Русская культура в первой половине xix века
Содержание:
- О Кипренском детальнее
- Русская культура второй половины XIX века
- Развитие архитектуры
- Поэты
- Музыка и театр
- Специфика художественной культуры 19 века
- Основные этапы расцвета музыкального искусства
- Мария Кюри
- Выдающиеся русские полководцы
- Деятели культуры и искусства
- Живопись и скульптура
- Русская литература второй половины девятнадцатого века
- Изыскания Достоевского
О Кипренском детальнее
Внесший особенный вклад в русское искусство 19 века Кипренский в итальянский этап жизни редко творил что-то столь же яркое, как созданное им в молодости. Это обусловлено нюансами его судьбы. Среди наиболее интересных и значимых работ можно отметить написанный в 27-м году портрет Пушкина. Кипренский создал его, когда ему довелось в последний раз вернуться в родные края. В 1822 он написал удивительно элегичный потрет Авдулиной, каждый штрих которого исполнен грусти.
Как говорят многие критики, невозможно переоценить важность графических портретов, вышедших из-под грифеля этого художника. Чаще всего автор работал итальянскими карандашами
Для расцветки использовались акварель и пастель. Кипренский пользовался и цветными карандашами. Сам факт таких быстрых зарисовок признается занимательным.
Считается, что такой жанр изобразительного искусства – это наилучшее отражение новейшего времени. В работах Кипренского можно видеть, как удивительно умело он пользуется карандашами, фиксируя мимолетную мимику и незначительные изменения, буквально движения души. Графическое творчество известнейшего художника заметно эволюционирует с годами. Более поздние работы не столь непосредственны, в них нет прежней теплоты, зато вызывает абсолютный восторг виртуозность исполнения каждого штриха и изысканность труда в целом.
Русская культура второй половины XIX века
Наука. | Живопись | Скульптура. | Архитектура. | Музыка. | Театр. |
География. Этнография.
Миклухо-Маклай, Пржевальский, Семёнов – Тян-Шанский; Математика. Чебышев, Ковалевская; Физика. Яблочков (дуговая лампочка), Попов (радио), Столетов (фотоэффект); Химия.Менделеев – (периодическая система), Бутлеров (основы органической химии). Летательные аппараты. Жуковский, Можайский, Циолковский Биология. Медицина. Тимирязев- фотосинтез, Сеченов – микробиология, физиология, Мечников – основал бактериологическую станцию, Павлов – учение о высшей нервной деятельности. Боткин. История. Соловьёв С., Костомаров, Ключевский. |
«Товарищество передвижных художественных выставок»: Мясоедов, Перов, Ге, Куинджи.
Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин. Перов: «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», Мясоедов: «Земство обедает», Пейзажи. Шишкин: «Утро в сосновом бору», Репин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван IV и его сын», «Запорожцы пишут письмо», «Арест пропагандиста» Серов: «Девочка с персикамиСуриков: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Покорение Сибири Ермаком» Поленов: « Московский дворик», Левитан: «Март», «Золотая осень», Саврасов: «Грачи прилетели», Васнецов: «Богатыри», «Алёнушка», Верещагин: «Апофеоз войны». Создание Третьяковской галереи.1898г.- «Мир искусства»: Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов. |
Шервуд: памятник-храм «Героям Плевны»,
Микешин, Опекушин «Тысячелетие России» Антокольский: «Иван Грозный», «Ермак», «Нестор – летописец», «Ярослав Мудрый». |
Псевдорусский стиль:
Шервуд, Семёнов: Исторический музей, Чичагов: Городская дума |
1859г. – «Русское музыкальное общество» (Рубинштейн)
1866г.- Московская консерватория (Рубинштейн), «Могучая кучка»: Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, Балакирев Римский – Корсаков, Стасов (критик) Бородин: «Князь Игорь», Мусоргский: «Борис Годунов», «Хованщина»; Римский – Корсаков: «Шахерезада», «Снегурочка» Чайковский: «Е.Онегин», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Лебединое озеро». |
Режиссёры:
Станиславский, Немирович -Данченко Дягилев: Русские сезоны (балет) в Париже. С. Мамонтов- меценат, предприниматель. |
Скачать можно, нажав Ctrl+S.
Рекомендуем:
Развитие архитектуры
Первая Архитектурная школа была организована в Москве Ухтомским. М. Ф. Казаков и В. П. Баженов учились под его руководством. Петровскую эпоху знаменует строительство новой столицы. Для этого приглашаются иноземные зодчие. Речь идет о Растрелли и Трезини. Новая столица задумывалась в качестве регулярного города. При этом она должна была иметь длинные лучевые проспекты и ансамбли кварталов, площадей и улиц. Трезини стал автором жилых строений для нескольких категорий населения:
- «Простых» людей.
- «Зажиточных» горожан.
- «Именитых» граждан.
Данные общественные сооружения отличала простота стиля. К значительным объектам можно причислить Петропавловский Собор. Среди общественных зданий выделяются следующие:
- Адмиралтейство.
- Биржа.
- Гостиный двор.
Вместе с Петербургом возводились многие другие объекты. В частности, это относится к загородным дворцам со знаменитыми парковыми ассамблеями. Речь идет, в первую очередь, о Петергофе. Что касается стиля русского барокко, то огромный вклад в его развитие внесло творчество отца и сына Растрелли. Первый являлся итальянским скульптором. Он принимал участие в декоративной проработке Петергофа. Его сын является уже русским архитектором. Он — автор множества значимых сооружений, среди которых можно выделить следующие:
- Смольный монастырь.
- Дворцы: Екатерининский, Большой, Зимний.
Поэты
Александр Пушкин
Величайший русский поэт, автор множества стихов и поэм, в том числе романа в стихах «Евгений Онегин». Когда за рубежом говорят «выдающиеся личности России», скорее всего, сразу называют Пушкина. Фактически создатель классической русской поэзии, гений золотого века русского стихотворения. В своих стихах успел поднять всевозможные темы – от социальной несправедливости до тонких любовных чувств.
Михаил Лермонтов
Автор поэмы «Герой нашего времени» и огромной вереницы разнообразных стихотворений. Воевал на Кавказе, от чего тот стал почти полноправным персонажем его произведений. Задавался вопросами необходимости войны и отчужденности человека.
Владимир Маяковский
Создатель футуризма в культурном пространстве России. Свои стихи писал в особой ступенчатой форме. Ярый коммунист, считается одним из рупоров революции. До конца своей жизни отстаивал истинные идеалы революции. Один из главных поэтов Серебряного Века.
Сергей Есенин
Современник Маяковского и полная его противоположность как автора. Тонкий и душевный лирик, который при этом умудрялся оставаться вечным хулиганом и подростком. Поднимал темы борьбы личности с окружением, любви к природе и, конечно, к женщине.
Владимир Высоцкий
Бард, автор множества песен и стихов. Величайший поэт Бронзового Века. Его хриплый голос будто подвел голос под наследием, которое оставили ему все выдающиеся личности России 20 века. Подымал темы внутренней и внешней борьбы человека, его места в обществе и в мире вообще. Тонкий сатирик.
Булат Окуджава
Также поэт, самостоятельно исполнявший свои стихотворения в виде песен. Трогательный и честный, он писал стихи, наполненные какой-то космической задумчивостью. Часто использовал метафоры, создавая с помощью них глубокие образы. Его песни имели притчевую форму, что однажды даже было (добродушно) спародировано Высоцким.
Музыка и театр
В первой половине XIX в. русский народ дал миру замечательных творцов в области музыкального искусства. Русская музыка зазвучала на весь мир. Ее расцвет определялся глубоким проникновением в думы и настроения народа, освоением замечательного музыкального богатства, созданного самим народом. В это время жил и работал великий композитор Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Его романсы, симфонические произведения и оперы («Руслан и Людмила», «Иван Сусанин») до сих пор пользуются мировой славой. Любовь к родине, воспевание подвига простого народа, его красоты и величия — главные темы в творчестве Глинки.
Больших успехов достигает русский драматический театр. На его сцене появляются прекрасные артисты, которые превращают театр из забавы для аристократов в школу жизни, в трибуну, с которой провозглашались идеи свободы, любви к родине и народу.
Особенно большой вклад в развитие театрального искусства внес М. С. Щепкин. Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) по происхождению был крепостным. Его имя тесно связано с московским Малым театром, на сцене которого он выступал 40 тет. Недаром этот театр часто называют «Домом Щепкина». Глубоким и проникновенным исполнением ролей городничего в v Ревизоре» Гоголя, Фамусова в «Горе от ума» Грибоедова и многих других Щепкин заложил основы реалистической школы в русском театральном искусстве.
Огромную роль в борьбе за реализм в искусстве и литературе сыграли В. Г. Белинский и А. Й. Герцен. Они требовали от писателей, художников, артистов правдивого отображения жизни народа. Их самоотверженная борьба против самодержавия и крепостничества вдохновляла деятелей культуры на бескорыстное служение своему народу.
Русская культура развивалась в тяжелых условиях самодержавного и крепостнического гнета. Преждевременная смерть, тюрьма, каторга, бессрочная солдатчина вырывали из жизни лучших представителей культуры. И тем не менее русский народ выдвинул такие таланты, которые создали шедевры мирового искусства.
Специфика художественной культуры 19 века
Появились поклонники классической трагедии и оперы. Широко распространилось такое явление, как салоны. В его рамках проводились музыкальные вечера, ставились домашние спектакли. Наконец, появились и первые отечественные коллекционеры. Они собирали произведения искусства и книги
Важной особенностью этого периода стала быстрая смена художественных направлений и одновременное существование сразу нескольких стилей
Так, если раньше тот или иной художественный стиль мог доминировать на протяжении двух-трех веков, то теперь за каких-то полвека сменялось два-три крупных направления. Шел процесс взаимного влияния различных областей культуры друг на друга. То есть теперь человек, интересовавшийся литературой, просто не мог себе позволить не разбираться одновременно и в истории, и философии, и в музыке, и живописи.
Соответственно, это способствовало общему росту культурного уровня российского населения.
Основные этапы расцвета музыкального искусства
XIX столетие отличилось интенсивным развитием литературы. Наряду с этим ярко засверкала музыкальная культура России. При этом она находилась в тесном взаимодействии с литературой. Так, русская художественная культура интенсивно обогащалась. Появлялись совершенно новые образы. Эстетический идеал Римского-Корсакова находится в основе его музыкального творчества. Прекрасное в искусстве является для него безусловной ценностью. Его оперы наполнены образами высокопоэтического мира. Это наглядно показывает то, что искусство имеет двойственную силу. Оно преображает и покоряет человека. У Римского-Корсакова эта функция искусства соединяется с его представлением о качестве средства для нравственного совершенствования. Данный культ неразрывно связан с романтическим утверждением Человека-творца. Он вовлечен в противостояние с отчуждающими тенденциями прошлого. Эта музыка возвышает все человеческое. Ее цель – принести спасение от «страшных обольщений», которые присущи буржуазному веку. В этом еще одно значение русской культуры. Благодаря ей приносится польза обществу и приобретается великая гражданская цель. Творчество П. Чайковского внесло огромный вклад в расцвет отечественной музыкальной культуры. Он написал множество прекрасных произведений. Опера «Евгений Онегин» носила экспериментальный характер. Кроме того, сам автор трактует ее как «лирические сцены». Новаторская сущность оперы заключается в отражении новой передовой литературы.
Мария Кюри
Пьер и Мария Кюри в лаборатории
Наиболее известные : Обнаружение радиоактивности.
Награды: Нобелевская премия 1903 г. (физика) и 1911 г. (химия).
Мария Кюри была Чудо-женщиной науки. Она проводила новаторские исследования не в одной, а в двух научных областях. Родился в Варшаве, Польша, воспитание Кюри было тяжелым, потеряв большую часть своих семейных состояний во время польского восстания 1865 года.
Кюри, вместе со своими двумя сестрами, преподавали в основном дома их отцом, который был уважаемым учителем своего времени. Повзрослев, она заключила договор со своей сестрой Брониславой, в котором они согласились помогать друг другу материально в своих академических поисках.
В 1891 году она переехала во Францию, чтобы учиться в Парижском университете. Там она вскоре встретила своего мужа Пьера Кюри, который сам был выдающимся физиком.
Заинтригованная открытием Анри Беккерелем урана и его рентгеновских излучений в 1869 году, Кюри решила продолжить изучение этого вопроса в своей докторской диссертации. Она смогла определить, что все, что вызывает эти таинственные выбросы, происходило на атомном уровне. Ее исследование было важным шагом на пути к поиску гораздо меньших форм материи.
Кюри со своим мужем обнаружили два радиоактивных элемента; полоний и радий. В 1903 году Мария Кюри стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию, и единственной женщиной, получившей ее дважды.
Выдающиеся русские полководцы
В истории России было немало тяжелых моментов – опасных и кровавых войн. Судьба страны много раз находилась в руках военных начальников, их стратегических умений и дальновидности. Знаменательные страницы истории связаны с военной деятельностью А. В. Суворова, М. И. Кутузова, П. С. Нахимова, А. А. Брусилова, Г. К. Жукова и других полководцев и героев, которым население обязано мирным небом, а страна – завоеванным престижем.
Величайшим полководцем считается Суворов А. В., который блестяще провел польскую, турецкие, а в конце жизни и итальянскую кампании. Своими талантом и новым видением войны он покорял многие европейские и азиатские города. Одним из самых известных походов Суворова считается швейцарский, где, столкнувшись с безответственностью австрийской армии, неблагоприятными условиями и тяжелым положением солдат, он смог одержать великую победу.
Кутузов М. И. участвовал во многих военных операциях, но всемирную славу ему принесло командование армией в годы Отечественной войны с Францией. После не совсем удачных боев с французской армией Кутузов отступил, но его целью было – вымотать французов и отогнать на запад. Стратегический план Кутузова удался, и империя одержала победу.
Личность Г. К. Жукова является одной из самых противоречивых среди знаковых исторических фигур. Как и многих сильных личностей, Жукова любят критиковать, давать оценку его поступкам, опровергать его заслуги. Безоговорочно то, что он является величайшим историческим деятелем. В годы Великой Отечественной войны его направляли в места наибольшего вражеского натиска. Его методы ведения сражений, жесткие и решительные, работали. Первую победу в войне одержали войска под Ельней, где командовал Жуков. Именно первому маршалу принадлежит план ведения сражения на Курской дуге, согласно которому войска должны целенаправленно обороняться и отступать, а затем внезапно атаковать. Этот стратегический план сработал – была одержана победа, повлиявшая на дальнейший ход войны. Она была добыта трудами блестящих полководцев, отвагой офицеров и солдат. Жукова Г. К
отличали уникальные стратегии, внимание к солдатам, особые требования к разведке, тщательное планирование боев
Деятели культуры и искусства
c http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>lass=»node-content»>
Николаева, Татьяна Юрьевна (кандидат филологических наук). Литературное наследие русских художников второй половины XIX — первой половины XX века. Москва, 2015.
2015
Новиков, Николай Иванович (1744-1818).
Опыт историческаго словаря о российских писателях..Санктпетербург: , 1772.
1772
РГБ
Карамзин, Николай Михайлович (1766-1826). Пантеон российских авторов. Москва : печатано в Сенатской типографии у Селивановскаго, 1801-1802.
1801
РГБ
Храбровицкий, Александр Вениаминович (1912-1989). Русские писатели в Пензенской области. Пенза : Издательство газеты «Сталинское знамя», 1946.
1946
Пензенская ОБ
Самородов, Максим Андреевич (кандидат филологических наук). Интермедиальная поэтика прозы И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова в свете интерпретации их произведений оперными либреттистами. Москва, 2015.
2015
Андерсон. Владимир Максимилианович. 1880-1931. Светила русской мысли. Санкт-Петербург: Типография «Труд и польза», 1904-1905. : Толстой, Достоевский, Влад. Соловьев. 1904.
1904
МОГНБ
В коллекцию, приуроченную к 225-летию со дня рождения русского дипломата, поэта, драматурга и композитора А. С. Грибоедова, вошли цифровые копии книг, статей, архивных документов и изобразительных материалов.
В подборку, посвященную 195-летию со дня рождения русского писателя, философа и публициста Ф. М. Достоевского, вошли цифровые копии текстов его произведений и материалов о жизни и творчестве писателя.
Коллекция, приуроченная к юбилею М. Ю. Лермонтова, содержит материалы, раскрывающие многогранность личности гениального поэта, его роль в культурной жизни России. В собрание вошли книги и периодические издания, содержащие тексты произведений М. Ю. Лермонтова, исследования о его жизни и творчестве, а также открытки и фотографии, изображающие памятники поэту, места, связанные с его именем.
Коллекция приурочена к 125-летию со дня рождения В. В. Маяковского — одного из крупнейших поэтов-новаторов, во многом определивших стиль поэзии XX века. Также В. В. Маяковский был художником, драматургом, режиссером, редактором литературных журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». В коллекцию вошли цифровые копии книг, брошюр, периодических изданий и другие материалы, содержащие произведения В. В. Маяковского, анализ его творчества, биографические сведения о поэте.
В коллекцию, посвященную пионеру цветной фотографии в нашей стране, включены материалы о жизни и деятельности фотографа, а также электронная версия его знаменитого собрания «Достопримечательности России».
А. С. Пушкин – величайший национальный поэт русского народа, прозаик, драматург, историк, публицист, создатель современного русского литературного языка. В коллекцию включены цифровые копии книг, статей, архивных документов, авторефератов диссертаций, видеофильмов, изобразительных и других материалов, посвящённых жизни и творчеству поэта и деятельности государства по сохранению памяти о нём.
Коллекция посвящена 190-летию со дня рождения Л. Н. Толстого – одного из самых известных русских писателей, великого прозаика-романиста, просветителя, мыслителя, основоположника религиозно-нравственного учения — толстовства. Представленные архивные документы, книги, брошюры и изобразительные материалы дают представление о многогранной личности писателя, отражают основные аспекты его деятельности и отношение к нему российского общества.
П. И. Чайковский (1840-1893) – один из величайших композиторов в истории музыки. Он внес огромный вклад в развитие русской культуры также как дирижер, популяризатор русской музыки за рубежом, педагог, музыкальный журналист, общественный деятель. В коллекцию, приуроченную к 175-летию со дня рождения композитора, вошли цифровые копии автографов Чайковского, нот и фотографий с его дарственными надписями, переписки, книг и статей о его жизни и творчестве.
Подборка, приуроченная к юбилею крупнейшего национального поэта Украины – Т. Г. Шевченко, включает его сочинения; монографии, очерки и статьи, посвященные его жизни и творчеству, а также материалы, связанные с увековечением его памяти.
Представлены издания на русском и украинском языках.
Особую благодарность за предоставленные материалы выражаем нашим украинским партнёрам: Национальной Исторической библиотеке Украины и Днепропетровской областной универсальной научной библиотеке.
Живопись и скульптура
В 1870 году появилось «Товарищество передвижных художественных выставок». Это товарищество создали выпускники Академии художеств. Их целью было просвещение общества во многих городах России.
В конце XIX века в искусстве особенно выделялось несколько направлений:
- Исторический жанр, в котором присутствовали национальные сюжеты и народный эпос. Наиболее популярные живописцы исторического жанра – В.М. Васнецов и В.И. Суриков.
- Батальная живопись. Этот жанр использовал в своем творчестве Верещагин.
- Н.А. Ярошенко был мастером однофигурных жанровых композиций.
К концу столетия начались поиски новых направлений. Результатом этого поиска стали пейзажи, которые изображали на своих картинах И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. И. Куинджи.
Часть живописцев выделялась среди остальных:
- Врубель;
- Билибин;
- Кустодиев.
Эти художники объединяли в своем творчестве прошлое и будущее. Они сочетали традиции русского искусства с возникающими новыми направлениями.
В начале XX века появилось объединение художников вокруг журнала «Мир искусства». Туда входили:
- К.А. Сомов;
- Л.С. Бакст;
- Е.Е. Лансере;
- Н.К. Рерих;
- А.Н. Бенуа;
- Н.Э. Грабарь.
Эту группу художников называли «мирискусники». Они считали, что искусство должно быть свободно от политических и социальных проблем
Вместо этого «мирискусники» обращали внимание на прошлые эпохи, особенно на эпоху Возрождения. Также важными для них являлись русские национальные традиции
Еще одно направление, возникшее в начале XX века, – «русский авангард». Это направление повлияло даже на мировое искусство.
Самые знаменитые работы скульпторов:
- памятник Пушкину в Москве Опекушина;
- памятник Александру II в Петербурге Трубецкого;
- «Сидящий человек» А.С. Голубкина;
- памятник Богдану хмельницкому Микешина.
На скульптуру конца XIX – начала XX века большое влияние оказывал импрессионизм. Стали использоваться новые пластические формы, контраст света и тени.
Русская литература второй половины девятнадцатого века
Замечание 1 Девятнадцатый век считается «золотым» веком в русской литературе и полностью оправдывает своё звание: именно он подарил всему миру множество талантливых русских писателей, открыл русскую литературу всему миру, показал ее особенности и изюминки. В русской литературе этого периода романтизм сменился реализмом, что произошло благодаря историческим событиям.
Основоположником реализма считается А.С. Пушкин, точнее его более поздние работы, которые положили начало этой эпохе.
Во второй половине девятнадцатого века возникает школа натурализма, ставшая началом формирования реализма в России. Объектом натуралистов становятся жизнь и быт низших слоев населения, их нравы, народные течения и мысли.
Русский реализм второй половины девятнадцатого века получил название критического, потому что в своих произведениях авторы критиковали существующую реальность: начиная от атмосферы и инфраструктуры русских городов и заканчивая политическими и экономическими событиями в России. Хорошим примером такого критического отношения авторов можно считать произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Русская литература второй половины девятнадцатого века 430 руб.
- Реферат Русская литература второй половины девятнадцатого века 260 руб.
- Контрольная работа Русская литература второй половины девятнадцатого века 250 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Литературное общество во второй половине девятнадцатого века разделилось на славянофилов и западников. Эти два направления сходны в одном: они оба выступали против крепостного права и эксплуатации людей. Именно в литературных произведениях выражается их борьба за свободу, за свободную жизнь и выражение своих мыслей. Они показывают, что Россия должна измениться, должна перебороть крепостное право, иначе она так и останется неразвитой страной.
Именно в этот период создаются величайшие произведения русской литературы, изменившие ее, отразившие самобытность и уникальность ее черт.
Русский реализм имеет своеобразные отличия от европейского или американского. Он характеризуется следующими чертами:
- Многие писатели того времени обозначают в своих произведениях мотивы, подготовившие сдвиг к революционной романтике и социальному реализму, произошедшему в 20 веке.
- Герои в произведениях рассуждают о несовершенстве общества, о совести и справедливости.
Как уже говорилось выше, девятнадцатый век подарил нам множество талантливых русских писателей. К ним относятся:
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
- Одним из самых знаменитых литературных деятелей того времени является И. С. Тургенев. В произведениях И. С. Тургенева поднимается множество важных вопросов: многие из них актуальны и по сей день. «Вечные» темы, поднимаемые Тургеневым, не стареют: они носят скорее философский характер, за счёт чего всегда актуальны.
- Большой вклад в воспитание революционной молодежи внес роман Чернышевского «Что делать?». Этот вопрос является основополагающим во второй половине девятнадцатого века, так как он носит не только философский, но и социальный характер, а, точнее, является остросоциальной темой в те времена.
- Еще один небезызвестный автор русской литературы — Гончаров. В его произведениях показаны все слабые стороны так называемой «старой» России: дворянства и чиновничества.
- Достаточно своеобразным и необычным автором русской классики является Ф. М. Достоевский. В его романах зачастую показана Россия без прикрас: голодная, нищая и больная. Это являлось своеобразным толчком к новому восприятию действительности, помогло молодежи того времени взглянуть на Россию по-новому.
- Л. Н. Толстой в своем творчестве показал всю сложность и противоречивость человеческой натуры. Его герои — слабые снаружи, но сильные и крепкие характером люди. Они стойко выносят все преграды на своем пути и заставляют читателя задуматься о своей жизни.
- Достаточно выдающимся автором того периода также можно назвать и А. П. Чехова. Именно в его рассказах поднимались важные и актуальные в то время темы (пример — «Вишневый сад»).
Большое влияние литература конца 19 века оказывает на все сферы культуры, в борьбу за свои идеалы вступают так же театр и музыка. Литература второй половины девятнадцатого века является своеобразным отражением предреволюционных народных движений и мыслей. Именно это определяет ее уникальность и самобытность в целом.
Изыскания Достоевского
Остается поразиться их титаническому характеру. Достоевский является великим русским писателем. Его нравственные изыскания несколько отличаются от толстовских. Прежде всего это проявляется в отсутствии анализа эпических масштабов. То есть описания происходящего нет. Приходится «уйти в подполье». Только так можно увидеть то, что происходит на самом деле. Благодаря этому есть возможность взглянуть на самих себя. У Достоевского была потрясающая способность, которая заключалась в проникновении в самую суть человеческой души. В результате им было дано описание современного нигилизма. Этот настрой ума был охарактеризован им неизгладимо. Читателей до сих пор завораживает необъяснимая точность и глубина. Что касается античного нигилизма, то он был неразрывно связан с эпикурейством и скептицизмом. Его идеал представляет собой благородную безмятежность. Также это относится к достижению спокойствия духа перед превратностями фортуны.
Александр Македонский в свое время глубоко впечатлился нигилизмом Древней Индии. То же самое почувствовало и его окружение. Если брать в расчет философское отношение, то это несколько похоже на позицию Пиррона из Элиды. Результатом становится созерцание пустоты. Что касается Нагарджуны, то для него и его последователей нигилизм представлял собой преддверие религии.
Современное течение несколько отличается от прошлого. Его основой по-прежнему является интеллектуальная убежденность. Это не благословенное состояние невозмутимости или философской бесстрастности. Скорее, речь идет о неспособности к созданию и утверждению. Это не философия, а духовный изъян.