Россия во второй половине xviii в
Содержание:
- Образование и просвещение народа
- Образование США и Россия
- Политическая жизнь России в период правления Екатерины Великой
- Внешняя политика Павла 1
- Присоединение Крыма
- «Екатерина II (1762-1796) Просвещенный абсолютизм»
- Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762)
- Победы русской армии 1768 – 1774гг.
- Разделы Польши
- Внутренняя политика Екатерины I
- Царизм в борьбе против революции во Франции
- Особенности российской культуры
- Развитие науки и образования
- Итоги внешней политики
Образование и просвещение народа
Образование и просвещение народа к концу XVIII в. достигло значительных успехов.
Образование в основном было сословным. Это означало, что каждое сословие имело свою, закрытую от других, систему образования. И чем выше и привилегированней было сословие, тем выше являлся уровень образования.
В 1730-е гг. открылся Сухопутный шляхетский корпус, а в 1750-е — Морской шляхетский корпус. Таким образом, армия и флот пополнялись высококвалифицированными кадрами, и одновременно дворянским детям предоставлялась возможность сразу после обучения начать службу в чине офицера, а не тянуть, как при Петре I, солдатскую лямку. Это была привилегия дворянства.
Другими закрытыми учебными заведениями стали Артиллерийский и Инженерный шляхетские корпуса.
Появилось немало частных дворянских пансионов в Москве, Петербурге, других городах. Дворянские дети в таких пансионах и жили, и учились. Одновременно в моду вошло обучение в домашних условиях.
Однако обучение в пансионах и на дому нуждалось в повышении профессионального и общегуманитарного уровня. Это могли дать лишь высшие учебные заведения гражданского типа. В связи с отсутствием в России высших учебных заведений современного уровня вполне естественным шагом властей стало открытие в России сразу двух университетов.
Один, при Петербургской Академии наук, готовил кадры отечественных ученых. Эта цель ограничивала приток в университет тех, кто хотел получить университетское, т.е. универсальное, общее образование. К тому же поступлению в университет предшествовало обучение в академической гимназии.
С открытием в 1755 г. Московского университета положение значительно переменилось. Поначалу здесь было три факультета — философский, юридический и медицинский. На философском факультете изучали математику, механику, физику, географию, филологию. На медицинском факультете значительное место отводилось изучению химии и биологии.
Московский университет стал первым, и единственным, в Европе XVIII в. университетом, в котором не было богословского факультета и не преподавались богословские науки. Новое учебное заведение России покоилось целиком на светских принципах обучения.
Московский университет недаром носит имя великого русского ученого М. В. Ломоносова (1711 — 1765). Он был инициатором его создания, разработал проект университета, настоял на том, чтобы преподавание в нем велось на русском языке, что в пору всеобщего употребления в обучении латыни являлось также необычным. М. В. Ломоносом ловился превращения университета в публичное, т. е. недоступное, учебное заведение.
Не случайно в стенах университета в XVIII в. училось выходцев из семей разночинцев. Из них же формировался преподавательский состав. Уставом университета запрещались телесные наказания студентов. Университет ныл автономной самоуправляемой организацией и не зависел от местных властей. Подчинялся он Сенату.
При университете существовала гимназия. Одна ее сеть предназначалась для детей дворян, другая — для детей разночинцев. Огромную роль в создании университета И.И. Шувалов сыграл фаворит Елизаветы Петровны — И. И. Шувалов (1727—1797). Именно при его активной поддержке М. В. Ломоносов осуществил свои замыслы.
Наряду с учебными заведениями для дворянства в стране расширялась сеть духовных учебных заведений.
Постепенно развивалась сеть общеобразовательных школ. В 1780-е гг. впервые в истории страны была введена система народного образования. В Петербургской губернии, а позднее еще в 25 губерниях страны открылись двухклассные и четырехклассные народные училища. В первых детей учили чтению, письму, чистописанию, рисованию, Закону Божьему. Во вторых прибавлялось обучение грамматике, арифметике, геометрии, механике, физике, географии, истории, естествознанию и архитектуре.
Систему образования Екатерина II стремилась поставить на европейский уровень. Ей хотелось, чтобы в стране появились люди широко мыслящие, гуманные, просвещенные. И не только среди дворян, но и среди других сословий. Для этой цели предполагалось создать закрытые учебные заведения — отдельно для дворян, купечества, прочих обывателей. Обучение там мыслилось проводить на основе принципов просвещения — путем убеждения, без наказаний и принуждения.
Закрытые учебные заведения появились прежде всего в Петербурге. В 1767 г. был открыт Институт благородных девиц (Смольный институт). Отдельными группами в нем обучались девочки из мещанского сословия.
Образование США и Россия
Одним из значительных международных событий третьей четверти XVIII в. была борьба североамериканских колоний за независимость от Англии — буржуазная революция, приведшая к созданию Соединенных Штатов Америки.
Разногласия между Англией и Россией оказали благоприятное воздействие на ход Американской революции. В 1780 г. русское правительство приняло «Декларацию о вооруженном нейтралитете», поддержанную большинством европейских стран. Суда нейтральных стран имели право вооруженной защиты, если на них произойдет нападение флота воюющей стороны. Это повлекло отказ Англии от попыток организации морской блокады американского побережья и объективно способствовало победе Американской революции.
Политическая жизнь России в период правления Екатерины Великой
Внешняя политика —
интриги и войны
Карта — Россия завоевывает новые территории при Екатерине II
Армия и флот получили достаточно финансирования для существенного увеличения численности и качества оснащения, что положительно сказалось на успехах военных кампаний.
Наиболее значимыми событиями были три раздела Речи Посполитой, войны с Турцией 1768-1774 и 1787-1791 годов, успешные отражения агрессии Швеции и Персии (в рамках соглашения «Георгиевский трактат»). Результатом этих мероприятий стало присоединение Крыма, Малороссии, Новороссии, Белоруссии, Очакова и других территорий. На черноморском побережье основано большое количество городов, а в портах – начато строительство будущего черноморского флота.
Устранение угрозы со стороны Крымского Ханства стало одним из значительных достижений внешней политики.
Кроме того, государство российское окончательно утвердилось в статусе мировой державы – выступление в качестве посредника при урегулировании «войны за баварское наследство» и заключение различных союзов (союз «трех чёрных орлов», конвенция «о вооружённом нейтралитете») являются наглядным того подтверждением.
Успешная внешняя политика не только закрепила статус Российской Империи, как влиятельного игрока на геополитическом поле, но и подняла авторитет аристократии того времени, принимавшей активное участие в боевых действиях. Две победоносные турецкие компании, разделы Речи Посполитой, отраженные агрессии шведов и персов, все эти события имели своих героев и полководцев, имена которых до сих пор известны и упоминаются с уважением – Суворов, Потемкин, Румянцев, Ермолов.
Некоторым проектам императрицы не суждено было сбыться — греческий проект (целью которого было восстановление Священной Римской империи с императором-ставленником Екатерины II) так и не был реализован.
Внутренняя политика —
развитие России
Ключевые события внутренней политики Екатерины II
Захватив власть в результате государственного переворота 1762 года, Екатерина II принялась проводить реформы административного и экономического характера — реформирование сената, секуляризацию церковного имущества и выпуск бумажных денег — ассигнаций.
В результате эксплуатации крестьянского сословия, национальной политики и общего истощения государства русско-польской и русско-турецкой войнами, вспыхнуло восстание Пугачёва 1773-1775 годов. После подавления бунта, и последовавших за ним репрессий, Екатерина II в срочном порядке проводит ряд преобразований административного и полицейского характера, стремясь предотвратить возможные восстания в будущем — губернскую, полицейскую и городскую реформы. Понимая ненадежность казачьих военных формирований (часть казаков примкнула к восстанию Пугачёва), императрица упраздняет Запорожскую Сечь. Для снижения социальной напряженности в низших сословиях объявляется отмена налогов и сборов для различных ремесленников и добытчиков.
Венцом собственного законотворчества, Екатерина II называла «жалованные грамоты» изданные в 1785 году.
Дворянское сословие по праву могло считать эпоху правления Екатерины II – периодом своего расцвета. Благородные сословия получили подтверждение уже имеющихся привилегий и новые права, в том числе в ущерб крестьянам – «жалованная грамота дворянам» обеспечивала поддержку императрицы среди двора. Теперь дворяне даже не обязаны были нести воинскую службу. И обладали над крестьянами почти безграничной властью.
«Жалованная грамота городам» — позволила разграничить права и обязанности городских жителей, одновременно с этим произошло правовое становление такого класса общества, как купечество.
Внешняя политика Павла 1
«Портрет Российского Императора Павла I» С.С. Щукин |
Павел |
Экспансия Франции после революции вызвала
сопротивление европейских держав во главе с Англией. При Павле I к военным
действиям против Франции присоединилась и Россия. Павел I направил в
Средиземное море Черноморский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова. В феврале
1799 Г.,’ Павел I объявил А.В.Суворову, находившемуся в опале, что венский двор
желает видеть его главнокомандующим объединенных сил коалиции. К тому времени
эскадра Ушакова овладела островами Ионического архипелага и взяла остров Видо,
служащий передовым укреплением
к острову Корфу — главному опорному пункту французов. 19 февраля 1799 г.
десантными войсками при поддержке артиллерийского огня начался штурм самого
Корфу.
Прибыв к армии в Италию, Суворов в сражении при Адде,
Треббии и Нови разбил французов и к августу очистил от них Италию. Одновременно
флот Ушакова освободил юг Италии. Встревоженный русскими успехами, австрийский
император решил избавиться от своих слишком удачливых союзников. Он направил русские войска в Швейцарию
против французского генерала Массены. Свои войска австрийцы, напротив, вывели
из Швейцарии. Туда же приказали двигаться Суворову. Начался Швейцарский поход Суворова.
Опыта горной войны суворовские войска не имели. Тем не менее, в течение двух
дней они взяли Сен-Готардский перевал и, перейдя разрушенный Чертов мост, спустились
в Муттенскую долину. Здесь Суворов узнал о поражении русского корпуса в
Швейцарии. Муттенская долина превращалась в ловушку для самого Суворова, вход и
выход из которой были заперты французами. Оставалось одно — прорываться по
направлению к Гларису. Вначале бои велись с небольшими французскими отрядами,
но вскоре в дело вступил почти весь корпус Массены. Но французы были
разгромлены.
Разгневанный предательским поведением союзников Павел
I отдал приказ Суворову и Ушакову возвращаться в Россию. Павел вступил в союз с
Францией, где власть захватил Наполеон Бонапарт. Союз России и Франции был
направлен против Англии, и русские войска даже выступили в поход на владения
англичан в Индии, но остановились, когда пришло известие о смерти императора
Павла I.
Присоединение Крыма
Турция не желала примириться с утверждением России на Черном море. В ответ на попытку Турции вернуть Крым под свою власть русские войска в 1783 г. заняли Крымский полуостров, который вошел в состав России. Как опорная база флота был основан Севастополь. Г. А. Потемкин за успехи при присоединении Крыма (старое название Таврида) получил приставку к своему титулу «князь Таврический».
Весной 1787 г. Екатерина II в сопровождении двора, польского короля и европейских послов совершила поездку в Новороссию и Крым. В Херсоне к ним присоединился австрийский император Иосиф II. Поездка преследовала цель ознакомиться с богатствами Новороссии и успехами Г. А. Потемкина, стоявшего во главе управления юга России, по его освоению. Кроме того, гости должны были убедиться, что Россия твердой ногой стала на Черном море. Эти результаты были достигнуты, хотя выражение «потемкинские деревни», означающее чрезмерную показуху, вошло в обиход после екатерининской поездки.
«Екатерина II (1762-1796) Просвещенный абсолютизм»
Многие вельможи и дворяне считали, что царствовать после смерти Петра III должен был Павел или Иван Антонович. Но уже 22 сентября 1762 г. Екатерина II торжественно была коронована в Успенском соборе Московского Кремля и на протяжении всего царствования держала сына на почтительном расстоянии от трона.
Желание лучше узнать Россию привело Екатерину к мысли о поездке по стране, как до этого делал Петр Великий. В начале своего царствования Екатерина II посетила Ярославль и Ростов Великий, побывала в Прибалтике, проехала по Волге от Твери до Симбирска.
Екатерина II придавала огромную роль законодательству. Она писала, что законы создаются «для воспитания граждан», что «каждое государственное место имеет свои законы и пределы». По подсчетам историков, императрица за годы своего царствования издавала по 12 законов в месяц.
Просвещенный абсолютизм
Период правления императрицы Екатерины II вошёл в историю России как эпоха «просвещённого абсолютизма». Будучи сторонницей идей «просвещённого абсолютизма» Екатерина II считала, что огромные российские территории и суровый климат объясняют необходимость самодержавия в России. Во время её правления произошло укрепление самодержавия, усиление бюрократического аппарата. Осуществлялся последовательный курс на централизацию государства и унификацию системы управления на всех уровнях.
С 1763 г. Екатерина II начала постоянную переписку с М. Ф. Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними государственные дела. Она подчеркивала, что книга Ш. Л. Монтескье стала ее путеводителем в политике.
В русле просвещённого абсолютизма был проведён ряд реформ екатерининского времени:
- созыв и деятельность Уложенной комиссии;
- территориально-административная реформа (деление на губернии), определившая территориальное устройство Российской империи вплоть до 1917 г.;
- принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии городского населения, поделив его на шесть разрядов;
- принятие манифеста о свободе предпринимательства, отменившего необходимость разрешения правительственных органов для открытия предприятий;
- реформы 80-х гг. XVIII в. в сфере школьного образования.
Внутренняя политика Екатерины II
Правительствующий Сенат был лишен законодательных полномочий, утратил прежнюю политическую роль (1763); секуляризация церковных земель (1764); ликвидация на Украине гетманства и учреждение Малороссийского генерал-губернаторства (1764); организация Вольного экономического общества (1765); «Наказ» (1767) Екатерины II (труд, раскрывающий принципы организации государства и роль государственных механизмов, основы правовой политики и законодательства, судопроизводства, уголовного права, основы сословной политики и общественной структуры).
Работа Уложенной комиссии (1767-1768) — цель: создание нового свода законов на основе Соборного уложения 1649 г. и правовых норм, вступивших в силу после его издания. Комиссия была распущена: крепостное право, сословный строй, самодержавие остались незыблемыми.
В 1775 г. проведена губернская реформа (реформа административно-территориального деления). Россия делится на губернии (50) и уезды, крепостное право распространилось на Украину. Город стал самостоятельной административной единицей. Основные учреждения в городе: городовой магистрат, «совестный суд» и ратуша в посадах.
В 1775 г. — Манифест о свободе предпринимательства, купечество разделено на 3 гильдии.
В 1785 г. — Жалованная грамота дворянству — подтверждалась вольность дворянства от обязательной государственной службы, свобода от уплаты податей и т.д. Создание уездных и губернских дворянских собраний.
В 1785 г. — Жалованная грамота городам — деление всех городских жителей на 6 групп.
Положение крестьян в этот период: разрешение ссылать крестьян на каторгу, запрещение крестьянам жаловаться на помещиков (1767). Данные меры явились причиной крестьянского восстания Е. Пугачева (1773-1775).
Конспект урока «Екатерина II (1762-1796)».
Следующая тема: «Крестьянская война (1773-1775). Е.И.Пугачев».
Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762)
см. Дворцовые перевороты
Период российской истории после смерти Петра I и до восшествия на престол Екатерины II Великой стал временем возрождения и укрепления страны, начатые «Преобразователем». Появившиеся в его царствование новшества были наиболее полно воплощены в жизнь. Российские императоры часто сменялись, но страна продолжала своё развитие: совершенствовалась армия; внешняя политика дала ощутимый положительный результат; в области мануфактурного производства, развития банковского дела были осуществлены заметные продвижения; расцвели науки и образование. Российская империя заняла достойное место среди развитых европейских государств. Это сложное и противоречивое время оставило весомое культурное наследие.
Основные события в период развития Российской империи после Петра I:
- 1725-1727 — правление Екатерины I.
- 1727-1730 — правление Петра II.
- 1730-1740 — правление Анны Иоанновны.
- 1740-1741 — правление Иоанна VI Антоновича.
- 1741-1761 — правление Елизаветы Петровны.
- 1761-1762 — правление Петра III Фёдоровича.
- 1762 — восшествие Екатерины II на престол.
Победы русской армии 1768 – 1774гг.
Заморский этап 1770г.:
Сражение на реках Кагул и Ларга – победы фельдмаршала П.А.Румянцева (Задунайского).
В 1771 году русские войска заняли Крым. В 1774 году русская армия под командованием А.В.Суворова переходит Дунай и продвигается к Стамбулу.
Флот ещё не оправился от урона, который был нанесен ему в эпоху дворцовых переворотов.
В Средиземное море для сражения с турками Екатерина II направляет Балтийскую эскадру.
Морской бой в Чесменской бухте – победа адмирала Г.А. Спиридова (победу приписали фавориту Екатерины II А.Орлову (Чесменскому)).
Итоги войны:
1774г. Кючук – Кайнарджийский мирный договор.
Условия:
- Россия получила причерноморские территории между Днепром и Бугом.
- Право строительства военного флота на Черном море.
- России полагалась контрибуция от турецкой казны в размере 4,5 млн.рублей.
- Крымское ханство получало независимость от Османской империи.
Победы русской армии 1787 – 1791 гг.
Союз России и Австрии. 1783г. – победы русской дипломатии:
- Отречение Крымского хана от престола и присоединение Крыма к Российской империи.
- Георгиевский трактат – переход Восточной Грузии под протекторат России по обращении царя Петра.
- Турция вводит войска в Крым, по объяснимым причинам не довольная условиями Георгиевского трактата. В 1787 в Крым вступает армия А.В.Суворова.
Победы русской армии и флота |
||
1787 г. |
Разгром турецкого десанта у д. Кинбурн |
Фельдмаршал А.В. Суворов (Рымникский) |
1787 г. |
Победа над турками на реке Рымник. |
|
1788 г. |
Взятие крепости Очаков. |
|
1790 г. |
Победный штурм крепости Измаил. (участие М.И. Кутузова) |
|
1791 г. |
Победоносное морское сражение у мыса Калиакрия |
Адмирал флота Ф.Ф. Ушаков |
Итоги войны
1791г. – Ясский мирный договор.
Подтверждение присоединения Крыма и переход Восточной Грузии под протекторат Российской империи.
Россия получила территории между Днестром и южным Бугом.
Вывод русских войск из Молдавии, Валахии и Бессарабии вошедших в состав Австро – Венгрии.
Итог:
Граф А.А. Безбородко: «При нас ни одна пушка в Европе, без позволения нашего, выпалить не смела.»
•Россия получила выход к Черному морю
•Закончилось воссоединение Белоруссии и Украины с Россией
•Присоединены новые территории на Дальнем Востоке и в Северной Америке
•Россия превратилась в великую мировую державу
Вопросы:
1. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII века.
2. Участие России в разделах Польши, изменение границ России, показать на карте.
3. Участие России в мероприятиях противодействия французской революции.
4. Русско – турецкая война 1768 – 1774г. Итоги войны, условия Кючук — Кайнарджийского мира.
5. Русско – турецкая война 1787 – 1791 г. Итоги войны, условия Ясского мирного договора.
Разделы Польши
В последней трети XVIII в. одним из центральных вопросов в области международных отношений в Европе стал польский вопрос. Речь Посполитая переживала тяжелый кризис, причина которого лежала в своекорыстной, антинациональной политике польских магнатов, доведших страну до развала. Жестокий феодальный гнет и политика национального угнетения народов, входивших в состав Речи Посполитой, стали тормозом для дальнейшего развития страны. Крестьянские хозяйства были доведены до разорения.
Центральная власть в Польше была слабой. Польский король избирался на сейме, где враждовали между собой отдельные группировки знати. Зачастую эти группировки, не считаясь с национальными задачами, искали помощи за рубежом. Действовал принцип «либерум вето» (право свободного запрещения), в соответствии с которым все решения сейма должны были приниматься единогласно (даже один голос «против» срывал принятие закона).
Тяжелым положением Польши воспользовались ее соседи: монархи Пруссии, Австрии и России. Россия выступила под предлогом освобождения украинских и белорусских земель, которые испытывали наиболее жестокий гнет со стороны польских феодалов.
Поводом для вмешательства в дела Польши, где господствующей религией было католичество, послужил вопрос о положении христиан-некатоликов. Русское правительство договорилось с польским королем об уравнении в правах католического и православного населения. Наиболее реакционная часть польской шляхты, подстрекаемая Ватиканом, выступила против этого решения. Правительство Екатерины II направило в Польшу войска, подавившие выступление шляхетской группировки. Одновременно Пруссия и Австрия оккупировали часть польских земель. Прусский король Фридрих II выступил с инициативой раздела Польши. Екатерина II в отличие от него считала целесообразным сохранить единую Польшу, но под русским влиянием.
В 1772 г. состоялся первый раздел Польши. Австрия ввела свои войска в Западную Украину (Галицию), Пруссия — в Поморье. Россия получила восточную часть Белоруссии до Минска и часть латвийских земель, входивших ранее в Ливонию.
Прогрессивная часть польского дворянства и нарождавшаяся буржуазия сделали попытку спасти Польское государство. В соответствии с Конституцией 1791 г. отменялись выборность короля и право «либерум вето». Была усилена армия, в сейм допускалось третье сословие, вводилась свобода вероисповедания.
Новая польская Конституция была принята, когда Франция была объята пламенем революции. Боясь распространения «революционной заразы», а также чувствуя упадок своего влияния в стране, польские магнаты обратились к Екатерине II за помощью. Русские войска, а вслед за ними и прусские вступили в Польшу. Старые порядки были восстановлены.
В 1793 г. состоялся второй раздел Польши. К России отошли Центральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина. Пруссия получила Гданьск, часть земель по рекам Варта и Висла.
В 1794 г. польские патриоты под руководством Тадеуша Костюшко, стремившиеся сохранить суверенитет Польши, подняли восстание. Екатерина II подавила его, послав войска под командованием А. В. Суворова. Это предопределило третий раздел Польши. В 1795 г. Центральную Польшу с Варшавой получила Пруссия, Южную Польшу с Люблином и Краковом — Австрия. К России отошли Литва, Курляндия, Волынь и Западная Белоруссия. В результате разделов Польша более чем на столетие потеряла государственность и суверенитет. Польский король отрекся от престола и переехал в Россию.
Воссоединение с Россией украинского и белорусского народов имело огромное прогрессивное значение. Эти земли исторически были связаны общностью экономической, политической и культурной жизни. Украинский и белорусский народы получили более благоприятные возможности для своего дальнейшего развития, были избавлены от религиозного гнета. Присоединение к России помогло украинцам и белорусам сохранить свою национальную культуру и самобытность. В рамках единого государства вновь объединились три братских славянских народа — русские, украинцы и белорусы.
Внутренняя политика Екатерины I
Правление Екатерины не было самостоятельным, впрочем, ее это, по всей видимости, и не заботило. Из всех государственных вопросов, по-настоящему Екатерину интересовало лишь состояние флота, что, очевидно, передалось ей от мужа. Реальная власть находилась в руках А.Д. Меншикова и созданного в 1726 г. Верховного Тайного Совета, куда и входили, в основном, лидеры новой знати, приведшие Екатерину к власти, включая и самого А.Д. Меншикова. Члены Верховного Тайного Совета назывались министрами, однако, это не были министры в современном смысле этого слова: название носило формальный характер, и никак не было связано с тем, что под министрами и министерствами понимается теперь.
О каких-то серьезных, системных преобразованиях в стране речи, конечно же, не шло. Верховники (члены Верховного Тайного Совета) были заняты борьбой за власть и казнокрадством. Все реформы носили, как правило, ситуационный характер и были направлены лишь на некоторые отдельные детали существующего строя.
Роль Екатерины в политике отныне выражалась лишь в том, что она должна была подписывать составленные Верховным Тайным Советом документы. Главной тенденцией недолгих лет правления Екатерины стала постепенная отмена петровских начинаний.
Социально-экономическая сфера
К довольно тяжелому положению сельского хозяйства (которое, к слову, составляло основу всей экономики страны), истощенного предыдущими войнами, в период правления Екатерины I добавились еще и неурожайные годы, что вызвало серьезное недовольство крестьян, готовых устроить очередной бунт. Для успокоения крестьян и смягчения ситуации на селе была снижена подушная подать.
Политико-правовая сфера и армия
В связи с сосредоточением власти в руках верховников, упала роль Сената. На место созданных Петром I органов местного самоуправления снова пришли воеводы.
Духовная сфера
В духовной сфере жизнь общества при Екатерине I продолжали расцветать все те ценности и новшества, которые привнес в страну Петр I.
В годы правления Екатерины I состоялась Первая камчатская экспедиция Витуса Беринга (1725-1730 гг.). Это путешествие стало первой морской научной экспедицией России. Команда В. Беринга совершила путешествие из Петербурга в Охотск (Хабаровский край), Чукотское море, Камчатский залив и обратно в Петербург. Этим путешествием В. Беринг завершил открытие северо-восточного побережья Азии.
Помимо всего прочего, Екатерина I учредила новый орден — орден Святого Благоверного князя Александра Невского. Этот орден как одна из высших наград Российской империи, стал третьим после учрежденных Петром I ордена святого Андрея первозванного и женского ордена святой Великомученицы Екатерина. На самом деле учреждение ордена Александра Невского было задумано еще Петром I за военные заслуги. Екатерина I, в данном случае, лишь реализовала то, что не успел Петр. Однако, если Петр I задумывал вручать орден Александра Невского лишь за военные заслуги, то Екатерина сделала этот орден доступным и для гражданских лиц. Данный орден стал единственной наградой, существовавшей с некоторыми изменениями в наградных системах Российской империи, СССР и Российской Федерации.
Орден Святого Благоверного князя Александра Невского
Царизм в борьбе против революции во Франции
В 1789 г. во Франции произошла буржуазная революция. Восставший народ Парижа 14 июля штурмом овладел Бастилией. В стране установился буржуазный строй. Великая французская революция оказала огромное влияние на весь ход мировой истории. Весь XIX в. прошел под знаком французской революции.
Боязнь «французской заразы», «этого страшного чудовища» (так называли дворяне революцию во Франции) заставила Екатерину II принять самые решительные меры по оказанию помощи контрреволюционерам. После казни короля Людовика XVI Россия разорвала дипломатические и торговые отношения с Францией. Было запрещено распространение трудов французских просветителей. Совместно с Англией была предпринята попытка оказать экономическое давление на Францию. Внутри России усилились репрессии против передовых людей. Именно в это время был сослан в Сибирь А. Н. Радищев, арестован Н. И. Новиков. В 1794 г. восстание в Польше помешало Екатерине II открыто выступить против Франции. Польские события спасли французскую революцию.
Особенности российской культуры
Петр I и его реформы широко раздвинули горизонт российской жизни. Во времена правления Екатерины II этот процесс ускорился. Россия все дальше уходила от своей средневековой, во многом изолированной от остального мира культуры и превращалась в просвещенное европейское государство.
Идеи европейских просветителей, государственная практика просвещенных монархов стали достоянием не только императорского двора и просвещенной элиты России. Они проникали в широкие круги населения — дворянство, растущий средний класс и даже крестьянство. И если предшествовавшие крупные повороты в истории европейской цивилизации — эпохи Возрождения и Реформации — прошли во многом мимо России, то эпоха Просвещения стала для нее собственной эпохой. Изменилось отношение к человеку, его месту в системе общества и природы, к целям и задачам общества.
Но в России царил феодализм, абсолютизм достиг своего расцвета, крепостничество, сословные привилегии и ограничения составляли незыблемую основу человеческих отношений. Это приводило к острым противоречиям между еще мощным в России старым миром и новыми явлениями в культуре. И все же новое упорно пробивало себе дорогу.
Одной из особенностей развития российской культуры в это время стало взаимопроникновение достижений русской культуры XVII в. и новых культурных веяний.
Христианское мировоззрение оставалось основным для русского человека. И Петр I, и Екатерина II были глубоко верующими людьми, но проявляли совершеннейшее равнодушие к церковным обрядам, традициям, правилам. Освобожденная от этого постоянного церковного влияния и давления российская культура во всех своих проявлениях становилась все более светской.
Культура содействовала формированию российского общества, она сближала людей как нацию, пробуждала национальное самосознание.
Членами этого общества и этой нации были и императрица, и вельможи, и провинциальные дворяне, и городские жители, и казачество, и крестьянство, в том числе крепостная интеллигенция (актеры, музыканты, живописцы). Конечно, между высшими слоями общества и его низами лежала непреодолимая пропасть, но культура незаметно перекидывала через эту пропасть мостки. Лишь к|н>ностное крестьянство оказалось отверженным в этом новом наступающем мире.
Появление новых культурных ценностей приобретало и условиях многонациональной России интернациональный характер. Новые культурные ценности и просветительские идеи накладывались на культурные традиции и достижения ш-ех народов России и делали их сопричастными к судьбам истей страны. Они начинали ощущать себя россиянами, жителями колоссальной и многонациональной державы.
Носителем новых научных и культурных традиций являлось в первую очередь дворянство. Но это не означало, что русская культура была чисто дворянской. Дворянство создавало и пестовало в России общечеловеческую культуру.
Создателями российской науки и культуры XVIII в. стали также выходцы из-за границы. В течение всего столетия иностранцы оказывали сильнейшее влияние на становление российской цивилизации. Они участвовали в создании системы образования, стояли у истоков организации Академии наук, внесли огромный вклад в развитие русской архитектуры, скульптуры, живописи, театра, музыки. В большинстве своем это были талантливые и увлеченные своим делом люди, которые принесли немало пользы России, передавая русским людям свой опыт, свое мастерство. Но постепенно набирали силу и влияние отечественные таланты.
Развитие науки и образования
В середине и во второй половине XVIII в. русская наука и образование развивались, хотя крепостное право и самодержавие сильно тормозили это развитие. Хотело этого или не хотело царское правительство, плохо разбиравшееся в науке, но ему приходилось принимать некоторые меры к росту образования.
Вы уже знаете об учреждении Сухопутного шляхетского корпуса, где готовили из дворян грамотных офицеров. При Сенате и большинстве коллегий основали новые школы для подготовки кадров мелких чиновников.
Прц Академии наук основали первую среднюю школу-мужскую гимназию, вторую позже открыли в Москве, третью — в Казани. К концу XVIII в. в России гимназии были только в половине губернских городов. Для девушек-дворянок Екатерина II учредила закрытый интернат- Смольный институт и для мешанок — Екатерининский институт. Женских гимназий тогда еще не было. Большинство дворян обучалось дома под надзором гувернеров и частных учителей. Нередко это образование и обучение стояло на самом низком уровне. Знаменитый писатель Фонвизин высмеял недостатки такого дворянского воспитания. «Зачем учить географию? — рассуждают недоросль Митрофанушка со своей мамашей. — Ведь извозчики всюду довезут!» Уже сотни людей в конце XVIII в., читая комедию Фонвизина, громко смеялись над Митрофанушкой.
Постепенно развивались научные знания, жизнь требовала образованных людей. Еще в середине века великий русский ученый М. В. Ломоносов показал, на что способны русский народ и русская наука.
Итоги внешней политики
В целом внешнеполитические итоги второй половины XVIII в. были позитивными для дальнейшего развития России и населявших ее народов.
В России в отличие от колониальных империй Западной Европы, имевших заморские территории, русское население жило бок о бок с присоединенными к империи народами. Совместный труд по освоению богатств страны объективно способствовал сближению народов, позволял выжить на огромных пространствах Евразии. Господствующий слой присоединенных земель органично входил в состав российской правящей элиты. Как правило, государство почти не вмешивалось во внутреннее устройство малых народов. Возможность свободного перемещения по огромной территории страны, освоения ее привела к «чересполосному» расселению ее жителей. Так складывалось единое геополитическое пространство на территории Евразии.