен случай, когда он спас человека от гибели. По какой-то причине князь захотел спасти кого-то, над кем уже был занесен меч. Для этого и накинул на него корзно.
Что такое холщовая ткань? Сейчас не всякий человек знает ответ на этот вопрос. А в домонгольской Руси холщовая одежда была наиболее распространенной и у знати, и у простолюдинов. Лен и конопля – первые растения, ставшие использоваться для изготовления ткани и одежды, в основном рубах и портов. Девушки в те давние времена носили запону. Попросту говоря, это кусок ткани, который сгибали пополам и делали вырез для головы. Надевали поверх нательной сорочки и подпоясывали. У дочерей из более состоятельных семей нательное белье было из тонких материалов, у всех остальных – из более грубых, напоминавших мешковину. Рубаху из шерсти называли власяницей, она была настолько грубой, что ее носили монахи для смирения плоти.
Виды
- Летние сапоги – это сапоги, изготовленные из тонких и дышащих материалов (чаще всего ткани), предназначенные для теплого времени года. По своей конструкции такая модель внешне схожа с традиционными сапогами, однако она может быть снабжена прорезью на пятке, мыске или голенище. В моду летние сапоги вошли сравнительно недавно, но уже успели покорить модниц со всего мира. Текстильные сапожки прекрасно сочетаются со многими нарядами, они вносят изюминку в образ, а также защищают женские ножки в прохладный летний вечер.
- Полусапожки – это сапоги, имеющие укороченное голенище. Они станут прекрасной альтернативой ботинками или ботильонам. Предназначены для осени и ранней весны. Cуществует довольно много разнообразных моделей, некоторые из них могут быть декорированы искусственным или натуральным мехом, или перфорацией.
- Жокейские сапоги – это сапоги, обладающие высоким плотным голенищем, плоской подошвой с небольшим каблуком (1-2 см) и круглым чуть вытянутым носком. Раньше такую модель использовали исключительно для верховой езды, сейчас же ее носят многие женщины и мужчины, предпочитающие стиль кантри, бохо, casual или фольклорный стиль. Классические жокейские сапоги декорированы лаконичным ремешком, опоясывающим голенище и имитирующим подпругу. В последнее время пользуются популярностью модели, украшенные лейблами, цепями, заклепками и другими элементами. Жокейские сапоги отличаются особым удобством за счет своей конструкции.
- Ковбойские сапоги – это сапоги, имеющие острый чуть приподнятый вверх мысок, высокое широкое голенище, характерную строчку и слегка скошенный каблук. Данная модель имеет довольно длинную и интересную историю, ведь много лет назад такая обувь была широко распространена среди ковбоев с Дикого Запада. Сегодня ведущие Дома Моды представили огромный ассортимент ковбойских сапог, выполненных в различных цветовых решениях и декорированных самыми необычайными элементами.
- Резиновые сапоги – это сапоги, предназначенные для дождливой погоды. В настоящее время резиновые сапоги являются актуальным трендом. Они прекрасно дополняют весенние и осенние образы даже в самый слякотный день. Существуют самые разнообразные модели: на каблуках или без, с замком-молнией или шнуровкой. Также в обувных магазинах представлены утепленные модели, внутри которых имеется специальная меховая или тканевая прокладка.
- Ботфорты – это сапоги, обладающие высокими, закрывающими колени голенищами. Длина ботфортов варьируется от середины колена до середины бедра. Изначально этот вид сапог являлся неотъемлемой частью формы кавалеристов. Сегодня ботфорты изготавливаются из разнообразных материалов, они могут иметь высокий каблук. К сожалению, данный тип обуви подходит не всем женщинам, а в некоторых сочетаниях ботфорты могут создать вульгарный образ.
- Дутые сапоги – это сапоги, предназначенные для зимнего времени года. Являются отличной альтернативой сапогам с мехом или валенкам. Такая модель обладает особым удобством. Сегодня на полках обувных бутиков представлены женские, мужские и детские модели. Дутые сапоги подойдут как для повседневных выходов, так и для активного отдыха на природе. Чаще всего они изготавливаются из мягкого нейлона, могут быть декорированы вставками из замши, вязаных деталей или кожи.
- Угги – это сапоги, изготовленные из овчины, шерстяные внутри и замшевые снаружи. Считается, что впервые такая модель появилась в Австралии. Сегодня угги пользуются популярностью среди женщин любых возрастов. Угги не имеют каблука, и за счет этого очень удобны в носке. Они оснащены водонепроницаемой подошвой. Настоящие угги производит всем известный бренд «Ugg Australia», использующий при их производстве только качественные материалы.
- Унты – это теплые зимние сапоги, пользующиеся особой популярностью среди жителей северных городов, имеющих холодный климат. В настоящее время унты представлены в двух вариантах: первый – унты имеют резиновую или кожаную подошву и утеплены собачьей и овечьей шерстью; второй – унты снабжены подошвой из войлока и утеплены собачей или оленьей шерстью. Сегодня такая разновидность сапог – это модная и стильная обувь, которая способна согреть даже в самый лютый мороз.
Что собой представляет модель
Модель обуви представляет собой прикройное изделие с втачным передом, голенище кожаное или синтетическое (из ворсита или текстовинита). У каждого варианта есть свои особенности, позволяющие понять, что такое хромовые сапоги. В первом случае предусмотрены кожаный поднаряд и сквозной мягкий футор, дополненные прочной прошвой и жестким носком. Верх выполнен из лицевой или тисненой кожи и шевро.
Характеристики второго типа несколько отличаются. Здесь применяется кожаный или текстильный поднаряд, футор же сквозной тканевый. Передняя часть и отрезной задник сделаны из лицевой свиной или тисненой основы, носок жесткий, есть прошва.
Голенище обуви изготавливается в 3 вариантах:
- низкое;
- среднее;
- высокое.
Немаловажной является и градация ширины, предусматривающая такие обозначения:
- У – узкие;
- С – средние;
- Ш – широкие сапоги;
- ОШ, соответственно, — очень широкие.
Определяясь, из чего будут сделаны хромовые сапоги внутри, производитель отталкивается от сезонности обуви. За основу берется обычная кожа, для зимних моделей она покрыта утеплителями. Области задника и носка укрепляются дополнительными вставками. Подошва изготавливается из полиуретана или резины. Она сажается на клей, после чего прошивается. Стелька производится из кожи, обтянутой тканью, или чепрака. Встречается вариант сочетания картона с текстилем.
ВысокиеНизкие хромовые сапогиСредняя высота
История появления армейских берцев
Специфические военные ботинки появились сравнительно недавно — во время Второй мировой войны. Их придумали немецкие военные для нужд своих парашютистов. Так как десантники часто ломали ноги, прыгая в сапогах, для них были разработаны новые ботинки с высокими голенищами на шнуровке. Именно им было суждено стать прообразом первых моделей берцев.
После десантников новую обувь оценили офицеры Вермахта, а после окончания войны на них обратила внимание американская армия. Однако прошло около 12 лет, прежде чем солдаты армии США начали переобуваться в новые высокие ботинки со шнуровкой и крепкой подошвой
Процесс смены обмундирования в США продолжался с 1957 по 1960 годы, а вот европейские армии НАТО начали переобуваться сразу после окончания войны.
В армии СССР первые модели новой обуви с высокими голенищами считались символом «загнивающего Запада». Несколько раз предпринимались попытки заменить «кирзачи» на более удобную обувь, но это вызывало огромное возмущение среди генеральского состава.
Первые чёрные берцы появились у офицерского состава и спецназа в 2000-х годах. Они показали себя настолько удобными, по сравнению с традиционной солдатской обувью, что в 2007 году Минобороны приняло решение о переходе на берцы. Однако до сих пор в армии России наряду с такой обувью, как берцы, используются резиновые и кирзовые сапоги, а также валенки. Стандартные берцы ВС РФ не способны обеспечить полную защиту от влаги и мороза, а покупать модели за 9-12 тысяч рублей для простых солдат России никто не станет.
Тем не менее, многие спецназовцы и даже наёмники продают или забирают домой свои уставные берцы ВС, взамен покупая лучшие модели именитых производителей. С каждым годом так поступает всё больше военнослужащий армии России.
Начиная со второй половины 1990-х годов, появился стиль милитари, и тактические берцы начали пользоваться спросом у следующих категорий гражданского населения:
- Охотников;Рыбаков;Туристов;Представителей молодёжных субкультур.
В настоящее время берцы выпускаются на многих специализированных предприятиях во всём мире.
Ближний Восток
Жители Междуречья, как женщины, так и мужчины предпочитали передвигаться по пескам в удобных сандалиях. Ассирия стала родиной болотных высоких сапог, которые сегодня широко используются охотниками и рыбаками.
В Вавилоне обувь любого типа украшали драгоценными камнями, прошивали золотой нитью, так что роскошная обувь родом именно из этих мест. Примечательно, но и обувь воинов, служивших в армии Древнего Вавилона, была также богата украшена.
А вот в Израиле больше уделяли внимания практичности, и, как отмечают исследователи прошлого, она была достаточно качественной. Интересно, что для ее изготовления использовали разный материал: от традиционной кожи до тростника и дерева, а вот в отдельные образцы обуви, в каблук башмачков вкладывался флакончик с благовониями. Именно благодаря древним израильтянам мир узнал о многообразии форм и моделей.
В словаре Даля
м. чобот южн. высокая обувь, из передов, задников и голенища, с
подошвою. | Сапог, у руля речных и береговых судов, наделка сапогом на
подводной части руля, для сильнейшего упора воды, морск. рудерпис. |
Сапог или сапог с корнем, вост. сев. кокора, пень с корневищем и
корневым суком. Сапоги-самоходы, сказ. уносят путника, как
ковер-самолет. Носи и сапоги, да лапотки вперед береги, так шеголяй в
праздники, чтоб и на будни стало. Ныне молоко в сапожках щеголяет,
дорого, редко. Сапоги на посох! в путь. Жена не сапоге, намулит, так с
ноги не соймешь. Подбить сапоги, гвоздями. Перетянуть сапоги, сделать
перетяжки, приделать новые головы, переды и подошву. Подметать сапоги,
подкинуть подметки, подшить половину подошвы вновь. Обсоюзить сапоги,
положить союзы, нашить вкруг, по краю передов, накладку. Рукавички
барановые, а сапожки сафьяновые! песня. Каков женишишка, таковы его и
сапожишки. Рыбачьи сапожищи, бахилы. Кукушкины сапожки, растен.
Cypripedium и Calceolaria. Марьины сапожки, растенье Calceolus. Сапожки
и сапожки, полусапожки с коротенькими и затяжными голенищами. Сапожки,
растен. Aquilegia, звонки, павлиньи-очки. Сапоги с напуском, с долгими,
мягкими голенищами. Без сапог не слуга. Купил сапоги, да не избыл
босоты. Сапог подметки не стоит. Один ты в сапогах ходишь! нет людей
супротив тебя! Сапог сапогу брат (ровня). Чем лаптю кланяться, так уж
поклонюсь сапогу. Всем богам по сапогам. Велик сапог на ноге живет — а
мал сапог, под лавкой лежит. Сапожный товар. Сапожный ряд, лавки.
Сапожный мастер, сапожник, -ница, шьющий сапоги. Пьян как сапожник, как
сапожная стелька. Портной вор, сапожник пьяница. Портной без порток,
сапожник без сапог(ов). -ников, -ницын, что лично их; -ничий, к ним или
к ремеслу их относящ. -нический, то же. Сапожничья поводка наотмашь
бить, как вервь тянет. Сапожничиха, жена сапожника. Сапожничать,
заниматься ремеслом сим; сапожничанье, дело это; сапожничество, ремесло,
промысел этот.