Ðð¾ðºñð¼ðµð½ñ: ðð°ð½ð¸ñðµññ ð¾ ð½ðµð·ñð±ð»ðµð¼ð¾ññð¸ ñð°ð¼ð¾ð´ðµñð¶ð°ð²ð¸ñ
Содержание:
Опубликован манифест Александра III об укреплении самодержавной власти
Затем поднесена была его императорскому величеству меньшая корона, которую государь император возложил на главу своей августейшей супруги. После сего поднесены были его императорскому величеству порфира и алмазная цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Об этом торжественном мгновении народ был извещен колокольным звоном и 101 выстрелом из пушек и ответил громогласными кликами «ура»». Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученическою кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления.
Да ободрятся же пораженные смущением и ужасом сердца верных Наших подданных, всех любящих Отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской Власти. Цит. по: В. А. Твардовская. В нем только говорится, что надо побороть крамолу, подумать о воспитании детей, дружно помогать самодержавной власти. Золотницкий пришел сказать, что 5 министров подали в отставку: Лорис, Абаза, Николаи, Милютин и Набоков.
Приехал Е. В. Говорит, что Москва недовольна манифестом. Манифест сам по себе написан так, что его страшиться нечего. Высочайший манифест 29 апреля 1881 г., открывший правление Александра III, был принят вскоре после гибели от рук террористов императора Александра II и под впечатлением от этого события. Манифест, подписанный якобы вчера, чтобы не быть гатчинским, — а то бы нельзя угадать почему.
Современное положение
Пресечение прямой линии правящей династии Романовых в годы Гражданской войны сделало малоубедительными претензии на русский престол со стороны их родственников. Лишённые зримого образа возможного царя, сторонники восстановления самодержавия проводят время в дрязгах и бутафорских представлениях. Парадоксальным образом это никак не отразилось на современной привлекательности идеи самодержавия.
После развала СССР и прекращения насаждения коммунистической идеологии на территории Российской империи монархические настроения оказались достаточно выражены. Они не имеют вида какого-то политического движения или признанной общественной структуры. Распространённость их среди населения обусловлена внутренними мотивами. Им подвержена та часть населения, которая ощущает себя государственниками или русскими националистами. Самодержавие в их понимании является прежде всего инструментом построения или восстановления государства.
Разрушительные тенденции, оставленные в наследие предшественниками, с большим трудом преодолеваются современной российской властью. Для русских националистов самодержавие означает возврат к концепции русского национального государства. Пока что современное либеральное общество не способно предложить для них идеи, сравнимой по привлекательности с формулой «православие, самодержавие, народность».
Народная монархия Солоневича
Идея самодержавия пережила саму русскую монархию. На долю Ивана Солоневича выпало осмысление хода истории, обрушившего самодержавие. Что такое случилось со страной, внезапно сорвавшейся с якорей, удерживавших её сотни лет? Но восторжествовавший либерализм в коммунистическом обличье невероятно далёк от рекламированных идеалов. Манифест о незыблемости самодержавия следует рассматривать как исторический анекдот или предвидение? Солоневич переосмысливал монархическую идею уже с опытом советского человека. Всё обратилось в прах на его глазах — православие, самодержавие. Но утраченная реальность сделала более зримой саму идею.
Советская антитеза самодержавию наглядно демонстрировала примитивность и ущербность практического и идеологического багажа победителя. Солоневич ввёл понимание самодержавия как этапной фазы развития общества. Ставя во главу угла народность, самодержавие он осознавал как высшую форму народовластия, при которой доверие народа к верховной власти настолько высоко, что он бессрочно делегирует ей функции государственного устроения. Но сама верховная власть настолько ответственна перед народом, что не имеет целей выше, чем служение ему. Практическая реализация даже части идей Солоневича не могла произойти при его жизни. Он и не рассчитывал на это, обращая своё послание потомкам, пережившим ту смуту, которая выпала на судьбу его поколения.
Запад и Восток
С падением Римской империи период архаичных демократий закончился. На территории Западной и Восточной Европы началось формирование иерархических сообществ, прообразов будущих государств. Их основой стал слой военной аристократии, в среде которой подчинение военному вождю являлось безусловной ценностью и не ставилось под сомнение. Восточная традиция отдавала приоритет племенным вождям, способным объединить остальных вокруг своего клана. Несмотря на интересные различия, монархический принцип организации общества практически везде возобладал. Историки называют этот период Средними или Тёмными веками. Однако практически вся современная аристократия, имеющая немалый вес в политике современной просвещённой эпохи, происходит из тех времён и несёт на себе их отпечаток.
«СВЯЩЕННАЯ ДРУЖИНА»
Вскоре после смерти Александра II привилегированными сторонниками самодержавия 12 марта 1881 г. была создана «Священная дружина» — конспиративная организация для охраны особы царя и противодействия революционному террору. Создание этой организации С. Ю. Витте описывает в своих воспоминаниях. Узнав о покушении на Александра II, он пишет в северную столицу Р. А. Фадееву и подаёт идею о создании сообщества порядочных людей для охраны императора и борьбы с анархистами их же методами. Фадеев подхватил эту идею в Петербурге и через графа И. И. Воронцова-Дашкова передал письмо своего племянника царю. Непосредственными руководителями конспиративной организации придворной аристократии под названием «Святая дружина» в середине марта 1881 г. стали граф П. П. Шувалов, граф И. И. Воронцов-Дашков, московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков, начальник гвардейского штаба А. А. Бобринский, князь А. П. Щербатов, П. П. Демидов, известный более под именем князя Сан-Донато. В неё вошли и другие высокопоставленные лица, близкие ко двору, даже некоторые из великих князей. Тогда же в столице, на Фонтанке в доме графа П. П. Шувалова, Витте принёс присягу в верности этому сообществу. Он был назначен главным правителем «Дружины» в Киевском районе. Витте прилежно выполнял обязанности, возложенные на него дружиной. Она имела русскую и зарубежную агентуру, применяла провокации, стремясь сбить с толку революционеров и посеять недоверие их друг к другу. По её распоряжению Витте, например, ездил в Париж для организации покушения на известного революционного народника Л. Н. Гартмана, а также принимал участие в составлении некоторых изданий охранительного порядка. «Священная дружина» насчитывала 729 человек. Общество имело ряд отделений в провинциях: в Харькове, Киеве, Нижнем Новгороде и других городах.
Манифест о незыблемости самодержавия
Теперь подступили люди новые, во всяком случае с прямою и честною мыслью, которые не будут говорить одно, а думать другое. Мне кажется, что мы и без манифеста должны были так поступать, и, сказать правду, меня это послание не удовлетворило.
Опубликован 30 апреля 1881 года. Гр. Игнатьева Вы изволите знать, а Островский подлинно честный человек и с сердцем». Подведя итоги правлению Александра II, новый император дал понять, что намерен править самодержавно, ориентируясь на консервативные ценности. Александр II колебался в отношении этого проекта, опасаясь, что стоит созвать депутатов, они могут потребовать себе законодательных полномочий.
Александр II, выйдя из нее, был смертельно ранен второй бомбой, которую под ноги царю бросил второй метальщик — И. Гриневицкий, сам погибший от взрыва. Участники подготовки и осуществления покушения 3 апреля 1881 были повешены, не избежал этой участи и Рысаков.
Консервативный лагерь не был дезорганизован, а, напротив, сплотился, получил дополнительную поддержку как раз в народе, волю которого стремились выражать народовольцы. Победоносцев обвинил Лорис-Меликова в том, что он «фокусник и может ещё играть в двойную игру». Намекая на армянское происхождение графа, Победоносцев писал, что «он – не патриот русский». 21 апреля министры М. Лорис-Меликов, А. Абаза и Д. Милютин пытались убедить Александра III, что настало время продолжить реформы вплоть до создания представительного органа власти.
Ушли в отставку и другие реформаторы. Зато все здравые и простые люди несказанно радуются. Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX — н. XX вв.) Сборник документов и материалов. 12-е мая, за три дня до венчания Александра III на царство герольдами было объявлено о предстоящем торжестве.
Двенадцать придворных конюхов в парадных ливреях держали под уздцы двенадцать лошадей, роскошно убранных и с плюмажами на головах. Костюм герольдов был очень роскошен и живописен. Митрополиты поднесли его величеству порфиру на двух подушках и возложили ее на государя императора при содействии ассистентов его величества, великих князей Владимира и Алексия Александровичей.
Русское самодержавие
Русские историки приложили немало сил, чтобы доказать и подчеркнуть соответствие российской монархии западноевропейским «стандартам». Видимо, они полагали, что этим оказывают услугу царствующему дому. Тем не менее ощущение каких-то существенных различий присутствует, если сравнивать самодержавие в России с монархическими устройствами других государств. Потребность выработки реальных инструментов укрепления монархической системы в России вызвала к жизни попытки исследования. Самодержавие — что такое заключено в этом слове? История России даёт сложную и противоречивую картину взаимоотношений власти и населения. Монархическое устройство было вовсе не безальтернативно навязано стране. Наоборот, существовало множество развилок, на которых Россия могла свернуть на путь конституционной монархии или правления через представительские институты.