Привет от циолковского: как искусственная гравитация осваивает космос

Связь на гравитационных волнах

Теоретически существует возможность использовать гравитационные волны для дальней беспроводной связи; этот принцип был запатентован советским учёным В. А. Буниным в 1972 году.

Преимуществом гравитационно-волновой связи (устар.: гравиосвязи) по сравнению с радиосвязью является способность гравитационных волн проходить, почти не поглощаясь, сквозь любые вещества, тогда как электромагнитные волны сквозь электропроводящие среды (например, землю и морскую воду) практически не проникают.

Работы в этом направлении велись в лабораториях СССР и в других странах. Но на практике из-за трудностей генерации и детектирования гравитационных волн, вызванных крайней малостью гравитационных сил, гравитационно-волновую связь осуществить не удалось.

Гравитационно-волновая связь упоминается как атрибут техники далёкого будущего в ряде произведений научно-фантастической литературы (например, С. Снегов «Люди как боги», К. Булычёв «Похищение Тесея», С. Лукьяненко «Именем Земли» и др.).

Скептики о антигравитации[править]

Всегда скептически настроенные научные ревнители считали научных новаторов людьми не от мира сего и шарлатанами. Хоть и не известно никаких физических явлений, способных привести к нарушению закона всемирного тяготения, никто на сто процентов не заявит, что такому не может места быть. Пусть и понятием антигравитация в академической физике таким понятием не пользуются, и пусть академики считают, что ближайшая область применения — спекулятивные теоретические построения. Антигравитация, как явление с другой стороны находит большое применение в научной фантастике в виде разнообразных двигателей и левитации, там где мечты движут наукой и воплощают вымыслы в реальность.

Заметить можно, что вольнодумство — вещь опасная! Ведь, и научное вольнодумство приводит к научной революции. Даже и если выжигать вольнодумство в науке каленым железом, никто не залезет в голову ярому скептику, чтобы прочитать его мысли и вовремя предотвратить уход в сторону научного вольнодумства. Поэтому, у скептиков нет математического доказательства, что антигравитации не существует, потому, что начав доказывать не существование чего-то, можно придти к доказательству существования оного. (см. Доказательство от противного) И, остаётся скептикам только упрямо твердить, что быть не может чего-то и всё, когда чего-то не видели, и тем более не знают этому чему-то точного научного определения или отрицания.

Скептикам антигравитации можно поставить задачу взаимодействия гравитации или гравитационных полей, которую не возможно будет решить без введения в систему антигравитации, посредством темных материи и энергии, и, часто это делают физики-математики для торжества справедливости. Потому, что дьявольски предательская гравитация всё расталкивает друг от друга, проявляя себя совершенно не божественно притягательно, а, у скептиков антигравитации, темных материи и энергии при решении заданной системы уравнений сдают уже нервы, и, как правило конечным проявлением скептицизма будет психушка, где скептикам будет время и силы высказать, что Ньютон и Эйнштейн пособники Дьявола.

Применение антигравитации[править]

Антигравитация может применяться:

  1. в хранении энергоносителя — когда антигравитация будет использоваться для хранения антиматерии посредством гравитационной левитации и гравитационного отталкивания материальной субстанции.
  2. в движении транспорта — когда антигравитация будет использоваться в релятивистских квантовых двигателях и всевозможных системах направленного движения планетарного и космического транспорта.
  3. в производстве энергии — когда антигравитация будет использоваться в квантовых энергетических не оптических реакторах (генераторах) совместно с гравитацией, чтобы создалось контролируемое термоядерное ядро функционирующее посредством управляемого термоядерного синтеза и удерживалось в центральной рабочей области энергоустановки.
  4. в квантовых компьютерах — когда антигравитация будет использоваться в стабилизации квантового ядра квантовой вычислительной машины.
  5. в квантовой связи — когда антигравитация будет использоваться в создании защитного контура вокруг запутанных частиц, которые используются для квантовой телепортации информации.

Где НЕ встречается[править]

  • Кубрик в своих фильмах очень ответственно относился к этому вопросу. Вернее, ОЧЕНЬ ответственно, насколько позволяли технологии того времени.
  • Старый советский чёрно-белый «Космический рейс». Правда, если невесомость изобразили красиво, то для Луны обошлись грубой кукольной анимацией, заменяющей людей в таких сценах.
  • Quake и Quake II с наслаждением вычерпывает тему гигантских прыжков на «внеземных» секретных уровнях до донышка.
  • Kerbal Space Program — на Минмусе можно выйти на орбиту просто хорошенько подпрыгнув и добавив чуток из EVA-ранца. На тяжелых планетах так сделать не получится.
  • Borderlands — на Пандоре гравитация заметно ниже земной
  • The Martian

    Фильм по книге — следует особо отметить, как показали гравитацию внутри космического корабля «Гермес». У него есть центральная невращающаяся ось и вращающиеся модули с искусственной гравитацией. В центральной оси, как и положено — невесомость, во вращающихся модулях, как и положено — искусственная гравитация, с плавным переходом между ними, когда астронавты спускаются в модули.

    (книга) — главный герой неоднократно упоминает, что при земной гравитации он бы не смог таскать тяжёлые аккумуляторы, марсианский зонд и части корпуса ракеты, а вот на Марсе при 0,4 g — другое дело. Правда, при этом он, будучи в истощенном недоеданием состоянии, умудрился тягать обтекатель в полтонны весом.

  • Mass Effect — в космических миссиях серия иногда вспоминает про отсутствие гравитации. Персонажи разгуливают по палубам орбитальных станций в магнитных ботинках, подстреленные враги остаются вращаться в воздухе, а если бежали или двигались в момент смерти — продолжают плыть в воздухе уже мёртвыми, по инерции.
    • В свою очередь — на Луне гравитация должна быть сильна ослаблена, но нет — ни на Мако, ни на Шепард(е) нет никаких изменений. Да и вообще — разница есть только между наличием и отсутствием гравитации. Заявленные значения (где-то 0,7-1,3g) на геймплей никакого влияния не оказывают.
  • Inversion — собственно, почти вся игра основана на разного рода трюках с гравитацией.
  • Wolfenstein: the New Order — на Луне гравитация ниже земной, что видно из эпизода с прогулкой по лунной поверхности в скафандре. В помещении лунной базы гравитация искусственная.
  • «Проект А −2»:герой Джеки Чана падает с крыши дома, а на вопрос его друзей не ушибся ли он, говорит что только сейчас признал существование гравитации…
  • «Ксенон: Девушка 21 века» — для фильма такой направленности необычным является подчеркивание момента что гравитация на космической станции и на Земле отличаются, выдворенная на Землю героиня чувствует себя неуютно и первое время даже не может устоять на ногах.
  • Dead Space — на космическом корабле в большинстве отсеков искусственная гравитация, при том есть отсеки без неё, с парящим мусором, ходьбой на магнитных ботинках и возможностью совершать «прямые» прыжки от стенки до стенки.
  • Zero Escape — во второй игре серии этим озаботился Зеро и, чтобы персонажи, находясь на Луне, не замечали изменения гравитации, их накачали смертельным вирусом, замедляющим работу мозга. В результате медленная ходьба по Луне воспринималась ими как земная, хотя способности прыгать на «неземную» высоту у героев тоже были.
  • Prey (2017) — поскольку дело происходит на космической станции, есть возможность и выйти в открытый космос, и пролететь по грузовому тоннелю, где искусственной гравитации нет.
  • Сериал «Пространство» (Expanse) — очень тщательная проработка гравитационных манёвров и невесомости. Сюжеты отдельных серий чуть ли полностью посвящены именно этому вопросу.
    • Кроме того, разность гравитации сильно показана и на жителях той или иной части мира — так, марсианские морпехи специально тренируются при земной гравитации, а жителей пояса астероидов можно пытать, просто подвесив под мышки на Земле. И прочие детали, вроде магнитных ботинков на кораблях, позволяющих ходить в них.
    • Так же сильно бросается в глаза постоянные полеты хвостом вперед с работающими двигателями — про торможение в космосе тут тоже свято помнят.

Чем заняться в космическом отеле?

Чтобы постояльцы космического отеля не заскучали, проектировщики планируют выделить место для развлечений и даже спортплощадки с низкой гравитацией для игры в баскетбол или же прыжков на батуте. Еще там можно будет заняться скалолазанием и поиграть в интерактивные игры.

Модули отеля фон Браун будут выглядеть так

Разработчики планируют использовать автоматизированные системы при строительстве космического отеля. Отметим, что компания Orbital Construction специально разработала космическую строительную технику для возведения этой космической станции.

В будущем компания Gateway Foundation намерены построить более крупные космические станции, поскольку спрос на космический туризм растет. Их следующий класс станции называется The Gateway и будет способен вместить более 1400 человек.

Вес тела. Невесомость

В повседневной жизни мы очень часто используем слово «вес». Мы говорим: вес продуктов, вес нашего тела. При этом зачастую под словом «вес» подразумевается масса тела. В физике используют термины «вес», «масса» и «сила тяжести», и все они обозначают совершенно разные понятия.

ВЕС ТЕЛА

Рассмотрим тело, подвешенное к динамометру. На само тело действуют сила тяжести и сила упругости пружины. Именно поэтому тело находится в равновесии. Но и растянутая пружина также находится в равновесии, хотя сила упругости, возникающая в ней, стремится вернуть её в первоначальное состояние. То есть не только пружина действует на тело, но и тело действует на пружину с некоторой силой.

Силу, с которой тело, находящееся под действием силы тяжести, действует на опору или подвес, называют весом тела. Таким образом, на крючок динамометра действуют две силы: сила упругости пружины и вес тела.

Вес тела, как и любая сила, — векторная величина. Вес тела обозначают буквой Р. Сила упругости и вес тела имеют противоположные направления: сила упругости направлена вверх, а вес тела вниз. При этом модули этих сил равны: Р = Fупр.

Именно поэтому говорят, что динамометром можно измерять не только силу упругости, но и вес тела. Динамометр также называют пружинными весами.

ВЕС ТЕЛА И СИЛА ТЯЖЕСТИ

Вес возникает в результате притяжения Земли и зависит от состояния движения тела.

  Если тело и опора находятся в покое или движутся равномерно и прямолинейно, то вес тела по своему числовому значению равен силе тяжести, действующей на тело: Р = Fтяж или Р = mg.

При этом важно помнить, что сила тяжести и вес тела не одно и то же, они имеют различную физическую природу: сила тяжести возникает вследствие взаимодействия тела и Земли, а вес — в результате взаимодействия тела и опоры. Именно поэтому сила тяжести приложена к телу, а вес приложен к опоре или подвесу

ВЕС ТЕЛА И МАССА

Единицей веса тела, как и любой силы, является ньютон. Вес имеет числовое значение, направление и точку приложения.

Вес тела не следует путать с массой тела, которая измеряется в килограммах и является скалярной величиной, т. е. величиной, не имеющей направления и точки приложения. Так, ребёнок, имеющий массу 30 кг, имеет вес, равный 300 Н, если считать, что g = 10 Н/кг.

ЗАВИСИМОСТЬ ВЕСА ОТ УСЛОВИЙ, В КОТОРЫХ НАХОДИТСЯ ТЕЛО

Вес тела равен по своему числовому значению силе тяжести, если тело находится на неподвижной опоре или опора движется равномерно и прямолинейно. Если же опора вместе с телом движется неравномерно по линии действия силы, т. е. вверх или вниз, то тело действует на опору сильнее или слабее, чем при равномерном движении. В этом случае вес тела может быть больше силы тяжести, меньше се или равным нулю.

Поднимаясь на скоростном лифте, в самом начале движения мы ощущаем, как нас слегка прижимает к полу. А при спуске нас как будто слегка приподнимает. Дело в том, что при движении лифта вверх вес тела увеличивается, а при движении вниз — уменьшается. Этот факт можно проверить, если подняться или опуститься в лифте стоя на весах.

НЕВЕСОМОСТЬ

Проведем следующий опыт. Подвесим за нитку пружину, а к ней прикрепим груз. В результате пружина растянется. Теперь перережем нить и понаблюдаем за процессом падения пружины вместе с грузом. В течение всего времени падения пружина будет оставаться нерастянутой. Получается, что при падении груз не действует на пружину и, следовательно, его вес в этот момент равен нулю.

Таким образом, свободно падающее тело не действует на свободно падающую вместе с нам пружину. В этом случае вес тела равен нулю.

Про такое тело говорят, что оно находится в состоянии невесомости. При этом сила тяжести по-прежнему действует на тело и заставляет его падать.

Подобные явления наблюдаются и на спутнике, обращающемся вокруг Земли.

Сам спутник и все находящиеся в нем тела, включая космонавта, обращаясь вокруг Земли, как бы непрерывно свободно падают на Землю. Вследствие этот, все находящиеся на спутнике тела не действуют на опоры, а подвешенные к пружине не растягивают её. Все предметы находятся в состоянии невесомости. Однако при разгоне космического корабля, когда он выходит на орбиту, или при торможении во время посадки вес космонавта оказывается больше силы тяжести и он испытывает сильные перегрузки.

Вы смотрели Конспект по физике для 7 класса «Вес тела. Невесомость»: Что такое вес тела. Чем отличается вес тела от силы тяжести. Чем отличается вес тела от массы. Что такое невесомость.

Вернуться к Списку конспектов по физике (В оглавление).

Псевдогравитация[править]

Псевдогравитацией являются силы созданные всевозможными устройствами; центрифугами и прочими центробежными устройствами. Потому, что центрифуга или прочее центробежное устройство создаёт центробежную силу в области гравитации на Земле или на орбите. Как непосредственно, например, на международной космической станции (МКС) всё находится в гравитационном поле планеты Земля, которое действует на космонавтов, на физические тела или космические корабли с гравитационным ускорением равным 8,45 м/сек2, но, нейтрализуется центробежной силой при орбитальном полете. Естественно, что космонавты и все физические тела прибывают в невесомости, а создание иной центробежной силы, только создаст условия мнимой гравитации, так, как это не более чем центробежная сила, а не гравитационное поле, которое будет действовать на каждый атом, на каждую клетку, и на каждое тело своей гравитацией при нейтрализации гравитации планеты Земля сторонней силой.

Естественно, что всевозможные центробежные устройства не могут обеспечить живой организм, физическое тело или химические элементы взаимодействием, как гравитационное взаимодействие в области гравитационного поля. И, особенно в открытом космосе, когда гравитация вовсе отсутствует, все устройства, которыми намереваются создать искусственную гравитацию без гравитационного поля просто липа или надувательство воспалённого глупостью разума. Потому, что даже сам Константин Циолковский не принимал всерьёз всевозможные устройства способные заменить гравитацию, и аналитично не усматривал в этих устройствах – гравитационную панацею.

Теоретические модели искусственной гравитации

Но все это вовсе не значит, что искусственную гравитацию никто не пытается объяснить совсем. Если порассуждать, то достичь ее можно несколькими способами.

Много массы

Первый и самый «правильный» вариант — это сделать корабль очень массивным. «Правильным» же такой способ можно считать потому, что именно гравитационное взаимодействие будет обеспечивать необходимый эффект.

При этом нереальность данного способа, думаю, очевидна. Для такого корабля нужно будет очень много материи. Да и с распределением гравитационного поля (а нам оно нужно равномерное) надо будет что-то решать.

Постоянное ускорение

Так как нам нужно достичь постоянного ускорения свободного падения в 9,8 м/с², то почему бы не сделать космический корабль в виде платформы, которая будет ускоряться перпендикулярно своей плоскости с этим самым g? Таким образом нужный эффект несомненно будет достигнут.

Но есть несколько очевидных проблем. Во-первых, нужно откуда-то брать топливо для обеспечения постоянного ускорения. И даже если кто-то вдруг придумает двигатель, который не требует выброса материи, закон сохранения энергии никто не отменял.

Вторая проблема заключается в самой природе постоянного ускорения. Во-первых, согласно нашим нынешним представлениям о физических законах, ускоряться вечно нельзя. Теория относительности сильно против. Во-вторых, даже если кораблю и менять направление периодически, то для обеспечения искусственной гравитации ему постоянно нужно будет куда-то лететь. Т.е. ни о каких зависаниях вблизи планет не может быть и речи. Корабль будет вынужден вести себя как землеройка, которая если остановится, то умрет. Так что такой вариант нам не подходит.

Карусель-карусель

А вот тут уже начинается самое интересное. Уверен, что каждый из читающих представляет себе, как работает карусель и какие эффекты может испытывать человек, в ней находящийся. Все, что находится на ней, стремится выскочить наружу соразмерно скорости вращения. С точки зрения карусели же получается, что на все действует сила, направленная вдоль радиуса. Вполне себе «гравитация».

Таким образом, нам нужен корабль в форме бочки, который будет вращаться вокруг продольной оси. Такие варианты довольно часто встречаются в научной фантастике, так что мир Sci-Fi не так и безнадежен в плане объяснения искусственной гравитации.

Итак, еще немного физики. При вращении вокруг оси возникает центробежная сила, направленная вдоль радиуса. В результате несложных вычислений (поделив силу на массу) мы получаем искомое ускорение. Считается все это дело по незамысловатой формуле:

a=ω²R,

где a — ускорение, R — радиус вращения, а , ω — угловая скорость, измеряемая в радианах в секунду. Радиан это примерно 57,3 градуса.

Что же нам нужно получить для нормальной жизни на нашем воображаемом космическом крейсере? Нам необходима такая комбинация радиуса корабля и угловой скорости, чтобы их произведение давало в итоге 9,8 м/с².

Нечто подобное мы могли видеть во множестве произведений: «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, сериал «Вавилон 5», нолановский «Интерстеллар», роман «Мир-Кольцо» Ларри Нивена, вселенная Halo и другие. Во всех них ускорение свободного падения примерно равно g, так что все получается вполне логичным. Однако и в этих моделях существуют проблемы.

Объекты с искусственной гравитацией[править]

Любые объекты с искусственной гравитацией будут вести себя свойственно определениям гравитации или гравитационных полей, так как, законы физики не отменяются при искусственной гравитации, а просто добавляются некоторые законы для выражения общего физического процесса – гравитации.

В области гравитационных полейправить

С созданием электромагнитной левитации, эффект Мейснера-Оксенфельда, многое стало для человека привычным, как, например, создание высокоскоростного транспорта на магнитной подушке. Естественно, что и гравитационная левитация, эффект Мейснера-Оксенфельда, в области гравитационных полей станет привычным для человечества, и необъяснимые НЛО с их полётной динамикой станут само собой разумеющимся. Понятно, что во всей области транспорта и особенно авиации произойдёт научно-техническая революция, которая изменит в корне авиакосмическую технику. Как это выразил режиссер Роберт Земекис, на вопрос, что мало места для разгона на дороге, ответил, что дороги в будущем транспорту будут уже не нужны по причине овладением гравитационной левитацией.

В орбитальном полётеправить

В орбитальном полёте искусственная гравитация дарует возможность настолько длительного пребывания на орбите, и, что не будет невесомости, которая пагубно влияет на самочувствие и здоровье живых организмов. Естественно, достигать орбит можно без значительных топливных затрат и без всевозможных ракет-носителей, как и удерживать орбиту будет настолько просто с искусственной гравитацией, что орбитальные полеты могут стать повседневным и даже обыденным делом. И, совершенно не надо будет выдумывать или строить грандиозные космические карусели или центрифуги, чтобы посредством центробежной силы попытаться создать «искусственную гравитацию».

В открытом космосеправить

Когда космический корабль будет далеко от гравитации звёзд и планет, когда нет естественной гравитации, сегодня, многие учёные задумываются посредством разных каруселей и центрифуг создавать центробежную силу на космических кораблях, но, действительным будет создание настоящей искусственной гравитации для создания приемлемой среды экипажу космического корабля. Искусственная гравитация будет единственным спасительным островком в бескрайнем и невесомом космосе во время дальних космических или межзвёздных полётов. Все прочие механические приспособления вроде бы создающие гравитацию, на самом деле просто с помощью разных сил не действительны в создании искусственной гравитации или гравитационных полей, которые так необходимы человеку при длительном нахождении в космосе.

Звезда КЭЦ

Константин Циолковский задумался над эти вопросом ещё 113 лет назад и уже тогда пришёл к выводу, что на будущих космических кораблях нужна искусственная гравитация. Самым простым способом её создания он полагал вращающийся космический корабль, возможно, округлой формы. За счёт вращения люди в нём будут избавлены от невесомости. Известный роман советского фантаста Александра Беляева описывал целый орбитальный городок, созданный по такой схеме («Звезда КЭЦ», по инициалам Циолковского).

Такой корабль Королёв начал проектировать для Луны и Марса ещё в 1963 году. Чтобы уменьшить его размеры, он предложил использовать противовес — систему связанных между собой тел, вращающихся в космосе. Для орбитального корабля противовесом должна была стать пустая последняя ступень ракеты-носителя, которую сегодня просто выбрасывают.Однако из-за известного отказа советского руководства от полётов за пределы земной орбиты всему этому не суждено было сбыться.

Позднее в СССР было установлено, что при скорости вращения помещения в шесть оборотов в минуту побочные эффекты вращения (сила Кориолиса) уже не будут чувствоваться. Однако при такой скорости вращения «гравитационный корабль» должен иметь размеры в десятки метров. Понятно, что пока мы летаем на одноразовых ракетах, такой крупный объект всегда будет слишком дорог для Роскосмоса. Есть ли более дешёвое решение?

Где НЕ встречается[править]

  • «Гравитация»: вопреки названию, веса в космических эпизодах этого фильма нет, ни искусственного, ни ещё какого-либо. Гравитация-то есть — корабли же с орбиты не сходят.
  • «Живое» — происходит на международной космической станции.
  • «Игра Эндера» (в кино) — причём режиссёр подошёл к делу на редкость

    Гравитации там нет только в боевой комнате, а в остальных отсеках станции — есть. Станция при этом не вращается. Да и в книге упоминается искусственная гравитация.

    ответственно и учёл, что в невесомости человек даже двигается по-особому.

  • В сеттинге Ийона Тихого в старых космических кораблях не было. Отсюда много разных нелепостей, пережитых Светомиром Тихим (отцом Ийона).
  • В «Элизиуме» до такой степени не встречается, что в кабине летящего с ускорением космического корабля свободно плавают объекты.
  • Laurence E. Dahners серия «Tiona» — даже на момент конца книги — нет данной технологии. И у  — тоже. Перегрузки тоже есть и потенциальных космонавтов тестируют на то, сколько они выдержат и есть нормы для членов экипажа и для «посторонних». Другое дело что обеспечить постоянное ускорение — не проблема с того момента как Тиона с отцом придумали тяговые диски (выглядит чисто как нереактивная тяга, про приведенную гипотезу что они захватывают темную материю, потому что ну бред ж нереактивная тяга, в тексте также сказано что подтвердить… пока не получается). Энергия тоже не проблема еще с конца первой книги (реакторы холодного синтеза).
  • Мир вечного полдня — местные ракетолёты, самый быстрый вид транспорта внутри Сферы, вот только летают они с такими перегрузками что у людей ломает кости и из ушей течёт кровь, а пилотирует их с обеих сторон карлики, не то уродившиеся такими, не то дополнительно усовершенствованными как вид генетически, чтоб это выдерживать.

Методы имитации для изучения

Большинство общепринятых методов имитации невесомости воспроизводит давление крови, функциональные и другие сдвиги, которые возникают в этом состоянии.

Для имитации вестибулярных нарушений, развивающихся в условиях невесомости, используется калориметрическая проба (раздражение внутреннего уха теплой водой) и кресло для исследования вестибулярного аппарата с вращением испытуемого.

При вращении человека на кресле  возникает конвекция жидкости в полукружных каналах уха, что обычно вызывает нистагм (непроизвольное колебание глаз) и нередко вестибулярные нарушения.

При проведении теста астронавта в кресле на борту космического корабля «Шаттл» (США) также проявился нистагм. Этот результат не соответствовал научным ожиданиям, так как давно предложенная для объяснения вестибулярных нарушений теория была основана на рецепторах внутреннего уха, что возможно только в условиях гравитации. В отсутствие последнего метод не должен, казалось бы, работать. Авторы эксперимента полагают, что теория для объяснения вестибулярных нарушений должна быть пересмотрена.

Это является еще одним убедительным примером того, как знания, добытые в космических просторах, позволяют по-новому подходить к тайнам, лежащим в «нас самих». Так или иначе, изложенное выше наблюдение заслуживает внимания и подтверждения. Можно лишь предположить, что при вращении кресла может возникать так называемая искусственная гравитация, и тогда все остается на «прежних местах».

Вопрос имитации физиологических эффектов, свойственных состоянию невесомости на Земле, является базисным для космической медицины.

Целесообразность изучения эффектов состояния невесомости в земных условиях продиктована трудностями комплексных исследований в космическом полете, необходимостью тщательного подбора космонавтов и изучения тех изменений, которые могут наблюдаться во время космических полетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector