Образование во 2-й половине 19 века
Содержание:
- Социальный строй
- Русская литература второй половины девятнадцатого века
- Общественные движения 19 века
- «Эстетическая критика» и «органическая критика»
- Общественные движения во второй половине XIX века
- Управление и законы
- Радикалы
- Изобразительное искусство в 19 веке
- 14. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
- «Народная воля»
- Крепостное право — тормоз экономического развития России
Социальный строй
Переходный характер исторического развития пореформенной России и многоукладность экономики обусловливали своеобразие социальной структуры и разнообразие социальных антагонизмов. Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие (дворяне, крестьяне, купцы, мещане, духовенство) обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы — классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат). В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя.
Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам. Их некоторое экономическое ослабление не сказалось на социально-политическом влиянии. Дворянство оставалось опорой самодержавия, занимало ключевые позиции в чиновничье-бюрократическом аппарате, армии и общественной жизни. Некоторые дворяне, приспосабливаясь к новым условиям, активно участвовали в промышленной и финансовой деятельности.
Быстро росла буржуазия, которая формировалась из купечества, мещанства, представителей разбогатевшего крестьянства. Она постепенно набирала экономическую силу, однако играла незначительную роль в политической жизни страны. Слабая и неорганизованная, она поддерживала самодержавие, которое обеспечивало экспансионистскую внешнюю политику и возможность эксплуатации трудящихся.
Крестьяне оставались наиболее многочисленной социальной группой. Получив в 1861 г. свободу, они с трудом приспосабливались к своему новому общественному положению. Для этого сословия продолжали сохраняться многочисленные ограничения в самых разнообразных социальных сферах. Незыблемой оставалась община, ограничивавшая правовую, хозяйственную и личную жизнь крестьянина. Община тормозила социальное расслоение крестьян, но не смогла предотвратить его. Оно шло замедленными темпами. Однако проникновение в деревню капиталистических отношений способствовало разделению сельских жителей на кулаков (сельская буржуазия) и основную массу бедноты и полуразорившегося крестьянства.
Обнищавшее крестьянство и городская беднота служили источником формирования пролетариата. Особенность рабочего класса России состояла в том, что он не порывал своих связей с деревней. Поэтому созревание кадрового пролетариата шло медленными темпами. Положение российского рабочего класса существенно отличалось от западно-европейского. В России сложились тяжелые условия труда и быта, отсутствовали профсоюзы и система страхования рабочих. Все это поднимало их на борьбу за экономические права. Попытки правительства путем издания фабричных законов вмешаться во взаимоотношения предпринимателей и рабочих были малоэффективными. Антиправительственная деятельность революционеров попадала на благодатную почву пролетарского недовольства жесткой системой эксплуатации, сложившейся в стране.
Социальная структура пореформенной России и бедственное положение основной массы населения таили в себе зачатки мощных общественных потрясений начала XX в.
Русская литература второй половины девятнадцатого века
Замечание 1 Девятнадцатый век считается «золотым» веком в русской литературе и полностью оправдывает своё звание: именно он подарил всему миру множество талантливых русских писателей, открыл русскую литературу всему миру, показал ее особенности и изюминки. В русской литературе этого периода романтизм сменился реализмом, что произошло благодаря историческим событиям.
Основоположником реализма считается А.С. Пушкин, точнее его более поздние работы, которые положили начало этой эпохе.
Во второй половине девятнадцатого века возникает школа натурализма, ставшая началом формирования реализма в России. Объектом натуралистов становятся жизнь и быт низших слоев населения, их нравы, народные течения и мысли.
Русский реализм второй половины девятнадцатого века получил название критического, потому что в своих произведениях авторы критиковали существующую реальность: начиная от атмосферы и инфраструктуры русских городов и заканчивая политическими и экономическими событиями в России. Хорошим примером такого критического отношения авторов можно считать произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Русская литература второй половины девятнадцатого века 430 руб.
- Реферат Русская литература второй половины девятнадцатого века 260 руб.
- Контрольная работа Русская литература второй половины девятнадцатого века 250 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Литературное общество во второй половине девятнадцатого века разделилось на славянофилов и западников. Эти два направления сходны в одном: они оба выступали против крепостного права и эксплуатации людей. Именно в литературных произведениях выражается их борьба за свободу, за свободную жизнь и выражение своих мыслей. Они показывают, что Россия должна измениться, должна перебороть крепостное право, иначе она так и останется неразвитой страной.
Именно в этот период создаются величайшие произведения русской литературы, изменившие ее, отразившие самобытность и уникальность ее черт.
Русский реализм имеет своеобразные отличия от европейского или американского. Он характеризуется следующими чертами:
- Многие писатели того времени обозначают в своих произведениях мотивы, подготовившие сдвиг к революционной романтике и социальному реализму, произошедшему в 20 веке.
- Герои в произведениях рассуждают о несовершенстве общества, о совести и справедливости.
Как уже говорилось выше, девятнадцатый век подарил нам множество талантливых русских писателей. К ним относятся:
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
- Одним из самых знаменитых литературных деятелей того времени является И. С. Тургенев. В произведениях И. С. Тургенева поднимается множество важных вопросов: многие из них актуальны и по сей день. «Вечные» темы, поднимаемые Тургеневым, не стареют: они носят скорее философский характер, за счёт чего всегда актуальны.
- Большой вклад в воспитание революционной молодежи внес роман Чернышевского «Что делать?». Этот вопрос является основополагающим во второй половине девятнадцатого века, так как он носит не только философский, но и социальный характер, а, точнее, является остросоциальной темой в те времена.
- Еще один небезызвестный автор русской литературы — Гончаров. В его произведениях показаны все слабые стороны так называемой «старой» России: дворянства и чиновничества.
- Достаточно своеобразным и необычным автором русской классики является Ф. М. Достоевский. В его романах зачастую показана Россия без прикрас: голодная, нищая и больная. Это являлось своеобразным толчком к новому восприятию действительности, помогло молодежи того времени взглянуть на Россию по-новому.
- Л. Н. Толстой в своем творчестве показал всю сложность и противоречивость человеческой натуры. Его герои — слабые снаружи, но сильные и крепкие характером люди. Они стойко выносят все преграды на своем пути и заставляют читателя задуматься о своей жизни.
- Достаточно выдающимся автором того периода также можно назвать и А. П. Чехова. Именно в его рассказах поднимались важные и актуальные в то время темы (пример — «Вишневый сад»).
Большое влияние литература конца 19 века оказывает на все сферы культуры, в борьбу за свои идеалы вступают так же театр и музыка. Литература второй половины девятнадцатого века является своеобразным отражением предреволюционных народных движений и мыслей. Именно это определяет ее уникальность и самобытность в целом.
Общественные движения 19 века
Перемены в жизни людей, произошедшие при Александре II, пробудили в людях революционные настроения. В общественных движениях возникло 3 главных направления.
Консервативные и либеральные идеологии
Основоположником консервативных идей стал Катков, впоследствии его союзниками были Победоносцев и Толстой. По их мнению, дальнейшее развитие России должно происходить по трём основным направлениям:
- православие;
- народность;
- самодержавие.
Основоположником либерального течения стал Чичерин, далее к нему присоединились Муромцев и Кавелин.
Революционное течение
Первыми представителями течения были Чернышевский, Белинский и Герцен. Спустя некоторое время в их ряды вступил Добролюбов. Они отвергали самодержавную власть и не воспринимали капитализм. Мыслители даже выпускали собственные журналы. По их мнению, порядок в стране возникнет только после установления социализма. Поддержку революционеры увидели в крестьянстве.
В конце 19 века в Российской империи было создано множество тайных кружков. На собраниях они призывали внедрять в крестьянскую среду революционеров. Крестьяне, в свою очередь, проигнорировали призывы к свержению власти. В результате революционеры разделились на 2 лагеря — теоретики и практики. Последние организовывали теракты и были опасны для общества.
«Эстетическая критика» и «органическая критика»
Дидактизм в восприятии художественного творчества не принимался представителям и «эстетической критики» (В.П. Боткин, П.В. Анненков, А.В. Дружинин), которые провозглашали самоценность искусства, его независимость от социальных проблем и утилитарных задач.
Преодолеть ограниченность «чистого искусства», решающего исключительно эстетические задачи, и социального детерминизма (подчинения творчества политическим идеям, общественным интересам) стремилась «органическая критика». Согласно её принципам, разработанным А.А. Григорьевым, а затем Н.Н. Страховым, подлинное искусство рождено, а не «сделано», оно плод не только разума, но и души художника, его «мысли сердечной», в нём находят отражение все стороны человеческого бытия.
Общественные движения во второй половине XIX века
Преобразования Александра II способствовали пробуждению революционных и либеральных сил в русском обществе. Общественное движение второй половины XIX века делится на три основных течения:
- Консервативное течение. Основоположником этой идеологии выступил Катков, позднее к нему присоединились Д. А. Толстой и К. П. Победоносцев. Консерваторы считали, что Россия может развиваться только по трём критериям- “самодержавие, народность и православие” (теория официальной народности).
- Либеральное течение. Основоположником этого течения выступал видный историк Чичерин Б. Н., позднее к нему присоединились Кавелин К. Д. и Муромцев С. А. Либералы ратовали за конституционную монархию, право личности и независимость церкви от государства.
- Революционное течение. Идеологами этого течения изначально были А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и В.Г. Белинский. Позднее к ним присоединился Н. А. Добролюбов. При Александре II мыслители выпускали журналы “Колокол” и “Современник”. Взгляды писателей-теоретиков основывались на полном неприятии капитализма и самодержавия как исторических строев. Они считали, что благоденствие для всех наступит лишь при социализме, причем социализм наступит сразу же минуя стадию капитализма и в этом ему поможет крестьянство.
Одним из основоположников революционного движения стал М.А. Бакунин, который проповедовал социалистическую анархию. Он считал, что цивилизованные государства следует разрушить, чтобы на их месте построить новую мировую Федерацию общин. Конец XIX века принёс организацию тайных революционных кружков, самыми крупными из которых были “Земля и воля”, “Великоросс”, “Народная расправа”, “Рублёвое общество” и тд. Пропагандировалось внедрение революционеров в крестьянскую среду с целью их агитации.
Крестьяне никак не реагировали на призывы разночинцев к свержению власти. Это привело к расколу революционеров на два лагеря-практиков и теоретиков. Практики устраивали теракты и расправлялись с видными государственными деятелями. Так организация “Земля и воля” в 1879 году раскололась на две части: “Народную волю”, ставившую цель убийства и терроры, и “Черный передел”, выступающую за постепенную подготовку к революции. “Народная воля” вынесла смертный приговор Александру II. Приговор был приведён в исполнение 1 марта 1881 года после нескольких неудачных покушений. Террорист Гриневицкий бросил под ноги царю бомбу.
Управление и законы
Россия в начале 20 века продолжала оставаться монархией, когда в 1-ой статье свода законов страны было записано, что “император есть самодержец с неограниченной властью”. Власть в стране передавалась по наследству, старшему в роду. При этом предпочтение отдавалась лицам мужского пола.
Система управления
Главной фигурой в стране был Император. Ему принадлежали основные функции в управлении страной. Сама династия Романовых и все лица, которые к ней относились, имели влияние на императора и оказывали влияние на политику России. По законам того времени членом правящей династии могли быть только православные, поэтому когда в династию вливались представители других стран их тут же крестили в православную веру.
С 1810 года в России функционировал Государственный Совет — совещательный орган, который предоставлял законодательные идеи Императору, но принятие закона это была функция исключительно Императора.
Исполнительная власть сосредотачивалась в руках Министерств. Над министерствами не было правительства и премьер-министров. Каждый министр отчитывался напрямую перед правителем (в этом особенность имперского режима). Важнейшие Министерства Российской империи конца 19 — начала 20 века: внутренних дел, военное, иностранных дел, финансов и народного просвещения. Министерства создавали огромное количество чиновников. По официальной статистике в России в начале 20 века на 3 тыс человек населения приходился 1 чиновник. Это был самый большой бюрократический аппарат в мире. Типичной проблемой царских чиновников была коррупция и взяточничество. Во многом этому способствовали низкие зарплаты. Явной проблемой большого аппарата чиновников было неспособность принимать важные решения быстро.
Судебные функции
Высшая судебная власть в стране, еще со времен Петра 1, принадлежала Сенату. Он выполнял функции судебной власти, надзорных органов и интерпретации законов. Сама судебная власть опиралась на судебную реформу 60-х годов 19 века. В России практиковалось равенство, суды присяжных и гласность. На практике же все-равно сохранялось неравенство, поскольку многочисленные законы Российской Империи оставляли множество лазеек для адвокатов. Кто мог их нанять — тот и побеждал в судах.
Относительно судебной системы России начала 20 века важно отметить, что особый способ судебных разбирательств применялся к политическим преступникам (к таковым можно было при большом желании отнести любого). После убийства Александра 2 был принят закон «О сохранения порядка и общественного спокойствия»
По нему — в отношении политических заключенных вердикт выносился не судом, а чиновниками.
Местное самоуправление
система местного самоуправления функционировала на основе законов 60-х годов 19 века. На местах создавались земства, которые решали исключительно местные вопросы (строительство дорог, школ и так далее. К началу 20 века функции земства несколько изменились. Теперь над ними был выстроен бюрократический аппарат, полностью контролирующий все функции местных органов власти.
Органы самоуправления подразделялись на:
- Городские. Формировались Городские Думы, в которые могли избираться только владельцы домов в городе.
- Сельские. Формировались сельские сходки или “миры”.
С каждым годом роль местных органов становилась все ниже, и над ними появлялись все новые контрольные организации.
Радикалы
Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).
Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы трудящихся (крестьян и рабочих). В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу.
Радикализм во многом провоцировался реакционной политикам правительства и условиями российской действительности: полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций. Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.
В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма».
В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа: 60-е годы — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы — оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности организаций революционных народников; 80—90-е годы — активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы; в середине 90-х годов — ослабление популярности народничества и непродолжительный период широкого увлечения марксистскими идеями демократически настроенной интеллигенцией.
Изобразительное искусство в 19 веке
В первой половине 19 в. формируется романтическое искусство.
Айвазовский: Девятый вал
Во второй половине 19 в. художники обращаются к все больше к действительности, изображают образы из современной повседневной жизни. Возникают бытовые картины. В искусстве преобладает реализм, который представляет собой параллель критического реализма в литературе, отображая многие неприглядные стороны повседневности.
В. Г. Перов
Перов был ярким представителем реализма. В основном писал бытовые картины ( Приезд гувернантки в купеческий дом), портреты художников, писателей (Портрет Достоевского).
Передвижники
В 70 гг. было создано Товарищество передвижных выставок, независимое от Академии художеств объединение художников. Название группы возникло из-за того, что живописцы показывали свои картины не только в галереях в Москве и Санкт-Петербурге, но и в провинции. Со своими выставками они ездили по России из города в город
Передвижники верили в воспитательную силу искусства.
В творчестве передвижников важное место занимали жанровая картина, портрет и пейзаж. Также рисовали картины на темы из русской истории и фольклора
И. Н. Крамской
Крамской – идейный вождь передвижников и организатор товарищества, художественный критик. Крамской написал много портретов своих современиков-художников. Обращался и к библейским темам (Христос в пустыне).
Шишкин изображал светлые национальные пейзажи, природу, красоту леса ( Рожь, Утро в сосновом лесу).
И. И. Левитан
Левитан был выдающимся пейзажистом, одаренным акварелистом. Его лирические пейзажи с мотивами спокойной русской природы (Золотая осень) эмоционально настраивают зрителей, заставляют его сопереживать состояние природы. Картины Левитана приближаются к импрессионизму.
И. Е. Репин
Репин прославился монументальными картинами большого размера, в которых речь идет о разных историко-общественных темах (Бурлаки на Волге, Иван Грозный и его сын Иван). Творчество Репина – это тоже целая галерея портретов его современников (реалистический Портрет Мусоргского).
В. А. Серов
Серов – ученик Репина. Его творчество представляет поворот от критического реализма к реализму „поэтическому“ (Девочка с персиками).
В. И. Суриков
Суриков тоже рисует монументальные полотна. Обращается к славным и трагическим событиям из русской истории (Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни).
14. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
— родоначальник русского реалистического пейзажа
«Грачи прилетели»(1871) — на 1-й выставке передвижников сделала его знаменитым
«Лосиный остров в Сокольниках»(1869), «Зимний пейзаж. Оттепель»; «Радуга»(1875),
«Скоро весна», «Распутица», «Просёлок»(1873), «Зимний пейзаж»(1873)
1869-Savrasov-Losinij island is in Sokolniki-Саврасов-Лосиный остров в Сокольниках
1871-Savrasov-Grachi was fliewed-Саврасов-Грачи прилетели
Savrasov -It’a winter-Hort-Саврасов- Зимний пейзаж.Оттепель
1875-Savrasov -It’s the rainbow-Саврасов-Радуга
1873-Savrasov-Country track-Саврасов-Проселок
Savrasov-Spring goes-Саврасов-Скоро весна
1894-Savrasov-It is a season of bad roads-Саврасов-Распутица
1873-Savrasov-It’s a winter-Саврасов-Зимний пейзаж
«Народная воля»
В том же году другая часть землевольцев создала организацию «Народная воля» (1879—1881). Ее возглавили A. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, B. Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет — центр и главный штаб организации.
Программа народовольцев отражала их разочарование в революционном потенциале крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с государством. Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик — рабочим. (Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX—XX вв. их последователи — партия социалистов-революционеров.)
Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе С. Л. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.
Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усилению реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила возможность эволюционного преобразования России.
Крепостное право — тормоз экономического развития России
Теперь попробуем подвести итог тому, что было главный. Дальнейший рост промышленности и сельского хозяйства требовал перехода к наемному труду и внедрения машин. Но тому и другому мешало крепостное право. Откуда было взяться свободной рабочей силе, если большинство крестьян и рабочих находилось в крепостной зависимости?
Развитие промышленности тормозилось и тем, что в стране не хватало покупателей. Фабриканты жаловались на трудности сбыта промышленных изделий. Кому же их было покупать, если основную массу населения составляли крепостные крестьяне, ходившие в лаптях и домотканых рубахах, но не имевшие денег, чтобы купить сапоги и фабричные ситцы и сукна?
Наконец, крепостное право препятствовало накоплению капиталов. Если у какого-нибудь крестьянина и заводились деньги, он боялся открывать лавку или оборудовать мастерскую, чтобы помещик не потребовал с него больше оброка. Даже если богатый крестьянин и открывал мастерскую, а потом хотел выкупиться на волю, он должен был оставить эту мастерскую со всем оборудованием своему помещику.
Значит, дальнейший хозяйственный рост страны зависел от перехода на путь капиталистического развития. А этому мешало существование крепостного права. В том и заключалось главное противоречие всей общественно-экономической жизни России того времени.
Но почему же было не отменить крепостное право? Да потому, что у власти стоял царь, который сам называл себя первым помещиком империи. А помещики считали крепостное право основой своего классового господства, главной привилегией дворянского сословия.
В сохранении крепостного строя царизм видел основную свою задачу. Потому царские войска жестоко подавляли волнения крепостных крестьян, а царские жандармы сажали за решетку каждого, кто осмеливался поднять голос против крепостного права.
Как помещик в имении, так и царь в своей империи поддерживали свою власть с помощью грубой силы и запугивания. Самодержавие царя было неразрывно связано с крепостным правом. Если крепостное право было главным тормозом экономического развития России, то царизм являлся таким же тормозом общественного и культурного прогресса, врагом просвещения и свободомыслия.