Настойчивый (1991)

Особенности конструкции

Эскадренный миноносец вступил в строй с обтекателями гребных валов, одним балансирным рулём, фок-мачтой новой, облегчённой и усиленной конструкции с расположенным сзади пеленгатором и РЛС «Заря» трапециевидной формы. В период модернизации по проекту 56-А с корабля были сняты радиодальномеры «Штаг-Б», установлена станция обнаружения торпедного следа МИ-110К с приёмником в носу корпуса (снята в 1981 году), установлен ЗРК «Волна-М», изменена конструкция грот-мачты (на ромбовидную). После модернизации зенитного ракетного комплекса в «Волну-П» была оборудована дополнительная рубка и стойка на грот-мачте.

Литература и источники информации

Литература

Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.

Павлов А. С. Эсминцы первого ранга. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2000. — 40 с.

Романов Ю. Н. Боевые мили. Хроника жизни эскадренного миноносца «Боевой». — Уфа: ХАН, 2007. — 330 с. — ISBN 978-5-87308-235-3

Ссылки

Фотографии ЭМ «Стойкий» на navsource.narod.ru

Страница «Википедии» об эсминце «Стойкий»

Статья А. Розина о деятельности советского ВМФ в Персидском заливе

Группа ветеранов эсминца «Стойкий» в социальной сети

История и характеристики эсминцев проекта 956 «Сарыч»

Об истории и современном состоянии эсминцев проекта 956 в блоге navy-korabel

Ремонт, опять ремонт

Для человека 25 лет – это еще молодость, но вот для корабля – уже поздняя зрелость. Выходят из строя отдельные системы, изнашивается металл, повреждается проводка. В 2018 году эсминец находился на 33-м судоремонтном заводе на своей родной базе в Балтийске. Судя по плану закупок, опубликованному этим предприятием, можно понять, что основной проблемой стали котлы главной энергетической установки, а также система автоматического управления котлами и радиостанции из комплекса «Кадмий-Р». Поставки комплектующих должны были быть осуществлены до августа 2018 года. Можно предположить, что именно технические проблемы не позволяют эсминцу «Настойчивый» присоединиться к группе кораблей в Средиземном море. Полноценный ввод его в строй возможен (с учетом времени на испытания и крайне вероятных просрочек) не ранее начала 2019 года.

Служба

С 19 апреля 1958 года в составе 170-й БЭМ Северного флота ВМФ СССР с базированием на Североморск.

7 мая 1958 года перечислен в состав СФ,

8 июня 1967 года — в состав КЧФ и 17 июля 1970 года — в состав ДКБФ,

с 17 по 21 октября 1964 года нанес визит в Тронхейм (Норвегия),

с 10 по 15 августа 1972 года и с 14 по 18 июня 1979 года — в Хельсинки (Финляндия),

с 21 по 26 июня 1974 года — в Шербур (Франция),

с 10 по 15 августа 1976 года- в Копенгаген (Дания),

и с 14 по 19 июня 1978 года — в Амстердам (Голландия).

с 1 по 30 июня 1967 года, находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии,

а с 6 декабря 1977 года по 13 января 1978 года — вооруженным силам Анголы.

25 апреля 1989 года приказом министра обороны СССР эсминец «Настойчивый» был исключён из списков ВМФ СССР и разоружён.

1 октября 1989 года расформирован в Лиепае.

В марте 1990 года уведён в Италию на слом.

Компромисс

В конце 60-х годов, когда существовавшие корабли флота, обладавшие морально устаревшим артиллерийским вооружением, подходили, к тому же, к физическому пределу своей эксплуатации, было принято решение о начале создания нового класса военных судов. Сначала военно-морское начальство заказало корабли, основной задачей которых являлись бы поддержка десантов и борьба с авиацией. Помимо этого типа было желание дополнительно получить и корабли, способные бороться с подводными лодками и надводными кораблями вероятного противника. Однако после соответствующих расчетов вынуждено пришли к выводам, что страна просто не потянет такие масштабные расходы. В результате сошлись на мнении, что необходимо строить универсальные корабли, способные решать как задачи по поддержке сухопутных частей, так и по противодействию флотам противника.

Результатом этого условного компромисса между желаниями военных и возможностями страны явились эсминцы класса «Современный». Дополнительным толчком к принятию такого решения стало начало проектирования схожих универсальных эсминцев класса «Спрюэнс» в США. Сделать полностью универсальный корабль в итоге не удалось, «хромала» защита от подводных лодок.

Корабли проекта 956 «Сарыч»

Название корабля Дата спуска на воду Дата списания Примечания
«Современный» 18.11.1978 30.09.1998
«Отчаянный» 29.03.1980 30.09.1998
«Отличный» 21.03.1981 30.09.1998
«Осмотрительный» 24.04.1982 30.09.1998
«Безупречный» 25.06.1983 20.07.2001
«Боевой» 4.08.1984 в 2010
«Стойкий» 27.07.1985 30.09.1998
«Окрылённый» 31.05.1986 30.09.1998
«Бурный» 30.12.1986 В ремонте
«Гремящий» 30.05.1987 18.12.2006
«Быстрый» 28.11.1987 В составе КТОФ Корабль «Быстрый» самый старый из кораблей проекта, находящийся в строю
«Расторопный» 4.06.1988 Списан На утилизации
«Безбоязненный» 18.02.1989 В резерве
«Гремящий» 30.09.1989 Списан
«Беспокойный» 9.06.1990 В резерве ДКБФ
«Настойчивый» 19.01.1991 В составе ДКБФ Флагман Балтийского флота
«Адмирал Ушаков» 28.12.1991 В составе КСФ
«Внушительный» 17.10.1987 Разделан на металл
«Ханчжоу»«Важный» 27.05.1994 Входит в состав ВМС Китая
«Фучжоу»«Вдумчивый» 16.04.1999 Входит в состав ВМС Китая
«Буйный» Постройка прекращена
«Тайчжоу»

«Внушительный»

27.04.2004 Входит в состав ВМС Китая
«Нинбо»

«Вечный»

23.06.2004 Входит в состав ВМС Китая

История

История Балтийского флота тесно связана со столицей Российской империи — Санкт-Петербургом. В новой столице, заложенной Петром в 1703 году, почти сразу началось строительство Адмиралтейской верфи, положившей начало кораблестроению в России. Именно на этой верфи создавались первые отечественные корабли, которые блестяще себя показали во всех морских баталиях, которые вела Россия.

Моряки-балтийцы покрыли себя неувядаемой славой во время Северной войны со Швецией (1700-1721), в ходе Крымской войны (1853-1856) и в других сражениях. Балтийский флот отражал нападения на Кронштадт, Гангут, Свеаборг и Петербург.

Балтийский флот сыграл важнейшую роль и в научных экспедициях. Интересный факт: в ходе кругосветных путешествий кораблей Балтийского флота было сделано 432 географических открытия. На картах мира увековечены имена 98 адмиралов и офицеров Балтфлота.

Балтийцами себя называли великие русские флотоводцы — адмиралы Федор Ушаков, Павел Нахимов, Михаил Лазарев, Владимир Корнилов, Степан Макаров, ученые-путешественники Витус Беринг, Фаддей Беллинсгаузен и многие другие знаменитые мореплаватели.

Балтийцы героически сражались на фронтах Первой мировой и, конечно, во время Великой Отечественной войны. Моряки Балтфлота участвовали в обороне Ленинграда (1941-1944), в том числе на суше (героический Петергофский десант). Балтийцы обороняли Моонзундские острова, воевали на подступах к Таллину (знаменитый Таллинский переход) и полуострову Ханко, участвовали в разгроме гитлеровцев в Прибалтике, Восточной Пруссии и Восточной Померании.

В ходе Великой Отечественной войны Балтийский флот потопил 1205 вражеских боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов, уничтожил 2418 самолетов противника. Более 82 тысяч балтийцев были отмечены наградами, 173-м морякам было присвоено звание Героя Советского Союза, четверо удостоены этого высокого отличия дважды.

Оценка проекта

Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» создавались в эпоху Холодной войны, и основным их оппонентом в Мировом океане был американский корабль аналогичного класса Spruance. Этот эсминец ВМС США и его характеристики оказали большое влияние на будущий облик «Сарычей». Шло соревнование между двумя сверхдержавами и советские адмиралы требовали, чтобы наш корабль был не хуже.

Первое, что бросается в глаза, это различие в силовых установках двух кораблей. Причем газотурбинная энергетическая установка Spruance выглядит гораздо предпочтительней и по характеристикам, и по своей надежности. Американская энергетическая установка может выйти на полную мощность за двенадцать минут, советскому эсминцу для этого необходимо полтора часа.

Артиллерийское вооружение, безусловно, мощнее у советского корабля (изначально он проектировался, как корабль поддержки десанта), но американский эсминец превосходит его в средствах для противолодочной борьбы. Изначально более мощным ракетным вооружением обладал «Сарыч», но после модернизации на Spruance были установлены универсальные ПУ для ракет «Томагавк», что дало значительное преимущество американцу.

Однако в настоящее время основным эсминцем США являются корабли типа «Арли Берк». Этот корабль был спроектирован в середине 80-х годов и значительно превосходит корабли проекта 956 практически по всем показателям. «Арли Берк» — это эсминец четвертого поколения, поэтому сравнивать его с «Сарычем» не слишком корректно.

https://youtube.com/watch?v=ZYWvG6wRKmk

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Примечания

  1. Приведена полная дальность на 18 узлах; наибольшая дальность составляет 5340 миль.
  2. Встречаются неверные данные о численности экипажа ЭМ пр. 956 в 296 человек, в то время как реальная численность на всех кораблях проекта — более 300. На «Боевом», по данным его командира Ю. Н. Романова, экипаж во время службы составлял 364 человека; построенный следующим «Стойкий» имел ту же штатную численность экипажа, которая могла быть ещё увеличена за счёт группы ОСНАЗ, занимавшейся радиоразведкой.
  3. Мишень, имитирующая КР «Москит», в США была впервые успешно перехвачена экспериментальной противоракетой только в 2014 году — спустя более 30 лет после принятия «Москита» на вооружение ВМФ СССР.
  4. Распространено мнение, что КТУ эсминцев проекта 956 чрезмерно требовательна к условиям эксплуатации: якобы, поэтому в строю сейчас сохранилось намного больше газотурбинных БПК проекта 1155, чем котлотурбинных эсминцев проекта 956 при одинаковом возрасте кораблей. Однако котлы и этого типа в советском ВМФ эксплуатировались с начала 1970-х годов на крейсерах и БПК нескольких проектов без особых нареканий, существенных проблем до 1992 года не было и на эсминцах проекта 956, что подтверждается их многомесячными боевыми службами и большой наплаванностью. Основная причина их вывода из строя с 1992 года — обвальное сокращение оборонных расходов, что привело, кроме прочего, к прекращению производства водогрейных трубок для котлов. Таким образом, выработавшие свой ресурс трубки стало нечем менять, и ради поддержания в строю небольшой части кораблей стали снимать сохранившиеся трубки с остальных. Ставшие таким источником запчастей эсминцы, как правило, обратно в строй уже не вводились.
  5. КСИР (Корпус стражей исламской революции) — добровольческая военная организация, созданная в Иране после революции 1979 года.
  6. «Мэйдэй» (англ. Mayday) — один из общепринятых сигналов бедствия при голосовой передаче по радио, аналогично коду SOS при передаче азбукой Морзе.
  7. Встречаются упоминания о том, что за время боевой службы 1987 года «Стойкий» подвергался обстрелам и даже устранял боевые повреждения впоследствии (в частности, А. С. Павлов в «Эсминцах 1 ранга» пишет о 16-ти пробоинах в корпусе). М. Ю. Волк, который в звании капитана 3 ранга в то время командовал эсминцем, эти сведения не подтверждает: на самом деле «Стойкий» не подвергался обстрелам.
  8. При попытке пуска система управления выдавала сигнал «Неисправность», ракета «Москит» не запускалась. Во время поиска неисправности выявили, что отказ возник по причине заводского брака — один из проводов пусковой установки был припаян не на тот контакт. Ранее дефект себя никак не проявлял, но перед стрельбами 1988 года практическую ракету зарядили в ту трубу контейнера, из которой до того ни разу ещё не стреляли. В дальнейшем ошибку монтажа устранили и следующие стрельбы провели без нареканий.
  9. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы корабля. Ввиду недолгой службы эсминца на нём успело смениться всего два командира.

Описание конструкции

По конструкции «Стойкий» — классический ракетно-артиллерийский корабль с полубачным корпусом, посередине которого смонтирована надстройка с одной дымовой трубой и большей частью антенных постов. Артиллерийские башни и пусковые установки зенитных комплексов расположили в диаметральной плоскости корпуса линейно-возвышенно для обеспечения оптимальных секторов стрельбы, а мощные противокорабельные ракеты главного ударного комплекса разместили наклонно по бортам. Несколько необычным было размещение вертолётной площадки и ангара: традиционное для них место на корме существенно ограничило бы сектор обстрела для кормовой башни универсального калибра, поэтому площадку подняли на крышу надстройки в районе миделя эсминца, а укрытие для вертолёта выполнили раздвижным.

От предыдущих эсминцев своего типа «Стойкий» отличался новыми котлами модели КВГ-3, более производительными и надёжными относительно установленных на предшественниках котлов КВН-98/64, хотя и более требовательными к водоподготовке. Также «Стойкий» стал вторым, после «Боевого», эсминцем проекта 956, получившим обзорную РЛС нового типа — МР-750 «Фрегат-МА» с плоскими . На первых пяти кораблях серии для освещения воздушной и надводной обстановки устанавливались РЛС «Фрегат» и «Фрегат-М» с обычными параболическими антеннами.

История службы

Эскадренный миноносец «Настойчивый» определён в боевой состав Балтийского флота России 30 декабря 1992 года. Включён в состав 128-й бригады надводных кораблей (Балтийск).

10 апреля 1993 года прибыл в порт приписки, в город Балтийск Калининградской области. 16 июня вышел из базы в поход, и стал первым российским кораблём, совершившим проход Кильским морским каналом. С 19 по 26 июня нанёс визит в немецкий город Киль на праздник парусного спорта «Кильская неделя». С 28 июня по 2 июля заходил под флагом контр-адмирала В. П. Комоедова в Вильгельмсхафен (Германия). 7 июля корабль вернулся на базу в Балтийск.

С 1994 года шефом корабля является Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В 1994 году миноносец участвовал в состязательных соревнованиях на приз , в ходе проведения которых отразил пять ракет-мишеней (одну мишень не зачли). С по 24 июля 1994 года нанёс визит в Руан, заходил во французский порт Гавр, участвовал в празднике «Эскадра свободы».

С 30 апреля по 20 июля 1995 года корабль прошёл доковый ремонт, после которого участвовал в параде на Неве.

23 июня 1996 года «Настойчивый» посетил Президент России Б. Н. Ельцин. В этом же году эсминец участвовал в совместных военно-морских учениях «Балтопс—96» военно-морских сил (ВМС) стран НАТО с нанесением визита в Эккенферд (Германия) в период с 6 по 17 июля. С июля по август «Настойчивый» принял участие в сбор-походе: учениях по прикрытию десанта, впервые в составе корабельной ударной группы (КУГ) отразил у мыса Таран налёт сразу семи ракет-мишеней. В конце сентября вышел в море, с по 13 октября нанёс визит в Шербур (Франция), посвящённый 100-летию визита в город Николая II. По итогам 1996 года эсминцы «Настойчивый» и «Беспокойный» были признаны лучшими на Балтийском флоте России по артподготовке, а «Настойчивый» — лучшим кораблём ВМФ России.

17 февраля 1997 года корабль вышел в море под флагом контр-адмирала Василия Апановича. С 15 по 18 марта участвовал в международной выставке вооружений и военной техники «IDEX—1997» в Абу-Даби, на обратном пути заходил в Саймонстаун (2—6 апреля) и Кейптаун в дни 75-летия ВМС ЮАР. Во время визита эсминец посетил Президент ЮАР Нельсон Мандела. Пройдя за время похода (72 ходовых суток) 19 800 морских миль «Настойчивый» возвратился на базу в Балтийске 30 апреля этого же года.

4 сентября 1997 года корабль «Настойчивый» посетил министр обороны России, маршал Российской Федерации И. Д. Сергеев. Позднее, в октябре, эсминец обеспечивал испытания новой дизельной подводной лодки. По итогам года «Настойчивым» было занято первое место в ВМФ по артиллерийской и зенитной подготовке.

В следующем году корабль участвовал в учениях «Балтопс—98». 26 июля 1998 года, в День Военно-Морского Флота, «Настойчивый» посетил Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России В. И. Куроедов. По итогам 1998 года кораблю был вручён приз Главкома ВМФ по ПВО и артподготовке, эсминец был объявлен лучшим кораблём ВМФ России.

В мае 1999 года «Настойчивый» доковался на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. С 21 сентября по 18 ноября 1999 года находился в Кронштадте для обучения китайского экипажа. По итогам года в составе КУГ завоевал приз по огневой подготовке.

8 февраля 2000 года эскадренный миноносец «Настойчивый» посетил Главнокомандующий Бундесмарине Дирк Хортен.

В июле 2008 года корабль осуществил поход по Балтийскому морю с заходами в Швецию, Финляндию, Данию, Польшу.

В 2009 году эсминец принимал участие в оперативно-стратегическом учении «Запад-2009» совместных российско-белорусских оперативно-стратегических военных учениях, проводившихся в Белоруссии.

Д. А. Медведев на эсминце «Настойчивый», 31 июля 2011 года.

31 июля 2011 года, в День Военно-Морского Флота, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев посетил эсминец на главной военно-морской базе Балтийского флота в городе Балтийске (Калининградская область).

В настоящее время миноносец «Настойчивый» является флагманом Балтийского флота ВМФ России. За двадцать лет боевой службы эсминец находился в море в общей сложности около двух лет и прошёл более 70 000 морских миль.

В последние годы флагман Балтийского флота не выходил в дальние походы, проходя восстановление технической готовности в Балтийске. В 2015 году он эпизодически участвовал во флотских мероприятиях: в марте выходил в море в ходе внезапной проверки боеготовности Западного военного округа, в июле — участвовал в параде в честь Дня ВМФ. Согласно закупочным данным «33 судоремонтного завода», обслуживающего корабли Балтфлота, на «Настойчивом» ремонтируются системы главной энергетической установки (котлотурбинной), оборудование жизнеобеспечения, вооружение корабля.

Боевой путь корабля

Эсминец «Настойчивый» (610 бортовой номер) провел в море более двух лет из 25 лет службы в составе ВМФ. Этот четвертьвековой юбилей отмечали в Балтийске в 2018 году.

До 1991 года эсминец носил название «Ленинский комсомол». Корабль прошел свыше 70 000 морских миль, причем более четверти от этого общего расстояния в 1997 году, в одном дальнем походе на юг Африки, в Кейптаун, где принял участие в праздновании дня военно-морского флота ЮАР. На борт даже поднялся сам Нельсон Мандела, бывший в ту пору президентом этой страны. А перед этим корабль был продемонстрирован на международной оружейной выставке в Абу-Даби, где произвел исключительно сильное впечатление на зрителей.

«Настойчивый» участвовал во многих походах, заходил с визитами в порты Германии, Швеции, Польши, Дании, Франции. Являлся первым российским военным кораблем, прошедшим через Кильский канал. Дважды был признан лучшим надводным кораблем военно-морского флота России в 1996 и 1997 годах, трижды на его палубе принимали президентов стран. Помимо президента Манделы в 1996 году на борт поднимался Б. Ельцин, а в 2011 – Д. Медведев.

Эсминец «Настойчивый» принимал участие в многочисленных учениях и боевых стрельбах, неизменно показывая отличные результаты. Корабль был базой для обучения китайских экипажей в 1999 году. А также обеспечивал испытания новых образцов военно-морской техники. Однако в последнее время выходы в море носят эпизодический характер. Эсминцу «Настойчивый» явно не везет в связи с событиями в Сирии. Уже дважды анонсировался его выход в Средиземное море для усиления российской группировки, и дважды этот поход отменялся. Так было в 2013-м и повторилось уже в 2018 году.

Командиры корабля

С 1991 года командирами корабля «Настойчивый» являлись:

  • с 15 июля 1991 года — капитан 1 ранга Самчук Владимир Николаевич;
  • с 5 августа 1994 года — капитан 2 ранга Тузов Алексей Борисович;
  • с 30 апреля 1996 года — капитан 2 ранга Будин Олег Эдуардович;
  • с 5 октября 1997 года — капитан 2 ранга Белоногий Сергей Петрович;
  • с 29 июля 1999 года — капитан 2 ранга Цурак Юрий Викторович.
  • с 30 августа 2001 года — капитан 1 ранга Гуринов Олег Георгиевич;
  • с 5 июля 2004 года — капитан 2 ранга Пинчук, Сергей Михайлович;
  • с 28 августа 2006 года — капитан 2 ранга Гришан Олег Васильевич;
  • с 4 марта 2010 года — капитан 1 ранга Чобитько Сергей Александрович;
  • с 30 ноября 2011 года — капитан 1 ранга Набока Андрей Валериевич;
  • с 2013 года — капитан 2 ранга Липский Сергей Александрович.
  • с 2014 года — капитан 1 ранга Морген Александр Владимирович
  • с 2018 года — капитан 3 ранга Ганиев Антон Радикович
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector