§ 36. русская художественная культура второй половины xix в

Одинаково ли общее направление художественного творчества

Конец 19-го века — это, все-таки, уже конечно, немножко другая Россия. Вообще, тут нужно учитывать такой очень важный фактор времени. Вы открываете учебник, у вас параграф 1, где написано: «Русская литература второй половины 19-го века». И получается так, что все авторы, которые творили в этот промежуток времени, они, как бы стоят в одном ряду. Они говорили об одном или примерно об одном.

Тематика примерно общая, потому что общее направление художественного творчества. В общем, как бы и не обязательно всех читать, можно просто одного какого-то взять автора, прочесть, и все будет замечательно. Но это совсем не так! Дело в том, что менялась сама Россия, и вторая половина 19-го века — это время очень стремительных, бурных изменений в жизни российского общества.

Поэтому эту погрешность необходимо устранять пониманием, а понимание таково: вторая половина 19 века — это уже период активной русской интеллигентской революционности. Подчеркнем еще раз – интеллигентской революционности. Потому что широкие слои населения — они были еще оторваны от революционного движения. Хотя бы в силу тех причин, что они просто об этом не думали.

Иногда, когда ты не думаешь о чем-то, ты соответственно в этом участвовать и не хочешь и не можешь. А как могли широкие слои населения думать о том, что хорошо бы перестроить наше общество согласно теории Маркса, если Маркса никто никогда в жизни в России не читал? Хотя бы по той простой причине, что на русском языке Маркс не издавался, это был запрещенный автор, а на немецком языке и на английском языке прочесть его мог только очень ограниченный круг образованных людей.

Вот поэтому мы и говорим о такой революционности интеллигентской, то есть революционности людей, которые могли это прочесть, могли это понять.

Культурное развитие России во второй половине XIX века

Преобразования, начавшиеся в эпоху Александра II, не могли не затронуть различные сферы культуры России во второй XIX века.

  • Литература. Новые взгляды на быт русского населения получили широкое распространение в литературе. Общество писателей, драматургов и поэтов разделилось на два течения-так называемых славянофилов и западников. К славянофилам себя причисляли А. С. Хомяков и К. С. Аксаков. Славянофилы считали, что у России свой особенный путь и никакого западного влияния на русскую культуру не было и не будет. Западники, к коим себя причисляли Чаадаев П. Я., И. С.Тургенев, историк Соловьёв С. М., утверждали, что Россия, наоборот, должна идти по западному пути развития. Несмотряя на различия взглядов, и западников и славянофилов одинаково волновала дальнейшая судьба русского народа и государственного устройства страны. На конец XIX- начало XX века приходится расцвет русской литературы. Свои лучшие произведения пишут Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, А. П. Чехов и Л. Н. Толстой.
  • Архитектура. В архитектуре во второй половине XIX века стал преобладать эклетизм-смешение различных стилей и направлений. Это сказалось на строительстве новых вокзалов, торговых центров, многоквартирных домов и т.д. Также получило развитие проектирование тех или иных форм в архитектуре более классического жанра.Широко известным архитектором этого направления был А. И. Штакеншнейдер, с помощью которого был спроектирован Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. С 1818 по 1858 год в Петербурге возводился Исаакиевский собор. Этот проект был разработан Огюстом Монфераном.

Рис. 3. Исаакиевский собор.Санкт Петербург.

Живопись. Художники, вдохновлённые новыми веяниями, не хотели работать под плотной опекой Академии, которая застряла в классицизме и была оторвана от реального видения искусства. Так, художник В. Г

Перов заострял своё внимание на различных сторонах жизни общества, подвергая острой критике пережитки крепостного строя. На 60-е годы пришёлся расцвет работ портретиста Крамского, В

А. Тропинин оставил нам прижизненный портрет А. С. Пушкина. В узкие рамки академизма не вписывались и работы П. А. Федотова. Его работы “Сватовство майора” или “Завтрак аристократа” высмеивали тупое самодовольство чиновников и пережитки крепостного строя.

В 1852 года в Санкт-Петербурге открылся Эрмитаж, где были собраны лучшие произведения живописцев со всего мира.

Литература

Вообще надо сказать, что литература в этот период была безусловным лидером в сфере художественного творчества в России. И объяснение здесь совершенно очевидное. Сейчас вы можете пользоваться огромным количеством всевозможных источников информации, вы можете обмениваться между собой самыми разными источниками информации и информацией вообще.

Есть социальные сети, да сам по себе интернет — это колоссальная площадка для обмена информацией. У нас с вами есть еще телефоны, причем телефоны очень многофункциональные. У нас есть телевидение, у нас есть радио, у нас есть газеты. Мы стали намного мобильнее, потому что появилась большая возможность по перемещению, причем не только внутри нашей страны, но и вообще перемещению в пространстве; мир стал намного более сжатым.

А 19 век в России — это совершенно иная среда. Люди живут по сути таким локальным миром. Да, конечно, они уже довольно много знают об окружающем мире; да они имеют возможности перемещаться – какие-никакие, но железные дороги в России уже к этому времени были. Но ведь средств информации по-прежнему очень и очень мало.

И самое главное — даже вот те средства информации, которые на тот момент были — это газеты и очень немногочисленные журналы, — они все были подконтрольны государству, потому что они проходили специальный орган, цензурный надзор, и безусловно они корректировались. Поэтому литература превращалась в такую трибуну, в площадку где человек свободной мысли мог высказать, иногда завуалировано, то есть скрыто, какие-то свои мысли, какие-то чаяния, надежды, в общем донести до широких масс читателей то, что было у него на душе.

Просвещение и образование

Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII — начале XIX в. он был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и др. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.

Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответствовала университетской. В лицее получили образование литераторы А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, М. Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А. М. Горчаков и Н. К. Гире; министр народного просвещения Д. А. Толстой; публицист Н. Я. Данилевский и др.

Широко была распространена система домашнего образования

В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе

В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7—8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале ХТХ в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.

В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боялись широкого просвещения народа. Эту позицию обосновал шеф жандармов А. X. Бенкендорф. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти». Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.

Однако даже в этих сложных условиях высшее образование продолжало развиваться. Открывались новые университеты в Дерите (ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института), Казани, Харькове. Юридический статус университетов определялся Уставами 1804 и 1835 гг. В последнем наглядно проявилось усиление консервативной линии в политике правительства. Университеты потеряли свою автономию, а повышение платы за обучение больно ударило по малоимущим слоям молодежи, стремившейся к знаниям для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Технологический, Строительный и Межевой институты, Высшее училище правоведения, Лазаревский институт восточных языков и др.

Университеты и институты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Особую известность приобрели лекции по всеобщей истории профессора Т. Н. Грановского.

Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава студенчества. Разночинцы (выходцы из недворянских слоев) стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. Среди них поэт А. Кольцов, публицист Н. А. Полевой, А. В. Никитенко, бывший крепостной, выкупленный на свободу и ставший литературным критиком и академиком Петербургской академии наук.

Актерская среда театров

Очень специфической была тогдашняя актерская среда в русских театрах. Дело в том, что большинство актерских фамилий были, что называется, династическими. Знаменитые актерские фамилии Самойловых, Васильевых, это целая череда выдающихся деятелей русского искусства, русского театра, где от отца к сыну, от матери к дочери переходило умение, мастерство, оттачивалось это мастерство на театральных подмостках.

И тогда, хотя отношение к актерам было таким двойственным — с одной стороны это очень популярно, очень уважаемые люди, потому что они несут свет искусства в массы, причем в широкие массы. Но с другой стороны, высшие слои общества зачастую воспринимали актеров, как лицедеев. Потому что еще свежо было в памяти то время, когда у многих помещиков были собственные крепостные театры. И актер тогда — это кто такой? Это твой крепостной крестьянин или крестьянка, которая просто ради твоего собственного увеселения иногда балует тебя какой-то, так сказать, незамысловатой игрой.

Поэтому отношение к актерам было двойственным. Но тем не менее, в России рождались актерские таланты и таланты, что называется, мировой величины.К таким людям мы можем отнести конечно же Марию Ермолову. Это потрясающая русская актриса, которая, буквально, с самых младых лет становится популярной и возможности ее таланта — они с каждым годом, раскрывались все ярче и ярче, и ярче. Островский очень рано ее заметил. Он поручает ей самые главные роли и всегда Ермолова пыталась своей игрой протестовать.

Показать, что да, жизненные обстоятельства могут быть подчас сильнее физических возможностей человека. Подчас на нас лежит груз невероятной ответственности и бремя, так сказать, которое нас гнетет. Но сдаваться нельзя. Даже если нет никакого выхода, нельзя поддаться судьбе. Если ты человек, то борись до конца.

Живопись и скульптура

Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.

Ярким представителем романтизма в живописи был О. А. Кипренский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А. С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа.

Реалистическую манеру отражали произведения В. А. Тропинина. Он тоже написал портрет А. С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Чаще всего В. А. Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.).

Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А. А. Иванова «Явление Христа народу».

В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. Она посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил П. А. Федотов. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.). Современники справедливо сравнивали П. А. Федотова в живописи с Н. В. Гоголем в литературе.

На рубеже XVIII—XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И. П. Мартос создал первый в Москве памятник — К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. По проекту А. А. Монфсррана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б. И. Орловскому принадлежат памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге. П. К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Николая I. Ф. П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г.

Театр

Русский театр открывал простор воображению, практически отказавшись от парадных постановок в стиле классицизма. Теперь там преобладали романтические мотивы, трагедийные сюжеты пьес.

Одним из самых знаменитых представителей театральной среды был П.С. Мочалов, исполнивший роли Гамлета и Фердинанда (по Шекспиру).

Реформатор русского актерского искусства М.С. Щепкин был выходцем из крепостных крестьян. Он подал совершенно новые идеи, благодаря которым его роли восхищали, а Малый театр Москвы стал самым популярным местом среди зрителей.

Реалистический стиль в театре был порожден произведениями А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова.

Лев Толстой

Но другой взгляд можно найти у выдающегося мастера слова, да и не только литератора, а во многом еще и философа, чуть ли не автора направления философии — непротивление злу насилием. Мы говорим, конечно, с вами о Льве Николаевиче Толстом. Его романы мало того, что затрагивают наиболее острые, скажем так, проблемы нравственности, морали, проблемы незрелости человеческого общества, проблемы страстей, но самое главное, все-таки, — это глубоко русский человек.

И он пытается понять природу русского человека, ту реалию, кто же мы? Почему мы такие разные? А ведь россияне действительно очень разные. Если вы посмотрите роман Толстого «Война и мир», то вы найдете там огромное количество образов и это все люди самых разных сословий, от простых солдат до высшей аристократии.

И вроде бы все они говорят на русском языке, ну конечно аристократы еще очень часто смешивают свои слова с французскими фразами. Но, вместе с тем, они, в общем-то, люди очень разные, но что-то общее в них есть, что-то общее есть во всех этих людях — какая-то общая русская жилка. Вот в этом реализм Толстого.

Реформы начала царствования Александра I.

«Дней Александровых прекрасное начало»

А.С.Пушкин.

1. Уже в 1801 г. были восстановлены отмененные при Павле I Жалованные грамоты дворянству и городам.

2. Было запрещено применение пыток в судопроизводстве и телесных наказаний к дворянам и купцам, помилованы все подвергшиеся наказанию без суда.

3. Разрешено было вновь открывать частные типографии, восстановлено право свободного ввоза иностранных книг и свободного выезда заграницу.

Был намечен план либеральных преобразований. В его составлении большую роль сыграл «Негласный комитет» либералов единомышленников Александра I.

Реформы «Негласного комитета».

«Негласный комитет» (1801 – 1803гг.) П.А.Строганов, В.П.Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А.Чарторыйский.

1801г.

1. указ о политической амнистии.

2. указ о ликвидации Тайной экспедиции – органа политического сыска.

3. указ о праве покупки земли недворянами.

1802г.

Указ о преобразовании коллегий в министерства.

1803г.

Указ о «вольных хлебопашцах»: крестьяне получили право по согласованию с помещиком освободиться от крепостной зависимости за выкуп.

1802 – 1804гг.

Реформы в сфере народного образования

Образование на территории России 6 учебных округов, в которых создавались 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, губернские гимназии и университеты.

Учреждение Министерства народного просвещения.

Открыты университеты: 1802г. – Дерпт (Юрьев), 1803г. – Вильно, 1804г. Казань, Харьков, Петербургский педагогический институт, (с 1819г. университет).

Открыты привилегированные Демидовский в Ярославле (1805г.) и  Царскосельский (1811г.).

        Так в России впервые появилась система народного образования, благодаря которой уже в первой половине XIX века отмечался  быстрый культурный рост. Прежде всего, это относилось к появлению широкого круга европейски образованного  дворянства, распространению в его среде либеральных идей. В этом была особенность просветительской идеологии, не замечающей «непросвещенные» массы крестьянства.

Деятельность М.М.Сперанского (1772 – 1839гг.)

1809г. – проект реформ системы государственной власти. Предложено ввести в основу государственного устройства классический принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

ИМПЕРАТОР

Государственный Совет – законосовещательный орган при императоре.

Исполнительная власть

Законодательная власть

Судебная власть

Сенат + министерства

Государственная Дума

Судебный Сенат

Губернское управление

Губернская Дума

Губернский суд

Окружное управление

Окружная Дума

Окружной суд

Волостное управление

Волостная Дума

Волостной суд

Деление общества на сословия:

Обладают избирательным правом на основе имущественного ценза (кроме женщин)

Дворяне.

Среднее сословие: купцы, мещане, государственные крестьяне.

Не имеют избирательного права

Крепостные крестьяне, домашние слуги и рабочие.

         Весь комплекс преобразований, предложенный М.М.Сперанским, не был осуществлен из-за сопротивления реформам со стороны дворянства и нерешительности Александра I. Проект Сперанского опередил время на 100 лет.

В марте 1812г. М.М.Сперанский был отстранен и сослан в Пермь.  

Русский театр

Совершенно особенное место в русской художественной жизни, культурной жизни второй половины 19-го века, особенно в постреформенной России, занимает русский национальный театр. Вообще, театр конечно, это на тот момент, быть может, одно из самых важных из искусств. Мы с вами говорили уже о том, что литература — это слово автора, который свои чувства переносил на бумагу и, соответственно, давал возможность вдуматься окружающим.

Мы говорили с вами о живописи — это застывшее мгновение. Где, опять-таки, автор пытается передать какие-то мысли через полотно, а может быть заставить смотрящего свои мысли сформулировать каким-то образом. Но театр — это ведь зрелище, это представление. И самое главное, что театр на тот момент, это единственная легальная возможность не просто что-то сказать с театрального подмостка. Нет, это возможность высказать идею. Это возможность, этой идеей придать некое эмоциональное содержание.

Потому что ведь театр, это прежде всего игра актеров. А актер может очень многое на сцене. Театров в России, в это время действует очень много. Свыше ста городов могли похвастаться тем, что у них есть собственные актерские труппы и соответственно ставятся те или иные спектакли. Ну конечно, очень была высокая разница в квалификации этих актеров, в их возможностях, была большая разница в постановках и так далее. Но тем не менее, все-таки театральная жизнь в России в это время безусловно бурлила.

Крупнейший представитель русской живописи

Одним из крупнейших представителей русской живописи периода критического реализма, в направлении критического реализма был, конечно, Перов. Это очень интересный автор, очень интересный художник, человек, который прожил достаточно непростую жизнь. Но, самое главное, он оставил после себя несколько совершенно удивительных работ.

С одной стороны — это работы, безусловно, реалистичные, то есть, когда ты смотришь на эти картины, у тебя не складывается впечатление такого, которое ты можешь получить от выставки, допустим, или от какого-то произведения современного автора.Тут нет кого-то примитивизма, здесь нет попыток передачи необычных форм, нет необычных цветов каких-то, так сказать, инноваций в этой области.

И сюжеты, которые Перов берёт за основу, это сюжеты его во многом бытовые, но, когда ты смотришь на произведение Перова, ты понимаешь, что ты имеешь дело, безусловно, с запечатленным гротеском, в чем-то перекликающимся, между прочим, с творчеством Салтыкова-Щедрина. Вроде бы, все это может быть в реальности, и в то же самое время, но разве бывает такое где-то в одном месте, в одно мгновение, это уж как-то слишком.

К примеру, полотно, которое принадлежит кисти Перова, представленное им публике в 1861 году, это знаменитый «Крестный сельский ход на Пасхе». На первом плане самый крупный объект, это сельский священник поп, которые явно пьян. На картине и, вообще, надо сказать, что весь крестный ход представляет из себя очень жалкое зрелище, это никакого торжественного, а осадка у тебя не остается. Нет ничего того, что должно человека вдохновлять, наоборот, эта картина вызывает такое чувство, скажем так, омерзение к людям, которых ты видишь.

Буквально, там считанные персонажи имеют какие-то человеческие черты, все остальные — это явно люди, обуреваемые в том или ином плане каким-то пороком человеческим. И вот Перов показывает зрителю: смотрите — это тоже мы, это тоже Россия, и разве вы не видели таких людей среди окружающих. Конечно, видели. Эти картинки из жизни, по сути, самого рядового российского обывателя 19 века.

К сожалению, пьянство, нищета, очень стесненные обстоятельства, бедность отсюда, соответственно, неграмотность, отсюда раболепие – это, к сожалению, те пороки, которые были, если неестественными то, по крайней мере, обыденными для русской действительности второй половины 19 века.

Картина вызывает скандал, потому что, когда люди смотрят на это полотно, они видят себя и не хотят в это поверить. Еще раз подчеркнем, это 19 век. Конечно, сейчас автор какой-либо там картины, даже нашумевшей картины, вряд ли может рассчитывать на ту степень популярности, на ту степень обсуждаемости в обществе какой мог похвастать, допустим, Перов во второй половине 19 века. Но нужно учитывать исторические реалии, таким было время, такие были условия тогдашней жизни.

Просвещение

В России во второй половине XIX в. наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование. Наряду с церковноприходскими и одноклассными школами Министерства народного просвещения большое распространение получают земские школы, которые содержались за счет местных земств. К концу века в сельской местности начальное образование охватывало несколько миллионов учащихся. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых. Но число грамотных в России составляло в 1897 г. всего лишь 21 % всего населения страны.

К концу 1914 г. в России насчитывалось около 124 тыс. начальных учебных заведений, в которых училось немногим более 30 % детей в возрасте от 8 до 11 лет (в городах — 46,6%). 

После жарких споров о характере среднего образования основой его стала классическая гимназия, в которой до 40 % учебного времени отводилось на изучение латинского и греческого языков. В 1862 г. открываются первые женские гимназии. Особым министерским циркуляром («О кухаркиных детях») был ограничен прием в гимназии детей малоимущих родителей.

Успехи в области высшего образования заключались как в увеличении числа высших учебных заведений, так и в росте числа студентов. В пореформенный период наряду с открытием новых университетов (в Одессе, Томске, Саратове) были открыты и другие высшие учебные заведения (Медикохирургическая академия в Петербурге, различные институты в Петербурге и Москве).

В 1913/14 учебном году в России насчитывалось 63 государственных высших учебных заведения, в которых обучалось более 71 тыс. студентов.

Литература

В пореформенный период литература продолжает занимать в русской культуре ведущее место. Реализм по-прежнему является в ней преобладающим направлением. Особенностью реализма было постоянное стремление возможно шире отразить действительность, вскрыть и обличить общественную неправду. В то же время литература реализма утверждала положительные общественные идеалы. Народность, патриотизм, защита прав и интересов народной массы и личности, борьба за социальную справедливость — вот характерные черты, присущие передовой русской литературе.

В сокровищницу мировой литературы навсегда вошли имена И. Тургенева, Н. Некрасова, Ф. Достоевского, И. Гончарова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, А. Чехова. Передовая литература, откликавшаяся на важнейшие общественно-политические события того времени, оказала значительное влияние на развитие театра, музыки и изобразительного искусства.

Лев Николаевич Толстой

Театр

Русской театральной культуре второй половины XIX в. были присущи народность и гуманизм, идейное и эмоциональное богатство, глубокое воспроизведение человеческих характеров и историческая правда. Продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, А. Островский своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии (пьесы «Бесприданница», «Свои люди — сочтемся», «Гроза», «Доходное место» и др.).

Мария Николаевна Ермолова, актриса Малого театра. Худ. В. Серов

Центром театральной жизни России по праву был Малый театр. Ведущее место в его репертуаре занимали пьесы Островского. Великая актриса М. Ермолова создала на сцене театра немало запоминающихся женских образов. Среди них — образ Екатерины из «Грозы» Островского.

Музыка

Петр Ильич Чайковский, русский композитор; крупнейший симфонист, музыкальный драматург и лирик, реформатор балета

Живопись

На вторую половину XIX в. приходится время подъема и расцвета в России национальной реалистической и демократической школы живописи. В 1863 г. группа наиболее талантливых учеников Петербургской Академии художеств во главе с И. Крамским потребовала свободы в выборе сюжета для выполнения выпускных работ. Получив отказ, они вышли из Академии и создали артель свободных художников. В 1870 г. по инициативе И. Крамского, Г. Мясоедова, Н. Ге, В. Перова в Петербурге было организовано Товарищество художественных передвижных выставок. Идейным вождем передвижников стал Крамской, создавший целую галле- рею портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Высшие достижения русского реализма в живописи связаны с творчеством И. Репина («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») и В. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком»).

Развитие искусства во второй половине XIX в. в России — одна из наиболее замечательных страниц в истории русской и мировой культуры.

Таблица “Внутренняя и внешняя политика России конца XIX века”

Император

Деятельность

Дата

Итоги

Александр II

Отмена крепостного права

1861

Крестьянская община получила свободу от помещиков

Военная реформа

1861

Модернизация армии, введение всеобщей воинской повинности

Судебная реформа

1864

Суды стали гласными,состязательными, работает презумпция невиновности

Городская реформа

1864

Города сами управляют своим хозяйством

Реформа народного образования

1863-1864

Разделение учебных заведений на начальные, средние и высшие

Земская реформа

1864

Предоставление самоуправления земствам

Отказ России от условий Парижского мира

1870-1871

Начало строительства Черноморского флота

Создание «Союза Трех императоров»

1873-1878

Союз между Россией, Германией и Австро-Венгрией

Русско-турецкая война

1877-1878

Возвращение дельты Дуная, независимость Румынии, Болгарии и Албании

Александр III

Обострение отношений с Болгарией

1886

Разрыв дипломатических отношений

Продвижение в Среднюю Азию

1881-1882

Покорение туркменов

Пересмотр крестьянской реформы

1880-е

Контрреформа, сохранение патриархального строя на селе

Университетский устав

1884

Контрреформа, лишение университетов автономии, рост цены на обрзование

Договор с Англией по разделу Средней Азии

1885-1895

Установлена граница России по Афганистану

Пересмотр судебной системы

1889

Контрреформа, сокращение полномочий суда присяжных, мировой суд заменялся произволом чиновников

Начало Таможенной войны с Германией

1890

Борьба с германской торговлей

Ограничение земского управления

1890

Контрреформа,ограничение избирательных прав среди ремесленников и местных торговцев по имущественному цензу

Рис. 3. Портрет Александра II.

В 1867 году император Александр II принял решение продать Аляску США ввиду невыгодности содержания заморской колонии. Буквально сразу после продажи американцы нашли там золото и началась «золотая лихорадка».

Что мы узнали?

Из статьи по истории мы узнали о внешней и внутренней политике, которую проводила Россия в 19 веке, проследили ход событий, который превратил страну в ведущую континентальную державу.

Проблема академизма в русской живописи второй трети 19 века.

Академизм — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века — эклектизм. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения. Академизм помогал компоновке объектов в художественном образовании, восполнял в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты.

Для русского академизма первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством. Представитель – К. Брюллов («Всадница»).

В середине 19в. начал утверждаться реализм в упорной борьбе с академизмом, представленным руководством Академии художеств. Деятели академии внушали ученикам, что искусство выше жизни и выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества. Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали писать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии и подали прошение о выходе из академии. Бунтари объединились в камунну, возглавил которую Крамской.

И в 70 года образовалось общество передвижников. Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Перов («Тройка», «Старики родители на могиле сына», «Чаепитие в Мытищах»). С. А. Коровина «На миру» Мясоедов «Косцы». Крамской – портреты Некрасова, Толстого, «Христос в пустыне», также Мясоедов, Саврасов, Ге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector