Архитектура и изобразительное искусство россии xviii века

Основные достижения

Российская наука развивалась в качестве части мировой. При этом русские ученые воспринимали достижения своих западноевропейских коллег с творческой точки зрения. Кроме того, они сами начинали существенно влиять на мировую научную мысль. Что касается общего уровня ее развития, то он был несколько ниже западноевропейского. В связи с этим, каждое новое достижение приобретает гораздо большее значение. Ученые из других стран были прекрасно осведомлены об изданиях Российской академии наук. Стоит также отметить, что данные успехи не превратились в достояние трудовых масс. Они были оторваны от этого. Интересы масс были далеки от науки и просвещения. Что касается самодержавия, то власть имущие боялись распространения знаний. Народ выражал свои художественные представления и общественно-политические взгляды иначе. Речь идет о прикладном искусстве и устном творчестве.

Культура России в семнадцатом веке

    17 век является переходным от средневековой Московской Руси к Российской империи Нового времени. Многие считают, что именно в этот период была заложена почва для петровских преобразований. Действительно, ведь культура России в 17 веке переживала широкое обмирщение, т. е. освобождение от господства церкви.Религия.

    В середине столетия разгорелись серьёзные споры. Проблемным стал вопрос о том, каким путём реформировать церковь. Никонианцы считали, что образцом для исправления должны быть греческие тексты. Старообрядцы настаивали на превосходстве древнерусских писаний. В конце концов, патриарх Никон начал преобразования по первому пути (от имени и сложилось общее название его последователей, упомянутое выше). Так произошёл церковный раскол, и даже до нашего времени дожили люди, не принявшие этой реформы и следующие старым обрядам (отсюда и название).

Образование.В 1687 году открывается первое в России учебное заведение, предлагающее получение высшего образования — Славяно-греко-латинская академия. Её основателями стали братья Лихуды.

Литература.    Особенно ярко обмирщение проявилось в литературе. Выходят в свет произведения, герои которых приобретает индивидуальные характеры. Кроме того, расширяется спектр жанров. Это и сатира (например, «Повесть о Шемякином суде»), и драма, и поэзия. Последние два появились благодаря творчеству Симеона Полоцкого. Изменения постигли и житийный жанр. Яркий пример — «Житие протопопа Аввакума». Оно было написано от первого лица при жизни героя. Более того, автор подчёркивал своё духовное превосходство и использовал просторечные слова в письменной речи.

Архитектура.    В 17 веке камень и кирпич стали использоваться в строительстве не только церковных зданий, но и гражданских сооружений, таких, к примеру, как Сухаревская башня и Теремной дворец.    После церковной реформы по настоянию патриарха Никона было запрещено возводить шатровые храмы. Прежняя крестово-купольная схема постройки считалась образцом. Однако зодчие догадались увенчивать шатрами колокольни.    В конце столетия появились живописные, усложнённые в плане красно-белые храмы. Так проявлял себя новый стиль в архитектуре – московское (нарышкинское) барокко, в полной мере отразившийся в таком творении, как Церковь Покрова в Филях.    Несмотря ни на что также продолжало развиваться деревянное зодчество. Стоит вспомнить, к примеру, дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском или архитектурный комплекс Кижи в Карелии, который, кстати, в настоящее время замыкает десятку чудес России.

Иконопись.    Иконопись в отличие от литературы сохраняла традиции, хотя элементы новизны всё-таки имели место. Так, выдающийся художник Симон Ушаков в своём творчестве стремился добиться сходства с реальной жизнью и отказался от схематически плоского изображения. Его самое известное произведение – «Спас Нерукотворный». Кроме того, в 17 веке возникла портретная живопись. Она была представлена парсунами (сочетали в себе черты иконы и портрета).    В заключении, следует еще раз отметить, что в культуре России в 17 веке главной чертой был отход от церковных канонов и обращение к светскому началу в искусстве.

Особенности образа жизни столичных горожан

В нем происходили разительные изменения. Это было особенно легко заметить в Москве и Петербурге. Также выделялись некоторые другие большие города страны. Вельможи начали строить для себя роскошные дворцы. Популярными местами для этого стали Невский проспект и Дворцовая набережная. Сооружения возводились прямо вдоль каналов, впадавших в реку. На берегах Невы стали красоваться гранитные набережные. Вся эта работа закипела после соответствующего указа императрицы. Также стоит отметить, что небезызвестная решетка Летнего сада установлена именно благодаря ей. К концу столетия мода в Петербурге несколько изменилась. Здесь многие увлеклись содержанием аристократических салонов. Тут можно было услышать французскую речь или принять участие в спорах об искусстве, литературе или политике. В подобных салонах начинали блистать многие личности. В частности, это относится к российским литературным знаменитостям. Щегольские экипажи проезжали мимо роскошных особняков, расположенных на Невском проспекте. Здесь частенько прогуливались нарядно одетые обыватели и гвардейские офицеры.

Москва тоже претерпевала значительные изменения. Стоит отметить, что петербургского блеска и богатства тут не было. Тем не менее, московская знать не собиралась отставать от новых веяний времени. Хаотичная застройка города прекращалась, улочки начали выравниваться. Стоит отметить, что эти новшества не захватили все государство. Скорее, даже наоборот. Они еще сильнее подчеркивали бедность российской жизни, традиционность и общую застойность. Огромная область народного быта осталась вне городской цивилизации. Это, прежде всего, относится к деревне и селу. Как и в городах, тут явственно ощущались существенные перепады в особенностях уклада и условиях жизни. Дворянство продолжало оставаться частью сельского населения. После выхода соответствующих указов (Жалованной грамоты и вольности) представители данного сословия освободились от обязательной военной и государственной службы. Таким образом, значительная часть дворянства начала устраивать сельскую жизнь, поселилась в своих поместьях и стала заниматься домашним хозяйством.

Жан Антуан Ватто (1684-1721)

Розальба Каррьера. Портрет Антуана Ватто (1721)Антуан Ватто – французский живописец первой трети XVIII в., родоначальник стиля рококо.Он открыл в живописи сферу тончайших эмоций, созвучных лирике пейзажа.А. Ватто родился в провинциальном городе в семье кровельщика. Уже в ранние годы проявились его художественные способности, и отец отдал его в ученики местному живописцу незначительного дарования. Очень скоро наставник уже перестал быть полезен будущему художнику. Антуан Ватто против воли отца тайно покидает родной городок Валансьен и пешком добирается до Парижа, где нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей. Ватто механически копировал одни и те же популярные картины, а в свободное время рисовал с натуры. Он был исключительно трудолюбив.

Антуан Ватто «Капризница» (ок. 1718). Государственный Эрмитаж (Петербург)Вскоре Ватто обрел первых покровителей – Пьера Мариэтта и его сына Жана, гравёров и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. У Мариэттов Ватто получил возможность познакомиться с работами Рембрандта, Тициана, Рубенса. При посредничестве Мариэттов Ватто становится учеником художника Клода Жилло, мастера театральных декораций и создателя небольших картин. «У этого мастера Ватто воспринял лишь вкус к гротеску и к комическому, а также вкус к современным сюжетам, которым он посвятил себя впоследствии. И все же надо признать, что у Жилло Ватто окончательно разобрался в самом себе и что с тех пор стали более явственными признаки таланта, который предстояло развить» (Биограф художника Эдм-Франсуа Жерсен).

Антуан Ватто «Актеры Французской комедии» (ок. 1712). Государственный Эрмитаж (Петербург)В 33 года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа, что способствовало его европейской известности.

Антуан Ватто «Жиль» (1718-1719). Лувр (Париж)Вот как отзывается об этой картине Ватто М.Ю. Герман, ведущий научный сотрудник Русского музея: «В история искусства «Жиль» практически не имеет аналогий. Мало кто вообще писал актеров. Тем более никто не решался показать актера в полном бездействии. Для самого Ватто это было шагом отважным: написать фигуру в самой середине холста, заполнив большую его часть широким, совершенно скрывающим тело комедианта балахоном, а в глубине изобразить лица других актеров, весельем и оживлением резко контрастирующие с почти неподвижным лицом героя… Лишенный жестов и мимики, симметрично и плоско вписанный в холст, он спокойно существует во времени, словно навсегда остановившемся для него. Ему чуждо все, что скоротечно и преходяще. Суета за его спиной – в движениях актеров. Смех и веселье зрителей – перед ним. А он остается неизменно недвижным, со смешным и трогательным укором в круглых, ласковых и умных глазах».Уже совсем больным Ватто взялся за вывеску для антикварной лавки «Великий монарх» на мосту Нотр-Дам. Эта лавка принадлежала его другу Жерсену.

Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена (1720-1721). Дворец Шарлоттенбург (Берлин)Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Действие картины перенесено из пейзажа в интерьер. Полотно изображает просторную лавку, которая по замыслу художника выходит прямо на парижскую мостовую.На переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет недавно умершего Людовика XIV. В верхнем углу висит портрет его тестя, испанского короля Филиппа IV, справа знатоки тщательно изучают картину в овальной раме; пейзажи и натюрморты соседствуют здесь с мифологическими сценами.Главной особенностью этого произведения является его программный характер. По мнению Луи Арагона, Ватто под видом вывески представил историю живописи, какой он её знал. Эта картина стала как бы художественным завещанием автора. Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет от туберкулёза.

Памятник Антуану Ватто в его родном городе Валансьене (1884)С развитием стиля рококо связано и творчество Франсуа Буше.

Первые художники

Среди первых живописцев 18 века Петровской эпохи — имена Никитина, Антропова, Аргунова. Роль этих первых русских художников 18 века была незначительна. Она сводилась лишь к написанию огромного количества царских изображений, портретов российских вельмож. Русские художники 18 века – мастера портретов. Хотя часто они просто помогали иностранным мастерам расписывать стены большого количества дворцов, изготавливать театральные декорации.

Имя живописца Ивана Никитича Никитина можно встретить в переписке Петра I со своей женой. Его кисти принадлежит портрет самого царя, канцлера Г. И. Головина. В его портрете напольного гетмана нет ничего искусственного. Внешность не изменена ни париком, ни придворной одеждой. Художник показал гетмана таким, как в жизни. Именно в жизненной правде заложено главное достоинство портретов Никитина.

Творчество Антропова сохранилось в образах Андреевского собора в Киеве и портретах в Синоде. Эти произведения отличает склонность художника к желтому, оливковому цветам, ведь он живописец, который обучался у мастера иконописи. Среди его известных работ — портреты Елизаветы Петровны, Петра I, княгини Трубецкой, атамана Ф. Краснощекова. Творчество Антропова соединило в себе традиции самобытной русской живописи 17-го века и каноны изобразительного искусства Петровской эпохи.

Иван Петрович Аргунов — известный крепостной портретист графа Шереметьева. Его портреты изящны, позы изображенных им людей свободны и подвижны, все в его творчестве точно и просто. Он творец камерного портрета, который впоследствии станет интимным. Значимые работы художника: портреты Екатерины II, четы Шереметьевых, П. Б. Шереметьева в детстве.

Не стоит думать, что в то время в России не существовало больше никаких жанров, но великие русские художники 18 века самые значительные произведения создавали все-таки в жанре портрета.

Вершиной жанра портрета 18-го века стало творчество Рокотова, Левицкого и Боровиковского. Человек в портретах художников достоин восхищения, внимания и уважения. Человечность чувств выступает отличительной чертой их портретов.

Истоки русского портрета

Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление.

Дионисий. «Митрополит Петр с житием»

Так, в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов. А некоторые индивидуальные черты при изображении святых были заметны еще на иконах Дионисия (икона митрополита Петра). В летописных сводах передано несколько изображений царя Ивана Грозного, а в Золотой палате Московского Кремля создана целая галерея с изображениями исторических деятелей.

Еще с XVII века были известны парсуны –портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера.

Парсуна «Иван Грозный»

Поначалу он исполнялся в иконописной технике, потом масляными красками

Первично акцент ставился исключительно на изображении лица, а со временем грани портрета раздвигаются: портрет уже рисуют и по пояс, и в полный рост, уделяют внимание и одежде, и композиции, и заднему плану

С открытием Петром І «окна в Европу» в Россию хлынула волна культурных изменений. Ведь в Европе во всю мощь расцвело Просвещение со свойственным ему гуманизмом и обращением к человеку

Это был тот сдвиг в культуре и сознании людей, который обратил внимание живописцев на реальных людей, обладающих индивидуальными чертами, неповторимыми характерами и душой. Художники перенимали опыт своих западных коллег и создавали портреты, изображавшие человека в его взаимосвязи с временем и обществом

Так появились новые жанры, идеи, образы.

Проблема академизма в русской живописи второй трети 19 века.

Академизм — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века — эклектизм. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения. Академизм помогал компоновке объектов в художественном образовании, восполнял в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты.

Для русского академизма первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством. Представитель – К. Брюллов («Всадница»).

В середине 19в. начал утверждаться реализм в упорной борьбе с академизмом, представленным руководством Академии художеств. Деятели академии внушали ученикам, что искусство выше жизни и выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества. Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали писать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии и подали прошение о выходе из академии. Бунтари объединились в камунну, возглавил которую Крамской.

И в 70 года образовалось общество передвижников. Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Перов («Тройка», «Старики родители на могиле сына», «Чаепитие в Мытищах»). С. А. Коровина «На миру» Мясоедов «Косцы». Крамской – портреты Некрасова, Толстого, «Христос в пустыне», также Мясоедов, Саврасов, Ге.

Федор Рокотов (1735-1808)

Фёдор Рокотов. Автопортрет. 1757. Третьяковская галерея.

Фёдор Степанович Рокотов… был крепостным. Что на самом деле не удивительно для той эпохи.

Именно людей подневольных в первую очередь отправляли учиться живописи. Так художественная академия была спокойна, что спорить с заведёнными традициями люди, привыкшие подчиняться, не будут.

Но, так или иначе, только талант помог Рокотову пробиться на самый верх, к пышным залам аристократов и самой императрицы Екатерины II.

Рокотов – это наше русское «сфумато». Как и творения Леонардо да Винчи, портреты живописца пленяют загадочными полуулыбками, мягким светом и лёгкой размытостью.

На счету Рокотова создание нового жанра, которому суждено стать чуть ли не национальным «ноу-хау» в искусстве – камерный интимный портрет.

К числу самых известных картин относят «Неизвестную в розовом платье».

Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной (Дама в розовом). 1764. Третьяковская галерея.

Это признанный шедевр, который просто поразил современников. Художник с помощью мельчайших градаций цвета: от лёгкого, тёплого до насыщенного, создаёт эффект мерцания света и трепетания воздуха. И все это довершается «вишенкой на торте» в виде любезной улыбки и глубокого взгляда героини.

А портрет внебрачного сына Екатерины II, Алексея Бобринского видел каждый, кто интересуется историей.

Милый мальчуган с погремушкой, в чепчике с оборками больше походит на девочку. До пяти лет детей не делили по половому признаку, и наряды были одинаковые для всех.

Фёдор Рокотов. Алексей Бобринский. Середина 1760х годов. Русский музей, Санкт-Петербург.

В это время Рокотов был самым почитаемым при дворе художником и любимцем императрицы. Поэтому художник рискнул и придал портрету мальчика черты матери. Хотя происхождение Алексея хранилось в строжайшем секрете.

В портретах Рокотова можно отметить не только реализм свето-воздушной среды. Но и умение передать характер модели: чувство достоинства, гордость, внутреннюю красоту, душевное богатство.

Ни на каком другом портрете Екатерина Великая не была столь грандиозна, величава и…красива, как у Рокотова.

Фёдор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. Третьяковская галерея.

Написанный в честь коронации, портрет стал эталонным изображением Екатерины II. Мастер выбрал редкий ракурс для того времени – профильное изображение, выстроив всю композицию вокруг героини.

Властность и честолюбие императрицы Рокотов облагораживает, превращая в прекрасные стремления. Художник улавливает её живой характер, ясный ум, энергию.

Именно благодаря Рокотову мы имеем редкую возможность увидеть, как выглядели его знатные современники. И везде мы отметим реалистичность, благородство и красоту.

***

Такие разные, художники XVIII века, каждый по-своему видел живопись и будущее любимого искусства. 

Француз Ватто стал «певцом» аристократического общества.

Еще один француз, Шарден, впервые обратился к бытовым сюжетам, найдя в этом чрезвычайную красоту и поэзию.

Итальянец Каналетто прославил городские пейзажи.

Швейцарец Лиотар по-новому взглянул на портретный жанр, выдвинув на передний план пастельную технику.

Немец Менгс стал основоположником «неоклассики».

А русскому Рокотову было суждено, словно летописцу, оставить для нас талантливые изображения многих влиятельных соотечественников.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Изобразительное искусство в 19 веке

В первой половине 19 в. формируется романтическое искусство.

Айвазовский: Девятый вал

Во второй половине 19 в. художники обращаются к все больше к действительности, изображают образы из современной повседневной жизни. Возникают бытовые картины. В искусстве преобладает реализм, который представляет собой параллель критического реализма в литературе, отображая многие неприглядные стороны повседневности.

В. Г. Перов

Перов был ярким представителем реализма. В основном писал бытовые картины ( Приезд гувернантки в купеческий дом), портреты художников, писателей (Портрет Достоевского).

Передвижники

В 70 гг. было создано Товарищество передвижных выставок, независимое от Академии художеств объединение художников. Название группы возникло из-за того, что живописцы показывали свои картины не только в галереях в Москве и Санкт-Петербурге, но и в провинции. Со своими выставками они ездили по России из города в город

Передвижники верили в воспитательную силу искусства.
В творчестве передвижников важное место занимали жанровая картина, портрет и пейзаж. Также рисовали картины на темы из русской истории и фольклора

И. Н. Крамской

Крамской – идейный вождь передвижников и организатор товарищества, художественный критик. Крамской написал много портретов своих современиков-художников. Обращался и к библейским темам (Христос в пустыне).

Шишкин изображал светлые национальные пейзажи, природу, красоту леса ( Рожь, Утро в сосновом лесу).

И. И. Левитан

Левитан был выдающимся пейзажистом, одаренным акварелистом. Его лирические пейзажи с мотивами спокойной русской природы (Золотая осень) эмоционально настраивают зрителей, заставляют его сопереживать состояние природы. Картины Левитана приближаются к импрессионизму.

И. Е. Репин

Репин прославился монументальными картинами большого размера, в которых речь идет о разных историко-общественных темах (Бурлаки на Волге, Иван Грозный и его сын Иван). Творчество Репина – это тоже целая галерея портретов его современников (реалистический Портрет Мусоргского).

В. А. Серов

Серов – ученик Репина. Его творчество представляет поворот от критического реализма к реализму „поэтическому“ (Девочка с персиками).

В. И. Суриков

Суриков тоже рисует монументальные полотна. Обращается к славным и трагическим событиям из русской истории (Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни).

Искусство русского портрета в XVIIІ веке и основные его направления

Развитие русского портретного искусства происходило в трех направлениях:

отечественная школа живописи

(творчество И. Никитина, И. Вишнякова, А. Матвеева, И. Аргунова, А. Антропова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.Боровиковского);

традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе

(С.Ушаков, К. Золотарёв, И. Рефусицкий);

Луи Токке «Портрет императрицы Елизаветы Петровны», 1756

живопись иностранцев на территории России — россика

(Л. Токке, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Л.-Ж. Лоррен, И.-Г. Таннауэр, Л. Каравакк).

Основным магистральным направлением была деятельность российской школы портретной живописи. Художники того времени активно перенимали европейские традиции, овладевали художественными принципами, формировали свой почерк и свои взгляды на творчество.

Феноменом нового времени стал светский портрет, развитие пошло в ногу с основными стилями, доминирующими в ту или иную эпоху (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм и предромантизм).

Парсуна — родоначальница светского портрета

В начале XVIIІ века, а для провинции — и на протяжении всего столетия, актуальными оставались парсуны – возникший в средние века жанр портрета, сходство изображений на котором с реальными людьми было лишь условным. Ведь художники придерживались церковных канонов и использовали плоскостное узорное письмо. Парсуны зачастую были больших размеров, писались по определенным композиционным схемам и изображали исключительно «великих мира сего»

В них передавалось социальное положение человека, его важность и внушительность. С развитием жанра парсуны стали занимать почетные места в светских интерьерах русских дворцов и усадеб

И именно парсуна считается родоначальницей светского портрета.

Россика как портретное направление

Третье направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века — россика — связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них даже вызывали (Луи Токке) специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.

Симон УÑаков

Ðа каждом ÑÑапе кÑлÑÑÑÑного ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑвлÑÑÑÑÑ Ñвои знаÑимÑе лиÑа. Человеком, коÑоÑÑй пÑодвинÑл живопиÑÑ Ð² РоÑÑии в 17 веке по Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑпоÑобÑÑвовал ее ÑаÑÑиÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ Ñелигиозной идеологии, бÑл Симон УÑаков.

Ðн ÑвлÑлÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко пÑидвоÑнÑм живопиÑÑем, но и ÑÑенÑм, педагогом, богоÑловом, Ñеловеком ÑиÑÐ¾ÐºÐ¸Ñ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñдов. Симон бÑл ÑвлеÑен западнÑм иÑкÑÑÑÑвом. Ð ÑаÑÑноÑÑи, его инÑеÑеÑовало ÑеалиÑÑиÑное изобÑажение ÑеловеÑеÑкого лиÑа. ЭÑо ÑоÑоÑо замеÑно в его ÑабоÑе «Ð¡Ð¿Ð°Ñ ÐеÑÑкоÑвоÑнÑй».

УÑаков бÑл новаÑоÑом. Ðн пеÑвÑм из ÑÑÑÑÐºÐ¸Ñ ÑÑдожников ÑÑал иÑполÑзоваÑÑ Ð¼Ð°ÑлÑнÑÑ ÐºÑаÑкÑ. ÐлагодаÑÑ ÐµÐ¼Ñ ÑÑало ÑазвиваÑÑÑÑ Ð¸ÑкÑÑÑÑво гÑавÑÑÑ Ð½Ð° меди. ÐÑдÑÑи ÑÑидÑаÑÑ Ð»ÐµÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñм ÑÑдожником ÐÑÑжейной палаÑÑ, он напиÑал множеÑÑво икон, гÑавÑÑ, а Ñакже неÑколÑко ÑÑакÑаÑов. СÑеди Ð½Ð¸Ñ «Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ð¾ к лÑбиÑÐµÐ»Ñ Ð¸ÐºÐ¾Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ пиÑаниѻ, в коÑоÑом он изложил Ñвои мÑÑли о Ñом, ÑÑо ÑÑдожник должен, подобно зеÑкалÑ, пÑавдиво оÑобÑажаÑÑ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑий миÑ. Ðн пÑидеÑживалÑÑ ÑÑого в ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑабоÑÐ°Ñ Ð¸ обÑÑал ÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑÑеников. Рего запиÑÑÑ ÐµÑÑÑ ÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð°Ð½Ð°ÑомиÑеÑкого аÑлаÑа, коÑоÑÑй он ÑоÑел напиÑаÑÑ Ð¸ пÑоиллÑÑÑÑиÑоваÑÑ Ð³ÑавÑÑами. Ðо, ÑÑÐ´Ñ Ð¿Ð¾ вÑемÑ, он не бÑл издан или же не ÑоÑÑанилÑÑ. ÐÐ»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð·Ð°ÑлÑга маÑÑеÑа в Ñом, ÑÑо он заложил оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑеÑной живопиÑи 17 века в РоÑÑии.

Брюллов и Иванов

В русском искусстве первой половины 19 века привлекает внимание сильная академическая школа, в соответствии с требованиями и канонами которой создана работа «Последний день Помпеи». Эта уникальная работа стала одной из тех, что прославили ее автора Брюллова на весь мир

Во многом она – лучший вариант иллюстрации изменений, развития социальной мысли того периода. По манере ее изображения видно, как сильно общество ждет изменений, как мощно поднялось самосознание нации. Труд Брюллова символизирует человеческое мужество тех, кто столкнулся с ужасающей катастрофой.

Впрочем, не менее любопытны и показательны в аспекте отражения идей того времени другие работы Брюллова. Традиционно высоко оценивается художественная, историческая, культурная ценность «Итальянского полдня». Среди золотых фондов той эпохи – созданные этим автором «Всадница», «Вирсавия». И по сей день восхищение критиков вызывает уникальная картина «Итальянское утро». И в них, и в иных работах выдающегося автора можно видеть, как точно, четко, удивительно проницательно Брюллов отражает красоту природы и человека.

Иванов – не менее важный представитель русского искусства первой половины 19 века. В его работах можно видеть, как пробуждается народная духовность. Самый известный труд автора – «Явление Христа народу». Известно, что художник трудился над этим полотном около двух десятилетий

Божественная сущность видится в отдалении, и первый план отдан Ивану Крестителю, который показывает на Иисуса, привлекая к нему внимание простого люда. Лица всей публики, изображенной на полотне, светлеют при приближении к божеству, и наблюдатель сразу видит, как исполнены радостью души этих людей

Историческая живопись

Определение и характеристики

Производная от итальянского слова «istoria» (описательный) термин «историческая живопись» применяется к любой картине, в основе сюжета которой лежат темы из истории, литературы или мифологии. Есть пять основных категорий направления:

  • Религиозное. Название говорит само за себя: сюда относятся любые картины, основанные на различных верованиях. Большое количество работ на христианскую тему создавались во времена реформации (1520–1700) и контрреформации (1560–1700). Также к религиозным историческим работам можно отнести произведения на сюжеты «Снятия Иисуса с креста», «Авиньонской Пьеты» и так далее.
  • Мифологическое. Относится к картинам, в основе которых лежит иллюстрирование сюжета из мифологии, басни или легенды. В качестве примеров можно привести картины с изображением греческих и римских богов (Зевсом, Герой, Гефестом, Афродитой, Венерой, Юпитером и т.д.) или историй о похищении сабинянок, самоубийстве Лукреции, Давиде и Голиафе и прочие.
    Самоубийство Лукреции. Рембрандт.
  • Аллегорическое. К этому направлению следует отнести произведения, в которых содержится скрытый смысл, ряд отсылок и метафор. Символизм используется в картинах «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха, «Буря» Джорджоне, «Аллегории хорошего и плохого правительства» Лоренцетти и так далее.
  • Литературное. Более узкая категория, которая иногда интерпретируется как мифологическая живопись. Состоит из повествовательных картин на темы, взятые из литературы. В качестве примера можно привести работы, основанные на путешествиях Данте из «Божественной комедии», шекспировских пьесах и других произведениях.
  • Историческое. Самая простая категория, включившая в себя изображения реальных событий, моментов истории, исторических фигур. Отнести к направлению можно картины «Сдача Бреды» Веласкеса, «Третье мая 1808» Гойи, «Афинская школа» Рафаэля и массу других произведений.

Ренессанс

В своем трактате «О живописи» итальянский мастер эпохи Возрождения Альберти говорит об исторической живописи как об изображении святых, библейских персонажей, мифологических героях и исторических личностях, несущих позитивные идеи и правила морали. Вдохновляющие и обучающие работы эпохи Возрождения по традиции были направлена на поднятие общего культурного уровня общества и идеально подходили для оформления помещений, церквей, городских залов и дворцов.

Среди величайших живописцев раннего Возрождения можно выделить Мозаччо и Боттичелли, чьи знаменитые работы (фрески Капеллы Бранкаччи, картина «Весна») основывались на мифологических сюжетах.

Затем Леонардо да Винчи создает фреску «Тайная вечеря», ставшую одной из самых известных работ христианского исторического искусства.

Ряд вдохновляющих исторических произведений создают Микеланджело, Рафаэль, Босх, Дюрер и другие мастера эпохи ренессанса.

17-й век

Среди художников барокко, занимавшихся исторической живописью, следует отметить Питера Пауля Рубенса, Караваджо, Веласкеса, Рембрандта, создававших ряд религиозных, мифологических и исторических работ.

18-й век

Этот период становится переломным в развитии исторической живописи. В связи со спорными предписаниями академий искусств жанр был девальвирован. Среди известных мастеров исторической живописи восемнадцатого века можно выделить неоклассицистов Жака Луи Давида и Ангелику Кауфман.

19-й век

В 19-м веке художники стремились создавать более драматичные работы, а диапазон объектов и явлений, пригодных для изображения, значительно расширился. Исторические картины создавали Жан-Леон Жером, Эжен Делакруа, Эрнест Месонье, Адольф Менцель, Гюстав Курбе, в русской живописи масштабными историческими полотнами прославился Василий Суриков и другие.

В наше время

Классифицировать в качестве исторической живописи можно ряд абстрактных картин, затрагивающих монументальные и серьезные проблемы, авторства Дали, Роберта Мазервелла, Барнетта Ньюмена.

В современных реалиях интерес к исторической живописи гаснет. Почти все знаковые исторические события, религиозные и мифологические сюжеты находят свое выражение в жанрах фотографии или кинематографа. Если в изобразительном искусстве не произойдет нового Возрождения, вероятно, жанр исторической живописи не сможет существовать в своем классическом понимании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector