Морская мина

Отрывок, характеризующий Глубинная бомба

– Противоборствовать злу, царствующему в мире… – повторил Пьер, и ему представилась его будущая деятельность на этом поприще. Ему представлялись такие же люди, каким он был сам две недели тому назад, и он мысленно обращал к ним поучительно наставническую речь. Он представлял себе порочных и несчастных людей, которым он помогал словом и делом; представлял себе угнетателей, от которых он спасал их жертвы. Из трех поименованных ритором целей, эта последняя – исправление рода человеческого, особенно близка была Пьеру

Некое важное таинство, о котором упомянул ритор, хотя и подстрекало его любопытство, не представлялось ему существенным; а вторая цель, очищение и исправление себя, мало занимала его, потому что он в эту минуту с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно доброе. Через полчаса вернулся ритор передать ищущему те семь добродетелей, соответствующие семи ступеням храма Соломона, которые должен был воспитывать в себе каждый масон

Добродетели эти были: 1) скромность , соблюдение тайны ордена, 2) повиновение высшим чинам ордена, 3) добронравие, 4) любовь к человечеству, 5) мужество, 6) щедрость и 7) любовь к смерти. – В седьмых старайтесь, – сказал ритор, – частым помышлением о смерти довести себя до того, чтобы она не казалась вам более страшным врагом, но другом… который освобождает от бедственной сей жизни в трудах добродетели томившуюся душу, для введения ее в место награды и успокоения. «Да, это должно быть так», – думал Пьер, когда после этих слов ритор снова ушел от него, оставляя его уединенному размышлению. «Это должно быть так, но я еще так слаб, что люблю свою жизнь, которой смысл только теперь по немногу открывается мне». Но остальные пять добродетелей, которые перебирая по пальцам вспомнил Пьер, он чувствовал в душе своей: и мужество , и щедрость , и добронравие , и любовь к человечеству , и в особенности повиновение , которое даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем. (Ему так радостно было теперь избавиться от своего произвола и подчинить свою волю тому и тем, которые знали несомненную истину.) Седьмую добродетель Пьер забыл и никак не мог вспомнить ее. В третий раз ритор вернулся скорее и спросил Пьера, всё ли он тверд в своем намерении, и решается ли подвергнуть себя всему, что от него потребуется. – Я готов на всё, – сказал Пьер. – Еще должен вам сообщить, – сказал ритор, – что орден наш учение свое преподает не словами токмо, но иными средствами, которые на истинного искателя мудрости и добродетели действуют, может быть, сильнее, нежели словесные токмо объяснения. Сия храмина убранством своим, которое вы видите, уже должна была изъяснить вашему сердцу, ежели оно искренно, более нежели слова; вы увидите, может быть, и при дальнейшем вашем принятии подобный образ изъяснения. Орден наш подражает древним обществам, которые открывали свое учение иероглифами. Иероглиф, – сказал ритор, – есть наименование какой нибудь неподверженной чувствам вещи, которая содержит в себе качества, подобные изобразуемой.

РБУ-1200 «Ураган»

При простоте конструкции, реактивный бомбомет РБУ показал себя как надежное и удобное оружие. По этой причине работы по тематике реактивных противолодочных бомбометов были продолжены. В начале пятидесятых годов сотрудники НИИ-1 (ныне Московский институт теплотехники) под руководством С.Я. Бодрова и В.А. Артемьева работали над проектом бомбомета РБУ-1200, который должен был входить в состав противолодочной системы «Ураган».

Бомбомет РБУ-1200 представлял собой пусковую установку для реактивных снарядов, оснащенную системой вертикальной наводки. Поворот установки в горизонтальной плоскости не предусматривался. Имелась стабилизация по качке. На опорно-поворотном устройстве бомбомета располагался блок из пяти стволов-направляющих калибра 253 мм. Приводы бомбомета позволяли наводить стволы по вертикали в пределах от 0° до +51°.

В первой половине пятидесятых для бомбометов РБУ-1200 и РБУ была разработана новая реактивная глубинная бомба РГБ-12. Боеприпас весом 73 кг нес 32 кг взрывчатого вещества и оснащался гидростатическим взрывателем К-3. Позже бомбы РГБ-12 начали комплектоваться контактно-дистанционным взрывателем КДВ, который обеспечивал подрыв заряда как на заданной глубине, так и при столкновении с целью. Скорость погружения новой бомбы достигала 8 м/с.

Используя реактивные бомбы РГБ-12, расчет бомбомета РБУ-1200 мог атаковать цели на дальностях 400-1400 метров. Максимальная глубина поражения цели ограничивалась возможностями взрывателей и составляла 300-330 м. Залп из пяти бомб рассеивался по эллипсовидному участку 70х120 м. На залп уходило не более 2 секунд.

Важной особенностью комплекса «Ураган», в состав которого входил бомбомет РБУ-1200, стала одноименная система управления ПУСРБ «Ураган». Система автоматически получала от гидроакустического комплекса данные о цели (дальность, глубина, курс и скорость) и могла самостоятельно рассчитывать время пуска бомб

Новая система управления «Ураган» позволяла заметно повысить точность стрельбы.

Бомбомет РБУ-1200 был принят на вооружение в 1955 году и устанавливался на корабли нескольких типов: малые противолодочные проектов 122, 122-бис 12412, тральщики пр. 266М и пограничные катера пр. 12412П. Бомбометы как отдельно, так и в составе вооружения кораблей, передавались флотам нескольких зарубежных государств. На базе системы РБУ-1200 китайские инженеры создали несколько собственных бомбометов с различными характеристиками. Кроме того, советский реактивный бомбомет стал основой для китайской машины дистанционного разминирования Type 81, оснащенной 10-ствольной пусковой установкой.

История

Глубинные бомбы нашли широкое применение в Первой мировой войне

Уроки первых месяцев войны заставили военно-морское руководство держав Антанты обратить особое внимание на создание новых противолодочных средств и разработку форм и способов борьбы с подводными лодками. В качестве такового стали использовать подрывные патроны, явившиеся, в сущности, прообразом глубинных бомб: шестикилограммовые патроны с зажженным огнепроводным шнуром сбрасывались с миноносцев в предполагаемом месте нахождения подводной лодки

Первый образец глубинной бомбы был создан в 1914 году и после испытаний поступил на вооружение британского военно-морского флота.

Глубинные бомбы оставались важнейшим видом противолодочного вооружения во Второй мировой войне. Глубинная бомба совершенствовалась в направлении увеличения глубины взрыва и создания разнообразных калибров бомб. Росло число носителей этого оружия, им стала, в частности, и авиация.
Все подобные бомбы погружались под действием силы тяжести со скоростью 2,1—2,3 м/с, конструктивно выполнялись в виде цилиндрическо-конического корпуса, заполненного зарядом взрывчатого вещества внутри которого помещался взрыватель; эта конструкция не претерпела принципиальных изменений вплоть до 1950-х годов.

Ядерные глубинные бомбы, появившиеся после войны, были сняты с вооружения в 90-х годах.
В наши дни глубинные бомбы интенсивно заменяются более точным оружием (например, ракета-торпеда).

В настоящее время на вооружении авиации ВМФ РФ состоит противолодочная авиационная бомба ПЛАБ-250–120: вес бомбы — 123 кг (из которых вес ВВ составляет около 60 кг), длина — 1500 мм, диаметр — 240 мм.

Отсроченный удар

Одной из самых интересных донных неконтактных мин стала разработанная в Германии и активно применявшаяся в период Второй мировой войны немецкой авиацией мина LMB — Luftwaffe Mine B (мины, устанавливаемые с кораблей, идентичны авиационным, но не имеют устройств, обеспечивающих доставку по воздуху и сброс с больших высот и на больших скоростях). Мина LMB была самой массовой из всех немецких морских донных неконтактных мин, устанавливаемых с самолетов. Она оказалась настолько удачной, что и немецкий военный флот принял ее на вооружение и устанавливал с кораблей. Флотский вариант мины обозначался LMB/S.

Немецкие специалисты начали разработку LMB в 1928 году, и к 1934 году она была готова к применению, хотя германские ВВС приняли ее на вооружение лишь в 1938 году. Внешне напоминающая авиабомбу без хвостового оперения, она подвешивалась к самолету, после сбрасывания над ней раскрывался парашют, который обеспечивал мине скорость снижения 5−7 м/с, чтобы предотвратить сильный удар о воду: корпус мины изготавливался из тонкого алюминия (поздние серии и вовсе из прессованного водостойкого картона), а взрывной механизм представлял собой сложную электросхему с батарейным питанием.

Как только мина отделялась от самолета, начинал работать часовой механизм вспомогательного взрывателя LH-ZUS Z (34), который через семь секунд приводил этот взрыватель в боевое положение. Через 19 секунд после касания поверхности воды или земли, если к этому моменту мина не оказывалась на глубине более 4,57 м, взрыватель инициировал взрыв. Таким способом мина защищалась от излишне любопытных деминеров противника. Но если мина достигала указанной глубины, специальный гидростатический механизм стопорил часы и блокировал работу взрывателя.

На глубине 5,18 м другой гидростат запускал часы (UES, Uhrwerkseinschalter), которые начинали отсчет времени до приведения мины в боевое положение. Эти часы заблаговременно (при подготовке мины) можно было установить на время от 30 минут до 6 часов (с точностью до 15 минут) либо от 12 часов до 6 суток (с точностью до 6 часов). Таким образом основное взрывное устройство приводилось в боевое положение не сразу, а по истечении предустановленного времени, до этого мина была совершенно безопасна. Дополнительно в механизм этих часов мог быть встроен гидростатический механизм неизвлекаемости (LiS, Lihtsicherung), который взрывал мину при попытке извлечь ее из воды. После того как часы отрабатывали установленное время, они замыкали контакты, и начинался процесс приведения мины в боевое положение.


На рисунке показана мина LMB, оснащенная взрывным устройством AT-1. Кожух парашютного отсека сдвинут, чтобы показать хвостовую часть мины. Блестящие пластины в хвостовой части мины — это не хвостовое оперение, а труба резонаторов низкочастотного акустического контура. Между ними рым для парашюта. На верхней части корпуса Т-образный бугель для подвески мины к самолету.

Водолазы приступили к сложнейшей подводной операции в Калининградской области.

Водолазы приступили к сложнейшей подводной операции в Калининградской области. Они намереваются поднять со дна немецкую баржу, начиненную боеприпасами.

Судно потопили во время войны, однако окончательно избавиться от опасного груза до сих пор не получалось. Для города-курорта Пионерского он стал настоящей бомбой замедленного действия. Время от времени волны выбрасывают ржавые снаряды прямо на городской пляж.

Репортаж корреспондента НТВ Вероники Николаевой.

Немецкая баржа со снарядами, затопленная во время Второй мировой войны, лежит в 40 метрах от берега в районе города-курорта Пионерского. Специалисты уже полностью ее обследовали.

Оказалось, чтобы разминировать и поднять морское судно на поверхность, водолазам придется сначала очистить его от песка, то есть размыть тонны морского грунта на площади примерно 100 квадратных метров.

В море установили самоходную платформу с мощным насосом. С его помощью водолазы на глубине двух метров освобождают баржу от песка. Перед погружением спасатели надевают специальное снаряжение. Одни только ботинки весят почти 20 килограммов, а весь водолазный костюм  втрое больше. Такая тяжелая экипировка нужна, чтобы устоять на дне во время подводных работ.

Эдуард Афиногенов, водолаз мобильного подразделения «Госакваспас» МЧС РФ: «Идет поток воды, и он относит в сторону вместе со шлангом. Поэтому утяжеляемся, чтобы не уносило».

Вытащить баржу с опасным грузом на берег пытались еще в 1953 году. Тогда ее взорвали, и судно разломилось на три части. По этой причине задача значительно усложнилась, а снаряды разбросало вокруг.

С тех пор ржавые болванки со дна Балтийского моря регулярно выбрасывает течением на городской пляж. Местные жители куда только не жаловались, но работы по разминированию все время откладывали  не хватало денег.

Наталья Ефимова, местная жительница: «Надо как можно скорее поднять и убрать баржу, очистить воду. Сколько лет она на дне лежит? Мало ли что может случиться, а вдруг люди пострадают? Это все-таки зона отдыха».

В прошлом году судно обследовали специалисты калининградского отделения «Госакваспас». Все боеприпасы, разбросанные на дне после подрыва баржи, нашли, подняли и уничтожили. Это оказались немецкие осколочно-фугасные снаряды калибра 76 миллиметров 1939 года. Сколько их закрытых осталось под завалами песка в трюмах, водолазы смогут узнать только после того, как попадут внутрь судна.

Евгений Ткаченко, начальник мобильного подразделения «Госакваспас» Калининградской области: «На уровне правительства принято решение о подъеме на берег как боеприпасов, так и самой баржи. Снаряды может вымывать на пляж, а здесь гуляют дети. Это может привести к трагическим последствиям».

После очистки от песка баржу решили доставать по частям, разрезая под водой специальной техникой, так как поржавевший корпус во время подъема может разломиться. Вытаскивать на берег поврежденное судно будут мощными тягачами и бульдозерами. Спасатели говорят, что впервые проводят такую сложную операцию.

Эдуард Афиногенов, водолаз мобильного подразделения «Госакваспас» МЧС РФ: «Баржа замыта песком. Размыть ее очень сложно, многое зависит от течения и погоды. Мы работаем, а как только ветер поменяется, судно снова полно песка. Приходится работать частями. Фрагмент размыли, и начинаем тут же его доставать. Если находим боезапас, его немедленно вынимаем на берег».

На время работ в курортной зоне пляж будет закрыт. Рядом с берегом уже развернут временный лагерь. Спасатели планируют трудиться без выходных, пока позволит погода. Ожидается, что операция по подъему судна полностью завершится к концу июня, и уже в июле в Пионерском пройдет международная парусная регата.

Новости СМИ2

Разница между зелеными коктейлями и смузи от соков

Обязательно нужно понимать разницу между этими понятиями. Так, зеленые коктейли и смузи благодаря тому, что они готовятся путем смешивания целых овощей и фруктов, насыщают организм пищевыми волокнами. В связи с этим такие напитки отлично насыщают организм и могут употребляться на завтрак или в качестве перекуса в течение дня.

Гладкие подмышки без бритья: способы удаления волос с помощью обычных продуктов

Когда зубная паста приносит вред детям: допустимые возрастные дозы

Параолимпиец Талай без рук и ног: «чем труднее борьба, тем значительнее победа»

Овощные и фруктовые соки насыщают организм витаминами, но из-за отсутствия в них клетчатки являются менее сытными. Кроме того, они содержат довольно большое количество сахара, который очень легко усваивается, вызывая резкий скачек сахара в крови.

История

Предшественница морских мин была впервые описана китайским артиллерийским офицером начального периода империи Мин Цзяо Ю в военном трактате XIV века под названием Холунцзин (en:Huolongjing). Китайские хроники рассказывают также об использовании взрывчатых веществ в XVI веке для борьбы против японских пиратов (вокоу). Морские мины помещались в деревянный ящик, герметизированный с помощью шпатлёвки. Генерал Ци Цзюйгуан сделал несколько таких дрейфующих мин с отложенным подрывом для преследования японских пиратских судов. В трактате Сут Инсина Тяньгун Кайу (‘Использование явлений природы’) 1637 г. описаны морские мины с длинным шнуром, протянутым до скрытой засады, расположенной на берегу. Дёргая за шнур, человек из засады приводил в действие стальной колесцовый замок с кремнём для получения искры и воспламенения взрывателя морской мины.
«Адская машина» на реке Потомак в 1861 г. во время Гражданской войны в США, эскиз Альфреда Вауда
Английская минная тележка

Первый проект по применению морских мин на Западе сделал Ральф Раббардс, он представил свои разработки английской королеве Елизавете в 1574. Голландский изобретатель Корнелиус Дреббель, работавший в артиллерийском управлении английского короля Карла I, занимался разработками оружия, в том числе «плавающих хлопушек», которые показали свою непригодность. Оружие этого типа, по-видимому, пытались применить англичане во время осады Ла-Рошели в 1627 году.

Американец Давид Бушнель изобрёл первую практичную морскую мину для применения против Великобритании во время американской войны за независимость. Она представляла собой загерметизированную бочку с порохом, которая плыла в направлении противника, а её ударный замок взрывался при столкновении с судном.

В 1812 году русский инженер Павел Шиллинг разработал электрический взрыватель подводной мины. В 1854 году, во время неудачной попытки англо-французского флота захватить крепость Кронштадт, несколько британских пароходов были повреждены в результате подводного взрыва российских морских мин. Более 1500 морских мин или «адских машин», разработанных Якоби, были установлены российскими военно-морскими специалистами в Финском заливе во время Крымской войны. Якоби создал морскую якорную мину, обладавшую собственной плавучестью (за счёт воздушной камеры в её корпусе), гальваноударную мину, ввёл подготовку специальных подразделений гальванёров для флота и саперных батальонов.

По официальным данным ВМФ России, первое успешное применение морской мины состоялось в июне 1855 года на Балтике во время Крымской войны. На минах, выставленных русскими минёрами в Финском заливе, подорвались корабли англо-французской эскадры. Западные источники приводят более ранние случаи — 1803 и даже 1776 год. Успех их, однако, не подтвержден.

Морские мины широко применялись во время Крымской и русско-японской войн. В Первую мировую было установлено 310 тыс. морских мин, от которых затонуло около 400 кораблей, в том числе 9 линкоров.
Носители морских мин

Морские мины могут устанавливаться как надводными кораблями (судами) (минными заградителями), так и с подводных лодок (через торпедные аппараты, из специальных внутренних отсеков/контейнеров, из внешних прицепных контейнеров), или сбрасываться авиацией. Также могут устанавливаться с берега на небольшой глубине противодесантные мины.
Уничтожение морских мин
Основные статьи: Тральщик, Боевое траление

Для борьбы с морскими минами используются все наличные средства, как специальные так и подручные.

Классическим средством являются корабли — тральщики. Могут использовать контактные и неконтактные тралы, поисковые противоминные аппараты или другие средства. Трал контактного типа перерезает минреп, и всплывшие на поверхность мины расстреливаются из огнестрельного оружия. Для защиты минных заграждений от вытраливания контактными тралами используется минный защитник.
Неконтактные тралы создают физические поля, вызывающие срабатывание взрывателей.

Кроме тральщиков специальной постройки используются переоборудованные корабли и суда.

С 40-х годов в качестве тральщиков может использоваться авиация, в том числе с 70-х вертолёты.

Подрывные заряды уничтожают мину в месте постановки. Могут устанавливаться поисковыми аппаратами, боевыми пловцами, подручными средствами, реже авиацией.

Прорыватели минных заграждений — своего рода корабли-камикадзе — вызывают срабатывание мин собственным присутствием.
Классификация
Малая якорная корабельная гальваноударная мина образца 1943 года.
Мина КПМ (корабельная, контактная, противодесантная).
Донная мина в Музее КДВО (Хабаровск)

Классификация

Мины, устанавливаемые в водах, подразделялись по способу установки, по срабатыванию взрывателя, по кратности, по способу управления, по избирательности.

По способу установки бывают якорные, донные, плавуче-дрейфующие на определенной глубине, самонаводящиеся торпедного типа, всплывающие.

По способу срабатывания взрывателя боеприпасы делятся на контактные, электролитно-ударные, антенно-контактные, неконтактные акустические, неконтрактные магнитные, неконтактные гидродинамические, неконтактные индукционные и комбинированные.

В зависимости от кратности, мины бывают многократными или же некратными, то есть детонатор срабатывает после однократного воздействия на неё или же установленного количества раз.

По управляемости боеприпасы делятся на управляемые или неуправляемые.

Основными установщиками морских минных полей служат катера и надводные корабли. Но часто минные ловушки расставляют подводные лодки. В срочных и исключительных случаях минные заграждения делает и авиация.

Характеристики:

Год принятия на вооружение 1961
Установка РБУ-6000
ПУС «Буря»
Вид Реактивная
Тип Наводящаяся
Предельный угол верт. наведения От -15º до +60º
Предельный угол гор. наведения От 0° до ±180°
Скорость наведения верт./гор. (ручной привод) 30/30 (4/4) град/с
Количество стволов 12
Калибр 213 мм
Масса установки 3100 кг
Длина 2 м
Ширина 2.25 м
Высота 1.7 м
Интервал между пусками 0.5 с
Бомба: РГБ-60 «Запад»
— длина 1.87 м
— диаметр 213 мм
— масса 119.5 кг 212 кг
— масса БЧ 23.5 кг 19 кг
— тип БЧ ФБЧ
— скорость полета 400 м/с
— скорость погружения 11.6 м/с
— дальность стрельбы 300-5700 м 600-4300 км
— глубина поражения 500 м 1000 м
— тип ГСН ААГСН

Аббревиатуры

История

Впервые шестовая мина была создана и испытана в Российской империи. В середине сентября 1862 года в ходе испытаний на Балтийском флоте канонерская лодка «Опыт», вооруженная «минным тараном» (как тогда назвали шестовую мину), приблизилась к стоящей на якоре шхуне «Метеор» и подорвала её.

«Минный таран» представлял собой пороховой заряд весом до полутора пудов (до 24 кг), прикрепленный к концу 15-метрового бревна (шпирона), служившего продолжением форштевня броненосной лодки.

Испытания проводились по инициативе и под руководством адмирала Г. И. Бутакова. Тогда же он докладывал в Морское ведомство:

Первый боевой опыт шестовые мины получили в ходе Гражданской войны в США в 1861—1865 гг.

Так, американская шестовая мина была впервые успешно применена на подводной лодке конфедератов «Ханли» (англ. «H.L.Hunley»). 17 февраля 1864 года она потопила паровой корвет северян «Хаусатоник» (англ. «Housatonic» ). Подводная лодка со всем экипажем также затонула, уже на обратном пути после атаки.

Почти симметричный ответ северян последовал через полгода — в ночь с на 28 октября 1864 года, паровой баркас, оборудованный шестовой миной, под командованием лейтенанта Кушинга (англ. William B. Cushing ) атаковал броненосец южан «Албемарл» (англ. «Albemarle»), который стоял на рейде Плимута в устье реки Роанок. Команде катера удалось преодолеть защитный бон из брёвен (просто рассоединив их) и ударить шестовой миной в подводную часть броненосца. Корабль затонул в течение нескольких минут. Катер тоже погиб — или от взрыва, или из-за того, что был затянут водоворотом от тонущего броненосца. Лейтенант Кушинг и ещё один матрос спаслись, остальные моряки из 13 членов команды либо погибли, либо были взяты в плен.

Также шестовые мины активно применялись русскими моряками в ходе Русско-Турецкой войны 1877—1878. Так с помощью шестовых мин отрядом минных катеров Дунайской флотилии был потоплен турецкий монитор «Сейфи», а катерами минного транспорта «Великий князь Константин» поврежден броненосец «Ассари-Шевкет».

После начала применения торпед (первая удачная атака (третья в мире, считая неудачные боевые попытки) состоялась 14 января 1878 года) шестовые мины стали терять популярность. Последнее успешное применение шестовых мин состоялось в битве при Фучжоу, минными катерами с французских корветов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector