Форма государственного правления
Содержание:
- Формы монархии. Абсолютная и ограниченная монархия. Примеры стран
- Версии о происхождении названия должности
- Презентация на тему: » Государство — организация верховной власти, стоящей над обществом.» — Транскрипт:
- Исторические титулы государств
- Прекращение полномочий
- Высший законодательный орган
- Функции верховной власти
- Субъект, объект и источник власти. Компоненты власти
- Ключевые признаки верховной власти
- Теории происхождения власти
- Круг полномочий
- Власть: источники, виды, легитимность
Формы монархии. Абсолютная и ограниченная монархия. Примеры стран
Монархия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит пожизненному правителю (царю, королю, императору) и передается по наследству.
Монархия может быть абсолютной и ограниченной.
Абсолютная монархия — это государство, где вся полнота власти принадлежит монарху. Его полномочия не ограничены ни конституцией, ни парламентом. Монарху полностью подотчетны и подконтрольны правительство и другие органы исполнительной власти.
Ограниченная монархия бывает дуалистической и парламентской в зависимости от того, насколько ограничена власть короля.
Парламентская или конституционная монархия означает, что законодательная и исполнительная власть не подчиняются правителю. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.
Правительство ответственно перед парламентом, а не перед королем.
Власть монарха определена конституцией и другими законами.
Дуалистическая монархия — это государство, где монарх обладает небезграничными, но все равно обширными полномочиями.
Исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная — парламенту. Монарший двор формирует правительство, король может распустить парламент и наложить вето на любой принимаемый закон.
Версии о происхождении названия должности
Российский историк В. В. Журавлёв, анализируя различные подходы к вопросу о происхождении титула «Верховный Правитель», принятого адмиралом А. В. Колчаком, пришёл к выводу, что однозначного ответа на этот вопрос в исследовательской литературе не существует, «причём именно неясность его генезиса составляет основное затруднение на пути интерпретации его идеологической нагрузки».
Некоторые исследователи (В. Ж. Цветков, А. Б. Зубов) высказывали мнение, что понятие «Верховный Правитель» являлось не новацией, а категорией Основных законов Российской империи.
Историк В. Ж. Цветков обратил внимание на то, что согласно статьям 41-й, 42-й и 43-й Основных законов Российской империи несовершеннолетнему Наследнику на случай вступления на Престол производилось назначение Правителя и Опекуна, «в одном лице совокупно» или «в двух лицах раздельно». После акта непринятия Престола Михаилом Александровичем носителем временной верховной власти оказалось Временное правительство, а так как Уфимское Государственное Совещание заявило о своей правопреемственности в отношении Временного правительства, то, следуя принципам фактического правопреемства, Колчак получил статус «Правителя» от всероссийской власти, выраженной Советом министров Временного Всероссийского правительства
Таким образом Колчак номинально становился регентом — Правителем государства при вакантном Престоле, до тех пор, пока новоизбранное Учредительное Собрание не решит вопрос о форме правления и не вручит власть избранному лицу или органу. Титул «Верховный Правитель», по мнению Цветкова, правильнее отождествлять с Престолоблюстителем, но не как с лицом, «занимающим» Престол. Схожий статус имела и должность «Временного Президента» в разработанном накануне созыва Всероссийского Учредительного собрания осенью 1917 г. «Положении о Временном Президенте» (законопроекте «Об организации временной исполнительной власти при Учредительном Собрании…»), в задачи которого входили бы выражение внутри- и внешнеполитического курса и защита государственного суверенитета до окончательного утверждения основ политической системы российской Конституантой.
Генерал-лейтенант Д. В. Филатьев писал в своих воспоминаниях об этом:
Показательно, как сам Колчак оценивал своё новое положение Верховного Правителя. В письме в Париж своей супруге С. Ф. Колчак от 15 октября 1919 г. он писал:
Презентация на тему: » Государство — организация верховной власти, стоящей над обществом.» — Транскрипт:
1
Государство — организация верховной власти, стоящей над обществом
2
Признаки государства Единая территория Суверенитет Аппарат управления Система налогов Система законов Гражданство Символы государства
3
территория земля Территориальные воды недра Воздушное пространство
4
суверенитет Внутренний (верховенство государственной власти внутри страны) Внешний (независимость в международных отношениях
5
Аппарат управления президент Федеральное собрание Правительство РФ Суд
6
Гражданин Человек, имеющий правовые отношения с государством, права и обязанности, закреплённые в законах и охраняемые государством
7
Гражданин имеет право Принимать участие в управлении государством Выбирать представителей в органы власти Высказывать собственную точку зрения по важным проблемам для страны на референдуме (всенародном голосовании)
8
Гражданство 1.По рождению оба или единственный родитель имеют гражданство России независимо от места рождения ребёнка один из родителей – гражданин России, другой – гражданин иностранного государства, но при этом ребёнок родился на территории России родители ребёнка, находящегося на территории России, неизвестны и не объявляются в течение шести месяцев с момента обнаружения ребёнка
9
Гражданство 2. В результате приёма в гражданство По личному желанию человека, которому исполнилось 18 лет и который в течение пяти лет живёт в России
10
Флаг Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней белого, средней синего, нижней красного цветов. Федеральный конституционный закон о флаге Российской Федерации Федеральный конституционный закон о флаге Российской Федерации
11
Герб Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Федеральный закон о гербе РФ Федеральный закон о гербе РФ
Исторические титулы государств
Форму государственного правления нужно отличать от титула государства. Особенно интересны титулы монархий, в них иногда отражается не только форма правления, но и историческое название титула монарха. Это сегодня эти титулы просто формальны, а в прошлом они давали представление о положении государства в иерархии монархий. При анализе названия монархического государства необходимо быть внимательным с его переводом. Так, принцество (principality) на русский язык обычно переводится как княжество, а маликство — как королевство.
Титул императора сохранился только у японского монарха. Помимо типичных для Европы королевств с эпохи феодальной раздробленности на политической карте сохранялись и суверенные образования формально иерархически более низкого уровня — принцества, герцогства, княжества и графства. Некоторые из них (Лихтенштейн, Монако, Люксембург) сохранились до сих пор. Формально называет себя принцеством и Андорра, однако в данном случае это название говорит не о внутренней структуре, а о внешней зависимости страны (кондоминиумной Франции и Испании).
Западноевропейская система титулов сопоставима с арабо-мусульманской, только если в Европе отправным стал титул Римской империи, то на Ближнем Востоке таким был статус Арабского халифата. После формирования Османской империи ее лидеры переняли титул главы старого образования, и турецкое государство было халифатом до XX в. С тех пор единый халифат остается лишь мечтой некоторых мусульман. Возникшие в частях арабского и османского халифатов мусульманские королевства носят титул маликств (Бахрейн, Иордания, Саудовская Аравия, Марокко). Как и в Европе, в мусульманском мире были феодальные образования субнационального уровня — султанаты, эмираты и шейхства. Некоторые из них получили суверенитет и сохраняются на современной политической карте мира либо в качестве отдельных государств (султанаты Бруней и Оман, эмираты Катар и Кувейт), либо в составе союзных федераций (султанаты Малайзии, эмираты ОАЭ).
Еще один титул имперского уровня, сохранявшийся до недавнего прошлого — шахиншахство — был до исламской революции 1978—1979 гг. в Иране. Он восходит к эпохе древнеперсидского государства и равнозначен титулу падишахства, который носило Могольское государство в Индии до британской колонизации. В составе государств с персидской системой были также феодальные образования субнационального уровня — сатрапии, шахства, эялеты и др., но до наших дней суверенные образования с такими титулами не сохранились. В прошлом остались также русско-славянская (Великое княжество Киевское, Болгарское царство) и тюркско-монгольская системы (Хазарский каганат, Золотая Орда или Улус Джучи, Хивинское ханство, Казахские жузы).
Титулы республик не отличаются такой пестротой, однако и они иногда отражают политическую эволюцию государства, чаще всего его идеологическую ориентацию. Можно выделить следующие повторяющиеся расширительные названия республик:
- демократическая республика (Конго, Восточный Тимор, Непал, Сан-Томе и Принсипи, Шри-Ланка, Западная Сахара);
- народная (или социалистическая) республика (Китай, Вьетнам);
- народно-демократическая республика (КНДР в Северной Корее, ЛНДР в Лаосе, АНДР в Алжире);
- федеративная республика (Бразилия, Германия, Нигерия, Эфиопия);
- исламская республика (Афганистан, Мавритания, Пакистан, Иран).
Существовали попытки предложить альтернативный монархическому или республиканскому титул государства. Так, Ливия времен М. Каддафи именовалась джамахирией, а Гайана называется Кооперативной Республикой. В обоих случаях такие титулы должны подчеркнуть реализацию в политических системах этих стран альтернативной модели государственного устройства.
Прекращение полномочий
Угловой бланк официальных писем Верховного Правителя и Верховного Главнокомандующего адмирала А. В. Колчака
24 июня 1919 года заместителем Верховного Главнокомандующего в целях «обеспечения непрерывности и преемственности верховного командования» был назначен Главнокомандующий Вооружёнными силами на Юге России генерал-лейтенант А. И. Деникин.
В начале декабря 1919 года А. В. Колчак поднял перед своим правительством вопрос об «отречении в пользу Деникина». 22 декабря Совет министров Российского правительства принял следующее постановление: «В целях обеспечения непрерывности и преемства всероссийской власти Совет министров постановил: возложить обязанности Верховного Правителя на случай тяжкой болезни или смерти Верховного Правителя, а также на случай отказа его от звания Верховного Правителя или долговременного его отсутствия на Главнокомандующего Вооружёнными силами на Юге России генерал-лейтенанта Деникина».
4 января 1920 года А. В. Колчак издал в Нижнеудинске указ, которым «ввиду предрешения… вопроса о передаче верховной всероссийской власти Главнокомандующему Вооружёнными силами на Юге России генерал-лейтенанту Деникину, впредь до получения его указаний, в целях сохранения на нашей Российской Восточной Окраине оплота государственности на началах неразрывного единства со всей Россией» предоставлял «всю полноту военной и гражданской власти на всей территории Российской Восточной Окраины, объединённой российской верховной властью», генерал-лейтенанту Г. М. Семёнову.
Как свидетельствует в своих мемуарах сам Деникин, в обстановке тяжёлых поражений Вооружённых сил Юга России и политического кризиса он счёл совершенно неприемлемым «принятие соответственного наименования и функций» и отказался от принятия титула Верховного правителя, мотивируя своё решение «отсутствием официальных сведений о событиях на Востоке».
4 апреля 1920 г. Деникин под давлением генералитета был вынужден передать пост Главнокомандующего ВСЮР (вскоре после этого преобразованных в Русскую армию) генерал-лейтенанту барону П. Н. Врангелю и в тот же день отбыл в Англию. Врангель принял назначение и издал приказ о вступлении в должность. 6 апреля заседавший в Ялте Правительствующий Сенат издал указ, в котором заявил, что «новому народному вождю» отныне «принадлежит вся полнота власти, военной и гражданской, без всяких ограничений». 11 апреля П. Н. Врангель принял титул «Правителя и Главнокомандующего Вооружёнными силами на Юге России».
Летом 1920 года А. И. Гучков обратился к Деникину с просьбой «довершить патриотический подвиг и особенным торжественным актом облечь барона Врангеля… преемственной всероссийской властью», однако тот отказался подписать такой документ.
Вскоре после эвакуации белых из Крыма, 5 апреля 1921 года в Константинополе был создан Русский совет при Главнокомандующем Русской армией под председательством П. Н. Врангеля, мыслившийся его создателями, как прообраз российского правительства в изгнании. Однако, им не удалось добиться признания его в таком качестве ни иностранными правительствами, ни даже другими эмигрантскими группировками. В итоге, 20 сентября 1922 года Русский совет прекратил свою деятельность.
1 сентября 1924 года распоряжением генерала Врангеля на базе структур Русской армии был создан Русский общевоинский союз — политическая организация, не претендующая на публично-правовые функции. На этом данная линия российской публичной власти завершается.
Высший законодательный орган
Высший законодательный орган — Верховный Совет СССР издавал законы, его Президиум — указы и постановления, народные комиссары — приказы и инструкции.
Высший законодательный орган — конгресс, состоящий из сената и палаты депутатов.
Высший законодательный орган ЧССР — Федеральное собрание, состоящее из Народной палаты и Палаты национальностей. Высший исполнительный орган — Федеральное правительство, ответственное перед Федеральным собранием.
Высшим законодательным органом ИСО является общее собрание представителей всех национальных организаций по стандартизации Членов-Комитетов. ИСО и определяет ее политику.
Высшим законодательным органом Урало-Волжского штата будет центральный Совет представителей рабочих, солдат и крестьян штата, избранный на национально-пропорциональных началах.
Попытки провести через высшие законодательные органы РФ законопроект, посвященный охране научных достижений, также успеха не имели.
Общее управление финансами осуществляет высший законодательный орган власти — Федеральное Собрание — парламент РФ, состоящий из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Принимаемые Федеральным Собранием законы ( закон об утверждении федерального бюджета, налоговое законодательство, хозяйственное законодательство) создают нормативную основу функционирования всей институциональной финансовой системы.
Верховный Совет СССР является высшим законодательным органом государственной власти. Он утверждает народнохозяйственные планы, госбюджет и основные принципы управления всеми отраслями народного хозяйства.
ЗАКОН ОБ АССИГНОВАНИЯХ — акт высшего законодательного органа об утверждении бюджетных ассигнований на данный финансовый ( бюджетный) год.
Федеральное собрание Российской Федерации является высшим законодательным органом государства, Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, контролирует их исполнение. Правительство Российской Федерации — высший исполнительно-распорядительный орган, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и указов Президента Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды и природопользования издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
ЗАКОН — юридический акт, принятый высшим законодательным органом РФ — Федеральным Собранием и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения.
Общее собрание членов биржи является ее высшим законодательным органом управления.
Не лучшим образом обстояло дело и в высшем законодательном органе ЦИК СССР. Об этом, в частности, свидетельствуют материалы заседаний фракций ВКП ( б) в ЦИК СССР. Здесь предварительно обсуждались вопросы, выносимые на заседания сессий ЦИК СССР.
Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти.
Запрещала королю издавать законы без согласия сейма как высшего законодательного органа власти.
Функции верховной власти
Верховная власть не представляет собой группу отдельно взятых полномочий, у неё есть связующее единство, так как верховная власть едина, как и само государство. Власть государства, благодаря его самостоятельности, может реализовываться во многих областях общественной жизни человека и прибегать к разного рода господству на людьми. Однако можно обозначить самые важные функции верховной власти и разграничить их разные формы, где она демонстрирует свою деятельность.
Таких функций три:
- законодательная;
- судебная;
- правительственная.
Законодательной деятельностью верховной власти определяется установление определенных юридически обоснованных норм, определяющих порядок жизнедеятельности страны.
Судебной деятельностью является охрана от нарушения юридических норм и законов.
Правительственная деятельность верховной власти заключается в исполнении норм, указанных в законах, а также в разрешении вопросов не предусмотренных законодательством. Данная деятельность является необходимой, так как даже при развитом законодательстве, закон всего предусмотреть не может.
Субъект, объект и источник власти. Компоненты власти
-
Субъект власти — это тот, кто осуществляет власть. Человек, группа, организация, мировое сообщество и т.п.
-
Объект власти — это тот, кто выполняет веления власти. Индивид, группа, класс и т.п.
-
Функции власти — это задачи, которые она выполняет. К функциям власти относятся господство, руководство, контроль, координация, организация и т.п.
-
Источник власти — это то, что дает ей действенность. Источником власти может быть авторитет, сила, закон, богатство, харизма и др.
-
Основания власти — это фундамент, опора власти. Это может быть экономическая и социальная база, юридические, административно-силовые, культурные основания.
-
Ресурсы власти — это все то, что субъект власти может использовать для влияния на других. К ресурсам власти относятся принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх etc.
Ключевые признаки верховной власти
Вытекая из самого определения государства и взаимоотношений верховной власти с другими представителями политического союза, признаками верховной власти являются:
- единство;
- полнота и неограниченность;
- постоянство и непрерывность.
Верховная власть в государстве — единая. Это понятие исходит из понятия о государстве как едином целом. При наличии двух волеизъявлений, противоречащих друг другу, каждое будет принадлежать не единому государству, а только его части, а это значит, что каждая часть будет определять отдельное государство. Подобное случается в сложных государственных строях, когда верховная власть распределяется между отдельными областями и единым союзом. В случае, если отличные, но зависящие друг от друга воли объединяются соглашением, то последнее и будет являться верховной волей. В таком случае совокупность органов обладает верховной властью.
Государственная власть, организованная должным образом, для реализации своих функций всегда обладает объединенными задачами, целями и направлениями работы, которые полагаются на задачи и цели, имеющиеся перед державой и живущем в ней населением. Также единство государственной власти выражается еще и наличием единого источника в качестве главенствующей группы общества, интересы и волю которых она в первую очередь выражает.
Для достижения данных задач и целей требуется единство и согласованность всех органов и звеньев системы государственной власти и их координации. Для этого нужен единственный управленческий центр, работающий над согласованностью и связью между разнообразными государственными структурами, а также определяющий и контролирующий правовое, организационное и функциональное единое звено в организации работы государственного аппарата.
Верховная государственная власть распространяется на всю территорию, обозначенную определенными границами, государства и является везде в ней присущей.
Являясь звеном законов, характеризующих обязанности и права населения, данная власть считается абсолютной и не подвергается нарушению, ей необходимо полностью подчиняться. В государстве должна отсутствовать любая другая власть, которая не контролируется и не подчиняется верховной.
Как неотъемлемый атрибут государства, верховная власть характеризуется, в том числе, постоянством и непрерывностью. Имеется в виду, что суть власти всегда непрерывна, хоть и физические лица, обладающие ею, могут меняться, то есть на последователя от предшественника переходят все права и обязанности.
Неограниченностью верховной власти является то, что обладатель данной власти полностью подчинен ей с юридической точки зрения. Юридическое повиновение иному внешнему проявлению силы, например другому государству, указывает на переход к этой силе верховной власти. Верховная власть является властью государственной, и она не зависит ни от какой иной власти.
Верховная власть в государстве постоянна и непрерывна. Если в государстве прекращает существовать верховная власть, это может означать исчезновение данного государства, то есть потерю им независимости. Устранение прежнего государственного правления возможно лишь революционным путем, а не эволюционным, и будет означать смену типа верховной власти, то есть учреждения нового государственного строя.
Теории происхождения власти
Власть — ключевой политический институт. Как считается, он возник одновременно с появлением общества. Есть разные представления о происхождении власти:
-
Классовая (марксистская) концепция гласит, что власть — это господство экономически доминирующего класса над другими классами. Например, при феодализме — доминирование феодалов над крестьянами, при капитализме — доминирование капиталистов над рабочими.
-
Элитарная концепция сводится к тому, что власть — это отношения между господствующим меньшинством и подчиненными большинством.
-
Структурно-организационная концепция гласит, что власть порождается самой иерархической структурой политической жизни, которая подразумевает подчинение низших уровней высшим.
-
Поведенческая концепция объясняет природу власти тем, что стремление к власти — это доминирующая часть человеческой психики.
Круг полномочий
Полномочия Верховного правителя во многом копировали российское дореволюционное законодательство. По статье 47-й Свода основных законов, «Правителю Государства полагался Совет Правительства; и как Правитель без Совета, так и Совет без Правителя существовать не могут». Согласно статье 48-й, членов Совета назначал сам Правитель. В компетенцию Совета подпадали «все без изъятия дела, подлежащие решению самого Императора и все те, которые как к Нему, так и в Совет Его поступают» (по статье 50-й — все дела, касающиеся направления внутренней и внешней политики). Согласно статье 51-й, «Правитель имеет голос решительный» при обсуждении всех вопросов.
По «Конституции 18 ноября 1918 г.», законодательная власть и инициатива осуществлялись Верховным правителем и Советом министров «совокупно». Совмину вменялось проводить предварительные обсуждения всех законов, и без его санкции не мог вступить в силу ни один закон. При этом Верховный правитель имел право «абсолютного вето». В случае отказа Верховного правителя от звания, долговременного отсутствия или «тяжкой болезни» его функции выполнял Совет министров (en corpore).
Власть: источники, виды, легитимность
Раздел ЕГЭ: 4.1. Понятие власти
Поскольку основной целью политической деятельности является достижение определённых интересов, а именно поддержание или изменение существующего общественного порядка, она невозможна без применения власти.
Власть — система взаимоотношений между людьми, в которой обязательными элементами выступают господство одних сил с подчинением и принуждением других.
ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ВЛАСТИ
Добиться власти значительно помогают следующие источники.
Право отдавать приказы устанавливается общественными нормами, как и обязанность подчиняться этим приказам.
Власть — абстрактное понятие, но её прямыми носителями становятся определённые политические структуры, которые принимают следующие формы:
- руководство;
- управление;
- господство;
- координация;
- организация;
- контроль.
Для того чтобы добиться своих целей, власть может использовать следующие ресурсы:
- волю;
- убеждение;
- манипуляцию;
- авторитет;
- насилие;
- право;
- поощрение;
- принуждение.
ВИДЫ ВЛАСТИ
Применение власти характерно для всех сфер жизни человека и общества. В соответствии с этим виды власти делятся внутри себя по некоторым характерным чертам.
⊕ По источнику власти:
- политика;
- экономика;
- религия;
- культура.
⊕ По участникам власти:
- государство;
- партия;
- церковь;
- семья.
⊕ По функциям органов власти:
- законодательная;
- исполнительная;
- судебная.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Наибольшее значение для общества играет политическая власть, поскольку она диктует волю большому количеству людей и влияет на мир в целом.
Политическая власть — публичная система взаимоотношений между людьми и политическими институтами, которая распространяется на всё общество.
⊕ Помимо основных признаков власти, политическая власть включает следующие дополнения:
- верховенство;
- публичность и безличность (все действия совершает от имени общества);
- моноцентричность (единый общегосударственный центр);
- легальность в использовании силы (в рамках закона возможно принуждение жителей страны к определённым действиям);
- многообразие ресурсов (экономические, информационные, принудительные).
⊕ По степени территориального охвата различают два вида политической власти:
- общественная (касается всего общества);
- местная (касается органов местного самоуправления, которые в РФ действуют совместно с государственной властью, но имеют собственные отличия).
⊕ Формы политической власти:
- партии;
- профсоюзы;
- международные организации.
ЛЕГИТИМНОСТЬ
Легитимность — добровольное признание людьми основных ценностей действующей власти. Только в случае поддержки значительной части населения власть в глазах людей считается правомерной и справедливой.
В начале XX в. учёным Максом Вебером была выдвинута теория, в которой он объяснил пути, откуда берёт своё начало политическая власть. Согласно этой теории сегодня выделяют три вида легитимной власти.
Харизматическая
Основа власти: Личные качества лидера. Отличительные черты: Политический лидер проявляет себя в периоды кризиса, «ведёт» за собой народ. Пример: Махатма Ганди, Наполеон Бонапарт.
Традиционная
Основа власти: Обычаи, вера, традиции. Отличительные черты: Крепкая власть, поскольку основана на привычке повиновения власти. Пример: Абсолютная монархия, отношения дворян и крестьян.
Легальная
Основа власти: Закон. Отличительные черты: Подчинение установленным правилам, несмотря на возможный внутренний протест. Пример: Подчинение директору вне зависимости от его личных и профессиональных качеств.
Смешанная
Смесь всех видов власти
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
Государственная власть — составляющая часть политической власти, которая действует на территории отдельно взятого государства. Её задача: постановка и решение государственных целей, а также руководство делами общества государственными органами путём принятия обязательных к исполнению актов. Государственную власть может осуществить сам народ (референдум, выборы), однако чаще это делают соответствующие органы.
Существуют три ветви государственной власти:
- законодательная (парламент, Федеральное собрание РФ);
- исполнительная (Правительство РФ, министерства РФ, федеральные службы);
- судебная (суд).
Все три ветви государственной власти ограничивают друг друга и не могут существовать раздельно.
Вы смотрели конспект «Власть: источники, виды, легитимность».
- Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.