Lockheed martin f-35 lightning ii
Содержание:
Конкурент F-35
В зарубежных СМИ нередко можно встретить мнение о неудовлетворительном техническом состоянии люфтваффе со ссылкой на ежегодный отчёт Минобороны ФРГ. Так, в декабре 2016 года французский военно-аналитический бюллетень TTU (Très Très Urgent) сообщил, что из 216 истребителей Tornado и Eurofighter в воздух могут подняться 69 машин.
В июне 2018 года глава штаба ВВС ФРГ генерал-лейтенант Инго Герхартц, выступая перед парламентариями и промышленниками, заявил, что люфтваффе нуждается в срочной модернизации. По его словам, огромное количество боевых самолётов находятся в непригодном для эксплуатации состоянии по причине отсутствия запчастей и средств на их приобретение.
Также по теме
«Французам ничего другого не остаётся»: как Париж модернизирует истребитель Dassault Rafale
Минобороны Франции заключило контракт с компанией Dassault Aviation на модернизацию парка истребителей Rafale. Об этом сообщает…
Как сообщил в мае 2018 года журнал Der Spiegel, согласно отчёту Минобороны ФРГ, из 128 истребителей Eurofighter в боеспособном состоянии находятся только 39 машин. Помимо этого, издание рассказало, что элементы оборудования этих истребителей, необходимые для обнаружения противника в воздушном пространстве, в силу ряда технических причин выходят из строя и замены им не предвидится. Это сокращает число готовых к боевым вылетам самолётов. Источники журнала утверждают, что для эксплуатации пригодны около десяти машин.
Большие проблемы Германия испытывает с эксплуатацией парка Tornado. В марте 2018 года Reuters и Der Spiegel со ссылкой на доклад Минобороны ФРГ заявили, что немецкие истребители, выполняющие полёты в прибалтийских странах, в скором времени перестанут использоваться в миссиях НАТО.
Основная причина заключается в том, что самолёты люфтваффе не оснащены шифраторами для защищённой передачи данных. Таким образом, важная для альянса информация может быть перехвачена третьими государствами. Отмечается, что патрулирующие небо над Прибалтикой Tornado были приняты на вооружение в 1981 году и сейчас нуждаются в срочной модернизации.
Владимир Попов считает логичным желание немцев заменить Tornado на Eurofighter Typhoon, чтобы обновить парк боевой авиации. В то же время эксперт отметил, что европейский истребитель нуждается в существенной доработке. В материалах Deutsche Welle говорится, что Eurofighter получился слишком дорогой и сложной в эксплуатации машиной. Стоимость одного истребителя составляет около $100 млн.
- Истребитель Eurofighter Typhoon ВВС Германии
- Reuters
«Выбор у Германии невелик. Судя по всему, немцам придётся доводить до ума и модернизировать нынешний парк строевых самолётов. Покупать менее дорогие F/A-18 бундесверу однозначно не стоит. Во-первых, это не новый самолёт. Во-вторых, существует большая вероятность, что американцы продадут Германии бывшие в употреблении машины, которые находились на хранении, а потом прошли капитальный ремонт и модернизацию», — подчеркнул Попов.
Юрий Кнутов напомнил, что Германия возлагает немало надежд на успех совместного с французами проекта «боевой воздушной системы будущего» (Future Combat Air System, FCAS). Берлин и Париж рассчитывают разработать самолёт нового поколения, способный поражать все виды целей. Работы по многофункциональному истребителю планируется завершить к 2035—2040 годам.
«На мой взгляд, FCAS при реализации столкнётся с множеством объективных технических проблем. Но гораздо важнее, что этот проект является очередным конкурентом F-35, а это автоматически означает огромное сопротивление со стороны США», — отметил Кнутов.
Вариации
F-35 обоснованно критикуют во всём мире (в США критики разбирают его недостатки по винтику не меньше, чем в России или Европе) за излишнюю универсальность. Всё же палубный и наземный истребители – это очень сильно отличающиеся друг от друга машины.
Одновременно разрабатывались следующие модификации:
- F-35А или CTOL – истребитель наземного базирования. Эта версия должна быть самой простой, дешёвой, массовой и доступной для внесения изменений согласно пожеланиям стран-участниц проекта.
- F-35В или STOVL – истребитель, способный взлетать с укороченных площадок и садиться вертикально. Проектировался и изготавливается специально для морской пехоты. Наиболее критикуемая версия F-35.
- F-35С или CV – палубный истребитель для ВМС. Конструкция подразумевает старт с катапульты и посадку с аэрофинишёром, поэтому самолёт имеет больший размах крыла и более высокую прочность.
Разработчиков ещё можно было бы понять, получайся столь разные самолёты за счёт унификации более или менее дешёвыми, ведь массовое производство удешевляет любое изделие. А у “Локхида” получилась универсально, массово и дорого. Так или иначе, любой вариант нового истребителя оснащается:
- комплексом Link16 – система обмена данными между самолётами в воздухе и наземными службами
- радиорелейной станцией с активной фазированной решёткой
- дисплеем с проекцией на переднее стекло и активным шлемом с видеодатчиками
- инфракрасной камерой. Кроме обнаружения целей она сигнализирует о засветке радаром
- системой из шести инфракрасных сенсоров. Она позволяет вести бой в темноте и отслеживать потенциально опасные пуски ракет
- Незначительно отличаются и полётные характеристики трёх моделей: F-35А и F-35В имеют одинаковые размеры 15,57 м в длину, 4,36 м в высоту с размахом крыльев 10,67 м. У самолёта F-35С размах крыльев на 2,5 м больше
- крейсерская и максимальная скорость у всех моделей совпадают – 850 и 1930 км/час соответственно
- самая большая дальность в модели “С” – 2 520 км. “А” летает” на 2 200, а “В” на 1670 км
- боевая нагрузка составляет 9,1 тонны
В результате степень унификации F-35А и F-35В составляет 81%, а F-35А и F-35С – 62%. Для машин, состоящих из более чем 300 000 деталей, показатели весьма серьёзные.
Взлёт, полёт и вертикальное приземление F-35В. За откинутой крышкой виден двигатель, позволяющий совершать вертикальную посадку.
Технические характеристики и особенности
По фото самолета F-35 можно составить мнение о его внешних особенностях. Что касается технических характеристик самолета Ф-35, то они немного отличаются у каждой из модификаций. Есть три модели этого семейства:
- F-35A — типовой истребитель;
- F-35B — с вертикальной посадкой и быстрым взлетом;
- F-35C — взлет с помощью катапульты с авианосца.
Ф-35А
С технологической точки зрения самая простая модель — первая из них — 35А. Это облегченная и недорогая модель, которая и станет основной для экспортирования. Длина самолета — 15,57 м, а высота — 4,38 м. Ширина размаха крыльев составляет 10,67 м, а площадь крыла — 42,7 м².
Ф-35А.
Масса пустого Ф-35А — 13 290 кг, а максимальный взлетный вес достигает 29 100 кг. Он развивает скорость до 1930 км/ч. Дальность полета — 2 200 км. Самолет может находиться в полете 2 часа 36 минут. Эта характеристика будет одинаковой для всех модификаций.
Ф-35В
Ф-35В представляет собой модель, которую разработали специально для морской пехоты Соединенных штатов и английского флота. Он отличается тем, что взлетает быстро, а садиться может по вертикальной траектории. Это легкий авианосец, который должен будет выполнять одну функцию: доставку десанта.
Ф-35В.
Его габариты совпадают с теми же, как у Ф-35А. Вес пустого истребителя — 14 650 кг, а максимальная — 27 215 кг. Максимальная скорость — 1930 км/ч. 35В может летать на расстояния до 1670 км.
Ф-35С
Ф-35С имеет больший потенциал, если сравнивать его с двумя предыдущими. У F-35C вертикальный взлет возможен, благодаря использованию катапульты. Другие конструкции крыла и хвостового оперения позволяют ему совершать маневры на малых скоростях. По габаритам он чуть больше, чем Ф-35А и Ф-35В.
Ф-35С.
По массе он насчитывает 15 785 кг, когда он пустой. Максимальный вес достигает 30 320 кг. Скорость он развивает такую же, как и другие модификации. А вот дальность полета у него значительно больше — 2520 км.
Системные проблемы
По состоянию на январь 2018 года у самолёта было выявлено 966 критических недостатков. 111 дефектов относятся к первой категории сложности (могут привести к гибели, тяжёлой травме, профессиональным заболеваниям), а 855 — ко второй (неисправность отдельных элементов конструкции и бортовых систем).
Как выяснила POGO, занимающиеся тестированием F-35 службы добросовестно выполняют свою работу в целях «улучшения окончательного инженерного проектирования». Однако чиновники Пентагона исправляют отчётность, занижая количество недостатков первой и второй категории.
Также по теме
«Только национальные интересы»: почему Италия отказалась от закупок американских истребителей F-35
Италия решила отказаться от покупки американских истребителей пятого поколения F-35. Такое заявление сделала глава оборонного…
«Копия протокола заседания Совета по изучению недостатков F-35 от 4 июня 2018 года, полученного POGO, свидетельствует о том, что Совет перевёл 19 недостатков первой категории в менее серьёзную вторую категорию. При этом категория десяти дефектов была занижена без утверждения плана их исправления», — говорится в расследовании организации.
Одним из критических недостатков, которые отказался исправлять Пентагон, является неисправность аварийной системы. При катапультировании пилота комплекс радиолокационного опознавания не отправляет автоматический сигнал на радар наземного контроля, то есть диспетчеры не получают информацию о ЧП.
Также военные проигнорировали проблему с одноразовым хвостовым крючком, который выпускается в случае отказа тормозной системы. Но наиболее серьёзный дефект обнаружился в системе управления вооружением. Пилоты F-35 не могут подтвердить координаты наземной цели. Как отмечают эксперты, подобная проблема уменьшает эффективность и точность бомбометания. В реальных боевых условиях это может привести к удару по своим войскам или мирному населению.
В июне 2018 года агентство Bloomberg со ссылкой на документы Пентагона сообщило, что 180 недостатков F-35 не будут устранены в краткосрочной перспективе. В доработке нуждаются цифровая аппаратура, помещённая в шлем пилота, бортовые комплексы и множество элементов конструкции, прочность которых вызывает сомнения у специалистов.
По информации издания, F-35 оказался крайне уязвим перед ударом молнии. Причина в том, что планер самолёта выполнен в основном из композитных материалов, а не металлических сплавов, как у машин предыдущего поколения. Кроме того, на истребителе с перебоями работает система генерации инертных газов, которая поддерживает низкий уровень кислорода в топливных баках. Полёт в грозоопасных зонах F-35 может привести к взрыву топлива.
- Истребитель F-35B Lightning II в полёте
- Reuters
Эксперты POGO полагают, что каждый отдельный недостаток не препятствует эксплуатации самолёта. Однако в совокупности дефекты могут повлиять на безопасность полётов и «значительно увеличивают вероятность того, что воздушное судно не сможет выполнить требуемую миссию».
В западных СМИ можно встретить нарекания, связанные с манёвренностью F-35. Несмотря на преимущество по боевой нагрузке и тяговооружённости, машина оказалась слабо приспособлена к воздушной дуэли, уступая по эффективности истребителям F-16.
Конструкция и оснащение
Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме моноплана с высокорасположенным трапециевидным крылом, двигателем в хвостовой части и хвостовым оперением, включающим два незначительно наклоненных наружу киля. Модификация F-35B имеет за кабиной пилота подъемный вентилятор вертикальной тяги, соединенный валом с двигателем в хвостовой части машины; двигатель этого варианта самолета оснащен поворотным соплом. Место вентилятора на других вариантах истребителя занимают дополнительные топливные баки.
Турбореактивный двухконтурный двигатель F-135 разработки Pratt & Whitney имеет бесфорсажную тягу 13 тыс. кгс, в режиме форсажа — 19 тыс. 500 кгс. (в варианте для F-35B — 12 тыс. 250 кгс и 18 тыс. 600 кгс в режиме форсажа). Подъемный вентилятор для F-35B спроектирован и производится компанией Rolls-Royce. Сверхзвуковой режим полета обеспечивается только в режиме форсажа. Выпускающееся шасси трехопорное, с носовым колесом.
Истребитель сконструирован в соответствии с критериями технологии stealth, с применением решений, ранее отработанных на F-22 Raptor. Малую радиолокационную заметность обеспечивают малоотражающие формы планера, поверхности которого ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях. Применены радиопоглощающие материалы и покрытия.
Вооружение размещается в двух бортовых грузовых отсеках в нижней части центральной секции фюзеляжа (до 2 тыс. 590 кг) и на шести узлах внешней подвески (до 6 тыс. 800 кг).
Краткий обзор создания
После окончания Холодной войны компания “Локхид-Мартин” начала сотрудничать с конструкторским бюро имени Яковлева. Это и стало причиной того, что первая демо-версия самолета очень походила на Як-141. Разница заключалась в том, что у Як-141 было установлено два дополнительных двигателя, а у Х-35В (так называлась первая модель) он был один.
В начале 2000х была выбрана единая конструкция для истребителей армий НАТО. Для этого был проведен специальный конкурс, в котором участвовали модели Boeing и Lockheed Martin. Их испытания показали, что Х-35 — вариант Lockheed Martin — имеет явное преимущество.
Видео об американском самолете Ф-35 даст вам максимальное представление о мощности и способностях этого авианосца.
Истребитель Ф-35.
Некоторые из стран, собирающиеся ранее приобретать большие партии этой новой модели, позднее решили намного сократить свои заказы. Это связано с тем, что разработки модификаций Ф-35 затянулись на больший период времени, чем планировалось. Вторая причина в том, что стоимость одной модели возросла многократно.
В 2011 году началось серийное производство истребителей для военно-воздушных сил США и всех прочих стран. В техническую эксплуатацию истребитель Ф-35 планируется ввести в 2019 году. Проблемы с разработкой специального ПО и оружием задерживают ее.
Стоимость и проблемы проекта
Программа пережила F-35 целую серию перераспределений бюджета удорожаний и задержек производства. Начиная с 2006 года начались первые проблемы с бюджетом, например чрезмерный параллелизм и большое кол-во изготовителей частей намного большей стоимости первых нескольких сотен F-35. К тому же многочисленный переоборудования и модификации внутренних узлов в рамках доводки первой серии еще больше взвинчивали производство. В ноябре 2010, GAO обнаружили, что внесение даже небольших изменений в истребитель заставляло менять целые сборочные линии у множества поставщиков. И небольшая ошибка одного из них приводила к огромным затратам.
Примерная схема общих взаимозаменяемых деталей F-35 (A/B/C).
21 апреля 2009 года, СМИ со ссылкой на источники в Пентагоне, сказали, что в течение 2007 и 2008, шпионы украли несколько терабайтов данных касающихся дизайна и электронной системы F-35. Что привело к огромному ущербу в стоимости и развитии систем. Lockheed Martin пришлось отклонить те решения в конструкции которые были скомпрометирован.
9 ноября 2009 года, Эштон Картер, заместитель министра обороны по закупкам, технологиям и логистике, признал, что в Пентагоне команда по оценке (JET) должна будет пересмотреть бюджет, что компенсировать вырисовывающиеся отклонения, и они сделают все возможное что бы их уменьшить.
11 марта 2010 года, отчет от Government Accountability Office Комитета Сената США по вооружённым силам, прогнозирует общую стоимость одного F-35A в районе $ 113 млн. Пентагон сообщил, что программа F-35 превысил свои первоначальные сметы по стомости более чем на 50 процентов. Внутренний доклад гласил о критических изменениях в проекте, JSF теперь не говорится, что высокая доступность и небольшие расходы являются основным приоритетом. Доклад настаивает, что F-35 станет «основным американский истребителем противовоздушного боя», и период разработки должен быть расширен на дополнительные 13 месяцев а бюджет увеличен еще на 3 млрд.
В ноябре 2010 года в рамках мер по сокращению расходов, сопредседатели Национальной комиссии по бюджетной ответственности и реформе предложили отменить модицикацию F-35B. Air Magazine группа сообщила, что «чиновники Пентагона» рассматривают вариант отказа от F-35B, потому что его малая дальность не позволит раскрыть всех преимуществ малой заметности. Консультант Lockheed Martin Loren B. Thompson сказал, что этот слух был результатом обычной напряженности в отношениях между ВМС США и Корпуса морской пехоты, и нет никакой альтернативы F-35B заменяющему AV-8B Harrier II.
В мае 2011 года, Пентагон заявил что новая цена в 133 млн не доспутима. Япония предупредила, что это может остановить их от покупки, рост дальнейшей цены не допустим. Канада так же обьявила что задумается, если цена буде дальше расти. По прогнозам США стоимость разработки уже достигла 323 млрд что делает ее самой дорогой за всю историю. В 2012 году общая стоимость жизненного цикла F-35 была оценена в $ 1,51 трлн. Чтобы уменьшить эту высокую стоимость жизненного цикла в течение 50- год жизни, ВВС США рассматривает снижение роли корпорации Lockheed Martin и поиск новых подрядчиков.
В 2012 году во избежание дальнейшего задержки и перепроектирования, МО США приняло уменьшенный радиус действия для F-35A и более длительный разбег для F-35B. Так же по оценкам радиус F-35B снизился на 15 процентов. на встрече в Сиднее в марте Соединенные Штаты обязались, что задержек программы больше не будет.
В 2013 году Lockheed Martin начал увольнять рабочих на заводе Форт-Уэрт, где были собраны первые F-35s. Они сказали что это необходимо для уменьшения расхордов на постройку самолетов. Пентагон пообещал продолжить финансирование программы насколько если это возможно. По состоянию на 2014, программное обеспечение является основным приоритетом разработки для F-35.
В июле 2013 года, было заявлено о новых задержках из за программного обеспечения и работы датчиков.
В 2014 году стоимость самолета опустился ниже 100 млн в первый раз, и ВВС ожидается и дальнейшего падения затрат.
Отчет 2014 Дж Майкл Гилмор заявил, что новые задержки программного обеспечения могут отодвинуть работы по проекту еще на 13 месяцев. [1
В 2014 году американский сенатор Джон Маккейн заявил что все проблемы с перерасходами и задержками связаны с «блатом» при заключении контрактов.
В итоге на 2014 го известно что самолет получился на 93% дороже, а эксплутационные расходы 79% выше.
[править] Израильские системы на самолётах F-35I «Адир»
После присоединения к программе Израиль озвучил планы создания модификации F-35A с значительным количеством БРЭО собственного производства, например систем РЭБ и оборудования кабины, и интеграцией в СУО оружия собственного производства (самолёт содержит значительное количество израильского радиоэлектронного оборудования, в частности систем РЭБ и оборудования кабины, и, кроме того, приспособлен для применения ракетного оружия израильского производства).
Израильские специалисты установят на приобретаемые истребители ряд дополнительных систем из собственных разработок в области авионики и вооружений. Командование ВВС Израиля утвердило название израильской версии истребителя F-35I — «Ади́р», что значит «могучий», «великий», «сильный».
Израильские F-35I будут оснащены собственными, израильскими ракетами (Stunner, Spice-1000, Python-5 и Derby) и бомбами (MPR-500).
Все электронные и авионические системы, устанавливаемые на F-35I по заказу министерства обороны Израиля, будут израильскими.
В апреле 2014 года «Авиационная промышленность Израиля» запустила автоматическую производственную линию по сборке крыльев для самолёта пятого поколения «F-35».
Крылья для F-35 Lightning II производиться в Израиле на заводах Israel Aerospace Industries. Сумма контракта составляет 2,5 миллиарда долларов.
Кроме того, израильская фирма Elbit Systems делает для этого самолёта шлем Elbit-Rockwell (израильская компания Elbit Systems и американская компания Rockwell Collins, будут выпускать пилотские шлемы для истребителей F-35C. Шлемы будут добавлены в стандартную комплектацию самолётов с 2016 года). Кроме того, для увеличения радиуса действия самолёта фирма Lockheed Martin изучает возможность использования разработанных Elbit Systems отстреливаемых топливных баков на 425 галлонов.
Существуют планы постройки 800 самолётов фирмой Israel Aerospace Industries. Речь идёт вероятно, о крыльях самолёта: крылья для F-35 Lightning II будут производиться в Израиле на заводах IAI. Контракт с компанией Lockheed Martin будет подписан на 10−15 лет. Сумма контракта — 2,5 миллиарда долларов. IAI уже приступила к организации конвейера для сборки крыльев F-35. К 2016 году на долю израильских производителей будет приходиться 1/3 от общего числа производимых в мире крыльев для F-35. Речь идёт примерно о 800 единицах в год. Во всем мире лишь 3 предприятия, в Израиле, Италии и США, производят крылья для F-35. IAI на одном из своих заводов уже имеет производственную линию для производства этих крыльев на сумму около 2,5 миллиарда долларов и должна произвести 811 пар крыльев для Lockheed Martin:
Самолеты получат встроенные в корпус и крылья системы РЭБ израильского производства (Elbit Systems и IAI). Также будут установлены специальные топливные баки. Позднее самолеты получат израильскую систему управления, контроли, связи и компьютеров (C4 — command, control, communications and computers).
Для установки своих систем Израиль получит специальные каналы связи (Application Programming Interface) к базовому ПО самолёта.
В сфере повышения увеличения запаса топлива, израильтяне разрабатывает два типа подвесных топливных баков (ПТБ) для данного самолета. 1-й тип – обычные (не стелс) ПТБ объёмом 425 галлонов (1,608 литров) производства Elbit Systems. Их планируется сбрасывать (включая пилоны) до входа в угрожаемую зону. 2-й тип планируется к разработке на IAI и «Локхид-Мартин». Речь идёт не о ПТБ, а о конформных топливных баках, не нарушающих стелс-конфигурации.
В сфере вооружения, F-35I получат ракеты «воздух-воздух» малой дальности Rafael Python 5 и УАБ с электрооптическим наведением и дальностью полёта 100 км семейства SPICE.
Гонки по вертикали
F-35B станет третьим в истории самолетом с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), принятым на вооружение — после британского «Харриера» и советского палубного Як-38. И если смысл создания последних очевиден, то появление «вертикалки» на базе F-35 не поддается здравому объяснению.
«Харриер» создавался как ответ на угрозу разрушения аэродромов в первые часы новой мировой войны. Впоследствии, когда выяснилось, что СВВП, в любом случае, не конкурент классическим истребителям, «Харриер» эволюционировал в «Си Харриер» и перебазировался на палубы мини-авианосцев. На безрыбье и рак рыба, — решили британские адмиралы, а следом за ними итальянцы, испанцы, индусы, тайцы и КМП США. Несмотря на то, что модернизированный «Харриер II» продолжает эксплуатироваться в наше время, его боевая ценность всякий раз оказывается сомнительной.
Як-38 — следствие неопределенности с обликом советских авианосцев (или, по принятой классификации — тяжелых авианесущих крейсеров). В результате на свет появилось летающее чудо без радара, чья боевая нагрузка достигала одной тонны!
Мизерная боевая нагрузка, слабые ЛТХ и «огромный» боевой радиус, за который «Як» удостоился почетного звания «самолет охраны мачты» — в результате этих перечисленных «достоинств», СВВП оказался совершенно бесполезен для решения любых насущных задач. Единственной положительной особенностью Як-38 была система принудительного катапультирования — несмотря на зашкаливающее количество катастроф, обошлось без серьезных человеческих жертв. «В небе реет грозный «Як» — «Як» о палубу шмяк»! И добавить тут нечего.
Для чего янки в XXI веке понадобилось «наступать на грабли» и создавать то, что противоречит законам природы? «Вертикалка» априори уступает обычным самолетам. А необходимость создания такой техники отнюдь не так очевидна, чтобы оправдать дополнительные затраты и серьезное ухудшение ЛТХ истребителя.
На первый взгляд, ответ прост: СВВП создаются по заказу авиации КМП, для базирования на передовых базах и тесных палубах десантных кораблей. Однако, в данном случае, возникает неразрешимый логический парадокс: в чем смысл базирования истребителей на палубах УДК?
Оперативность их применения, быстрое реагирование, оказание огневой поддержки десанту… Но что значат 5-10 недосамолетов, когда на траверзе идет «Нимиц» с полным авиакрылом? Ведь американцы гордятся количеством своих авианосцев; просто невероятно, чтобы в ходе боевой операции рядом не оказалось такого корабля. В свою очередь, «Нимиц» и УДК — просто мелкие озорники на фоне крылатой мощи Военно-воздушных сил.
Данная логическая цепочка может привести к единственному выводу — размещение «вертикалок» на палубах УДК не имеет никакого практического смысла. Это блажь, дешевая игра мускулами. Решение о закупке «тридцать пятых» в виде F-35B лишь снизит боевой потенциал вооруженных сил США. Чему мы искренне рады и всецело поддерживаем дальнейшее развитие программы F-35B.
С точки зрения интересов России, было бы гораздо опаснее, если бы эти «недосамолеты» оказались на палубах «Нимицев» в виде F-35С или еще страшнее — воплотились в виде F-35A в строевых эскадрильях ВВС США.
F-35B и почетный сенатор МакКейн. Оба друг друга стоят
Точно также, F-35B не слишком жалуют за рубежом. Из 11 стран, выразивших свой интерес к проекту JSF, приобрести «самолет на букву «Б» согласны лишь две — Великобритания и Италия. Изначально британцы презрительно морщили носики при виде F-35B, рассчитывая оснастить свои авианосцы более приличными F-35C. Но потом у них не хватило средств на электромагнитную катапульту, и пришлось брать то, что подходит «Queen Elizabeth» в её нынешнем, весьма прискорбном состоянии. Чтобы облегчить участь морских авиаторов, британцы обещают оснастить «Королеву» носовым трамплином.
Что касается жизнерадостных ВМС Италии с потешно-показушным авианосцем «Кавур» — здесь долгие комментарии излишни. Итальянцы заказали целых пятнадцать (!) вертикалок в интересах моряков и еще 75 машин (60 F-35A и 15 F-35B) для своих ВВС.
Создание F-35B нецелесообразно с военной точки зрения. Появление этих машин продиктовано желанием морпехов подчеркнуть свою «исключительность» и поддержать преемственность традиций. Какие-либо другие объяснения здесь исключены.
[править] Оценки
Хотя самолёт поставляется в рамках военной помощи, он вызывает неоднозначные оценки у специалистов.
Критики считают, что такое большое количество заказанных самолётов Израилю не нужно: потенциальные враги слишком слабы и масштабная война в воздухе не предвидится (эти разговоры заглохли после ввода российских войск в Сирию, а в целом, Израилю не с кем воевать в воздухе до тех пор, пока он силён в небе). Также самолёт упрекают в недоработках, дороговизне (до 100—144 миллиона долларов), сравнительно малой боевой нагрузке (лишь 2,4 тонны бомб и боеприпасов), радиусе действия (примерно 1100 км) и т. д. Существенно и то, что дорогое обслуживание самолётов не будет покрываться американской помощью.
Однако, нельзя забывать, что самолёт не просто поставляется по линии военной помощи в рамках Меморандума о взаимопонимании, подписанного между Иерусалимом и Вашингтоном, но и позволяет получать заказы израильским предприятиям. Израильские компании в рамках договора о закупке F-35I получили от авиастроительной корпорации Lockheed Martin заказы на 770 миллионов долларов. Основную часть этих средств получили концерн Израильская авиационная промышленность, производящая самолетные крылья, и концерн «Эльбит Маарахот», производящий шлемы пилотов. Но и большое число малых и средних израильских фирм получили отдельные заказы напрямую от Lockheed Martin или же выступают субподрядчиками IAI и «Эльбита». Если Израиль решит приобрести все 75 самолётов, обратные закупки Lockheed Martin в Израиле составят 4 миллиарда долларов.
Так, в сентябре 2019 года было сообщено, что согласно данным министерства обороны Израиля, в рамках сделки по поставке самолетов F-35 для ВВС Израиля корпорация Lockheed Martin закупила в Израиле товары и услуги на 1,75 миллиарда долларов. Из них 1,2 миллиарда долларов Lockheed Martin потратила на закупку пилотных шлемов у концерна «Эльбит». 344 миллиона долларов были потрачены на заказ самолетных крыльев у концерна IAI. Также крупные заказы получили компании Cyclone,Tadiran Communications, SimiGon, Cabiran Investment Casting Solutions и Gilboa.
Командующий ВВС Амир Эшель высоко оценил данную машину: «это больше, чем просто самолет. Это то, что трансформирует всю систему в гораздо более эффективную и гораздо более смертоносную силу». Эшель считает, что F-35I неуязвим для С-400.