Проект 971 «щука-б»

Командиры[править | править код]

  • 1988—1996: гвардии кап. 1 ранга Кизилов В. А.
  • 1996—1999: гвардии кап. 1 ранга Ефимов Н. А.
  • 1999—2002: гвардии кап. 1 ранга Сидоров И. Н.
  • 2002—2005: гвардии кап. 1 ранга Покрасов А. В.
  • 2005—2006: гвардии кап. 1 ранга Ляпин Руслан Фуадович.
  • 2006—2007: гвардии кап. 1 ранга Шульга П. Н.
  • 2007—2016: гвардии кап. 1 ранга Журов В. А.
  • 2016—2017: гвардии кап. 2 ранга Кузнецов А.А.
  • 2017- по наст. время гвардии кап. 1 ранга Абрамов А. Л.

Командиры 2-го экипажаправить | править код

(150-й экипаж)

  • 1991—1997 г. — кап. 1 ранга Ежов С. Н.
  • 1997—1998 г. — кап. 1 ранга Абрамов К. К.
  • 1998—2001 г. — кап. 1 ранга Якуби́на О. Г.

Как создавались новые АПЛ «Щуки» проекта 971

Следует отметить, что идея создать подводный корабль, способный эффективно бороться на море с подлодками вероятного противника появилась сразу после вступления в строй американского флота АПЛ типа «Лос-Анджелес». Имеющиеся в распоряжении советского флота подводные корабли мало подходили для поиска кораблей противника в глубинах мирового океана. Основным недостатком советских АПЛ второго поколения являлась большая шумность подводного хода. Особенно это отразилось на боеспособности советских АПЛ, которые больше не могли на равных соперничать с подлодками 3-го поколения, появившиеся в иностранных флотах.

Проект 971 стал продолжением практической реализации строительства титановых атомных ударных подводных лодок проекта 945. Основная цель проекта заключалась в расширении масштабов строительства более дешевых многоцелевых подводных кораблей. За основу нового проекта были взяты основные узлы и агрегаты подлодок 945 проекта. Вместо титанового корпуса новые АПЛ должны были иметь стальные корпуса аналогичной формы, схожие тактико-технические данные, включая автономность и дальность хода. По скорости, глубине погружения и вооружению субмарины проекта 971 должны были иметь схожие параметры. Особый акцент в проекте 971 делался на существенное понижение шумности движения лодки. Этот фактор должен был сыграть ключевую роль в последующей эксплуатации подлодок нового класса.

Субмарина проекта 971 получила шифр «Щука-Б», тем самым повторяя славную боевую историю «щук», средних подводных лодок времен Второй Мировой войны. Проектная документация предусматривала строительство многоцелевых субмарин 3-го поколения большой серией, которые должны были заменить на флоте устаревшие лодки типа «Щуки» проекта 671. Техническое задание на новую «Щуку» появилось еще летом 1976 года. Спустя год новая подлодка получила свои очертания усилиями СКБ-143 «Малахит». Это конструкторское бюро уже имело опыт постройки океанских субмарин, поэтому «горьковский проект» не пришлось подгонять под новые заводские условия.

Вооружение кораблей и навигационное оборудование

Все первый лодки серии выпускались с минно-торпедным вооружением и были оснащены ракетными комплексами РК-55 «Гранат». Торпедное вооружение состояло из 4-х 533 мм торпедных аппарата, 4-х ТА калибра 650 мм. Основное отличие подлодок нового класса заключалось в универсальности вооружения. Ракетный комплекс «Гранат» позволял вести борьбу со всеми видами морских вооружений. Минно-торпедная группа отвечала за противолодочную оборону. Крылатые ракеты и ракето-торпеды запускались через подводные торпедные аппараты из любого положения корабля.

С начала 90-х годов на «Щуки» стали устанавливать новое навигационное оборудование. Подводная лодка К-154 «Тигр» прошла недавно модернизацию и считается среди западных экспертов кораблем с повышенной скрытностью. АПЛ «Вепрь» и «Самара» проходят в данный момент модернизацию двигательной установки и переоснащение новым гидроакустическим оборудованием. Корабли оснащаются новыми навигационными комплексами «Медведица-971» и комплексом космической радиосвязи «Симфония».

Сегодня все корабли проекта 971, которые стоят в строю Северного и Тихоокеанского флота перевооружены на ракетные комплексы «Калибр». Часть лодок прошла модернизацию. Подводная лодка К-328 «Леопард», как и атомоход К-461 «Волк» прошли кардинальную модернизацию и снова находятся в строю. Атомоходы более позднего выпуска, подводные лодки К-335 «Гепард», К-317, К-154 считаются на сегодняшний день основными кораблями Северного флота.

На Тихом океане в строю продолжают оставаться только одна лодка К-419 «Кузбасс». Самая поздняя лодка К-152 «Нерпа» ввиду недостаточного финансирования была в январе 2012 года передана ВМС Индии в аренду.

Достопримечательности

Николаевский монастырь

Основная статья: Верхотурский Николаевский монастырь

Основан в 1604 году.

  • Крестовоздвиженский собор (—, архитектор А. Б. Турчевич) — третья по объёму церковь России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге.
  • Преображенская церковь ( г.) в стиле классицизма с колокольней, разрушенной в 1930-е годы и восстановленной в 1998 году.
  • Симеоно-Аннинская надвратная церковь ( г.) в традициях древнерусской архитектуры.

Покровский монастырь

Основная статья: Покровский монастырь (Верхотурье)

  • Основан в 1621 году архиепископом Сибирским Киприаном — первый женский монастырь за Уралом. Иждивением Максима Походяшина построены церкви Покрова Богородицы (1744-1753 гг.) и Рождества Иоанна Предтечи (1768 г.).
  • Упразднен в 1782 г.
  • Возобновлён в 1896 г. В связи с тем, что храмы ранее принадлежавшие обители к тому времени были приходскими, в 1898-1902 гг. построена Ново-Покровская церковь.
  • Закрыт в 1926 г.
  • Возвращен верующим в 1991 г.

Приходские храмы

В 50 км от Верхотурья в селе Меркушино подвизался святой праведный Симеон Верхотурский всея Сибири чудотворец — покровитель рыбаков. Мощи святого покоятся в Крестовоздвиженском соборе. С Верхотурьем связана также жизнь святых Космы и Арефы Верхотурских.

В городе находятся Верхотурский историко-архитектурный музей-заповедник, православный музей.
Представляет интерес и гражданская (каменная и деревянная) застройка города.

Существует устойчивая легенда (не подтверждаемая, впрочем, ни одним историческим документом), что в Верхотурье был построен первый велосипед с педалями и рулём крепостным кузнецом Ефимом Артамоновым. Согласно этой легенде, 15 сентября 1801 года тысячи людей, собравшихся на Ходынском поле в Москве, с изумлением наблюдали за удивительной двухколёсной тележкой. По легенде она была присоединена к царской коллекции редкостей. Макет этого велосипеда (на самом деле скопированный в конце XIX века с английских велосипедов того времени) хранится в краеведческом музее Нижнего Тагила.

История[править | править код]

Корабль был заложен 23 февраля 1981 года под почётным наименованием «Имени XXVI съезда КПСС». 21 мая 1981 года зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, 7 марта 1984 года спущен на воду, 28 декабря корабль был принят в состав ВМФ приказом командования, а 30 декабря 1984 года состоялась церемония поднятия Военно-морского флага и входа лодки в состав ВМФ. Этот день объявлен ежегодным праздником корабля. В 1985—1986 годах на базе подводного крейсера К-51 осуществлялись испытания ракетного комплекса Д-9РМ с ракетами Р-29РМ. Ракетный комплекс принят на вооружение в 1986 году. Первые ракетные пуски состоялись 29 и 30 октября 1984 года в Белом море.

Боевые службыправить | править код

Внешние видеофайлы
  • В июне 1985 года лодка с первым экипажем выполнила задачи боевой службы в широтах до 82° с. ш. В частности, производились испытания ракетного комплекса.
  • 28 августа — 28 сентября 1986 года выполнила задачи боевой службы в широтах до 87° с. ш. Производились испытания навигационного комплекса «Шлюз».
  • 2 сентября — 29 сентября 1987 года совершила поход в Арктику с боевыми ракетами на борту. При этом 15 сентября 1987 г. К-51 выполнил всплытие в точке Северного полюса, а 17 сентября под контролем разработчиков выполнил надводные испытательные пуски БР.
  • Первое боевое дежурство (у пирса) и последующий выход на боевую службу с первым экипажем прошли в феврале — апреле 1989 г.
  • Осенью-зимой 1990 года со вторым экипажем выполнила задачи боевой службы.
  • Летом 1991 года со вторым экипажем выполнила задачи боевой службы.
  • Весной 2003 года выполнила задачи боевой службы с первым экипажем К-117, командир — С. В. Рачук.
  • Летом-осенью 2006 года участвовала в учениях, выполнила задачи боевой службы.
  • 12 декабря 2015 года, находясь в Баренцевом море, запустила баллистическую ракету «Синева» по полигону Кура.

Ремонтыправить | править код

В 1993 году прибыла на предприятие «Звёздочка» для прохождения среднего ремонта и модернизации. Сдаточным подразделением являлся цех № 15. Вывод из цеха состоялся 4 июня 1998 года. Подписание приёмо-сдаточного акта состоялось 25 декабря 1999 года. На церемонии присутствовал генеральный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Сергей Ковалёв.

23 августа 2010 года подводный крейсер вновь ошвартовался у причала ОАО Центр Судоремонта «Звёздочка» «для прохождения ремонта в режиме восстановления техготовности». Судну предстояло пройти заводской ремонт, после чего сроки его эксплуатации были продлены на 5 лет. Но работы были отложены до начала финансирования.

При проведении ремонта в 2011 году было забраковано большое количество оборудования. Это было связано с тем, что предыдущий ремонт проходил в условиях хронического недофинансирования и вместо нового оборудования устанавливалось старое с подлодок, пришедших на утилизацию. К марту 2012 года на корабле были выполнены работы по ремонту корпуса, забортных систем, систем живучести, механизмов и оборудования паропроизводящей установки, других корабельных систем. В апреле подводная лодка была выведена из эллинга для завершения работ по восстановлению технической готовности.

В конце 2012 года возвращёна в боевой состав после модернизации.

История

Герб (1783)

Основан в 1598 году государственной экспедицией Василия Головина и Ивана Воейкова как острог на месте существовавшего ранее мансийского городища Неромкар для защиты одного из самых популярных водных путей в Сибирь: вверх по Каме до Соликамска, затем посуху, а затем вниз по Туре в Обь. Верхотурье стало главной крепостью на пути в Сибирь. В 1600 году была устроена таможня, и через город шли все сибирские товары. С XVII века была учреждена государственная ямская служба на Бабиновской дороге. Строительство других дорог было запрещено. По указу Петра I от 1708 года, государство было разделено на 8 губерний, город Верхотурье вошёл в состав Сибирской губернии.
В 1710 году в Верхотурье прибыли 84 пленных шведа (в том числе 5 пасторов).

Город сильно пострадал от пожаров 1674 и 1738 годов, а его развитие замедлилось в середине XVIII века из-за отмены таможни и закрытия в 1763 году Верхотурского тракта.

Верхотурье во 2-й половине XVIII века

При учреждении губерний — уездный город в Сибирской губернии. Это был самый большой уезд в России — он включал практически всю населённую русскими к тому времени часть Урала, от Печоры на севере до Уфы на юге, от Вишеры и Чусовой на западе до притоков Иртыша на востоке. С 1783 года — город был передан в Пермское наместничество.

В XIX веке пути сообщения с Сибирью смещаются далеко на юг, и Верхотурье теряет и торговое значение.
В 1906 г. открылось движение по Богословской ж. д., станция которой построена в 8 км от города.

После революций 1917 года в городе сначала взяли власть большевики, а с сентября 1918 года по июль 1919 года Верхотурье находилось под контролем армии Колчака. В 1926 году Верхотурье потеряло статус города, который ему вернули только в 1947 году, в связи с 350-летием со дня основания.

Верхотурье является одновременно и самым старым, и самым малочисленным городом в Свердловской области.

1 февраля 1963 года город Верхотурье был включен в состав Верхотурского сельского района.

Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 971 «Щука-Б»

Водоизмещение, т:— надводное ……………………………………………………………….8 140— подводное ……………………………………………………………… 10 500Длина наибольшая, м ……………………………………………………….. 110.3Ширина корпуса наибольшая, м ………………………………………………… 13,6Осадка средняя, м …………………………………………………………… 9,68Архитектурно-конструктивный тип ………………двухкорпусныйГлубина погружения, м:— рабочая……………………………………………………………………. 480— предельная…………………………………………………………………. 600Автономность по запасам провизии, сут…………………………………………….100Экипаж, чел…………………………………………………………………….73Энергетическая установка:Главные механизмы.— тип………………………………………………………………………….АЭУ— ППУ:- марка………………………………………………………..ОК-9ВМ или ОК-650М.01— количество х тип ЯР………………………………………………………..1 х ВВР— тепловая мощность ЯР, МВт……………………………………………………190- ПТУ:— тип………………………………………………………………….блочная — количество х мощность ГТЗА, л. с …………………………………………1 х 50 000— количество х мощность АТГ, кВт…………………………………………….2 х 3 200- количество х тип движителей ……………………………….. 1 х малошумный ВФШРезервные источники энергии и средства движения— количество х мощность ДГ, кВт……………………………………………1 х 800— аккумуляторная установка:— тип АБ…………………………………………………………свинцово-кислотная— количество х тип РСД ……………………………………………..2 х ВПК— привод ВПК х мощность, кВт……………………………………………..ЭД х 300Скорость хода наибольшая, уз:- надводная………………………………………………………………..10— подводная………………………………………………………………..33Вооружение:Ракетное:— тип ракетного комплекса………………………………………………….«Гранат»- тип КРСН………………………………………………………………РК-55— вид старта………………………………………………..подводный, из 533-мм ТА— тип ПЗРК……………………………………………………………. «Стрела-ЗМ»— количество контейнеров для хранения ЗР…………………………………3— боекомплект ЗР……………………………………………………………….18Торпедное.- количество х калибр ТА, мм……………………………………………4 х 650— боезапас (тип) торпед…………………………………..12 (торпеды 65-76 или ПЛУР…………………………………………………………..86Р и 88Р ПАРК «Ветер»)— количество х калибр ТА, мм …………………………………………..4 х 533- боезапас (тип) торпед и ПЛУР….28 (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР 83Р и 84Р ПАРК «Водопад», или М5 ПАРК «Шквал»)— система подготовки ТА ………………………………………… «Гринда»Радиоэлектронное:— БИУС ………………………………………………………..«Омнибус»— НК……………………………………………………………..«Симфония»— КСС……………………………………………………………..«Молния-МЦ»— система СС…………………………………………………..«Цунами-БМ»- ГАК……………………………….«Скат-3» (МГК-540)- РЛК……………………………….«Радиан» (МРКП-58) или «Радиан» (МРКП-59)- тк…………………………………МТК-110— перископ ТК…………………«Сигнал-3»— командирский перископ……………….. «Лебедь-11» или «Лебедь-21»

Заключение

Появление на море новых советских атомных подводных лодок типа «Щука-Б» стало неожиданностью для флотов западных стран. С этого момента американские подлодки утратили возможность скрытно вести разведку в акватории Северных морей и на Тихом океане. Массовому строительству и развертыванию новых атомоходов помешал развал Советского Союза. Однако, не смотря на свою малочисленность, сначала советские, а потом и российские субмарины проекта 971 продолжают оставаться на сегодняшний день наиболее мощными ударными подводными кораблями Российского ВМФ.


Автор статьи:

Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector