Три попытки ограничения самодержавия в xvii-xviii вв

Признаки монархии

  1. Глава государства, пользующийся своей властью пожизненно (король,царь,император)
  2. Наследственная передача власти
  3. Монарх олицетворяет правительство на международной арене;
  4. Независимость главы единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство и юридическая независимость монарха

Виды монархии

Абсолютная монархия предполагает неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии все органы власти полностью подчинены монарху.  В настоящее время к абсолютным монархиям можно отнести Саудовскую Аравию, ОАЭ, Оман, Катар. 

Ограниченная монархия — это вид монархии в которой власть монарха сдерживается конституцией либо парламентом
Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией
Парламентарная монархия — вид ограниченной монархии, в которой власть монарха ограничена законодательным органом, избранным народом — парламентом. К ограниченным монархиям можно отнести большинство европейских монархий: Великобританию, Испанию, Швецию, Норвегию, Нидерланды… В этих государствах монарх обладает существенными полномочиями лишь по закону, в реальности монарх выполняет только представительскую функцию и является символом единства нации. 

Дуалистическая монархия — (лат. dualis — двойственный) — монархия, в которой может действовать парламент и существовать конституция, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия. Монарх в частности имеет неограниченное право роспуска парламента и право абсолютного вето в отношении принимаемых законов. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха К дуалистическим монархиям в современном мире можно отнести Бахрейн, Иорданию, Кувейт, Люксембург, Монако, Лихтенштейн. 1

Европа

Андорра — со-князья Франсуа Олланд (с 2012) и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья (c 2003) Бельгия — король Филипп (с 2013Ватикан — папа Франциск (с 2013) Великобритания — королева Елизавета II (с 1952) 

Дания — королева Маргрете II (с 1972)Испания — король Хуан Карлос I (с 1975) Лихтенштейн — князь Ханс-Адам II (с 1989) Люксембург — великий герцог Анри (с 2000) Мальтийский орден — князь и великий магистр фра Мэтью Фестинг (с 2008) Монако — князь Альберт II (с 2005) Нидерланды — король Виллем-Александр (с 2013) Норвегия — король Харальд V (с 1991) Швеция — король Карл XVI Густав (с 1973)

«Кондиции» Анны Иоанновны

При Екатерине I в 1726 году был создан Верховный тайный совет, в компетенцию которого входило обсуждение всех важнейших государственных дел и вопросов внешней политики, однако этот орган был вспомогательным учреждением при верховной власти. В 1730 году, когда после смерти юного императора Петра II прямых его наследников не осталось, «верховники» вознамерились посадить на трон покладистого и управляемого государя, официально отобрав у него большую часть властных полномочий.

На роль марионеточного царя хорошо подходила дочь Ивана V и племянница Петра I Анна, которая долго пребывала в Курляндии и почти не имела влияния в России. Сразу после смерти предыдущего императора, в период с 18 по 20 января, члены Верховного тайного совета составили «кондиции» — условия для вступления на престол, а затем в полном составе отправились в Митаву, чтобы заручиться согласием Анны. Договор между курляндской герцогиней и «верховниками» был тайным — они объявили об избрании Анны Иоановны, не упомянув никаких условий.

Будущая императрица обязалась принять ряд ограничений, касающихся самодержавной власти, и передать вопросы заключения войны, мира, налогообложения, наказания и поощрения чинами или землей в руки Верховного тайного совета. Говоря словами главы «верховников» князя Дмитрия Голицына, они намеревались «набросить намордник на спящего тигра» и «воли себе прибавить».

Остается спорным вопрос — было ли происходящее попыткой внедрения в России конституционной монархии или «олигархического» переворота. Думали «верховники» только о своей выгоде или пытались изменить ход российской истории доподлинно неизвестно, но как бы то ни было, попытка провалилась.

25 февраля 1730 года в Лефортовский дворец приехала императрица Анна Иоанновна. Члены Верховного тайного совета зачитали прошение о «кондициях», но против них выступила оппозиция в лице дворянства, для которого олигархические планы небольшой группы «верховников» были неприемлемы. Многим импонировала идея об ограничении самодержавия, но в данном случае всю полноту власти получали Голицыны и Долгорукие.

Сторонники конституционной монархии так и не смогли договориться. В итоге судьбу престола решила грубая сила гвардии — офицеры поддержали императрицу в отказе от принятия каких-либо ограничений самодержавия, «кондиции» были уничтожены и забыты, а их авторы отправились в ссылку.

Пройди тест

Русские, как Цивилизация

Владимир Иванов — 27 мая, 2016 — 16:23

«Изо всех славянских племён одна великорусская раса обладает выдающимся государственным инстинктом!» (Лев Тихомиров). Это высказывание известного народовольца, начавшего в ХIХ веке с «Вестника Народной Воли», но устрашившегося «революционных» злодеяний и ставшего убеждённым монархистом, перекликается с точно таким же, видного польского националиста Романа Дмовского, повторившего слово в слово его уже в ХХ веке, в статье «О независимости Украины». Где предсказал ей конец, как только та отойдёт от России в «самостоятельные». Но даже и эти цитаты подтверждают лишь то, что русские, каждый раз собираются воедино вновь, словно та гоголевская свитка, что была порублена на куски, которые разбросали далеко друг от друга…

Шуйский и «крестоцеловальная запись»

Воцарение 19 мая 1606 года Василия Шуйского стало делом немногочисленной группы бояр. Его положение было неустойчивым — род Шуйских хотя и относился к Рюриковичам, но на его месте мог оказаться любой другой знатный и ловкий боярин. Он вынужден был пойти на уступки тем, кто проложил ему дорогу к трону. В свою очередь, бояре, помня свои вольности во время малолетства Ивана Грозного и ужасы его царствования, хотели оградить монархическую власть определенными условиями для сохранения собственной безопасности.

Вступая на престол, Василий Шуйский дал ряд ограничительных обязательств, касающихся в основном наказаний аристократии, и поцеловал крест, обещая их исполнять. В частности, он поклялся не казнить без суда, в котором право голоса принадлежало как царю, так и боярам. Родные осужденных не должны были отвечать головой или имуществом за преступления своих родственников. Обвинению должно было предшествовать честное и тщательное следствие, а лжесвидетельство каралось смертью.

После свержения Шуйского в 1610 году его клятвы утратили силу.

Виды республики:

— парламентская — такая ФГП, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Греция, Италия);

— президентская — такая ФГП, при которой главой государства и правительства является президент (США);

— смешанная — такая ФГП, при которой существует баланс полномочий между президентом и парламентом (РФ).

Признаки парламентской республики:

1. Правительство формируется парламентом том из числа депутатов тех партий, которые располагают большинством голосов в парламенте;

2. Глава государства избирается парламентом;

3. Глава государства обладает широкими полномочиями;

4. Глава правительства назначается президентом;

5. Правительство ответственно перед парламентом.

Признаки президентской республики:

1. Президент – глава государства и правительства;

2. Президент обладает широкими полномочиями;

3. Президент назначает членов правительства;

4. Правительство ответственно перед президентом;

5. Президент обладает правом вето на законы парламента и может самостоятельно издавать нормативные акты;

6. Президент может распустить парламент.

Признаки смешанной республики:

1. Есть сильный парламент и президентская власть;

2. Есть премьер-министр, наделенный широкими полномочиями;

3. Президент не является главой государства;

4. Правительство формируют президент и парламент;

5. Правительство ответственно перед президентом и парламентом.

Термин «нетипичная» форма правления» отражает процессы сокращения и исчезновения «чистых» форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны к жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Демократизация, как глобальная тенденция, открыла доступ ранее политически бесправному населению к процессу принятия решений и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной власти.

· Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

· Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).

· Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

Единоличная власть Ивана III

Понятие «самодержавец» стало применяться к русским правителям, как только к власти пришёл московский князь Иван III. Поддержку народа он получил, поскольку в этот период формирование Русского государства было завершено. Благодаря завоевательным походам территорию удалось увеличить практически в два раза. К Москве были подчинены новые княжества (Тверское, Ростовское, Ярославское) и Вятская земля.

После выхода страны из Ливонской войны люди активно начали осваивать сибирские территории. Наконец-то удалось освободиться от монголо-татарского ига, под властью которого государство находилось более двухсот лет. Это значит, что люди становились свободными и могли самостоятельно определять, как они хотят дальше жить.

Важно отметить, что на первых этапах понятие «самодержец» имело несколько иное значение. Термин применяли лишь для того, чтобы провозгласить независимость царской власти от какой-либо другой

Таким образом, на рубеже XVI—XVII вв. на Руси произошло окончательное установление новой формы правления — самодержавной монархии. Самодержцем мог быть один человек, на него не влияла никакая сторонняя власть.

Тема самодержавства кратко изучается в 7 классе. Чтобы лучше понять её, рекомендуется организовать урок в форме рассуждений и погрузиться в философию этого вопроса. В роли философов должны выступать ученики.

Происхождение термина

Впервые в истории России понятие “самодержец” стал использовать Иван III в своем титуле. Это произошло в конце XV века после его свадьбы с Софьей Палеолог. Такой брак давал право на преемственность царства Русского от Византии, а значит и от Рима, ведь себя византийцы считали римлянами (ромеями). На рубеже XV-XVI века понятие “самодержец” означало независимость его носителя от других правителей.

Рис. 1. Самодержавие.

Во второй половине XVI века, по мере централизации государства, термин “самодержавие” стал означать неограниченную власть монарха. К причинам усиления самодержавия в XVI веке следует отнести:

  • Личные качества правителей. В основном это были сильные и волевые люди, кроме последнего из Рюриковичей, за которого государством фактически руководил Борис Годунов.
  • Иностранное влияние. Со стороны Византии и Золотой Орды. В первой власть была императорская, во второй – ханская.
  • Вотчинные традиции в северо-восточной части бывшего древнерусского государства.
  • Участие в деле объединения русских земель широких слоев общества – духовенства, боярства, служилого дворянства и земских людей.

В начале XVIII века, в годы царствования Петра I, определение “самодержавие” стало ассоциироваться с европейским абсолютизмом. В начале XIX века данная форма правления подвергалась критике и часто публицисты сравнивали самодержавие с деспотизмом.

Рис. 2. Петр I.

Имперская судьба

Вовсе не царь-модернизатор Пётр Великий, титуловавший Россию империей, сделал её таковой. По своей сути империей Россия стала гораздо раньше и, по мнению многих ученых, продолжает ею оставаться. Это продукт сложного и длительного исторического процесса, когда происходило становление, выживание, укрепление государства.

Имперская судьба нашей страны принципиально отличается от других. В общепринятом смысле Россия колониальной державой не являлась. Экспансия территорий происходила, но она не была мотивирована, как у западных стран, экономическими или финансовыми устремлениями, поисками рынков сбыта и сырья. Она не делила свои территории на колонии и метрополию. Напротив, экономические показатели практически всех «колоний» были гораздо выше, чем у исторического центра. Образование и медицина были всюду одинаковы. Здесь уместно вспомнить 1948 год, когда англичане покидали Индию, оставив там менее 1% грамотных аборигенов, причём не образованных, а просто знающих буквы.

Территориальную экспансию всегда диктовали безопасность и стратегические интересы — вот где главные факторы возникновения Российской империи. Причём войны происходили очень редко за обретение территорий. Всегда существовал натиск извне, да и теперь ещё существует. Статистика говорит, что в 16 веке мы воевали 43 года, в 17 — уже 48, а в 18 — все 56. XIX век был практически мирным — только 30 лет провела Россия на поле брани. На западе мы всегда воевали либо как союзники, вникая в чужие «семейные ссоры», либо отражали агрессию с запада. Ни на кого первыми не нападали никогда. Видимо сам факт появления таких огромных территорий, вне зависимости от средств, путей, причин формирования нашего государства, будет неизбежно и постоянно порождать проблемы, поскольку здесь говорит сама природа имперского существования.

Исследование вопроса при советской власти

Только в 1940 году прошла первая дискуссия в Академии наук, посвящённая вопросу определения государственного строя, который предшествовал абсолютной монархии Петра Великого. А ровно через 10 лет проблемы абсолютизма обсуждались в МГУ, на его историческом факультете. Обе дискуссии показали полную несхожесть в позициях историков. Специалистами по государству и праву понятия абсолютизма и самодержавия вообще не разделялись. Историки же различие видели и чаще всего эти понятия противопоставляли. И что значит самодержавная монархия для России сама по себе, учёные так и не договорились.

К разным периодам нашей истории они применяли одно и то же понятие с разным содержанием. Вторая половина XV века — окончание вассальной зависимости от золотоордынского хана, и только свергнувший татаро-монгольское иго Иван Третий назывался первым настоящим самодержцем. Первая четверть XVI века — самодержавие трактуется как единодержавие после ликвидации суверенных княжеств. И только при Иване Грозном, по мнению историков, самодержавие получает неограниченную власть государя, то есть неограниченную, самодержавную монархию, и даже сословно-представительная компонента монархии никак не противоречила неограниченности власти самодержца.

Становление самодержавия на Руси

Государственность и форма правления являются сложными компонентами социальной жизни людей. На каждое преобразование оказывает влияние множество факторов. Основные причины становления правовой самодержавной формы правления на Руси:

  1. Морально-этические взгляды народа. Он считал, что нормальное развитие государства возможно, только если вся власть будет находиться в руках самодержца.
  2. Люди долгое время жили под царизмом монголо-татарского ига, что не могло не отобразиться на процессе формирования государственности. В течение двух веков русские князья жили по имперским традициям и были обязаны беспрекословно подчиняться неограниченной власти хана Золотой орды.

От Петра Первого

Самодержавная монархия — это абсолютная монархия. Но, несмотря на то, что уже во времена Петра Великого понятие русского самодержавия практически полностью отождествлялось с понятием европейского абсолютизма (сам термин этот у нас не прижился и не употреблялся никогда). Напротив, российская власть позиционировалась как православная самодержавная монархия. Феофан Прокопович в Духовном регламенте уже в 1721 году написал, что власти самодержавной сам Бог повиноваться повелевает.

Когда появилось понятие суверенного государства, понятие самодержавия ещё более сузилось и обозначало только внутреннюю неограниченную власть, которая опиралась на её божественное происхождение (помазанник Божий). К суверенитету это уже переставало относиться, и последнее использование термина «самодержавие», которое подразумевало суверенитет, случилось при правлении Екатерины Великой.

Такое определение самодержавной монархии сохранялось до самого конца царского правления в России, то есть до февральской революции 1917 года: российский император был самодержцем, а государственный строй — самодержавием. Свержение самодержавной монархии в России в начале 20 века произошло по вполне понятным причинам: уже в XIX веке эту форму правления критики открыто называли властью самодуров и деспотов.

Чем же отличается самодержавие от абсолютизма? Когда между собой спорили западники и славянофилы ещё в начале XIX века, они выстроили несколько теорий, разводящих понятия самодержавия и абсолютизма. Остановимся подробнее.

Славянофилы противопоставляли раннее (допетровское) самодержавие с послепетровским. Последнее считали абсолютизмом бюрократического толка, вырожденной монархией. В то время как раннее самодержавие считали правильным, поскольку оно органически объединяло государя и народ.

Консерваторы (в том числе Л. Тихомиров) такое разделение не поддерживали, считая, что и послепетровская российская власть значительно отличается от абсолютизма. Умеренные либералы разделяли допетровское и послепетровское правление по принципу идейности: основа на божественности власти или на идее общего блага. В итоге, что такое самодержавная монархия, историки XIX века так и не определили, поскольку во мнениях не сошлись.

Предпосылки и причины кризиса царской власти

В 1894 г. Российский престол переходит к консервативно настроенному, лишенному свойственного описываемой эпохе стремления к демократическому, справедливому управлению страной, императору Николаю II.  Либерально настроенная общественность рассчитывала на продолжение царем курса реформ, но единственное, что позволил император – это провести денежную реформу (1897 г.). Сторонником реформ был и министр финансов Витте С.Ю., но император более всего прислушивался к советам министра внутренних дел Плеве В.К., что не оставляло либералам надежды на возвращение власти к идее реформирования.

Гибель Плеве В.К. от рук эсеров окончательно отвратила императора от реформ. 12 декабря 1904 г. Николай II обнародует Указ о незыблемости самодержавия. Этот документ вызывает негодование в обществе. Отсутствие обещанных аграрных и политических реформ стало основной причиной назревающей революции. Представители либерального движения («Союз земцев-конституционалистов», «Союз освобождения») встали в оппозицию к действующей царской власти.

Основными причинами кризиса царской власти рассматриваемого периода становятся:

  • самодержавная форма правления;
  • отказ от предоставления политических свобод основной массе населения;
  • неприятие царем самой идеи народного представительства;
  • поражение в войне с Японией.

Все это становится причиной народных выступлений, вылившихся в революцию 1905 г.

Протоиерей Андрей Ткачев. О последнем Государе

Администратор сайта — 16 июля, 2016 — 20:57

Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович, Самодержец Всероссийский. Художник: Борис Кустодиев. 1915 г.

Второе десятилетие XXI века обещает пройти под знаком интереса к имени и страданию последнего русского Царя Николая и его семьи. Опять разговоры в прессе, интерес к останкам, экспертизы, споры и прочее. Это хорошо, поскольку человек забывчив: события прошлого года при нынешнем переизбытке информации он помнит с трудом. Тем более события вековой давности для него подобны ровесникам египетских пирамид. Но Государя Николая забывать нельзя. Всё без малого столетие, протекшее со дня его убийства, прошло под знаком именно этого злодеяния. Осмеянный и оболганный, кажущийся проигравшим, государь-мученик должен войти во всенародное сознание как один из ближайших Небесных помощников.

Итак, опять экспертизы, сомнения в подлинности останков, газетная полемика. Действительно, при всей любви народа к мощам святых угодников, при всем почитании Царя-мученика, Петропавловский собор Петербурга не стал местом паломничества. Ганина яма – да. Екатеринбургский собор «на крови» с местом расстрельной комнаты – да. А Питерские останки – нет. То ли народный дух сомневается в чем-то, то ли время не пришло. Надо или развеять сомнения, или дать новые ответы на старые вопросы. И в этом отношении у меня есть одна мысль.

Мысль простейшая. Нужно попросить самого венценосного мученика откликнуться на наши недоумения, подать знак или голос, как это бывает со святыми. Мы зовем, они слышат. Мы просим, они исполняют просимое. Стоит по разным храмам (может, и всем вообще без исключения) нашей земли пропеть акафист, отслужить молебен, совершить бдение и навострить ухо. Не будет ли от Небес ответа?

Андрей Безруков: «Противники Трампа не смирились – они будут «раскачивать лодку»

Андрей Киселев — 7 февраля, 2017 — 16:26

В США можно выделить шесть элит: финансовую, индустриальную, военную, медийную, интеллектуальную и административно-бюрократическую. Ведущая элита, которая правила балом последние 25 лет и даже несколько дольше, — это финансовая элита. Ее интересы глобальны. Она выросла и строила весь свой бизнес на глобализации. Это значит, что доминирование в мире американской глобальной финансовой системы создало нынешнюю структуру глобализации. Она построена на вывозе дешевого американского капитала. Он дешевый, поскольку они сами печатают доллары. Этот капитал вывозился в другие страны, там вкладывался в проекты, с него снималась прибыль.

Другая элита США — не скажу, что противостоит финансовой, но, скажем так, — кормится из другой кормушки. Это индустриальная элита, люди, которые на территории США что-то производят. Причем производят конкретные продукты. Конечно, границы этих элит где-то сливаются, но тем не менее эти две группы достаточно четко можно различить. Индустриальная элита хочет инвестиций прежде всего в самих США. Потому что когда капитал уходит и начинает кормить потенциальных конкурентов, то это представляет опасность, что конкуренты сравняются с самими США.

Происхождение и основные черты

В исторических источниках вопрос о появлении термина «самодержавная республика» изучается при детальном исследовании причин его возникновения, под влиянием которых он смог преобразоваться в единую политическую форму. Ещё в XVI веке московские историки пытались найти ответ, откуда пошли первые цари-самодержцы. Относя это событие к далёкому прошлому, они начали искать истоки в предшествующих веках (начиная с правления Владимира Красное Солнышко) и им удалось найти некоторые ответы.

Возникновение термина

Впервые слово «самодержец» в истории появилось, как только Иван III стал использовать его в своём титуле. Это событие произошло в конце XV века, после того как царь сочетался законным браком с Софьей Палеолог. Он получил полное право на преемственность Русского царства от Византии. В XV—XVI вв. термин «самодержавие» расшифровывался как независимость провозглашённого самодержца, что было отличием от всех остальных правителей.

Во второй половине XVI века у понятия появилось другое определение — абсолютная власть монарха. У оформления самодержавной власти было несколько причин, в их числе:

  1. Личная заслуга монарха. Чаще всего правители были сильными людьми, способными отстоять интересы своего государства.
  2. Влияние Золотой орды и Византии, в них была провозглашена ханская и императорская власть.
  3. Наследие древнерусского государства.
  4. Активное участие духовенства и интеллигенции в процессе объединения русских княжеств.

Понятие и признаки

Много лет вся полнота власти сосредотачивалась в руках одного человека. Изначально монарх называл себя царём, чуть позже появился термин «император». В соответствии с историческими данными правление в России по своим признакам отличалось от классических форм в других европейских государствах.

Чтобы дать правильную характеристику правлению, сформировавшемуся ещё в Древней Руси, лучше всего использовать термин «самодержавие». Эта идеология была выбрана в связи с тем, что она полностью отвечала взглядам, сформировавшимся в обществе. Люди не принимали разделение власти и выделение отдельных представительных органов. Историки объясняли это тем, что в то время политика никогда не была открыта для народа.

Конец XIX века

Теперь венценосные потомки самодержца Петра Великого были уже гораздо сильнее ограничены в своих действиях. Сложилась управленческая традиция, считавшаяся с факторами общественного мнения и определёнными законоположениями, которые касались не только области прерогатив династических, но и общего гражданского права. Монархом мог быть только православный из династии Романовых, состоящий в равнородном браке. Правитель был обязан по закону 1797 года при вступлении на престол назначить наследника.

Ограничивали самодержца и управленческая технология, и порядок издания законов. Отмена его распоряжений требовала особого законодательного акта. Царь не мог лишать жизни, имущества, чести, сословных привилегий. Он не имел права вводить новые налоги. Даже не мог никого облагодетельствовать просто так. Для всего необходимо было письменное распоряжение, которое оформлялось особым образом. Устное распоряжение монарха законом не являлось.

Кавелин и Соловьёв

Однако лишь когда в исторических исследованиях появилась идея изучения развития всех сторон жизни всех слоёв общества, вопрос самодержавной монархии был поставлен методологически правильно. Впервые отметили такую необходимость К. Д. Кавелин и С. М. Соловьёв, определив главные моменты развития власти. Именно они прояснили, как происходило укрепление самодержавной монархии, обозначив этот процесс как вывод из формы родового быта в государственную единодержавную власть.

Например, на севере существовали особые условия политической жизни, при которых само существование образования было обязано только князьям. Южнее условия были несколько другими: распадался родовой быт, перейдя к государственности через вотчинность. Уже Андрей Боголюбский был неограниченным владельцем собственных имений. Это яркий тип вотчинника и полновластного хозяина. Именно тогда появились первые понятия о государе и подданстве, о самовластье и подручничестве.

Соловьёв в своих работах много написал о том, как происходило укрепление самодержавной монархии. Он указывает длинный ряд причин, которые вызвали появление единодержавия. Прежде всего, нужно отметить монгольское, византийское и прочие иноземные влияния. Объединению русских земель содействовали практически все классы населения: и земские люди, и бояре, и духовенство.

На северо-востоке появились новые крупные города, где господствовало вотчинное начало. Это тоже не могло не создать особых бытовых условий для появления самодержавной монархии в России. И, конечно, огромное значение имели личные качества правителей — московских князей.

За счёт раздробленности страна становилась особенно уязвимой. Войны и междоусобицы не прекращались. И во главе каждого войска практически всегда стоял князь. Они постепенно учились выходить из конфликтов посредством политических решений, успешно разрешая и свои планы. Именно они изменили историю, уничтожили монгольское иго, выстроили государство великое.

Литература

  • Белов. Об историческом значении русского боярства. — СПб., 1886.
  • Вешняков. О причинах возвышения Московского княжества. — СПб., 1851.
  • Дьяконов. Власть московских государей. — Гл. I—V. — 1889.
  • Жданов, И. Повести о Вавилоне; Сказание о князех Владимирских. — Гл. VI. — 1891.
  • Забелин, И. Е. Взгляд на развитие московского единодержавия. // Исторический вестник. — 1881. — № 2—4.
  • Ключевский, В. О. Избранные лекции «Курса русской истории». / Сост. Н. А. Мининков. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 672 с. — ISBN 5-222-02651-5
  • Сергеевич, В. И. Как и из чего возникла территория Московского государства // Новь. — 1886, январь, кн. 2, и февраль, кн. 1
  • Сергеевич, В. И. Вольные и невольные слуги московских государей // Наблюдатель. — 1887. — № 2—3.
  • Сергеевич, В. И. Юридические древности. — Т. I.
  •  — Репринтное воспроизведение: М.: Феникс, 1991. — 512 с. — ISBN 5-7652-0009-5.
  • Соловьёв, С. М. Взгляд на историю установления государственного порядка в России. / Сочинения. — СПб., 1882.
  • Тихомиров, Л. А. Монархическая государственность. — М.: Облиздат, Алир, 1998. — 672 с. — ISBN 5-89653-012-9.

Торжество нашего Православия.

Александр из Од. — 9 марта, 2017 — 12:49

5-го марта 2017(н.ст.) наша Русская Православная Церковь согласно своему календарю праздновала не совсем обычный праздник, именуемый как Торжество Православия.
Это празднование победы Добра над злом, победы Истины над ложью и Света над тьмой. Весьма пафосные утверждения и это весьма характерно для нас. Мы (русские) – чрезвычайно пафосный народ. Пафос, в переводе с греческого языка, означает – страсть, порыв, энтузиазм. Вот не любим мы половинчатости, компромиссов и какой-то недорешенности. Мы люди экстремальные – «стрелять, так стрелять, а уж гулять, так гулять»!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector