Камов ка-52к

История создания Ка 52

Впервые прототип «Аллигатора», оснащённый ещё двигателями ТВ3-117ВМА и переделанный из одноместного Ка 50, попробовал воздух в июне 1997 года. Из-за недостаточности финансирования проекта в то время, лишь летом 2008 года 27 июня с заводского аэродрома поднялся в небо предсерийный экземпляр Ка 52. Испытательные полёты были закончены только в начале 2011 года.

Ка 52 СМ

К серийному производству завод приступил в октябре 2008 года и в 2011 году начались поставки новых вертолётов в войска. В лётные подразделения, базирующиеся на аэродроме Черниговка, первые вертолёты перегнали в мае 2011 года. По заказу МО России выпущена в серию, предназначенная для производства полётов с авианесущих кораблей, модифицированная модель «Аллигатора» со складывающимся крылом и лопастями – Ка 52К.

ÐбÑÐ°Ñ ÑÑема и планеÑ

ÐеÑÑÐ¾Ð»ÐµÑ Ðа-52 «ÐллигаÑоÑ» Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÐºÐ»Ð°ÑÑиÑеÑкÑÑ Ð´Ð»Ñ ÐÐ Ðамова ÑÑÐµÐ¼Ñ Ñ ÑооÑнÑми винÑами, пÑи коÑоÑой надобноÑÑÑ Ð² компенÑаÑионно-ÑÑлевом пÑопеллеÑе оÑÑÑÑÑÑвÑеÑ. ХвоÑÑÐ¾Ð²Ð°Ñ ÑаÑÑÑ Ð·Ð°Ð¸Ð¼ÑÑвована Ñ Â«Ð§ÐµÑной акÑлÑ» и пÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой Ð±Ð°Ð»ÐºÑ Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑением. СÑабилизаÑÐ¾Ñ Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð²Ð¸Ð¶Ð½Ñй, гоÑизонÑалÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð»Ð¾ÑкоÑÑÑ Ð¾ÑнаÑена ÑÑлем повоÑоÑа. ÐÑÑло Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑÐ°Ð·Ð¼Ð°Ñ 7 м 30 Ñм и оÑнаÑено ÑеÑÑÑÑ Ð¿Ð¸Ð»Ð¾Ð½Ð°Ð¼Ð¸ внеÑней подвеÑки. ШаÑÑи ÑбиÑаÑÑÑÑ, ÑÑо ÑÐ½Ð¸Ð¶Ð°ÐµÑ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑноÑÑÑ Ð¸ ÑлÑÑÑÐ°ÐµÑ Ð°ÑÑодинамикÑ. Ðлина планеÑа — 14200 мм, диамеÑÑ Ð²Ð¸Ð½Ñов â 14,5 меÑÑов. ÐаÑÑа пÑÑÑой маÑÐ¸Ð½Ñ â 7,8 Ñ, в ÑнаÑÑженном ÑоÑÑоÑнии â 10,4 Ñ. Ðо 2,3 Ñ Ð±Ð¾ÐµÐ²Ð¾Ð¹ нагÑÑзки Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½ÐµÑÑи Ðа-62 «ÐллигаÑоÑ». ÐеÑÑÐ¾Ð»ÐµÑ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ñ Ñоплива во внÑÑÑÐµÐ½Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑекÑоÑиÑованнÑÑ Ð±Ð°ÐºÐ°Ñ Ð´Ð¾ полÑÑоÑа Ñонн и еÑе более 2 Ñ Ð² ÐТР(подвеÑнÑÑ). Ðоевой ÑадиÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ Ð¼Ð°ÑÑÑ Ð½Ð°Ð³ÑÑзки и ÑкоÑоÑÑи, он Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð´Ð¾ÑÑигаÑÑ Ð² пеÑегоноÑном Ñежиме ÑÑÑÑÑи киломеÑÑов, или 520 км пÑи полеÑе на малой вÑÑоÑе. СкоÑоÑÑÑ Ð¼Ð°ÐºÑималÑÐ½Ð°Ñ â 310 км/Ñ, кÑейÑеÑÑÐºÐ°Ñ â 270 км/Ñ. ÐопÑÑÑÐ¸Ð¼Ð°Ñ Ð¿ÐµÑегÑÑзка — до 3,5 g. РоÑÑийÑкий веÑÑÐ¾Ð»ÐµÑ Â«ÐллигаÑоÑ» в наÑÑоÑÑее вÑÐµÐ¼Ñ — единÑÑвеннÑй пÑедÑÑавиÑÐµÐ»Ñ ÑÑого клаÑÑа авиаÑеÑники в миÑе, ÑпоÑобнÑй вÑполнÑÑÑ ÑигÑÑÑ Ð²ÑÑÑего пилоÑажа, в ÑаÑÑноÑÑи пеÑÐ»Ñ ÐеÑÑеÑова.

Конструкция Ка-50

Вертолет оснащен двухдвигательной силовой установкой, которая передает мощность на соосный главный винт. На вертолете установлены прямые удлиненные крылья с качественным оперением во всех плоскостях. При изготовлении корпуса машины было применено большое количество полимерных материалов и сплавов алюминия, что привело опять же к снижению веса вертолета. 30% всей массы вертолета изготовлены из композиционных материалов. Это все привело к упрощению изготовления деталей и снижению их стоимости, а самое главное то, что они имеют значительно больший срок службы.

Фюзеляж разделен на три отсека: передний, задний и хвостовой. Усиление конструкции производится с помощью лонжеронов. В носовой части вертолета расположена кабина пилота, которая полностью герметична и оснащена усиленной броней. Она защищает пилота от бронебойных пуль противника. Общая масса брони машины составляет порядка 350 килограммов. Половина остекления кабины пилота изготовлена из прозрачной брони.

В средней части вертолета расположены ящики с боеприпасами для пушек и топливные баки машины. Тут же помещена электронно-вычислительная аппаратура для управления всеми системами вертолета. В этом отсеке находится крепление для двигателей и редукторов, а также элементы рулевой системы. В хвостовой части машины расположены блоки, в которых установлено радиооборудование.

Крылья Ка-50 достаточно длинные, имеют размах 7,3 метра и стреловидную форму, они предназначены для разгрузки винтов на больших скоростях. На крыльях размещено по четыре места для крепления оружия. Крылья дают возможность крепить оружие или дополнительные баки весом в 2 тонны. Кроме того, на крыльях установлены лебедки, которые позволяют поднимать грузы массой до 500 килограммов.

Шасси вертолета состоит из трех стоек, которые убираются во время полета. Передняя опора оснащена парой колес, с помощью которых можно производить эффективное руление на земле. На шасси установлена демпферная система колебаний, которая может безопасно ломаться при перегрузках машины. В аварийной ситуации или при неоткрытии шасси вертолет можно посадить на брюхо, при этом крылья предохраняют от опрокидывания машины.

Эффективный полет машины обеспечивают два газотурбинных двигателя, каждый из которых выдает по 2,2 тысячи лошадиных сил. Двигатели силовой установки расположены по бокам корпуса в гондолах. Преимуществом двигателей является то, что они оснащены автоматическими масляными системами, которые обеспечивают смазку всех узлов и агрегатов. Масляная система предотвращает перегрев и износ движущихся деталей моторов. Силовая установка имеет высокую степень безопасности, поскольку она может продолжать работать при полной потере масла еще в течение тридцати минут. На двигателях установлены центробежные системы отбора пыли. Для снижения видимости в инфракрасном свете аппарат оборудован экранно-выхлопными системами.

Несущая система Ка-50 представлена двумя соосными винтами, которые имеют по три лопасти. Они крепятся к валу с помощью втулок и дополнительных торсионов. Главным винтом управляет автоматическая система перекоса. Нужно отметить тот факт, что верхний несущий винт вращается по часовой стрелке, а нижний − против стрелки часов. Лопасти винтов могут выдерживать попадание снарядов до 20 мм и при этом сохранять работоспособность.

Вертолет модели Ка-50 оснащен также массой других систем, которые придают аппарату великолепные летные и боевые качества.

Происшествия

Ka-52 (бортовой № 063) на МАКС-2013.

12 марта 2012 года в 21:05 вертолёт Ка-52 (бортовой № 99) при проведении планового учебного полёта разбился в Торжокском районе Тверской области. Обломки обнаружены поисковой командой спустя 10 часов после катастрофы (всего в 10 км от аэродрома Торжка, 1,5 км западнее деревни Большая Киселенка, расположенной на трассе Москва — Санкт-Петербург (трасса М-10). В результате падения штурман экипажа погиб, пилот получил тяжёлое ранение и, несмотря на все усилия врачей, позднее скончался.

29 октября 2013 года опытный вертолёт Ка-52 потерпел аварию на территории Лётно-испытательного комплекса ОАО «Камов» (Жулебино, Привольная улица). В результате возникшего пожара вертолёт уничтожен. Оба пилота госпитализированы. Вертолёт совершал испытательный полёт по программе заводских испытаний систем вертолёта. Причиной падения стало разрушение тяги управления верхнего винта.

7 мая 2018 года во время планового полёта над восточными районами Сирийской Арабской Республики потерпел крушение Ка-52 авиационной группы ВВС России, оба пилота погибли. По предварительным данным, причиной стала техническая неисправность. Cогласно неофициальной версии, борт сбит радикальными исламистами из переносного зенитного ракетного комплекса.

«Аллигатор», не ставший «крокодилом»

Вертолет Ка-52, несмотря на свою оригинальную соосную компоновку и крайне необычное для ударных винтокрылых машин размещение членов экипажа бок о бок, — далеко не самый частый предмет для обсуждения среди любителей авиации. Одна из причин лежит на поверхности: еще в начале 2000-х гг. пропаганда проела плешь зачастую абсурдными заявлениями о «фантастических возможностях» давно почившего в бозе Ка-50 (базовая версия Ка-52 «Аллигатор»), который в силу недостатков вообще никогда не смог бы стать основным ударным вертолетом ВВС РФ.

Ка-52 лишен откровенно экстремальной одноместной компоновки, при которой летчику пришлось бы в боевых условиях почувствовать себя Юлием Цезарем. По сути, к концепции вертолета Ка-52 есть лишь одна претензия, связанная опять же с размещением экипажа. При таком размещении командир и оператор систем вооружений лишены такого бокового обзора, который есть у летчиков Ми-28Н или «Апача».

В случае с бомбардировщиками выбор схемы бок о бок вызван проблемами и нагрузками, свойственными для продолжительных по времени полетов. Зачем ударному вертолету такое «счастье» — большой вопрос.

Впрочем, нас больше интересует не это. Поговорим лучше про бортовую радиоэлектронику и вооружение Ка-52. Здесь все довольно неоднозначно. На первый взгляд вертолет имеет очень серьезное преимущество над многими другими машинами этого класса, в том числе — Ми-28Н (но не Ми-28НМ). Он получил радиолокационный комплекс переднего обзора «Арбалет» миллиметрового диапазона, который дает возможность выявлять препятствия и наземные цели и более эффективно поражать последние. А также осуществлять полет на предельно-малых высотах, в режиме картографирования местности.

Ситуацию подпортили «детские болезни». Можно, конечно, читать победные реляции российского Минобороны, однако куда более объективной будет оценка других стран. В нашем случае такая страна одна — Египет. В 2018 году издание Defence Blog сообщило, что арабские военные недовольны экспортными Ка-52 и хотят купить больше «Апачей».

«У нового Ка-52 есть технические проблемы с силовой установкой, авионикой, навигационными системами и системами ночного видения. В жарких климатических условиях двигатель Ка-52 значительно теряет мощность в разных режимах полета», — пишет Defence Blog. Есть и альтернативная оценка. Так, по словам египетского генерала Тарека Саада Заглюля, российская машина не уступает «Апачу».

Однако нужно понимать, что слухи редко берутся из ниоткуда, а профессиональный военный, скорее всего, не будет открыто критиковать свое ведомство из опасений получить ненужные трудности.

Аварии и проишествия

29 октября 2013 года

В районе Выхино-Жулебино 29 октября в 15.40 мск произошла авария вертолета Ка-52К «Катран», который пилотировали опытнейшие летчики-испытатели: пилот-испытатель Юрий Тимофеев и его штурман Владимир Юртаев. В качестве базовой была выбрана одна из посадочных площадок холдинга, расположенная за МКАД на восточной окраине столицы. Экипаж «Катрана», благополучно завершив очередной испытательный полет, попытался зависнуть на высоте около 60 метров над посадочной площадкой, чтобы от этой точки начать снижение. Однако вместо того чтобы замереть в воздухе, машина начала раскручиваться вправо. В сложившейся ситуации пилот Тимофеев, по мнению его коллег, предотвратить неконтролируемое вращение машины уже не мог, и принял решение резко увеличить вертикальную скорость машины — иначе говоря, фактически заставил вращающийся «Катран» камнем падать вниз. Пилот и штурман получили компрессионные переломы позвоночника и чудом остались живы. Из загоревшейся машины раненых едва успели вытащить подоспевшие спасатели. Результаты расследования официальной комиссии Министерства промышленности и торговли РФ — причиной аварии вертолета Ка-52, произошедшей в московском районе Жулебино 29 октября, явилось «разрушение тяги управления шагом верхнего несущего винта вследствие дефекта, допущенного в ходе производства детали».

В условиях качки и соляного тумана

О необходимости создания корабельной версии Ка-52 впервые заявил глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин, выступая на французском авиасалоне в Ле Бурже в июне 2011 года. Спустя месяц генеральный конструктор ОКБ им. Камова Сергей Михеев сообщил о готовности выполнить поставленную задачу.

Производство было решено разместить на мощностях Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина (Приморский край). 7 марта 2015 года в воздух поднялся первый опытный образец «Катрана».

  • Цех окончательной сборки вертолётов Ка-52
  • РИА Новости

Вертолёт создавался для заказанных во Франции универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль». В рамках контракта, заключённого в 2011 году, Париж должен был передать ВМФ два корабля — «Владивосток» и «Севастополь». Однако Франция отказалась выполнять условия соглашения, мотивировав своё решение ситуацией на Украине.

В августе 2015 года Москва и Париж достигли компромисса по вопросу «Мистралей». Корабли было решено передать Египту, а Россия получила оговорённые компенсационные выплаты и заключила с Каиром контракт на поставку свыше 40 Ка-52 и Ка-52К.

«Однако на вооружении ВМФ Ка-52К пока не стоит. Экспортную версию вертолёта необходимо адаптировать под требования нашего Военно-морского флота. Вероятно, именно в этом заключается суть опытно-конструкторских работ по Ка-52К», — пояснил в беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

Взлётная масса Ка-52К составляет 12,2 т, максимальный вес полезной нагрузки — 2 т, длина корпуса — 13,9 м, ширина (с учётом крыльев) — 6,3 м, крейсерская скорость — 250 км/ч, высота полёта — до 5,2 км. В арсенал «Катрана» входят пушка 2А42-1, неуправляемые авиационные ракеты С-8, противотанковые управляемые ракеты 9М120-1 «Атака» и 9А-4172К «Вихрь-1», зенитные самонаводящиеся ракеты типа «Игла-С».

Главное отличие вертолёта корабельного базирования от сухопутного собрата заключается в наличии механизма складывания лопастей и консолей крыльев. Такая конструктивная особенность приводит к уменьшению габаритных характеристик машины, что позволяет компактно размещать её на палубе или в ангаре.

Также по теме


«Флот сильной суверенной державы»: в Санкт-Петербурге прошёл Главный военно-морской парад России

В Санкт-Петербурге прошёл Главный военно-морской парад в честь Дня ВМФ России. В нём приняли участие более 40 кораблей, 41 воздушное…

Морской вертолёт всегда оснащён усиленным шасси (для посадки в условиях качки), а все узлы и агрегаты защищены специальным антикоррозийным покрытием (чтобы выдерживать воздействие соляного тумана и влажного воздуха в южных широтах). Также некоторые изменения вносятся в бортовое радиоэлектронное оборудование.

«Уменьшенные габариты вертолётов Ка-52К корабельного базирования позволяют увеличить максимально возможное количество размещаемых на корабле вертолётов. Бронированная кабина экипажа и катапультная система позволяют лётчикам безопасно покидать вертолёт. Кроме того, на вертолёте установлен комплект спасательного устройства, позволяющий спасать людей, терпящих бедствие на море», — говорится в материалах Минобороны РФ.

По информации военного ведомства, «Катран» должен быть оснащён бортовым радиоэлектронным оборудованием, устойчивым к воздействию электромагнитных помех. Аналогичное требование Минобороны предъявляет к авиационным средствам поражения. Кроме того, Ка-52К получит новую инерциальную навигационную систему, которая эффективно работает в условиях отсутствия ориентиров.

«Требования Минобороны адекватны условиям, в которых эксплуатируются палубные вертолёты. Особенно это касается навигации. Если не видно береговой черты и кораблей, то ориентироваться в пространстве лётчику становится очень тяжело, бывает сложно определить даже высоту полёта. Гладкая морская поверхность весьма коварная штука», — пояснил в комментарии RT заслуженный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов.

Конструкция

Кабина Ка-52

Приборная доска (вид с места пилота): индикатор на лобовом стекле и многофункциональные дисплеи (МФД).

Отображение пилотажной, навигационной и прицельной информации на МФД (вид с места штурмана-оператора).

Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения. Также, полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для учебно-тренировочного применения. Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м.

Ка-52 оборудован радиолокационной станцией «Арбалет».

Вооружение

Ка-52 в полёте, июнь 2011 года.

Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с автоматической пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 выстрелов, блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР) калибра 122 и 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое вооружение общей массой до 2000 кг), Ка-52 может быть дополнительно вооружён:

  • противотанковым ракетным комплексом (ПТРК) «Штурм-ВУ», оснащённым противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) 9М120-1 «Атака» с лазерной головкой самонаведения (ЛГСН);
  • неуправляемыми авиационными ракетами класса «воздух-земля» калибра до 240 мм (типа С-24);
  • управляемыми ракетами (УР) класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В».

Ка-52 в полёте, осень 2011 года.

Ракеты «Игла-В», созданные на базе зенитной управляемой ракеты (ЗУР) переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5—6 g, дальность пуска от 800 до 5200 м.

В перспективе планируется применение ПТРК «Вихрь» с ракетами 9А4172, имеющих стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, которые могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм.

Ранее считалось, что немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ПТРК «Вихрь» были вооружены штурмовики Су-25Т и Су-25ТМ (Су-39), серийное производство которых предполагалось запустить на У-УАЗ, а пушка 2А42 является штатным вооружением боевых машин пехоты и десанта БМП-2 и БМД-2 соответственно.

Ка-52К имеет на вооружении ПТРК «Гермес», который по дальности 15—100 км является одним из самых современных в мире.

В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения.

История

В 50-60 годы минувшего столетия вертолеты показали свою высокую эффективность на поле боя. Сначала в качестве транспортного средства, а затем и в качестве грозного оружия, способного эффективно работать непосредственно над полем боя, бороться с партизанами и уничтожать бронетехнику противника. Опыт Корейской войны, а затем и результаты конфликтов во Вьетнаме и на Ближнем Востоке был учтен советскими военными, и вскоре у СССР появился отличный ударный вертолет – Ми-24, знаменитый «крокодил».

Это прекрасный вертолет был задуман не только как ударный. Благодаря наличию десантного отсека он также мог доставлять бойцов на поле боя и эвакуировать раненых в тыл — своего рода «летающая БМП». Потом была Афганская война, и не только она. Советские «крокодилы» участвовали в конфликтах по всей планете, и всюду показали себя с наилучшей стороны. Но и у этого вертолеты были свои недочеты. Не совсем удачной оказалась сама концепция вертолета: Ми-24 почти очень редко использовали для доставки бойцов, и десантный отсек был явно лишним. Военные поставили перед конструкторами новую задачу: построить новый полностью ударный вертолет, который бы исключительно занимался уничтожением противника на поле боя.

В то же время в США началась разработка ударного вертолета второго поколения, и в середине 80-х уже появился серийно выпускаемый «Апач». Этот вертолет существенно превосходил по ТТХ Ми-24.

За время эксплуатации милевской машины обнаружились ее недостатки, которые предстояло устранить в новой машине, был накоплен огромный опыт производства и применения вертолетов в реальных боевых условиях. Появились изменения и в тактике использования винтокрылых машин. В 1973 году израильские вертолеты за один день уничтожили с помощью управляемых ракет 90 египетских танков и без потерь вернулись на базу. Советские военные учли этот факт. Поэтому одним из основных требований к новому вертолету стала способность бороться с бронетехникой противника.

В конкурсе приняли участия конструкторское бюро Миля и Камова. Милевцы пошли по уже проторенному пути и предложили глубокую модернизацию все того же Ми-24, на котором убрали грузовой отсек и серьезно модернизировали носовую часть корпуса, установили новые системы управления и вооружение. В обновленном вертолете появилось много современной электроники, в общем, он теперь сильно напоминал американский «Апач» — только стоил дешевле.

Конструкторское бюро Камова пошло по иному пути. Они представили чертежи вертолета, сделанного по соосной схеме (любимое решение камовцев), управляемого одним пилотом, имевшего мощную броневую защиту и вооруженного управляемыми ракетами с дальностью поражения более десяти километров. Во многом машина Камова оказалась революционной — возможно, даже слишком. Более того, конструкторы предлагали изменить саму тактику использования вертолетов в бою. Один из вертолетов (более легкий и маневренный) должен был выполнять функции разведчика и наводчика-корректировщика, а позади него ударные вертолеты должны были вести огонь с недосягаемого для огня ПВО противника расстояния. Увы, эти замыслы так и не стали реальностью.

Особенности Ка-22

В состав несущей системы входят крылья с двумя несущими винтами на их концах. Полет на малой скорости и вертолетная вертикальная посадка обеспечивались работой несущих винтов, которые производили необходимую тягу. Закрылки Ка-22 во время медленного полета и посадки поворачиваются вертикально на 90° с целью минимизации потери тяги в результате обдувки крыльев винтами. Чем выше скорость летательного аппарата, тем больше нагрузки в производстве подъемной силы ложится на крылья. Так, на максимальных скоростях за счет крыльев вырабатывается около 90 % подъемной силы винтокрыла.

Именно за счет такой особенности Ка-22 и подобные ему по конструкции летательные аппараты, по сравнению с вертолетами, могут развивать скорость больше в абсолютном значении. Ка-22 достиг предела скорости на испытаниях в 370 км/час. На больших скоростях выполняется разгрузка работы несущих винтов, что тоже выводит винтокрылы вперед своих соперников.

В системе управления можно найти как самолетные, так и вертолетные элементы. Циклическое изменение угла установки лопастей винтов и отклонение самолетного руля высоты характеризует продольное управление. Поперечное управление обеспечивается отклонением элеронов, изменением общего шага несущих винтов. Путевое управление – за счет отклонения рычага управления и дифференциального изменения шага правого и левого несущих винтов.

Также на винтокрыле присутствует система управления (СУ) режимами работы двигателей, СУ общим шагом винтов, автоматическая гидравлическая СУ шагом тяговых винтов, за счет которой происходит переход мощности с несущих винтов на тяговые с увеличением скорости полета.

В кабине экипажа присутствуют такие органы управления: штурвал, педали, сектор газа и рычаг общего газа. Рычаги системой жесткой проводки соединены с золотниками гидроусилителей, которые воздействуют на органы управления Ка-22. Можно с уверенностью сказать, что пилотировать винтокрыл тяжелее, чем самолет или вертолет. Создание конструкторами такой тяжелой схемы управления требовало разработки тренажера для летчиков-испытателей. Хоть такой тренажер в камовском бюро был создан, проект из-за многих недоработок и двух крушений Ка-22 пришлось закрыть, серийное производство этой модели так и не началось.

Ка-22 стал базовой моделью для разработки тяжелых грузовых винтокрылов:

•          Ка-34 − имеет поперечную схему конструкции и 4 газотурбинных двигателя, работающих с соосными несущими винтами;

•          Ка-35 – имеет подъемные несущие винты и маршевые турбореактивные двигатели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector