Портрет на фоне: китайский j-20 и российский су пак фа

Maintenance data

Valve clearance (Cold)
Intake valve 0.18-0.22 mm (0.0071-0.0087 in)
Exhaust valve 0.28-0.32 mm (0.011-0.0126 in)
Valve clearance (Hot)
Intake valve 0.21-0.27 mm (0.0083-0.0106 in)
Exhaust valve 0.30-0.36 mm (0.0118-0.0142 in)
Compression pressure
Standard 14.0 kg/cm2 / 200 rpm
Minimun 11.0 kg/cm2 / 200 rpm
Compression differential limit between cylinders 1.0 kg/cm2 / 200 rpm
Oil system
Oil consumption , L/1000 km (qt. per miles) up to 0.5 (1 qt. per 1200 miles)
Recommended engine oil 5W-30, 10W-30
Oil type API SG, SH, SJ, SL or SM
Engine oil capacity (Refill capacity) ~ 5.5 L (5.81 US. qt, 4.84 Imp. qt.)
Oil change interval, km (miles) 5,000-10,000 (3,000-6,000)
Ignition system
Spark plug NGK: BKR6E-11 (Nickel), IFR5J11 (Iridium); DENSO: K20PR-U11 (Nickel)
Spark plug gap 1.0-1.1 mm (0.0394-0.0433 in)
Spark plug tightening torque 25 N·m (2.5 kg·m, 18.4 ft·lb)

General info

Flight performance

Describe how the aircraft behaves in the air. Speed, manoeuvrability, acceleration and allowable loads — these are the most important characteristics of the vehicle.

Characteristics Max Speed(km/h at 5,300 m) Max altitude(metres) Turn time(seconds) Rate of climb(metres/second) Take-off run(metres)
AB RB AB RB AB RB
Stock 510 495 10 000 16.8 17.3 12.8 220
Upgraded 550 529 15.5 16.0 20.6 16.2

Details

Features
Combat flaps Take-off flaps Landing flaps Air brakes Arrestor gear
X X
Limits
Wings (km/h) Gear (km/h) Flaps (km/h) Max Static G
Combat Take-off Landing +
740 320 480 480 280 ~12 ~9
Optimal velocities (km/h)
Ailerons Rudder Elevators Radiator
> 200
Compressor Optimal altitude 100% Engine power WEP Engine power
Setting 1 4,180 m 1,000 hp 1,130 hp

The J20 does not have any armour, like its counterpart, the Re.2000 serie 1. However, it does have 2 self-sealing fuel tanks underneath the pilot.

История создания

Первый публичный полёт пары J-20 на авиашоу в Китае, ноябрь 2016 года

В 2002 году Jane’s Defence Weekly сообщила, что авиастроительная корпорация Шэньян была выбрана генподрядчиком для проекта исследования и разработки нового истребителя.

В ноябре 2009 года заместитель командующего китайских военно-воздушных сил подтвердил, что «интенсивные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по истребителю пятого поколения продолжаются».

В начале ноября 2010 года несколько китайских СМИ утверждали, что первые два планера завершены.

В конце декабря 2010 года китайские СМИ сообщили более подробную информацию о J-XX: теперь он называется J-20, было представлено несколько фотографий.

11 января 2011 года истребитель совершил первый пробный полёт. К августу 2011 выполнил 27 испытательных полётов; на февраль 2012 года совершено 60 испытательных полётов.

В феврале 2014 года поднялся в воздух самолёт с бортовым номером «2011», конструкция которого серьёзно отличалась от предшествующих лётных прототипов. Изменению подверглись воздухозаборники, получившие меньшее сечение, изменились задние кромки у законцовков крыла и оперения, оребрение кромок отсеков вооружений и створок шасси, а также геометрия хвостовых балок и расположенных на них подфюзеляжных гребней. В дополнение к этому под остеклением фонаря появилась силовая дуга, напоминающая таковую у американского F-35.

1 ноября 2016 года самолёт впервые предстал перед публикой в рамках авиакосмического салона Airshow China — 2016.

В декабре 2016 года первые машины поступили в состав 176-й бригады, относящейся к учебно-испытательному центру ВВС НОАК, а в марте 2017 года самолёт официально принят на вооружение.

Cylinder head

The cylinder head is made of aluminum alloy which gives it good cooling efficiency. The engine has dual overhead camshaft design with four valves per cylinder. The double overhead camshaft is mounted over the cylinder head; it is driven from the crankshaft through timing chains, and no pushrods are provided in the valve train system. The J20 engine used Variable Valve Timing System (VVT) on the intake camshaft. Intake valves are 33.0 mm (1.2992 in) in diameter, and the exhaust valves are 28.0 mm (1.1024 in). This engine did not have hydraulic lifters, so special valve shims are used to adjust the valve clearance.

Cylinder head
Valve Arrangement: DOHC, chain drive
Valves: 16 (4 valves per cylinder)
Valve head diameter: INTAKE 33.0 mm (1.2992 in)
EXHAUST 28.0 mm (1.1024 in)
Valve length: INTAKE 86.20 mm (3.3937 in)
EXHAUST 86.00 mm (3.3858 in)
Valve stem diameter: INTAKE 5.965-5.980 mm (0.2348-0.2354 in)
EXHAUST 5.940-5.955 mm (0.2339-0.2344 in)
Valve spring free length: 51.13 mm (2.013 in)
Camshaft cam height: INTAKE 45.669-45.829 mm (1.798-1.8043 in)
EXHAUST 45.550-45.710 mm (1.7933-1.7996 in)
Camshaft journal diameter: 25.959-25.980 mm (1.022-1.0228 in)

Последовательность выполнения работ

  • Снять расширительный резервуар и пластиковую крышку на моторе.
  • Вынуть щуп для измерения уровня масла.
  • Снять катушки со свечей.
  • Отсоединить шланги вентиляции от крышки на головке блока.
  • Снять головку, открутив шесть гаек.
  • В конструкции крышки есть две втулки, установленные в задней части. Их лучше снять и положить отдельно.
  • Вращая коленчатый вал за гайку крепления шкива совместить метки. Одна метка нанесена на шкив, вторая на картере двигателя.
  • Снять ремень привода дополнительных агрегатов.
  • Отвернуть гайку и снять шкив коленчатого вала.
  • Снять ролики помпы и натяжителя.
  • Выкрутить 15 болтов крепления лобовой крышки.
  • Снять защитный экран двигателя и выкрутить еще два болта крепления крышки.
  • Убрать компрессор климатической установки.
  • Разъединить шланг системы охлаждения в передней части двигателя. Шланг необходимо заглушить при помощи деревянного клина или болта.
  • Снять крышку с мотора. Крышка центрируется на блоке при помощи двух направляющих штифтов.

  • Проверить фазы газораспределения на старой цепи. Шпоночный паз основного вала должен совпадать с меткой на картере, метка на двойной промежуточной шестерне должна быть направлена вверх. При этом риски на шестернях распределительных валов должны совпасть с рисками на отливке головки.
  • Убрать механизмы натяжения цепи.

  • Открутить болты шестерен распределительных валов. Для фиксации их от вращения есть специальная лыска с шестигранником под ключ.
  • Снять шестерни и верхнюю цепь.

  • Снять промежуточную шестерню и главную цепь, а также шестерню с носка коленчатого вала.
  • Установить новую нижнюю цепь и шестерни привода назад. При этом на цепи есть звенья синего и желтого цвета. Синее звено должно быть напротив метки на двойной шестерне, а желтое – напротив метки основного вала двигателя J20A.
  • Поставить новый нижний натяжитель.
  • Смонтировать шестерни распределительных валов и верхнюю цепь. Желтая метка этой цепи должна совпасть с отметкой на двойной шестерне, а синие – с метками на валах.

  • Поставить новый верхний натяжитель.
  • Смазать весь механизм моторным маслом.
  • Заменить сальник вала в лобовой крышке и кольца свечей в клапанной крышке.
  • Установить на новый герметик лобовую крышку.
  • Установить новую прокладку на клапанную крышку и смонтировать ее на головке.
  • Установить все снятые детали. При повреждении или утере уплотнителей гаек крышки заменить их новыми.

РЛС

Что еще можно сказать о технологиях, которые будет использовать истребитель Chengdu J-20? Технические характеристики этого самолета и по сей день во многом секретны, но кое о чем догадаться все же можно. Так, с высокой степенью вероятности можно предположить, что на него будут ставить РЛС с АФАР Туре 1475/ KLJ5. Кабина – полностью «стеклянная», с объемным и информативным ИЛС. Отчего такая уверенность?

Дело в том, что все эти технологии, на тот момент самые новые, экстренно тестировались на истребителе J-10B. Для чего такая спешка? Есть только одно логическое объяснение – на подходе новая машина, на которой все это оборудование должно работать идеально.

Есть вполне официальные сведения, что на этих самолетах может оказаться БРЛС X-диапазона «Тип 1474» (или KLJ-5. Опять-таки, практически все зарубежные военные специалисты очень сомневаются в «чистокровности» этой станции, так как она наверняка произведена с обильными заимствованиями.

Откуда данные?

Схема самолета — «продольный триплан». Оперение – V-образное. Известно, что работы по созданию нового истребителя ведутся сразу несколькими исследовательскими КБ. Насколько «самостоятельно» создавался J-20? Многоцелевой истребитель, который катастрофически напоминает американский Ф-35, по непроверенным сведениям, помогали создавать отечественные специалисты. Сообщается, что некое соглашение было достигнуто в 1993 году, но реальность этого находится под большим сомнением.

Но есть в этих слухах и рациональное зерно. Дело в том, что произвести самолет пятого поколения без фундаментальных исследований в области материаловедения нереально. В конце 80-х годов прошлого века группа китайских ученых была командирована в США, в Стэндфордский университет, который ныне и занимается работами по окончательной доводке Ф-35. Кроме того, китайцы работали совместно с «Боингом» и «Эрбасом» в области гражданского самолетостроения, так что кое-какие наработки могли быть ими получены от того же «Боинга».

Было бы наивным считать, что ученые Поднебесной не получили в ходе этого сотрудничества каких-то интересных данных, которые впоследствии пошли на создание новой и перспективной машины. Уже в 2005 году китайцы официально заявили, что работы «близки к завершению», объявив о начале ходовых испытаний. Как сейчас понятно, на самом деле до конца исследований было очень и очень далеко, а многоцелевой истребитель Chengdu J-20, характеристики (предварительные) которого расписаны в статье, еще даже не поднимался в небо…

Дорогу осилит идущий

Приведенный выше анализ показывает, что в случае с J-20 мы пока имеем дело с носителем агрегатов, предназначенным для демонстрации технологий. Это самолет, способный развивать сверхзвуковую скорость, но не предназначенный для длительных полетов с М > 1 на бесфорсажных режимах работы двигателей. Появившиеся в сети заявления, что на самолете установлен китайский двигатель WS-10 или WS-15, не соответствуют действительности: фотографии однозначно указывают на то, что на первом экземпляре J-20 стоит обычный АЛ-31ФН. В то же время воздухозаборники явно избыточного размера предполагают возможность установки в будущем двигателей с  расходом воздуха более 130 кг/с. Следовательно, можно ожидать достижения максимальной скорости полета до М = 2.

Аэродинамическая схема J-20 противоречива. Явно преобладает желание иметь крупный отсек вооружений, расположенный близко к центру масс самолета. Трудно представить, что получившаяся схема с недостаточной площадью крыла, рудиментами в  виде подфюзеляжных килей и кромками ПГО, не параллельными передней кромке крыла, может оказаться маневренной и малозаметной.

С другой стороны, принятая схема без проблем позволит J-20 летать на больших углах атаки. Возможно, китайские специалисты надеются в будущем повысить маневренность самолета с помощью УВТ. Однако выбор всеракурсного сопла при столь близком расположении двигателей друг к  другу представляется неэффективным. Хотелось бы знать, учитывали ли китайские специалисты такую проблему, как донное сопротивление. Взаимное влияние сверхзвуковых струй друг на друга может привести к сильным возвратным течениям в сторону донной части фюзеляжа и  негативному влиянию на элементы конструкции самолета.

Несмотря на очевидные недостатки J-20, нужно признать, что Китай сделал огромный шаг вперед в развитии авиационной науки и техники. Исследования ведутся широким фронтом и сразу во всех направлениях. Складывается впечатление, что китайское руководство, не считаясь с затратами, задалось целью найти оптимальные пути развития путем перебора всех возможных вариантов. Так же действовали в СССР накануне Второй мировой войны. Сегодня Китай уже не закупает за рубежом тяжелые наземные вооружения, завтра он не будет покупать и самолеты. Темпы развития китайской авиационной промышленности впечатляют и заставляют задуматься.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика»
(№3, Март 2011).

Chengdu J-20 hava kuvvetlerine giren 3. hayalet uçak oldu!

Çin ordusundan bir sözcünün yaptığı açıklama ile Çin’in ilk hayalet savaş uçağının Chengdu J-20 modelinin ordu envanterine girdiği resmen belirtilmiş oldu. F-22A Raptor ve F-35 Joint Strike Fighter modellerinin arından hava kuvvetleri envanterine giren 3. hayalet uçak olan J-20, çok önemli aşamalardan geçti.

Çin Savunma Bakanlığı’nda görevli Kıdemli Albay Wu Qian, 28 Eylül’de bu uçağın Çin ordusuna dahil edildiğini açıkladı. Geliştirme aşamaları sırasında J-20 olarak adlandırılan uçak, operasyonel faaliyetler sırasında J-20A adıyla anıldı. İsim bazında bu uçağın 2005 yılında Amerikan Hava Kuvvetleri’ne katılan F-22A Raptor modeline karşılık geldiğini belirtmek gerekiyor.

1990’lı yıllarda ilk adımları atılan Chengdu J-20 hayalet savaş uçağı, Chengdu firmasının geliştirdiği çift motorlu yapıdan gücünü alıyor. 2018 yılında aktif kullanıma girecek olan savaş uçağı dikkat çeken özelliklere sahip.

Технические характеристики J20A

Маркировка в двигателе J20A полностью информативная – первая буква обозначает серию, цифру нужно разделить на 10 для получения литража. Последняя буква «А» в обозначении ДВС Suzuki указывает на механическую КПП (бывает B для вариатора). В данном случае схема двигателя соответствует рядной четверке.

Впускной коллектор J20A

При масляном голодании повышается вероятность обрыва малой цепи ГРМ. В этом случае поршень гнет клапана со 100 процентной вероятностью. Во время обрыва большой цепи ГРМ возможность соударения клапанов и поршней снижается до 50%. Менять цепи своими руками рекомендуется комплектом.

Схема цепного привода J20A

Выпускной коллектор J20A

В базовой комплектации технические характеристики J20A соответствуют табличным значениям:

Изготовитель Suzuki
Марка ДВС J20A
Годы производства 1988 – …
Объем 1995 см3 (2,0 л)
Мощность 103 кВт (140 л. с.)
Момент крутящий 186 Нм (на 4200 об/мин)
Вес 135 кг
Степень сжатия 9,7
Питание инжектор
Тип мотора рядный бензиновый
Зажигание DIS-4
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре 4
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Впускной коллектор дюралевый
Выпускной коллектор литой чугунный
Распредвал оригинальный профиль кулачков
Материал блока цилиндров чугун
Диаметр цилиндра 84 мм
Поршни оригинальные
Коленвал от 2103
Ход поршня 90 мм
Горючее АИ-95
Нормативы экологии Евро-5
Расход топлива МКПП:

трасса – 7,6 л/100 км

смешанный цикл 9,1 л/100 км

город – 11,6 л/100 км

АКПП:

трасса – 7,9 л/100 км

смешанный цикл 9,4 л/100 км

город – 12,1 л/100 км

Расход масла максимум 0,6 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости 5W30, 5W40, 0W30, 0W40
Какое масло лучше для двигателя по производителю
Масло для J20A по составу синтетика, полусинтетика
Объем масла моторного 5,2 л
Температура рабочая 95°
Ресурс ДВС заявленный 360000 км

реальный 400000 км

Регулировка клапанов гидрокомпенсаторы
Система охлаждения принудительная, антифриз
Объем ОЖ 7,3 л
Помпа Aisin WPT-063
Свечи на J20A IFR5J11 или BKR6E от NGK
Зазор свечи 1,1 мм
Цепь ГРМ 2 штуки, короткая и длинная
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр Japanparts A824S, Mahle LX2612, Sakura A14420
Масляный фильтр Parts-Mall PBY-001
Маховик облегченный, 8 отверстий для болтов
Болты крепления маховика М12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачки производитель Reinz
Компрессия от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ 750 – 800 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 31 – 39 Нм

маховик – 62 – 87 Нм

болт сцепления – 19 – 30 Нм

крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 (шатунный)

головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 69 – 85 Нм + 90° + 90°

В официальный мануал внесено описание работ, при помощи которых выполняется капремонт.

Китайские реалии

В настоящее время Китай выпускает только технику четвертого поколения. В общем и целом почти все эти машины – калька с российских образцов. Особенно «популярен» оказался Су-27. Но в недавнем прошлом мировые военные эксперты окончательно уверились во мнении, что у китайцев скоро появится J-20, многоцелевой истребитель пятого поколения. Впервые эта машина была замечена на аэродроме Chengdu Aircraft Design Institute, в момент выполнения демонстрационного полета. Произошло это еще в далеком 2001 году.

Известно, что самолет получил обозначение «Черный орел», и сейчас китайцы заняты интенсивными наземными испытаниями новой машины. Несколько раз в сети появлялись снимки «орла», выполняющего короткие «пробежки», имитирующие момент взлета. Вплоть до последнего времени официальные власти КНР всячески отрицали существование перспективного истребителя, но есть мнение, что все эти «утечки» — послание возможным противникам Китая в этом регионе.

Варианты тюнинга мотора

Если изначально двигатель J20A имеет мощность менее 140 л. с., дешевле всего обойдется чип тюнинг. За 7 – 17 тысяч рублей мастер СТО выполнит комплекс действий:

  • демонтаж первого кислородного датчика;
  • обманка вместо второго датчика СО;
  • замена версии прошивки ЭБУ на Adact-2.

Для рядной четверки с чугунными гильзами внутри алюминиевого блока возможен механический тюнинг:

  • шлифовка каналов впускного тракта и ГБЦ;
  • установка распредвалов с большими фазами и высотой подъема кулачков;
  • увеличение сечения выпускного коллектора до 53 мм;
  • расточка блока, использование гильз большего диаметра и замена КШМ.

Тюнинг J20A

Перепрошивка бортового компьютера обязательна в любом случае для корректной работы всех систем с новыми параметрами. Самым дорогим способом модернизации силового привода J20A является нагнетательный тюнинг:

  • доработка впускного тракта;
  • установка турбины/компрессора и интеркуллера;
  • переделка выпускного тракта;
  • изменение версии программного управления ЭБУ.

Таким образом, мотор J20A обладает средними значениями крутящего момента и мощности (186 Нм и 140 л. с., соответственно). Считается удачным решением для внедорожников и кроссоверов, которым не нужно развивать крейсерскую скорость в городском цикле.

Общие данные

Бензиновый четырёхцилиндровый J20А применялся на различных версиях «Сузуки Витары», производившихся в периоды времени:

  • «Витара Кабрио» (ЕТ, ТА) – с декабря 1996 по март 1999 гг.
  • «Витара» (ЕТ, ТА) – с декабря 1996 по март 1998 гг.
  • «Гранд Витара» (FT) – с марта 1998 по июль 2003 гг.
  • «Гранд Витара» (JT) – с октября 2005 по февраль 2015 гг.
  • «Гранд Витара Кабрио» (GT) – с марта 1998 по июль 2003 гг.

Двигатель имеет расположенные вертикально в ряд цилиндры с рабочим объемом 1,995 литра. В зависимости от типа прошивки электронного блока управления мотор развивает мощность от 128 до 146 сил. Заложенный в конструкции потенциал развития характеристик двигателя J20A позволил ему продержаться в производстве почти 20 лет.

Проблемы и неисправности

Основной проблемой двигателя являются цепи привода распределительных валов. Первые проблемы с повышенной шумностью работы привода начинаются с 140-150 тыс. км. Обычно причина кроется в гидравлическом устройстве для натяжения цепи. Ряд владельцев меняет только натяжное устройство, оставляя старую цепь. Но такое решение, хотя и позволяет сэкономить деньги, может вылиться в дорогостоящий ремонт двигателя J20A. Старая цепь уже может иметь признаки растяжения и новый натяжитель не сможет полностью его компенсировать. В этом случае цепь проскакивает по зубьям шестерен валов или просто рвется, что смещает фазы газораспределения. Итогом станет столкновение поршней с клапанами, которое приведет к нерабочему состоянию двигателя. Ремонт таких повреждений во много раз перекроет стоимость цепей. Поэтому многие сервисы рекомендуют при замене натяжителя сразу заменить и цепи.

Еще одной проблемой двигателя J20A может стать угар масла, особенно при динамичном стиле движения. Многие владельцы сталкивались с повышенным расходом масла в начальный период обкатки двигателя. Но затем расход приходил в норму. В процессе эксплуатации надо помнить о такой «болячке» мотора и следить за уровнем. Пренебрежение этим пунктом может привести к работе двигателя в режиме недостатка смазки. В таком случае потребуется ремонт двигателя J20A с как минимум заменой вкладышей коленчатого вала. Для замены существуют вкладыши двух ремонтных размеров. В худших случаях повреждения получит и вал и поршневая группа и механизм газораспределения.

У ряда владельцев наблюдается проблема, связанная с внезапной потерей мощности двигателя. При этом начинается вибрация и мотор глохнет. В некоторых случаях спустя 15-20 минут он заводится, работает некоторое время и глохнет. В выхлопных газах присутствует дым и пары несгоревшего бензина. Причиной такого поведения становится неисправный датчик положения коленчатого вала.

Стоит отметить еще одну неисправность, с которой столкнулись уже несколько владельцев 2-литровых «Витар». Со временем происходит просадка вала помпы охлаждающей жидкости вглубь корпуса. В определенный момент лопасти крыльчатки начинают задевать за корпус. При этом мотор при работе издает посторонние звуки. Если вовремя не заменить помпу, то происходит истирание лопастей и снижение интенсивности подачи охлаждающей жидкости. Из-за этого происходит перегрев термически нагруженного блока и головки, что приводит к задирам и выходу двигателя из строя.

Особенности конструкции истребителя J-20

Истребитель J-20 оснащен высокорасположенным крылом с трапециевидной формой. Общий размах крыльев достигает 12,8 метров, кроме того, крылья имеют сдвиг к хвостовой части аппарата. Для управления полетом задняя часть крыльев оснащена системой элеронов и закрылок. Особенностью 20-й модели можно назвать отсутствие стабилизаторов хвоста, их функцию выполняет переднее оперение горизонтальной формы. Данное оперение расположено на фюзеляже машины за воздухозаборниками. В хвосте установлены два киля с наружным отклонением от оси.

Корпус самолета имеет современную, классическую компоновку, что позволяет достичь высоких летных характеристик. Передняя часть аппарата оснащена современным радиоэлектронным оборудованием, здесь же оборудована и кабина пилота. Средняя часть истребителя J-20 предназначена в основном для вооружения. Здесь находятся держатели для ракет, бомб и других видов авиационного оружия. Внутреннее расположение основной массы ударной мощи позволило снизить заметность машины и повысить аэродинамические качества. Вес пустого самолета достигает 17,6 тонн, а взлетный вес достигает 35 тонн, на данный момент нет точных данных о максимальном весе при взлете.

Весь процесс отрыва и полета обеспечивает мощная силовая установка, в состав которой входят два турбореактивных двигателя. Первые прототипы были оснащены двигателями класса АЛ-31Ф, которые поставляли в Китай из России. Серийные модели при полномасштабном строительстве будут оснащены двигателями типа Xian WS-15, над которыми трудятся конструкторы Китая. По всем расчетам такие двигатели в режиме форсаж смогут обеспечить тягу в 150 кН. Раньше говорилось, что J-20 сможет подниматься на высоту в 16 километров и иметь максимальную скорость в 2100 км/ч, кроме того, говорили о максимальной дальности полета в 3,4 тысячи километров. Но в связи с изменением двигателей в силовой установке данные параметры могут значительно измениться.

Система шасси имеет классическую трехопорную схему, при полете все стойки укладываются в ниши фюзеляжа. На всех стойках установлено по одному колесу, причем носовое колесо имеет меньший диаметр.

Что касается радиоэлектронного оборудования, то его состав и качества не разглашаются из-за высокой степени секретности. Но все же известно, что J-20 имеет новую систему управления, которая обладает многократным резервированием. Кроме того, новый истребитель имеет самый современный прицельный и навигационный комплекс.

На данный момент китайцы имеют 4 истребителя 5-го поколения с обозначением J-20. Последний прототип значительно отличается от своих предшественников за счет компоновки и расположения некоторых узлов. Также существуют изменения в фюзеляже, а именно он значительно сужен возле стоек шасси. Было увеличено расстояние между двигателями аппарата. Доработке были подвергнуты и створки шасси. 

Оценка проекта

Несмотря на отсутствие полной информации по конструкции и характеристикам J-20, первую оценку самолета можно сделать уже сегодня.

Первое впечатление, которое складывается после внимательного взгляда на J-20, что этот самолет будто бы собран из разных частей существующих и перспективных машин пятого поколения: российского МиГ 1.44 и американских F-22 и F-35.

Аэродинамическая схема машины — это практически полное повторение нереализованного МиГ 1.44, да и размеры самолетов во многом сходны. Однако есть и существенные отличия. Микояновская машина имела большее по площади крыло, что снижало удельную нагрузку на него и увеличивало маневренность советского истребителя. Передняя часть китайского истребителя явно копирует американский F-22, а форма воздухозаборников — F-35. В итоге получился такой себе «летающий Франкенштейн», слепленный из технических решений, принадлежащих разным конструкторским школам, машинам и поколениям.

Сразу следует отметить, что схема с передним расположением оперения — это не слишком хорошее решение для «стелс»-самолетов, а подфюзеляжные гребни (как на МиГ 1.44) – настоящий подарок для любой РЛС противника.

Есть вопросы и к аэродинамике J-20. ПГО самолета находится довольно далеко от высоко расположенного крыла, что, вероятно, сделано, чтобы увеличить размеры отсека для размещения вооружения. Это еще более уменьшает маневренность машины. Вызывают вопросы у экспертов и недостаточный размер воздухозаборников, что не позволит J-20 достичь значительной скорости на больших высотах.

Однако даже не это главная проблема J-20. Непонятно, сумели ли китайцы создать РЛС с активной фазированной решеткой достойного уровня. Несколько лет назад КНР сотрудничала с Россией в этом направлении, однако позже работы были свернуты. Естественно, что России невыгодно делиться с КНР своими наработками в этой области. Следует еще раз отметить, что установка подобного радара – одна из основных особенностей истребителя пятого поколения.

Еще больше вопросов по поводу двигателя новой машины. Вызывает большие сомнения, что Китай смог наконец-то создать двигатель нового поколения WS-15, который и планируется устанавливать на серийный истребитель. Несколько лет подряд китайцы россыпью покупали лопатки и диски турбин, трубы и покрывные диски для двигателя АЛ-31Ф, причем в количествах явно превышающих ремонтные нужды. Вероятно, на основе этих элементов, а также ранее полученных российских двигателей в Поднебесной пытались построить новую силовую установку. Сейчас на истребителе J-20 стоят российские АЛ-31ФН, но вероятность того, что Россия продаст Китаю более мощные и современные двигатели практически нулевая.

Вероятно, на J-20 китайцы пытаются обкатать новые технологии и вплотную приблизиться к созданию машин нового уровня. Несмотря на очевидные недостатки этого самолета, следует признать, что Китай сделал большой шаг в правильном направлении. Руководство страны не жалеет ресурсов, исследования ведутся сразу по многим направлениям. Китай уже довольно давно не закупает тяжелое наземное вооружение для нужд своей армии, очень может быть, что скоро КНР сможет полностью обеспечивать потребности своих ВВС самолетами самого высокого уровня. А может и начнет поставлять их в другие страны. В любом случае, темпы, с которыми развивается авиационная промышленность Китая, действительно впечатляют.

History

Describe the history of the creation and combat usage of the aircraft in more detail than in the introduction. If the historical reference turns out to be too long, take it to a separate article, taking a link to the article about the vehicle and adding a block «/History» (example: https://wiki.warthunder.com/(Vehicle-name)/History) and add a link to it here using the template. Be sure to reference text and sources by using , as well as adding them at the end of the article with . This section may also include the vehicle’s dev blog entry (if applicable) and the in-game encyclopedia description (under , also if applicable).

Конструкция и характеристики

Схема J-20.

По сообщениям ряда СМИ, на J-20 установлены российские двигатели для истребителей четвёртого поколения АЛ-31ФН; китайские военные также массово закупили списанные двигатели этих марок.

Большая часть тактико-технических характеристик разработки остаётся в тайне. Chengdu J-20 имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского, так и не завершившего испытания, МиГ 1.44 и американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35, таких как треугольное крыло, ПГО — данный самолет выполнен по схеме «утка» (горизонтальное оперение расположено в передней части относительно центра масс, поэтому он имеет большую маневренность, но менее устойчив), пара подфюзеляжных гребней и близкорасположенные двигатели (аналогично МиГ 1.44), фонарь и носовую часть, идентичные этим же элементам на F-22, боковое расположение воздухозаборников, имеющих схожую с F-35 конструкцию. Вертикальное оперение является цельноповоротным и имеет схожую с оперением истребителя F-35 геометрию.

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 20,3 м
  • Размах крыла: 12,88 м
  • Высота: 4,45 м
  • Площадь крыла: 73 м²
  • Масса:

    • пустого: 17 000 кг

      На изображении Chengdu J-20 отчетливо видна форма носового конуса, и ОЛС под ним, вдоль фюзеляжа видны защитные мембраны АФАР радаров.

    • максимальная взлётная масса: 36 300 кг
    • Масса топлива: 11 100 кг
  • Двигатель: 2 × ТРДДФ с тягой 140 кН на форсаже, Shenyang WS-10G (прототип), Saturn AL-31F-M2 (прототип), Xian WS-15 (на серийном ЛА)
  • Дальность: 5500 км
  • Боевой радиус: 2000 км
  • Практический потолок: 20 000 м

Выводы

Итак, каков итог? Каким станет J-20? Китайский истребитель пятого поколения, вне всякого сомнения, станет очень интересной моделью. Но насколько он будет революционным – тот еще вопрос. Во-первых, китайцы всячески расхваливают его «стелс-ориентацию». Это уже вызывает много сомнений. Во-первых, действительно высокое рассеивание луча наблюдается только на чем-то, напоминающем знаменитый американский В-117, который сами летчики ВВС США ласково называли «летающим утюгом». За его «выдающиеся» летные качества, естественно. Так что особой «незаметности» у самолета более-менее классических форм быть не может.

Наконец, и машины четвертого поколения у китайцев – «нелицензионные» кальки с нашего Су-27, так что сложно говорить о каких-то серьезных наработках в самой КНР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector