История человечества. хронология событий первой половины xix века
Содержание:
- Мир империй
- Россия в первой четверти 19 века (кратко)
- Международные отношения
- Просвещение и образование
- Реформы начала царствования Александра I.
- Российская Империя
- Музыка
- Культура России XVIII века
- Отказ от политики либерализма. Консервативный период правления Александра I.
- Царствование Александра 1
- Живопись и скульптура
Мир империй
Как же выглядел мир на карте в начале XX в.? Часть Европы и Америки занимали национальные государства, которые мы привыкли видеть на современной карте. Некоторые из них возникли несколько веков назад, иные — значительно позже (например, единые государства в Италии и Германии сложились во второй половине XIX в.). В то же время на обширных пространствах располагались империи.
В начале XX в. империй существовало немало и были они разные. Одну группу составляли государства, которые на протяжении столетий присоединяли к себе путём завоевания, союзов, колонизации территории, населённые разными по этнической принадлежности, религии, традициям народами. Такими многонациональными империями являлись Россия, Австро-Венгрия, Османская держава.
Другую группу можно назвать традиционными империями. Такими, например, были Великая Небесная империя в Китае, находившаяся с XVII в. под властью династии Цин, Японская империя. Стремясь сохранить свою целостность и традиционное устройство, эти государства до середины XIX в. придерживались политики самоизоляции, «закрытых дверей» для иностранцев. Но со второй половины XIX в. европейцы стали проникать в эти страны не только со своими товарами и капиталами, но и с общественными идеями, образом жизни, модой и т. д.
Ещё одна разновидность империй сложилась на протяжении Нового времени. Это были колониальные империи европейских стран, «открывавших» и подчинявших своему владычеству обширные территории Африки, Америки, Азии.
Крупнейшими колониальными державами были сначала Португалия, Испания, Голландия, а в XIX в. — Великобритания, Франция и др. Территории колониальных владений этих стран во много раз превосходили их собственную. Так, о владениях британской короны с полным основанием говорили, что «в них никогда не заходит солнце».
Последними крупными объектами колониальных захватов стали Центральная Африка и Юго-Восточная Азия. В Африке в 80—90-е годы XIX в. шла жёсткая борьба за территории между Великобританией, Францией, Германией, Италией. Если до этого колонии европейских стран занимали 10,8% территории Африки, то к 1900 г. — уже 90,4%. К концу XIX в. колониальный раздел мира между ведущими европейскими державами был практически завершён.
Колониальные владения европейских держав к 1910 году
Жизнь народов и отдельных людей в империях определялась не только исторически сложившимися условиями и традициями, но в немалой степени и местом в имперской пирамиде. На её вершине — в метрополиях сосредоточивались высшая власть и богатства империи.
Метрополия (от греческих слов «мать» и «город») — обозначение государства по отношению к основанным или завоёванным им колониям.
Олицетворением этой власти во многих европейских столицах (Лондоне, Париже, Амстердаме, Вене, Берлине) были не только королевские дворцы, но и деловые центры с банками, конторами крупных промышленных компаний, биржи, размещавшиеся в монументальных многоэтажных домах. Определённая доля накапливавшихся здесь капиталов выделялась и тем, кто составлял часть машины управления империями, — чиновникам, военным и техническим специалистам и др. У подножия имперских пирамид находились миллионы крестьян, городских и сельских рабочих. Оплата их труда была крайне низкой. Так, в Англии в начале XX в. доход рабочего был почти в 10 раз меньше, чем у высшего чиновника государственного аппарата. Особенно тяжело приходилось подавляющему большинству населения колоний, которое испытывало двойной гнёт — со стороны собственных правителей и колониальных властей.
Россия в первой четверти 19 века (кратко)
Он хотел, чтобы все происходило по закону, так как считал, что именно они должны стать прочной основой в укреплении империи. При этом мудрый самодержец понимал, что ему необходимы единомышленники, так как не доверял ни павловским, ни екатерининским чиновникам и вельможам. И поэтому он создает Негласный комитет, в который вошли В. П. Кочубей, П. А. Строганов, польский князь Адам Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев. Этот орган не имел официального статуса. Члены комитета часто собирались и обсуждали государственные вопросы и реформаторские идеи, которые были очень расплывчатыми из-за того, что никто из комитета не имел должного опыта и знаний в управлении государственными делами.
Однако Александру все-таки удалось сделать несколько преобразований. В 1802 году подписанным императорским манифестом он учредил восемь министерств (вместо петровских коллегий). Туда входили министерства внутренних дел, военно-морских сил, военно-сухопутных сил, коммерции, иностранных дел, финансов, юстиции и народного просвещения. Они работали по принципу единоначалия. Министры могли лично обо всем докладывать императору. Для координации работы министерств учреждался Комитет министров.
Законодательному Сенату определялись права по соблюдению правосудия и принятию законопроектов после утверждениях их императором.
Международные отношения
После царствования Александра 3, Россия очень часто характеризовалась страной мощной, но слишком отдаленной от европейских политических процессов. Это полностью соответствовало интересам Империи, и Николай 2 обещал продолжить эту политику. Этого сделать не удалось. в результате чего Россия оказалась втянутой в мировую войну.
В начале 20 века наблюдался подъем Германской Империи, которая становилась сильнее с каждым годом и демонстрировала признаки подчинить Европу себе. Если рассматривать этот процесс объективно — России Германия никак не угрожала, но Николай 2, гарантирующий на словах путь Империи на изоляцию от европейских интриг, на деле испугался германию и начал искать союзников. Так началось сближение с Францией, а после подписания франко-английского договора образовалась Антанта. Я не буду сейчас детально описывать идиотизм поведения Николая 2 (эта тема хорошо разобрана в материале про первую мировую), но именно его страх Германии, позволил втянуть Россию в войну, где ее союзники по Антанте (Франция и Англия)вообще никак не помогали и больше мешали.
Традиционный соперник России — Османская империя — переживала явный упадок и все чаще в российском обществе поднимались вопросы, что надо бы у Турции отобрать Константинополь. Примечательно, что это должно было произойти (все документы были подписаны) после Первой мировой. Именно здесь кроется одна из причин, почему Западные страны так быстро признали российскую революцию легитимной
Просвещение и образование
Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII — начале XIX в. он был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и др. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.
Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответствовала университетской. В лицее получили образование литераторы А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, М. Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А. М. Горчаков и Н. К. Гире; министр народного просвещения Д. А. Толстой; публицист Н. Я. Данилевский и др.
Широко была распространена система домашнего образования
В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе
В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7—8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале ХТХ в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.
В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боялись широкого просвещения народа. Эту позицию обосновал шеф жандармов А. X. Бенкендорф. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти». Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.
Однако даже в этих сложных условиях высшее образование продолжало развиваться. Открывались новые университеты в Дерите (ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института), Казани, Харькове. Юридический статус университетов определялся Уставами 1804 и 1835 гг. В последнем наглядно проявилось усиление консервативной линии в политике правительства. Университеты потеряли свою автономию, а повышение платы за обучение больно ударило по малоимущим слоям молодежи, стремившейся к знаниям для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Технологический, Строительный и Межевой институты, Высшее училище правоведения, Лазаревский институт восточных языков и др.
Университеты и институты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Особую известность приобрели лекции по всеобщей истории профессора Т. Н. Грановского.
Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава студенчества. Разночинцы (выходцы из недворянских слоев) стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. Среди них поэт А. Кольцов, публицист Н. А. Полевой, А. В. Никитенко, бывший крепостной, выкупленный на свободу и ставший литературным критиком и академиком Петербургской академии наук.
Реформы начала царствования Александра I.
«Дней Александровых прекрасное начало»
А.С.Пушкин.
1. Уже в 1801 г. были восстановлены отмененные при Павле I Жалованные грамоты дворянству и городам.
2. Было запрещено применение пыток в судопроизводстве и телесных наказаний к дворянам и купцам, помилованы все подвергшиеся наказанию без суда.
3. Разрешено было вновь открывать частные типографии, восстановлено право свободного ввоза иностранных книг и свободного выезда заграницу.
Был намечен план либеральных преобразований. В его составлении большую роль сыграл «Негласный комитет» либералов единомышленников Александра I.
Реформы «Негласного комитета».
«Негласный комитет» (1801 – 1803гг.) П.А.Строганов, В.П.Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А.Чарторыйский.
1801г. |
1. указ о политической амнистии. 2. указ о ликвидации Тайной экспедиции – органа политического сыска. 3. указ о праве покупки земли недворянами. |
|
1802г. |
Указ о преобразовании коллегий в министерства. |
|
1803г. |
Указ о «вольных хлебопашцах»: крестьяне получили право по согласованию с помещиком освободиться от крепостной зависимости за выкуп. |
|
1802 – 1804гг. |
Реформы в сфере народного образования |
Образование на территории России 6 учебных округов, в которых создавались 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, губернские гимназии и университеты. |
Учреждение Министерства народного просвещения. |
Открыты университеты: 1802г. – Дерпт (Юрьев), 1803г. – Вильно, 1804г. Казань, Харьков, Петербургский педагогический институт, (с 1819г. университет). |
|
Открыты привилегированные Демидовский в Ярославле (1805г.) и Царскосельский (1811г.). |
Так в России впервые появилась система народного образования, благодаря которой уже в первой половине XIX века отмечался быстрый культурный рост. Прежде всего, это относилось к появлению широкого круга европейски образованного дворянства, распространению в его среде либеральных идей. В этом была особенность просветительской идеологии, не замечающей «непросвещенные» массы крестьянства.
Деятельность М.М.Сперанского (1772 – 1839гг.)
1809г. – проект реформ системы государственной власти. Предложено ввести в основу государственного устройства классический принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
ИМПЕРАТОР |
||
Государственный Совет – законосовещательный орган при императоре. |
||
Исполнительная власть |
Законодательная власть |
Судебная власть |
Сенат + министерства |
Государственная Дума |
Судебный Сенат |
Губернское управление |
Губернская Дума |
Губернский суд |
Окружное управление |
Окружная Дума |
Окружной суд |
Волостное управление |
Волостная Дума |
Волостной суд |
Деление общества на сословия:
Обладают избирательным правом на основе имущественного ценза (кроме женщин) |
Дворяне. Среднее сословие: купцы, мещане, государственные крестьяне. |
Не имеют избирательного права |
Крепостные крестьяне, домашние слуги и рабочие. |
Весь комплекс преобразований, предложенный М.М.Сперанским, не был осуществлен из-за сопротивления реформам со стороны дворянства и нерешительности Александра I. Проект Сперанского опередил время на 100 лет.
В марте 1812г. М.М.Сперанский был отстранен и сослан в Пермь.
Российская Империя
2 ноября 1721 года последний российский царь Петр I стал первым Императором своей страны. Столицей империи стал Санкт-Петербург. За все время существования Российской империи столица переносилась только на 2 года в Москву.
Петр I
На момент провозглашения царства империей, к стране было присоединено большое количество новых территорий, в этом огромная заслуга Петра I. Площадь Российской Империи составляла 21,8 миллионов квадратных километров, а это значит, она была 2 в мире после Британской Империи.
Административные единицы – губернии. В начале страна была поделены на 8 губерний, при Екатерине Великой на 50, а на момент распада империи – 78. Однако отметим, что увеличение административных единиц происходило за счет дробления.
История Российской Империи охватывает меньше двух столетий, но он отмечен большим количеством судьбоносных явлений для нашей страны. Это период войн и походов. На мировую арену выходят великие русские полководцы Кутузов и Суворов. Их имена и заслуги на века останутся в памяти, им отдают почтения и на международном уровне.
Кутузов
Несмотря на постоянные военные походы, происходило реформирование каждого аспекта жизни государства.
Петр I был самодержавцем в своей империи. Вся власть сосредотачивалась в его руках, кроме того он фактически управлял и церковью. Все законы, издаваемые им, отображали его безграничную власть. Петр I обозначил и систему, которая заключалась в том, что правитель сам определяет своего приемника.
Но после смерти первого Императора самодержавие перестало быть абсолютным. Павел I отменил обозначенную выше систему престолонаследования, им же была возвращено наследование сыном престола за отцом.
За период с 1721 по 1917 года престол принадлежал 14 монаршим особам, 4 из них женщины. Все они принадлежали к династии Романовых, которая прекратила свое существования после свержения Николая II. А сам император вместе с семьей был расстрелян большевиками. Прекратила свое существование не только династия, но и Империя.
Началась новая веха истории, когда на смену старой приходит новая форма государства.
Музыка
В начале XIX в. замечается оживление русской музыкальной жизни. В 1802 г. открывается первое «Филармоническое общество». Многие вельможи и богатые помещики заводят оркестры из крепостных. Открываются музыкальные магазины. Композиторы все чаще стали обращаться к героико-историческим сюжетам и народным мелодиям. Получает развитие и русская опера (композиторы Кавос, Верстовский). Однако реализм и народность в русской опере связаны с именем М. Глинки (оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), который по праву считается не только создателем национального направления русской музыки, но и основоположником национальной русской оперы. Последователем Глинки был другой выдающийся русский композитор А. Даргомыжский (опера «Русалка» и др.).
Михаил Иванович Глинка, композитор, основоположник русской классической музыки
В первой половине XIX в. русская культура развивается в постоянном взаимодействии с культурой Западной Европы. Более того, она начала оказывать влияние на культуру других народов.
К середине XIX в. завершается в основных чертах процесс формирования национальной культуры (русский литературный язык, музыка, театр, живопись и др.). Главным направлением в художественной культуре утверждается реализм, с присущим ему демократизмом.
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
Использованная литература:В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.
Культура России XVIII века
Предыстория или кратко о начале «русского Возрождения»
В Россию Возрождение проникло уже ближе к концу XVII. Считается, что начало русского Возрождения находится в Украине и Беларуси, где деятели культуры были куда больше подвержены западному влиянию. Таким образом, Россия тогда лишь попала под единый общеевропейский процесс, однако с реформами Петра он проходит куда стремительнее.
Заслуга Петра Великого прежде всего в том, что он дал идеям русского ренессанса реализоваться на практике, ведь до этого это движение существовало лишь в узких кругах и только на словах. Впоследствии русский ренессанс породил смену летосчисления от Рождества Христова и изменения в моде и ношении бороды.
Литература, театр и философия России XVIII века
Прежде чем говорить о литературе века XVIII, надо сделать несколько шагов назад и вернуться в век XVII. Как известно, долгое время литературным языком в России был старославянский, однако уже в середине XVII века, начиная с сочинений Аввакума, можно наблюдать оформление русского литературного языка. И в XVIII веке Ломоносов высказал концепцию трёх стилей – низкого, среднего и высокого.
Ещё одна новая тенденция – преобразование народных жанров в авторские. К примеру, народная сатира преобразовалась под пером Фонвизина. В XVIII веке в русском повествовательном жанре появляется сентиментализм.
Как известно, благодаря реформе Петра Великого 1702 года в России впервые появился публичный театр в Москве, а после и в Петербурге, где уже ставили пьесы Сумарокова.
Особое развитие в XVIII получила русская философия. Григорий Саввич Сковорода, бродячий проповедник, уже тогда говорил о том, что Бога нужно искать в себе.
Живопись, скульптура и архитектура России XVIII века
В 1757 году в Санкт-Петербурге создаётся Академия художеств. Именно там развивались классицизм, романтизм и сентиментализм в живописи, скульптуре и архитектуре.
Живописцы, в основном, писали портреты придворных, аристократов, правителей, а также натюрморты и пейзажи. Михаил Шибанов задал первые мотивы работ будущих передвижников.
Скульптура XVIII века использовалась и в стиле барокко для украшения зданий, так и в стиле классицизма, где ей отводилось особое место. Одним из наиболее значимых скульпторов является Этьен Морис Фальконе с ученицей Мари Анн Коло, которые создали «Медного всадника».
В XVIII веке во время строительства Петербурга развивается особый архитектурный стиль – петровское барокко. Во второй половине XVIII века в архитектуре стали проявляться классицизм и романтический стиль с элементами готики. Таврический дворец и здание Академии Художеств – примеры классицизма, Гатчинский дворец – пример романтического стиля.
Наука и образование XVIII века
При Петре Великом впервые открыли Морскую академию, навигационную и медицинскую школу, Императорскую Академию наук и многое другое.
В 1755 благодаря Ломоносову при Елизавете Петровне открывается Московский государственный университет.
Самые главные деятели культуры России XVIII века в таблице
Деятель |
Кем был? |
Достижения |
---|---|---|
Василий Тредиаковский (1703–1769) |
Филолог, поэт, переводчик |
Разделил нормы литературного русского на три вида. |
Михаил Ломоносов (1711–1765) |
Учёный, писатель, поэт, энциклопедист |
Открытие МГУ. |
Денис Фонвизин (1745–1792) |
Писатель, сатирик |
Начал авторскую сатиру. |
Николай Карамзин (1766–1826) |
Писатель, историк |
Начал писать произведения в стиле сентиментализма, пример – «Бедная Лиза». |
Михаил Шибанов (?–1789) |
Художник |
Заложил основу для творчества будущих передвижников. |
Этьен Фальконе (1716–1791) |
Скульптор |
Создание «Медного всадника». |
Франческо Растрелли (1700–1771) |
Архитектор |
Постройка Зимнего дворца и Смольного собора. |
Отказ от политики либерализма. Консервативный период правления Александра I.
«Правитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда».
А.С.Пушкин.
Либеральные преобразования Александра I были непоследовательны и не затронули политической системы самодержавия. Напротив, они укрепили её, способствуя централизации власти и её упорядочению.
Победа в Отечественной войне 1812 года и успех заграничного похода русской армии, взятие Парижа не привели к национальному согласию. Напротив, каждый сделал свои выводы. Крестьяне, воевавшие в ополчении и партизанских отрядах, считали, что справедливый царь должен дать им свободу от крепостной зависимости. Офицеры дворяне укрепились в идее необходимости ликвидации монархии и введения, демократических прав и свобод. Александр I, считал, что народ сплотил в войне идеал самодержавия, который сильней либеральных идей.
Главной приметой смены направлений во внутренней политике стал отказ от либеральных реформ. Александр I стал расценивать либеральные реформы как гибельную политику, путь к революции.
Символом этого времени стал генерал А.А. Аракчеев, в руках которого сосредоточилось всё военное и гражданское управление.
Большое внимание царь уделял организации военных поселений. Исполнение своей воли он поручил А.А
Аракчееву, не смотря на несогласие с этой идеей, генерал исполнил поручение со всем старанием.
Целью создания военных поселений было уменьшение расходов на содержание армии:
- Деревни с государственными крестьянами были переданы в ведение военного министерства.
- Крестьяне освобождались от податей, но должны были содержать военные части.
- Население деревень составляли женатые солдаты с семьями. У них по квартирам распределялись холостые солдаты, которые работали как батраки.
- Жизнь крестьян в военных поселениях была подчинена военной дисциплине: на работу строем, работа под надзором начальников, браки заключались по предписанию начальства.
- Дети военных поселян с 7 лет обучались военному делу, а с 12 лет отнимались у родителей.
В области культуры и просвещения Александр I, уверовавший в бога, стремился восстановить влияние церкви. Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с А.Н.Голицыным, обер – прокурором Священного Синода, за «вольнодумство» увольняло лучших университетских профессоров. Все, что не соответствовало содержанию Библии, изгонялось из образования. свирепствовала цензура, запрещавшая обсуждать политические вопросы.
То есть, для России закончился период просвещенного абсолютизма уступив место самодержавному абсолютизму.
Вопросы:
1. Характеризуйте феодально – сословное устройство российского
общества в начале XIXв.
2. Характеризуйте экономические черты России в начале XIXв.
3.Характеризуйте реформы «Негласного комитета», в чем состоит противоречие реформ и имперской действительности.
4. Реформа народного образования, в чем состоит сословный характер реформы?
5. В чем заключается либеральный характер законопроекта М.М.Сперанского? Что из проекта М.М.Сперанского вызывало раздражение русской знати? Почему мы говорим, что Сперанский опередил время на 100 лет?
6. Почему А.С.Пушкин по-разному оценивал Александра I в разное время?
7. Почему для России закончился период просвещенного абсолютизма?
8. Подтвердите примерами утверждение о том, что господствующей политикой властей в России стал консерватизм.
Царствование Александра 1
Александр 1 начинает царствование свое по заветам бабки нашей Екатерины Великой, как он сам об этом говорит. Но, в действительности, его царствование на протяжении 24 лет будет довольно серьезно отличаться от царствования Екатерины II. Его можно будет разделить на, как бы, основные этапы: до войны 1812 года и после войны 1812 года, вплоть до его смерти в 1825 году.
Первую половину царствования до 1812 года Александр — это такой деятельный политик, который занят решением внутренних задач России. Он окружает себя сподвижниками, вы наверняка помните о знаменитом негласном комитете и таком тайном российском правительстве, состоящем из единомышленников Александра I — молодых людей очень умных, либеральных, прогрессивных. Они говорят между собой, что называется, по-свойски. Говорят на самые откровенные темы, вплоть до немедленной отмены крепостного права, потому что, в конце концов, иметь рабство в своем государстве в 19 веке, но это просто моветон, это уже неприлично.
А Россия приличное государство, значит, соответственно, нужно что то делать. Александр, в общем-то, все эти идеи разделяет и даже, как бы, постепенно начинает их претворять в жизнь. В 1703 году знаменитый указ о вольных хлебопашцах, то есть теперь крестьянам позволено откупать себя у своих хозяев, а хозяевам позволено давать вольную крестьянам, ведь до этого и этого сделать было никак невозможно.
Но все это, безусловно, были полумеры. Да, в газетах перестали печатать объявление о том, что какой-то крестьянин или какая-то крестьянка продаются в графе, так сказать, у меня есть некоторое предложение. Но ведь крестьян то от этого продавать не перестали. Россия по-прежнему оставалась крепостнической. Россия по-прежнему оставалась достаточно отсталым государством от западной Европы. Мы вывозили из своей страны сырье, а сюда ввозились машины, возились инструменты, ввозились предметы роскоши, то есть все то, что производилось на западе. Сама же Россия практически никакого промышленного потенциала на тот момент не имела.
Живопись и скульптура
Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.
Ярким представителем романтизма в живописи был О. А. Кипренский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А. С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа.
Реалистическую манеру отражали произведения В. А. Тропинина. Он тоже написал портрет А. С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Чаще всего В. А. Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.).
Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А. А. Иванова «Явление Христа народу».
В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. Она посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил П. А. Федотов. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.). Современники справедливо сравнивали П. А. Федотова в живописи с Н. В. Гоголем в литературе.
На рубеже XVIII—XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И. П. Мартос создал первый в Москве памятник — К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. По проекту А. А. Монфсррана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б. И. Орловскому принадлежат памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге. П. К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Николая I. Ф. П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г.