Культура ссср

Содержание:

Содержание

Раздел I. Россия и мир в начале XX в.

  • § 1. Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития
  • § 2. Модернизация в странах Европы, США и Японии
  • § 3. Россия на рубеже XIX—XX вв.
  • § 4. Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.
  • § 5. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.
  • § 6. Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина
  • § 7. Культура России в конце XIX — начале XX в.
  • § 8. Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале XX в.
  • § 9. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки
  • § 10. Первая мировая война

Раздел II. Россия и мир между двумя мировыми войнами

  • § 11. Февральская революция В России 1917 г.
  • § 12. Переход власти к партии большевиков
  • § 13. Гражданская война и интервенция
  • § 14. Завершение гражданской воины и образование СССР
  • § 15. От военного коммунизма к НЭПу
  • § 16. Культура страны советов в 1917-1922 гг.
  • § 17. Советская модернизация экономики. Становление советской культуры
  • § 18. Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР
  • § 19. Культура и искусство СССР в межвоенные годы
  • § 20. Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны
  • § 21. Ослабление колониальных империй
  • § 22. Международные отношения между двумя мировыми войнами
  • § 23. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в.

Раздел III. Человечество во Второй Мировой войне

  • § 24. От Европейской к Мировой войне
  • § 25. Начальный период Великой Отечественной войны
  • § 26. Антигитлеровская коалиция и кампания 1942 г. на восточном фронте
  • § 27. Коренной перелом в Великой Отечественной войне
  • § 28. Наступление Красной армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны
  • § 29. Причины, цена и значение Великой Победы

Раздел IV. Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия

  • § 30. Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина
  • § 31. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС
  • § 32. Советское общество конца 1950-х -начала 1960-х гг.
  • § 33. Духовная жизнь в СССР в 1940—1960-е гг.
  • § 34. Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия
  • § 35. Падение мировой колониальной системы
  • § 36. «Холодная война» и международные конфликты 1940—1970-х гг.
  • § 37. Расширение системы социализма: Восточная Европа и Китай

Раздел V. Россия и мир в 1960-1990-е гг.

  • § 38. Технологии новой эпохи
  • § 39. Становление информационного общества
  • § 40. Кризис «Общества благосостояния»
  • § 41. Неоконсервативная революция 1980-х гг.
  • § 42. СССР: от реформ — к застою
  • § 43. Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки
  • § 44. Развитие гласности и демократии в СССР
  • § 45. Кризис и распад советского общества
  • § 46. Наука, литература и искусство. Спорт. 1960—1980-е гг.
  • § 47. Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития
  • § 48. Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950-1980-е гг.
  • § 49. Международные отношения: от разрядки к завершению «Холодной войны»

Раздел VI. Россия и мир на современном этапе развития

  • § 50. Транснационализация и глобализация мировой экономики и их последствия
  • § 51. Интеграция развитых стран и её итоги
  • § 52. Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г.
  • § 53. Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг.
  • § 54. Россия на рубеже веков: по пути стабилизации
  • § 55. Российская Федерация в начале XXI в
  • § 56. Духовная жизнь России в современную эпоху
  • § 57. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе
  • § 58. Страны Азии, Африки и Латинской Америки на современном этапе развития
  • § 59. Россия и складывание новой системы международных отношений
  • § 60. Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине XX в.
  • § 61. Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления

Н.В. Загладин
Ю.А. Петров

2 вариант

1. С точки зрения соцреализма непонятным было творчество композитора

1) И. Дунаевского
2) В. Лебедева-Кумача
3) Д. Шостаковича
4) А. Александрова

2. Отметьте известных артистов кино 1930-х гг.

1) А. Павлова и Т. Карсавина
2) В. Холодная и М. Чехов
3) К. Станиславский и В. Немирович-Данченко
4) Л. Орлова и М. Ладынина

3. Кто из названных художников работал в стиле соцреализма?

1) А. Дейнека
2) П. Кончаловский
3) К. Малевич
4) Г. Мясоедов

4. Какой поэт из перечисленных создавал свои произведения в стиле соцреализма?

1) Демьян Бедный
2) А. Ахматова
3) О. Мандельштам
4) Н. Гумилев

5. Фильмы «Веселые ребята», «Светлый путь», «Цирк», «Волга-Волга» созданы режиссером

1) И. Пырьевым
2) Г. Александровым
3) С. Герасимовым
4) братьями Васильевыми

6. Регулярное радиовещание началось в СССР

1) в 1924 г.
2) в 1932 г.
3) в 1936 г.
4) в 1941 г.

7. Какая черта из перечисленных не характерна для совет­ских праздников 1939-х гг.?

1) организация массовых шествий
2) пропаганда семейных застолий
3) демонстрация спортивных достижений
4) хоровое пение

8. Какое из перечисленных литературных произведений по­священо истории Гражданской войны?

1) Мастер и Маргарита
2) Мать
3) Разгром
4) Судьба барабанщика

9. С обоснованием метода соцреализма как творческой про­граммы советских писателей выступил

1) М. Горький
2) Н. Островский
3) А. Фадеев
4) С. Есенин

10. Какое положение из перечисленных не характерно для развития культуры 1930-х гг.?

1) создание по всей стране широкой сети творческих самодеятельных коллективов
2) введение обязательного начального образования
3) массовая антирелигиозная пропаганда
4) усиление идеологического контроля над деятельностью творческой интеллигенции

Ответы на тест по истории Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие1 вариант
1-1
2-4
3-2
4-2
5-1
6-4
7-2
8-1
9-2
10-32 вариант
1-3
2-4
3-1
4-1
5-2
6-1
7-2
8-3
9-1
10-2

ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ ВОСЬМОЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 4

В этой статье мы собрали для вас самый крутой видео-материал по культуре периода

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ

«Живая история. Поколение шестидесятников»

«Культ личности. Борис Пастернак»

«Слово» — документальный фильм о жизни Александра Солженицына

«Юрий Гагарин. Семь лет одиночества»

https://youtube.com/watch?v=ssO2X6sSQuc

Открытый урок с Дмитрием Быковым, посвященный творчеству А. Т. Твардовского

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ

«Таинственная страсть» — художественный сериал, посвященный поколению писателей-«шестидесятников». Если хочешь проникнуться атмосферой времени, то скорее смотри его

«Время первых» — художественный фильм о выходе первого советского человека в космос.

Больше теории в следующих шагах.

Развитие советской культуры в 1950-1980-х гг. (кратко)

Код элемента ЕГЭ: 3.2.16. Особенности развития советской культуры в 1950-1980-х гг.

В 1950—1980-х гг. в развитии культуры СССР можно выделить несколько условных этапов. Следует отметить значительное влияние идеологической и внутриполитической обстановки в стране на процесс культурного развития.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1950-х -ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1960-х гг.

Существовали две тенденции в развитии культурной и научной жизни страны, отмеченные характерными событиями.

1. Оттепель, открытие театра «Современник» под руководством О. Н. Ефремова, публикации в журнале «Новый мир» (А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», произведения Ч. Айтматова), VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Реабилитация генетики как науки, развитие ракетостроения.

1958 г. Введено обязательное восьмилетнее образование, срок обучения в средней школе был повышен до 11 лет.

2. Ужесточение контроля, травля поэта Б. Л. Пастернака по поводу получения им Нобелевской премии, гонения на церковь, осуждение художников-абстракционистов и некоторых писателей.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1980-х -ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1980-х гг.

Характерными чертами этого периода стали атеизм, жёсткое давление идеологии на культуру, активная борьба с инакомыслием.

1962—1985 гг. Развивалось диссидентское движение. Высылка поэта И. А. Бродского под предлогом «тунеядства».

1970-е гг. Страну покинули А. И. Солженицын, М. Л. Ростропович и др. Многие деятели культуры создавали произведения высокого уровня: В. В. быков («Обелиск», «Сотников»), В. М. Шукшин («Я пришёл дать вам волю»), кинорежиссёры С. Ф. Бондарчук («Они сражались за Родину», «Степь»), Л. И. Гайдай («Кавказская пленница»), Т. М. Лиознова («Семнадцать мгновений весны») и многие другие. В жанре фантастики работали писатели А. Н. и Б. И. Стругацкие. На этот период приходится взлёт театрального искусства, которое приобретает невероятную популярность.

Появилась неформальная культура — самиздат. Большой спрос на книги вызывал дефицит детской, учебной и художественной литературы. Развивалась эстрадная песня, появилось множество вокально-инструментальных ансамблей.

Специфической чертой культуры 1960-х — начала 1980-х гг. была «магнитофонная революция». Широкое распространение получили записи бардовских песен. Всеобщий интерес вызывало творчество В. С. Высоцкого, А. А. Галича, Ю. И. Визбора, Б. Ш. Окуджавы и др.

Значительным событием было проведение Олимпиады-80 в Москве.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1980-х -НАЧАЛО 1990-х гг.

Период перестройки отмечен появлением гласности в печати, началом публикации произведений М. А. Булгакова, В. В. Набокова, легализацией рок-культуры. В это время сказалось большое влияние Запада на процесс развития страны в целом.

В СССР перестали глушить западные радиостанции («Голос Америки»). Журналисты начали работать в прямом эфире, что явилось следствием отмены цензуры. Опубликованы произведения, раскрывающие сущность тоталитаризма («1984» Дж. Оруэлла и др.). Значительным событием стал выход книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Зрителям стали доступны запрещённые ранее фильмы («Комиссар» А. Я. Аскольдова) и театральные постановки («Брестский мир» М. Ф. Шатрова). Литература, кинематограф и театр значительно повлияли на подготовку общества к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

1987 г. Создана Комиссия политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Возобновлено сотрудничество государства с церковью.

Более подробно о культуре СССР во второй половине XX века читайте в конспекте  «Культура советского общества

Конспект урока по истории «Развитие советской культуры в 1950-1980-х гг.». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по истории России
  • Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории

Образование и наука

В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.

1930 г

явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование

Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только в голы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.

Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем образовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Пропет неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.

Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х голов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специалистов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным — с 288 тыс. до 1,5 млн.

Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое постановление касалось подготовки учебников по истории.

Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников (А. Ф. Иоффе), атомного ядра (И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров, А. И. Алиханов и др.). Работы К. Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С. В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А. П. Александрова способы защиты кораблей от магнитных мин.

В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х годов в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.

Образование и наука

Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно 3/4 всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных районах.

С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности.

Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Вместе с Наркомпросом она возглавила развернувшуюся в стране работу по обучению грамоте населения. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых средств, слабостью материальной базы, нехваткой педагогических кадров. В этих условиях большую помощь в борьбе с неграмотностью оказали общественные организации. В 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн. человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры.

В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать. Численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г.— 24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями города и деревни.

Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты

Среди чих — действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сейчас — имени А. Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н. Е. Жуковский, физик А. Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам — ИНИОН). В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелою положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для становления науки. Выли основаны новые институты в системе Российской академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.

Советское искусство

Запрос «» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.

  • Направления, жанры и стили советского искусства
    • Неофициальное искусство СССР
    • Сатира в СССР
  • Советская литература

    • Советская поэзия
    • Советская фантастика

Советская архитектура

  • Советское изобразительное искусство

    • Советская живопись
    • Советские плакаты
    • Фотография в СССР (см. Фотография в России, Категория:Фотографы СССР)
    • Памятники СССР
    • Декоративное искусство СССР
    • Народные художественные промыслы
  • Музыка СССР (Академическая музыка в СССР, Советский джаз, Эстрада, Русский рок

    Песни СССР

    )

  • Театральное искусство и танцы
    • Театр в СССР (см. Категория:Театр СССР)
    • Балет в СССР (см. Категория:Балет в СССР)
    • Опера в СССР
    • Категория:Танцы СССР (см. Категория:Танцы СССР)
    • Советская художественная самодеятельность
  • Советский цирк
  • Кинематограф СССР

    • Категория:Лидеры советского кинопроката
    • Мультипликация СССР

Основные понятия

  • Марксизм-ленинизм — леворадикальное течение в марксизме. Его сторонники стремятся к социально-политическому и философскому обоснованию необходимости борьбы пролетариата против капиталистического строя с целью построения коммунистического общества.
  • Сменовеховство — идейно-политическое течение, возникшее в 1920-е гг. в среде русских эмигрантов под воздействием изменений в политическом курсе советского государства в период нэпа.
  • Обновленчество — течение, обособившееся от Русской православной церкви после революционных событий 1917 г. Его сторонники декларировали цель «обновления Церкви», которое, по их мнению, предполагало демократизацию управления и модернизацию богослужения. В 1920-х обновленцы полностью поддерживали большевиков и проводимые ими преобразования.
  • Комакадемия — высшее учебное заведение, а также научно-исследовательское учреждение общесоюзного характера. Коммунистическая академия существовала в 1918-1936 гг. Имела множество подразделений, в частности: институты философии, истории, литературы, искусства и языка, права, мирового хозяйства и политики, экономики, аграрный; ряд секций, комиссий и обществ.
  • Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) — советская общественно-политическая оборонная организация, созданная в 1927 г. В послевоенное время её преемником стал ДОСААФ (с 1948).

Развитие культуры в послевоенные годы.

Основные достижения в послевоенной литературе были
связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными
литерато­рами М. Шолоховым, К. Паустовским, М. Пришвиным и др. появляются новые
писатели Э. Казакевич, Б. Полевой, Дудин, В. Па­нова и др.
Б. Полевому Принадлежит замечательное произведение
«Повесть О настоящем человеке», очень популярное не только в СССР но и за
границей. По мотивам Повести, был поставлен фильм, ‘который стал одним из самых
любимых у советских зрителей. А. Фа­деев написал роман «Молодая гвардия, в
Котором показал мужественную борьбу советских людей против фашистов. Почти
сразу после воины, в 1946 Г., известный поэт А. Твардовский создал сти­хотворение
«Я убит ПОДО Ржевом», ставшее одной из вершин всей послевоенной поэзии. О
событиях войны. Пишут Э. Казакевич («Звезда», «Весна на
Одере»), Л. Соболев («Зеленый луч»), О. Гон­чар
(«Знаменосцы»), П.Вершигора («Люди с чистой совестью») Б.
Лавренев («За тех, кто в море») и др.

Поскольку литература всегда признавалась самой
значимой частью культуры, внимание власти к ней было наиболее присталь­ным. В
1946-1948 гг

был Принят ряд партийных и правительствен­ных постановлений
относительно литературы. В этих постановлениях содержались Отрицательные оценки
таких литературных деятелей, как А.Ахматова, М Зощенко и др. Творчество этих
авторов считалось аполитичным, безыдейным, буржуазным. На литератур­ные
произведения распространялась строгая цензура, авторы по­стоянно были Вынуждены
переделывать свои произведения.

На сценах, прежде всего Московских театров начинают
ИДТИ пьесы А. Сафронова («Московский характер» и «В одном городе,) Б.
Ромашова «Великая сила», А. Крона («Кандидат партии,), А. Kopнеичука («Калиновая
роща,) и др.

В заданном ключе ряд драматических Произведений
рассказы­вал о гнилости буржуазного общества, тлетворности его идеоло­гии и
особенно об «американском образе жизни»: «Голос Амери­ки» Б.Лавренева, «Русский
вопрос» К. Симонова, «Заговор обре­ченных» Н. Вирте, «Я хочу домой,) С.
Михалкова.

Во время войны киносеть в оккупированных фашистами
райо­нах была полностью разрушена. Однако производство фильмов не прекратилось.
Фильмы создавались на студиях Ташкента и других городов. В послевоенные годы
советская кинематография была в значительной мере восстановлена, но
производство художествен­ных фильмов сократилось. Однако именно в эти годы были
сняты художественные ленты («Молодая гвардия», «Подвиг разведчика,),
«Повесть О настоящем человеке», «Сельская учительница», «Ку­банские казаки»,
«Весна,), «Встреча на Эльбе,) и Др., до сих пор пользующиеся популярностью.

В послевоенные годы в изобразительном искусстве
появилось немало полотен на военную тематику. К ним можно отнести кар­тины А.
Лактионова «Письмо с фронта», В. Костецкого «Возвра­щение» и др.
Всеми способами поощрялось создание картин, изоб­ражающих «вождя народов»
И. В. Сталина, строительство комму­низма. В портретной живописи наряду с
образом героя-победите­ля появляется и образ мирного труженика. Здесь нужно
отметить творчество П. Корина.

Музыка после войны приобрела новые черты. Появилось
такое понятие, как военная песня, массовая песня и Т.Д. Композиторы активно
сочиняли музыку к кинофильмам. Творчество таких ком­позиторов, как Д. Шостакович,
С. Прокофьев, А. Хачатурян, при­обрело всемирную известность.

Общая оценка советской культуры

Культура советского периода: сложность и противоречивость. Советский период это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и всей отечественной культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР — явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная — это примитивная культура тоталитаризма, то положительная — это культура единения и развития советского народа и государства.

XX век дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.

Культура советского периода — сложное и неоднозначное явление. Ее нельзя показывать только как процесс бездумного воспевания коммунизма и руководящей роли Коммунистической партии. Духовная культура советского периода — это и «официально» признанная культура, и культура, находившаяся как бы «в тени», это культура диссидентства, наконец, это культура русского зарубежья.

Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.

Общее, особенное и единичное в советской культуре.

· Рассматривая противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской культуры с точки зрения таких категорий диалектики, как общее, особенное, единичное, можно отметить следующее:

o общее в культуре СССР характеризуется тем, что советская культура — закономерный этап развития отечественной культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или привнесены в нее предшествовавшими историко-культурными периодами;

o особенное в культуре советского периода заключается в том, что она не только выступает в качестве наследницы русской культуры, но и является главным реформатором социокультурных ценностей. Сохраняя основные черты русской культуры (дихотомичность, гибкость, адаптивность), которые находят отражение в развитии альтернативных культур (культура зарубежья, инакомыслие, диссидентство и др.) и народного творчества (художественная самодеятельность, народные промыслы и др.), советская культура создает новую духовность через столкновение великорусской, всероссийской и национальных культурных традиций (разрушение храмов, насаждение атеизма, уничтожение самобытных деревенских устоев и др.) или их искусственное объединение через подмену одной традиции другой (создание новой общности «советский народ», насильственные переселения и др.);

o единичное в советской культуре нашло отражение в развитии национальных культур народов СССР, в образовании общемировой системы социалистических ценностей, основу которой составляла советская культура, в обогащении и развитии мировой культуры выдающимися достижениями в области науки, техники, искусства.

ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 2

ЖИВОПИСЬ

Живопись периода характеризовалась попытками художников выйти за рамки, навязанные государством (отход от методов социалистического реализма) В 1970—1980-е годы появляется четкое деление искусства на официальное и альтернативное. Официальное направление работало в рамках Академии художеств СССР. Неофициальное искусство частично запрещалось.

ТЕАТР

1956 г. – Открытие в Москве театра «Современник» (руководитель – О. Н. Ефремов).

Особой популярностью в данный период пользовались: Театр на Таганке в Москве, Большой Драматический театр им. М. Горького в Ленинграде.

С классическим музыкальным театром были связаны имена Г. П. Вишневской, И. К. Архиповой и других.

КИНО

1957 г. – Кинолента «Летят журавли» (М. К. Калатозов).

1959 г. – «Судьба человека» (С. Ф. Бондарчук).

1964 г. – «Я шагаю по Москве» (Г. Н. Данилия).

Ряд экранизаций был основан на произведениях русской и зарубежной классики: • «Война и мир» С. Ф. Бондарчук • «Братья Карамазовы» И. А. Пырьев • «Анна Каренина» А. Г. Зархи

Фильмы, посвященные Великой Отечественной войне: • «А зори здесь тихие» С. И. Ростоцкий

Другие произведения кинематографа: • «Семнадцать мгновений весны» Т. М. Лиознов • «Калина красная» В. М. Шукшин • «Андрей Рублев» А. А. Тарковский • «Операция «Ы»…», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» Л. И. Гайдай. • «Мимино», «Гараж» Э. А. Рязанов

ЭСТРАДНАЯ ПЕСНЯ

• Л. Г. Зыкина • И. Д. Кобзон • Л. В. Лещенко • Э. С. Пьеха • М. М. Магамаев • А. Ю. Пугачева • С. М. Ротару

Вокально-инструментальные ансамбли: • «Песняры» • «Самоцветы» • «Веселые ребята»

Бардовская песня • В. С. Высоцкий • Б. Ш. Окуджава • А. А. Галич

ОБРАЗОВАНИЕ

В период «оттепели» были отменены все платы за образование (в том числе для студентов). В 1958 году произошел переход к обязательному 8-летнему образованию (появилось 11-летняя школа).

По Конституции 1977 года среднее получение среднего образования стало обязательным

1970-е гг. – Курс на усиление профессиональной ориентации образования – СССР вышел на одно из первых мест по количеству выпускаемых специалистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector