Амуниция для лошадей и всадников: обзор снаряжения

Варианты и принципы использования кнута

Сфера применения Назначение и особенности действия кнута
Сельское хозяйство Понукание животных в земледелии и скотоводстве. Рогатый скот пугается щелчка, который издает кнут, либо реагирует на удары.
Система наказаний Инструмент для осуществления наиболее суровых и жестоких видов наказания для людей. Грамотно поставленный удар кнута рассекал кожу и ближайшие ткани до костей. После 10-15 таких ударов кнут отсыревал от крови, поэтому его приходилось менять.
Оснащение кавалерии Элемент управление конём, а также эффективное вспомогательное оружие.
Охота Основной инструмент всадника при многих способах конной охоты на различную дичь, от зайцев до волков.
Дрессировка животных В настоящее время применяется цирковыми дрессировщиками в отношении различных животных, а также специалистами-кинологами.

Боевая плеть

Поражающее свойство плётки могло также и целенаправленно ослабляться, чтобы излишне сильным ударом не травмировать шкуру лошади при верховой езде. В этих целях плеть оснащалась относительно широкой кожаной бляшкой («шлепком») на кончике, либо, как вариант, кончик делался из нескольких хвостов.

В Домострое плеть указывалась как орудие домашнего наказания. Среди важнейших ритуальных обрядов можно отметить следующий: в день свадьбы жених должен был положить кнут в свой сапог как знак того, чтобы супружеская власть в доме принадлежала ему. Этот обряд до сих пор имеет отражение в традициях казачества, отличая строевого женатого казака.

Кнут служил инструментом наказания (в том числе судебного) в рамках установленной сословной системы. Основаниями для назначения подобного наказания становились достаточно тяжкие преступления, включая убийство и участие в бунте. Плети со временем стали представлять собой облегчённую версию кнута и также применялись для менее тяжких публичных наказаний.

Донская казачья нагайка

Русская интеллигенция и хлысты

В начале XIX века среди высших слоев России распространилось увлечение масонством и мистицизмом, в том числе хлыстовским. Хлыстам симпатизировали масон, издатель «Сионского вестника» Александр Лабзин, художник Владимир Боровиковский и даже обер-прокурор Святейшего синода, позднее министр духовных дел и народного просвещения, председатель Библейского общества Александр Голицын. Чиновник и писатель Павел Мельников (Печерский), помимо антисектантских исследований, написал о быте хлыстов в романе «На горах». Исследователи народнического и социал-демократического толка искали в религиозных диссидентах, в том числе хлыстах, опору для борьбы с самодержавием. Философ Василий Розанов написал книгу «Апокалиптические секты: хлыстовство и скопчество» и сам участвовал в хлыстовском общем чаепитии. О своих хлыстовских годах рассказывал поэт Николай Клюев. Описание хлыстовского радения присутствует в третьей части романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». Существует неподтверждённое фактами мнение о принадлежности к хлыстам Григория Распутина.

Основные правила пригонки седел

Манипуляции, которые следует произвести во время этого процесса, достаточно энергозатратны.

  1. Любые седла подгоняют под конкретного скакуна. Определить грамотно ли была сделана пригонка можно по следующему показателю: полки седла должны повторять рельеф лошадиной спины. Чтобы достичь такого результата, необходимо ленчик положить на круп животного, а зоны неплотного примыкания следует заполнить прослойкой материала из валяной шерсти. Затем заново поместить его на спину и снова проконтролировать плотность прилегания.

  2. Во время движения подпруги ослабляются, следовательно, необходимо заранее отрегулировать степень их натяжения.
  3. Подперсье тоже следует хорошо подогнать. Проверить правильность пригонки достаточно легко: следует поместить ладонь ребром в пространство между подперсьем и скакуном в зоне поясницы, и если она помещается, значит все выполнено верно.
  4. Иногда необходимо укоротить ремни, но уменьшать длину ремня за счет завязывания его в узел запрещено.
  5. Между потником и хребтом скакуна должно оставаться пространство для вентиляции.

Видео — Как правильно седлать лошадь?

Амуниция для лошади насчитывает множество устройств и приспособлений. Существуют, например, даже гелевые амортизаторы для уменьшения силы воздействия наездника на круп животного. Лошадь – создание, требующее постоянного ухода и внимания. У заботливого хозяина она всегда будет выглядеть здоровой и ухоженной. А подручные средства защиты помогут в осуществлении этой задачи.

Скопцы

Община скопцов в Якутии. Начало XX века

Скопчество, возникшее во второй половине XVIII века, подходило к борьбе с человеческими грехами еще радикальнее, чем хлыстовство. Скопцы практи­ковали «огненное крещение» — оскопление — и ставили таким образом неру­шимую преграду между человеком и грехом. Среди скопцов была распро­странена легенда о том, что Иисус Христос, будучи евреем, был не просто обрезан, а оскоплен. Таким образом, кастрируя, или, как говорили сектанты, «убеляя» себя, они подражали Спасителю. Кроме того, оправдание своей практики эти радикальные аскеты находили в Библии: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Основным ритуалом скопцов, как и хлыстов, были радения.

Основателем скопчества был крестьянин Кондратий Селиванов, выходец из хлыстовских кругов. Впоследствии он объявил себя спасшимся императором Петром III и, по легенде, даже встречался с Павлом I, призвав и его к «огнен­но­му крещению». В результате своей активной деятельности, приведшей к оско­плению нескольких нижних гвардейских чинов, а также вовлечению в скоп­ческий корабль родственников высокопоставленных чиновников, Кондратий Селиванов был арестован в 1820 году и сослан в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где жил до смерти в 1832 году. Его могила стала объектом палом­ничества — в ней проделывали ямки, куда опускали сухари, чтобы тем самым их освятить.

1 / 3

Кондратий Селиванов. Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год«Дом антикварной книги в Никитском»

2 / 3

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год«Дом антикварной книги в Никитском»

3 / 3

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год«Дом антикварной книги в Никитском»

К концу XIX века количество скопцов составляло десятки тысяч человек. Пра­вительство активно боролось с сектантами, отдавая их в солдаты, ссылая в За­кавказье и Восточную Сибирь, где они создавали свои поселения и успешно хо­зяйствовали, всячески процветая.

Скопцы, как и другие сектанты, с энтузиазмом отнеслись к революции, ожидая для себя перемен к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: советская власть довольно быстро начала преследовать скопцов. По-видимому, скопческое движение окончательно сошло на нет в 1940–50-х годах — хотя время от времени появляются сообщения о современных скопческих общинах, их трудно счесть достоверными. 

Из чего состоит сбруя?

Археологические находки убедительно доказали, что примитивные варианты конской упряжи человек стал использовать за 2000 лет до н.э. Наибольшее распространение она получила в эпоху античности, когда начались великие военные походы.

Древние греки, а за ними и древние римляне придавали большое значение оснащению своих боевых коней, а потому и сбруя для них изготавливалась с особым мастерством. В те времена было принято делать упряжь не только прочной, но и красивой.

Римкий всадник

Обычай парадного облачения лошадей переняли европейцы. В средние века, в эпоху расцвета рыцарства, боевых коней и вовсе начали превращать в передвижные крепости, навешивая на них тяжеленные латы из железа. К счастью, данный вид упряжи быстро канул в небытие — не каждая лошадь могла нести на себе такой груз, только мощные, рослые, коротконогие породы, которые были не способны пускаться галоп, зато прекрасно умели выполнять роль живых танков и могли топтать своих противников.

В эпоху Возрождения и Просвещения в моду стали входить изящные тонконогие арабские скакуны, для которых требовалась легчайшая упряжь. Некоторые ее элементы перешли из обихода арабских кочевников, другие были изобретены западными наездниками самостоятельно.

Лошади средневековых рыцарей

Знаменитые конные тройки с расписными дугами, бубенцами и лентами на них, с узорчатыми хомутами и красными кисточками на уздечках — это визитная карточка традиционной русской культуры и узнаваемый образ: «Русь — птица-тройка».

Конная тройка в санях

Снаряжение для лошади включает в себя множество элементов. Все они определенным образом состыкуются между собой, образуя единую систему. Состав деталей может изменяться в зависимости от типа упряжи. Например, хомут не используют для верховой езды, а седло — для повозки.

Таблица 1. Основные элементы конской сбруи

Элемент Описание

Хомут

Главная часть тягловой упряжи, используемой для прикрепления повозки или плуга. Представляет собой снаряд из двух деревянных изогнутых половинок, накладываемых на шею лошади. К хомуту присоединяют оглобли от возка.

Седелка

Накладывается на верхнюю часть спины, чуть дальше холки, служит для амортизации и смягчения толчков в то время, как лошадь тянет повозку.

Чересседельник

Закрепляется рядом с седелкой, служит для фиксации хомута и оглоблей.

Подбрюшник

Амортизирующий элемент, который смягчает толчки от хомута во время поездки.

Шлея

Ремень, опоясывающий круп лошади, который удерживает всю сбрую на теле во время резкого торможения.

Уздечка

Длинный тонкий ремень, закрепленный на голове и соединенный с удилами и поводом.

Удила

Железный короткий стержень, просовываемый рот лошади и закрепляемый между зубами.

Вожжи (поводья)

Пристегиваются к удилам и служат для управления конем.

Седло

Предназначено для езды верхом, также служит средством защиты спины лошади от чрезмерных нагрузок. Иногда данный элемент используют и при запрягании животного в повозку.

Элементы конного снаряжения

Духоборы

1 / 7

Духоборы на крыльце дома. Начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

2 / 7

Три девушки-духоборки. Канада, начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

3 / 7

Духоборы. Начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

4 / 7

Собрание духоборов. Канада, Йорктон, 1915 годBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

5 / 7

Мужчина и мальчик — духоборы. Канада, начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

6 / 7

Муж и жена — духоборы. Канада, начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

7 / 7

Духоборы из Йорктона отправляются в паломничество. Канада, 1902 годBritish Library / Picturing Canada / Wikimedia Commons

Духоборы получили свое имя благодаря оппонентам: в конце XVIII века те пы­тались представить новое движение борцами против Святого Духа, однако са­ми сектанты поняли это название иначе (духоборы — «поборники Духа») и ста­ли охотно употреблять.

Как и другие сектанты, духоборы отвергали православную обрядность, но, в от­личие от молокан, не считали Библию непререкаемым авторитетом. Ее место в традиции занимает так называемая «Животная книга» — в основе лежат тексты, созданные духовными лидерами общины, главным образом псалмы.

Духоборы — принципиальные пацифисты. В конце XIX века в духоборских по­селениях в Грузии (духоборов, как и других сектантов, при Николае I сослали в Закавказье) собрали и сожгли оружие, а ранее служившие в армии сдали при­бывшей полиции военные билеты. После обрушившихся на духоборов прави­тельственных репрессий за них вступился Лев Толстой. Он призвал Нобелев­ский комитет вручить духоборам премию мира и пожертвовал им часть гоно­рара за роман «Воскресение». Благодаря этой помощи более семи тысяч духо­боров в самом начале ХХ века перебрались в Канаду, где их потомки живут до сих пор. 

Часть духоборов осталась в Грузии, однако после распада Советского Союза многие предпочли переехать в Россию. Таким образом в 90-х годах ХХ века в Тульской, Брянской и других областях появились духоборческие поселения.

Субботники

Субботник. Начало XX века

Члены еще одного религиозного дви­жения, возникшего в XVIII веке, так называемые русские иудействующие, настолько радикально прочитали Биб­лию, что отвергли не только православ­ную церковь, но и само христианство, предпочтя Ветхий Завет и иудаизм.

Сами русские иудействующие назы­вают себя «субботники», «геры», очень редко — «евреи»: «Мы сами не знаем, кто мы… Евреи бывшие?» Правитель­ство Российской империи наклеило на них ярлык «жидовствующие» в указе 1825 года «О мерах к отвращению рас­пространения жидовской секты под названием субботников». Там же пред­писывалось высылать из регионов рас­пространения секты всех евреев без ис­ключения, возлагая на последних от­ветственность за «совращение» православных в иудаизм  Однако иудаизм не миссионерская религия, и обратившиеся в иудаизм русские крестьяне сами инициировали контакты с новыми еди­новерцами. Бывали и случаи, когда столкно­вение с живым, а не книжным иудаизмом разочаровывало неофита и приводило к его возвращению в православие. . 

Субботники, как следует из названия, еженедельным праздничным днем счи­тают субботу, а не воскресенье, а также соблюдают некоторые другие традиции иудаизма — пищевые ограничения, обрезание и другие обряды жизненного цикла, а также иудейские праздники. Субботники давали детям еврейские име­на, а в советское время иногда считались евреями и по паспорту  Так, субботники — жители села Ильинка в Воронежской области благодаря этому обстоятельству в 70-х годах ХХ века эмигри­ровали в Израиль. . 

В постсоветское время судьбы субботников складывались по разному: часть эмигрировала в Израиль, часть переехала из традиционных мест проживания в Закавказье и в Россию. Их отношения с еврейскими религиозными органи­зациями в России порой складываются непросто: в некоторых городах суббот­ники активно участвуют в возрождении еврейских религиозных общин, в дру­гих — местные раввины ограничивают их участие в общинной жизни.

По самым приблизительным подсчетам, сейчас на всем постсоветском про­странстве насчитывается около 10 тысяч субботников — живут они в несколь­ких регионах России, а также в Армении и Азербайджане.

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Фреска дня

Два Иосифа, две Марии, три МладенцаЭтикет дня

Доброго времени суток!Камео дня

Дэвид Бекхэм в «Мече короля Артура»

Архив

Правила ухода

Если хозяин лошади следит за ее сбруей, то она может прослужить долго. Чем лучше чистится упряжь, тем меньше вероятность, что она может нанести вред животному. Учитывая тот факт, что большинство элементов изготавливается из кожи и ткани, место, где они хранятся должно обладать соответствующим микроклиматом.

Внутри кладовки или помещения не должно быть слишком влажно, поскольку материал быстро подвергается процессу гниения. Если слишком сухо, то кожа становится жесткой, неприятной на ощупь, она может царапать кожу лошади. Войлочные части очень любит моль.

Чтобы нормализовать микроклимат, следует ставить воду в помещение, где слишком сухо и проветривать, если наблюдается повышенная влажность.

Упряжь должна быть не только чистой, но и смазанной. От конного пота и грязи она отвердевает, рвется. Вешают ее на деревянные конструкции, а вот железные вешалки совершенно не подходят, поскольку покрываются со временем ржавчиной и портят не только внешний вид снаряжения.

Особое внимание уделяется тем элементам, которые соприкасаются с телом животного. После работы с лошадью упряжь сначала чистится, только после этого вешается на просушку

Зимой бывает непросто сделать это в конюшне, поэтому оборудуются специальные сушилки или используются другие, отапливаемые помещения для хранения

Летом можно просто вывешивать на улицу, но также важно не пересушить кожаный материал, поскольку тогда он теряет свою эластичность и быстро рвется

Войлочные элементы можно простучать палкой, подпругу размягчают руками. Кожаные изделия специально смазывают, чтобы они не затвердевали и не размокали в ненастную погоду. Для этого можно использовать особую смазку, допускается применять конское топленое сало, куда добавляется березовый деготь. Использовать солидол и автолом нельзя – они портят изделие.

Если необходимо в ремнях пробить дополнительные отверстия, не стоит делать это с помощью шила или ножа. Конструкция не пострадает, только если использовать специальный пробойник.

Кольца, пряжки и иные металлические части также требуется защищать от ржавчины. Для этого их в первую очередь протирают керосином, потом сухим отрезом ткани и после наносят любой жир.

Иногда можно заметить, что войлочные элементы обшиваются холстом. В этом случае, после неоднократного соприкосновения с телом животного, они становятся жесткими, пока их не почистят и не просушат.

Обзор конной амуниции смотрите в следующем видео.

Снаряжение для защиты лошади

Животные нередко страдают из-за травм или плохой погоды. Для защиты придумана специальная защитная амуниция.

Попона

Часто коням грозит переохлаждение. После мытья у лошадей остается меньше защитного жира, что усугубляет ситуацию. Для тепла и сухости используют попону — особое покрывало, как правило, из шерстяной ткани. Применяют в конюшнях или при перевозках. При выборе учитывают особенности животного и климат.

Рекомендуют запастись несколькими разновидностями попоны:

  • для нахождения в конюшне;
  • зимней;
  • для впитывания пота.

Сегодня продают большое число разных покрывал, например:

  • водонепроницаемые;
  • с дырками для глаз, ушей;
  • защищающие от мух.

Бинты

Лошади активно двигаются, поэтому неизбежны травмы. Против растяжений, разрывов связок и сухожилий применяют специальные бинты. При холодной погоде они неплохо сохраняют тепло.

Обмотки делают из хлопчатобумажного материала. Для тренировок подходят креповые, трикотажные (флис) изделия, шириной примерно 8 см. Флис почти не тянется. Такими повязками трудно нарушить кровоток.

Ногавки

Сверху на бинты надевают еще один элемент сбруи. Ногавки — кожаные щитки, которые крепят застежками, липучками или шнурами. Плотно прилегают, имеют несколько слоев. Нужны для защиты от травм и ушибов, например, при опасных прыжках.

Есть разные виды ногавок:

  • Транспортировочные. Они длиннее остальных, на них есть синтепоновая подкладка.
  • С гелевым наполнителем.
  • Утяжеленные, используемые при тренировках. Если наездник не умеет с ними обращаться, животное может упасть на спину.

Натягивают ногавки туго. Здесь нет риска для кровотока. Если затягивают недостаточно, изделия сползают.

Кобуры резиновые

Во время активного движения и скачек ноги лошадей страдают. Они задевают одна о другую. Получаются зарубы, ранки, ссадины. Для защиты на копыта натягивают резиновые кобуры. Их называют еще колокольчиками или напяточниками.

Кроме спорта, кобуры надевают и в других случаях:

  • Чтобы лошади не оторвали подковы во время бега.
  • При перевозках. Иногда внутри транспорта кони неудачно переступают, что чревато ранами, потерей подков.

.Правильно застегнутая кобура немного касается земли. Верхняя ее часть неплотно прилегает к путу: проходят 1–2 пальца. Перед надеванием чистят пятки, щетки.

Кобуры производят трех размеров. Встречаются следующие виды напяточников:

  • Без креплений. Это самый безопасный тип. Лошадь не попадает в застежки, потому что их нет. Для надевания кобуру сильно растягивают.
  • Открытые. В передней части есть 1–2 крепления. Надеваются просто, но иногда поворачиваются на ноге, что доставляет дискомфорт животному. Когда лошадь случайно наступает на застежку, снимаются. Попадаются конструкции с усиленной задней частью.
  • Анатомической формы. Похожи на открытые, но имеют плюс: не поворачиваются на ноге. Подогнаны по форме пятки, натягиваются. Другие модели имеют застежки в передней части.

Важно правильно подобрать конную амуницию. От этого зависит комфорт человека, здоровье лошади и результаты работы

Происхождение

В вопросе о происхождении хлыстов можно выделить следующие точки зрения. Во-первых, это представление о влиянии западно-европейских протестантских мистических сект и масонства. Во-вторых, гипотеза более раннего южного влияния болгарских богомилов, а через них ещё более древнего манихейства. В-третьих, взгляд на хлыстов как русское самобытное явление, генетически связанное со славянским язычеством и эзотеризмом. Наконец, в-четвёртых, это точка зрения также признающая самобытное происхождение хлыстов, но связывающая их с христианскими явлениями религиозной жизни XVII века: преимущественно, русской православной традицией исихазма с идеей «обожения» и радикальными толками старообрядчества.

Сани

Сани для лошади покупать не обязательно. Когда имеются определённые навыки в работе с деревом, инструмент и желание, сделать их можно своими силами. Сани не высокие и потому, даже если что-то не получится, и в процессе езды они повредятся, получить травму практически невозможно.

Расписные сани

Сложнее всего изготовить полозья. Для них применяются крепкие металлические трубы. Длина труб нужна на 2-3 метра больше, чем саней. Надо это для того, чтобы загнуть полозья с обеих сторон и поместить без сложностей под сани. Для сгибания применяют особый инструмент – трубогиб.

После собирают дно саней со стойками, изготовленными из тонких трубок или прочных деревянных брусков. По возможности все не несущие конструкции изготавливаются из фанеры для меньшего веса саней.

После того как сани для лошади собраны, их отделывают и красят. Если сани рассчитаны на катание, то их следует расписать для придания привлекательного внешнего вида.

Основные виды упряжи

Существует несколько классификационных групп конного снаряжения. Так, в зависимости от сферы использования, выделяют упряжь сельскохозяйственного назначения (для полевых работ), выездную (для конного спорта) и транспортную (для повозок). Кроме того разделение осуществляется по числу коней в упряжках, которые бывают одиночными, парными и многолошадными (от трех до 6-8 животных).

Конно-спортивная упряжка

Классификация производится также по способу запрягания, потому что от этого зависит, какие элементы сбруи будут или не будут использоваться. В данном случае выделяют семь групп.

  1. Одноконно-дуговая — в повозку запрягают только одно животное, используют при этом деревянную дугу и полное гужевое облачение.
  2. Оглобельно-постромочная — в данном случае присутствуют все элементы предыдущего варианта, кроме дуги. Ведущую роль гужевой детали выполняет шлея. Оглобли имеют укороченный размер и крепятся не к хомуту, а седелке.
  3. Постромочно-дышловая — основным элементом является дышло, с помощью которого регулируются поворотные движения повозки. Таким манером можно запрягать и одного, и двух коней.
  4. Постромочная — максимально упрощенный вариант без дуги и оглобель. Конструкция фиксируется с помощью хомута и постромочных ремней. Такой вид упряжи часто снабжают ручным тормозом, потому что иначе трудно остановить чересчур разогнавшуюся лошадь.
  5. Тачаночная — устаревший вид упряжи, рассчитанный на 4 животных. Два из них в середине запрягаются с помощью дышла, а боковые лошади — с помощью постромок.
  6. Комбинированного типа — применяется для большого количества коней: 6-8. Снаряжение включает в себя дышло, постромки и оглобли.
  7. Цуговая — используется для шестерки лошадей. В дышло впрягаются коренные животные, а выносные пристегиваются постромками.

Комбинированная упряжка из шести лошадей

Как сделать своими руками кордео для лошади

В наши дни это устройство достаточно популярно. Повсеместное использование кордео связано с набирающей обороты тенденцией естественного управления скакуном, которое не предполагает использование уздечки или других вспомогательных средств. Оно представляет собой веревку, которую надевают на лошадь и с ее помощью координируют движение животного.

Кордео не предполагает использование уздечки или других вспомогательных средств

Самостоятельно его смастерить довольно просто

Добротная бечевка или прочная тесьма, немного усердия — и устройство готово! Самое важное, чтобы оно было достаточно широким. Узкое кордео может время растяжения поранить кожу животного

Следует измерить ширину шеи животного в зоне грудной клетки и приступать к плетению. Можно использовать как технику жгута, так и косички. По окончанию работы следует обжечь концы и завязать на них узлы.

Амуниция для лошадей: общая информация

Снаряжение для скакунов обладает мощной базой всевозможных деталей. На первый взгляд для обычного променада хватит качественной уздечки и удобного седла

И все же, это занятие напрямую сопряжено с риском получить травмы, поэтому очень важно максимально обезопасить себя и продумать все до мелочей

В современном коневодстве выделяют «доспехи» для тренинга, дорожную и предохранительную амуницию. Необходимо осознавать, что, например, оснащение для обучения используется только на прекрасно объезженной и спокойной лошади, а остальные вспомогательные средства заточены на то, чтобы корректировать нрав животного.

Снаряжение для скакунов состоит из большого числа деталей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector