Российский императорский флот
Содержание:
- «Дедушка русского флота»
- Мореходное торговое судно Египта
- Военный флот России в наши дни
- История
- От цистерны до миноносца
- Этапы создания структуры флота
- Самые сильные корабли в начале 18 века
- Великое посольство
- Первые парусные боевые корабли России
- Подводные лодки императорского флота
- Первые русские Боевые галеры
«Дедушка русского флота»
Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упрощения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.
Пристрастие к флоту было у Петра с детства. В детстве его очень привлекали разнообразные технические новинки, к примеру, астролябия. А знаменитый ботик, найденный царем в сарае Н. И. Романова, стал знаменитым «дедушкой русского флота», на котором Петр I лично постиг все азы мореходства. Сам царь описывал свои эмоции от найденного ботика так: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей из дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (прим. Тиммермана – голландского учителя Петра), что это за судно? Он сказал, что это бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях – для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».
Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.
Мореходное торговое судно Египта
Древний Египет активно развивал торговое направление, что затронуло и морскую отрасль. Необходимость постоянно совершенствовать судопроизводство привела к появлению носовых брусьев, а позднее их добавили и на корму. В них прорезались шипы, а внутрь вставлялись обшивочные доски. Свес на носу получилось уменьшить, что позволило увеличить длину весла управления и закрепить их посредством уключин. Но, продольная прочность оставалась малой, что приводило к необходимости использовать стягивающий канат, идущий по корпусу и прикрепленный к стойкам. В передней и задней части предусматривались маленькие площадки. Роль якоря выполнял булыжник, удерживаемый при помощи толстой веревки. Максимальное водоизмещение доходило до 80 тонн. Существовали также и большие представители, используемые для транспортировки крупногабаритных материалов, скальных пород, обелисков. Планширы оборудовались уключинами с привязанными веслами. Лопасти последних выполнялись в копьевидной форме. Перьевая часть форштевня и ахтерштевня украшалась различными узорами, включая древний египетский символ – глаз.
Военный флот России в наши дни
После катастрофического упадка 90-х годов, флот постепенно наращивает свои силы и уже оснащен современными судами и другой техникой, позволяющей надежно охранять водные границы державы и обозначать свое присутствие в международных водах. Как один из важнейших родов войск, военный флот Российского государства опирается на исторические традиции, четко структурирован, оснащен эффективным вооружением и укомплектован профессиональными кадрами от матросов до адмиралов. Регулярно проводятся учения ВМФ России, повышающие боевое мастерство личного состава и его ударная сила растет. Сегодня на страже нашей страны, ее территориальных вод и интересов в Мировом океане стоят Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский флоты и Каспийская флотилия.
История
Первый легендарный флот, насчитывающий свыше 1000 кораблей, собрали в беотийской гавани Авлида ахейцы под предводительством Агамемнона в ходе Троянской войны. В V в до н. э. начал формироваться древнеримский флот. В начале эпохи Средневековья появляется византийский флот, а в конце он сменяется османским флотом.
В 1588 году в Испании был создана Непобедимая армада, которая должна была обеспечить морской десант в Англию, однако Испанский флот (130 кораблей) потерпел поражение от Британского флота (227 кораблей) в Гравелинском сражении. С этого момента начинается талласократия Великобритании. Её власть над морями пытались оспорить разные страны. Эскадра французского флота (40 кораблей) была разгромлена британской эскадрой вице-адмирала Нельсона (33 корабля) в Трафальгарском сражении 1805 года. А в 1827 году соединённая британо-российско-французская эскадра под началом вице-адмирала Кодрингтона (27 кораблей) нанесла поражение османскому флоту (88 кораблей) в Наваринском сражении.
В годы 1-й мировой войны Германия попыталась оспорить гегемонию на мировое господство и в 1916 году произошло грандиозное Ютландское сражение с неопределённым исходом, где германский флот адмирала Шеера (99 кораблей) сразился с британским флотом адмирала Джеллико (151 корабль).
После 2-й мировой войны флоты получили дальнейшее развитие. На их вооружение поступили новые мощные средства борьбы. Совершенствовалась организационная структура, повышалась огневая мощь, ударная сила, подвижность, способность выполнения задач в условиях применения противником как обычных средств поражения, так и оружия массового поражения.
Россия
Гюйс ВМФ Российской империи
Кормовой флаг ВМФ Российской империи
Флаг ВМФ СССР
Военно-морской флот России — вид вооружённых сил, имеющий огромную историю создания и развития, организационно состоящий из органов военного управления (приказ, адмиралтейство, генеральный штаб, министерство) и родов сил: надводных, подводных, морской авиации, береговой артиллерии (береговых ракетно-артиллерийских войск) и морской пехоты. В его состав входят также суда вспомогательного флота, части специального назначения (спецназ) и различные службы обеспечения. Кроме того в ВМФ имеются части и учреждения тыла (снабжения). Предназначен для защиты страны от противника с морских направлений.
В различные период истории России её флот носил наименования:
- Русский императорский флот;
- Рабоче-крестьянский Красный флот (РККФ);
- Военно-Морской Флот СССР (ВМФ СССР);
- Военно-Морской Флот Российской Федерации (ВМФ России).
День Военно-морского флота отмечался в СССР в последнее воскресенье июля. В Вооружённых силах Российской Федерации памятный День Военно-морского флота отмечается в ту же дату.
Исторические:
Армейский флот (гребной)
В имперский период в России существовали следующие флоты:
- Азовский флот;
- Балтийский флот Российской империи;
- Черноморский флот Российской империи;
- Тихоокеанский флот Российской империи.
В советский период:
- Балтийский флот ВМФ СССР;
- Северный флот ВМФ СССР;
- Тихоокеанский флот ВМФ СССР;
- Черноморский флот ВМФ СССР (см. также Черноморский флот во время Великой Отечественной войны);
- Каспийская флотилия ВМФ СССР.
В современный период существуют:
- Балтийский флот ВМФ России;
- Северный флот ВМФ России;
- Тихоокеанский флот ВМФ России;
- Черноморский флот ВМФ России;
- Каспийская флотилия ВМФ России.
США
Флаг ВМС США
Основная статья: Военно-морские силы США
Военно-морские силы США включают в себя такие административно-стратегические единицы, как Тихоокеанский флот США, формирующий оперативные флоты с нечётными номерами, и Командование сил флота США (бывший Атлантический флот США), формирующее оперативные флоты с чётными номерами.
Перечень действующих американских оперативных флотов:
- Третий флот ВМС США;
- Четвёртый флот ВМС США;
- Пятый флот ВМС США;
- Шестой флот ВМС США;
- Седьмой флот ВМС США.
Исторические:
- Первый флот ВМС США;
- Второй флот ВМС США;
- Великий белый флот;
- Восьмой флот ВМС США;
- Десятый флот ВМС США;
- Двенадцатый флот ВМС США;
- Азиатский флот США.
От цистерны до миноносца
Строительство субмарин в России началось ещё в первой половине XIX века. В сентябре 1840 года в воды реки Малая Невка погрузился аппарат, спроектированный генерал-адъютантом Карлом Шильдером. Под водой субмарина пробыла три часа.
Считалось, что данное изделие может приблизиться к вражескому кораблю и уничтожить его фугасными ракетами и пороховыми минами с электровзрывателем. Однако изобретение Шильдера не получило дальнейшего развития. Всплеск интереса к подлодкам произошёл в России уже в конце 1870-х годов при царе Александре II.
Значимый вклад в развитие подводного флота внёс русский учёный польского происхождения Степан (Стефан) Джевецкий. Первый аппарат по его проекту был построен в 1877 году в Одессе. Он представлял собой небольшую по размеру одноместную цистерну со стеклянным колпаком, где располагалась голова оператора.
- Подводная лодка Степана Джевецкого
Подлодка приводилась в движение ножным приводом. Военнослужащий дышал с помощью резервуара со сжатым воздухом. Конструкция субмарины позволяла оператору прикреплять мины к кораблю противника. Они взрывались с помощью электрического провода после отплытия субмарины на достаточное расстояние.
В 1879 году в Санкт-Петербурге была построена вторая экспериментальная подлодка Джевецкого, отличавшаяся от предшественницы более крупными габаритами, двумя гребными винтами и большей вместимостью (до четырёх человек).
По чертежам Джевецкого было построено несколько десятков субмарин. В 1880-е годы база подводных лодок появилась в Карантинной бухте Севастополя (часть акватории Севастопольской бухты, расположенной вблизи заповедника «Херсонес Таврический»).
Однако по результатам эксплуатации военные признали подлодки Джевецкого непригодными к боевой службе. Морское ведомство приняло решение утилизировать почти все субмарины. Несколько единиц осталось в составе ВМФ для «осмотра подводной части судов, гидротехнических сооружений, водолазных работ и минных заграждений».
Также по теме
«Создатель советского океанского флота»: как адмирал Сергей Горшков изменил мировой баланс сил
110 лет назад родился адмирал Сергей Горшков, долгие годы возглавлявший Военно-морской флот СССР. По словам историков, в годы Великой…
Тем не менее труд Джевецкого не был напрасным. Для подлодок учёный разработал решётчатые торпедные аппараты, которые были приняты на вооружение императорского Военно-морского флота.
В 1901 году в структуре Морского ведомства Российской империи была образована Комиссия для проектирования подводных судов. От даты её образования начинает свою историю Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург) — ведущий в России разработчик подводных аппаратов.
При поддержке комиссии императорский флот получил подлодку «Дельфин» (миноносец №150). После успешных испытаний на Балтике в 1903 году было запущено серийное строительство субмарин.
Лодки отечественного производства назывались подводными миноносцами русского типа. Помимо них, Россия пополняла флот зарубежными аппаратами. В первой половине 1900-х годов Германия экспортировала в империю подлодки типа «Карп» и «Форель», а США поставили подлодки Protector (позже её переименовали в «Осётр») и Fulton (в России — «Сом»).
Длина данных аппаратов не превышала 20 метров, водоизмещение — 150—175 т. Максимальная скорость надводного хода субмарин составляла 10 узлов (18,52 км/ч), а подводная была ещё скромнее.
Боевое крещение подлодки получили в Русско-японскую войну (1904—1905 годы). Впервые в истории субмарины были переброшены на тысячи километров железнодорожным транспортом: с Балтики на Дальний Восток.
В январе 1905 года из семи переброшенных аппаратов был сформирован Отдельный отряд миноносцев Владивостокского порта, ставший первым в мире тактическим соединением боевых подлодок. Субмарины занимались несением дозорной службы, ближней разведкой и охраной побережья.
Этапы создания структуры флота
В XVII-XVIII веках Россия активно расширяла территории. Русские первопроходцы заложили Архангельск на Северной Двине, впадающей Белом море, а по нему в Северный Ледовитый океан. Продвижение на восход солнца завершилось освоением Сибири и выходом на берега Тихого океана. Начатое Петром Великим дело всей его жизни, означавшее выход на просторы Черного и Балтийского морей, а так же создание мощных флотов, довершила во второй половине XVIII-го века Екатерина. Двуглавый орел утвердил свое владычество на Балтике, Черном море, в Северном Ледовитом океане и было положено начало становлению флота на Тихом Океане.
Россия занимает огромные территории в Евразии, длина наших морских границ с прибрежными территориями исчисляется десятком тысяч километров. Для того чтобы надежно защищать береговые пространства и территориальные воды страны, нужны мощные, современные и технически конкурентные военно-морские силы. В прибрежных водах и на шельфе расположены огромные запасы природных богатств и все эти пространства входят в сферу экономических интересов страны, поэтому требуют охраны от любых агрессивных посягательств иностранных государств и попыток иностранной интервенции.
Еще в XIX веке американский адмирал Альфред Мэхен писал, о том, что мощный флот уже только своим существованием становится убедительным аргументом в мировой политике. А Россия своим расположением на континентах Европы и Азии, обязана быть мощнейшей державой, каковой ее представляли Петр и Екатерина Великие, боевые адмиралы и матросы, погибавшие за ее честь, главкомы Императорского флота, и командование Военно-Морских сил Советского Союза.
Тяжелый путь становления российского флота, свидетельствует о полном понимании личным составом главной цели – защиты морских рубежей Родины, в противовес амбициям морских соединений Запада.
- Победы в многолетних битвах со шведами, основание Санкт-Петербурга и Адмиралтейских верфей сделало молодую столицу России и крепость Кронштадт базой Балтийского флота.
- Почти полвека русско-турецких войн во времена Екатерины, привели к присоединению всего Северного Причерноморья и принятию в подданство Крымского ханства, что вызывало необходимость постоянного присутствия на Черном море. Строительство в Балаклавской бухте города-порта Севастополя, сделало его военно-морской базой Черноморского флота.
- Освоение суровых северных морских просторов привело к созданию базы Северного флота сначала в Архангельске, а после основания Мурманска, флот стал базироваться в удобных для этого бухтах. В Североморске расположена база атомных подводных лодок с ядерным оружием.
- Первым портом базирования молодого броненосного флота на Тихом океане был Порт-Артур, но после поражения под Цусимой, приведшего к уничтожению японцами самых боеспособных кораблей, новой базой стал Владивосток, а базой подводников – Камчатка.
- В разные периоды истории, в России создавались флотилии: Азовская, Ладожская, Волжская, но в наше время сохранилась и занимает достойное место Каспийская флотилия, укомплектованная кораблями, вооружение которых составляют ракеты «Калибр».
Самые сильные корабли в начале 18 века
К началу XVIII века каждый флот располагал флагманами, наводившими страх на противника.
“Король Карл” – Швеция
Konung Karl – 1694 года постройки – представлял один из пяти линейных кораблей 1-го ранга, имевшихся на начало Северной войны. Его параметры:
- Водоизмещение 2650-2730 шведских тонн.
- Команда в 850 моряков.
- Укрепленных орудий: 100, с дооснащением до 108.
- Калибры орудий: 10×36, 22×24, 30×18, 28×8, 18×4 в фунтах.
- Огневая мощь: 1724 фунта из 108 орудий, при величине шведского фунта в 425,1 грамм.
“Fredericus Quartus” Дания-Норвегия
Датско-Норвежская флотилия располагала новым линейным кораблем, спущенным на воду в 1699 году, обладавшим:
- Водоизмещением 3400-3500 тонн.
- Калибром орудий: 28×36, 32×18, 30×12, 20×6 фунтов, при величине датского фунта 496 грамм.
- Залповой орудийной мощью: 2064 фунта.
- В количестве 110 орудий.
- Комплектом команды в 950 моряков.
“HMS Royal Sovereign” Британская империя
Ройял Суверен – стопушечный линкор первого ранга на парусной тяге, вышедший в 1701 году из верфи Вулвича. Обладал:
- Водоизмещением 1883 тонны.
- Длиной 53 метра (174 фута по гондеку).
- Шириной 15 м (или 50 фут. по мидельшпангоуту).
- Глубиной интрюма 20 фут. (около 6 м).
- Орудийная артиллерия распределялись: 28 на гондеке 42- и 32-фунтовых пушек, 28 на средней батарее мидельдека 24 фунт. пушек, 28 на следующей нижней палубе опердека 12 фунт. пушек, 12 на шканцах и 4 на баке 6 фунт. пушки.
Принимал участие до последующей перестройки в Войне за испанское наследство.
Великое посольство
Война за южный выход к океану взятием Азова только началась, и Петр отправился в Европу в поисках поддержки в борьбе с Турцией и её союзниками. Царь воспользовался своим дипломатическим турне, длившимся полтора года, чтобы пополнить свои знания в судостроении и военном деле.
Под именем Петра Михайлова он работал на верфях Голландии. Он набирался опыта вместе с десятком русских плотников. За три месяца с их участием был построен фрегат «Пётр и Павел», ходивший потом на Яву под флагом Ост-Индской компании.
В Англии царь также работает на верфях и в механических мастерских. Английский король специально для Петра устраивает военно-морские маневры. Видя согласованные взаимодействия 12-и огромных кораблей, Петр приходит в восторг и говорит, что хотел бы быть английским адмиралом, чем русским царем. С этого момента мечта иметь мощный российский императорский флот укрепилась в нём окончательно.
Первые парусные боевые корабли России
Конечно же, не справедливо говорить о том, что флот в России начался со времен Петра, задолго до появления сына царя Алексея Михайловича, на Руси строили торговые суда, именуемые бусинами, которые славились своей способностью ловить даже малейшие дуновения ветерка. Бусы были основным типов судов, строились они в Архангельске и имели потрясающую грузоподъемность свыше двухсот тонн. Военными эти корабли назвать можно с большим трудом, скорее они были самостоятельными, бусины являлись торговыми судами и имели на своем борту как минимум по двадцать стрельцов и пушкарей, они могли спокойно пойти в атаку, но прежде всего огневая мощь была рассчитана для защиты. Обусловлено это в первую очередь тем, что у России не было цели вести морские бои, так как, по сути, существовал всего один полноценный морской порт.
Первый боевой корабль “Орёл”
Во время царствования Алексея Михайловича наступил период активного развития торговли с соседними государствами. В виду неспокойной обстановки в Каспийском море торговым судам требовалась усиленная охрана, этот факт бал прописан в соглашении с Персией. По этому соглашению и была основана первая верфь.
Корабль “Орел” 1667 год
На Оке в 1667 году приступили к строительству верфи, специально для одного корабля и нескольких небольших судов. Специально для этого дела были привлечены голландские мастера, а для руководства строительством полковник Ван-Буковец и капитан Бутлер. Все они вместе с мастеровыми подчинялись боярину Ордын-Нащокину, автору идеи о собственном флоте для России.
В мае 1668 года был построен корабль западноевропейского типа, с двумя палубами, тремя мачтами, вооруженный двадцати двумя пушками. Этот галиот имел двадцать четыре метра длинны и шесть с половиной ширины, со скромной осадкой не более полутора метров.
В конце апреля 1669 года царским указом галиоту было присвоено имя «Орел» в честь российского герба. По царскому приказу на флагах были вышиты двуглавые орлы, также были установлены резные золоченые деревянные орлы. Эти символы нашли свое место на всех военных судах в будущем. Именно с Орла пошло начало российского военно-морского флота, его создание привело к появлению Корабельного устава, а статьи, полученные перед отплытием Орла стали прообразом устава военно-морского флота. Огромный исторический вклад, уникальное событие для огромной империи, основа морских успехов России так и не выполнил своего прямого предназначения. В августе того же года Орел был захвачен казаками под предводительством Степана Разина. Восставшие тогда сожгли много кораблей, стоявших на рейде в Астрахани, Орла же перегнали в протоку Кутум, где он и сгнил. Так корабль, не видевший моря, стал основой морского флота. Поговаривают, что именно его силуэт красуется на шпиле Адмиралтейства.
Подводные лодки императорского флота
Прототип подводной лодки, которая могла использоваться по прямому назначению, был создан в России в 1834 году Шильдером Карлом Андреевичем. Двигателя на борту не было, лодка приводилась в движение
мускульной силой, для чего оснащалась механическими «ластами». По задумке, передвигаясь под водой до трёх часов, аппарат мог приблизиться к вражескому
кораблю и поразить его пороховой миной с электрическим взрывателем. На лодку были назначены два штатных командира и экипаж в количестве 12 человек.
Первым конструктором серийных подводных лодок стал Степан Карлович
Джевецкий. Будущий император Александр III следил за испытанием подводного аппарата небольшого водоизмещения, после чего из казны были выделены деньги на серию из 50 подводных лодок. Они приводились в движение при помощи мускульной силы, на вооружении их было по две мины, а предназначались они для защиты морских крепостей. По сравнению с броненосцами того времени эти корабли выглядели слабыми и прослужили до 1886 года.
Подводная лодка Александровского (фотография).
В 1866 была выпущена 350-тонная лодка Ивана Федоровича Александровского. Она могла погружаться и относительно долго передвигаться под водой, используя поршневые пневматические машины,
питавшиеся сжатым воздухом от 200 чугунных баллонов.
Днём образования подводного флота принято считать 19 марта 1906 года, когда был подписан императором Николаем II указ о выведении из состава миноносных сил двадцати подводных лодок-миноносцев, которые успешно выполняли погружения с 1902 по 1905 годы.
В 1903-1904 году на Балтийском заводе была построена первая русская боевая подводная лодка «Дельфин» по проекту ученого И.Г. Бубнова с бензиновым мотором и электродвигателем. Несмотря на неизбежные проблемы в эксплуатации, служившие на ней моряки с энтузиазмом и самоотверженностью отрабатывали правила и приемы повседневной эксплуатации и боевого применения подводных лодок.
Согласно принятой в 1903 г. десятилетней судостроительной программе Морское министерство предполагало построить к 1914 г. 10 подводных лодок. В соответствии с этой программой 2 января 1904 г. Балтийскому заводу был выдан заказ на постройку первой подводной лодки типа “Касатка” водоизмещением 140 т по проекту Бубнова и Беклемишева.
После начала Русско-японской войны царское правительство искало пути усиления военно-морской группировки на Дальнем Востоке. В Германии были приобретены три субмарины типа «Карп» и электроход «Форель». Ещё две подлодки «Осетр» и «Сом» были куплены в США. В ноябре 1904 года во Владивосток по железной дороге отправились шесть подводных лодок, из которых был сформирован отряд миноносцев.
В 1912 году Балтийский судостроительный завод построил дизельную подводную лодку типа «Барс», развивающую скорость 11,5 узлов (21,3 км/ч)/ 8,5 узлов (15,7 км/ч) при глубине погружения 90 метров.
Вооружение состояло из двенадцати торпедных аппаратов, двух артиллерийских орудий и одного пулемёта. В том же году на заводе Наваль в Николаеве был построен первый в мире подводный минный заградитель «Краб». В 1915—1916 годах в состав Балтийского флота вступили семь подводных лодок типа «Барс» и пять — типа «Американский Голланд», купленных в Америке и собранных в России. Кроме того, союзная Англия направила в Балтийское море десять подводных лодок типов «Е» и «С». В период Первой мировой войны эти подразделения совершили 78 боевых походов, уничтожив два крейсера и 16 транспортных судов противника.
Первые русские Боевые галеры
Галеры относятся к морским парусно-гребным судам, где в качестве основной движимой силы были весла, приводимые в движение рабами, каторжниками или самими воинами. Имелись в конструкции и две три мачты с косыми парусами. Не смотря на то, что галеры использовались как торговые суда, первоочередное их назначение боевое, из-за их скорости, огромной для своего времени. Именно галеры рекордсмены по продолжительности своего существования в составе вооруженных сил своих государств, они просуществовали около полутора тысяч лет.
Галера «Двина» Россия 1721 год
Первая галера прибыла из Нидерландов в разобранном виде в конце семнадцатого века в Архангельск, но царь велел отправить ее в село Преображенское не собирая. Так эта галера стала образцом для создания еще двадцати двух судов, вставших в состав эскадры под флагами адмирала Лефорта, образец также встал в строй.
Боевое крещение
После неудачной осады Азова в 1695 году, Петр особенно загорелся созданием флота способным вести битвы с моря. Все из-за турецкого флота, который подвозил запасы к Азову по морю. За зиму построив 23 галеры по голландскому образцу, 2 галеаса, 1300 стругов, 3 сотни лодок, 4 брандера, к весне был готов новый поход.
В мае русская флотилия под командованием императора появилось под Азовом, блокируя подвоз припасов с моря и суши, после ожесточенной осады турки все-таки сдались. Это была первая победа России, одержанная благодаря усилиям флота, но настоящие битвы были еще впереди.
Битва у мыса Гангут
Одна из исторически важных морских побед была в Гангудском морском бою. Серьезная шведская группировка в составе тридцати судов, половина из которых были линейными фрегатами, была разгромлена 20 русскими судами преимущественно галерами. Петр сразу понимал, что победить вооруженного до зубов, опытного и превосходящего числом противника, лобовой атакой не взять. Самоуверенность шведов сыграла с ними злую шутку, Петр ввел противника в заблуждение, начав строить переволоку, для перетаскивания галер через перешеек. Шведский вице-адмирал Ватранг решил, что русские хотят перебросить свои силы, дабы напасть с тыла и незамедлительно отправил часть кораблей им навстречу, а часть в резерв. На руку русским сыграла и погода, установившийся перед битвой штиль сковал парусные суда, серьезно ограничив их подвижность. Застигнутые врасплох шведы не успели сгруппироваться, а прибывшие на помощь корабли контр-адмирала Таубе спешно ретировались, посчитав, что на них выдвинулась вся русская флотилия.