Гражданская оборона
Содержание:
- Для чего предназначены ракетные войска и ПВО?
- В Союзе ССР и Российской Федерации
- Роль ВДВ и инженерных войск
- Система гражданской обороны
- Примечания
- Что будем делать с полученным материалом:
- Список начальников Генштаба
- Организация местного военного управления
- Железнодорожные войска
- Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики
Для чего предназначены ракетные войска и ПВО?
Указом 2245 от 30 декабря 1994 года ФПС — Главкомат переименован в Федеральную пограничную службу Российской Федерации (ФПС России).
Основные статистические данные о границе и пограничных войсках приведены в статье А.Николаева в «Независимом военном обозрении», приложении к «Независимой газете» за 12 сентября 1996. Протяженность границ России — 60932км (из них сухопутные границы — 14,5 тыс. км). Пограничными стали 45 из 89 субъектов РФ.
В конце июня защитники пошли на прорыв. Кижеватов остался в крепости, прикрывая прорыв товарищей пулеметным огнем. Отважный лейтенант посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
Согласно Женевским конвенциям, они не участвуют в боевых действиях. В то же время войска ГО должны быть готовы к отражению нападения противника. Поэтому они имеют на вооружении легкое стрелковое оружие.
Они состоят из объединений, соединений и частей авиации и противовоздушной обороны, а также частей и подразделений специальных войск и тыла. На их вооружении имеются боевые, учебно–боевые, транспортные, специальные самолеты и вертолеты, зенитные ракетные средства, вооружение и военная техника специальных войск и тыла.
Предназначены для проведения мероприятий, связанных с гражданской обороной населения и территорий, предупреждением чрезвычайных ситуаций. Другие войска, их состав и предназначение — раздел Философия, «Безопасность жизнедеятельности» Цель: Ознакомить Обучаемых С Войсками, Не Входящими В Вс Р…
В Союзе ССР и Российской Федерации
Основная статья: Гражданская оборона в России
Система гражданской обороны в Союзе ССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.
В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.
В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).
Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.
Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодежи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации.. В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России).
В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)[нет в источнике].
В России 4 октября отмечается День войск гражданской обороны.
Войска гражданской обороны
Нагрудный знак подразделений ГО предприятий (СССР)
В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).
С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).
На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:
- ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
- проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
- проведение пиротехнических работ;
- участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооружёнными Силами Российской Федерации и другими войсковыми формированиями.
Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, войсковых частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные войсковые формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные войсковые формирования).
Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.
Начальники ГО СССР
- 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
- 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
- 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
- 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.
Роль ВДВ и инженерных войск
Особое место отводится воздушно-десантным войскам. Они объединяют все лучшее, что могут дать ранее упомянутые виды ВС РФ. Рода войск в составе ВДВ укомплектованы артиллерией и зенитно-ракетными средствами. В их распоряжении боевые машины десанта и бронетранспортеры. Причем создана специальная техника, которая позволяет с помощью парашютов десантировать разнообразные грузы в любую погоду на произвольную местность. При этом не играют роли время суток и высота полета самолета.
Задачами ВДВ чаще всего являются действия в тылу противника, направленные на нарушение его равновесия. С их помощью происходит уничтожение ядерного оружия врага, захват стратегически важных пунктов и объектов, а также органов управления. Они выполняют задачи по внесению дисбаланса в работу тыла противника.
Инженерные — это такие виды и рода войск РФ, которые производят разведку местности. В их задачи входит возведение заграждений, а при необходимости их разрушение. Они производят разминирование территорий, подготавливают местность для маневров. Устанавливают переправы, с помощью которых преодолеваются водные преграды. Силами инженерных войск организуются пункты обеспечения водой.
Система гражданской обороны
Систему гражданской обороны составляют:
- органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
- силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
- фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
- системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.
Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).
Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.
Примечания
- «Курс государственной науки». Глава VII «Военное управление». Чичерин Б. Н. Тома I—III. Москва, типография товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1894 г.
- Коллектив авторов. статья «Управление войск (сил)» // Военная энциклопедия в 8-ми томах / Под ред. Иванов С. Б.. — М.: Воениздат, 2004. — Т. 8. — С. 191—192. — 543 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01875-8.
- ↑ «Правоведение». Учебное пособие для не-юридических военных ВУЗов. Г. В. Зибров, В. А. Зайцев, В. И. Иванов, И. Ю. Устинов. ВАИУ. Воронеж. 2008 год. 266 с.
- Центральное военное управление. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. т. XXXVIII, с. 28—32
- Генеральный штаб. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. т. VIII, с. 326—328
- Военный энциклопедический словарь (ВЭС),М.,ВИ,1984 г., страница 766
- Президент Российской Федерации В.ПУТИН. (7 декабря 2012 года).
Что будем делать с полученным материалом:
Организационно в состав каждого флота входят соединения и части различных родов и сил, а также военно–морские базы, пункты базирования, аэродромы и другие учреждения.Сухопутными войсками называют самые значительные виды войск страны. Любой вооруженный конфликт может быть решен посредством боевых возможностей исключительно сухопутных войск или в их взаимодействии с другими вооруженными силами государства. Они обеспечивают национальную безопасность и защищают национальные интересы страны преимущественно на суше.
Войсковая компонента пограничных органов Российской Федерации включает также авиационные части и подразделения. Авиация пограничных органов участвует в охране Государственной границы и исключительной экономической зоны, ведет воздушные разведывательно-поисковые действия, обеспечивает аэромобильность войск и доставку боевой техники, эвакуацию раненых и больных из труднодоступных районов.
Эти войска состоят из ракетных объединений. На их вооружении находятся ракетные комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами стационарного и подвижного базирования. По многим показателям отечественные ракетные комплексы и системы боевого управления ими являются уникальными и не имеют аналогов в мире.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 1 августа 1998 г. пограничные округа и группы преобразованы в региональные управления. Всего их 10: Арктическое, Северо-Западное, Калининградское, Западное, Северо-Кавказское, Юго-Восточное, Забайкальское, Дальневосточное, Тихоокеанское и Северо-Восточное.
В целях приведения структуры, состава и численности железнодорожных войск в соответствие с объективными потребностями обороны страны и безопасности государства произошло их значительное сокращение.
Цель: Изучить ЧС военного времени, их поражающие факторы и способы защиты от них. Литература: 1. Э. А. Арустамов. Учебник «БЖД».
К государственной авиации относятся : военная авиация, авиация Внутренних войск, авиация Пограничных войск, авиация ФСБ, авиация МЧС, авиация РОСТО и.
Каждый из них представляет собой сложную структуру, образованную из особых родов войск, которые имеют различное предназначение. Все эти виды войск отличаются по типу вооружения. Обучение военнослужащих в каждом из них обладает своей спецификой.
Это такие виды войск РФ, которые могут выполнять разные боевые задачи. От прорыва обороны противника и наступления до длительного и прочного закрепления на захваченных рубежах. Особое место в этих вопросах выделяется для танков. Поскольку их действия на главных направлениях обороны и наступления характеризуются маневренностью и быстротой достижения цели.
После расформирования МБ 30 декабря 1993 года неопубликованным указом 2318 создана Федеральная пограничная служба — Главное командование Пограничных войск Российской Федерации (ФПС — Главкомат) в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти.
Цель: Ознакомить студентов с боевым традициями и ритуалами ВС РФ, общевоинскими уставами и днями воинской славы России. Литература: 1.
Исторически предшественниками Внутренних войск были Войска внутренней охраны Республики, Войска внутренней службы и Войска Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК).
Это выражается в борьбе с вражеским десантом на пути его следования и в момент их высадки. А до того они обязаны проводить разведку радиолокацией, с тем чтобы своевременно оповестить о возможном нападении.
До августовского путча Пограничные войска входили в состав КГБ СССР. 4 декабря 1991 последним Законом СССР — «О реорганизации органов государственной безопасности» — утверждено разделение КГБ СССР на Межреспубликанскую службу безопасности, Центральную службу разведки и Комитет по охране государственной границы СССР. Руководители трех новых структур назначены еще 6 ноября 1991 года.
Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ) состоят из трех видов (Сухопутные войска, Военно–Воздушные Силы, Военно–Морской Флот), трех родов ВС (Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, Воздушно–десантные войска), Тыла ВС РФ и специальных войск.
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» к другим войскам относятся:- пограничные войска Российской Федерации;- внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации;- железнодорожные войска Российской Федерации;- войска гражданской обороны.
Список начальников Генштаба
Имя | Изображение | Воинское звание | Вступил в должность | Освобождён от должности |
---|---|---|---|---|
Директора Инспекторского департамента Военного министерства Российской империи | ||||
Павел Гагарин | Генерал-адъютант | 9 августа 1812 | 13 декабря 1814 | |
Андрей Клейнмихель | Генерал-лейтенант | 13 декабря 1814 | 25 июня 1815 | |
Начальники Главного штаба Русской императорской армии | ||||
Фёдор Гейден | Генерал-адъютант Генерал-лейтенант | 1 января 1866 | 22 мая 1881 | |
Николай Обручев | Генерал-лейтенант Генерал от инфантерии | 10 июня 1881 | 31 декабря 1897 | |
Виктор Сахаров | Генерал-лейтенант | 20 января 1898 | 11 марта 1904 | |
Пётр Фролов | Генерал-лейтенант | 11 марта 1904 | 28 июня 1905 | |
Начальники Главного управления Генерального штаба Русской императорской армии | ||||
Фёдор Палицын | Генерал от кавалерии | 21 июня 1905 | 2 декабря 1908 | |
Владимир Сухомлинов | Генерал от кавалерии | 2 декабря 1908 | 11 марта 1909 | |
Александр Мышлаевский | Генерал от инфантерии | 11 марта 1909 | сентябрь 1909 | |
Евгений Гернгросс | Генерал-лейтенант | сентябрь 1909 | 22 февраля 1911 | |
Яков Жилинский | Генерал от кавалерии | 22 февраля 1911 | 4 марта 1914 | |
Николай Янушкевич | Генерал-майор | 5 марта 1914 | 1 августа 1914 | |
Михаил Беляев | Генерал-майор | 1 августа 1914 | 10 августа 1916 | |
Пётр Аверьянов | Генерал-лейтенант | 10 августа 1916 | 15 мая 1917 | |
Иван Романовский | Генерал-лейтенант | 18 июля 1917 | 26 сентября 1917 | |
Владимир Марушевский | Генерал-майор | 26 сентября 1917 | 23 ноября 1917 | |
Начальник Генштаба и управляющим Военным министерством | ||||
Николай Потапов | Генерал-майор | 23 ноября 1917 | май 1918 | |
Начальники Всероссийского главного штаба Революционного военного совета Республики | ||||
Николай Стогов | 8 мая 1918 | 2 августа 1919 | ||
Александр Свечин | 2 августа 1919 | 22 октября 1919 | ||
Николай Раттэль | 22 октября 1919 | 10 февраля 1921 | ||
Полевой штаб Революционного военного совета Республики | ||||
Николай Раттэль | 6 сентября 1918 | 21 октября 1918 | ||
Фёдор Костяев | 21 октября 1918 | 18 июня 1919 | ||
Михаил Бонч-Бруевич | 18 июня 1919 | 22 июля 1919 | ||
Павел Лебедев | 22 июля 1919 | 10 февраля 1921 | ||
Штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии | ||||
Павел Лебедев | 10 февраля 1921 | апрель 1924 | ||
Михаил Фрунзе | апрель 1924 | январь 1925 | ||
Сергей Каменев | январь 1925 | ноябрь 1925 | ||
Михаил Тухачевский | ноябрь 1925 | май 1928 | ||
Борис Шапошников | май 1928 | апрель 1931 | ||
Владимир Триандафиллов | май 1931 | июль 1931 | ||
Александр Егоров | Маршал Советского Союза | июль 1931 | 10 мая 1937 | |
Генеральный штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии | ||||
Борис Шапошников | Командарм 1-го ранга | 10 мая 1937 | август 1940 | |
Кирилл Мерецков | Генерал армии | август 1940 | январь 1941 | |
Георгий Жуков | Генерал армии | февраль 1941 | 29 июля 1941 | |
Борис Шапошников | Маршал Советского Союза | 29 июля 1941 | 11 мая 1942 | |
Александр Василевский | Маршал Советского Союза | 26 июня 1942 | февраль 1945 | |
Алексей Антонов | Генерал армии | февраль 1945 | 22 марта 1946 | |
Генеральный штаб Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик | ||||
Александр Василевский | Маршал Советского Союза | 22 марта 1946 | ноябрь 1948 | |
Сергей Штеменко | Генерал армии | ноябрь 1948 | июнь 1952 | |
Василий Соколовский | Маршал Советского Союза | июнь 1952 | апрель 1960 | |
Матвей Захаров | Маршал Советского Союза | апрель 1960 | март 1963 | |
Сергей Бирюзов | Маршал Советского Союза | март 1963 | 19 октября 1964 | |
Матвей Захаров | Маршал Советского Союза | ноябрь 1964 | сентябрь 1971 | |
Виктор Куликов | Маршал Советского Союза | сентябрь 1971 | 7 января 1977 | |
Николай Огарков | Маршал Советского Союза | 7 января 1977 | сентябрь 1984 | |
Сергей Ахромеев | Маршал Советского Союза | сентябрь 1984 | 2 ноября 1988 | |
Михаил Моисеев | Генерал-полковникГенерал армии | декабрь 1988 | 23 августа 1991 | |
Владимир Лобов | Генерал армии | 25 августа 1991 | 7 декабря 1991 | |
Виктор Самсонов (род. 1941) | Генерал армии | 7 декабря 1991 | 20 марта 1992 | |
Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации | ||||
Виктор Дубынин(1943—1992) |
Генерал армии | 10 июня 1992 | 22 ноября 1992 | |
Михаил Колесников (1939—2007) | Генерал армии | 22 ноября 1992 | 18 октября 1996 | |
Виктор Самсонов (род. 1941) | Генерал армии | 18 октября 1996 | 22 мая 1997 | |
Анатолий Квашнин (род. 1946) |
Генерал-полковникГенерал армии | 22 мая 1997 | 19 июля 2004 | |
Юрий Балуевский (род. 1947) | Генерал армии | 19 июля 2004 | 3 июня 2008 | |
Николай Макаров (род. 1949) |
Генерал армии | 3 июня 2008 | 9 ноября 2012 | |
Валерий Герасимов (род. 1955) |
Генерал-полковникГенерал армии | 9 ноября 2012 |
Организация местного военного управления
Мобилизационные органы военного управления
Поддержание мобилизационных возможностей государства требует создания органов местного военного управления.
Заключается оно в создании системы государственных учреждений ведущих учёт мобилизационных резервов в регионах.
В России к примеру подобной системой является институт военных комиссариатов (сокращённое обиходное название — военкомат).
В некоторых государствах бывшего СССР приняты иные названия для данных учреждений ведущих аналогичную деятельность. К примеру в Казахстане они именуются Департамент по делам обороны (для области) или Управление по делам обороны (для района).
Основными функциями военных комиссариатов является ведение воинского учёта населения и технических средств привлекаемых в военное время в вооружённые силы, а также организация переподготовки военнослужащих запаса.
Военный комиссариат
Основная статья: Военный комиссариат
Военный комиссариат (военкомат) — орган местного военного управления в Советском Союзе, а затем в республиках бывшего СССР, ответственный за военно-мобилизационную и учётно-призывную работу в Вооружённых Силах Союза и постсоветских государств (не всех). Могут быть краевыми, республиканскими, областными, городскими, районными и межрайонными. Районные и городские могут быть объединёнными. Ранее в России, советского периода, были также окружные, губернские, уездные и волостные.
Органы военного управления по сохранению правопорядка
Основная статья: Военная полиция
Следующей структурой местного военного управления являются органы по сохранению правопорядка в среде военнослужащих. На данном этапе в большинстве государств данную функцию выполняет военная полиция, находящаяся в подчинении начальников гарнизонов.
Военная комендатура
Основная статья: Военная комендатура
В более широком понимании, кроме задач по сохранению правопорядка среди военнослужащих к данной структуре местного военного управления также относится организация гарнизонной и комендантской службы, перед которыми стоит задача координации действий с правоохранительными органами вне вооружённых сил и органами местного самоуправления при возникновении чрезвычайных ситуаций, при переходе государства от мирного к военному времени, при организации проводки военных колонн и т. д..
Железнодорожные войска
Железнодорожные войска Российской Федерации(специальные войска. Они предназначены для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок. Организационно Железнодорожные войска состоят из соединений и различных специализированных частей. Они были созданы в период гражданской войны, а в мирные годы выполняли работы по реконструкции существующих и сооружению новых железных дорог.)
Задачи:
*проведение капитального и среднего ремонта железнодорожных путей;
· организация взаимодействия различных сил и средств в части технического прикрытия и восстановления железнодорожных коммуникаций при решении задач обороны страны;
· подготовка кадров для ведения восстановительных работ;
*обеспечение накопления и хранения мобилизационного резерва восстановительных материалов и конструкций.
Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики
Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:
- своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
- укрытие населения в защитных сооружениях;
- использование средств индивидуальной защиты;
- эвакуация, рассредоточение, а также переброс населения в безопасные районы;
- защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
- защита населения на всей территории страны;
- дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
- заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
- необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.