Культура серебряного века: кратко о главном

Музыка, балет, театр, кинематограф

В начале XX в. творческий взлёт переживали великие русские композиторы-новаторы А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов. Они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов: Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова, И. В. Ершова.

Ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве занимал русский балет. Опираясь на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа, балет подчинялся новым эстетическим требованиям. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес балетному академизму выдвинули принцип живописности. Полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Декорации к постановкам Горского и Фокина оформляли К. А. Коровин, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих. Русская балетная школа дала миру плеяду блестящих артистов: А. Т. Павлову, Т. П. Карсавину, В. Ф. Нижинского и др.

В поисках находился театр. К. С. Станиславский — основатель психологической актёрской школы — будущее театра видел в углублённом психологическом реализме, искусстве актёрского перевоплощения. В. Э. Мейерхольд экспериментировал в области театральной условности, обобщённости, в использовании элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

Всё отчётливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. «Мир искусства» объединил в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908—1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других европейских столицах Русские сезоны, представив восхищённой публике балетные и оперные спектакли, театральную живопись, музыку.

В начале XX в. возник новый вид искусства — кинематограф. Первые «электротеатры» и «иллюзионы» открылись в России в 1903 г., а к 1914 г. зрителей приглашали уже около 4 тыс. кинотеатров. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Накануне Первой мировой войны в России работало почти 30 отечественных кинофирм. Основную массу кинопродукции составляли фильмы с мелодраматическими сюжетами. В российском кино работали такие выдающиеся художники, как режиссёр Я. А. Протазанов, актёры И. И. Мозжухин, В. В. Холодная, А. Г. Коонен и др. Кинематограф был доступен всем слоям населения.

Таким образом, культура начала XX в. переживала необычайный расцвет. Это был Серебряный век русского искусства. Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни — недоступность высоких достижений культуры широким массам и оторванность от них.

Философия Серебряного века

Условно начало «серебряного века» в философии можно связать со временем между двумя русскими революциями. Если до первой революции 1905 российская интеллигенция была более или менее едина в вопросе о необходимости политических реформ (считая форму государственного правления главной причиной неудовлетворительного положения дел в стране и обществе), то после введения основных конституционных свобод в 1905 общественные умы направляются на поиск новых форм воззрений на мир и жизнь.

Философы и литераторы этого периода впервые осмысливали состояние личной свободы и искали ответ на вопрос: «Как реализовать свободу человека для его личного и общественного развития?» После революции 1917 и гражданской войны большинство философов «серебряного века» оказались в эмиграции, где их интересы все более и более сосредоточивались на религиозной стороне жизни русской православной общины за рубежом. В результате этого возникает такой феномен духовной культуры 20 века, как русская религиозная философия.

К философам серебряного века традиционно относят Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, С.Л.Франка, Н.О.Лосского, Ф.А.Степуна, П.Б.Струве, В.Н.Ильина, Л.П.Карсавина, П.А.Флоренского, Льва Шестова, С.Н. и Е.Н.Трубецких, В.Ф.Эрна, А.Ф.Лосева, Г.Г.Шпета и др.

Помимо общего для философов «серебряного века» места, времени и проблематики, их сочинения характеризуются еще и общим стилем философствования, и это не менее важное ее отличие, как от широкого понимания «русской религиозной философии», так и от еще более широкого – «философии в России». Этот стиль органического сочетания философской проблематики и литературной публицистики был с самого начала задан в 1906 созданием в Москве Религиозно-философского общества имени Вл.Соловьева (Бердяев, А.Белый, Вяч

Иванов, Е.Н.Трубецкой, Эрн, Флоренский, Булгаков и др.).

В 1907 было создано Петербургское религиозно-философское общество. В тот период традиционные темы философской и религиозной мысли получали свое развитие в новых литературных формах. Эпоха «серебряного века» российской культуры богата опытами выражения метафизических идей в художественном творчестве. Такими образцами «литературной» метафизики является творчество двух литераторов и полемистов – Д.С.Мережковского и В.В.Розанова.

Основной трибуной философов «серебряного века» становится участие в литературно-философских журналах («Логос», «Новые идеи в философии», изд-во «Путь») и сборниках. Сборник Вехи (1909) (см. ВЕХИ И ВЕХОВЦЫ) имеет ярко выраженный мировоззренческий характер. Авторы – М.О.Гершензон, Бердяев, С.Н.Булгаков, А.Изгоев, Б.Кистяковский, П.Б.Струве, Франк – хотели повлиять на настроение интеллигенции, предложить ей новые культурные, религиозные и метафизические идеалы. При этом основной критике подвергалась традиция российского радикализма. Значение Вех как важнейшего документа эпохи заключалось в своеобразной смене философской парадигмы российского общества. Но необходимо учитывать, что основной переход к религиозно-философским воззрениям произошел у Бердяева, Булгакова, Франка значительно позже, уже в эмиграции.

У философов Серебряного века были различные судьбы: кто-то из них вместе с «белым движением» покинул родину, кто-то был выслан из Советской России и жил в эмиграции, кто-то подвергся репрессиям и погиб в сталинские годы. Были и такие, кто смог вписаться в университетскую и академическую философскую жизнь в СССР. Но, несмотря на это, правомерно условное объединение этих мыслителей под названием «философы Серебряного века» на основании сочетания широкой эрудиции, базирующейся на европейской культурной традиции, и литературно-публицистического таланта.

Православная статья об эпохе:

Comments:

  Следующая >

Основные черты и особенности

Особенности серебряного века можно изложить в трех пунктах:

  1. Отличающей чертой нового века становится космологизм — привнесение нового в общую картину мира и осмысление его. Такой космический вектор пролагает путь к поиску свежих решений в русской поэзии.
  2. Новая философия основывается на критицизме, что подразумевает переосмысление опыта прошлых лет. Русская интеллигенция озадачивается вопросом, которые волновали веками, и пытается найти пути решения в новой культуре. Теперь главным выступает вера, а разум отходит на второй план.
  3. Превозносится поиск вечных ценностей — мудрость, красота, добро.
  4. Демократизация культуры открыла дорогу в творчество многим людям, которые раньше не могли выражать себя по бесправию рождения. Например, Сергей Есенин был родом из крестьян, но стал знаменитым поэтом. Такое было бы невозможно во времена А.С. Пушкина. Кстати, творчество Есенина в русле серебряного века рассмотрено в эссе.
  5. В литературу и другие сферы творчества потоком хлынули темы и проблемы, которые раньше не застраивались или не проникали к широкой массе читателей. Табу были сняты: в поэзии мы видим просторечия, неологизмы, жаргонизмы, мат, в живописи — игнорирование базовых навыков рисования, в театре — отсутствие интриги и действия как такового.

Футуризм.

Футуризм возник в 1912 году – дата выхода в свет сборника «Пощечина общественному вкусу». Корни этого явления в Италии, автор термина – итальянский поэт Ф. Маринетти.

В России было 4 объединения футуристов:

1) кубофутуристы (группа «Гилея»): В. Хлебников, В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, С. Крученых, Б. Лившиц, Н. Кульбин;

2) эгофутуристы: И. Северянин, К. Олимпов;

3) «Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, К. Большаков;

4) «Центрифуга»: Б. Пастернак, К. Бобров, Н.Асеев.

Основные принципы мировидения и поэтики:

— отталкивание от культуры во имя цивилизации, разрыв с литературной традицией (призыв «сбросить Пушкина с корабля современности»);

— тяготение к фольклору, проявившееся в особом строе произведений – строе сбалансированного несовершенства;

— стремление к революционному обновлению культуры, причем революция в искусстве ассоциировалась с политической революцией;

— словотворчество как поиск изначального единства всех слов, заумь – не бессмыслица, а восхождение к истинному смыслу слова;

— поэт – языческий, природный человек.

Футуристические принципы миро видения проявились в творчестве В. Маяковского (1893 – 1930). Манера изъясняться исключительно в тоне вызова, рискованный антиэстетизм, поэтика кличей и возгласов, словесный эксперимент, броский гиперболизм и намеренное косноязычие определяют стиль молодого В. Маяковского

Акцентированное внимание к внешней жизни слова, к его влиянию на окружающий мир, энергия стиха ищут соответствия в жесте, в стиле поведения, во внешнем облике поэта-футуриста (желтая кофта, розовый пиджак, безбытный образ жизни)

В 1913 – 1917 гг. В. Маяковский создает, помимо большого числа лирических стихотворений, трагедию «Владимир Маяковский», поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек». В них – трагическое ощущение человека, связанного «веревками грязных дорог», опутанного нитями земной предопределенности. Поэт, «тринадцатый апостол», берет на себя ответственность за нравственное состояние мира, словно ему одному дано решить судьбу человеческого рода и раздвинуть рамки земного существования. « Я – поэт, я разницу стер между лицами своих и чужих», — такова суть этики В. Маяковского.

Ведущие жанры поэзии В. Маяковского – трагедия (пусть в форме поэмы), сатира (комедии «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф»), элегия (героиня его любовных стихотворений – Л. Я. Брик, все три своих прижизненных собрания сочинений поэт посвятил ей) и ода (впервые в стихах 1917 г. о революции).

Неукротимый дух поэта и дух революционного времени совпали. Непримиримость мечты о «едином человечьем общежитье» и морали «уродца века» — движущая сила большинства произведений В. Маяковского, обуславливающая полярность утверждаемого и отрицаемого, «громаду любовь и громаду ненависть».

Несомненно, все многообразие литературного процесса рубежа веков не сводилось к трем вышеперечисленным потокам. Были поэты, стоявшие вне литературных направлений (М. Волошин, М. Цветаева, М. Кузьмин, В. Ходасевич), были поэты, примыкавшие в разные периоды жизни к разным литературным направлениям (С. Городецкий). Однако доминантными в литературной жизни рубежа веков оставались символизм, акмеизм и футуризм.

ЛИТЕРАТУРА.

Бахтин М. М. Сологуб // Диалог. Карнавал. Хронотоп. — 1993. – №2-3.

Лавров А.В. Андрей Белый в 1890-е годы: Жизнь и литературная деятельность. – М.,1995.

Мочульский К.В. Андрей Белый. – Томск, 1997.

Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». – Л.,1988.

Иезуитова Л.А. Творчество Л. Андреева (1892 – 1906). – Л., 1976.

Слобин Г.Н. Проза Ремизова: 1900 – 1921. – СПб., 1997.

Грачева А.М. Алексей Ремизов и древнерусская культура. – СПб., 2000.

Могильнер М. Мифология «подпольного человека»: радикальный микрокосм в России начала ХХ века как предмет семиотического анализа. – М.,1999.

Серебряный век становится больше

Журнал «Числа»

Расширение объема понятия «серебряный век» принадлежит критикам русской эмиграции. Первым распространил термин, применив к описанию всей предрево­люци­онной эпохи модернизма в России, Николай Авдеевич Оцуп (1894–1958). Изначально он лишь повторил известные мысли Пяста в статье 1933 года, озаглавленной «Серебряный век русской поэзии» и опубликованной в популярном парижском эмигрантском журнале «Числа». Оцуп, никак не упоминая Пяста, фактически позаимствовал у последнего идею двух веков русского модернизма, однако выкинул из XX столетия «золотой век». Вот харак­терный пример рассуждений Оцупа:

Именно эта компилятивная статья ввела выражение «серебряный век» в лексикон русской литературной эмиграции.

Одним из первых указанное словосочетание подхватил известный парижский критик Владимир Васильевич Вейдле (1895–1979), писавший в опубликованной в 1937 году статье «Три России»:

Участники студии «Звучащая раковина». Фотография Моисея Наппельбаума. 1921 годСлева — Фредерика и Ида Наппельбаум, в центре — Николай Гумилев, справа — Вера Лурье и Константин Вагинов, внизу — Георгий Иванов и Ирина Одоевцева.

Тут новый термин для эпохи как раз начинает применяться уже как нечто очевидное, хотя это и не означает, что именно с 1937 года идея «серебряного века» уже стала всеобщим достоянием: болезненно ревнивый Оцуп в переработанный вариант своей статьи, увидевшей свет уже после смерти критика, специально добавил слова о том, что именно ему первому принадлежит наименование «для характеристики модернистской русской литературы». И здесь появляется резонный вопрос: а что же сами «фигуранты» эпохи «серебряного века» думали о себе? Как же определяли себя сами поэты, эту эпоху представлявшие? Например, Осип Мандельштам к эпохе русского модернизма применял известный термин «Sturm und Drang» («Буря и натиск»).

Словосочетание «серебряный век» в применении к началу XX столетия встречается только у двух крупных поэтов (а точнее, поэтесс). В статье Марины Цветаевой «Черт», напечатанной в 1935 году в ведущем парижском эмигрантском журнале «Современные записки», при публикации были изъяты следующие строки (впоследствии они были восстановлены исследователями): «Не надо бы — при детях, либо, тогда уж, не надо бы нам, детям серебряного времени, про тридцать сребреников».

Из этого пассажа следует, что Цветаева, во-первых, была знакома с наименованием «серебряный век»; во-вторых, воспринимала его с достаточной долей иронии (не исключено, что эти слова были реакцией на приведенные выше рассуждения Оцупа 1933 года). Наконец, пожалуй, наиболее известны строки из «Поэмы без героя» Анны Ахматовой:

На Галерной темнела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.

Понимание этих строк невозможно без обращения к более широкому контексту творчества поэта, однако не приходится сомневаться, что «серебряный век» у Ахматовой — не определение эпохи, а расхожая цитата, несущая собственную функцию в художественном тексте. Для автора «Поэмы без героя», посвященной подведению итогов, наименование «серебряный век» — не характеристика эпохи, а одно из ее наименований (явно не бесспорных), данных литературными критиками и другими культурными деятелями.

Тем не менее обсуждаемое словосочетание довольно быстро утратило свой первоначальный смысл и стало употребляться как классификационный термин. Михаил Леонович Гаспаров писал в предисловии к поэтической антологии рубежа веков: «Поэтика „серебряного века“, о которой идет речь, — это прежде всего поэтика русского модернизма. Так принято называть три поэтических направления, объявивших о своем существовании между 1890 и 1917 годами…» Так определение быстро закрепилось и было принято на веру и читателями, и исследователями (не исключено, что за неимением лучшего) и распростра­ни­лось на живопись, скульптуру, архитектуру и прочие области культуры. 

Марина Цветаева

«Моим стихам, написанным так рано…». Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

«Идешь, на меня похожий…». Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

«Бабушка». Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

«Стихи о Москве». Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

Из цикла «Бессонница»:

«Стихи к Блоку». Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

Из цикла «Ахматовой»:

«О, муза плача, прекраснейшая из муз!..». Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

«Не отстать тебе. Я — осторожник». Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

«Милые спутники, делившие с нами ночлег…». Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

«Стенька Разин» (фрагмент). Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

«Психея». Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

«В черном небе слова начертаны…». Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

«У первой бабки — четыре сына…». Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

«Вчера еще в глаза глядел…». Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

«Попытка ревности». Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

«Русской ржи от меня поклон…». Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

«Стихи к сыну» («Ни к городу и ни к селу»). Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

«Тоска по Родине! Давно…». Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

«Народ» (из цикла «Чехии»). Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

«Никуда не уехали — ты да я…». Текст читает актриса Людмила Джигуль, 1982 год.

Символизм.

Символизм – важнейшее направление в литературе ХХ века. Корни его во Франции, автор термина – французский поэт Жан Морреас. В России его начало датируется 1892 годом – временем появления статьи Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной литературе», где определены три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.

Существование его свелось к непрерывной череде внутренних кризисов, самый глубокий из которых возник в 1910 году, в период расцвета этой школы, когда ее представители публично обсуждали причины ее упадка, а Н.С. Гумелев произносит надгробное слово символизму – речь «Наследие символизма и акмеизм».

Основные представители:

1) предсимволисты, для которых характерно старое традиционное отношение к слову при новом содержании: Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, И. Анненский, Ф. Сологуб;

2) старшие символисты, воспринимавшие символизм как литературную школу: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис;

3) младшие символисты, для которых символизм был прежде всего миропониманием: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок.

Основные принципы мировидения и поэтики:

— особое двоемирие – представление о разделенности реальности на мир явлений и мир сущностей, устремленность к сущности, «a realibus ad realiora»;

— поиск соответствий между двумя мирами, стремление в вещном мире разглядеть отражение вечных сущностей;

— понимание символа не только как поэтического приема многозначного иносказания, но и как знака иной, сакральной реальности;

— наличие абсолюта, начала, на котором строится единство создаваемого поэтического мира ( Вечная Женственность Вл. Соловьева, Прекрасная Дама А. Блока;

— мифотворчество, проявившееся не только в поиске мифологической родины, но и в создании индивидуальных мифов;

— реализация музыкальных возможностей слова, вплоть до размывания его самостоятельного значения;

— поэт – пророк, демиург.

Лирика А.А. Блока (1889 – 1921) – яркий пример символистского мировосприятия и поэтики. Уже в первой книге – «Стихи о Прекрасной Даме» (1905) проявились основные черты творческой манеры поэта: особая спаянность собранных в книге стихотворений, единый лирический сюжет, сквозные символы (весна, закат, заря, вечер, ветер и др.). Традиционная тема романтической любви-служения получила в «Стихах о Прекрасной Даме» новое содержательное наполнение, привнесенное идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в «Божественном всеединстве». В стихотворениях этого сборника реализуется миф о Софии, Мировой Душе, который преобразует традиционную природную атрибутику.

«Стихи о Прекрасной Даме» отчетливо выявили и трагическую неосуществимость жизненной гармонии, поставив поэта перед необходимостью иных, более непосредственных взаимоотношений с миром. Обнажается стихийная, катастрофическая природа бытия. В лирику А. Блока 1904 – 1907гг. проникает и становится ведущей тема «стихии» (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют «стихийные», демонические Незнакомка, Снежная маска, цыганка Фаина. Эти новые сюжеты реализуются в поэтических сборниках «Нечаянная радость» (1907), «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Ночные часы» (1911).

В 1911 – 1912 гг. А. Блок переработал свои пять сборников в трехтомное «Собрание стихотворений». С этого времени поэзия А. Блока существует в читательском сознании как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», создающий миф о пути, о духовном становлении поэта. «Все стихи вместе – „трилогия вочеловечения”( от мгновения слишком яркого света через необходимый болотистый лес к отчаянию, проклятиям, „возмездию”и… к рождению человека „общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру», — по автохарактеристике А. Блока).

Поэт с энтузиазмом встретил революционные события 1917 года. Восприятие революции как взрыва народной стихии отразилось в поэме «Двенадцать». Поэт понимает, что стихия не может проявляться бескровно и идиллически, она несет в себе гибель и разрушение. Образ Христа в финале поэмы – не благословение этого разрушения, а символ совиновности и сопричастности.

История возникновения

Российская культура насчитывает многовековую историю, формирующуюся и развивающуюся под влиянием различных социально-экономических и политических аспектов, сопровождавших Россию за всё время ее существования. Каждый новый виток в российской культуре возникал вместе с новыми явлениями в других сферах страны. Творения, которые возникли за все время активного развития культуры России, сейчас пользуются большой популярностью у людей самого различного возраста. Серебряный век русской культуры – один из самых известных веяний развития культуры России, его хронологически рамки – примерно конец XIX – начало XX века. Серебряный век протекал вместе с изменениями в политическом и экономическом устройстве России, несомненно, можно говорить о том, что на главных творцов того времени сильное влияние оказал именно контекст исторического развития России.

Развитие гражданского общества, научно-технический прогресс, политические события и многое другое – имели сильное влияние на дух и содержание культуры серебряного века. Первая российская революция, утрата роли церкви как главного источника духовного знания также способствовали развитию основных черт культуры серебряного века. Бурные изменения в общественном развитии предопределили дух нового этапа культурного развития.

Подробнее о возникновении серебряного века написано в кратком эссе.

Стихи серебряный век от классиков

10 лучших стихотворений серебряный век

по оценкам пользователей

I. Военная

Носороги топчут наше дурро,
Обезьяны обрывают смоквы,

Возвращение

Я из дому вышел, когда все спали,
Мой спутник скрывался у рва в кустах,
Наверно, наутро меня искали,
Но было поздно, мы шли в полях.

Гроза ночная и темная

На небе сходились тяжелые, грозные тучи,
Меж них багровела луна, как смертельная рана,
Зеленого Эрина воин, Кухулин могучий
Упал под мечом короля океана, Сварана.

Корабль

«Что ты видишь во взоре моем,
В этом бледно-мерцающем взоре?»
«Я в нем вижу глубокое море
С потонувшим большим кораблем.

Красное Море

Здравствуй, Красное Море, акулья уха,
Негритянская ванна, песчаный котел!
На утесах твоих, вместо влажного мха,
Известняк, словно каменный кактус, расцвел.

Мое прекрасное убежище,
Мир звуков, линий, облаков.
Куда не входит ветер режущий
Из не доезженных миров.

Каждому времени — свой металл

Начать стоит издалека, а именно с двух значимых примеров, когда эпохе приписываются свойства металлов. И здесь стоит назвать античных классиков (прежде всего Гесиода и Овидия), с одной стороны, и друга и соредактора Пушкина по «Современнику» Петра Александровича Плетнева, с другой.

Первые представляли себе историю человечества как смену различных людских родов (у Гесиода, например, — золотого, серебряного, медного, героического и железного; Овидий впоследствии откажется от века героев и предпочтет классификацию только «по металлам»), поочередно создававшихся богами и со временем исчезавших с лица земли.

Критику Петру Александровичу Плетневу принадлежит первое именование эпохи Жуковского, Батюшкова, Пушкина и Баратынского «золотым веком» русской поэзии. Определение было быстро воспринято современниками и уже к середине XIX века стало общим местом. В этом смысле именование следующего большого всплеска поэтической (и не только) культуры веком «серебряным» есть не что иное, как уничижение: серебро — металл куда менее благородный, чем золото.

Так становится понятным, почему ученым-гуманитариям, вышедшим из культурного котла рубежа столетий, словосочетание «серебряный век» глубоко претило. Таковыми были критик и переводчик Глеб Петрович Струве (1898–1985), лингвист Роман Осипович Якобсон (1896–1982) и историк литературы Николай Иванович Харджиев (1903–1996). Все трое говорили о «серебряном веке» со значительным раздражением, прямо называя такое наименование ошибочным и неправильным. Беседы со Струве и лекции Якобсона в Гарварде вдохновили Омри Ронена (1937–2012) на исследование, где в увлекательной (почти детективной) форме рассматриваются источники и причины роста популярности термина «серебряный век». Настоящая заметка претендует лишь на то, чтобы быть популярным пересказом работы замечательного ученого-эрудита «Серебряный век как умысел и вымысел».

Что такое «Серебряный век»?

Серебряный век ‑ один из главных, ключевых периодов русской поэзии, охватывающий период конца XIX ‑ начала XX века. Споры о том, кто же первый употребил данный термин, идут до сих пор. Некоторые считают, что «Серебряный век» принадлежит Николаю Авдеевичу Оцупу, известному критику. Другие склоняются к версии, что термин был введен благодаря поэту Сергею Маковскому. Но также существуют варианты относительно Николая Александровича Бердяева, известного русского философа, Разумникова Васильевича Иванова, российского литературоведа, и поэта Владимира Алексеевича Пяста. Но одно известно точно: определение было придумано по аналогии с другим, не менее важным периодом ‑ Золотым веком русской литературы.

Что касается временных рамок периода, то они условны, так как сложно установить точные даты зарождения Серебряного века поэзии. Начало обычно связывают с творчеством Александра Александровича Блока и его символизмом. Конец приписывают дате расстрела Николая Степановича Гумилева и смерти ранее упомянутого Блока. Хотя отголоски этого периода можно найти и в творчестве других известных русских поэтов ‑ Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама.

Символизм, имажинизм, футуризм и акмеизм ‑ основные течения Серебряного века.  Все они относятся к такому направлению в искусстве, как модернизм.

Основной философией модернизма служила идея позитивизма, то есть надежда и вера в новое ‑ в новое время, в новую жизнь, в становление новейшего/современного. Люди верили, что они рождены для чего-то высокого, у них есть свое предназначение, которое они должны воплотить. Теперь культура направлена на вечное развитие, постоянный прогресс. Но вся эта философия рухнула с приходом войн. Именно они навсегда изменили мировоззрение и мироощущение людей.

Наука

В начале XX в. Россия внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс.

Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.). Он создал первую в России физическую школу.

Значительные открытия в теории и практике самолётостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин. У истоков космонавтики стоял учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полётов.

Выдающийся русский учёный В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии.

Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Начало XX в. — время расцвета российской исторической науки. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были В. О. Ключевский, А. А. Корнилов, Н. П. Павлов-Сильванский, С. Ф. Платонов. Проблемами всеобщей истории занимались П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер, Е. В. Тарле. Мировую известность получила русская школа востоковедения.

Большое место в трудах русских философов занимала русская идея — проблемы самобытности исторического пути России, своеобразия её духовной жизни, предназначения (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector