Культура руси 16-го века (кратко)

Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)

Письменность Литература Архитектура Живопись Декоративно – прикладное

искусство

чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.

Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент

1.Узелковая письменность;

2.Узелково – иероглифическая письменность;

3.Пиктография;

4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий.

(Глаголица и кириллица)

Материал:

1.береста;

2.пергамент

Жанры:

  • Летопись;
  • Житие;
  • Слово (поучение);
  • Хождения;
  • Исторические повести.

Летопись- «Повесть временных лет», Нестор – монах Киево-Печёрского

монастыря, около 1113 года.

Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба.

Слово:

-торжественное – «Слово о Законе и Благодати»,  автор- первый киевский митрополит Илларион;

-нравоучительное – «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).

Хождения «Хождение игумена Даниила в Палестину».

Самый известный литературный памятник домонгольской Руси —  «Слово о полку Игореве» (призыв к единству Руси, против усобиц), о походе Игоря Святославовича на половцев (1185г.)

Крестово-купольный  стиль.

Памятники:

  • Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);
  • Собор Святой Софии в Новгороде;
  • Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы  над половцами.  Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.
  • Золотые ворота в Киеве.

Памятники Владимиро-Суздальской  земли:

  • Церковь Покрова – на – Нерли;
  • Успенский собор;
  • Дмитровский собор (известен белокаменной резьбой)
Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.

Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.

Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем

Миниатюра- красочная иллюстрация

ÐбÑее напÑавление кÑлÑÑÑÑÑ

ÐаиболÑÑее влиÑние на кÑлÑÑÑÑÑ Ð Ð¾ÑÑии оказÑвало глÑбоко Ñелигиозное миÑовоззÑение. ÐÑавоÑлавие бÑло оÑновой дÑÑовной и повÑедневной жизни лÑдей.

ÐиÑеÑаÑÑÑнÑе, мÑзÑкалÑнÑе, ÑÑдожеÑÑвеннÑе пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ 16 века ÑвлÑлиÑÑ Ð¾ÑÑажением пÑоиÑÑодÑÑÐ¸Ñ ÑобÑÑий и Ñбеждений Ñого вÑемени. ÐÑÑиÑекÑÑÑа пеÑеживала один из ÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÐµÑиодов ÑÑÑоиÑелÑÑÑва ÑобоÑов, ÑÑамов и кÑепоÑÑей.

ÐÑобенноÑÑÑми кÑлÑÑÑÑÑ Ð Ð¾ÑÑии в 16 веке Ñак же ÑвлÑлиÑÑ ÑÑадиÑии, обÑÑаи и ÑзÑки Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑионалÑноÑÑей, вÑодÑÑÐ¸Ñ Ð² ÑоÑÑав ÑÑÑанÑ.

ÐÑновнÑе напÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÑлÑÑÑÑного ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑва Ð¸Ð·Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ñ Ð² данной ÑÑаÑÑе.

ÐÐ½Ð¸Ð¶Ð½Ð°Ñ Ð³ÑаÑика

ÐнигопеÑаÑание Ñоже доволÑно поздно пÑиÑло на ÑÑÑÑкие земли. Ðднако паÑаллелÑно Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑазвиÑием попÑлÑÑноÑÑÑ Ð¿ÑиобÑеÑали и гÑавÑÑÑ, коÑоÑÑе иÑполÑзовалиÑÑ Ð² каÑеÑÑве иллÑÑÑÑаÑий. ÐзобÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ñли как Ñелигиозного, Ñак и бÑÑового ÑаÑакÑеÑа. ÐÐ½Ð¸Ð¶Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¸Ð½Ð¸Ð°ÑÑÑа Ñого пеÑиода оÑлиÑаеÑÑÑ ÑложнÑм оÑнаменÑом, декоÑаÑивнÑми бÑквиÑами, вÑÑÑеÑаÑÑÑÑ Ð¸ поÑÑÑеÑнÑе изобÑажениÑ. ÐолÑÑой вклад в ÑазвиÑие книжной миниаÑÑÑÑ Ð²Ð½ÐµÑли маÑÑеÑа ÑÑÑогановÑкой ÑколÑ.

ÐивопиÑÑ Ð² РоÑÑии в 17 веке из вÑÑокодÑÑовной пÑевÑаÑилаÑÑ Ð² более миÑÑкÑÑ Ð¸ близкÑÑ Ðº наÑодÑ. ÐеÑмоÑÑÑ Ð½Ð° пÑоÑиводейÑÑвие ÑеÑковнÑÑ Ð´ÐµÑÑелей, ÑÑдожники оÑÑÑоÑли Ñвое пÑаво ÑвоÑиÑÑ Ð² жанÑе Ñеализма.

XV век в искусстве и культуре

Европа в 15 веке также становится главным «локомотивом» в развитии искусства и архитектуры. Под эпохой Возрождения, начало которой полностью совпадает с этим столетием, подразумевают возрождение культуры Древней Греции и Рима, как материальной, так и духовной. На территории Европы, преимущественно во второй половине XV века, работает целый ряд выдающихся зодчих, скульпторов, художников и поэтов.

Среди них стоит выделить итальянских скульпторов Донателло и Филиппо Брунеллески, фламандского живописца Яна ван Эйка, голландского художника Иеронима Босха, итальянского живописца Сандро Боттичелли и, разумеется, Леонардо да Винчи. Последнего нередко называют гением своего времени, «универсальным человеком». Ведь Леонардо да Винчи оставил свой заметный след и в науке, и в живописи, и в музыке. «Талантливый человек – талантлив во всем!» – это изречение как раз про него.

Культура 15 века тесно и неразрывно связана с архитектурой. В Европе этот исторический период принято называть кватроченто. Его отождествляют с Ранним Возрождением. В период кватроченто нормы классической (античной) архитектуры были пересмотрены и заново изучены. В основе любого строительства была положена строгая геометрия, а не интуиция, как это было в Средние Века. В оформлении внешних фасадов зданий все чаще стали применяться коринфские ордеры. Постройки XV века нередко имеют просторные внутренние дворики, обнесенные по периметру крытыми арочными галереями.

Театральные подмостки

Культура России 18 века немыслима без театра и музыки. В это время были заложены основания, позволившие в следующем столетии ярко проявиться национальным дарованиям в этих областях искусства.

При Петре впервые стали проводиться музыкальные вечера – ассамблеи, на которых придворные и дворяне могли танцевать. Тогда же вошло в моду обучение игре на виоле, клавесине, флейте, арфе, а также обучение салонному пению.

С музыкой связано появление театра и русской оперы, первая из которых «Цефал и Прокрис» была поставлена в 1755 г. Но самым выдающимся произведением той эпохи искусствоведы считают оперу «Орфей и Эвридика» композитора Фомина Е. Кроме него, музыку сочиняли:

  • Березовский М.
  • Хандошкин И.
  • Бортнянский Д.
  • Пашкевич В. и др.

В царствование Екатерины особенной популярностью пользовался крепостной театр, в котором был собственный оркестр. Эти коллективы нередко активно гастролировали, пробуждая тем самым интерес к данному виду искусства. Говоря о культурных достижениях той поры, нельзя обойти стороной открытие в 1776 г. в Москве Петровского театра – предшественника известного на весь мир Большого театра.

Расцвет культуры Московской Руси (XVI-XVII век)

Формирование русского национального самосознания происходит в эпоху расцвета Московского царства. Освобождение от ига стало толчком к формированию общерусской культуры. В начале XVI века появляются печатные книги. Первая печатная книга «Апостол» отпечатана Иваном Федоровым в 1564 году. В 1574 году издается первый русский букварь. За первое столетие работы книгопечатного станка в России отпечатано до 20 книг, в основном церковных.

В литературе этого периода подымается один из основополагающих вопросов существования государства — вопрос происхождения, места и роли в мире. Знаменитое «Сказание о князьях Владимирских» пытается объяснить происхождение русских князей от римского императора Августа и получение Владимиром Мономахом царских регалий из рук самого императора Константина. Псковский старец Филофей выдвигает идею о Москве, как о третьем Риме. Филофей полагал, что Рим, некогда бывший центром христианского мира, утратил свое положение, новым центром стал Константинополь, падение которого позволило стать центром всего православного христианства — Москве.

В XVI веке получает новое развитие общественная мысль. Возникают споры по поводу устройства государства, статуса церкви, положения отдельных общественных слоев. Возникает новый жанр в литературе — публицистика. Особый интерес представляет переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Уверенный в божественном происхождении царской власти, Иван Грозный пытается убедить своего оппонента в праве судить не только за дела, но и за мысли. Общий культурный бум затронул и область архитектуры. Красивейшим архитектурным ансамблем этого периода является Московский Кремль, состоящий из трех великолепных храмов: пятиглавого Успенского собора (1475-1479), трехглавого Благовещенского собора (1484-1489), Архангельского собора (1505-1509).

Архитектором Успенского собора был Аристотель Фиораванти. Строение отличалось парадностью, строгостью и сдержанностью стиля. Благовещенский собор отличался изяществом и изысканностью, включал церковь Ризоположения, был соединен с дворцовым комплексом, в состав которого входила Грановитая палата, выстроенная между 1487 и 1492 годом, архитекторами Марко Руффо и Пьетро Солярио. При создании Архангельского собора использовались светские элементы. Строение использовалось в качестве усыпальницы великих князей.

Кремль был окружен кирпичными стенами, длиной свыше 2 километров. Также были выстроены 18 башней, представляющих собой не только защитные укрепления, но и настоящие произведение архитектурного зодчества. Новым веянием в архитектуре становится шатровый стиль, продолживший традиции русского деревянного зодчества. В шатровой стиле были выполнены церковь Вознесения в селе Коломенском (1530-1532) и Собор Василия Блаженного (1555-1561).

Западноевропейская культура оказывает воздействие на русскую живопись, художники отдают все большее предпочтение светским сюжетам. В начале XVII века на территории России действуют две школы живописи: Годуновская и Строгановская. Представители Годуновской школы придерживались традиций прошлого, ориентируясь на рублево-дионисиевскую манеру написания картин.

Строгановская школа ориентировалась на создание иконных миниатюр с тщательным мелким письмом, замысловатым рисунком и полихромным колоритом, включающим роспись серебром и золотом. Ярким представителем школы является Симон Ушаков, один из живописцев, принимавших участие в росписи Оружейной палаты.

В этот период продолжает развиваться фресковая живопись и даже появляются первые трактаты о живописи. Освободившись от внешнего воздействия, культура Московского государства вошла в новое русло. Живописцы, архитекторы и писатели получили большой простор для реализации творческой мысли, чем когда-либо до этого.

Культурное возрождение

Века демонстрируют значительные успехи во всех основных культурных сферах. В литературе конец 14 века отмечен появлением «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщины» — художественных произведений, навеянных первыми успехами в борьбе с монголами. В 1466 году отправился в свое индийское путешествие купец Афанасий Никитин – в результате русская литература обогатилась «Хождением за три моря». К 16 веку следует отнести появление «Домостроя» – оригинального памятника «практической» литературы. Распространялась полемическая литература – к ней следует отнести множество еретических писаний (Ивана Пересветова, монаха Еразма, Феодосия Косого), а также легендарную переписку Ивана Грозного с Курбским. Иван Грозный же в 1564 году «проспонсировал» создание в Москве типографии Ивана Федорова.

Икона Святой Троицы Андрея Рублева

Живопись тех времен – традиция иконописи Андрея Рублева и Феофана Грека (конец 14 века). В дальнейшем множество мастерских развивали идеи этих мастеров.

Развивалось каменное строительство, хотя жилые здания все еще строились почти исключительно из дерева. Дмитрий Донской поставил первый каменный Кремль в Москве в 1367 году. Каменные укрепления имелись в Новгороде, Твери.

Во времена Ивана 3 русская архитектура испытала влияние Запада – князь приглашал к себе итальянских мастеров (Фиорованти, Солари, Руффо). Результатом стали Успенский собор и Грановитая палата в Кремле, Архангельский собор. В 1555-1561 годах был построен самый известный русский храм – собор Василия Блаженного (его строили только русские мастера).

СоÑÑав наÑелениÑ

ÐаÑеление в РоÑÑии в 16 веке бÑло неболÑÑим, около 9 миллионов Ñеловек.

ÐÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð»Ð¾ÑноÑÑÑ Ð¾ÑмеÑалаÑÑ Ð² ÑенÑÑалÑнÑÑ Ð¸ ÑевеÑо-западнÑÑ ÑайонаÑ. СамÑм наÑеленнÑм гоÑодом ÑвлÑлаÑÑ ÑÑолиÑа РÑÑÑкого гоÑÑдаÑÑÑва â ÐоÑква, около 100 ÑÑÑ. Ñеловек. ÐаÑеление дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÐºÑÑпнÑÑ Ð³Ð¾Ñодов не пÑевÑÑало 8 ÑÑÑÑÑ. ÐлоÑноÑÑÑ Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð°Ð¶Ðµ ÑамÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑей не пÑевÑÑала пÑÑи Ñеловек на один квадÑаÑнÑй киломеÑÑ. ÐÑновной маÑÑой наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвлÑлиÑÑ ÐºÑеÑÑÑÑне.

СамÑми ÑазвиÑÑми гоÑодами, кÑоме ÐоÑквÑ, ÑвлÑлиÑÑ ÐовгоÑод, ЯÑоÑлавлÑ, Ðеликий УÑÑÑг, Ðологда и некоÑоÑÑе дÑÑгие.

Ðа ÑÑÐµÑ Ð¿ÑиÑÐ¾ÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÐ¸Ñ ÑеÑÑиÑоÑий ÑвелиÑивалаÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð½Ð°ÑионалÑноÑÑÑ ÑÑÑанÑ. Ðа долгие Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¾ÑдÑнÑкого ÑанÑÑва пÑоизоÑло ÑмеÑение Ñ ÑаÑаÑÑким наÑодом. Также в ÑоÑÑав наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ñодили ÑкÑаинÑÑ, белоÑÑÑÑ, ÑÑваÑи, баÑкиÑÑ, кабаÑдинÑÑ, ненÑÑ, бÑÑÑÑÑ, ÑÑкÑи и некоÑоÑÑе дÑÑгие наÑионалÑноÑÑи.

ТеаÑÑалÑное иÑкÑÑÑÑво

ТеаÑÑалÑнÑÑ ÐºÑлÑÑÑÑÑ Ð² РоÑÑии в 16 веке пÑедÑÑавлÑли ÑкомоÑоÑи. ЧаÑе вÑего ими бÑли лÑди, не имеÑÑие дÑÑгого доÑода и поÑÑоÑнного меÑÑа жиÑелÑÑÑва, коÑоÑÑе Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð²ÑÑÑÑплений заÑабаÑÑвали на жизнÑ. ÐÐ»Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð° пÑедÑÑавлений на плоÑадÑÑ ÑÑÑоилиÑÑ ÑпеÑиалÑнÑе Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ — балаганÑ.

ÐÑÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ñили ÑазнообÑазнÑй ÑаÑакÑÐµÑ Ð¸ пÑоводилиÑÑ, в оÑновном, Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑоÑÑÑÑ Ð»Ñдей. Свое маÑÑеÑÑÑво показÑвали мÑзÑканÑÑ, ÑанÑоÑÑ, певÑÑ, дÑеÑÑиÑовÑики. Ðдним из ÑамÑÑ Ð¿Ð¾Ð¿ÑлÑÑнÑÑ Ð·Ð²ÐµÑей на вÑÑÑÑплениÑÑ Ð±Ð°Ð»Ð°Ð³Ð°Ð½Ð° бÑл пÑиÑÑÑеннÑй медведÑ. ÐомеÑа Ñакже бÑли ÑÑÑливÑми, вÑÑмеивали богаÑÑÑво, поÑоки лÑдей, за ÑÑо бÑли Ð³Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑми и ÑеÑковÑÑ.

Ðак пÑавило, Ð±Ð°Ð»Ð°Ð³Ð°Ð½Ñ Ð±Ñло ÑазÑеÑено пÑоводиÑÑ Ð² опÑеделенное вÑемÑ, пÑиÑÑоÑенное к какомÑ-либо пÑÐ°Ð·Ð´Ð½Ð¸ÐºÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑмаÑке.

Такое лиÑедейÑÑво ÑÑало пÑедÑеÑÑвенником ÑеаÑÑа в РоÑÑии. РазвиÑие ÑеаÑÑалÑного иÑкÑÑÑÑва наÑалоÑÑ ÑолÑко в конÑе ÑледÑÑÑего века пÑи ÑаÑÑком двоÑе.

Таким обÑазом, оÑновнÑе напÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÑлÑÑÑÑÑ Ð² РоÑÑии в 16 веке оÑÑажали Ñелигиозное миÑовоззÑение и пÑоиÑÑодивÑие иÑÑоÑиÑеÑкие ÑобÑÑиÑ.

Литература России XV-XVI века

В литературе XV-XVI вв

важное место занимает тема борьбы с захватчиками, борьба за справедливость. Образ героя из народа простого, но честного и мудрого

Образ Царя в фольклоре отражает положительное отношение к нему народа, упование на его справедливость. На северных рубежах в народе была еще жива память о героях былин.

Большую роль в литературе играли произведения «Куликовского цикла», в который входили: «Задонщина»,»Сказание о Мамаевом побоище».Они воспевали в отличии от былин, не условных эпичных героев, а исторических лиц, таких как Дмитрий Донской.

Большой интерес представляют «Повести о Вавилонском царстве» Они сыграли важную роль в создании политической теории Московского государства. В состав повестей входит «Притча о Вавилоне граде», в которой сообщаются легендарные сведения о царе Навуходоносоре, создании им нового Вавилона и запустении этой мировой державы и «Сказание о Вавилоне граде».

В XVI веке появились сложные произведения, претендующие на историческое значение. Так известна переписка Ивана Грозного с князем Курбским. В данной переписке князь много уделял внимания проблемам государственной власти и рекомендовал царю искать хороших советников.

Развитии общественно-политической мысли нашло отражение в трудах монаха Филофея

Он подчеркивал важность Москвы и называл её третьим Римом, так как она являлась наследницей Константинополя и центром православия

В период XV-XVI веков в фольклоре идеализируется образ Ивана Грозного. Он предстает как борец с боярами, защитник бедняков. В этот период отмечается расцветает жанра исторической песни. Одной из частых тем является хвалы взятию Казани.

Развитие литературы получило новый виток после появления в 1553 году русского книгопечатания. Несколько позже появился московский печатный двор. Первая печатная книга с датой вышла в 1564 году. Она называлась «Апостол».

Страницы «Апостола»

Чуть позже церковные писатели под руководством митрополита Макария написали книгу о житии русских святых. Конец XV века ознаменован созданием общерусских летописных сводов. В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских». Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе.

Важным произведением XV-XVI вв. стала книга-свод правил «Домострой». Он был составлен монахом Сильвестром и одобрен церковью.

В рассматриваемый период центрами образования и просвещения остаются монастыри. При церквях появляются библиотеки.

Театр

Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

ÐÑÑиÑекÑÑÑа

Ðдин из велиÑайÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñемов за ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¸ÑÑоÑÐ¸Ñ Ð¿ÐµÑеживала аÑÑиÑекÑÑÑа 16 века в РоÑÑии. ХаÑакÑеÑной оÑобенноÑÑÑÑ ÑÑого вÑемени ÑÑало ÑÑÑоиÑелÑÑÑво ÑобоÑов, монаÑÑÑÑей, ÑаÑÑовÑÑ ÑÑамов. ЭÑо оÑобÑй Ñип ÑÑÑоиÑелÑÑÑва, заÑодивÑийÑÑ Ð¸ полÑÑивÑий ÑиÑокое ÑаÑпÑоÑÑÑанение в ÑÑÑÑком зодÑеÑÑве. Ð¥ÑÐ°Ð¼Ñ ÑконÑÑÑÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ñак, ÑÑо не имеÑÑ Ð²Ð½ÑÑÑÐµÐ½Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿Ð¾ÑнÑÑ ÑÑолбов. ÐоддеÑжка вÑего Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑоÑÑедоÑоÑена на оÑобо кÑепком ÑÑндаменÑе. ÐеÑÑина ÑÑама оканÑиваеÑÑÑ Ð½Ðµ кÑполом, а ÑаÑÑом. СÑÑоиÑелÑÑÑво Ñло из деÑева и камнÑ.

Ðдним из ÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑедÑÑавиÑелей ÑаÑÑового зодÑеÑÑва ÑвлÑеÑÑÑ Ð¡Ð¾Ð±Ð¾Ñ ÐокÑова на ÑвÑ, именÑемÑй еÑе ÑÑамом ÐаÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ Ðлаженного. Ðн бÑл поÑÑÑоен в ÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð±ÐµÐ´Ñ Ð½Ð°Ð´ ÐазанÑким ÑанÑÑвом и пÑиÑоединением гоÑода Ðазани.

Также пÑимеÑами ÑаÑÑового ÑÑÑоиÑелÑÑÑва ÑвлÑÑÑÑÑ ÑеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐознеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÐоломенÑком Ñеле, ÑеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ Ð§ÑдоÑвоÑÑа ÐокÑовÑкого монаÑÑÑÑÑ, УÑпенÑкий ÑÐ¾Ð±Ð¾Ñ Ð¢ÑоиÑе-СеÑгиева монаÑÑÑÑÑ Ð¸ многие дÑÑгие.

ШаÑÑовÑе ÑÑÐ°Ð¼Ñ ÑвлÑÑÑÑÑ ÑникалÑнÑми и не имеÑÑ Ð¿ÑедÑÑавиÑелей в дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑÑÑанаÑ.

ÐÑÑиÑекÑÑÑа РоÑÑии в 16 веке вÑÑажалаÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко Ñозданием ÑÑамов по вÑей ÑÑÑане. Ð ÑÑо вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑоÑодило ÑÑÑоиÑелÑÑÑво ÑÑен, баÑен ÐÑемлÑ, а Ñакже ÑкÑепление Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð³Ð¾Ñодов Ð¾Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½ÑÑ Ð¸Ð½Ð¾Ð¿Ð»ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½ÑÑ Ð·Ð°ÑваÑÑиков.

Заключение

Кратко охарактеризовать Русь 16 века можно так: это государство, начавшее активное развитие во всех сферах деятельности. Отличие культуры 16 века от предыдущих периодов связано с изгнанием Ордынского ханства и установлением самодержавия. Оно своим стремлением утвердиться подтолкнуло к созданию новых памятников культуры. 

Возникали чудесные храмы, писались книги и иконы, развивалась наука и совершенствовалось образование.

Современные граждане должны знать историю своей страны

Этому предмету уделяется большое внимание в системе образования. Школьники начинают изучение истории, начиная с 5 класса

Для удобного восприятия и запоминания исторических дат, информацию можно представить в виде таблицы.

https://youtube.com/watch?v=sd9-D4sO9NQ

Предыдущая
КультурологияНестяжатели и иосифляне — характеристика, сравнение и последователи движений
Следующая
Культурология«Утро стрелецкой казни» — описание картины Василия Ивановича Сурикова

Реферат на тему: “Культура Киевской Руси” – особенности развития и основные достижения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector